Чайковский пьесы из детского альбома болезнь куклы
![Чайковский пьесы из детского альбома болезнь куклы Чайковский пьесы из детского альбома болезнь куклы thumbnail](https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0bf3/00110f6a-20e50415/hello_html_md88d2fe.jpg)
Методическая разработка
«Методико-исполнительский анализ
пьесы«Болезнь куклы»из цикла«Детский альбом» П.И.Чайковского»
Выполнила: Родина Е.А. преподаватель
БОУ ДО «Детская школа искусств № 2 им. А.А. Цыганкова»
г. Омска
город Омск, 19 апреля 2020 год
Методико-исполнительский анализ пьесы
Болезнь куклы
из цикла «Детский альбом» П.И.Чайковского
Данное произведение, предназначенное для маленьких пианистов 1-2 классов, и знакомит их с творчеством великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Идея создания фортепианного цикла «Детский альбом» у Чайковского возникла под влиянием нескольких факторов. Во-первых, Петр Ильич хотел создать цикл легких сочинений для детей, как «Альбома для юношества» Роберта Шумана. Во-вторых, Петр Ильич очень любил детей и много общался со своими племянниками. Сборник детских пьес был посвящен Володе Давыдову – сыну сестры. Об этом он написал в письме к Н.Ф. фон Мекк и ее мужу Л.В.Давыдову: «Бобику, хоть ради его неподражаемой прелестной фигурки, когда он смотрит в ноты и считает, можно целые симфонии посвящать…» (Письмо от 12 (24) дек.1878г.).
С необыкновенной чуткостью и тонким пониманием детской психологии композитор отразил в «Детском альбоме» день и жизнь ребенка русского «дома культуры, благополучия и уюта». В «Детском альбоме» символическое количество пьес – 24 (Прелюдии и фуги Баха, прелюдии Шопена…). Все пьесы цикла программные, в каждой содержится конкретный сюжет, живое поэтическое содержание. Начинается цикл с «Утренней молитвы», а заканчивается «Хором» (В церкви). Это определяет духовное воспитание растущего ребенка. Музыкальные номера связаны между собой в небольшие микроциклы: игры-куклы (5), песни дальних стран (4), русский простой народ и его сказки (5), танцы (3). Обособленно стоят номера «Мама» и «Сладкая греза», которые образуют сродственность между собой за счет фактурного, мелодического и образного единства.
Микроцикл, связанный с игрой девочки, включает три пьесы: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла». Художественный сюжет складывается из того, что с куклами играют, с ними гуляют, их укладывают спать, кормят, одевают, они могут болеть, их учат… Им доступно все, что видят в жизни дети. В пьесах отражаются подлинные страдания, подлинная скорбь. Чайковский видит и отражает музыкальным языком незащищенность, ранимость, остроту переживаний дитя, познающего жизнь. Три пьесы очень разные по своим исполнительским задачам. И не смотря на внешнюю простоту музыкального изложения, пьесы очень сложны в исполнительском отношении и требуют от ученика достаточно развитый музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.
Пьеса «Болезнь куклы» написана в тональности соль минор. Характер пьесы грустный и печальный, имитирующий вздохи и всхлипы ребенка. Мелодическая линия в правой руке, прерывается паузами, и направлена вниз, как падающие слезки девочки. Это первые серьезные переживания маленького человека, искренние и серьезные. Темп исполнения спокойный. Фактура полифоническая, и состоит из трех пластов. Одинаковую важность имеют два крайних пласта, две мелодических линии: это бас в левой руке и стонущие четверти в правой руке. Средний пласт: это синкопированное гармоническое заполнение, которое по своей звучности не должно заглушать ни одну из мелодических линий.
Строение пьесы: пьеса написана в простой 2 частной форме.
I часть простой период повторного строения (8+8), не замкнутый (остановка на Доминанте в 16 такте), повторенный (т.к. в 16 такте стоит знак репризы). Первое предложение (1- 8 такт) состоит из двух фраз повторного строения, где первая мелодическая линия расположена в правой руке и направлена вниз. При этом вторая мелодическая линия в басу имеет восходящее движение. Второе предложение (9-16 такт) несколько иное. Прерывистая нисходящая мелодическая линия передается в левую руку и уходит в низкий регистр. А правая рука наделяется музыкальным материалом левой руки предыдущего предложения. Данный прием вносит более печальные и трагические нотки в художественный образ.
II часть (14 тактов) развивающего типа строится на развитии материала I части: та же фактура, интонации, тональность, художественный образ. Данная форма, использованная композитором, способствует нарастанию эмоционального напряжения, что приводит к кульминации всего произведения. Кульминация достигается за счет самого высокого звука в мелодии, динамических оттенков (это f), за счет эмоционального напряжения (это восходящее движение линии баса по полутонам) и формой непрерывного развития музыкального материала. Последние 12 тактов – это заключение (типичные черты – частое кадансирование). Заключение состоит из неизменно повторяющегося баса — это звука «соль» — тоники (basso ostinato) и повторяющегося этого же звука в верхнем голосе партии правой руки. Таким образом, крайние голоса гармонии стоят на месте, упорно повторяя тонику «соль», а средние голоса двигаются вверх, создавая между собой мягкую сексту, а, затем возвращаются обратно вниз на звуки основного трезвучия. Данный музыкальный материал придает некую безысходность.
Исполнительские задачи:
передача настроения пьесы, применение мягкого, глубокого туше;
слуховой контроль выразительного ведения мелодической линии, которая имеет нисходящую направленность и прерывается паузами (в партии правой руки выстраивать горизонталь);
активизация слухового контроля для протяженности длинных нот в партии левой руки (выстроить горизонталь в длинных звуках левой руки);
дифференцировать мелодию и аккомпанемент (распределить вес руки и динамику между звуками – выстроить вертикаль);
распределить внимание в левой руке между значимым басом, который должен исполняться глубоко и гармоническим заполнением, которое «накладывается» на звучащий бас, не заглушая его;
дослушивать и додерживать звуки левой руки (Зачастую, когда начинает звучать нисходящая мелодия на 2 долю такта, ученик переключает внимание на эту мелодию в правой руке и отпускает звуки в левой руке. Такие действия прежде всего рвут горизонталь в партии левой руки, теряется вторая мелодическая линия, теряются элементы полифонии в произведении. Что в свою очередь, не решает задачи развития гармонического слуха ученика.)
охватить мышлением большие формообразующие построения (8, 12 и 14 тактов), выстраивая динамическое развитие;
дыхание рук по окончании фраз, которое имеет художественное значение;
слуховой контроль над педализацией (использование правой и левой педали).
Методические задачи:
чтение и ритмическая организация нот различной длительности в большой, малой, первой и второй октавах;
использование рекомендуемой аппликатуры;
достижение мышечной свободы и гибкого запястья при весовой игре;
закрепление артикуляционных приемов игры (legato и non legato);
дифференцирование музыкальной фактуры;
формирование культуры звукоизвлечения (певучее, глубокое и мягкое туше), направленной на отображение художественного образа и передача динамических оттенков;
выразительное интонирование мелодии;
формирование естественного дыхания;
выстраивание формы произведения, реализация плана интерпретации.
Методические рекомендации:
изучение партии каждой руки отдельно
Проучивание партии правой руки, выстраивая движение мелодической линии и фразы, без пауз; затем такая же работа, но с выполнением пауз. Работа над партией левой руки несколькими способами: а) игра первой доли — баса, выстраивая динамику и напряжение по фразам; б) игра баса и гармонического заполнения вне ритма, с активным слуховым контролем, распределяя вес руки, свободу мышечного аппарата, гибкость запястья; в) игра в ритме баса и гармонического заполнения, с активным слуховым контролем, распределяя вес руки, с педалью. Педаль, запаздывающая на 1 долю такта. Также не очень опытным пианистам возможно взятие педали на вторую долю такта и точное ее снятие на 1 долю. Но об этом, чуть ниже по тексту.
использование рекомендуемой художественно-оправданной аппликатуры
Необходимо остановиться на проблеме выполнения рекомендованной аппликатуры. Аппликатура, которая выставлена в нотах художественно оправдана. Она позволяет объединить фразы, и мелодическую линию в левой руке. Однако, пьеса предназначена для маленьких учеников 1-2 классов ДШИ. И часто, рука маленького пианиста не способна охватить большие интервалы. Таким образом, в данном произведении, «проблемными» тактами являются 3, 7, 19, 20, 23 (номера тактов в работе указаны без реприз) и отдельно 21 такт. Во всех аппликатурно «проблемных» тактах, кроме 21, возможно использовать 4 палец вместо 3. При этом, брать звуки баса на клавиатуре необходимо ближе к черным клавишам. Еще раз повторю, это необходимо применять лишь при отсутствии физиологической возможности начинающего пианиста охватить большие интервалы, попросту говоря, если рука маленькая и не хватает растяжки. В 21 же такте другой палец поставить невозможно. Он требует отдельной работы над возможностью дотянуться крайними пальцами от нижнего до верхнего звука «соль». Для этого необходимо разбить данную гармонию на три интервала: квинту (соль – ре), кварту (ре — соль), октаву (соль — соль). И проучивать как в гармонически, так и мелодически. При такой работе, руки ученика должны быть теплыми и хорошо разыгранными, чтобы не растянуть и не повредить мышцы или связки.
изучение педализации
Педализация данной пьесы: это запаздывающую педаль на 1 долю такта. Художественная оправданность в данном способе применения педали имеется очень огромная. По характеру своего мышления Чайковский – симфонист. И, такая педаль собирает воедино все пласты музыкальной ткани, образуя гармонический аккорд. Это способствует объединению звуков во фразы. Однако, не у всех учеников получается такая педаль, особенно у начинающих пианистов. Все зависит от умения дифференцировать музыкальную фактуры, а именно, владеть навыком распределения веса руки, иметь развитый музыкальный слух, который слышит протяженность звука, и развитый гармонический слух. Зависит также от умения и владения приемами педализации. В связи с разным уровнем музыкальных способностей обучающихся детей и их владением педалью, возможен второй аппликатурный принцип. Взятие прямой педали на звук мелодии в правой руке, на вторую долю такта. И точное снятие педали на бас в левой руке на 1 доле такта. Также, с момента начала заключения (31 такт) можно подключить левую педаль. Левая педаль поможет сделать больший контраст между кульминацией и заключением, а также добавит обертоновых красок в звуковую палитру.
пение элементов фактуры
Петь верхнюю мелодическую линию сольфеджио (партию правой руки), играя при этом нижнюю мелодическую линию баса (в левой руке). Затем, наоборот, петь мелодическую линию баса, а играть мелодическую линию правой руки. При этом внимательно вслушиваться в слияние звуков в интервалы. После того, как ухо услышало звучание двух звуков одновременно, необходимо усложнить задачу. Для этого, при пении мелодии, играть полностью партию левой руки, с распределением веса и значимости звуков. Прием предназначен для развития гармонического слуха ученика.
освоение естественного дыхания между фразами
Ауфтакт рук следует сделать после 4 такта, после 8 такта, 16, 20, 31 тактов. Ауфтакты можно брать только перед началом фразировочного построения, чтобы не разорвать напряжение в развитии мелодической линии и не нарушить форму. Ауфтакты рук имеют художественное значение. Они передают вздохи, всхлипы ребенка, и, наоборот, их отсутствие (20-31 такты и в коде) приводит к объединению необходимого музыкального материала и нарастанию напряжения в кульминационных моментах.
работа над звуком
Работа над звуком – это сквозная задача всей деятельности исполнителя. В данном произведении необходимо использовать мягкое, глубокое туше. Для отображения художественного образа необходимо использовать весовую игру. Весовая игра относится к русской исполнительской школе. Прием «весовой» манеры звукоизвлечения придает роялю звук, богатый разными тембральными и динамическими красками, а также продлевает протяженность звучания нажатой клавиши. При такой игре используется вес всего корпуса, а не только пальца. Следует учитывать особенности регистров. Так, басы необходимо исполнять более плавно и медленнее, чем звуки в высоком регистре, где требуется более острый прием звукоизвлечения. При весовой игре требуется контролирование нижнего положения запястья, это касается баса на первую долю в левой руке и мелодии в правой. Так после извлечения звука запястье продолжает плавно опускаться вниз в наиболее удобное нижнее положение. Это все относится к приемам звукоизвлечения.
динамика и фразы
В данном музыкальном произведении важно выстроить динамическую линию, которая подчеркнет фразировку и создаст форму в пьесе. Так, в 1 предложении, в 4 такте необходимо очень осторожно прикасаться к звукам, чтобы напряженная доминанта стала мягкой и трогательной. Вторую фразу (с 5 такта) следует начать со «вздоха» рук и несколько тише, не решительно. Вторая фраза развивается на крещендо, что делает окончание этой фразы и доминанту требовательной. Этот прием находит логику в последующем музыкальном развитии, где мелодическая линия переходит в низкий регистр. Так композитором создается драматизм произведения. Драматические ноты прослеживаются еще в начале заключения, когда композитор чередует мягкую тонику с напряженным уменьшенным септаккордом (ум VII2 в широком расположении). К тонике при этом необходимо прикасаться осторожно, едва приподнимая палец с клавиш, а вот уменьшенную гармонию, наоборот, ярче в динамике, глубоким проникновением в клавишу, начиная с ауфтакта рук. В 21 такте достигается самый высокий звука в мелодии. Он накладывается на глубокий бас и сам берется также очень глубоко и тяжело, от плеча, т.е. всем весом корпуса. Так создается звуковая арка. В заключении (последние 10 тактов), необходимо дослушать и выстроить развитие в динамике средних голосов на повторяющемся звучании звука «соль» — тоники в крайних голосах. Средние голоса восходящим движением в сексту также подчеркивают драматизм произведения.
анализ интерпретации
Совместный с учеником анализ видеозаписи его исполнения: образа, звука, приемов звукоизвлечения, организации игровых движений, ритма, артикуляции, динамики и т.д.
Пьеса «Болезнь куклы» очень значима в педагогическом репертуаре начинающих пианистов. Индивидуальность исполнителей подразумевает субъективную и неповторимую трактовку музыкального материала, интерпретацию. Представленные методы работы, задачи и способы их реализации, помогут коллегам-педагогам в работе с детьми над этой пьесой.
Использованная литература:
Материалы образовательного проекта «К новым берегам», МАГК им. М.И.Глинки, Управление культуры, ДШИ №6, Магнитогорск, 2008г.
Мазель Л. Строение музыкальных произведений 2-е издание, М., 1979г.
Айзенштадт С.А. «Детский альбом» П.И.Чайковского. М., Классика XXI, 2003г.
Николаев А.А. Фортепианное наследие П.ИЧайковского. – М. – Л. Музгиз, 1949г.
https://котельники.рф/collective/method/post/442600
https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/01/11/analiz-pesy-chaykovskogo-bolezn-kukly
https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2015/06/12/intonirovanie-na-fortepiano-kak-tvorcheskiy-protsess
https://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/2019/05/23/vospriyatie-muzyki-kak-yazyka-glavnoe-uslovie
Источник
Конспект непосредственно организованной деятельности в средней группе
«Новая кукла»
(Из Детского альбома П.И.Чайковского)
Цель: Познакомить детей с музыкой П.И.Чайковского.
Задачи: Развивать интерес к музыке и желание её слушать
Обогащать музыкальные впечатления детей
Формировать умение вести беседу о музыке, высказываться о её характере.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Оборудование: Аудиозапись «Детский альбом П.И.Чайковского. «Болезнь куклы», «Новая кукла».
Портрет П.И.Чайковского.
Кукла, детская кроватка.
Солнышко и тучки к музыкально-дидактической игре «Солнышко и тучки».
- Организационный момент.
Воспитатель приглашает детей в игровую комнату и обращает внимание на большое количество игрушек, аккуратно расставленных на полках.
Воспитатель:
— Ребята, а у вас дома есть игрушки?
— Какие самые любимые?
— Как вы с ними играете?
— Как надо играть, чтобы ваши игрушки не ломались, не испортились?
— После игр сами убираете игрушки на место?
Ответы детей.
Воспитатель (обобщая). Большинство мальчиков любят играть с машинками, кубиками, конструктором. В играх девочек, конечно, присутствуют куклы.
— Как можно играть с куклой?
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня я вам расскажу историю о девочке, у которой тоже была кукла. Придумал эту историю композитор Пётр Ильич Чайковский.
Показывает портрет.
— Ребята, кто такой «композитор»?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Композитор – это человек, который пишет (сочиняет) музыку.
Пётр Ильич Чайковский – выдающийся русский композитор. Он написал много музыки для детей и взрослых. Пётр Ильич хорошо понимал детей, умел радоваться их радостям, печалиться их невзгодам. С помощью музыки он рассказывал о детских играх девочек и мальчиков. Эти рассказы уложились в несколько музыкальных произведений — пьес под общим названием «Детский альбом». Некоторые из них мы с вами послушаем .
Первая история рассказывает о девочке Сашеньке, которая очень любила играть со своей куклой. Но не заботилась о ней, часто бросала, трепала её. И однажды кукла заболела.
2.Слушание пьесы «Болезнь куклы».
Воспитатель: Ребята, какая по характеру была музыка, грустная или весёлая?
Дети: Грустная.
Воспитатель: Кто думает по другому?
Тот, кто считает, это весёлая музыка – поднимите карточку – солнышко.
А кто думает, что грустная — карточку – тучку.
3.Музыкально-дидактическая игра «Солнышко и тучка».
Воспитатель: (уточняет) Прозвучала грустная музыка. В ней мы услышали, как капают слёзы девочки, которая горюет над кукольной кроваткой. И как кукла тяжело вздыхает, просит пить. К ней вызывают доктора, но ничего не помогает. Девочке очень жаль свою куклу.
Воспитатель: Кто хочет показать, как девочка жалеет больную куклу?
4.Драматизация сюжета под музыку «Болезнь куклы».
(Повторное слушание)
Воспитатель: Кто запомнил и скажет, как называется эта музыка?
Ответы детей.
Воспитатель: Девочка долго горевала, что не стало её любимой куклы. Но прошло время. И однажды в гости пришёл папин друг. В руках у него была какая-то коробка. Он развязал ленточку, открыл крышку и протянул коробку девочке… Там лежала прекрасная кукла. У неё были большие синие глаза. Когда куклу покачивали, глаза открывались и закрывались. Хорошенький маленький ротик улыбался девочке. Светлые кудрявые волосы ложились на плечи. Настоящая красавица! Сашенька смотрела на куклу и не могла наглядеться.
-Ну. Что же ты? Бери, она твоя,- сказал папин друг.
Девочка потянулась и вынула куклу из коробки. Чувство радости и счастья переполняли её. Девочка порывисто прижала куклу к груди и закружилась с ней по комнате, словно в вальсе.
5.Слушание пьесы «Новая кукла».
Воспитатель: Какая музыка прозвучала по характеру, весёлая или грустная?
Покажите символами.
Воспитатель: Что вам хочется делать под эту музыку?
Дети: Танцевать.
Воспитатель: Такая красивая кукла есть и у нас. Давайте с ней поиграем. Становитесь в круг и под музыку бережно передавайте куклу друг другу. На ком закончится музыка – тот выходит в середину круга и пляшет с куклой. Остальные будут хлопать.
6.Танец с куклой. Звучит пьеса «Новая кукла»
Воспитатель: Кукла устала. Положим её спать и споём ей «Баю-баюшки-баю»
Как называется песня, под которую укачивают детей?
Дети: Колыбельная.
Воспитатель: Вы послушали несколько музыкальных историй. Как называлась первая история?
Дети: «Болезнь куклы»
Воспитатель: Вторая история?
Дети: «Новая кукла»
Воспитатель: Кто написал эту музыку?
Дети: Эту музыку написал Пётр Ильич Чайковский.
Воспитатель: На музыкальных занятиях мы продолжим знакомство с произведениями Петра Ильича Чайковского.
Источник