Болезни и нарушения поведения у больных

В зависимости от способа адаптации пациента к заболеванию, от сформированной им внутренней картины болезни, от используемых механизмов психологической защиты в практике врача встречаются самые различные психологические реакции на заболевание, которые реализуются в соответствующих формах поведения.

Диссимуляция.Отдавая себе отчет в том, что он болен, пациент сознательно скрывает симптомы болезни и прикладывает значительные усилия, чтобы скрыть их.. Во врачебной практике поведение диссимуляции часто встречается в тех случаях, когда болезнь угрожает потерей трудоспособности, профессионального, социального, материального статуса. Часто в таких случаях больные начинают использовать копинг-стратегию отвлечения или ухода в деятельность.

Аггравацияпреувеличение симптомов, тяжести состояния, демонстрируемое больным. При аггравации пациенты стараются представить реально существующее заболевание или болезненное состояние более тяжелым и опасным, чем это есть на самом деле. Болезнь используется такими пациентами с демонстративно-шантажными целями: для того, чтобы привлечь к себе внимание.

Анозогнозия— неосознавание болезни, ее симптомов. Больной «скрывает» свое заболевание не только от окружающих людей, но и от самого себя. Как бы ни были очевидны признаки болезни для других людей, он утверждает, что здоров, не нуждается в медицинской помощи и отказывается обращаться к врачам.

Чаще всего анозогнозия встречается при алкоголизме. Реакция «ухода в болезнь»заключается в том, что пациент, фиксируясь на своем болезненном состоянии, ставит его в центр собственных интересов, отношений, игнорируя все, что не связано с заболеванием. Такая погруженность в болезненные переживания, захваченность всей личности происходящими в организме изменениями обычно сопровождается неудачами в жизни. Наличие заболевания дает таким пациентам возможность получать внимание, сочувствие и заботу, удовлетворяя в определенной степени эгоцентрические интересы истероидной личности. Психологическая реакция «ухода в болезнь» может наблюдаться также у лиц астено-невротического типа с их высокой чувствительностью, непереносимостью чрезмерных нагрузок и склонностью к ипохондрии

«Социальная престижность» болезни.В формировании психологической реакции пациента на заболевание принимает участие такой важный фактор, как его «социальная престижность». Негласно болезни делятся на «престижные», о них можно говорить в обществе, и «непрестижные», которые обычно стараются скрыть. К «престижным» болезням относится, например, ишемическая болезнь сердца: стенокардия, и, в особенности, инфаркт миокарда. В то же время такие болезни, как геморрой, язвенный колит, являются «непрестижными», их обычно скрывают от окружающих.

Симуляция. Поведение симуляции не является реакцией на заболевание, так как оно отсутствует. Симуляция определяется как сознательное предъявление симптомов болезни, которой данное лицо не страдает. Симуляция наблюдается в тех случаях, когда болезнь приносит человеку какую-либо выгоду: избавляет его от необходимости нести военную службу, позволяет получить группу инвалидности и т. п. Поведение симуляции наблюдается преимущественно у двух категорий лиц: либо у людей с низким уровнем образования, не информированных в области медицины, наивных и социально незрелых, либо, напротив, у лиц опытных, искушенных, имеющих медицинское образование или работающих в здравоохранении (психологов, педагогов, социальных работников), которые хорошо изучили изображаемый ими вид патологии.

Источник

Пасси́вно-агресси́вное расстро́йство ли́чности — расстройство личности, характеризующееся пассивно-агрессивным поведением, отчётливо нарушающим адаптацию и приводящим к личностному дистрессу. Поведение такой личности характеризуется установкой на скрытый протест и пассивное сопротивление руководству, за которым находится агрессия, которая не допускается к манифестному выражению[1].

Клиническая картина[править | править код]

Пассивно-агрессивные личности обычно не могут за себя постоять и прямо говорить о своих желаниях и потребностях[1]. Одновременно с этим они постоянно раздражены, недовольны и чем-то или кем-то разочарованы[1]. Больные постоянно ищут недостатки в руководителях или людях, которым подчинены, при этом попыток освободиться от своего зависимого положения они не осуществляют[1].

Коммуникативное поведение у больных носит враждебно-подчинённый характер[1].

Данное расстройство личности очень часто приводит к трудовой дезадаптации, лонгитюдное исследование показало, что только менее половины больных сохраняют рабочее место или работу на дому[1].

Диагностика[править | править код]

Для диагностики пассивно-агрессивного расстройства личности состояние должно соответствовать как минимум 5 из следующих критериев[1]:

  • необоснованная критика или презрение по отношению к начальству;
  • необоснованный протест против справедливых замечаний и требований окружающих людей и заявления о необоснованности этих требований;
  • конфликтность, раздражительность и упрямство при вынужденной необходимости выполнять нежелательные для больного задачи;
  • намеренно плохая или медленная работа при выполнении нежелательных задач;
  • постоянное невыполнение сроков и откладывание завершения выполняемых повседневных задач, особенно когда оно стимулируется окружающими;
  • избегающее поведение при выполнении обязательств, которое оправдывается забывчивостью;
  • препятствование усилиям других за счёт неисполнения своей части работы.

В DSM-III как минимум 5 из ниже перечисленных признаков должны были присутствовать для постановки диагноза (301.84)[2]:

  • откладывание работ (человек не делает то, что нужно для выполнения работы в срок);
  • становится угрюмым и мрачным, раздражительным, или начинает спорить, когда его просят сделать то, что он не хочет делать;
  • не выполняет обязательств, ссылаясь на «забывчивость»;
  • возмущается полезным советам окружающих, направленные на повышение продуктивности его работы;
  • необоснованно критикует или презирает людей, наделённых властью;
  • считает, что он делает намного лучшую работу, чем оценивают его другие;
  • работает сознательно медленно или плохо справляется с задачами, которые он на самом деле не хочет делать;
  • голословно утверждает, что другие предъявляют к нему необоснованные требования;
  • препятствование усилиям других за счёт неисполнения своей части работы.

Классификация[править | править код]

В Международной классификации болезней 10-пересмотра (МКБ-10) пассивно-агрессивное расстройство личности включается в рубрику «другие специфические расстройства личности» (F60.860.8).

В Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам 3-го издания (DSM-III и DSM-III-R) пассивно-агрессивное расстройство личности кодировалось кодом 301.84[2]. С издания DSM-IV и DSM-IV-TR пассивно-агрессивное расстройство личности исчезло как отдельный диагноз, и для его кодирования в руководстве предписывается использовать рубрику «расстройство личности без дополнительных уточнений» (301.9)[3]. В DSM-IV критерии пассивно-агрессивного расстройства личности (теперь также называемого «негативистичным расстройством личности» в данном руководстве) были приведены в приложении «B» в «наборе критериев и осей, предоставленных для дальнейшего изучения».

Дифференциальная диагностика[править | править код]

Поведение при пассивно-агрессивном расстройстве личности хоть и имеет внешнее сходство с пограничным и истерическим, но является менее эмоциональным, менее агрессивным, менее драматичным и зрелищным[1].

Сопутствующие психические расстройства[править | править код]

Пассивно-агрессивному расстройству личности часто сопутствует депрессия, алкоголизм или соматизированные расстройства[1].

См. также[править | править код]

  • Пассивно-агрессивное поведение

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Психиатрия / под ред. Н. Г. Незнанова, Ю. А. Александровского, Л. М. Барденштейна, В. Д. Вида, В. Н. Краснова, Ю. В. Попова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — С. 331—334. — 512 с. — (Серия «Клинические рекомендации»). — ISBN 978-5-9704-1297-8.
  2. 1 2 Американская психиатрическая ассоциация. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Third Edition, Revised (DSM-III-R). — Washington, DC: American Psychiatric Publishing, 1987. — P. 357—358. — ISBN 0521-34509-X, ISBN 0-521-36755-6.
  3. Американская психиатрическая ассоциация. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition, Text Revision (DSM-IV-TR). — Washington, DC: American Psychiatric Publishing, 2000. — P. 729, 789—790. — ISBN 978-0-89042-025-6.

Источник

Àíàëèç ðàçëè÷íûõ âàðèàíòîâ ðåàêöèè ëè÷íîñòè íà áîëåçíü. Îñîáåííîñòü èãíîðèðîâàíèÿ çàáîëåâàíèÿ ïðè òÿæåëîì ñëó÷àå. Ñóòü òðàãè÷åñêîãî ïåðåæèâàíèÿ íåäîìîãàíèÿ ïðè âíåçàïíîì åãî âîçíèêíîâåíèè. Õàðàêòåðèñòèêà èïîõîíäðè÷åñêîé ôèêñàöèè è èñòåðè÷åñêèõ ðåôëåêñîâ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÌÈÍÈÑÒÅÐÑÒÂÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß ÐÅÑÏÓÁËÈÊÈ ÁÅËÀÐÓÑÜ

ÁÅËÎÐÓÑÑÊÈÉ ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÛÉ ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ

ÔÀÊÓËÜÒÅÒ ÔÈËÎÑÎÔÈÈ È ÑÎÖÈÀËÜÍÛÕ ÍÀÓÊ ÎÒÄÅËÅÍÈÅ ÑÎÖÈÎËÎÃÈÈ

Êîíòðîëèðóåìàÿ ñàìîñòîÿòåëüíàÿ ðàáîòà

íà òåìóÏîâåäåíèå ÷åëîâåêà, ñâÿçàííîå ñ áîëåçíüþ. Ðîëü áîëüíîãî

Ê.Ã. Ñòåïóðêî

ñòóäåíòêè 4-ãî êóðñà

îòäåëåíèÿ ñîöèîëîãèè

äíåâíîé ôîðìû îáó÷åíèÿ

Ìèíñê 2015

 äàííîì ñëó÷àå, ìû ìîæåì ãîâîðèòü î ñàìîîùóùåíèÿõ áîëüíîãî. Ïîâåäåíèå ÷åëîâåêà, ñâÿçàííîå ñ áîëåçíüþ, çàâèñèò îò ìíîãèõ ôàêòîðîâ. Ýòèìè ôàêòîðàìè ìîãóò âûñòóïàòü âîçðàñò è ïîë, íàñòðîåíèå è õàðàêòåð, à òàêæå âèä çàáîëåâàíèÿ. Çäåñü ñëåäóåò îòìåòèòü ðåàêöèè áîëüíîãî ÷åëîâåêà íà áîëåçíè.

Ðåàêöèè ëè÷íîñòè íà ñîìàòè÷åñêóþ áîëåçíü ó ðÿäà áîëüíûõ ìîãóò íîñèòü ïàòîëîãè÷åñêèé õàðàêòåð è ïðîÿâëÿòüñÿ â âèäå ïñèõîãåííûõ íåâðîòè÷åñêèõ òðåâîæíî-äåïðåññèâíûõ ðåàêöèé. Ó äðóãèõ áîëüíûõ ýòè ðåàêöèè âûðàæàþòñÿ ïñèõîëîãè÷åñêè àäåêâàòíûìè ïåðåæèâàíèÿìè ôàêòà áîëåçíè. Íåðâíî-ïñèõè÷åñêèå íàðóøåíèÿ ïðè ñîìàòè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ îáû÷íî ñêëàäûâàþòñÿ èç ïñèõè÷åñêèõ ñîìàòîãåííûõ ðàññòðîéñòâ è èç ðåàêöèè ëè÷íîñòè íà áîëåçíü.  ýòîé ñëîæíîé ñòðóêòóðå ïñèõè÷åñêèõ íàðóøåíèé âûðàæåííîñòü ýòèõ ôàêòîðîâ ðàçëè÷íà. Íàïðèìåð: ïðè ñîñóäèñòûõ çàáîëåâàíèÿõ, îñîáåííî ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè, àòåðîñêëåðîçå, ýíäîêðèííûõ çàáîëåâàíèÿõ, ðåøàþùàÿ ðîëü ïðèíàäëåæèò èìåííî ñîìàòîãåííûì ôàêòîðàì. Ïðè äðóãèõ çàáîëåâàíèÿõ ãëàâíàÿ ðîëü ïðèíàäëåæèò ëè÷íîñòíûì ðåàêöèÿì, ýòî òàêèå áîëåçíè è ñëåäñòâèÿ èõ êàê îáåçîáðàæèâàþùèå îïåðàöèè, äåôåêòû ëèöà, ïîòåðÿ çðåíèÿ, ñëóõà è äð. Ðåàêöèÿ ëè÷íîñòè íà áîëåçíü íàõîäèòñÿ â ïðÿìîé çàâèñèìîñòè îò ìíîãèõ ôàêòîðîâ: îò õàðàêòåðà çàáîëåâàíèÿ, îñòðîòû åãî è òåìïà ðàçâèòèÿ; ïðåäñòàâëåíèÿ îá ýòîì çàáîëåâàíèè ó ñàìîãî áîëüíîãî; õàðàêòåðà ëå÷åíèÿ è ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîé îáñòàíîâêè; ëè÷íîñòè áîëüíîãî; îòíîøåíèÿ ê áîëåçíè äîìà ðîäñòâåííèêîâ, ñîñëóæèâöåâ ïî ðàáîòå, çíàêîìûõ, äðóçåé.

Çäåñü ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî ó ÷åëîâåêà ñ ðàñøàòàííîé íåðâíîé ñèñòåìîé èëè æå ó ñëèøêîì ýìîöèîíàëüíîãî ÷åëîâåêà, áîëåçíü áóäåò ïðîõîäèòü õóæå, ÷åì ó ñïîêîéíîãî, ñäåðæàííîãî ÷åëîâåêà. Òî÷íåå ñêàçàòü, ïîâåäåí÷åñêàÿ ðåàêöèÿ íà áîëåçíü áóäåò îòðàæàòüñÿ ñèëüíåå.

Ñóùåñòâóþò ðàçëè÷íûå âàðèàíòû ðåàêöèè ëè÷íîñòè íà áîëåçíü, â îñíîâíîì îïðåäåëÿåìûå îñîáåííîñòÿìè ëè÷íîñòè áîëüíîãî ÷åëîâåêà.  êà÷åñòâå ïðèìåðà ìîæíî ïðèâåñòè íåêîòîðûå èç íèõ: àñòåíî-äåïðåññèâíûé, ïñèõàñòåíè÷åñêèé, èïîõîíäðè÷åñêèé, èñòåðè÷åñêèé è ýéôîðè÷åñêè-àíîçîãíîçè÷åñêèé.

1. Äåïðåññèâíî-àñòåíè÷åñêèé (àñòåíî-äåïðåññèâíûé). Íàèáîëåå ÷àñòûé, òàê êàê àñòåíèçàöèÿ ñîïðîâîæäàåò áîëüøèíñòâî ñóùåñòâóþùèõ çàáîëåâàíèé. Îíà ïðîÿâëÿåòñÿ â îñëàáëåíèè ïîáóæäåíèé ê äåÿòåëüíîñòè, ýìîöèîíàëüíîé íåâûíîñëèâîñòè, îùóùåíèè îáùåé ðàçáèòîñòè, ïîäàâëåííîñòè, áåñïðåäìåòíîé óäðó÷åííîñòè. Àñòåíèçèðîâàííûé áîëüíîé íå ìîæåò àêòèâíî áîðîòüñÿ ñî ñâîåé áîëåçíüþ, îí ïîâûøåííî ÷óâñòâèòåëåí ê îùóùåíèÿì, èäóùèì îò âíóòðåííèõ îðãàíîâ, ñêëîíåí ê ïå÷àëè è äëèòåëüíûì ðàññëàáëÿþùèì ðàçäóìüÿì î ñâîèõ íåñ÷àñòüÿõ. Àñòåíèçàöèÿ ïñèõèêè î÷åíü ñïîñîáñòâóåò ôîðìèðîâàíèþ íåïðàâèëüíîãî îòíîøåíèÿ ê áîëåçíè, à ýòî, â ñâîþ î÷åðåäü, íåãàòèâíî âëèÿåò íà òå÷åíèå çàáîëåâàíèÿ è ñíèæàåò ýôôåêò îò ëå÷åíèÿ.

2. Ïñèõàñòåíè÷åñêèé. Áîëüíîé ïîëîí òðåâîãè è ñòðàõîâ çà áóäóùåå, îí óâåðåí â åå íåáëàãîïðèÿòíîì èñõîäå, ïîëîí íàâÿç÷èâûõ ñòðàõîâ — ôîáèé, âîïðåêè ðåàëüíî ñóùåñòâóþùåìó ïîëîæåíèþ äåë è ïðåäñêàçàíèÿì âðà÷à.

3. Èïîõîíäðè÷åñêèé. Ïðîÿâëÿåòñÿ ìðà÷íîé óãëóáëåííîñòüþ â ìåëü÷àéøèå äåòàëè ïðîÿâëåíèÿ ñâîåãî çàáîëåâàíèÿ ñ èçó÷åíèåì ñîîòâåòñòâóþùåé ìåäèöèíñêîé ëèòåðàòóðû. À òàêæå ñàìîñòîÿòåëüíûì òîëêîâàíèåì ñâîèõ «ñèìïòîìîâ», íàñòîé÷èâûì îáðàùåíèåì çà ïîìîùüþ ê âðà÷àì ðàçíûõ ñïåöèàëüíîñòåé è òðåáîâàíèåì íåïðåðûâíîãî ëå÷åíèÿ.

4. Èñòåðè÷åñêèé. Ñâÿçàí ñ ïðåóâåëè÷åííîé îöåíêîé ñâîåé áîëåçíè, ñòðåìëåíèåì òàê ñêàçàòü «æèòü» áîëåçíüþ, ïîñòàâèòü åå â öåíòð âíèìàíèÿ ñâîåãî è îêðóæàþùèõ ëþäåé. Ñâÿçàí ñ òðåáîâàíèåì îñîáîé çàáîòû, âîçìóùåíèåì «íåäîîöåíêîé», «íåäîïîíèìàíèåì» ñòðàäàíèé áîëüíîãî ñî ñòîðîíû ìåäïåðñîíàëà è ðîäíûõ. Âíåøíåå ïîâåäåíèå òàêèõ áîëüíûõ õàðàêòåðèçóåòñÿ ÷ðåçìåðíîé ýìîöèîíàëüíîñòüþ, òåàòðàëüíîñòüþ è ñâåðõòðàãè÷íîñòüþ.

5. Ýéôîðè÷åñêè-àíîçîãíîçè÷åñêèé. Áîëüíîé èãíîðèðóåò èìåþùèéñÿ íåäóã, íå âûïîëíÿåò íàçíà÷åíèé âðà÷à, ãðóáî íàðóøàåò ðåæèì è ÷àñòî íàíîñèò óùåðá ñâîåìó çäîðîâüþ.

Ïðèõîäèòñÿ âñòðå÷àòüñÿ è ñ îòðèöàíèåì áîëüíûì ñàìîãî ôàêòà áîëåçíè (àíîçîãíîçèÿ). Îòðèöàíèå èëè, ïðèìåíèòåëüíî ê ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé òåðìèíîëîãèè — «âûòåñíåíèå» áîëåçíè, ÷àùå âñåãî áûâàåò ïðè òÿæåëûõ îïàñíûõ çàáîëåâàíèÿõ, òàêèõ êàê îíêîëîãè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ, òóáåðêóëåç, ñïèä, ïñèõè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ è äð. Òàêîãî ðîäà áîëüíûå ëèáî âîîáùå èãíîðèðóþò çàáîëåâàíèå, ëèáî ïðèäàþò çíà÷åíèå ìåíåå òÿæåëûì ñèìïòîìàì è èìè æå îáúÿñíÿþò ñâîå ñîñòîÿíèå. Ëå÷àòñÿ îò òîé áîëåçíè, êîòîðîé ñàìè ïðèäàþò çíà÷åíèå. Ïðè÷èíîé âîçíèêíîâåíèÿ ðåàêöèè îòðèöàíèÿ áîëåçíè â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ÿâëÿåòñÿ ïñèõîëîãè÷åñêàÿ íåâûíîñèìîñòü äåéñòâèòåëüíîãî ïîëîæåíèÿ âåùåé. Íåâîçìîæíîñòü áîëüíîìó ïîâåðèòü â òÿæåëóþ è îïàñíóþ áîëåçíü. Ðåàêöèÿ îòðèöàíèÿ áîëåçíè ìîæåò òàêæå íàáëþäàòüñÿ ó áëèçêèõ ðîäñòâåííèêîâ áîëüíîãî.

Íàèáîëüøåå ÷èñëî ëþäåé ïðàâèëüíî îöåíèâàåò çàáîëåâàíèå, âûïîëíÿåò íàçíà÷åíèå âðà÷à è ñîáëþäàåò ðåæèì. À ñèëüíûå, óðàâíîâåøåííûå, ïñèõè÷åñêè çðåëûå ëè÷íîñòè îáû÷íî ïðàâèëüíî ðåàãèðóþò è àäåêâàòíî îöåíèâàþò çàáîëåâàíèå, ñòðåìÿòñÿ íàéòè âûõîä èç ñèòóàöèè, ñîçäàííîé áîëåçíüþ, ïðåîäîëåòü åå èëè ïðèñïîñîáèòüñÿ ê íåé. Íî â ýòèõ ñëó÷àÿõ ðåøàþùàÿ ðîëü ïðèíàäëåæèò ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêèì áåñåäàì. Áûâàåò, ÷òî èíîãäà íàáëþäàåòñÿ ñîçíàòåëüíîå ñòðåìëåíèå ÷åëîâåêà ñêðûòü ñâîè áîëåçíåííûå ðàññòðîéñòâà, íàçûâàåìîå äèññèìóëÿöèåé. Äèññèìóëÿöèÿ íàáëþäàåòñÿ â îñíîâíîì ïðè çàáîëåâàíèÿõ, êîòîðûå ñîïðÿæåíû äëÿ ÷åëîâåêà ñ íåêîòîðûìè îáúåêòèâíî èëè ñóáúåêòèâíî íåâûãîäíûìè ñèòóàöèÿìè. ×àùå âñòðå÷àåòñÿ ïðè ïñèõîçàõ. Äèññèìóëÿöèÿ ïðîòèâîïîëîæíà ñèìóëÿöèè — ïîâåäåíèþ, íàïðàâëåííîìó íà èìèòàöèþ áîëåçíè èëè åå îòäåëüíûõ ñèìïòîìîâ. Ïðè ýòîì ìîòèâàìè ìîãóò áûòü — äîñòèæåíèå ëüãîò, óêëîíåíèå îò îáÿçàííîñòåé, ñòðåìëåíèå îáðàòèòü íà ñåáÿ âíèìàíèå, ïîòðåáíîñòü â ïîìîùè, îïåêå. Ëè÷íîñòíûé ñìûñë ñèìóëÿöèè è öåëè ìîãóò áûòü îñîçíàííûìè è íåîñîçíàííûìè.  ïîñëåäíåì ñëó÷àå íàáëþäàåòñÿ ó ëèö ñ èñòåðè÷åñêèìè íåâðîçàìè.

Òðàãè÷åñêîå ïåðåæèâàíèå áîëåçíè (ãèïåðíîçîãíîçèÿ). Ýòî áûâàåò ÷àùå â òåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà çàáîëåâàíèå âîçíèêëî âíåçàïíî, ðåçêî íàðóøèëàñü òðóäîñïîñîáíîñòü è âåñü æèçíåííûé ñòåðåîòèï. Êîãäà ïðîèñõîäèò êîðåííîå èçìåíåíèå â æèçíåííûõ, îáùåñòâåííûõ, ëþáîâíûõ, ïðîôåññèîíàëüíûõ è ïðîèçâîäñòâåííûõ ïëàíàõ ÷åëîâåêà. ×àùå òàêàÿ ðåàêöèÿ ìîæåò íàáëþäàòüñÿ ó ñïîðòñìåíîâ èëè ó ëþäåé, ðàíåå ôèçè÷åñêè çäîðîâûõ.

Òÿæåëûå äåïðåññèâíûå ðåàêöèè ëè÷íîñòè íà áîëåçíü. Âîçíèêàþò îáû÷íî ó òÿæåëî áîëüíûõ ëþäåé, ñîìàòè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ êîòîðûõ ïðèâîäÿò ê âûðàæåííûì èçìåíåíèÿì âíåøíåãî âèäà. Íåðåäêè ñóèöèäàëüíûå ìûñëè è äàæå ïîïûòêè.  òå÷åíèå ýòèõ ñîñòîÿíèé áîëüøóþ ðîëü èãðàþò ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêèå áåñåäû ñ ðàçúÿñíåíèåì ïðè÷èí ñîñòîÿíèÿ è ïåðñïåêòèâ ëå÷åíèÿ. Òàêèå ðåàêöèè íàáëþäàþòñÿ ïðè ðàíåíèÿõ è îæîãàõ ëèöà, îáåçîáðàæèâàþùèõ ðóáöàõ, ïðè òÿæåëûõ ýêçåìàõ, íåéðîäåðìèòàõ è äð. Ïðè ýòîì ó òàêîãî ðîäà áîëüíûõ ìîãóò ïîÿâèòüñÿ ïàòîëîãè÷åñêèå ÷åðòû õàðàêòåðà, òàêèå, êàê âçðûâ÷àòîñòü, øèçîèäíîñòü, ðàíèìîñòü è ñåíçèòèâíîñòü. áîëåçíü èãíîðèðîâàíèå èïîõîíäðè÷åñêèé èñòåðè÷åñêèé

Èïîõîíäðè÷åñêàÿ ôèêñàöèÿ íà ñâîåì ñîñòîÿíèè è îùóùåíèÿõ. Âîçíèêàåò ó áîëüíûõ ñ çàòÿæíûìè õðîíè÷åñêèìè òÿæåëûìè çàáîëåâàíèÿìè íà ôîíå àñòåíè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ. Ó íèõ ïîÿâëÿåòñÿ ìíîãî ðàçëè÷íûõ æàëîá, êîòîðûå íå ñîîòâåòñòâóþò ñîìàòè÷åñêîìó ñòðàäàíèþ. Áîëüíîé ñòàíîâèòñÿ õìóðûì, ìðà÷íûì, äåïðåññèâíî-ðàçäðàæèòåëüíûì. ×àñòî âèä çäîðîâûõ ëþäåé, èõ óëûáêè, ñìåõ, çàáîòû âûçûâàþò ó íåãî ðàçäðàæåíèå. Òàêèå áîëüíûå ìîãóò òàêæå âñòóïàòü â êîíôëèêò ñ ïåðñîíàëîì.

Èñòåðè÷åñêèå ðåàêöèè. Ïðîÿâëÿþòñÿ èíîãäà ó âûøåíàçâàííûõ áîëüíûõ. Âûðàæàþòñÿ èñòåðè÷åñêèìè ôîðìàìè ïîâåäåíèÿ, êîãäà ñâîèìè æàëîáàìè áîëüíûå ñòðåìÿòñÿ ïðèâëå÷ü âíèìàíèå îêðóæàþùèõ èõ ëþäåé. Ïðè ýòîì, óòåøåíèÿ è óáåæäåíèÿ â òîì, ÷òî áîëåçíü íåîïàñíàÿ, ëåãêàÿ, íåñòðàøíàÿ, íåðåäêî ìîãóò âûçâàòü óòÿæåëåíèå èñòåðè÷åñêèõ ðåàêöèé.

Ìíîãèå àâòîðû ñ÷èòàþò, ÷òî àäåêâàòíîñòü ðåàêöèè íà áîëåçíü çàâèñèò îò ñòåïåíè çðåëîñòè ëè÷íîñòè è èíòåëëåêòóàëüíûõ åå âîçìîæíîñòåé. Òàê, íàïðèìåð, ó èíôàíòèëüíûõ íåçðåëûõ ëè÷íîñòåé ñ ÷åðòàìè äåòñêîñòè ÷àñòî íàáëþäàþòñÿ âûòåñíåíèÿ èëè îòðèöàíèÿ áîëåçíè èëè, íàîáîðîò, «óõîäà â áîëåçíü». Ó ëþäåé àñòåíè÷åñêèõ, òðåâîæíî-ìíèòåëüíûõ, íàïðèìåð, ÷àñòî íå î÷åíü ñåðüåçíîå çàáîëåâàíèå âûçûâàåò áóðíóþ ðåàêöèþ òðåâîãè. Çàáîëåâàíèå âûçûâàåò è ðåàêöèþ áåñïîêîéñòâà ñ ïîñëåäóþùèìè äåïðåññèâíî-èïîõîíäðè÷åñêèìè è ñòîéêèìè ðàññòðîéñòâàìè. Êàê îòìå÷àëîñü, ðåàêöèÿ ëè÷íîñòè íà áîëåçíü çàâèñèò îò âîçðàñòà áîëüíîãî. Íà îäíó è òó æå áîëåçíü ñ îäèíàêîâûì èñõîäîì ó áîëüíûõ îòìå÷àåòñÿ ðàçëè÷íàÿ ðåàêöèÿ. Ó ìîëîäûõ áîëåçíü âåäåò ê íàðóøåíèþ ïëàíîâ íà áóäóùåå, ó áîëüíûõ ñðåäíåãî âîçðàñòà ïðåïÿòñòâóåò âûïîëíåíèþ çàìûñëîâ, ïîæèëûìè âîñïðèíèìàåòñÿ êàê íåèçáåæíûé êîíåö.  ñîîòâåòñòâèè ñ ðåàêöèåé ëè÷íîñòè âðà÷ â áåñåäå äîëæåí ñîçäàòü äëÿ áîëüíîãî íîâóþ æèçíåííóþ óñòàíîâêó îáÿçàòåëüíî ñ ó÷åòîì åãî âîçìîæíîñòåé.

Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî îòíîøåíèå ê áîëåçíè, îáëàäàÿ õàðàêòåðèñòèêàìè, ïðèñóùèìè ïñèõîëîãè÷åñêèì îòíîøåíèÿì, ñîäåðæèò â ñåáå êîãíèòèâíûé, ýìîöèîíàëüíûé è ïîâåäåí÷åñêèé êîìïîíåíòû. Òàêèì îáðàçîì, ñîâîêóïíîñòü è ðàñøèðåííîñòü äàííûõ êîìïîíåíòîâ áóäåò âëèÿòü íà ñàìîîùóùåíèå áîëüíîãî è åãî ïîâåäåí÷åñêèå ðåàêöèè. Êîãíèòèâíûé âêëþ÷àåò çíàíèå î áîëåçíè, åå îñîçíàíèå, ïîíèìàíèå ðîëè áîëåçíè è âëèÿíèÿ íà æèçíåííîå ôóíêöèîíèðîâàíèå áîëüíîãî è ïðåäïîëàãàåìûé ïðîãíîç. Ýìîöèîíàëüíûé — îùóùåíèå è ïåðåæèâàíèå áîëåçíè è âñåé ñèòóàöèè, ñâÿçàííîé ñ íåé. Ïîâåäåí÷åñêèé — ýòî ñâÿçàííûå ñ áîëåçíüþ ðåàêöèè, ñïîñîáñòâóþùèå àäàïòàöèè èëè äåçàäàïòàöèè ê íåé, à òàêæå âûðàáîòêó îïðåäåëåííîé ñòðàòåãèè ïîâåäåíèÿ â æèçíåííûõ ñèòóàöèÿõ â ñâÿçè ñ áîëåçíüþ. Ïðèíÿòèå ðîëè áîëüíîãî, àêòèâíàÿ áîðüáà ñ áîëåçíüþ, èãíîðèðîâàíèå, ïåññèìèñòè÷åñêèå óñòàíîâêè è ïð.

Ñðåäè ìíîæåñòâà ïðè÷èí, îïðåäåëÿþùèõ òèï ðåàãèðîâàíèÿ íà áîëåçíü, Ë.Ë. Ðîõëèí ñ÷èòàåò îñíîâíûìè òðè:

à) îñîáåííîñòè ëè÷íîñòè è íåðâíîé ñèñòåìû áîëüíîãî;

á) ñïåöèôèêó çàáîëåâàíèÿ;

â) ñîöèàëüíûå ôàêòîðû, äåéñòâóþùèå â ìîìåíò çàáîëåâàíèÿ (ïîâûøåííàÿ çàâèñèìîñòü îò îòíîøåíèÿ îêðóæàþùèõ, âûíóæäåííàÿ èçîëÿöèÿ îò äåÿòåëüíîñòè, ïåðåæèâàíèå îòâåòñòâåííîñòè çà ñóäüáó äðóãèõ ÷ëåíîâ ñåìüè è ò.ä.).

Ïî Â. Â. Êîâàëåâó âëèÿíèå ñîìàòè÷åñêîé áîëåçíè íà ëè÷íîñòü ñêëàäûâàåòñÿ èç äâóõ ôàêòîðîâ — ðåàêöèè ëè÷íîñòè íà áîëåçíü è ñîìàòîãåííûõ èçìåíåíèé ëè÷íîñòè.

Íà ðåàêöèþ ëè÷íîñòè íà áîëåçíü îêàçûâàåò âëèÿíèå:

1) õàðàêòåð äèàãíîçà,

2) èçìåíåíèå ôèçè÷åñêîé ïîëíîöåííîñòè è âíåøíîñòè,

3) èçìåíåíèå ïîëîæåíèÿ â ñåìüå è îáùåñòâå,

4) æèçíåííûå îãðàíè÷åíèÿ è ëèøåíèÿ, ñâÿçàííûå ñ áîëåçíüþ,

5) íåîáõîäèìîñòü ëå÷åíèÿ (àìáóëàòîðíîãî, ñòàöèîíàðíîãî), îïåðàöèè è ò.ä.

Ðîëü áîëüíîãî çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òîáû, âî-ïåðâûõ, îñîçíàòü ñâîþ áîëåçíü è æåëàòü ñåáå ñêîðåéøåãî âûçäîðîâëåíèÿ. Òàêèì îáðàçîì, ïàöèåíò èìååò áîëüøèå øàíñû íà âûçäîðîâëåíèå. Åñòåñòâåííî, ïåðèîä âûçäîðîâëåíèÿ è äàëüíåéøåé ðåàáèëèòàöèè íå ìîæåò çàâèñåòü èñêëþ÷èòåëüíî ëèøü î æåëàíèÿ ñàìîãî áîëüíîãî. Ìû ìîæåì ãîâîðèòü î òîì, ÷òî â ëþáîì ñëó÷àå íàøå ïîäñîçíàíèå ðåàãèðóåò íà ìåëü÷àéøèå êîëåáàíèÿ â îðãàíèçìå. ×òîáû íàñòðîèòü îðãàíèçì íà âûçäîðîâëåíèå — ïðèìåíÿåì ñàìîâíóøåíèå.

Ðîëü áîëüíîãî — ðîëü, êîòîðóþ ìîæåò óñâîèòü áîëüíîé ÷åëîâåê, êîãäà áîëåçíü ïðèîáðåòàåò îñîáûé ñòàòóñ, ñ ïîçèòèâíûìè è íåãàòèâíûìè ïîñëåäñòâèÿìè äëÿ äàííîãî ëèöà. Êîíöåïöèÿ áûëà ðàçðàáîòàíà â 1950-õ ãã. àìåðèêàíñêèì ñîöèîëîãîì Òàëêîòòîì Ïàðñîíñîì, êîòîðûé âûäåëèë â ðîëè áîëüíîãî ñëåäóþùèå ýëåìåíòû: 1) áîëüíîãî èçáàâëÿþò îò ìíîãèõ îáû÷íûõ ñîöèàëüíûõ îáÿçàòåëüñòâ; 2) îêðóæàþùèå ìèðÿòñÿ ñ íåñïîñîáíîñòüþ áîëüíîãî ñåáÿ ïðîêîðìèòü; 3) â áîëüíîì ïðåäïîëàãàþò ñòðåìëåíèå âûçäîðîâåòü; 4) ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî áîëüíîé ÷åëîâåê æåëàåò ïîëó÷èòü ïðîôåññèîíàëüíóþ ïîìîùü. Ðîëü áîëüíîãî èíîãäà áåðóò íà ñåáÿ òå, êòî æåëàåò èçáàâèòüñÿ îò áðåìåíè ñîöèàëüíûõ îáÿçàòåëüñòâ.  ïîäîáíûõ îáñòîÿòåëüñòâàõ ïðîôåññèîíàëüíûå ñëóæáû, â ÷àñòíîñòè ìåäèöèíñêàÿ è ñîöèàëüíàÿ, îáÿçàíû îöåíèòü èñòèííîå ñîñòîÿíèå ÷åëîâåêà è ïðàâîìåðíîñòü ðîëè áîëüíîãî.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник