Болезни которые лечатся за счет государства

Болезни которые лечатся за счет государства thumbnail

От болезней, к сожалению, не застрахован никто, а с учетом текущих цен на лекарства заболевание может стать настоящей катастрофой для личного бюджета.

Поэтому вопросы льготного обеспечения лекарственными препаратами имеют сейчас огромное значение.

Но среди огромного массива нормативных актов порой очень сложно найти ответ на свой простой вопрос: а положены ли бесплатные лекарства при моем конкретном заболевании?

Попробуем немного разобраться в тонкостях социального законодательства.

Льготное обеспечение лекарствами является частью государственной программы гарантированного оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

Поэтому оно так же, как и вся программа, реализуется на федеральном и региональном уровнях.

1. За счет федерального бюджета предоставляются лекарственные средства при диагностировании следующих заболеваний (постановление Правительства РФ от 19 декабря 2016 г. № 1403):

1) Муковисцидоз – больных должны обеспечить противокашлевыми, муколитическими и отхаркивающими препаратами,

2) Гемофилия – гемостатики и факторы свертываемости крови,

3) Гипофизарный нанизм – гормональные препараты гипоталамуса, гипофиза, соматропин,

4) Болезнь Гоше – препараты для лечения желудочно-кишечного тракта и ферменты,

5) Рассеянный склероз – иммуностимуляторы и иммунодепрессанты,

6) Трансплантация органов и тканей – иммунодепрессанты, ингибиторы кальциневрина,

7) Злокачественные поражения кроветворной и лимфоидной тканей (лейкоз, миелома лимфома и т.д.) – противоопухолевые препараты, иммунодепрессанты,

8) ВИЧ-инфекция – включенные в перечень жизненно необходимых препаратов иммуномодуляторы,

9) Туберкулез сложной формы (с широкой устойчивостью возбудителя к лекарственным препаратам) – антибактериальные и противотуберкулезные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых.

2. За счет региональных бюджетов должны обеспечиваться лекарственными препаратами люди, у которых выявлены следующие виды заболеваний:

1) Редкие (орфанные) заболевания, которые несут серьезную угрозу жизни и приводят к инвалидности:

— Мукополисахаридоз I, II и VI типа

— Легочная (артериальная) гипертензия

— Юношеский артрит с системным началом

— Болезнь Вильсона и т.д.

Полный перечень таких заболеваний включает на данный момент 24 позиции и представлен в правительственном постановлении от 26 апреля 2012 г. № 403. Государство приняло на себя обязательство обеспечивать лиц с указанными диагнозами необходимыми им лекарственными препаратами.

2) Больной должен обеспечиваться всеми необходимыми ему лекарственными препаратами (по назначению врача) при диагностировании у него ДЦП, ВИЧ-инфекции, инфаркта миокарда, диабета, бронхиальной астмы, лучевой болезни, гематологического, онкологического заболевания, лепры, миопатии, мозжечковой атаксии Мари, шизофрении, эпилепсии, заболеваний психического характера, кожных заболеваний тяжелой формы.

3) Базовый набор необходимых лекарств предоставляется больным, страдающим: глаукомой, катарактой, муковисцидозом (только дети), острой перемежающейся порфирией, гепатоцеребральной дистрофией, ревматизмом, ревматоидным артритом, болезнью Бехтерева, системной красной волчанкой, бруцеллезом (в тяжелой форме), гипофизарным нанизмом, урологическими заболеваниями (в хронической форме), Аддисоновой болезнью, сифилисом.

Снабжаются бесплатными антикоагулянтами больные, перенесшие операцию по протезированию сердечных клапанов.

Подробный перечень препаратов содержится в Постановлении Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 (Приложение 1).

С новой судебной практикой по обеспечению бесплатными лекарствами можно ознакомиться здесь.

© Сивакова И. В., 2018 г.

Источник

(в ред. Федерального закона от 26.04.2016 N 112-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения.

2. Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет».

3. Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 настоящей статьи, утверждается Правительством Российской Федерации.

4. В целях обеспечения граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень, утвержденный в соответствии с частью 3 настоящей статьи, лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания осуществляется ведение Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности (далее в настоящей статье — Федеральный регистр), содержащего следующие сведения:

(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии);

2) фамилия, имя, отчество, а также фамилия, которая была у гражданина при рождении;

3) дата рождения;

4) пол;

5) адрес места жительства;

6) серия и номер паспорта (свидетельства о рождении) или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов;

7) дата включения в Федеральный регистр;

8) диагноз заболевания (состояние);

9) иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации.

5. Ведение Федерального регистра осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют ведение регионального сегмента Федерального регистра и своевременное представление сведений, содержащихся в нем, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

7. Организация обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного) X (Стюарта-Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Обеспечение лекарственными препаратами указанных лиц осуществляется по перечню лекарственных препаратов, утверждаемому Правительством Российской Федерации и формируемому в установленном им порядке.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. В целях обеспечения лиц, указанных в части 7 настоящей статьи, лекарственными препаратами уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, осуществляет ведение Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного) X (Стюарта-Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей, который содержит следующие сведения:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии);

2) фамилия, имя, отчество, а также фамилия, которая была у гражданина при рождении;

3) дата рождения;

4) пол;

5) адрес места жительства;

6) серия и номер паспорта (свидетельства о рождении) или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов;

7) дата включения в указанный федеральный регистр;

8) диагноз заболевания (состояния);

9) иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации.

(часть 8 введена Федеральным законом от 26.04.2016 N 112-ФЗ)

9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют ведение регионального сегмента федерального регистра, указанного в части 8 настоящей статьи, и своевременное представление сведений, содержащихся в нем, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

(часть 9 введена Федеральным законом от 26.04.2016 N 112-ФЗ)

10. Правительство Российской Федерации вправе принимать решение о включении в перечень заболеваний, указанных в пункте 21 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, дополнительных заболеваний, для лечения которых обеспечение граждан лекарственными препаратами осуществляется за счет средств федерального бюджета.

(часть 10 введена Федеральным законом от 26.04.2016 N 112-ФЗ)

Источник

Я часто вижу посты в ВК и комментарии людей — почему государство тратит деньги туда-сюда, но на лечение больным детям скидываются простые граждане. И тут же следует риторический вопрос — почему же государство не оплачивает лечение тяжелобольным детям?

Я, конечно, не государство, но пораскину мозгами, могу выдвинуть теорию, почему сия необходимость ложится на плечи родителей, благотворительных фондов и простых граждан.

Взято из интернет-источников

Начнем с того, что государство-таки помогает родителям тяжелобольных детей. Я сама была свидетелем того, что через опеку и прочие инстанции государство оплатило лечение в Москве для четырехлетней малышки, у которой был рак. Также для детей-инвалидов, их родителей или опекунов есть многочисленные льготы от государства и пенсия по инвалидности.

Далее хочу отметить, что бюджет страны не резиновый и он распределяется и утверждается. Лечение больных детей — это то, что нельзя контролировать и в начале года назвать точную сумму, которая потребуется, чтобы покрыть все будущие расходы.

К слову, когда ребенок простужается, ломает ногу, подхватывает ветрянку и т.п. — лечение лежит на плечах родителей, а для некоторых лекарства даже на борьбу с гриппом не по карману. И все понимают, что справляться надо как-то самим, государство не станет оплачивать таблетки, сиропы и мази. С тяжелобольными детьми ситуация похожая, только сумма в несколько циферек больше. Вся ответственность — на родителях.

Взято из интернет-источников

Также хочется отметить тех родителей, которые заведомо зная, что ребенок в утробе с букетом тяжелых заболеваний, все равно рожают со словами — «это наш ребенок, дал бог зайку — даст и лужайку». А потом прямо из роддома начинают обращаться в фонды и писать жалостливые посты, чтобы люди собрали с миру по нитке на многочисленные операции, дорогие препараты и длительную реабилитацию их зайки. Многие такие дети не доживают и до двух лет, а остальные чуть ли не живут в больнице, привязанные к больничной койке. И как бы жестоко это ни было, но вопрос таким родителям — зачем рожали? Чтобы ребенок мучился с рождения, а фонды кое-как помогали с деньгами на поддержание жизнеспособности и оттягивали понятный изначально исход?

Еще вопрос — а почему вы возмущаетесь, что государство не оплачивает многомиллионное лечение только детям, а как же взрослые, оказавшиеся в подобной ситуации? Дети не могут заработать себе на лечение, но ведь многие взрослые тоже! Ну продадут они свою недвижимость, чтобы негде было жить, опустошат счета в банке. А дальше? Тяжелобольной взрослый также не может заработать себе на лечение, как и ребенок. Потому что ему физически это тяжело, а с нашими зп копить придется несколько лет. Ответственность за себя лежит на плечах взрослого. Ответственность за ребенка лежит на плечах его родителей.

Взято из интернет-источников

Да, когда ребенок болеет — это тяжело. Да, суммы порой просто неподъемные. Но ответственность за свое чадо лежит только на родителях и ни на ком более. И, благо, сейчас очень много фондов, в которые можно обратиться, а также получить какие-либо субсидии от государства, нужно лишь походить по инстанциям. Просто так бог не даст лужайку. Поймите это уже наконец.

Если государство не оплачивает 100% лечения каждому тяжелобольному ребенку, это не означает, что оно бездействует. Помогает как может.

А что вы думаете по этому поводу?

Если вам понравилась статья — ставьте лайк и подписывайтесь на канал))

Читайте также:

Атмосферные новогодние фильмы от Netflix

Не ожидали такого от комнаты матери и ребенка в аэропорту

Детство в общаге — каково мне было

Жизнь со свекровью невыносима

Источник

Читала, что существует целый список болезней, от которых нас обязаны лечить бесплатно. Это правда? Напишите, при каких заболеваниях мы можем точно рассчитывать на помощь государства?

Мария Сафронова. Москва.

Список на самом деле есть, и каждый год его пересматривают и утверждают по новой. Как раз несколько дней назад правительство утвердило «Программу государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2006 год».

Программа включает не только перечень заболеваний, на лечение которых мы имеем право рассчитывать в государственных поликлиниках и больницах, но и «усредненную стоимость» самого лечения. То есть сколько денег правительство выделило каждому из нас. Кстати, получилось — 3378 рублей на все про все (это почти на 10% больше, чем раньше, правда, инфляция все прибавки все равно съест).

Также чиновники подсчитали, сколько раз мы можем посетить медицинские учреждения.

Получилось, что в год каждому положено:

сходить в поликлинику 9 раз в год и еще разок просто выйти из дома по направлению к поликлинике (точная цифра — 9,198 раза);

посетить дневной стационар — 0,577 раза (то есть дойти до стационара, высидеть в очереди, зайти к врачу — и все, лимит исчерпан);

полежать в больнице — почти 3 дня (а точнее — 2,812 раза);

вызвать «Скорую» — аж 0,318 раза!

— А что делать тем, кто «перебрал» или, наоборот, свой лимит не исчерпал? Неужели в первом случае придется доплачивать, а во-втором переносить «недобор» на следующий год?

— Нет, это же все усредненные подсчеты, — пояснил пресс-секретарь Федерального фонда обязательного страхования Павел БРЕЕВ. — Именно по ним государство выделяет деньги медицинским учреждениям и страховым компаниям. Ведь кто-то здоров и к врачам даже не показывается. А кто-то лечится, как говорится, и за себя, и за того парня. Так что отмечать в календаре каждый поход к врачу необязательно.

— Но может же случиться, что больных окажется больше, чем здоровых? И денег на всех не хватит…

— Такого быть не может. А для подстраховки разработана определенная «система выравнивания баланса».

— Перечень заболеваний, на лечение которых может рассчитывать россиянин, предусматривает наличие полиса ОМС (обязательного медицинского страхования). А что делать тому, кто оказался проездом в другом городе?

— Если это экстренное заболевание, то идти в ближайшую государственную поликлинику и предъявлять полис. Там обязаны помочь бесплатно.

На что можно рассчитывать

Итак, какое лечение (включая диагностику и профилактику, например, прививки) положено нам бесплатно.

Инфекционных и паразитарных заболеваний (за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза и синдрома приобретенного иммунодефицита — об этом ниже); новообразований;болезней эндокринной системы;расстройства питания и нарушения обмена веществ, а также заболеваний нервной системы, крови, кроветворных органов и отдельных нарушений, вовлекающих иммунный механизм; глаза и его придаточного аппарата; уха и сосцевидного отростка; системы кровообращения; органов дыхания; органов пищеварения;мочеполовой системы;кожи и подкожной клетчатки;костно-мышечной системы и соединительной ткани;при травмах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин;при врожденных аномалиях (пороках развития), деформациях и хромосомных нарушениях;при беременности, родах, в послеродовой период и при абортах.

Где родился — там оздоровился

При некоторых заболеваниях бесплатное лечение отдано «на откуп» местным властям. То есть областные и городские чиновники сами решают, как и на какую сумму лечить следующие заболевания:

туберкулез, синдром приобретенного иммунодефицита, заболевания, передаваемые половым путем;

психические расстройства и расстройства поведения, наркологические заболевания;

отдельные состояния, возникающие в перинатальный период.

Лечение:

в лепрозориях;трахоматозных диспансерах; центрах по борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита; центрах медицинской профилактики; врачебно-физкультурных диспансерах;центрах профессиональной патологии, детских и специализированных санаториях.

А также работа:

специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи;бюро судебно-медицинской, судебно-психиатрической и патолого-анатомической экспертизы; медицинских информационно-аналитических центров (бюро медицинской статистики); станций переливания крови;центров планирования семьи и репродукции; домов ребенка, хосписов;больниц сестринского ухода.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Известный детский хирург, член Совета при Президенте РФ профессор Леонид РОШАЛЬ:

— Подобная Программа необходима, но совсем не та, которую нам предлагают. Она даже не покрывает инфляцию!

Вот, например, фраза — об увеличении тарифов ОМС. Но ни слова о том, где на это взять деньги…

Механизм финансирования высоких технологий не прописан, значит, огромное число нуждающихся опять останутся без нее.

Далее. Так как программа госгарантий составляет основную часть бюджета здравоохранения, то значит, что доля здравоохранения в ВВП остается в два раза ниже должного и мы опять оказываемся на одном из последних мест в мире.

Необходимо перевооружение поликлиник, скорой помощи и пр. Они устарели почти на 80%. А улучшение за счет Стабилизационного фонда займет ничтожную его часть. А дефицит кадров? А сегодняшнее состояние материально-технической базы?

При таких показателях мы не в состоянии выполнить гарантии бесплатного обслуживания в настоящем понимании этого слова.

Источник

Статья работника здравоохранения, из которой мы узнаем, какие бывают системы финансирования здравоохранения, чтобы каждый из нас мог лечиться бесплатно. Мы посмотрим на особенности страховой системы финансирования, характерной для нашей страны, а также сравним её с другими. 

__________

Попадая в самые обычные российские заведения

бесплатного образования и медицины, помни –

ты вступаешь в самые запутанные

платёжные отношения в мире!

Стас Янковский.

Как лечиться бесплатно?

            Согласно Конституции РФ (глава 2, статья 41, пункт 1): «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

            Основной закон государства говорит, что мы лечимся бесплатно, но за чей-то счет. Откуда берутся деньги на бесплатную медицину?

            Все системы финансирования здравоохранения (т.е. снабжения здравоохранения деньгами для оказания бесплатной помощи) делятся на 3 основных вида:

  1. государственное (бюджетное) финансирование (Великобритания, Франция, Италия, Австралия и др.);
  2. частная система финансирования (США, ЮАР);
  3. страховая система финансирования (большинство стран: Россия, Германия, Япония и др.).

Каждая система финансирования имеет как достоинства, так и недостатки, поэтому нельзя сказать, какая из них универсальная и самая правильная.

Государственная система финансирования здравоохранения 

Удобнее будет рассматривать эту систему на примере Франции. Деньги на медицинское страхование поступают из налогов на доходы всех видов и уровней, например, такими, как: налоги на прибыль, налоги на добавленную стоимость (НДС), подоходный налог (НДФЛ) и др. Деньги поступают в государственный бюджет, а затем происходит их распределение по всем отраслям (и на здравоохранение в том числе). Реформы в здравоохранении Франции финансируются за счет целевых налоговых поступлений. Такие налоги устанавливаются на определенные виды товаров (чаще всего это алкоголь и табак). На здравоохранение направляется установленная часть от суммы этих налогов. Кроме того, более 80% населения Франции имеют дополнительные страховки, которые им предлагают работодатели. Группа людей с наименьшими доходами получают бесплатную помощь, которая полностью покрывается налогами. Более того, полностью компенсируются и затраты на лечение хронических продолжительных заболеваний. Словом, здравоохранение во Франции недостатка в средствах не испытывает.  

Основные черты государственной системы финансирования здравоохранения:

  1. источник денег – государственные налоги;
  2.  структуры, в которых находятся денежные ресурсы – бюджеты различного уровня;
  3. возмещение всех расходов учреждения, а не оплата отдельных медицинских услуг;
  4. медицинские учреждения подчиняются государственным правилам;
  5. экономичное использование ресурсов;
  6. контроль за качеством оказываемой медицинской помощи со стороны государства.

Эта система обеспечивает высокую степень социальной защищенности граждан, так как дает гарантии на предоставление бесплатной медицинской помощи и проводит строгий государственный контроль за оказанием медицинской помощи.

Кстати, ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) признала Французскую систему здравоохранения самой лучшей в мире по части оказания медицинской помощи.

Французы могут беспрепятственно пользоваться как рутинными терапевтическими процедурами, так и новейшими методами лечения. А очереди на оказание хирургических вмешательств французам вообще не известны. И как результат: достаточно высокий уровень здоровья нации в целом и ежегодное увеличение показателя средней продолжительности предстоящей жизни населения более чем на 3 месяца!

Пожалуй, главное преимущество Французского здравоохранения состоит в тесном продуктивном сотрудничестве между государственными и частными медицинскими организациями, что и позволяет избежать очередей на получение медицинской помощи. Частные медицинские организации во Франции выполняют 50% хирургической работы и лечат 60% случаев злокачественных новообразований.

Для сравнения: во многих странах Евросоюза (и, к сожалению, в России) онкологическая помощь – прерогатива государственных медицинских учреждений. А частные медицинские центры если и оказывают хирургическую помощь населению, то, в основном, по поводу легких и сравнительно неопасных заболеваний, оставляя тяжелые и запущенные случаи болезней на государственные медицинские учреждения.

Частная система финансирования здравоохранения

               Такая система характерна для США. В этой системе основой является добровольное (частное) медицинское страхование и прямая оплата медицинской помощи непосредственно потребителями (платная медицина).

               Основные признаки частной системы финансирования здравоохранения:

  1. источник средств – личные деньги людей;
  2. коммерческий статус (ориентация на извлечение прибыли) страховых, медицинских и других организаций, в которые стекаются деньги на предоставление медицинской помощи;
  3. большой выбор врачей и медицинских учреждений (что формирует здоровую конкуренцию), и как следствие, очень высокое качество оказываемых лечебных мероприятий, а также отсутствие очередей;
  4. свободное (нерегулируемое государством) ценообразование на медицинские услуги;
  5. недостаточность медицинской помощи из-за ее высокой стоимости для населения со сравнительно низким доходом;
  6. нет регулирования и контроля качества медицинских процедур со стороны государства.

Страховая система финансирования

               В настоящее время имеется в большинстве стран, и в России в том числе. Когда в 1991-1992 гг. был принят закон «О медицинском страховании», наше государство планировало дополнительный источник финансирования (до 1991 года было государственное финансирование). Переход на полностью страховое финансирование осуществлялся долго, он завершился только к 2011 году.

               Система, основанная на социальном страховании, считается наиболее приближенной к модели совершенной системы охраны здоровья населения, т.к. от государственногом и частного здравоохранения она взяла положительные черты:

  1. почти полный охват населения медицинским страхованием, существование гарантий на оказание бесплатной помощи;
  2. возможность свободного выбора населением страховых организаций;
  3. функция финансирования и оказания медицинских услуг разделена соответствующими организациями, обеспечивается высокий, гарантированный государством уровень качества медицинской помощи;
  4. наличие двух основных источников денежных средств: средства бюджетов и  обязательные взносы на страхование.

               Денежные средства на оплату медицинской помощи в страховой системе финансирования поступают из трех источников:

  1. средства федерального бюджета;
  2. средства бюджета субъектов РФ (область, край, округ и другие).
  3. средства по программе ОМС.

За счет средств федерального бюджета оплачиваются (на 2014 год):

  1. скорая помощь, первичная медико-санитарная, специализированная, высокотехнологичная помощь, медицинская эвакуация, которые оказываются федеральными медицинскими организациями;
  2. лечение граждан РФ за пределами территории РФ, направленных в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;
  3. санаторно-курортное лечение отдельных категорий граждан;
  4. обеспечение лекарственными препаратами для лечения злокачественных новообразований лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше, рассеянного склероза, а также после трансплантации органов и (или) тканей.

За счет средств субъекта Российской Федерации оплачиваются (на 2014 год):

  1. медицинская помощь незастрахованным лицам (людям без определенного места жительства);
  2. лечение ЗППП (заболеваний, передаваемые половым путем), туберкулеза, ВИЧ-инфекции и СПИДа, психических расстройств;
  3. паллиативная медицинская помощь неизлечимым больным;
  4. лечение угрожающих жизни и хронических прогрессирующих редко встречающихся заболеваний, приводящих к уменьшению продолжительности жизни человека или его инвалидности;
  5. лекарства, отпускаемые бесплатно и с 50-процентной скидкой определенным группам населения;
  6. другие виды медицинской помощи, за исключением тех, что оказываются за счет средств обязательного медицинского страхования (подробнее об этом в Постановлении Правительства РФ от 18 октября 2013 года №932 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»).

Все остальное, не перечисленное в этих пунктах, обеспечивается за счет средств системы обязательного медицинского страхования (ОМС), которая является, по существу, самым основным и важным источником финансирования медицинской помощи, потому что средствами ОМС оплачивается 70% медицинской помощи. В федеральном законе от 29 ноября 2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» ОМС определяется как «вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС…».

Другими словами, система ОМС – форма социальной защиты интересов населения по вопросам охраны здоровья.

Цель медицинского страхования – гарантировать людям при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных денежных средств, а также финансирование профилактических мероприятий. Страховой случай – это событие, по поводу которого человеку требуется помощь врача. Это может быть заболевание или травма (а также мероприятие по профилактике возникновения заболевания). При наступлении страхового случая застрахованному лицу предоставляется требуемая необходимая помощь. Т.е. медицинское страхование обеспечивает сохранение здоровья.

 med strah

               Еще одним важным принципом системы ОМС является «обязательность уплаты страховых взносов [обязательных платежей] <…> в размерах, установленных федеральными законами».              

 10_cjWJ7vXk

Кто является застрахованными лицами

ФЗ №326 указывает, кто является застрахованными лицами: «застрахованными лицами являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане, лица без гражданства <…>:               Обязательные платежи вносят все застрахованные лица. За работающее население страховые взносы уплачивает работодатель (поэтому так важно устраиваться на работу «официально», и иметь добросовестного начальника), за неработающее – местный бюджет, при условии, что безработный стоит на учете в центре занятости.

  1. работающие по трудовому договору <…>;
  2. самостоятельно обеспечивающие себя работой (ИП) <…>;
  3. являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
  4. являющиеся членами семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока <…>;
  5. неработающие граждане:
    1. дети со дня рождения до достижения ими возраста 18 лет;
    2. неработающие пенсионеры <…>;
    3. граждане, обучающиеся по очной форме обучения <…>;
    4. безработные граждане, зарегистрированные в соответствии с законодательством о занятости;
    5. один из родителей или опекун, занятые уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет;
    6. трудоспособные граждане, занятые уходом за детьми-инвалидами, инвалидами <…>;
    7. иные не работающие по трудовому договору <…>».

Страховые взносы уплачиваются регулярно, формируется «обезличенный» денежный фонд, средства из которого затрачиваются на предоставление необходимой медицинской помощи в должном объеме всем застрахованным лицам.

Некоторые права застрахованных лиц (в соответствии с ФЗ №326).

1. Право на получение необходимой медицинской помощи на всей территории РФ бесплатно в объеме, который установлен базовой программой ОМС, либо на территории субъекта РФ, в котором выдан полис ОМС, в объеме, установленном территориальной программой ОМС.

Это означает, что человек, имеющий полис ОМС, в любом уголке России может получить бесплатную медицинскую помощь при наступлении страхового случая по базовой программе.

Базовая программа ОМС определяет вид и объем медицинской помощи для всех застрахованных граждан РФ в любой части страны при наличии медицинского полиса. В рамках этой программы помощь оказывают при возникновении разных состояний и болезней (полный список можно найти в ФЗ от 29 ноября 2010 года №326 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», глава 7, статья 35, пункт 6). Базовая программа едина, она действует на территории всей страны одинаково.

Кроме базовой программы в каждом субъекте РФ (край, область, округ и др.) создаются их собственные территориальные программы ОМС, которые определяют вид и объем помощи в конкретном субъекте. Получить помощь по территориальной программе гражданин может при наличии у него полиса ОМС, выданного на территории этого субъекта. Территориальные программы составляются в соответствии с требованиями, установленными базовой программой, но все стороны оказания медицинской помощи определяются с учетом структуры заболеваемости в конкретном субъекте. Поэтому территориальные программы могут отличаться, тогда как базовая едина.

2. Право на выбор (и замену) страховой медицинской организации по собственному усмотрению и предпочтениям.

Нужно помнить о необходимости уведомлять страховую организацию о смене фамилии, имени, отчества, других данных паспорта, места жительства, причем это нужно сделать в течение 1 месяца со дня изменений.

3. Право на выбор врача.

Полный и подробный список прав застрахованных лиц можно найти в ФЗ №326 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (глава 4, статья 16).

               При наступлении страхового случая необходимо обратиться медицинское учреждение. Государственные медицинские организации (поликлиники, больницы) работают в сфере ОМС и оказывают бесплатную медицинскую помощь. Что касается частных (коммерческих) центров, то они хоть и переходят на работу в системе ОМС, но среди них это пока не широко распространено.

Полис ОМС для бесплатного лечения

               Обращаясь за медицинской помощью, гражданин обязан иметь при себе полис ОМС. Однако, если это случай, требующий экстренной медицинской помощи (вызов «скорой помощи»), то полис не обязателен (хотя желателен). «Полис ОМС – документ, удостоверяющий право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи на всей территории РФ в объеме, предусмотренном базовой программой ОМС» (ФЗ №326). Все стороны оказания медицинской помощи строго регламентированы. Основы оказания медицинской помощи описаны в Стандартах медицинской помощи, которые составляются на международных рекомендациях медицинскими ассоциациями. Стандарты содержат сведения о лечении и профилактике заболеваний и синдромов. К примеру, Стандарт от 13 мая 2013 года «Об утверждении стандарта специализированной помощи детям при скарлатине легкой степени тяжести» или Стандарт от 22 апреля 2013 года «Об утверждении стандарта скорой медицинской помощи при шоке» и другие. Все стандарты можно найти на сайте www.rosminzdrav.ru/documents. В стандартах утвержден минимальный достаточный объем помощи – помощи с минимальными затратами и с максимальной необходимостью.

Заключение

               Подводя итог всему вышесказанному, следует сказать, что ни в одной стране не существует какой-то одной системы финансирования в чистом виде, они, как правило, комбинируются между собой, а название дается по доминирующему источнику ден?