Болезнь при которой сам себя не слышишь

Нет ничего плохого в том, что человек стремится к здоровому образу жизни, поддерживает иммунитет, занимается спортом, следит за гигиеной.

Однако бывает, что стремление оставаться здоровым приобретает навязчивый характер. У этого явления есть научное определение — ипохондрия. Узнали у психологов, в чем она проявляется и как от нее избавиться.

Ипохондрическое расстройство или синдром — это психологическое состояние человека, при котором он испытывает страх заболеть одной или несколькими болезнями. Одержимость своим здоровьем впервые была описана еще древними греками. Врач и философ Гиппократ предположил, что это состояние вызывает расстройство особого внутреннего органа, который находится под ребрами. Отсюда и появилось название «ипохондрия», что с греческого означает «область под ребрами».

Много эмоций

Согласно международной классификации болезней ипохондрия относится к классу психических расстройств. От нее страдают от 3 до 14% населения планеты.

Бина Нерудова

— Половина клиентов психотерапевта — невротики, — рассказывает клинический психолог Бина Нерудова. — Невротик — это не истеричный, нервный скандалист, это такой склад личности, при котором человек часто эмоционально вовлекается в переживания, легко выходит на негативные эмоции, постоянно накручивает себя. Он склонен к вегетативным расстройствам.

Они, в свою очередь, проявляются, когда человек испытывает неприятные ощущения в той или иной области, но причина не обнаруживается. Боль или напряжение оказываются не связаны с конкретной болезнью. Обычно таким пациентам врачи говорят: «Вы здоровы». В результате невротик начинает рисовать в своем воображении кучу объяснений тому, что же с ним происходит на самом деле. Так и выглядит ипохондрия.

Девять признаков развития ипохондрии:

1. Любое отклонение от нормы вы воспринимаете как развитие серьезной болезни.

2. В интернете ищете симптомы и по ним ставите себе диагнозы.

3. Стремитесь посетить врача по любому поводу, даже незначительному.

4. Вас пугают люди с заразными заболеваниями.

5. Испытываете чувство сильного недоверия к медикам.

6. В путешествие вы берете кучу лекарств.

7. Вас сильно беспокоят вопросы наследственности заболеваний.

8. Вы думаете, что у вас может быть смертельная болезнь.

9. Вас преследует тяга к стерильности.

— В моей практике ипохондрия в большинстве случаев наблюдается у клиентов с тревожным расстройством и паническими атаками. Вообще, панические атаки — это прямой путь к тому, чтобы стать ипохондриком. Человеку в таком состоянии реально кажется, что он вот-вот умрет или у него случится сердечный приступ, хотя по факту он здоров. В итоге начинается долгая канитель хождения по врачам с целью отыскать у себя болезни сердца, например. Хотя по факту нужно идти к психотерапевту и разбираться с глубинными внутриличностными причинами панических атак, — объясняет Нерудова.

Фокус на тело

Большинство пациентов с ипохондрией имеют общие черты характера: неуверенность в себе, амбивалентность, отсутствие самостоятельности. У многих из них есть родитель или партнер, который выполняет роль «главного». При этом ипохондрик чувствует себя ребенком, даже когда ему 40 лет. В итоге он переключает фокус внимания на свое тело, пытаясь контролировать хотя бы одну сферу своей жизни – здоровье.

pixabay.com

— Зацикливая свое внимание на здоровье, человек возвращается в раннее детство, когда любовь матери проявлялась через заботу о телесных потребностях ребенка. Поэтому при ипохондрии у пациента происходит долюбливание себя, восполнение этой заботы, — добавляет психолог.

Также у ипохондрика есть вторичные выгоды не быть здоровым. Наличие болезненного состояния позволяет ему не заниматься своей жизнью — карьерой или семьей. Вместо этого он начинает бегать по больницам, опровергая очередной диагноз. При этом нужно понимать, что ипохондрики не симулируют, а реально чувствуют недомогание или боль.

Главные страхи

Привычка вводить в поисковике симптомы и ставить диагнозы себе по статьям становится любимым занятием ипохондриков. Что касается болезней, которые они у себя находят, то тут есть свой топ из нескольких пунктов. Возглавляет список онкология.

— Очень часто при мнимых недомоганиях ипохондрики начинают искать у себя именно опухоль, — подтверждает Бина Нерудова. — Это объяснимо. Канцерофобия, или боязнь заболеть раком, часто встречается у тех, кто потерял своих близких из-за этого недуга.

Следующий пункт — заболевания сердца. Часто ипохондрия развивается у людей с межреберной невралгией — психосоматическим заболеванием, при котором человек ощущает острую боль неясной этимологии.

Завершают список болезни желудочно-кишечного тракта, СПИД и другие инфекции, передающиеся половым путем, а также редкие аутоиммунные заболевания. У женщин, кроме прочего, беспокойство вызывает возможная беременность. Чаще это происходит у молодых девушек, которые пока не готовы к материнству.

Советы специалиста

Ипохондрия успешно поддается психотерапии. Пациенту предстоит решить внутренние конфликты, повысить самооценку и обучиться полезным практикам. Бина Нерудова рекомендует тем, кто замечает за собой нездоровый интерес к патологиям, несколько занятий.

Во-первых, освойте дыхательные упражнения, любые медитации, запишитесь на йогу. Все это учит концентрировать свое внимание на состоянии «здесь и сейчас», помогает успокоить нервную систему, снижает тревожное состояние и позволяет лучше себя узнать.

Елена Байда

Елена Байда, семейный психолог:

— В моей практике ипохондрия встречается довольно часто, так как я работаю с фобиями и паническими атаками. Каждый второй клиент с фобическим расстройством страдает от поиска симптомов заболеваний. Чаще всего они опасаются онкологии или нарушений работы сердца — инсульта, инфаркта. Когда такой страх сконцентрирован на конкретной болезни, мы называем это патологией. А ипохондрия относится к поиску любых симптомов без фиксации на чем-то определенном. У ипохондрика часто есть травматичный опыт, в котором он сам или кто-то из его близкого окружения страдал от тяжелого заболевания. Если первый эпизод произвел впечатление на психику человека, то он начинает замечать похожие случаи, и этот травматичный опыт закрепляется. Так устроен наш мозг: среди огромного потока информации он фиксирует внимание на той, которая живет на уровне подсознания.

Во-вторых, постарайтесь применять аутогенную тренировку по Шульцу. Это особый комплекс упражнений, разработанный для больных вегетососудистой дистонией и неврозами. Он направлен на саморегуляцию тела. Аутогенная тренировка позволяет научиться расслаблять свои мышцы, контролировать сердцебиение, нормализовать кровоснабжение внутренних органов. Она устраняет физиологические последствия стрессового состояния в организме.

Читайте также:  Свиная или говяжья печень при болезнях печени

В-третьих, ограничивайте себя от лишней информации. Не идите на поводу у желания найти болезнь. Перестаньте читать медицинские сводки, не пытайтесь искать симптомы. Если начать контролировать себя, то с каждым днем вредная привычка будет проявляться все слабее. Для того чтобы начать продуктивное лечение, необходимо обратиться к специалисту.

Источник

По статистике, каждый 4-й человек на Земле страдает тем или иным психическим либо поведенческим расстройством.

AdMe.ru решил рассмотреть самые необычные из них, чтобы еще раз доказать, насколько загадочен человеческий мозг.

Синдром Квазимодо

Синдром Квазимодо, или дисморфия, – очень опасное психическое расстройство, известное навязчивыми мыслями о сильно переоцененном или вовсе мнимом физическом дефекте. Больные постоянно смотрятся в зеркало, стараясь найти ракурс, в котором предполагаемый дефект не виден; отказываются фотографироваться, лишь бы не запечатлеть свой недостаток на снимке; чрезмерно ухаживают за внешностью; имеют проблемы с личной жизнью по причине именно этого дефекта; обладают низкой самооценкой; ощущают неловкость в обществе, подозревая, что другие замечают «дефект» и смеются над ним. Знакомо?

Абсурдность этого синдрома раскрывается в немой короткометражке «Contracuerpo».

Эротомания

Страдающие эротоманией убеждены, что кто-то в них влюблен, причем чаще всего тот, кто имеет гораздо более высокий социальный статус (например знаменитость). Больной верит, что его мнимый воздыхатель проявляет свое отношение к нему посредством особых знаков, тайных сигналов, телепатии и зашифрованных сообщений в СМИ. Преодолеть такое расстройство очень трудно: даже если предполагаемый влюбленный прямо говорит «нет», больной эротоманией пациент интерпретирует это как часть тайной стратегии, скрывающей их секретные отношения от общества.

Тема этого синдрома затрагивается в фильме «Иллюзия любви» (героиня Марион Котийяр).

Синдром Капгра

При этом синдроме больной верит, что кого-то из его близких или его самого заменил двойник. Пациент может утверждать, что плохие поступки, авторство которых приписывают ему, совершил не он, а его двойник, который в точности похож на него. Этим расстройством часто сопровождается шизофрения.

Художественный фильм «Двойник», снятый по мотивам одноименной повести Ф. М. Достоевского, раскрывает суть этого расстройства.

Синдром Фреголи

В этом случае больной считает ровно наоборот: под маской окружающих, незнакомых ему людей на самом деле скрывается кто-то из близких, кто постоянно гримируется и меняет свое обличие с целью преследования.
Синдром впервые описан в 1927 году: одна юная девушка считала, что ее преследуют два актера из театра, где она часто бывала, принимая вид людей, которых она знала или встречала.

Эта тема частично раскрывается в анимационном фильме «Аномализа».

Синдром Адели

Синдром Адели – это навязчивое состояние, при котором человек испытывает патологическую любовную привязанность. Врачи совсем недавно признали синдром психическим отклонением, всерьез угрожающим здоровью и жизни, приравняв его к игромании, алкоголизму и клептомании.

Симптомы болезни напоминают глубокую депрессию, но могут оказаться гораздо опаснее: преследование человека, самообман, иллюзорные надежды, добровольное приношение себя в жертву, игнорирование советов друзей и близких, безрассудные поступки и потеря интереса к другим темам и занятиям.

Про синдром и девушку, в честь которой болезнь получила название, можно посмотреть в фильме «История Адели Г.».

Криптомнезия

Криптомнезия — такой род нарушения памяти, когда человек не может вспомнить, когда было то или иное событие, во сне или наяву, написал ли он стихотворение или просто запомнил когда-то прочитанное. Иными словами, забывается источник той или иной информации, и человек не может определить, принадлежит идея ему или другому человеку.

При данном синдроме часто возникает явление «жамевю«, противоположное «дежавю», когда внезапно наступает ощущение того, что хорошо знакомые место или человек кажутся совершенно неизвестными или необычными, как бы увиденными в первый раз.

На фото фрагмент из фильма «Наука сна».

Синдром Алисы в Стране чудес

При этом синдроме у больного меняется восприятие окружающих предметов и пространства: он может воспринимать их как существенно меньшего или большего размера либо осознавать, что они находятся далеко, но странным образом очень близко. Самый тяжелый случай – когда человек неправильно воспринимает собственное тело: не может понять его форму и размеры. При этом ни глаза, ни другие органы чувств у больных не бывают поврежденными, изменения касаются только психики.

Синдром навязчивых состояний

Или обсессивно-компульсивное расстройство — по-научному. У больных таким психическим расстройством появляются навязчивые тревожные мысли, которые невозможно прогнать из головы, или «ритуалы» – особые действия, которые, как кажется человеку, он вынужден выполнить. При этом человек прекрасно понимает абсурдность своих действий, но их невыполнение приводит к невероятной тревоге и в конечном счете постоянному соблюдению этих ритуалов.

Читайте также:  Калмыкова пропедевтика детских болезней скачать pdf

Ярким примером человека, страдающего этим расстройством, является герой Леонардо Ди Каприо в фильме «Авиатор».

Парафренный синдром

Парафренный синдром представляет собой сочетание фантастического бреда и величия. Бредовые идеи больных постоянно сопровождаются псевдогаллюцинациями, наблюдаются «ложные воспоминания». Больные считают себя повелителями мира, приписывают себе бессмертие, божественное происхождение, утверждают, что написали под псевдонимами книги великих писателей, и тому подобное. Люди с таким диагнозом внешне становятся очень высокомерными и загадочными.

Расщепление личности

Расщепление личности — очень редкое психическое расстройство, при котором личность человека разделяется, и складывается впечатление, что в теле одного человека существует несколько разных личностей. Эти личности могут иметь разные пол, возраст, национальность, темперамент, умственные способности, мировоззрение и даже болезни. Причинами этого расстройства служат тяжелые эмоциональные травмы в детстве: в целях психологической защиты ребенок начинает воспринимать происходящее с ним так, будто это происходит с кем-то посторонним.

Самая поразительная история с расщеплением личности произошла в США в конце 1970-х. При аресте насильника Билли Миллигана выяснилось, что в его голове живут аж 24 личности. Прочитать об этой истории можно в книге Дэниела Киза.

Главный герой фильма «Сплит» также страдает подобным расстройством.

Источник

1. «Ñèíäðîì ÷óæîé ðóêè»
Ñëîæíîå ïñèõîíåâðîëîãè÷åñêîå ðàññòðîéñòâî, ôîðìà àïðàêñèè, ïðè êîòîðîé îäíà èëè îáå ðóêè äåéñòâóþò ñàìè ïî ñåáå, âíå çàâèñèìîñòè îò æåëàíèÿ õîçÿèíà. Èíîãäà ñîïðîâîæäàåòñÿ ïðèñòóïàìè ýïèëåïñèè. Äðóãîå íàçâàíèå ñèíäðîìà — «áîëåçíü äîêòîðà Ñòðåíäæëàâà» — äàíî íå ïî èìåíè ïåðâîîòêðûâàòåëÿ, à â ÷åñòü äîêòîðà Ñòðåíäæëàâà, îäíîãî èç ãåðîåâ èç ôèëüìà «Äîêòîð Ñòðåéíäæëàâ, èëè Êàê ÿ ïåðåñòàë áîÿòüñÿ è ïîëþáèë áîìáó», ðóêà êîòîðîãî èíîãäà ñàìà ïî ñåáå òî âñêèäûâàëàñü â íàöèñòñêîì ïðèâåòñòâèè, òî íà÷èíàëà äóøèòü ñâîåãî îáëàäàòåëÿ
2. «Àêöåíò èíîñòðàíöà»
Òå, êòî èñïûòûâàåò ýòî ïñèõè÷åñêîå îòêëîíåíèå, ãîâîðÿò íà ðîäíîì ÿçûêå ñ àêöåíòîì. Îòêëîíåíèÿ òàêîãî òèïà âîçíèêàþò îáû÷íî ïîñëå ñåðüåçíûõ ÷åðåïíî-ìîçãîâûõ òðàâì, à òàêæå ó ëþäåé, ïåðåíåñøèõ èíôàðêò èëè èíñóëüò. Ëå÷åíèþ ýòî ïñèõè÷åñêîå îòêëîíåíèå íå ïîääàåòñÿ.
3. «Äåëëþçèÿ Êàïãðàñà»
Áðåä îòðèöàòåëüíîãî äâîéíèêà. Ó ñòðàäàþùåãî ýòèì ñèíäðîìîì âîçíèêàåò áðåäîâîå óáåæäåíèå, ÷òî êòî-ëèáî èç åãî áëèçêèõ çàìåíåí èäåàëüíî ïîõîæèì äâîéíèêîì. Èíîãäà äâîéíèê çàìåíÿåò ñàìîãî áîëüíîãî, òîãäà áîëüíîé íà÷èíàåò ñïèñûâàòü íà äâîéíèêà ñâîè ïëîõèå ïîñòóïêè. Åñòü è ïðîòèâîïîëîæíîå çàáîëåâàíèå, ñèíäðîì Ôðåãîëè. Ïðè íåì ÷åëîâåê óáåæäåí, ÷òî åãî îêðóæàþò íå ðàçíûå ëþäè, à îäèí è òîò æå ÷åëîâåê, óäà÷íî ïîä íèõ ìàñêèðóþùèéñÿ. ×àñòî ñî÷åòàåòñÿ ñ ìàíèåé ïðåñëåäîâàíèÿ, ÷òî íåóäèâèòåëüíî
4. «Áîÿçíü ÷èñëà 13»
Äëÿ ëþäåé ñ ýòèì ïñèõè÷åñêèì îòêëîíåíèåì íåò íè÷åãî ñòðàøíåå âåùåé, ñâÿçàííûõ ñ ýòèì ÷èñëîì. Âíóòðè ýòîãî îòêëîíåíèÿ âûäåëÿþò òàêæå áîÿçíü «ïÿòíèöû òðèíàäöàòîãî». Àäîëüô Ãèòëåð ñòðàäàë ýòèì ïñèõè÷åñêèì îòêëîíåíèåì.  ßïîíèè, Êèòàå è Êîðåå íåêîòîðûå ëþäè áîÿòñÿ ÷èñëà «4».
5. «Ìóñêóëüíûé äèçìîðôèçì»
Ëþäè, ñòðàäàþùèå ýòèì ñèíäðîìîì, îäåðæèìû ìûñëüþ î òîì, ÷òî ó íèõ íåäîñòàòî÷íî áîëüøèå ìóñêóëû. Ñðåäè ñèìïòîìîâ ýòîãî îòêëîíåíèÿ ìîæíî âûäåëèòü ñëåäóþùèå:
— ÷åëîâåê ïîñòîÿííî ñìîòðèò íà ñåáÿ â çåðêàëî;
— îí ñèëüíî ïåðåæèâàåò, åñëè ïðîïóñêàåò òðåíèðîâêè â ãèìíàñòè÷åñêîì çàëå;
— áîëüíîé ãîòîâ ïðèíèìàòü îïàñíûå äëÿ çäîðîâüÿ ïðåïàðàòû, óâåëè÷èâàþùèå ìûøå÷íóþ ìàññó;
— åãî îòíîøåíèÿ ñ áëèçêèìè, äðóçüÿìè îòõîäÿò íà âòîðîé ïëàí. Íà ïåðâûé ïëàí âûõîäÿò òðåíèðîâêè.
6. «Áèáëèîìàíèÿ»
Áèáëèîìàíèÿ – ýòî ïñèõè÷åñêîå îòêëîíåíèå, ïðîÿâëÿþùååñÿ â òîì, ÷òî ÷åëîâåê ñòàíîâèòñÿ îäåðæèì ïðèîáðåòåíèåì êíèã. Îí ñòàðàåòñÿ ñêóïèòü âåñü òèðàæ êíèãè êàêîãî-íèáóäü îäíîãî àâòîðà, íå äóìàÿ î òîì, ãäå îí áóäåò èõ ðàçìåùàòü è ÷òî îá ýòîì äóìàþò åãî áëèçêèå.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ÷åëîâåê, ñòðàäàþùèé ýòèì îòêëîíåíèåì, ãîòîâ ïðåñòóïèòü çàêîí äëÿ òîãî, ÷òîáû çàïîëó÷èòü íóæíîå åìó èçäàíèå.
7. «Ðàçðûâàþùàÿñÿ ãîëîâà»
Ñ ëþäüìè, ñòðàäàþùèìè ýòèì ñèíäðîìîì, ÷àñòî ñëó÷àþòñÿ ïðèñòóïû, âî âðåìÿ êîòîðûõ îíè ñëûøàò ñèëüíûé øóì, íàïîìèíàþùèé âçðûâ âíóòðè ãîëîâû. ×àñòî ýòîò øóì íàñòèãàåò èõ ñðåäè íî÷è, â ðåçóëüòàòå ÷åãî îíè ïðîñûïàþòñÿ.
8. «Òðèõîòèëëîìàíèÿ»
Ìíîãèå ïñèõîëîãè ñâÿçûâàþò ýòî ïñèõè÷åñêîå ðàññòðîéñòâî ñ ïðèâû÷êîé ïîñòîÿííî äîòðàãèâàòüñÿ ðóêàìè äî âîëîñ, íàõîäÿùèõñÿ, êàê íà ãîëîâå, òàê è íà äðóãèõ ÷àñòÿõ òåëà. ×åëîâåê, ñòðàäàþùèõ ýòèì ðàññòðîéñòâîì, ñàì òîãî íå çàìå÷àÿ, âûäåðãèâàåò ó ñåáÿ âîëîñû, â ðåçóëüòàòå ÷åãî ó íåãî îáðàçóþòñÿ ëûñèíû è ïëåøè.
9. «Àíäðîôîáèÿ»
Àíäðîôîáèÿ – ýòî ñòðàõ âñòðåòèòñÿ ëèöîì ê ëèöó ñ ìóæ÷èíîé. Ýòèì ïñèõè÷åñêèì ðàññòðîéñòâîì îáû÷íî ñòðàäàþò äåâóøêè, íå èìåâøèå ñåêñóàëüíîãî îïûòà. Îíè íà÷èíàþò èñïûòûâàòü ïàíè÷åñêèé ñòðàõ, êîãäà îñòàþòñÿ îäèí íà îäèí ñ ìóæ÷èíîé, äàæå åñëè íåò íèêàêèõ ïðèçíàêîâ îïàñíîñòè.
10. «Ñèíäðîì Ìþíõãàóçåíà»
 íàðîäå ýòîò ñèíäðîì íàçûâàåòñÿ «âîñïàëåíèåì õèòðîñòè». Ñóòü åãî çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî «áîëüíîé» ñïåöèàëüíî ïðåòâîðÿòñÿ áîëüíûì äëÿ òîãî, ÷òîáû îáðàòèòü íà ñåáÿ âíèìàíèå, âûçâàòü ê ñåáå ñî÷óâñòâèå.
11. Ôàíòîì êîíå÷íîñòè
Îí æå — ñèíäðîì ëîæíîãî îùóùåíèÿ àìïóòèðîâàííîé êîíå÷íîñòè. Ëþäè, ñòðàäàþùèå ýòèì ðàññòðîéñòâîì, îùóùàþò, ÷òî èõ àìïóòèðîâàííàÿ êîíå÷íîñòü (èëè äàæå óäàëåííûé îðãàí — äà õîòü òîò æå àïåíäèêñ) âñå åùå ïðè íèõ. ×óòü ëè íå 80 ïðîöåíòîâ ïåðåíåñøèõ àìïóòàöèþ ðèñêóþò çàïîëó÷èòü âçàìåí òàêèå âîò ñïåöèôè÷åñêèå îùóùåíèÿ. Çà÷àñòóþ ëþäè ïðîäîëæàþò èñïûòûâàòü áîëü â àìïóòèðîâàííûõ êîíå÷íîñòÿõ (òàê íàçûâàåìûå ôàíòîìíûå áîëè), à ìíîãèå ôèçè÷åñêèå ÷óâñòâóþò æåñòèêóëÿöèþ àìïóòèðîâàííûõ ðóê.  ñàìûõ òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ áîëüíûå ñ÷èòàþò, ÷òî îòñóòñòâóþùàÿ êîíå÷íîñòü äåéñòâóåò ñàìîñòîÿòåëüíî, íå ïîä÷èíÿÿñü èõ âîëå.
12. Íàðóøåíèå öåëîñòíîñòè âîñïðèÿòèÿ òåëà
Ëþäè ñ ÍÖÂÒ ñòðåìÿòñÿ ê àìïóòàöèè çäîðîâîé ÷àñòè ñâîåãî òåëà. Îíè èñïûòûâàþò ìó÷èòåëüíûå îùóùåíèÿ, ÷òî ñ èõ òåëîì íå âñå â ïîðÿäêå è íîãè èëè ðóêè — ïðîñòî-íàïðîñòî ëèøíèå. ×àñòè÷íî îíè ïûòàþòñÿ ðåøèòü ïðîáëåìó, ê ïðèìåðó, ïàðàëèçàöèåé êîíå÷íîñòåé èëè . Ìíîãèå äîõîäÿò äî òîãî, ÷òî êàëå÷àò ñåáÿ ñàìè, òåì áîëåå ÷òî ñëó÷àåâ, êîãäà íà ïîäîáíóþ îïåðàöèþ ðåøàëèñü âðà÷è, ïîêà åùå î÷åíü ìàëî (è çàêîííîñòü èõ ñîìíèòåëüíà). Ïîñëå îïåðàöèè áîëüíûå (áóäåì âñå-òàêè íàçûâàòü èõ òàê) ñâèäåòåëüñòâîâàëè î íàñòóïèâøåì îáëåã÷åíèè è äîëãîæäàííîé ãàðìîíèè ñ ñîáñòâåííûì òåëîì.
1…(ýòîò ïóíêò ïî-ïîíÿòíûì ïðè÷èíàì îòñóòñòâóåò)
14. Ìèôîìàíèÿ
Èëè èñòåðè÷åñêîå ôàíòàçèðîâàíèå. Âûðàæàåòñÿ â íàâÿç÷èâîì ñòðåìëåíèè ëãàòü — áåç êàêîé-ëèáî âíåøíåé ìîòèâàöèè. Âïðî÷åì, ÷àñòî èñòåðè÷åñêèé ëãóí äåéñòâèòåëüíî âåðèò â òî, ÷òî ãîâîðèò, è åìó ïðèõîäèòñÿ ñîçäàâàòü äåéñòâèòåëüíî íåòðèâèàëüíûå ïîñòðîåíèÿ, ÷òîáû âïèñàòü â ñâîþ ñèñòåìó ìèðà êàêèå-íèáóäü íå îñîáî óäîáíûå ôàêòû. Ó ìèôîìàíèè åñòü òðè îòëè÷èòåëüíûõ ïðèçíàêà: âî-ïåðâûõ, ëîæü âñåãäà íåñåò â ñåáå ýëåìåíò ïðàâäû — ýòî âñå æå íå ïñèõîç, è áóäó÷è ïðèïåðòûì ê ñòåíêå, îáìàíùèê âïîëíå ñïîñîáåí ñîçíàòüñÿ âî ëæè. Âî-âòîðûõ, òàêàÿ ëîæü íå áûâàåò ñïðîâîöèðîâàíà êàêèì-ëèáî ñîáûòèå èëè ñèòóàöèåé. Îíà èäåò êàê áû ôîíîì ê ñóùåñòâîâàíèþ áîëüíîãî. È, íàêîíåö, â-òðåòüèõ, ðàññêàçûâàåìûå áàéêè îáû÷íî âûñòàâëÿþò ãåðîÿ â ïîëîæèòåëüíîì ñâåòå — õðàáðûì, çíàìåíèòûì èëè õîòÿ áû áîãàòûì. Çà ïðåäåëàìè ñâîåé ðîëè ìèôîìàíüÿê îáû÷íî íå âðåò.
15. Ñèíäðîì «Àëèñû â ñòðàíå ÷óäåñ»
Èëè ìèêðîïñèÿ. Ñîñòîÿíèå, ïðè êîòîðîì ó áîëüíûõ èñêàæàåòñÿ âîñïðèÿòèå âðåìåíè, ïðîñòðàíñòâà è ñîáñòâåííîãî òåëà. Ëþäè ìîãóò êàçàòüñÿ èì ëèëèïóòàìè, à ñîáñòâåííûå ðóêè, íîãè èëè ãîëîâà ìîãóò ïðîèçâîëüíî ìåíÿòü ôîðìó è ðàçìåð — ñóáúåêòèâíî, êîíå÷íî. Òàêæå ìîãóò óìåíüøàòüñÿ íåìàòåðèàëüíûå îáúåêòû èëè äàæå èõ ÷àñòè ïî-îòäåëüíîñòè.
16. Ñèíäðîì âòÿãèâàíèÿ ãåíèòàëèé
Îí æå — Êîðî. Ñòðàííîå äóøåâíîå ðàññòðîéñòâî, ïðè êîòîðîì ïàöèåíò ñ÷èòàåò, ÷òî åãî ïåíèñ (èëè ãðóäü, åñëè çàáîëåâàåò æåíùèíà) âòÿãèâàåòñÿ óìåíüøàåòñÿ, âòÿãèâàåòñÿ âíóòðü òåëà, è êîãäà âòÿíåòñÿ ïîëíîñòüþ, ÷åëîâåê óìðåò. Áîëüíîé íà÷èíàåò ïðèíèìàòü ìåðû ïî ñàìîñïàñåíèþ — íå ñïèò, ñëåäèò, âåøàåò ãèðüêè è òàê äàëåå. Åùå ñòðàííûé ôàêò — çàáîëåâàíèå âñòðå÷àåòñÿ òîëüêî â Àçèè, è äàæå åùå òî÷íåå — â Þãî-Âîñòî÷íîé Àçèè (Þæíûé Êèòàé, Ñèíãàïóð, Òàèëàíä, è ò.ä.). Íåðåäêî çàáîëåâàíèå ïðèîáðåòàåò õàðàêòåð ëîêàëüíîé ýïèäåìèè — òî åñòü ëþäè öåëûìè äåðåâíÿìè ñèäÿò è áîÿòñÿ, ÷òî èõ ïåíèñû èñ÷åçíóò. Ñî âðåìåíåì âñå ñèìïòîìû áåññëåäíî ïðîõîäÿò.
17. Ñèíäðîì Ñòåíäàëÿ
Èçíà÷àëüíî — îïèñàííîå Ñòåíäàëåì ÷óâñòâî ýêçèñòåíöèàëüíîãî óæàñà, îõâàòûâàþùåå íåêîòîðûõ åâðîïåéöåâ ïðè ïîñåùåíèè Ôëîðåíöèè è ñîçåðöàíèè, íàïðèìåð, «Ìàäîííû» Ðàôàýëÿ. Äðóãèå ñèìïòîìû — ó÷àùåííîå ñåðäöåáèåíèå, ãîëîâîêðóæåíèå, ïðèïàäêè, âîçìîæíû ãàëëþöèíàöèè. Ïî áîëüøîìó ñ÷åòó, ñèíäðîì ìîæåò íàñòèãíóòü ãäå óãîäíî, íî ïî ïîâîäó Ôëîðåíöèè åñòü îäíî ëþáîïûòíîå íàáëþäåíèå. Ñèíäðîì Ñòåíäàëÿ íèêîãäà íå ïîðàæàåò ìåñòíûõ æèòåëåé è íèêîãäà — ÿïîíñêèõ òóðèñòîâ. Ó ÿïîíñêèõ òóðèñòîâ ñâîè áè÷ — ïàðèæñêèé ñèíäðîì, çàáîëåâàíèå ïðèìåðíî ñ òåìè æå ñèìïòîìàìè, ñòîëüêî ÷àñòî îõâàòûâàþùåå ÿïîíöåâ â Ïàðèæå, ÷òî â èõ ôðàíöóçñêîì ïîñîëüñòâå äàæå äåéñòâóåò êðóãëîñóòî÷íàÿ ãîðÿ÷àÿ òåëåôîííàÿ ëèíèÿ äëÿ ïîñòðàäàâøèõ.
18. Áðåä Êîòàðà
Áðåä îòðèöàíèÿ — ðåäêîå äóøåâíîå ðàññòðîéñòâî, «ìàíèÿ âåëè÷èÿ íàîáîðîò». Ó ïàöèåíòà íàáëþäàþòñÿ áðåäîâûå èäåè, ÷òî îí ìåðòâ èëè íå ñóùåñòâóåò. ×òî îí ðàçëàãàåòñÿ, ÷òî ó íåãî íåò ñåðäöà, êðîâè èëè âîîáùå âíóòðåííèõ îðãàíîâ, èíîãäà — ÷òî îí ïðè ýòîì áåññìåðòåí. Äðóãèå âàðèàöèè — ÿ ñàìûé æóòêèé â ìèðå ïðåñòóïíèê, ÿ ïðè÷èíèë ÷åëîâå÷åñòâó âåëè÷àéøåå çëî, ÿ çàðàçèë âåñü ìèð ÑÏÈÄîì, Çåìëÿ ìåðòâà, ìèð ïóñò è áåçæèçíåí. Âñå ýòî — íà ôîíå äåïðåññèè è òðåâîæíûõ ñîñòîÿíèé ïñèõèêè.
19. Èåðóñàëèìñêèé Ñèíäðîì
Èåðóñàëèìñêèé Ñèíäðîì âêëþ÷àåò â ñåáÿ âîçíèêíîâåíèå ðåëèãèîçíûõ îäåðæèìûõ èäåé, äåëëþçèé èëè äðóãèõ ïñèõîçîâ íà ïî÷âå ïîñåùåíèÿ ãîðîäà Èåðóñàëèìà. Äàííûé ñèíäðîì íå îòíîñèòñÿ òîëüêî ëèøü ê îäíîé ðåëèãèè èëè âåðîâàíèþ, è òàê æå çàòðàãèâàåò åâðååâ è õðèñòèàí ðàçëè÷íîãî ïðîèñõîæäåíèÿ. Ñèíäðîì ïîÿâëÿåòñÿ âî âðåìÿ íàõîæäåíèÿ ÷åëîâåêà â Èåðóñàëèìå è îáû÷íî ïðîïàäàåò ïîñëå íåñêîëüêèõ íåäåëü. Èíòåðåñíî, ÷òî ó âñåõ ëþäåé, êòî ïîñòðàäàë îò ýòîãî ñïîíòàííîãî ïñèõîçà, èìåëàñü â ïðîøëîì èñòîðèÿ ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé ëèáî îíè óæå ÷óâñòâîâàëè ñåáÿ íåõîðîøî äî ïðèáûòèÿ â ãîðîä.
20. Ïåðåïîâòîðÿþùàÿñÿ Ïàðàìíåçèÿ
Ïåðåïîâòîðÿþùàÿñÿ Ïàðàìíåçèÿ ïðîÿâëÿåòñÿ êîãäà ÷åëîâåê íà÷èíàåò âåðèòü â òî, ÷òî îïðåäåëåííîå ìåñòî èëè ìåñòíîñòü äóáëèðóþòñÿ, òî åñòü ñóùåñòâóþò â äâóõ èëè áîëåå ìåñòàõ îäíîâðåìåííî ëèáî áûëè ïåðåíåñåíû íà äðóãóþ ïëîùàäêó. Íàïðèìåð, ÷åëîâåê ìîæåò âåðèòü â òî, ÷òî îí íà ñàìîì äåëå íàõîäèòñÿ íå â òîé áîëüíèöå êóäà åãî îïðåäåëèëè, à â òàêîé æå èäåíòè÷íîé, íàõîäÿùåéñÿ â äðóãîé ÷àñòè ñòðàíû, íå ñìîòðÿ íà âñþ î÷åâèäíîñòü òîãî ÷òî òàêîãî íå ìîæåò áûòü. Ïàðàìíåçèÿ áûëà âïåðâûå èñïîëüçîâàíà â 1930 ãîäó ÷åõîñëîâàöêèì íåâðîëîãîì Àðíîëüäîì Ïèêîì äëÿ òîãî ÷òîáû îïèñàòü ñîñòîÿíèå ïàöèåíòà ñ ïîäîçðåíèåì íà çàáîëåâàíèå Àëçàéìåðà. Ïàöèåíòêà ïîñòîÿííî íàñòàèâàëà íà òîì, ÷òîáû åå ïåðåìåñòèëè èç êëèíèêè Ïèêà, â òàêóþ æå, íî êîòîðàÿ ïî åå óáåæäåíèþ íàõîäèëàñü â åå ðàéîíå. ×òîáû ïîäòâåðäèòü ñâîè ñëîâà, îíà óòâåðæäàëà, ÷òî Ïèê è åãî êîëëåãè ðàáîòàëè â îáåèõ êëèíèêàõ è òàêèì îáðàçîì ïûòàëèñü ââåñòè åå â çàáëóæäåíèå.
21. Ïðîñîïàãíîçèÿ
Ïðîñîïàãíîçèÿ, òàêæå èçâåñòíàÿ êàê ëèöåâàÿ ñëåïîòà, áîëåçíü ïðè êîòîðîé ó ÷åëîâåêà íàðóøåíî âîñïðèÿòèå ëèö, òî åñòü îí ìîæåò óçíàâàòü ëþáûå îáúåêòû, êðîìå ÷åëîâå÷åñêèõ ëèö. Áîëåçíü îáû÷íî ÿâëÿåòñÿ ñëåäñòâèåì òðàâìû ìîçãà, íî òàêæå ìîæåò ïåðåäàâàòüñÿ ïî íàñëåäñòâó.

Читайте также:  Симптомы болезней желудка гастрит чем лечить

Источник