Болезнь раскольникова в романе преступление и наказание

Болезнь раскольникова в романе преступление и наказание thumbnail

С какой женщиной мог бы быть счастлив князь Мышкин? Почему Сонечка Мармеладова стала проституткой? По просьбе ТАСС психолог и юристы прокомментировали действия героев трех романов Федора Достоевского. Наши эксперты — психолог, специалист Центра медпрофилактики города Долгопрудного Елена Шалашугина; адвокат Адвокатской палаты Московской области, член Ассоциации юристов России Вероника Полякова; адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Забейда, Касаткин, Саушкин и партнеры» Александр Забейда;член Адвокатской палаты Москвы Петр Казаков и экс-начальник криминальной милиции адвокат Евгений Харламов.

«Идиот»

О князе Мышкине

Главный герой романа — князь Лев Николаевич Мышкин. В начале книги он возвращается в Россию из Швейцарии, куда был отправлен «по какой-то странной нервной болезни, вроде падучей или виттовой пляски, каких-то дрожаний и судорог» (Мышкин болен эпилепсией). По его собственному признанию, в Швейцарии его так и недолечили. Его считают чудаком, не от мира сего. 

Я прежде действительно был так нездоров, что и в самом деле был почти идиот; но теперь я давно уже выздоровел, и потому мне несколько неприятно, когда меня называют идиотом в глаза

Князь Мышкин

Из романа «Идиот»

Как говорит психолог Елена Шалашугина, на самом деле князь благоговеет перед своей болезнью. Строго говоря, на протяжении романа читатели и не видят его здоровым.  

О Настасье Филипповне

В романе князь любит двух женщин: Настасью Филипповну и Аглаю Епанчину. Настасью он жалеет. Эту красавицу, дочь разорившегося помещика, сделал своей любовницей богатый аристократ Афанасий Тоцкий (мужчина намного старше ее, в его поместье она воспитывалась). Настасья его ненавидела и готова была «самое себя погубить, безвозвратно и безобразно, Сибирью и каторгой, лишь бы надругаться над человеком, к которому она питала такое бесчеловечное отвращение».

А тут приедет вот этот: месяца по два гостил в году, опозорит, разобидит, распалит, развратит, уедет, — так тысячу раз в пруд хотела кинуться, да подла была, души не хватало

Настасья Филипповна

Из романа «Идиот»

Как объясняет психолог, Настасья Филипповна — настоящая жертва семейного насилия, презирающая в первую очередь саму себя. «Чувство, которое она испытывает к своему совратителю, на самом деле является искалеченной, инвалидной любовью. Говоря языком психоанализа, отвращение — это реактивное чувство, чувство-оборотень, возникшее под влиянием мощных культурных запретов из «нечистой» любви. Именно то, что бессознательно она все еще любила своего растлителя, героиня и не могла простить себе», — говорит Елена Шалашугина. По ее словам, желание наказать Тоцкого проецируется у Настасьи Филипповны на всех мужчин вообще. «В отношении с ними ей известны и доступны лишь две модели поведения (а, по сути, это две стороны одного явления): та, где унижает она, и та, где унижают ее», — поясняет психолог. 

Комментарии юристов

  • Главный вопрос — исполнилось ли Настасье 16 лет, когда Тоцкий впервые вступил с ней в интимную близость (из романа следует, что, по всей видимости, исполнилось). Если нет, то его действия подпадают под статью УК РФ и могут быть наказаны лишением свободы на срок до четырех лет.
  • Если же героине уже исполнилось 16, все зависит от ее согласия: при его наличии состава преступления в действиях Тоцкого нет. 
  • В противном случае действия Тоцкого подпадают под статью о принуждении к действиям сексуального характера путем шантажа, угроз и использования материальной или иной зависимости несовершеннолетней потерпевшей. За это персонажа могли бы лишить свободы на срок до пяти лет.

О Рогожине

В Настасью Филипповну влюблен купец Парфен Рогожин. В одной из сцен он «торгует» ее, предлагая большие деньги, лишь бы она уехала с ним. Тогда же Мышкин делает ей предложение, но она отказывает и уезжает с купцом.

Я, может быть, и сама гордая, нужды нет, что бесстыдница! Ты меня совершенством давеча называл; хорошо совершенство, что из одной похвальбы, что миллион и княжество растоптала, в трущобу идет! Ну, какая я тебе жена после этого? <…> А теперь я гулять хочу, я ведь уличная!

Настасья Филипповна

Из романа «Идиот»

По словам Елены Шалашугиной, страсть Рогожина — это яркая иллюстрация созависимых, токсичных отношений. «Рогожин — явно поломанный жизнью человек с глубоким презрением к самому себе: мужчина, «покупающий» общество (не любовь даже!) женщины, дает этим понять, что быть с ним «за просто так» совершенно невозможно», — объясняет психолог. По ее мнению, подобные отношения совсем не редкость в нашем мире, и насилие — физическое и моральное — их неизменный спутник.

О финале

В романе Мышкин отказывается от свадьбы с Аглаей ради Настасьи Филипповны, а та сбегает от него из-под венца к Рогожину, который ее убивает. В финальной сцене Мышкин и Рогожин сидят у тела любимой женщины. Рогожин впадает в беспамятство. Мышкин же возвращается в свое прежнее состояние — он становится «идиотом», которым был до лечения в Швейцарии.    

Он уже ничего не понимал, о чем его спрашивали, и не узнавал вошедших и окруживших его людей. И если бы сам Шнейдер явился теперь из Швейцарии взглянуть на своего бывшего ученика и пациента, то и он, припомнив то состояние, в котором бывал иногда князь в первый год лечения своего в Швейцарии, махнул бы теперь рукой и сказал бы, как тогда: «Идиот!»

По словам психолога, то, что происходит в финале, свидетельствует о возвращении болезни Мышкина. Но теперь его болезнь лишена всяческого романтического ореола, это лишь тяжелая органическая патология. Рогожин же после убийства приходит в состояние шока. «А после запускается мощный защитный механизм, уводящий его из страшной реальности: начавшаяся истерика перетекает в бред, а затем и в острый психоз», — поясняет Елена Шалашугина. Верно ли сделал Мышкин, оставив Аглаю ради Настасьи Филипповны? И какая женщина все же по-настоящему бы ему подошла? «Та, которой хватило бы мужества его не жалеть. Не думаю, что это относится к Настасье Филипповне или Аглае», — заключает психолог.

Впоследствии Рогожин сознался в убийстве, был осужден и получил 15 лет каторги.

Комментарии юристов

  • В современном российском суде Рогожина, скорее всего, признали бы невменяемым и отправили бы на принудительное лечение в психиатрическую больницу закрытого типа.
  • Если Рогожин все же был бы признан вменяемым, то с учетом полного признания вины и наличия смягчающих обстоятельств его ожидало бы шесть-восемь лет колонии строгого режима.

Актриса Юлия Борисова в роли Настасьи Филипповны. Кадр из фильма «Идиот», 1958 год

© Репродукция Фотохроники ТАСС

«Преступление и наказание»

О Родионе Раскольникове

Об идее главного героя романа Родиона Раскольникова знают, наверное, даже те, кто не читал роман. Бросив учебу из-за бедности, он решил совершить убийство и проверить: могут ли одни люди убивать других ради «высших» целей. В итоге он убивает и грабит старуху-процентщицу и ее сестру, но впоследствии сам сдается полиции и получает восемь лет каторги. 

Старуха была только болезнь… я переступить поскорее хотел… я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался… Только и сумел, что убить

Родион Раскольников

Из романа «Преступление и наказание»

«В реальной жизни на такой эксперимент отважился Адольф Гитлер», — комментирует Елена Шалашугина. По ее словам, философия Раскольникова — это гремучая смесь высокого интеллекта и крайне низкой самооценки. «Подобные умозаключения (о «тварях дрожащих» и «право имеющих») вытекают из дуалистического мировоззрения, где позиции добра и зла не являются категориями, структурирующими единую систему, а существуют как бы сами по себе. Если у человека с таким мироощущением оказывается высокий интеллект, то он удостаивается лишь роли раба: он рационализирует выводы примитивного ядра личности и никак не влияет на качество мышления в целом», — говорит психолог. 

Комментарии юристов

  • Действия Раскольникова в романе подпадают под две статьи УК РФ: «Убийство двух и более лиц» и «Разбой с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего». 
  • По первой статье персонажа могли бы лишить свободы пожизненно, по второй — на срок от 8 до 15 лет. 
  • Явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления и то, что Раскольников не воспользовался похищенными вещами, могут быть признаны смягчающими обстоятельствами и учитываться при назначении наказания.
  • Сказать, какое именно понес бы наказание Раскольников по законам современной России, довольно сложно. В суде были бы учтены разные факторы, в том числе влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи. 

О Соне Мармеладовой

Эта героиня — образец жертвенности. В романе ее мачеха Катерина Ивановна склоняет ее пойти на панель, чтобы заработать денег для семьи. 

Соня <…> говорит: «Что ж, Катерина Ивановна, неужели же мне на такое дело пойти?» <…> «А что ж, — отвечает Катерина Ивановна, в пересмешку, — чего беречь? Эко сокровище!»

Семен Мармеладов, отец Сони

Из романа «Преступление и наказание»

Как поясняет психолог, Сонечка демонстрирует поведение человека с «психологией жертвы». И к проституции ее толкнула не бедность, а страх лишиться последних крох человеческого тепла и участия, что она получала в своей семье. «Катерина Ивановна же просто-напросто нашла легкий путь к самоутверждению и относительно безопасный способ мести своему мужу за неудачный брак: она унизила не его самого, а его дочь», — полагает Елена Шалашугина. По ее словам, такие отношения в семьях не редкость и сейчас. А сложнее всего в этих ситуациях приходится детям: в школах ребята из подобных семей могут стать жертвами травли.  

Комментарии юристов

  • По современным российским законам проституция является административным правонарушением, но не преступлением. За него предусмотрен штраф — от 1,5 до 2 тыс. рублей. 
  • Трудно определить, есть ли состав преступления в действиях Катерины Ивановны. С одной стороны, Соня осознанно сделала выбор. С другой — Катерина Ивановна своими действиями могла вовлечь падчерицу в занятие проституцией путем морального давления и уговоров. Такие действия являются способом совершения преступления и подпадают под статью УК РФ. Катерина Ивановна могла бы быть оштрафована (на сумму до 200 тыс. рублей или в размере своего дохода за 18 месяцев). Другие варианты наказания — ограничение свободы на срок до трех лет, принудительные работы на срок до трех лет либо лишение свободы на тот же срок.

Иллюстрация к роману «Преступление и наказание». Из фондов музея-квартиры Ф.М. Достоевского

© Фотохроника ТАСС

Навяжется же такой кошмар! Но я не боюсь тебя. Я тебя преодолею. Не свезут в сумасшедший дом!

Иван Карамазов

Из романа «Братья Карамазовы»

Он убил, а я его научил убить… Кто не желает смерти отца?..

Иван Карамазов

Из романа «Братья Карамазовы»

Комментарии юристов 

  • В книге Дмитрия обвиняют только в убийстве отца. В наши дни по этому делу он, скорее всего, был бы оправдан: письмо, написанное в гневе, не могло бы служить доказательством причастности к убийству.
  • В современной России Дмитрия привлекли бы к ответственности за нападение на слугу и лишили свободы на срок до пяти лет либо приговорили бы к принудительным работам. 
  • Ивана Карамазова могли бы обвинить в подстрекательстве или пособничестве и приговорить как минимум к шести годам колонии строго режима. Однако не факт, что его сочли бы виновным: Смердяков «вдохновился» идеями Ивана, но тот не говорил ничего конкретного о возможном убийстве.  
  • Эксперты уточняют, что выносить предположения можно только о том, какие решения приняли бы профессиональные судьи. В случае суда присяжных вердикт был бы непредсказуемым.

Тест: угадай, как герои романов Достоевского потратили бы деньги сегодня

На съемках фильма «Братья Карамазовы», 1968 год

© Валентин Мастюков/Фотохроника ТАСС

Источник

Главная страницаРаскольников

Душевное состояние Раскольникова после преступления в романе «Преступление и наказание» (психологическое состояние после убийства)

Раскольников до преступления

Важно понимать, что до преступления Раскольников уже некоторое время не чувствует себя хорошо: из-за нехватки денег он плохо питается, носит старую одежду и редко меняет белье, у него апатия и хандра.

За несколько месяцев до преступления Раскольников бросил учебу в университете и перестал давать частные уроки. Он сторонится людей, ни с кем не общается, много времени проводит в своей каморке и т.д. Накануне преступления Раскольников много думает о своей теории, которая и становится главной причиной убийства.

Раскольников после преступления


После совершенного преступления Раскольников чувствует себя слабым как физически, так и морально. Он практически заболевает. Раскольников впадает в бредовое состояние, много спит, теряет аппетит. Он теряет ощущение времени. Душевные муки поглошают все его силы:

«…сам дрожа всем телом…» 

«Ноги его дрожали. «От страху», — пробормотал он про себя. Голова кружилась и болела от жару…» 

«Скверно то, что я почти в бреду… я могу соврать какую-нибудь глупость…»

«Ну для чего ты отыскал меня в начале болезни? Я, может быть, очень был бы рад умереть?…»

Сразу после преступления Раскольников чувствует, что «казнь за убийство» уже наступает. Душевные муки становятся невыносимыми:

«Что, неужели уж начинается, неужели это уж казнь наступает? Вон, вон, так и есть!» 

Поведение Раскольникова после преступления трудно назвать адекватным и нормальным.  Он теряет ощущение реальности и порой даже сомневается, совершил ли он преступление или это лишь плод воображения:

«А ведь кто знает! Может, я и впрямь помешанный, и все, что во все эти дни было, все, может быть, так только, в воображении…»

При этом Раскольников «разрывается» между двумя противоположными желаниями. С одной стороны, он хочет, чтобы его преступление поскорее раскрыли и избавили его от ужасной душевной муки:

«…Господи, поскорей бы уж!…» 

«Только бы поскорей!…» 

«…такое отчаяние и такой, если можно сказать, цинизм гибели вдруг овладели им, что он махнул рукой и пошел дальше…» (о том, что в некоторые моменты Раскольников совершенно не боится разоблачения) 

В определенные моменты Раскольников чувствует, что готов сам признаться в преступлении:

««Если спросят, я, может быть, и скажу», — подумал он, подходя к конторе.» 

««Войду, стану на колена и все расскажу…» — подумал он, входя в четвертый этаж.»

«Странная мысль пришла ему вдруг: встать сейчас, подойти к Никодиму Фомичу и рассказать ему все вчерашнее, все до последней подробности, затем пойти вместе с ними на квартиру и указать им вещи, в углу, в дыре. Позыв был до того силен, что он уже встал с места, для исполнения. «Не обдумать ли хоть минуту? — пронеслось в его голове. — Нет, лучше и не думая, и с плеч долой!» Но вдруг он остановился как вкопанный…»

С другой стороны, Раскольников боится, что его преступление раскроют. Ему стыдно перед семьей и окружающими за свой поступок, который он считает «очень глупым». При этом он даже размышляет о побеге или самоубийстве:

«Всего стыднее, что очень уж глупо. Да и наплевать на это…» 

«Да, чтоб избежать этого стыда, я и хотел утопиться, Дуня…» 

Следующие дни после убийства до явки с повинной (около 10 дней) Раскольников глубоко страдает. В его душе разгорается внутренняя борьба, которая изнуряет его:

«Раскольников до того устал за все это время, за весь этот месяц…»

«Я как-то слаб, Дуня; уж очень устал…» 

«Э… черт! Да и устал я: где-нибудь лечь или сесть поскорей!» 

«…слишком уж я желчен стал в последнее время. Веришь ли: я сейчас погрозил сестре чуть ли не кулаком за то только, что она обернулась в последний раз взглянуть на меня. Свинство — этакое состояние! Эх, до чего я дошел!»

Наконец после тяжелой борьбы с самим собой Раскольников решает признаться в преступлении и явиться с повинной в полицию:

«…решение его было принято. Костюм его был ужасен: все грязное, пробывшее всю ночь под дождем, изорванное, истрепанное. Лицо его было почти обезображено от усталости, непогоды, физического утомления и чуть не суточной борьбы с самим собою. Всю эту ночь провел он один, бог знает где. Но, по крайней мере, он решился.»

Раскольников признается в преступлении, потому что решает быть сильным человеком, который не боится стыда. Его гордость не позволяет ему совершить побег или самоубийство:

» — Иду. Сейчас. Да, чтоб избежать этого стыда, я и хотел утопиться, Дуня, но подумал, уже стоя над водой, что если я считал себя до сей поры сильным, то пусть же я и стыда теперь не убоюсь… Это гордость, Дуня? 

 — Гордость, Родя.»

Это было описание душевного состояния Раскольникова после преступления в романе «Преступление и наказание»: психологическое состояние героя после убийства.

Смотрите: 
Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Все материалы о Раскольникове

Источник

Преступление
Раскольникова, его причины и смысл

Главный герой романа Родион
Раскольников — необычный преступник. Свое преступление — убийство ростовщицы
Алены Ивановны — он совершает под влиянием созданной им философии. Философия
эта была выстрадана Раскольниковым, и своим преступлением он хотел подтвердить
ее правильность в своих глазах и в глазах остальных людей. Поэтому психологический
анализ состояния преступника до и после совершения преступления в романе
тесно связан с анализом теории Раскольникова, представляющейся Достоевскому
«знаменьем времени».

Родион Раскольников — студент,
вынужденный из-за отсутствия средств оставить учебу. Его мать изо всех
сил старается помочь ему, но она сама живет очень бедно. Сестра Раскольникова,
Дуня, устраиваетеся гувернанткой в семью богатых помещиков, которые всячески
унижают ее. Раскольников глубоко страдает от голода и нищеты. Он сознает,
что не только он сам, но и тысячи других людей Гобречены на нищету, бесправие
и раннюю смерть. Это понимание порождает в нем постоянную и напряженную
работу мысли, направленную на поиски выхода из сложившегося несправедливого
положения вещей.

Однако главной причиной его
преступления стали не горе и нищета. «Если б только я зарезал из
того, что голоден был… то я бы теперь… счастлив был»,— говорит
он после исполнения своего страшного замысла. Главной же причиной послужила
созданная им теория. Размышляя о причинах существующего неравенства и
несправедливости, Раскольников приходит к выводу, что существует резкое
различие между двумя категориями людей. В то время как огромное количество
людей молчаливо и покорно подчиняются всему, что преподносит им жизнь,
немногие — «необыкновенные» люди — являются подлинными двигателями
истории человечества. При этом они дерзко нарушают общепризнанные нормы
морали и не останавливаются перед преступлением для того, чтобы навязать
человечеству свою волю. Современники проклинают этих людей, но потомки
признают их героями. Раскольников не только обдумал эту идею, но даже
изложил ее в газетной статье за год до совершения убийства. Возникают
вопросы, которые Раскольников формулирует так: «Вошь ли я, как все,
или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Он стремится противопоставить
себя «обыкновенным», рядовым людям. Раскольников не хочет,
подобно большинству людей, молчаливо повиноваться и терпеть. Но отсюда,
по его мнению, возможен лишь один вывод — он должен доказать себе и окружающим,
что он не «тварь дрожащая», а прирожденный «властелин
судьбы», имеющий право преступать нравственные законы. Этот вывод
и приводит Раскольникова к его преступлению, которое он рассматривает
как испытание, необходимое для того, чтобы определить, принадлежит ли
он к породе «необыкновенных» людей или ему остается повиноваться
и терпеть, как остальным, слабым натурам.

Своим преступлением Раскольников
бросает вызов миру социального неравенства и подавления человеческой личности.
Однако он не осознает, что его «идея» только укрепляет бесчеловечность
существующего порядка вещей. Его протест противоречит сам себе, поскольку
он предполагает право одних людей диктовать другим свою волю. Последние
же вынуждены быть пассивными объектами их действий. Это противоречие и
составляет трагическую ошибку, лежащую в основе философии Раскольникова.
В ходе развития событий он на личном опыте убеждается, что его бунт против
существующей бесчеловечности сам носит бесчеловечный характер, ведет к
нравственной гибели личности. Раскольникову удается совершить задуманное
убийство. Но этот поступок приводит к иному результату, чем тот, которого
он ожидал. Он убеждается в том, что мораль «необыкновенных»
людей, которая так привлекала его до совершения преступления, оказалась
ему не по плечу. Истинную красоту и нравственность Раскольников теперь
видит не в тех людях, которые ставят себя выше обыкновенных, рядовых людей,
а в тех, кто, подобно Соне Мармеладовой, среди голода и унижений сохраняют
в своей душе веру в жизнь и глубокое отвращение к злу и насилию.

Таким образом, Достоевский
приводит своего героя к пониманию очень важных истин, заключающихся в
том, что гордыня грешна, что законы жизни не подчиняются законам арифметики
и что людей не судить надо, а любить, принимая их такими, какими их создал
Бог.

Источник