Болезнь в свете православного вероучения читать

Болезнь в свете православного вероучения читать thumbnail

Adnes A., Canivet P. Guérisons miraculeuses et exorcismes dans l’Histoire Philothée de Théodoret de Cyr // Revue de l’histoire des religions. № 171. 1967. Р 166–174. [Адне А., Каниве П. Чудесные исцеления и изгнания бесов в Истории Филофея блж. Феодорита Кирского].

Amundsen D. W. Medicine and Faith in Early Christianity // Bulletin of the History of Medicine. № 56. 1982. Р 326–350. [Амундсен Д.В. Медицина и вера в раннем христианстве].

Amundsen D. W., Ferngren G.B. Medicine and Religion: Early Christianity Through the Middle Ages, in Health // Medicine and the Faith Traditions / M.E. Marty, K.L. Vaux ed. Philadelphie, 1982. [Амундсен Д.В., Фернгрен Г.Б. Медицина и религия: раннее христианство сквозь Средние века].

Aigrain R. L’Hagiographie. Paris, 1953. [Эгрен Р. Агиография].

Basile (Krivochéine), archeveque. Dans la lumiere du Christ. Chevetogne, 1980. [Василий (Кривошеин), архиеп. В свете Христа].

Bihlmeyer C., Tuchle H. Histoire de l’Eglise. T. I. Paris, 1969. [Бильмайер К., Такл Х. История Церкви].

Böcher O. Christus Exorcista, Damonismus und Taufe im Neuen Testament. Stuttgart, 1972. [Бёхер О. Экзорцизм Христа, демонизм и крещение в Новом Завете].

Brunet F. Les médecins grecs depuis la mort de Galien jusqu’a la fin de l’Empire d’Orient / Laignel-Lavastine М., ed. // Histoire générale de la médecine. Paris, 1936. T. I. Р. 433–463. [Брюне Ф. Греческие врачи со смерти Галена до падения Византийской империи].

Canivet P. Histoire d’une entreprise apologétique au Ve siècle. Paris, 1958. [Каниве П. История апологетства в V в.].

Idem. Le Monachisme syrien selon Théodoret de Cyr. Paris, 1977. [Он же. Сирийское монашество в описании блж. Феодорита Кирского].

Constantelos D.J. Physician-Priests in the Medieval Greek Church // The Greek Orthodox Theological Review. № 12. 1966–1967. Р. 141–153. [Константелос Д.И. Врачи-священники в средневековой Греческой Церкви].

Daniélou J. Platonisme et théologie mystique. Doctrine spirituelle de saint Grégoire de Nysse. Paris, 1944. [Даньелу Ж. Платонизм и мистическая теология].

Deseille P. Introduction aux Homélies spirituelles de Macaire. Bellefontaine, 1984. [Дезей П. Предисловие к Духовным беседам прп. Макария Египетского].

Dölger F.J. Beitrage zur Geschichte des Kreuzeichens. № VII. 16: «Das Kreuzeiche in der Volksmedizin» // Jahrbuch fur Antike und Christentum. № 7. 1964. Р. 5–16. [Дёлгер Ф.И. Статьи по истории крестного знамения. VII. 16: Крестное знамение в народной медицине // Ежегодник «Античность и христианство»].

Döernemann M. Krankenheit und Heilung in der Theologie der frühen Kirchenväter. Tübingen, 2003. [Дёернеманн М. Болезнь и исцеление в богословии ранних отцов Церкви].

Dorbeck F. Origin of Medicine in Russia // Medical Life. № 3. 1923. Р 223233. [Дорбек Ф. Происхождение медицины в России].

Dumeige G. Le Christ médecin dans la littérature chrétienne des premiers siècles // Rivista di archeologia Cristiana. № 48. 1972. Р. 115–141. [Дюмеж Г. Христос-врач в литературе первых веков христианства].

Idem. (Christ) Médecin // Dictionnaire de spiritualité. T. X. Col. 891–901. [Он же. (Христос) Врач].

Duval R. La Littérature syriaque. Paris, 1899. [Дюваль Р. Сирийская литература].

Illich I. Némésis médicale. Paris, 1975. [Иллич И. Немезида медицины].

Foucault M. Naissance de la clinique. Une archéology du savoir médical. Paris, 1972. [Фуко М. Рождение клиники. Археология врачебного знания].

Fox M.M. The Life and Times of St. Basil the Great as Revealed in his Works // Catholic University Patristic Series. № 57. Washington, 1939. Р. 13–17. [ФоксМ.М. Жизнь и эпоха свт. Василия Великого в его творениях].

Frings H.J. Medizin und Arzt bei den griechischen Kirchenvätern bis Chysostomos. Dissertation. Bonn, 1959. [Фрингс Г.И. Медицина и врач у отцов Греческой Церкви до Златоуста].

Goritchéva T. Parler de Dieu est dangereux. Paris, 1985. P. 137–139. [Горичева Т. Опасно говорить о Боге].

Gross J. La Divinisation du chrétien d’après les Pères grecs. Paris, 1938. [Гросс Ж. Обожение христианина в трудах греческих святых отцов].

Harakas S.S. The Eastern Orthodox Tradition // Caring and curing, Health and Medicine in the Western Religious Tradition / R.L. Numbers et D.W. Amundsen éd. New York, 1986. Р. 146–172. [Харакас С.С. Восточная православная традиция].

Idem. Rational Medicine in the Orthodox Tradition // The Greek Orthodox Theological Review. № 33. 1988. Р. 19–43. [Он же. Рациональная медицина в Православной традиции].

Harnack A. Medicinisches aus der ältesten Kirchengeschichte // Texte und Untersuchungen. Т. VIII. Cah. 4. Leipzig, 1892. Р. 37–152. [Гарнак А. Медицинское из истории Древней Церкви. Тексты и исследования].

Hausherr I. Philautie. De la tendresse pour soi à la charité selon saint Maxime le Confesseur // Orientalia Christiana Analecta. № 137. Rome, 1952. [Хаузер И. Филофея].

Idem. Les Leçons d’un contemplatif. Le traité de l’oraison d’Évagre le Pontique. Paris, 1960. [Он же. Уроки молитвенника].

Hordern P. Saints and Doctors in the Early Byzantine Empire, the Case of Theodore of Sykeon // Studies in Church History. № 19. 1982. Р 1–13. [Ордерн П. Святые и врачи Ранней Византийской империи, Феодор Сикеот].

Janini J. La Antropología y la Medicina pastoral de San Gregorio de Nisa. Madrid, 1946. [Джанини Дж. Антропология и пастырская медицина у св. Григория Нисского].

Kazhdan A. The Image of the Medical Doctor in Byzantine Literature of the Tenth to Twelfth Centuries // Symposium on Byzantine Medicine. Dumbarton Oaks Papers. № 38. 1985. P. 43–51. [Каждан А. Образ врача в византийской литературе Х-XII вв.].

Keenan M.E. St. Gregory of Nazianzus and Early Byzantine Medicine // Bulletin of the History of Medicine. № 9. 1941. Р. 8–30; № 15. 1944. Р 150–161. [Кинан М.Е. Св. Григорий Богослов и ранняя византийская медицина].

Читайте также:  История болезни рак молочной железы после операции

Idem. St. Gregory of Nyssa and the Medical Profession // Bulletin of the History of Medicine. № 15. 1944. Р 150–161. [Он же. Св. Григорий Богослов и искусство врача].

Knur K. Christus medicus? Fribourg-en-Brisgau, 1905. [Кнур К. Христос врач?].

Kudlien F. Cynicism and Medicine // Bulletin of the History of Medicine. № 43. 1974. P. 317–318. [Кудлиен Ф. Скептицизм и медицина // Бюллетень истории медицины].

La Maladie et la Mort du chrétien dans la Liturgie. Recueil de conférences données à l’occasion de la XXIe Semaine d’études liturgiques de l’Institut de théologie orthodoxe Saint-Serge. Paris, 1974. (Bibliotheca «Ephemerides Liturgicae. Subsidia»). Rome, 1975. [Болезнь и смерть христианина в литургии: Сборник лекций].

Lain Entralgo P. Maladie et culpabilité. Paris, 1970. [Лэн Энтралго П. Болезнь и вина].

Larchet J.-Cl. Le baptême selon saint Maxime le Confesseur II Revue des sciences religieuses. № 65. Strasbourg, 1991. P. 51–70. [Ларше Ж.-Кл. Святой преподобный Максим Исповедник о крещении II Журнал религиозных наук. Страсбург].

Idem. Thérapeutique des maladies spirituelles. 5e éd. Paris, 2007. [Он же. Исцеление духовных болезней].

Leclercq H. Médecins II Dictionnaire d’archéologie et de liturgie. Т. XI. Сah. 1. Paris, 1933. Col. 109–185. [Леклер Х. Врачи].

Lossky V. Essai sur la théologie mystique de l’Eglise d’Orient. Paris, 1944. [Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной Церкви].

Idem. Théologie dogmatique II Messager de l’Exarchat du Patriarche Russe en Europe Occidentale. № 48. Paris, 1964; № 49. 1965. [Он же. Догматическое богословие II Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего экзархата].

Idem. La rédemption et la divinization II A l’image et à la ressemblance de Dieu. Paris, 1967. Chap. 5. [Он же. Искупление и обожение II По образу и подобию].

Lyonnet S. Le sens de «’Ef ï» en Rom V:12 et l’exégèse des Pères grecs II Biblica. № 36. 1955. Р. 436–456. [Лионне С. Значение «’Ef ï» в Рим. 5:12 и толкования греческих святых отцов].

Idem. Le péché originel et l’exégèse de Rom V:12–14 II Recherches de science religieuse. № 44. 1956. Р. 63–84. [Он же. Первородный грех и толкование Рим. 5:12–14].

Idem. Péché originel II Dictionnaire de la Bible. Supplément. № 7. 1966. Col. 509–567. [Он же. Первородный грех].

Magoulias H.J. The Lives of Saints as Sources of Data for the History of Byzantine Medicine in the Sixth and Seventh Centuries II Byzantinische Zeitschrift. № 57. 1964. P. 127–150. [Магулиа Х.Ж. Жития святых как изложение истории византийской медицины в VI и VII вв.].

Mandelker Frieden N. Russian Physicians in an Era of Reform and Revolution, 1856–1905. Princeton, 1981. [Манделькер Фриден Н. Русские врачи в эпоху реформ и революций в 1856–1905 гг].

Meyendorff J. «’Εφ ï» (Rm 5:12) chez Cyrille d’Alexandrie et Théodoret // Studia Patrística. T. IV 1961. Р 157–161. [Мейендорф И., протопр. «Έφ ï» в Рим. 5:12 у свт. Кирилла Александрийского и блж. Феодорита].

Idem. Messalianism or Anti-Messalianism? A Fresh Look at the Macarian Problem // Kyriakon. Festschrift Johannes Quasten. Münster Westf, 1970. Vol. II. Р. 585–590. [Он же. Мессалианизм или анти-мессалианизм? Свежий взгляд на вопрос свт. Макария].

Idem. Initiation à la théologie byzantine. Paris, 1975. [Он же. Инициация в византийском богословии].

Miller T.S. The Birth of the Hospital in the Byzantine Empire. Baltimore, 1985. [Миллер Т.С. Зарождение лечебниц в Византийской империи].

Idem. Byzantine Hospitals // Symposium on Byzantine Medicine. Dumbarton Oaks Papers. № 38. 1985. Р. 53–63. [Он же. Византийские лечебницы].

Nutton V. From Galen to Alexander, Aspects of Medicine and Medieval Practice in Late Antiquity // Symposium on Byzantine Medicine. Dumbarton Oaks papers. № 38. Washington, 1985. Р. 1–14. [Наттон В. От Галена до Александра, аспекты медицины и средневековая практика в поздней Античности].

Ott J. Die Bezeichnung Christi als iatros in der urchristlichen Literatur // Der Katholik. № 90. 1910. Р. 454–458. [Отт И. Обозначение Христа как врача в раннехристианской литературе // Католик].

Schadewaldt H. Die Apologie der Heilkunst bei der Kirchenvätern. Veröffentlichungen der internationalen Gesellschaft für Geschichte der Pharmazie. № 26. 1965. Р. 115–130. [Шадевальдт Г. Апология искусства врачевания у отцов Церкви // Публикации Международного общества по истории фармакологии].

Scheidweiler F. Arnobius und der Marcionitismus // Zeitschrift für neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde der alteren Kirche. № 45. 1954. Р. 42–67. [Шайдвайлер Ф. Арнобий и маркионитство // Журнал по новозаветной науке и благовестию Древней Церкви].

Schipperges H. Zur Tradition des «Christus Medicus» im frühen Christentum und in der alteren Heilkunde // Arzt Christ. № 11. 1965. Р. 12–20. [Шиппергес Г. О традиции «Христос-целитель» в раннем христианстве и древнем искусстве врачевания. Врач Христос].

Sendrail M. Histoire culturelle de la maladie. Toulouse, 1980. [Сэндрай М. История происхождения заболеваний].

Sigerist H. An Outline of the Development of the Hospital // Bulletin of the History of Medicine. № 4. 1936. Р. 573–581. [Сигерист Х. Очерк развития лечебниц].

Stöger A. Der Arzt nach Jesus ben Sirach (38, 1–15) // Arzt Christ. № 11. 1965. Р. 3–11. [Штёгер А. Врач по Иисусу, сыну Сирахову (38, 1–15). Врач Христос].

Symposium on Byzantine Medicine. Dumbarton Oaks Papers / Scarborough J., éd. № 38. Washington, 1985. [Симпозиум по византийской медицине / Изд. Скарборо Д.].

Talbot A.M. Faith Healing in Late Byzantium. Brookline, 1983. [Тальбот А.М. Исцеление верой в Поздней Византии].

Temkin O. Byzantine Medicine, Tradition and Empiricism // Dumbarton Oaks Papers. № 16. 1962. Р. 97–115. [Темкин О. Византийская медицина, традиция и эмпиризм].

Читайте также:  Препараты для лечения печени при желчнокаменной болезни

Treadgolg W. The Nature of the Bibliotheca of Photius. Washington, 1980. [Тредголг У. Описание Мириобиблиона].

Ware T. Eustratios Argenti. A Study of the Greek Church under Turkish Rule. Oxford, 1964. [Уэр Т. Евстратий Аргенти. Исследование Греческой Церкви под турецким правлением].

Weinel H. Die Wirkungen des Geistes und der Geister im nachapostolischen Zeitalter bis auf Irenaus. T. II. Fribourg-en-Brisgau, 1899. Р. 109–127: «Heilungen und Wunder». [Вайнель Г. Исцеление и чудо // Действие Духа и духов в послеапостольское время до Иринея].

Xρυσοστόμος Παπαδόπουλος, άρχίεπ. Ιστορία της εκκλησίας Άλεξανδρείας. Αλεξάνδρεια, 1935. [Хризостом I (Пападопуло), архиеп. Афинский. История Александрийской Церкви].

Источник

Распечатать

профессор Жан-Клод Ларше

Thérapeutique des maladies spirituelles. Paris: Éd. de l’Ancre, 1991; 2e éd., 1993; 3e éd. Paris: Éd. du Cerf, 1997; 4e éd., 2000; 5e éd., 2007. [Исцеление духовных болезней].

Thérapeutique des maladies mentales. L’expérience de l’Orient chrétien des premiers siècles. Paris: Éd. du Cerf, 1992. Рус. изд.: Исцеление психических болезней: Опыт христианского Востока первых веков / Пер. с фр. иером. Савва (Тутунов), О. Пильщикова. М.: Сретенский монастырь, 2007; 2-е изд. М.: Сретенский монастырь, 2008; 3-е изд. М.: Сретенский монастырь, 2011.

Introduction à «Maxime le Confesseur. “Questions à Thalassios”». Paris; Suresnes: Éd. de l’Ancre, 1992. [Предисловие к изд.: «Прп. Максим Исповедник. “Вопросоответы к Фалассию”»].

Introduction à «Maxime le Confesseur. “Ambigua”». Paris; Suresnes: Éd. de l’Ancre, 1994. [Предисловие к изд.: «Прп. Максим Исповедник. “Амбигвы”»].

Introduction à «Grégoire Palamas. “Traités apodictiques sur la procession du Saint-Esprit”». Paris; Suresnes: Éd. de l’Ancre, 1995. [Предисловие к изд.: «Свт. Григорий Палама. “Об исхождении Святого Духа”»].

La Divinisation de l’homme selon saint Maxime le Confesseur. Paris: Éd. du Cerf, 1996. [Обожение человека согласно святому Максиму Исповеднику].

«Ceci est mon corps». Le sens chrétien du corps selon les Pères de l’Église. Genève: Éd. La Joie de lire, 1996. [«Сие есть Тело Мое». Христианское понимание тела согласно отцам Церкви].

L’espace dans l’art de la Renaissance et dans l’iconographie orthodoxe // Hart A., Jevtic A., Larchet J.-Cl., Skliris S., Yannaras C. In un’altra forma. Percorsi di iniziazione all’icona, Sotto il Monte et Schio. Éd. Servitium et Interlogos, 1996 (en italien). [Пространство в искусстве эпохи Возрождения и православной иконографии].

Introduction à «Maxime le Confesseur. “Lettres”». Paris: Éd. du Cerf, 1998. Рус. изд.: Ларше Ж.-Кл. О письмах святого Максима: [предисловие] // Максим Исповедник, прп. Письма / Пер. Е. Начинкин; сост. Г.И. Беневич. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.

Introduction à «Maxime le Confesseur. “Opuscules théologiques et polémiques”». Paris: Éd. du Cerf, 1998. [Предисловие к изд.: «Прп. Максим Исповедник. “Богословские и полемические творения”»].

Maxime le Confesseur, médiateur entre l’Orient et l’Occident. Paris: Éd. du Cerf, 1998. Рус. изд.: Преподобный Максим Исповедник – посредник между Востоком и Западом / Пер. с фр. О. Николаева. Вступит. ст. А.И. Сидоров. М.: Сретенский монастырь, 2004.

Pour une éthique de la procréation. Éléments d’anthropologie patristique. Paris: Éd. du Cerf, 1998. [К вопросу об этике рождения. Элементы святоотеческой антропологии].

Dieu ne veut pas la souffrance des hommes. Paris: Éd. du Cerf, 1999. Рус. изд.: Бог не хочет страдания людей / Пер. с фр. С.М. Бичуцкий, П.К. Доброцветов. М.: Паломник, 2014.

Introduction à «Maxime le Confesseur. “Questions et difficultés”». Paris: Éd. du Cerf, 1999. [Предисловие к изд.: «Прп. Максим Исповедник. “Вопросы и недоумения”»].

Saint Silouane de l’Athos. Paris: Cerf, 2001; Paris: Cerf, 2004. [Преподобный Силуан Афонский]. Рус. изд.: Преподобный Силуан Афонский / Пер. с фр. свящ. М. Насонов, УС. Рахновская. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015.

La Vie après la mort selon la Tradition orthodoxe. Paris: Éd. du Cerf, 2001. Рус. изд.: Жизнь после смерти согласно православной традиции. М.: Сретенский монастырь, 2017 (готовится к изданию).

Le chrétien devant la maladie, la souffrance et la mort. Paris: Éd. du Cerf, 2002. [Христианин пред лицом болезни, страдания и смерти].

Saint Maxime le Confesseur (580–662). Paris: Éd. du Cerf, 2003. (Collection «Initiations aux Pères de l’Église»). [Преподобный Максим Исповедник (580–662)].

La Voie, la Vérité, la Vie / Préface de Mgr Athanase Jevtitch. Belgrade: Éd. Ars libri, 2003. (Collection «Théologie orthodoxe contemporaine»). [En serbe]. [Путь, Истина, Жизнь].

Le Starets Serge. Paris: Cerf, 2004. Рус. изд.: Старец Сергий / Пер. с фр. УС. Рахновская. М.: Правосл. Св.-Тихоновский гум. ун-т, 2006.

L’Inconscient spirituel. Paris: Cerf, 2005. [Духовное бессознательное].

Variations sur la charité. Paris: Cerf, 2007. [Размышления о милосердии].

L’Iconographe et l’artiste. Paris: Cerf, 2008. [Иконописец и художник].

Théologie du corps. Paris: Cerf, 2009. [Человеческое тело в свете православного вероучения].

Théologie des énergies divines. Des origines à saint Jean Damascène. Paris: Cerf, 2010. [Силы небесные в православном вероучении. От древности до Иоанна Дамаскина].

Une fin paisible, sans douleur, sans honte… Paris: Cerf, 2010. [Кончина мирна, безболезненна, непостыдна…].

Personne et nature. La Trinité – Le Christ – L’homme. Paris: Cerf, 2011. [Человек и природа. Троица – Христос – Человек].

L’Église, corps du Christ. I: Nature et structure. Paris: Cerf, 2012. [Церковь, тело Христово. I: Сущность и структура].

L’Église, corps du Christ. II: Les relations entre les Églises. Paris: Cerf, 2012. [Церковь, тело Христово. II: Межцерковные взаимоотношения].

La Vie et l’œuvre théologique de Grégoire II de Chypre (1241–1290), patriarche de Constantinople. Paris: Cerf, 2012. [Житие и богословские труды Григория II Кипрского, патриарха Константинопольского].

Патриарх Павел. Святой наших дней. М.: Сретенский монастырь, 2015.

Вам может быть интересно:

Комментарии для сайта Cackle

Читайте также:  Молитва об излечении от болезни ребенка

Источник

Распечатать

святитель Игнатий (Брянчанинов)

Постигшую Вас болезнь невольно сделайте посредством благодарения произвольной жертвой, и да примет ее Бог, как кадило, исполненное благовоннейшего духовного фимиама. Фимиам – благодарение.

Человек – как трава, и много ли надо, чтобы подкосить его? Одна минута может решительно сокрушить его здоровье и повергнуть тело или в могилу, или на одр мучительной и продолжительной болезни. Евангелие научает нас, что никакая скорбь не может нас постичь без воли Божией, научает нас благодарить Бога за все по мановению Его приходящие нам скорби. С одра болезни приносите благодарение Богу, как приносил его с кучи гноя покрытый смрадными струпьями Иов. Благодарением притупляется лютость болезни! Благодарением приносится болящему духовное утешение! Наставленное и услажденное благодарением сердце обновляется силой живой веры. Озаренный внезапно светом веры, ум начинает созерцать дивный Промысл Божий, неусыпно бдящий над всей тварью. Такое созерцание приводит в духовный восторг; душа начинает обильно благодарить, славословить Бога, начинает восхвалять Его Святой Промысл, предавать себя Его Святой Воле. Одр болезни бывает часто местом богопознания и самопознания. Страдания тела бывают часто причиной духовных наслаждений, и одр болезни орошается слезами покаяния и слезами радости о Боге. Во время болезни сперва надо себя принудить к благодарению Бога, когда же душа вкусит сладость и покой, доставляемые благодарением, – сама спешит в него, как бы в пристанище. Спешит она туда от тяжких волн ропота, малодушия, печали.

Ждали мы Вас в столицу – дождались неприятной вести о Вашей болезни. Таков обычай верховного Царя царей: Он их же любит, наказует, биет же всякого сына, его же приемлет.

Теснясь в пределах человеческого суждения, помышлял я, что Вы здесь очень нужны, но ин суд Божий и ин человеческий. Хотелось бы мне Вас видеть опять в Вашем доме, окруженного семейством, радостного, довольного, но Господь, утверждающий нашу к Нему любовь злоключениями, попустил рассыпаться Вам в разные стороны, как зернам пшеницы.

Вспомните, почтеннейший мой благодетель, что Законоположник наш претерпел Крест и последователям и слугам Своим предвозвестил: «в мире скорбни будете!» (Ин. 16, 33). – Отчего же скорбни? Оттого, что мир Вас возненавидит и сам Отец Мой «всякую розгу, творящую плод, отребит ю, да множайший плод принесет» (см.: Ин. 15, 2). Итак, благодушествуйте посреди волнения, предайте себя воле Божией, с радостью и благодарением переносите болезнь, ведая, что телесными болезнями исцеляется душа. Повторяйте почаще сию молитву: «Господи, буди воля Твоя!». Она краткая, но заключает в себе обширный смысл и весьма сильно действует к успокоению человека, находящегося в печали. Сие узнал я отчасти на собственном опыте. Но зачем ссылаюсь на ничтожный опыт, когда Сам Спаситель мира произносил сию священную молитву в вертограде и сей молитвой преграждал прошения, исторгаемые немощью человечества…

Болезненностью восполняются подвиги. Болезнь – готовое спасение, когда больной удаляется от дурных слов, помышлений и мечтаний, когда он предается воле Божией, когда благодарит за болезнь, удаляющую его от мира, чего бы он не сделал единственно по собственному произволению.

Находящийся в болезненном состоянии подобен закованному в тяжкие оковы извне и внутри. Но оно посылается или попускается Богом, Который «наказует всякого, его же приемлет» (см.: Притч. 3,12). По этой причине болезнь сопричисляется к тем подвигам, которыми нарабатывается наше спасение. От всякого подвига требуется, чтобы он был правилен. Тогда подвизается человек правильно в труде болезни своей, когда благодарит за нее Бога. Святые Отцы причисляют болезнь, сопровождаемую благодарением Богу и славословием Бога за Его отеческое наказание, руководствующее к вечному блаженству, к двум величайшим иноческим подвигам: к безмолвию и послушанию.

Подобает тому, кто хочет приблизиться к Богу, пройти душой и телом сквозь многие скорби и болезни. Говорите болезням Вашим: «Придите, Богом посылаемые, помучьте грешное тело, пожгите его, потерзайте его за те беззакония, коих жилищем оно было!». К правилу безмерно не нудьтесь во время болезни: взамен его приносите Господу жертву хвалы и благодарения.

Бывает болезнь и бывает мнение болезни. Наконец, бывает, что человек точно болен, а враг ему внушает, что он не болен, но только мнит о себе, что болен. С Вами последнее. Оставьте на время поклоны: их заменила болезнь, но не оставляйте молитвы с сердечным сокрушением. Когда придет к Вам порочная мысль или порочное чувство, отвергайте их и укоряйте себя. Вы не должны думать о себе, что в Вас какой-либо порок умалился, напротив, помышляйте, что Вы вместилище всех пороков. Вы не должны смущаться, когда обнаруживаются в Вас немощи душевные и телесные, напротив, переносить Ваши немощи с терпением и великодушием. В Вас есть потаенная гордость, Вы не твердо помните, что Вы – грешница; если бы Вы это помнили, как должно, то, видя в себе немощи, не смущались бы, а говорили бы себе: «В такой грешнице, как я, и должны быть такие недостатки!». Господь да научит Вас смирению, от которого истекает всякое спокойствие и изливаются в сердце мир и тишина.

Что Вам сказать о тех страданиях, которым подвергает Вас врачебная необходимость? Не отказывайтесь от этих страданий! Они могут быть вознаграждены приятностью выздоровления. Кроме этой пользы есть в них еще другая польза, несравненно важнейшая: это обновление души Вашей. Вы можете сделаться способной благодарить Бога и приблизиться к Нему. Для этого нет другого средства, кроме креста, то есть великодушного терпения всех страданий, ниспосылаемых Промыслом. Свергающие с себя крест делаются непотребными для Бога. Сила Божия может Вас подкрепить вполне, несмотря на Вашу юность. Воодушевляемые этой силой могут победить всякий страх, всякое мучение.

Вам может быть интересно:

Комментарии для сайта Cackle

Источник