Болезни органов дыхания у детей причины

Болезни органов дыхания у детей причины thumbnail

Окончательное формирование дыхательной системы происходит только в период полового созревания, у детей до 15 лет в функционировании и строении органов дыхания есть некоторые особенности. Малыши имеют небольшую глубину дыхания и чаще производят вдох-выдох, при этом у них не до конца развиты мышцы дыхания. У младенцев дыхание неустойчивое за счет слабой воздушности легких и повышенной плотности легочной ткани. Дети до 4-летнего возраста обладают суженными носовыми ходами, к тому же у них часто происходит разрастание лимфоидной ткани в носоглотке.

Незрелость дыхательной системы ребенка служит основой высокой заболеваемости этих органов (две трети всех детских болезней затрагивают именно органы дыхания). Отмечается постоянный рост болезней дыхательных путей у детей, что во многом связано с увеличением аллергических реакций, а также преимущественным проникновением возбудителей инфекций через носоглотку. Болезни дыхания у детей часто переходят в хроническую форму, значительно ухудшая не только качество их жизни, но и перспективы нормального роста организма. Необходимо особо учитывать, что многие заболевания дыхательной системы в детском возрасте могут иметь фатальный исход при несвоевременном лечении.

Причины заболеваний дыхательной системы

Поражение органов дыхания ребенка происходит под воздействием нескольких групп факторов:

  • внешнее инфицирование может быть в случае эпидемий и локальных вспышек легко передающихся воздушно-капельным путем болезней (ОРВИ и грипп);
  • активизация бактериальной флоры в организме ребенка при наличии хронических воспалительных очагов;
  • аллергические реакции организма, в том числе на растения и химические вещества, домашних животных и бытовую пыль;
  • ослабленный иммунитет, особенно при отсутствии в семье системы закаливания;
  • переохлаждение организма из-за одежды не по сезону, промокшей обуви, длительного нахождения на открытом воздухе в холодный период;
  • привычка малыша дышать ртом, что может быть связано с аденоидами;
  • переутомление ребенка, как физическое, так и эмоциональное (большая нагрузка в школе и дополнительные занятия по другим направлениям);
  • недостаточно сбалансированное питание (малый рацион, недостаток витаминов и важнейших элементов);
  • врожденная патология дыхательной системы;
  • перенесенные травмы грудной клетки;
  • наличие у близких родственников легочных болезней.

Симптомы болезней органов дыхания

Признаки патологий дыхательной системы бывают схожими при разных заболеваниях, что требует проведения дифференцированной аппаратной и лабораторной диагностики, поэтому родителям следует незамедлительно отвезти ребенка к врачу в случае появления следующих симптомов:

  • отсутствие у младенца носового дыхания, иногда без признаков насморка. При этом малыш плохо ест и беспокоен во сне, часто плачет;
  • выделения из носа (обильные серозные или с примесью гноя и крови);
  • боль в горле, усиливающаяся в процессе глотания и разговора (визуально покраснение слизистой и отечность миндалин, появление очагов белого налета на миндалинах);
  • охриплость голоса, ребенок переходит на шепот или не может говорить из-за боли и отечности в горле;
  • кашель (приступообразный или отрывистый, сухой либо с отхождением мокроты);
  • возникновение одышки или удушья, ребенок может спать только полусидя, отмечается нарастающая бледность кожи;
  • боль в груди, особенно при кашле и глубоком вдохе;
  • общая слабость, лихорадочное состояние.

Тревожные симптомы при заболеваниях дыхательной системы у детей могут стремительно усиливаться, ухудшая состояние ребенка, поэтому вызов врача на дом или визит в медицинский центр нельзя откладывать.

Виды заболеваний органов дыхания

Среди множества болезней дыхательной системы у детей можно выделить несколько основных видов, имеющих наибольшее распространение:

  • насморк с воспалением слизистой носовых ходов может быть локальным патологическим проявлением или одним из составляющих общего заболевания (грипп или ОРВИ);
  • ангина с воспалением миндалин на основе преимущественно стрептококковой инфекции (дает тяжелые осложнения на суставы и сердечнососудистую систему);
  • ларингит с воспалением слизистой гортани (может развиваться ложный круп с быстрым сужением гортани и признаками удушья);
  • фарингит с воспалением слизистой глотки (чаще возникает на фоне общего вирусного заражения);
  • хронический тонзиллит с длительным течением и возможностью распространения инфекции с кровотоком в другие органы;
  • бронхит развивается преимущественной на основе вирусного заражения, дает угрозу сужения дыхательных кналов;
  • пневмония с инфекционным воспалением легочной ткани приводит к ограничению газообмена и может спровоцировать дыхательную недостаточность.

Своевременное обращение родителей к специалистам Балтийского детского медцентра поможет избежать тяжелых осложнений при болезнях дыхательной системы ребенка, обеспечит полное выздоровление и убережет от рецидивов.

Источник

У детей раннего возраста болезни дыхательных путей протекают своеобразно. При любом насморке у грудных детей поражаются слизистые оболочки носоглотки, а иногда гортани, трахеи, бронхов и даже легких. Чем это объясняется? Такому развитию заболевания способствуют анатомо-физиологические особенности дыхательных путей у детей:

а) недоразвитые и маленькие полости носа, узкие носовые ходы;

б) нежная, богатая лимфатическими и кровеносными сосудами слизистая оболочка всех отделов дыхательных путей;

в) узкие, легко подвижные гортань, трахея и бронхи;

г) очень поверхностное неглубокое дыхание.

ОСТРЫЙ РИНИТ

Острый ринит (насморк) — воспаление слизистой оболочки носа.

Этиология. Причиной заболевания могут быть вирусы (наи­более часто риновирусы), микроорганизмы, воздействие аллер­гического, термического, механического и химического раздра­жителей.

Патогенез. В основе развития заболевания лежит нервно- рефлекторный механизм. Под влиянием различных этиологиче­ских факторов развиваются отек слизистой оболочки носа и ги­персекреция слизи, происходят отторжение эпителия и исчезно­вение ворсинок.

Клиническая картина. В течении острого ринита различают три стадии: I — сухая, или раздражения (до 1 сут, ино­гда и более), II — серозных выделений (2-3 сут) и III — слизисто- гнойных выделений, которая наступает на 3-4-е сутки от начала заболевания и длится несколько дней.

У детей старшего возраста вначале появляются ощущение сухости, жжение в носу и носоглотке, затруднение носового ды­хания, слезотечение, головная боль. Снижается обоняние. Голос принимает гнусавый оттенок. Через несколько часов появляется серозно-водянистое, затем более густое слизистое отделяемое. Выделения вызывают раздражение кожи преддверия носа. На­рушается общее состояние: появляются чувство недомогания, озноб, повышается температура тела.

Воспаление из носовой полости может распространяться на придаточные пазухи, слезно-носовой канал, барабанную по­лость, гортань, трахею, бронхи и легкие.

У детей грудного возраста ринит сопровождается воспали­тельным процессом со стороны глотки — ринофарингитом. На­рушение дыхания затрудняет кормление грудью. Ребенок берет сосок матери и быстро бросает. Недоедание приводит к наруше­нию сна, беспокойству, потере массы тела. Повышение темпера­туры может быть значительным и держаться в первые дни бо­лезни, а иногда и более продолжительное время. Стекание слизи по задней стенке глотки вызывает кашель, усиливающийся при дыхании через рот. Наиболее часто кашель проявляется ночью.

Аллергический ринит не сопровождается повыше­нием температуры тела. Отделяемое из носа не приобретает гнойного характера. Ребенок постоянно чихает, его беспокоит зуд глаз и носа. Слизистая оболочка носовых ходов бледная, без признаков воспаления. В мазках со слизистой носа определяют увеличенное число эозинофилов.

Лечение. Направлено на восстановление проходимости ды­хательных путей и устранение воспалительного процесса.

Для местного лечения применяют: 1) противовирусные мази (лейкоцитарный интерферон, 0,25%-0,5% оксолиновая, 0,5% флореналевая, 0,05% бонафтоновая, 0,25% риодоксоловая)’, 2) капли с сосудосуживающим действием (0,05-0,1% раствор нафтизина, 0,05%-0,1% раствор галазолина)-, 3) лекарственные средства с антисептическим и вяжущим свойствами (1% рас­твор резорцина, 0,1% раствор риванола, 2% раствор колларго­ла, 20% раствор сульфацила натрия)-, 4) иммуностимуляторы., 5) капли сложного состава, содер­жащие антисептические, десенсибилизирующие, противовоспа­лительные и стимулирующие иммунитет препараты («Пиносол»).

Сосудосуживающие препараты следует применять в начале заболевания при обильном жидком отделяемом. После введения сосудосуживающих капель закапывают лекарственные препара­ты с антисептическим действием. Необходимо избегать дли­тельного использования сосудосуживающих средств, поскольку их применение более 2-3 дней может усилить отек слизистой оболочки носа.

Детям грудного возраста сосудосуживающие капли рекомен­дуется вводить за 15-20 мин до кормления, чтобы во время еды ребенок мог дышать носом и отделяемое из носа не попало в слуховую трубу. При серозных выделениях помимо капель мож­но использовать введение лекарственных средств путем распы­ления (инсуфляции).

В лечении широко используется рефлекторная терапия (гор­чичники к икроножным мышцам, сухая горчица в носки к по­дошвам, горячие ножные или общие теплые ванны, парафино­вые или озокеритовые башмачки).

Для предупреждения инфицирования барабанной полости медицинской сестре следует обучить детей правильному очище­нию носа — поочередно каждый носовой ход. Необходимо контролировать у ребенка своевременность смены носовых платков При раздражении кожи вокруг носа выделениями ее рекоменду. ется смазывать стерильным маслом (вазелиновым или расти­тельным). После тепловых процедур ребенка необходимо тепло одеть или уложить в постель.

Фарингит

Это воспаление слизистой оболочки и лимфоидной ткани глотки. Фарингит может быть острый и хронический. Чаще болеют дети в возрасте 4—7 лет.

Этиология. Возбудителями являются бактерии и вирусы.

Клиническая картина. Отмечаются повышение температу­ры тела, недомогание, головная боль, «першение в горле» (зуд, ощущение инородного тела), сухость в глотке, боль при глотании, сухой навязчивый кашель («дерет горло»). Появ­ляется осиплость голоса, рвота, боли в животе.

Диагностика. При объективном обследовании выявляются гиперемия и «зернистость» (гипертрофия глоточной лимфо­идной ткани) задней стенки глотки, секрет на слизистой.

Осложнения. Воспалительный процесс в носоглотке часто приводит к развитию острого среднего отита у маленьких де­тей. Одним из осложнений является воспаление лимфоузлов брыжейки.

Принципы лечения. Теплое питье, паровые щелочные ин­галяции, полоскание глотки, голосовой режим. Прием по­ливитаминов, симптоматическая терапия. Хорошим эффек­том обладают препараты: биопарокс в ингаляциях, фалиминт, фарингосепт и другие. При сухом кашле назначаются сред­ства, блокирующие кашлевый центр: либексин, тусупрекс и другие.

Профилактика. Санация хронических очагов инфекции, закаливание, соблюдение гигиенических норм в быту, повы­шение иммунитета.

острый ларингит

Острый ларингит — воспаление слизистой оболочки гортани.

Этиология. Заболевание вызывается вирусами парагриппа, гриппа А, реже — респираторно-синцитиалъной и аденовирусной инфекцией. Нередко причиной острого ларингита могут быть бактерии, механические и химические раздражители. К разви­тию рецидивирующего острого стеноза гортани часто приводит аллергия.

Патогенез. Воспалительный процесс может локализоваться на слизистой оболочке надгортанника, голосовых складок, в подсвя­зочном пространстве или распространяться по всей гортани.

В результате воздействия этиологических факторов слизисш оболочка становится гиперемированной, отечной, усиливается секреция слизи. При локализации воспалительного процесса в подсвязочном пространстве (острый стеноз гортани) ведущим* компонентами патологического процесса являются отек, гапер- секреция слизистой, спазм мышц гортани.

Клиническая картина. Заболевание начинается с общего недомогания, появляется хриплый голос, грубый, сухой, «лаю­щий» кашель. Затем он становится влажным, отделяется скудная мокрота. Возможно повышение температуры. При осмотре об­наруживается гиперемия задней стенки глотки. Обычно к 5-м) дню наступает выздоровление.

Лечение. Важный момент в лечении — соблюдение голосово­го режима. Запрещается громкий разговор, крик. Из пищи необ­ходимо исключить горячие и острые блюда. Рекомендуются теплое питье, полоскание полости рта и зева щелочными раствора­ми, настоями шалфея, ромашки (1 чайная или 1 столовая ложка на 1 стакан воды). Показаны паровые (содовые) ингаляции. Используется отвлекающая терапия: горячие ножные ванны, горчичники на грудную клетку, теплые компрессы- на область шеи. Проводится этиотропное лечение.

Острый стеноз гортани (ложный круп) — форма ларингита, характеризующаяся преимущественной лока­лизацией воспалительного процесса в подсвязочном пространст­ве. Встречается обычно у детей с аллергической предрасполо­женностью в возрасте от 6 месяцев до 3 лет.

Клиническая картина. Острый стеноз гортани характеризу­ется триадой симптомов: стенотическим дыханием (с затруднен­ным вдохом), изменением голоса и грубым кашлем. Обычно синдром крупа развивается внезапно, чаще ночью. Ребенок ста­новится беспокойным, появляются кашель, осиплый голос, шумное дыхание, слышное на расстоянии, отмечается бледность кожных покровов.

В зависимости от выраженности стеноза и дыхательной не­достаточности выделяют четыре степени тяжести крупа. I сте­пень стеноза (компенсированная) характеризуется наличием гру­бого «лающего» кашля, осиплого голоса, шумного дыхания с не­большим втяжением яремной ямки при волнении, плаче или фи­зической нагрузке.

Стеноз II степени сопровождается более выраженными кли­ническими проявлениями: беспокойством, учащением кашля. Одышка становится постоянной, с участием в акте дыхания вспомогательной мускулатуры (втяжение межреберных проме­жутков, над- и подключичных ямок, раздувапие крыльев носа). Развивается выраженный цианоз носогубного треугольника, по­является тахикардия, которая не соответствует температуре тела. Отмечается сильная потливость.

III степень (декомпенсированная) — общее состояние ребенка тяжелое. Он возбужден, беспокоен, испуган, мечется в постели. Кожа бледная, покрыта липким холодным потом, отмечаются цианоз губ и акроцианоз. Резко выражена одышка с глубоким втяжением на вдохе эпигастральной области и всех податливых мест грудной клетки. Пульс частый, становится парадоксальным (выпадает пульсовая волна на вдохе), тоны сердца глухие.

IV степень (асфиксия) — общее состояние крайне тяжелое. Ребенок тщетно пытается сделать вдох, хватает воздух откры­тым ртом («рыбье дыхание»), резко напрягает мышцы шеи. Бы­стро нарастает цианоз. Могут появиться судороги. Отмечается брадикардия. Пульс слабого наполнения, нерегулярный, тоны сердца приглушены. Артериальное давление снижается. Посте­пенно дыхание прекращается, после беспорядочных сокращений сердце останавливается.

Лечение. Острый стеноз гортани требует неотложной помо­щи и обязательной госпитализации в сопровождении медицин­ского работника.

Неотложная помощь состоит из мероприятий, направленных на восстановление проходимости дыхательных путей и устране­ние гипоксемии. Объем помощи определяется степенью стеноза и продолжительностью дыхательной недостаточности.

1. С целью уменьшения сухости слизистой оболочки дыхательных путей ребенку показано пребывание в атмосфере высокой влажности («тропический климат»). Для разжижения и удаления мокроты рекомендуются теплое частое питье (раствор натрия бикарбо­ната или «Боржоми» с молоком), отхаркивающие микстуры (алтей, термопсис), ингаляции при температуре 30-32 °С ще­лочные, из настоя ромашки, шалфея, мать-и-мачехи, термопсиса, эвкалипта, над паром отварного картофеля.

2. Если отсутствуют лихорадка и симптомы сердечно-сосудистой недостаточности, используется рефлекторная терапия: горячие ножные или общие ванны. Температуру воды постепенно повы­шают от 37 до 40 °С. Показаны горчичники на грудную клетку и икроножные мышцы (при отсутствии аллергии), субэритемные дозы кварца на подошвы стоп, озокеритовые «сапожки».

3. Из медикаментов применяются бронхолитические (солутан, бромгексин, беродуал), седативные (бромиды, валериана, седук­сен) и антигистаминные препараты. При наличии обильной сли­зистой мокроты в носоглотке внутривенно вводят глюконат кальция.

4. После госпитализации ребенка назначают ингаляции увлаж­ненного кислорода со щелочами, минеральной водой, травами, протеолитическими ферментами (ацетилцистеин, дезоксирибо- нуклеаза, трипсин), кортикостероидными гормонами (гидрокор­тизон, преднизалон, дексаметазон), спазмолитическими и анти- гистаминными средствами.

5. В случае декомпенсированного стеноза гортани проводятся продленная назотрахеальная интубация и санация трахеобронхи- ального дерева. После санации ребенка помещают под тент или в кислородную палатку. В ограниченном объеме воздуха созда­ется микроклимат с высокой влажностью, повышенной концен­трацией кислорода и различных лекарственных веществ. Аэро­золи подаются под тент при помощи ультразвукового («холод­ный туман») или обычного распылителя. По показаниям прово­дят инфузионную терапию, применяют мочегонные средства.

6. При выраженном стенозе гортани широко используется кор- тикостероидная терапия (гидрокортизон, дексаметазон, преднизолон).

7. Для снятия спазма назначаются спазмолитические препа­раты (эуфиллин, но-ита), при психомоторном возбуждении — оксибутират натрия, дроперидол.

8. При III, IV степенях стеноза в ряде случаев показаны трахеостомия и ИВЛ. Используются противовирусные средства (ин­терферон, противогриппозный гамма-глобулин). К назначению антибиотиков и сульфаниламидных препаратов подходят диф­ференцированно.

Уход. Ребенка следует поместить в отдельную палату, обес­печив психический и физический покой, полноценный пролон­гированный сон, свежий прохладный воздух, индивидуальный уход, при бодрствовании — организовать отвлекающий досуг.

Пища дается в полужидком виде. Способ кормления зависит от степени тяжести состояния. Полезно обильное теплое питье.

Источник

Основные симптомы заболевания органов дыхания у детей

Заболевания органов дыхания являются наиболее распространенными детскими болезнями. Симптомы, возникающие при том или ином заболевании, как правило, одни и те же, но имеют разный характер и свои особенности, по которым и можно поставить правильный диагноз. Заболевания органов дыхания обычно сопровождаются интоксикацией, кашлем, мокротой, одышкой и нарушением дыхания.

Интоксикация – совокупность симптомов, появляющихся при поражении организма ребенка инфекцией. Интоксикация сопровождается:

  • повышением температуры;
  • тошнотой, рвотой, расстройством стула;
  • резкими переменами в настроении ребенка;
  • ухудшением аппетита.

Кашель – это реакция организма на воспаление, раздражение дыхательных путей. У детей кашель часто сопровождает простуду или инфекцию, но может быть симптомом нервного состояния, аллергической реакции, болезней, связанных с нарушением пищеварения и т.д. Кашель очищает бронхи и помогает освободиться от мокроты или инородных микроорганизмов. Но если кашель длительный и мучительный для ребенка, то он наоборот, усиливает воспалительный процесс и благоприятствует дальнейшему развитию болезни.

Кашель бывает сухой, когда слизистые оболочки горячие и сам кашель болезненный и не облегчает состояние и «отхаркивающий» влажный кашель — когда в процессе выделяется мокрота. Кашель у детей может возникнуть и развиваться постепенно или неожиданно. Неожиданный внезапный кашель опасен, т.к. может являться признаком попадания инородного тела в дыхательные пути ребенка. В этом случае требуется немедленная помощь специалиста.

Кашель в детском возрасте может быть длительным, хроническим или кратковременным, а также дневным или ночным в зависимости от времени его появления у маленького пациента.

Мокрота — это выделения бронхов и трахей, смешанные частично со слюной и выделениями слизистой носа. Мокрота появляется при различных заболеваниях и выделяется во время кашля. По консистенции мокрота бывает густой, жидкой, вязкой, а в зависимости от заболевания – прозрачной, пенистой или желто — зеленой гнойной. Как правило, мокрота не имеет запаха, но при некоторых заболеваниях может неприятно пахнуть.

Если в мокроте ребенка Вы обнаружите примеси крови, кусочки ткани или у него откроется кровотечение из дыхательных путей, следует срочно обратиться к врачу за экстренной помощью.

Одышка – это особый признак, возникающий у детей при болезнях дыхательных путей, особенно при пневмонии и выраженный затрудненным дыханием.

При одышке дыхание ребенка учащается и чтобы точно определить одышка ли это, нужно подсчитать количество дыханий за 1 минуту и сверить результат с нормами дыхания ребенка в соответствии с его возрастом.

Одышка у детей может появляться не только в спокойном состоянии, но и во время плача, физической нагрузки и т.д.

Одышка часто сопровождается и другими симптомами нехватки кислорода у ребенка: посинением конечностей, области вокруг рта, щек. При появлении таких признаков необходимо срочно обращаться за экстренной помощью к врачу.

Нарушение дыхания – это затруднение прохождения воздуха в организм. Причины нарушений могут быть разные — от воспалительного процесса в бронхах, до попадания инородного тела в дыхательные пути ребенка.

Причины нарушения дыхания:

  • воспалительный отек слизистой оболочки бронхов;
  • скопление мокроты в носоглотке;
  • разрастание аденоидов;
  • апноэ — временная остановка дыхания во сне;
  • аллергическая реакция;
  • попадание инородного тела в дыхательные пути ребенка;
  • искривление носовой перегородки;
  • вазомоторный ринит.

Какой бы причиной не было вызвано нарушение дыхание у ребенка, этот симптом требует очень пристального внимания со стороны родителей и детских специалистов.

Детские врачи медицинского центра «Медицентр» рекомендуют родителям, заметившим хотя бы один из симптомов заболеваний органов дыхательных путей у ребенка обратиться за помощью квалифицированных специалистов, которые точно поставят диагноз и назначат соответствующее лечение. Во время выявленное заболевание и своевременная медицинская помощь сохранят здоровье и жизнь Вашего ребенка.

Наши клиники в Санкт-Петербурге

Получить подробную информацию и записаться на прием Вы можете по телефону

+7 (812) 640-55-25

Записаться на прием

Источник