Человек бьет себя по голове болезнь

Человек бьет себя по голове болезнь thumbnail

В этой статье мы даем краткий обзор основных вопросов, связанных с самоповреждающим поведением у людей с аутизмом, его возможными причинами и способами работы с этой проблемой.

Одна из самых непростых задач, с которой сталкиваются люди с расстройствами аутистического спектра, их родные и близкие – это необходимость справляться с самоповреждающим поведением. Подобное поведение, как правило, бывает вызвано целым комплексом причин, и может представлять серьезную угрозу безопасности и благополучию человека. Традиционный поведенческий подход не всегда бывает эффективен сам по себе при работе с самоповреждением. Чтобы справиться с этой непростой проблемой, необходимо обратиться за помощью к специалистам.

Дополнительную информацию о работе с поведением у людей с РАС вы найдете по ссылке: www.autism.org.uk/behaviour

Что такое самоповреждающее поведение?

Самоповреждающее поведение (оно же самоагрессия) – действия, в результате которых человек наносит себе физический вред:

  • Битье головой
  • Кусание рук
  • Выдергивание у себя волос
  • Расцарапывание глаз
  • Удары по лицу или по голове
  • Щипание, царапание и растирание до ссадин кожи
  • Сильное раскачивание головой

Самоповреждающее поведение больше всего присуще людям со сниженным интеллектом, у которых, помимо аутизма, есть и другие нарушения. Но в той или иной форме с этой проблемой может столкнуться любой человек с расстройством аутистического спектра. Если в прошлом ему уже приходилось справляться с самоповреждающим поведением, оно может вернуться в моменты стресса, болезни, или в ситуации, когда в жизни человека происходят существенные изменения.

Причины

Причины, по которым у человека возникает самоповреждающее поведение, крайне разнообразны. Чаще всего его вызывает целый комплекс разнообразных факторов. Привычка биться головой, возникшая как форма сенсорной стимуляции, в дальнейшем может использоваться в качестве способа избежать трудного задания. Удары по уху, спровоцированные сильным отитом, затем могут возникать, как попытка добиться от окружающих желаемого. Ниже вы найдете еще несколько возможных причин самоповреждающего поведения.

Проблемы медицинского характера, или зубная боль

Если у вашего ребенка возникает самоповреждающее поведение, первое и самое важное, что нужно проверить, не страдает ли он от зубной боли, или других проблем со здоровьем. Людям с аутизмом обычно бывает трудно сообщить о своем состоянии, особенно если они чувствуют себя не очень хорошо. Иногда самоповреждающее поведение (например, если человек бьет себя по уху, стучит головой об стену и т.д.) может быть спровоцировано невозможностью сообщить о своем состоянии, или быть одним из способов справиться с болью. Вот список возможных проблем, о которых может сигнализировать самоповреждающее поведение:

Инфекционные заболевания (простуда, грипп, насморк, ушные инфекции или заболевания мочеполовой системы)
Боль (мигрень, ушная, зубная боль или менструальные боли)
Судорожная активность (при различных видах эпилепсии)
Общие проблемы со здоровьем (запоры, проблемы с пищеварением, кожные заболевания)
Исследователи также предполагают, что может быть связь между некоторыми видами самоповреждения, различными видами компульсивного поведения и тиками. Считается, что частота самоповреждающего поведения повышается в стрессовых ситуациях (Clements and Zarkowska, 2000).

Нейрохимические теории

Исследователи также предположили, что может просматриваться связь между самоповреждающим поведением и особенностями нейрохимических систем организма.

Эндогенная опиодиная система
Исследования показали, что в организме некоторых людей с РАС наблюдается повышенный уровень бета-эндорфинов, что повышает болевой порог, и может таким образом спровоцировать развитие самоповреждающего поведения. Также было высказано предположение, что самоповреждение может способствовать высвобождению опиоидов, которые вызывают ощущение, сходное с эйфорией, и способствуют закреплению нежелательного поведения.

Серотонин

Некоторые исследователи предполагают, что повышенный уровень серотонина, который наблюдается в крови у некоторых людей с РАС, может вызывать проблемное поведение, в том числе и самоповреждение (Gillberg and Cole, 1992).

Дофамин

Исследования показали, что в мозговых структурах людей с синдромом Лёша-Нихена (наследственное заболевание, одним из симптомов которого является самоповреждающее поведение) наблюдается дисбаланс выработки дофамина. Ученые считают, что это может оказывать влияние на развитие самоповреждающего поведения.

Сенсорная стимуляция (усиление или ослабление стимулирующего воздействия)

По аналогии с воздействием опиоидов, о котором говорилось выше, самоповреждающее поведение может быть вызвано желанием получить дополнительную сенсорную стимуляцию (особенно если у человека завышен болевой порог, вследствие высокого уровня бета-эндорфинов), или справиться с сенсорной перегрузкой (например, удары по голове могут быть попыткой справиться с воздействием слишком громких или неприятных звуков, таких как собачий лай, или шум газонокосилки).

Стадии развития

Некоторые виды самоповреждающего поведения представляют собой остаточные проявления моторных действий, характерных для более ранних стадий развития (например, привычка кусать руки, характерная для младенцев, может сохраниться и в старшем возрасте).

Коммуникация и обученное поведение

Очень часто самоповреждающее поведение появляется у людей, которые иначе не могут сообщить о своих нуждах, потребностях и чувствах. Если человек начинает страшно биться головой, высока вероятность того, что он получит желаемое, будь то внимание близких, предмет, доступ к приятному занятию, или возможность избежать трудного задания.

Удары по голове могут сигнализировать о том, что человек расстроен и пытается обуздать свои чувства. Кому-то привычка кусать себе руки помогает справиться не только с огорчением, но и с сильной радостью. Некоторые люди начинают щипать себя, или надавливать на глазные яблоки, если им недостает сенсорных ощущений, или просто скучно.

Анализируя реакцию окружающих, люди быстро понимают, что самоповреждающее поведение – мощный способ держать их под контролем. Таким образом, самоповреждение (например, удары по голове), которое изначально возникло в ответ на физическую боль или дискомфорт, постепенно становится способом добиться от окружающих желаемого поведения (например, чтобы мама не выключала телевизор).

Повторяющееся поведение

Повторяющееся поведение, навязчивые идеи и состояния часто бывают свойственны людям с расстройствами аутистического спектра. Одной из форм подобных состояний может быть самоповреждающее поведение.

Ментальные нарушения

В некоторых случаях самоповреждающее поведение может быть вызвано скрытыми ментальными проблемами, такими как депрессия, или тревожное расстройство. Особенно это касается людей с высокофункциональными формами аутизма, или синдромом Аспергера.

Стратегии

Ниже вы найдете несколько основных идей, которые помогут предотвратить или правильно отреагировать на самоповреждающее поведение у ваших близких. Однако если в результате самоповреждающего поведения человек может нанести себе серьезную травму, мы настоятельно рекомендуем, прежде всего, обратиться за помощью к специалисту.

Как предотвратить

Какие повседневные мероприятия могут предотвратить самоповреждающее поведение.

Исключите проблемы со здоровьем и зубную боль

Назначьте встречу ведущему врачу вашего подопечного и, если нужно, получите у него направление к необходимым специалистам. Заранее соберите и возьмите с собой данные обо всех случаях проявления самоповреждающего поведения: в какой день, в котором часу произошел эпизод, как часто появляется поведение, когда начинается, как долго длится и т.д. Ваши записи помогут врачу разобраться, может ли самоповреждающее поведение быть вызвано физическим дискомфортом или болью.

Определите функцию поведения

Постарайтесь понять, какую функцию выполняет самоповреждающее поведение в данной ситуации. Функцией самоповреждения может быть как поиск сенсорной стимуляции, так и реакция на болевые ощущения. Вообще функциональный анализ поведения – довольно сложная процедура, и в этом вопросе лучше прибегнуть к помощи специалиста.

Развивайте навыки коммуникации

Научите вашего подопечного сообщать о своих потребностях, нуждах и дискомфорте более приемлемым способом, нежели при помощи самоповреждающего поведения, например, при помощи карточек.

Используйте расписание и поддерживайте структурированную среду

Старайтесь придерживаться постоянного расписания, чтобы события в течение дня были предсказуемыми, и, как результат, вызывали у вашего подопечного меньше тревоги. Старайтесь, чтобы он не скучал и был все время занят, ограничивайте возможности прибегнуть к самоповреждающему поведению. Отдельно распланируйте, как вы будете справляться со сложными ситуациями или тяжелыми моментами в течение дня. На это время постарайтесь еще больше структурировать окружающую обстановку и предоставить подопечному дополнительную поддержку и помощь.

Предоставьте возможность для сенсорной стимуляции

Если причина самоповреждающего поведения – поиск сенсорной стимуляции, предоставьте возможность получать схожие ощущения более приемлемым способом и сделайте эти занятия частью вашего ежедневного расписания. Прыжки на батуте или катание на карусели могут стимулировать вестибулярный аппарат не хуже, чем привычка трясти или биться головой. Предоставив вашему подопечному целый пакет различных предметов, которые можно жевать (как съедобных, так и нет): жвачку, морковь, сухие макароны, нугу, вы сможете значительно уменьшить его потребность кусать себя за руки.

Не забывайте о физических упражнениях

Ученые предполагают, что регулярные аэробные нагрузки не только улучшают эмоциональное и физическое состояние, но также снижают частоту самоповреждающего и агрессивного поведения (Rosenthal-Malek & Mitchell, 1997). К аэробным нагрузкам относят бег, плавание, езду на велосипеде, прыжки на батуте, танцы, аэробику и т.д. Лучше всего, если занятия будут происходить не реже трех раз в неделю. Подумайте о том, что из предложенного может заинтересовать вашего подопечного, и включите спортивные занятия в ваше ежедневное расписание. В некоторых случаях, прежде чем начинать тренировки, будет нужно заручиться поддержкой профессионального тренера.

Поощряйте желаемое поведение

Возьмите за правило в течение дня подкреплять альтернативное поведение и ситуации, когда ваш подопечный не причиняет себе вреда. Это поможет ему понять, что когда он ведет себя иначе, это приводит к появлению приятных последствий. Таким образом, он станет чаще выбирать альтернативную форму поведения, чтобы получить поощрение. Поощрением в этом случае может быть как словесная похвала и уделение внимания, так и совместные приятные занятия, игрушки, жетоны или любимое лакомство в небольших количествах. Дайте понять, какое именно поведение заслуживает награды («Джейн, ты так хорошо ждешь») и постарайтесь предоставить подкрепление сразу же после желаемого поведения («теперь ты можешь 10 минут поиграть на компьютере»). Помните о том, что не все люди с РАС ценят социальные поощрения. Для кого-то вербальная похвала может быть не удовольствием, а еще одним стрессовым фактором, который снизит вероятность того, что в будущем человек опять поведет себя так, как вы хотите.

Медикаментозное вмешательство

Есть основания предполагать, что определенные медикаменты могут существенно снизить частоту самоповреждающего поведения у некоторых людей. Тем не менее, наряду с физическим удержанием, медикаментозная терапия считается одним из последних средств, при помощи которых можно повлиять на человека, столкнувшегося с такой проблемой. Назначение лекарственных препаратов и само лечение должны проводиться под строгим надзором специалиста, но даже в этом случае необходимо сочетать лечение с постоянными попытками обучить человека новым навыкам и альтернативному поведению.

Как реагировать

Быстрая реакция – залог безопасности

На все случаи самоповреждающего поведения нужно реагировать как можно быстрее, и немедленно начинать работу над ним. Даже если функцией поведения является привлечение внимания, неприемлемо игнорировать ситуацию, в которой человек может причинить себе серьезный вред. Правильная реакция на самоповреждающее поведение зависит от многих обстоятельств, но ниже мы дадим несколько общих советов. Очень важно, чтобы, не смотря на использование всех этих стратегий, у человека сохранялась возможность обучаться навыкам коммуникации и саморегуляции.

  • Старайтесь реагировать на самоповреждающее поведение максимально спокойно. Не давайте комментариев, сохраняйте невозмутимое выражение лица. Ваша эмоциональная реакция может нечаянно усилить нежелательное поведение. Говорите спокойно, четко, не повышая голоса.
  • Снизьте требования, если дело в них. Если ваш подопечный не может справиться с заданием (оно оказалось слишком трудным, или он не в состоянии это сделать в данный момент), снизьте требования, или вовсе от них откажитесь. Вы вернетесь к работе позже, когда он успокоится.
  • Уберите неприятный сенсорный стимул (звук, запах, свет), или постарайтесь ослабить его воздействие.
  • Помогите справиться с физическим дискомфортом (например, дайте обезболивающее).
  • Постарайтесь привлечь внимание человека, назовите его по имени и дайте простую инструкцию, которую он может выполнить, вместо самоповреждающего поведения. Например: «Дэвид, сложи руки». Чтобы подкрепить понимание инструкции, используйте визуальные подсказки.
  • Быстро переключите человека на другое занятие, которое не позволит продолжать причинять себе боль (например, что-то, что нужно делать двумя руками), предоставьте поощрение и похвалите («Дэвид, как ты хорошо играешь в машинки»).
  • Если вашему подопечному трудно самостоятельно прекратить наносить себе повреждения, вы можете мягко ему помочь, например, удержать его руки от ударов по голове. Постарайтесь сразу же переключить его на другое занятие, но будьте готовы вновь удержать от попыток причинить себе вред. Этот подход следует применять с максимальной осторожностью, т.к. велика вероятность, что вы усилите нежелательное поведение, или заставите человека направить свою агрессию на окружающих.
  • Вы также можете выставить физическую преграду, которая не позволит человеку нанести себе вред, например:
  • Если ваш подопечный бьет себя по голове, подложите под его руку ладонь или подушку.
  • Если он кусает себя за руки, дайте ему возможность укусить другой предмет.

Если ваш подопечный начал биться головой о твердые поверхности, держите наготове подушку или валик, чтобы подложить ему под голову и смягчить удары. Также в специальных магазинах можно заказать мягкое покрытие для пола и стен, которое позволит свести к минимуму возможные травмы.

Обратитесь за помощью

Если ситуация вышла из-под контроля, обратитесь за помощью в соответствующие службы.

Физическое удержание

В ситуации, когда самоповреждающее поведение представляет серьезную угрозу здоровью человека, возможно, имеет смысл задуматься об использовании средств защиты, таких как наколенники, налокотники и шлемы. Clements and Zarkowska (2001) предполагают, что от таких способов защиты в дальнейшем будет проще отказаться, чем от физического удержания (когда вы сами удерживаете подопечного от самоповреждения). Так или иначе, физическое удержание и средства защиты – это крайняя мера, их следует использовать крайне осторожно и только под контролем специалиста.

Помимо норм этики и вопросов безопасности, даже если средства защиты и физическое удержание применяются очень осторожно, их использование может повысить частоту самоповреждающего поведения (Howlin, 1998). Эти меры не влияют на само поведение, поэтому очень важно, чтобы ваш подопечный параллельно обучался новым навыкам, которые помогут ему добавиться желаемого более приемлемыми способами.

Резюме:

  • Исключите зубную боль и другие проблемы со здоровьем
  • Определите функцию поведения
  • Помогите вашему подопечному научиться альтернативным способам коммуникации, чтобы он мог сообщать о своих нуждах.
  • Структурируйте среду вокруг вашего подопечного, введите расписание и убедитесь, что в течение дня он получает достаточно возможностей для сенсорной стимуляции.
  • Часто поощряйте вашего подопечного в моменты, когда он ведет себя приемлемым образом, или воздерживается от самоповреждения
  • Быстро реагируйте на случаи самоповреждающего поведения: прерывайте их (мягко удерживая человека от нанесения себе повреждений, или устанавливая физический барьер, если нужно) и переключайте его внимание на другое занятие.
  • В экстремальных случаях вызывайте службы спасения
  • Если вам трудно справиться с самоповреждающим поведением у вашего подопечного, оно происходит систематически, и вы не знаете что делать, обратитесь за помощью к специалисту.

Перевод: Марина Лелюхина.

Оригинал статьи: https://www.autism.org.uk/living-with-autism/understanding-behaviour/challenging-behaviour/self-injurious-behaviour.aspx

Источник

Человек бьет себя по голове болезнь

Самоповреждение (англ. Self-injury, self-harm) — умышленное нанесение человеком себе различных телесных повреждений, которые видны больше нескольких минут, обычно с аутоагрессивной целью.

Самоповреждение бывает разных типов. Что касается серьезного самоповреждения (Major self-mutilation — удаление себе глаза, кастрация, ампутация конечности, то это случается редко и чаще всего является сопутствующим признаком психоза (острого психотического эпизода, шизофрении, маниакального синдрома, депрессии), острой алкогольной или наркотической интоксикации, транссексуализма. Объяснения такого поведения пациентами обычно носят религиозный и/или сексуальный характер — например, желание быть женщиной или приверженность библейским текстам, касающимся выдирания глаза грешника, отрубания руки преступника или же оскопления во славу господа.

Стереотипическое самоповреждение (stereotipic self-mutilation) — это монотонно повторяемые и порой ритмичные действия, например, когда человек бьется головой, бьет руками и ногами, кусает себя. Обычно невозможно распознать символический смысл или же какую-либо содержательность в подобном поведении. Чаще всего оно встречается у людей с умеренной или сильной задержкой в развитии, а также при аутизме и синдроме Туретта.

Наиболее распространенный тип самоповреждений, встречающийся по всему миру и во всех слоях общества, это бытовые самоповреждения (поверхностные, умеренные самоповреждения — superficial/moderate). Обычно начинается в подростковом периоде и к нему относятся такие действия, как выдирание волос, расчесывание кожи, кусание ногтей, которые относятся к компульсивному (compulsive) подтипу, резанье кожи, вырезание, прижигание, втыкание иголок, ломание костей и препятствование заживлению ран, которые относятся к эпизодическому (episodic) и повторяющемуся (repetitive) подтипам. Периодически появляющиеся резанье и прижигание кожи — наиболее распространенные типы самоповрежденческого поведения и могут быть симптoмами или же сопутствующими признаками ряда психических расстройств, таких как пограничное, мимическое и антисоциальное расстройства личности, посттравматический синдром, диссоциативные расстройства и расстройства пищевого поведения.

По поводу самоповреждения распространено множество мифов. Стороннему человеку совершенно непонятно, зачем что-то делать с собой, ведь это больно и могут остаться следы. Странно и непонятно, зачем делать это сознательно и по доброй воле. Кто-то просто пугается, у других немедленно возникают идеи о ненормальности, о каких-то жутких комплексах, мазохизме и т.д. Часть сразу выдает готовые псевдопсихологичные объяснения, которые в большинстве случаев попадают абсолютно мимо. Часто говорят, что:

«Это неудавшаяся попытка самоубийства».

Нет, это совершенно необязательно. Конечно, среди людей, которые наносят себе повреждения, количество попыток суицида больше. Но даже те, кто такие попытки совершает, все же разделяют, когда они пытаются умереть, а когда причинить себе боль или сделать что-то подобное. А многие наоборот никогда всерьез о самоубийстве не задумывались.

«Люди так стараются привлечь внимание».

Естественно, многим, кто причиняет себе повреждения, не хватает внимания, любви, доброго отношения друзей. Как и другим. Но это не значит, что они пытаются именно такими своими действиями привлечь внимание. Обычно, чтобы привлечь внимание, люди ярко одеваются, стараются быть вежливыми и предупредительными, машут руками, громко говорят, в конце концов. Но странно пытаться привлекать внимание так, чтобы об этом никто не знал. А последствия самоповреждений, обычно, всячески скрывают — носят одежду с длинными рукавами, наносят повреждения там, где никто не видит, рассказывают о кошках и т.п. Часто не в курсе даже близкие люди.

«Они пытаются манипулировать окружающими».

Да, иногда это так: бывает, что это попытка повлиять на поведение родителей или знакомых, но большинство такими вещами не занимается. Опять же, если никто не знаeт, то очень сложно хоть кем-то манипулировать. Самоповреждение — это чаще не про других, это про себя. Но иногда человек, прибегая к нанесению повреждений, на самом деле пытается сказать что-то, это его крик о помощи, а его не слышат и расценивают как попытку манипулировать.

«Те, кто наносят себе повреждения, психи и надо их, соответственно, в психушку. А еще они могут быть опасны для общества».

Во-первых, самоповреждение — очень личное. Об этом часто вообще никто кроме самого человека не знает. Или знают только очень близкие друзья (или «единомышленники»). Сама цель — попытка справиться со своими чувствами, эмоциями, болью. И другие люди здесь совершенно ни при чем. Что до «психов» — да, иногда люди с психическими расстройствами (как посттравматический синдром или же пограничным расстройством личности) наносят себе повреждения. Психологические проблемы не означают немедленного психического заболевания и тем более больницы.

«Если рана неглубокая, значит все несерьезно».

Связи между серьезностью повреждения и уровнем психического напряжения почти никакой нет. Разные люди наносят себе разные повреждения, разными способами, у них разный болевой порог и т.д. Сравнивать нельзя.

«Все это проблемы девочек-подростков».

Не только. Проблема-то как раз совершенно разных возрастов. Более того, все больше данных о процентном соотношении женщины-мужчины. если раньше считалось, что существенно больше женщин, то сейчас соотношение чуть ли не выравнивается.

Фильм «Майор Пэйн»

Известно%3A одну боль можно заглушить другой. Нужно ли это делать? — вопрос другой.
скачать видео

Самоповреждение — это способ. Способ бороться и частично справляться с болью, со слишком сильными эмоциями, с болезненными воспоминаниями и мыслями, с навязчивыми состояниями. Да, это способ кривой и бестолковый, но не всех же научили чему-то более разумному! Иногда это попытка справиться со слишком сильными эмоциями, облегчить боль и почувствовать реальность. Физическая боль отвлекает от душевной боли и возвращает в реальность. Конечно, всерьез это не выход, всех проблем не решает, но для человека это работает. Нередко это попытка выразить что-то, выплеснуть наружу, донести до кого-то (возможно, и для самого себя) те чувства, которые не облекаются в слова; это некоторый не очень стандартный споcоб говорить и рассказывать. А когда-то это попытка контроля над собой, своими эмоциями и телом, а именно наказание себя с магической логикой: «Если я сделаю что-то плохое с собой, не случится того, чего я боюсь».

И что делать? Если проблема самоповреждения — ваша проблема, то можно, конечно, и дальше себе вырывать волосы и себя кусать, а можно поставить себе задачу — «научиться решать жизненные задачи по умному». Да, нужно учиться строить отношения и учиться общаться; нужно учиться расслабляться и выражать свои чувства приемлемым образом; да, никто вам не обещает результатов вот сразу и вообще легкой жизни, но — но если вы решите свои вопросы решать, вы справитесь. Успехов вам!

Источник