Человек не разговаривает что за болезнь

Человек не разговаривает что за болезнь thumbnail

Некоторые психические заболевания и расстройства довольно заметны со стороны. Например, молниеносная смена настроения или вялый голос. Вот пять психических отклонений человека, которые можно определить даже по бытовому общению.

1. Депрессия

via GIPHY

Раньше учёные и врачи ставили существование депрессии как серьёзного заболевания под сомнение. Отсутствие настроения, плохие сны, нежелание что-либо делать приравнивали к абсолютно естественному для человека состоянию. Сегодня Американская психиатрическая ассоциация с уверенностью подчёркивает, что это расстройство такое же распространённое, как гастрит или сахарный диабет. Каждый шестой человек хоть раз в жизни испытывает симптомы депрессии на себе.

Человек не разговаривает что за болезньAmazon Studios

Какие же симптомы становятся очевидными при разговоре?
  1. Человек постоянно говорит о своей несостоятельности, никчёмности или неумении что-либо делать.
  2. Использует слова с негативным значением по типу «злость», «усталость», «смерть», «грусть», а ещё наречия усиления «всегда» или «ничего».
  3. В разговоре можно уловить, что человек постоянно себя в чём-то винит.
  4. Сама речь очень вялая, монотонная, без эмоциональных взлётов.
  5. Собеседник часто переспрашивает вас, потому что легко забывает то, что вы говорили ранее.
  6. Ему трудно принять решение и он долго тянет с ответом.

Такие признаки проявляются не менее двух недель. В некоторых случаях депрессия неплохо маскируется под очень хорошее настроение. Может показаться, что человек безумно счастлив, но вместе с тем он не упустит возможность сказать пару слов о смерти или даже самоубийстве.

2. Обсессивно-компульсивное расстройство или ОКР

Человек не разговаривает что за болезньBig Beach Films

Симптомы этого тревожного расстройства вы наверняка видели в киношных сценах или даже улавливали в поведении знакомых. Частое мытьё рук, панические атаки, когда кто-то берёт вещи человека, навязчивые идеи. Интересно, что люди, которые страдают этим заболеванием, чаще всего отдают себе отчёт в том, что происходит. Только они ничего не могут с этим сделать самостоятельно, ведь безобидная тяга к порядку перерастает в бесконтрольное помешательство довольно быстро.

Что же вы можете определить при общении с человеком, который страдает ОКР?
  1. Он часто повторяет одни и те же фразы, причём делает это озабоченно и нервно.
  2. В процессе разговора собеседник не раз высказывает беспокойство о ком-либо или чём-либо.
  3. Он или она не протягивает руку, не хочет обниматься, чувствует себя некомфортно и даже раздражённо при прикосновениях.

3. Биполярное аффективное расстройство или БАР

Человек не разговаривает что за болезнь@buecax/depositphotos.com

По данным ВОЗ, биполярное расстройство касается 60 миллионов человек по всему миру. Заболевание довольно тяжело диагностировать и некоторые живут с ним годами, даже не догадываясь. А ещё 20% людей, которые подозревают у себя депрессию, на самом деле страдают именно БАР. Обычно в состоянии болезни проявляются эйфорическое настроение и противоположенное упадническое, потеря интереса ко сну и еде, агрессивное поведение.

Вот что вы заметите при разговоре с человеком в маниакальной фазе заболевания:
  1. Собеседник повторяет такие фразы: «Конечно, я смогу всё!», «Я сделаю всё лучше любого другого». На лицо излишняя самоуверенность, которая может быть подчёркнута даже не в тему.
  2. Человек постоянно перескакивает с одной мысли на другую, причём его это никак не смущает.
  3. Он не боится сказать всё, о чём думает.
  4. Предлагает странные вещи, порой аморальные или бредовые. Например, купить картошку и сделать смузи.

4. Шизофрения

Человек не разговаривает что за болезньVertigo Entertainment

Шизофрения — это тяжёлое заболевание, при котором проявляются следующие симптомы: неадекватное поведение, мания преследования и серьёзные эмоциональные расстройства. Часто передаётся по наследству. Некоторые слышат голоса, разговаривают с кем-то, даже если рядом никого нет. К сожалению, при развитии шизофрении растут и риски появления других серьёзных болезней.

Какие симптомы стоит ожидать при общении?
  1. Собеседник ссылается на связи с известными людьми или даже считаем себя таковым. По его словам, он дружит с Арнольдом Шварценеггером или Кутузовым. Да, никого не смущает, что последний жил 200 лет назад.
  2. Логика разговора нарушена полностью.
  3. Человек может не раз сказать, что его преследуют или вот-вот нападут.
  4. Параллельно с вами собеседник может отпускать реплики в сторону, будто бы разговаривая с самим собой.

5. Генерализованное тревожное расстройство

Человек не разговаривает что за болезньFocus Features

Это расстройство характеризуется сильной и очень болезненной тревогой буквально на почве всего и даже больше. Симптомы излишнего беспокойства проявляются как минимум на протяжении шести месяцев, поэтому человек чаще всего сам догадывается о нарушениях психики. Физические проявления — чрезмерная потливость, тошнота, судороги и сильная усталость.

Вот что заметно при разговоре:
  1. Собеседник часто подчёркивает свои страхи за себя, семью, работу и жизнь в целом. Кажется, что у него всё плохо.
  2. Если вы обсуждаете какую-либо проблему, он придёт к пессимистичным выводам. И так постоянно.
  3. Может возникнуть ощущение, что вас не слушают. Человек будто бы витает в облаках.

Распознать диагноз исключительно по этим симптомам невозможно, ведь иногда у собеседника может быть просто сложный период в жизни или плохое настроение. Если же вы чувствуете, что с вашим другом или родным человеком что-то не так уже продолжительное время и есть сходства с описанными выше расстройствами, поспешите обратиться к специалисту.

В следующем материале взгляните на 14 фильмов про психические расстройства, от которых вам станет не по себе.

Подпишитесь на нашу страницу в фейсбуке, там много веселых видео и добрых открыток.

Источник

1. «Ñèíäðîì ÷óæîé ðóêè»
Ñëîæíîå ïñèõîíåâðîëîãè÷åñêîå ðàññòðîéñòâî, ôîðìà àïðàêñèè, ïðè êîòîðîé îäíà èëè îáå ðóêè äåéñòâóþò ñàìè ïî ñåáå, âíå çàâèñèìîñòè îò æåëàíèÿ õîçÿèíà. Èíîãäà ñîïðîâîæäàåòñÿ ïðèñòóïàìè ýïèëåïñèè. Äðóãîå íàçâàíèå ñèíäðîìà — «áîëåçíü äîêòîðà Ñòðåíäæëàâà» — äàíî íå ïî èìåíè ïåðâîîòêðûâàòåëÿ, à â ÷åñòü äîêòîðà Ñòðåíäæëàâà, îäíîãî èç ãåðîåâ èç ôèëüìà «Äîêòîð Ñòðåéíäæëàâ, èëè Êàê ÿ ïåðåñòàë áîÿòüñÿ è ïîëþáèë áîìáó», ðóêà êîòîðîãî èíîãäà ñàìà ïî ñåáå òî âñêèäûâàëàñü â íàöèñòñêîì ïðèâåòñòâèè, òî íà÷èíàëà äóøèòü ñâîåãî îáëàäàòåëÿ
2. «Àêöåíò èíîñòðàíöà»
Òå, êòî èñïûòûâàåò ýòî ïñèõè÷åñêîå îòêëîíåíèå, ãîâîðÿò íà ðîäíîì ÿçûêå ñ àêöåíòîì. Îòêëîíåíèÿ òàêîãî òèïà âîçíèêàþò îáû÷íî ïîñëå ñåðüåçíûõ ÷åðåïíî-ìîçãîâûõ òðàâì, à òàêæå ó ëþäåé, ïåðåíåñøèõ èíôàðêò èëè èíñóëüò. Ëå÷åíèþ ýòî ïñèõè÷åñêîå îòêëîíåíèå íå ïîääàåòñÿ.
3. «Äåëëþçèÿ Êàïãðàñà»
Áðåä îòðèöàòåëüíîãî äâîéíèêà. Ó ñòðàäàþùåãî ýòèì ñèíäðîìîì âîçíèêàåò áðåäîâîå óáåæäåíèå, ÷òî êòî-ëèáî èç åãî áëèçêèõ çàìåíåí èäåàëüíî ïîõîæèì äâîéíèêîì. Èíîãäà äâîéíèê çàìåíÿåò ñàìîãî áîëüíîãî, òîãäà áîëüíîé íà÷èíàåò ñïèñûâàòü íà äâîéíèêà ñâîè ïëîõèå ïîñòóïêè. Åñòü è ïðîòèâîïîëîæíîå çàáîëåâàíèå, ñèíäðîì Ôðåãîëè. Ïðè íåì ÷åëîâåê óáåæäåí, ÷òî åãî îêðóæàþò íå ðàçíûå ëþäè, à îäèí è òîò æå ÷åëîâåê, óäà÷íî ïîä íèõ ìàñêèðóþùèéñÿ. ×àñòî ñî÷åòàåòñÿ ñ ìàíèåé ïðåñëåäîâàíèÿ, ÷òî íåóäèâèòåëüíî
4. «Áîÿçíü ÷èñëà 13»
Äëÿ ëþäåé ñ ýòèì ïñèõè÷åñêèì îòêëîíåíèåì íåò íè÷åãî ñòðàøíåå âåùåé, ñâÿçàííûõ ñ ýòèì ÷èñëîì. Âíóòðè ýòîãî îòêëîíåíèÿ âûäåëÿþò òàêæå áîÿçíü «ïÿòíèöû òðèíàäöàòîãî». Àäîëüô Ãèòëåð ñòðàäàë ýòèì ïñèõè÷åñêèì îòêëîíåíèåì.  ßïîíèè, Êèòàå è Êîðåå íåêîòîðûå ëþäè áîÿòñÿ ÷èñëà «4».
5. «Ìóñêóëüíûé äèçìîðôèçì»
Ëþäè, ñòðàäàþùèå ýòèì ñèíäðîìîì, îäåðæèìû ìûñëüþ î òîì, ÷òî ó íèõ íåäîñòàòî÷íî áîëüøèå ìóñêóëû. Ñðåäè ñèìïòîìîâ ýòîãî îòêëîíåíèÿ ìîæíî âûäåëèòü ñëåäóþùèå:
— ÷åëîâåê ïîñòîÿííî ñìîòðèò íà ñåáÿ â çåðêàëî;
— îí ñèëüíî ïåðåæèâàåò, åñëè ïðîïóñêàåò òðåíèðîâêè â ãèìíàñòè÷åñêîì çàëå;
— áîëüíîé ãîòîâ ïðèíèìàòü îïàñíûå äëÿ çäîðîâüÿ ïðåïàðàòû, óâåëè÷èâàþùèå ìûøå÷íóþ ìàññó;
— åãî îòíîøåíèÿ ñ áëèçêèìè, äðóçüÿìè îòõîäÿò íà âòîðîé ïëàí. Íà ïåðâûé ïëàí âûõîäÿò òðåíèðîâêè.
6. «Áèáëèîìàíèÿ»
Áèáëèîìàíèÿ – ýòî ïñèõè÷åñêîå îòêëîíåíèå, ïðîÿâëÿþùååñÿ â òîì, ÷òî ÷åëîâåê ñòàíîâèòñÿ îäåðæèì ïðèîáðåòåíèåì êíèã. Îí ñòàðàåòñÿ ñêóïèòü âåñü òèðàæ êíèãè êàêîãî-íèáóäü îäíîãî àâòîðà, íå äóìàÿ î òîì, ãäå îí áóäåò èõ ðàçìåùàòü è ÷òî îá ýòîì äóìàþò åãî áëèçêèå.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ÷åëîâåê, ñòðàäàþùèé ýòèì îòêëîíåíèåì, ãîòîâ ïðåñòóïèòü çàêîí äëÿ òîãî, ÷òîáû çàïîëó÷èòü íóæíîå åìó èçäàíèå.
7. «Ðàçðûâàþùàÿñÿ ãîëîâà»
Ñ ëþäüìè, ñòðàäàþùèìè ýòèì ñèíäðîìîì, ÷àñòî ñëó÷àþòñÿ ïðèñòóïû, âî âðåìÿ êîòîðûõ îíè ñëûøàò ñèëüíûé øóì, íàïîìèíàþùèé âçðûâ âíóòðè ãîëîâû. ×àñòî ýòîò øóì íàñòèãàåò èõ ñðåäè íî÷è, â ðåçóëüòàòå ÷åãî îíè ïðîñûïàþòñÿ.
8. «Òðèõîòèëëîìàíèÿ»
Ìíîãèå ïñèõîëîãè ñâÿçûâàþò ýòî ïñèõè÷åñêîå ðàññòðîéñòâî ñ ïðèâû÷êîé ïîñòîÿííî äîòðàãèâàòüñÿ ðóêàìè äî âîëîñ, íàõîäÿùèõñÿ, êàê íà ãîëîâå, òàê è íà äðóãèõ ÷àñòÿõ òåëà. ×åëîâåê, ñòðàäàþùèõ ýòèì ðàññòðîéñòâîì, ñàì òîãî íå çàìå÷àÿ, âûäåðãèâàåò ó ñåáÿ âîëîñû, â ðåçóëüòàòå ÷åãî ó íåãî îáðàçóþòñÿ ëûñèíû è ïëåøè.
9. «Àíäðîôîáèÿ»
Àíäðîôîáèÿ – ýòî ñòðàõ âñòðåòèòñÿ ëèöîì ê ëèöó ñ ìóæ÷èíîé. Ýòèì ïñèõè÷åñêèì ðàññòðîéñòâîì îáû÷íî ñòðàäàþò äåâóøêè, íå èìåâøèå ñåêñóàëüíîãî îïûòà. Îíè íà÷èíàþò èñïûòûâàòü ïàíè÷åñêèé ñòðàõ, êîãäà îñòàþòñÿ îäèí íà îäèí ñ ìóæ÷èíîé, äàæå åñëè íåò íèêàêèõ ïðèçíàêîâ îïàñíîñòè.
10. «Ñèíäðîì Ìþíõãàóçåíà»
 íàðîäå ýòîò ñèíäðîì íàçûâàåòñÿ «âîñïàëåíèåì õèòðîñòè». Ñóòü åãî çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî «áîëüíîé» ñïåöèàëüíî ïðåòâîðÿòñÿ áîëüíûì äëÿ òîãî, ÷òîáû îáðàòèòü íà ñåáÿ âíèìàíèå, âûçâàòü ê ñåáå ñî÷óâñòâèå.
11. Ôàíòîì êîíå÷íîñòè
Îí æå — ñèíäðîì ëîæíîãî îùóùåíèÿ àìïóòèðîâàííîé êîíå÷íîñòè. Ëþäè, ñòðàäàþùèå ýòèì ðàññòðîéñòâîì, îùóùàþò, ÷òî èõ àìïóòèðîâàííàÿ êîíå÷íîñòü (èëè äàæå óäàëåííûé îðãàí — äà õîòü òîò æå àïåíäèêñ) âñå åùå ïðè íèõ. ×óòü ëè íå 80 ïðîöåíòîâ ïåðåíåñøèõ àìïóòàöèþ ðèñêóþò çàïîëó÷èòü âçàìåí òàêèå âîò ñïåöèôè÷åñêèå îùóùåíèÿ. Çà÷àñòóþ ëþäè ïðîäîëæàþò èñïûòûâàòü áîëü â àìïóòèðîâàííûõ êîíå÷íîñòÿõ (òàê íàçûâàåìûå ôàíòîìíûå áîëè), à ìíîãèå ôèçè÷åñêèå ÷óâñòâóþò æåñòèêóëÿöèþ àìïóòèðîâàííûõ ðóê.  ñàìûõ òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ áîëüíûå ñ÷èòàþò, ÷òî îòñóòñòâóþùàÿ êîíå÷íîñòü äåéñòâóåò ñàìîñòîÿòåëüíî, íå ïîä÷èíÿÿñü èõ âîëå.
12. Íàðóøåíèå öåëîñòíîñòè âîñïðèÿòèÿ òåëà
Ëþäè ñ ÍÖÂÒ ñòðåìÿòñÿ ê àìïóòàöèè çäîðîâîé ÷àñòè ñâîåãî òåëà. Îíè èñïûòûâàþò ìó÷èòåëüíûå îùóùåíèÿ, ÷òî ñ èõ òåëîì íå âñå â ïîðÿäêå è íîãè èëè ðóêè — ïðîñòî-íàïðîñòî ëèøíèå. ×àñòè÷íî îíè ïûòàþòñÿ ðåøèòü ïðîáëåìó, ê ïðèìåðó, ïàðàëèçàöèåé êîíå÷íîñòåé èëè . Ìíîãèå äîõîäÿò äî òîãî, ÷òî êàëå÷àò ñåáÿ ñàìè, òåì áîëåå ÷òî ñëó÷àåâ, êîãäà íà ïîäîáíóþ îïåðàöèþ ðåøàëèñü âðà÷è, ïîêà åùå î÷åíü ìàëî (è çàêîííîñòü èõ ñîìíèòåëüíà). Ïîñëå îïåðàöèè áîëüíûå (áóäåì âñå-òàêè íàçûâàòü èõ òàê) ñâèäåòåëüñòâîâàëè î íàñòóïèâøåì îáëåã÷åíèè è äîëãîæäàííîé ãàðìîíèè ñ ñîáñòâåííûì òåëîì.
1…(ýòîò ïóíêò ïî-ïîíÿòíûì ïðè÷èíàì îòñóòñòâóåò)
14. Ìèôîìàíèÿ
Èëè èñòåðè÷åñêîå ôàíòàçèðîâàíèå. Âûðàæàåòñÿ â íàâÿç÷èâîì ñòðåìëåíèè ëãàòü — áåç êàêîé-ëèáî âíåøíåé ìîòèâàöèè. Âïðî÷åì, ÷àñòî èñòåðè÷åñêèé ëãóí äåéñòâèòåëüíî âåðèò â òî, ÷òî ãîâîðèò, è åìó ïðèõîäèòñÿ ñîçäàâàòü äåéñòâèòåëüíî íåòðèâèàëüíûå ïîñòðîåíèÿ, ÷òîáû âïèñàòü â ñâîþ ñèñòåìó ìèðà êàêèå-íèáóäü íå îñîáî óäîáíûå ôàêòû. Ó ìèôîìàíèè åñòü òðè îòëè÷èòåëüíûõ ïðèçíàêà: âî-ïåðâûõ, ëîæü âñåãäà íåñåò â ñåáå ýëåìåíò ïðàâäû — ýòî âñå æå íå ïñèõîç, è áóäó÷è ïðèïåðòûì ê ñòåíêå, îáìàíùèê âïîëíå ñïîñîáåí ñîçíàòüñÿ âî ëæè. Âî-âòîðûõ, òàêàÿ ëîæü íå áûâàåò ñïðîâîöèðîâàíà êàêèì-ëèáî ñîáûòèå èëè ñèòóàöèåé. Îíà èäåò êàê áû ôîíîì ê ñóùåñòâîâàíèþ áîëüíîãî. È, íàêîíåö, â-òðåòüèõ, ðàññêàçûâàåìûå áàéêè îáû÷íî âûñòàâëÿþò ãåðîÿ â ïîëîæèòåëüíîì ñâåòå — õðàáðûì, çíàìåíèòûì èëè õîòÿ áû áîãàòûì. Çà ïðåäåëàìè ñâîåé ðîëè ìèôîìàíüÿê îáû÷íî íå âðåò.
15. Ñèíäðîì «Àëèñû â ñòðàíå ÷óäåñ»
Èëè ìèêðîïñèÿ. Ñîñòîÿíèå, ïðè êîòîðîì ó áîëüíûõ èñêàæàåòñÿ âîñïðèÿòèå âðåìåíè, ïðîñòðàíñòâà è ñîáñòâåííîãî òåëà. Ëþäè ìîãóò êàçàòüñÿ èì ëèëèïóòàìè, à ñîáñòâåííûå ðóêè, íîãè èëè ãîëîâà ìîãóò ïðîèçâîëüíî ìåíÿòü ôîðìó è ðàçìåð — ñóáúåêòèâíî, êîíå÷íî. Òàêæå ìîãóò óìåíüøàòüñÿ íåìàòåðèàëüíûå îáúåêòû èëè äàæå èõ ÷àñòè ïî-îòäåëüíîñòè.
16. Ñèíäðîì âòÿãèâàíèÿ ãåíèòàëèé
Îí æå — Êîðî. Ñòðàííîå äóøåâíîå ðàññòðîéñòâî, ïðè êîòîðîì ïàöèåíò ñ÷èòàåò, ÷òî åãî ïåíèñ (èëè ãðóäü, åñëè çàáîëåâàåò æåíùèíà) âòÿãèâàåòñÿ óìåíüøàåòñÿ, âòÿãèâàåòñÿ âíóòðü òåëà, è êîãäà âòÿíåòñÿ ïîëíîñòüþ, ÷åëîâåê óìðåò. Áîëüíîé íà÷èíàåò ïðèíèìàòü ìåðû ïî ñàìîñïàñåíèþ — íå ñïèò, ñëåäèò, âåøàåò ãèðüêè è òàê äàëåå. Åùå ñòðàííûé ôàêò — çàáîëåâàíèå âñòðå÷àåòñÿ òîëüêî â Àçèè, è äàæå åùå òî÷íåå — â Þãî-Âîñòî÷íîé Àçèè (Þæíûé Êèòàé, Ñèíãàïóð, Òàèëàíä, è ò.ä.). Íåðåäêî çàáîëåâàíèå ïðèîáðåòàåò õàðàêòåð ëîêàëüíîé ýïèäåìèè — òî åñòü ëþäè öåëûìè äåðåâíÿìè ñèäÿò è áîÿòñÿ, ÷òî èõ ïåíèñû èñ÷åçíóò. Ñî âðåìåíåì âñå ñèìïòîìû áåññëåäíî ïðîõîäÿò.
17. Ñèíäðîì Ñòåíäàëÿ
Èçíà÷àëüíî — îïèñàííîå Ñòåíäàëåì ÷óâñòâî ýêçèñòåíöèàëüíîãî óæàñà, îõâàòûâàþùåå íåêîòîðûõ åâðîïåéöåâ ïðè ïîñåùåíèè Ôëîðåíöèè è ñîçåðöàíèè, íàïðèìåð, «Ìàäîííû» Ðàôàýëÿ. Äðóãèå ñèìïòîìû — ó÷àùåííîå ñåðäöåáèåíèå, ãîëîâîêðóæåíèå, ïðèïàäêè, âîçìîæíû ãàëëþöèíàöèè. Ïî áîëüøîìó ñ÷åòó, ñèíäðîì ìîæåò íàñòèãíóòü ãäå óãîäíî, íî ïî ïîâîäó Ôëîðåíöèè åñòü îäíî ëþáîïûòíîå íàáëþäåíèå. Ñèíäðîì Ñòåíäàëÿ íèêîãäà íå ïîðàæàåò ìåñòíûõ æèòåëåé è íèêîãäà — ÿïîíñêèõ òóðèñòîâ. Ó ÿïîíñêèõ òóðèñòîâ ñâîè áè÷ — ïàðèæñêèé ñèíäðîì, çàáîëåâàíèå ïðèìåðíî ñ òåìè æå ñèìïòîìàìè, ñòîëüêî ÷àñòî îõâàòûâàþùåå ÿïîíöåâ â Ïàðèæå, ÷òî â èõ ôðàíöóçñêîì ïîñîëüñòâå äàæå äåéñòâóåò êðóãëîñóòî÷íàÿ ãîðÿ÷àÿ òåëåôîííàÿ ëèíèÿ äëÿ ïîñòðàäàâøèõ.
18. Áðåä Êîòàðà
Áðåä îòðèöàíèÿ — ðåäêîå äóøåâíîå ðàññòðîéñòâî, «ìàíèÿ âåëè÷èÿ íàîáîðîò». Ó ïàöèåíòà íàáëþäàþòñÿ áðåäîâûå èäåè, ÷òî îí ìåðòâ èëè íå ñóùåñòâóåò. ×òî îí ðàçëàãàåòñÿ, ÷òî ó íåãî íåò ñåðäöà, êðîâè èëè âîîáùå âíóòðåííèõ îðãàíîâ, èíîãäà — ÷òî îí ïðè ýòîì áåññìåðòåí. Äðóãèå âàðèàöèè — ÿ ñàìûé æóòêèé â ìèðå ïðåñòóïíèê, ÿ ïðè÷èíèë ÷åëîâå÷åñòâó âåëè÷àéøåå çëî, ÿ çàðàçèë âåñü ìèð ÑÏÈÄîì, Çåìëÿ ìåðòâà, ìèð ïóñò è áåçæèçíåí. Âñå ýòî — íà ôîíå äåïðåññèè è òðåâîæíûõ ñîñòîÿíèé ïñèõèêè.
19. Èåðóñàëèìñêèé Ñèíäðîì
Èåðóñàëèìñêèé Ñèíäðîì âêëþ÷àåò â ñåáÿ âîçíèêíîâåíèå ðåëèãèîçíûõ îäåðæèìûõ èäåé, äåëëþçèé èëè äðóãèõ ïñèõîçîâ íà ïî÷âå ïîñåùåíèÿ ãîðîäà Èåðóñàëèìà. Äàííûé ñèíäðîì íå îòíîñèòñÿ òîëüêî ëèøü ê îäíîé ðåëèãèè èëè âåðîâàíèþ, è òàê æå çàòðàãèâàåò åâðååâ è õðèñòèàí ðàçëè÷íîãî ïðîèñõîæäåíèÿ. Ñèíäðîì ïîÿâëÿåòñÿ âî âðåìÿ íàõîæäåíèÿ ÷åëîâåêà â Èåðóñàëèìå è îáû÷íî ïðîïàäàåò ïîñëå íåñêîëüêèõ íåäåëü. Èíòåðåñíî, ÷òî ó âñåõ ëþäåé, êòî ïîñòðàäàë îò ýòîãî ñïîíòàííîãî ïñèõîçà, èìåëàñü â ïðîøëîì èñòîðèÿ ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé ëèáî îíè óæå ÷óâñòâîâàëè ñåáÿ íåõîðîøî äî ïðèáûòèÿ â ãîðîä.
20. Ïåðåïîâòîðÿþùàÿñÿ Ïàðàìíåçèÿ
Ïåðåïîâòîðÿþùàÿñÿ Ïàðàìíåçèÿ ïðîÿâëÿåòñÿ êîãäà ÷åëîâåê íà÷èíàåò âåðèòü â òî, ÷òî îïðåäåëåííîå ìåñòî èëè ìåñòíîñòü äóáëèðóþòñÿ, òî åñòü ñóùåñòâóþò â äâóõ èëè áîëåå ìåñòàõ îäíîâðåìåííî ëèáî áûëè ïåðåíåñåíû íà äðóãóþ ïëîùàäêó. Íàïðèìåð, ÷åëîâåê ìîæåò âåðèòü â òî, ÷òî îí íà ñàìîì äåëå íàõîäèòñÿ íå â òîé áîëüíèöå êóäà åãî îïðåäåëèëè, à â òàêîé æå èäåíòè÷íîé, íàõîäÿùåéñÿ â äðóãîé ÷àñòè ñòðàíû, íå ñìîòðÿ íà âñþ î÷åâèäíîñòü òîãî ÷òî òàêîãî íå ìîæåò áûòü. Ïàðàìíåçèÿ áûëà âïåðâûå èñïîëüçîâàíà â 1930 ãîäó ÷åõîñëîâàöêèì íåâðîëîãîì Àðíîëüäîì Ïèêîì äëÿ òîãî ÷òîáû îïèñàòü ñîñòîÿíèå ïàöèåíòà ñ ïîäîçðåíèåì íà çàáîëåâàíèå Àëçàéìåðà. Ïàöèåíòêà ïîñòîÿííî íàñòàèâàëà íà òîì, ÷òîáû åå ïåðåìåñòèëè èç êëèíèêè Ïèêà, â òàêóþ æå, íî êîòîðàÿ ïî åå óáåæäåíèþ íàõîäèëàñü â åå ðàéîíå. ×òîáû ïîäòâåðäèòü ñâîè ñëîâà, îíà óòâåðæäàëà, ÷òî Ïèê è åãî êîëëåãè ðàáîòàëè â îáåèõ êëèíèêàõ è òàêèì îáðàçîì ïûòàëèñü ââåñòè åå â çàáëóæäåíèå.
21. Ïðîñîïàãíîçèÿ
Ïðîñîïàãíîçèÿ, òàêæå èçâåñòíàÿ êàê ëèöåâàÿ ñëåïîòà, áîëåçíü ïðè êîòîðîé ó ÷åëîâåêà íàðóøåíî âîñïðèÿòèå ëèö, òî åñòü îí ìîæåò óçíàâàòü ëþáûå îáúåêòû, êðîìå ÷åëîâå÷åñêèõ ëèö. Áîëåçíü îáû÷íî ÿâëÿåòñÿ ñëåäñòâèåì òðàâìû ìîçãà, íî òàêæå ìîæåò ïåðåäàâàòüñÿ ïî íàñëåäñòâó.

Читайте также:  История болезни по внутренним болезням ибс

Источник

Дислекси́я (от др.-греч. δυσ- — приставка, означающая нарушение, и λέξις — «речь») — избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Исторически сложилось, что в большинстве европейских стран в понятие «дислексия» включают все проблемы, связанные с письменной речью:

  1. проблемы с овладением навыком чтения;
  2. проблемы с овладением навыком письма;
  3. проблемы с грамотностью;
  4. проблемы с овладением арифметикой;
  5. проблемы, связанные с нарушением моторики и координации;
  6. проблемы с поддержанием внимания.

Российская логопедия рассматривает все эти проблемы по отдельности, не связывая их между собой, как:

  1. дислексию,
  2. дисграфию,
  3. дизорфографию,
  4. дискалькулию,
  5. диспраксию и
  6. СДВ(Г),

соответственно.

Существует ещё один вид дислексии — дислексия букв (лат. dyslexia litteris). Проявляется при наборе текста в виде нарушения последовательности рядом стоящих букв. Систематически проявление отследить невозможно: появляется только в словах, состоящих из более чем четырёх букв.

Описание[править | править код]

В настоящее время существует несколько разных определений дислексии. Одно из них предложено Международной ассоциацией дислексии.

Дислексия — специфическая неспособность к обучению, имеющая нейрологическое происхождение. Характеризуется трудностями с точным или беглым распознаванием слов и недостаточными способностями в чтении и письме. Эти затруднения связаны с неполноценностью фонологических компонентов языка. Они существуют, несмотря на сохранность других когнитивных способностей и полноценные условия обучения. Вторичные последствия могут включать проблемы с пониманием прочитанного, а плохая техника чтения стоит на пути роста словарного запаса и образования в целом.

В 2014 году совет директоров IDA исключил из определения дислексии нейрологическое происхождение. Однако в 2015 вернулся к определению, принятому в 2002 году.

В России используются два подхода к определению дислексии. Один из них — педагогический. Ему соответствует определение, приведённое в учебнике логопедии[1]: «Дислексия — это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».

Читайте также:  Человек постоянно ищущий у себя болезни

Другой подход — клинико-психологический. Определение, соответствующее этой научной позиции[2]: «Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения. Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, составляющих функциональный базис навыка чтения».

Принято различать дислексию и трудности овладения чтением, вызванные другими причинами, такими, как умственная отсталость, дефекты зрения и слуха. Их называют ещё неспецифическими, или вторичными нарушениями чтения. Дислексию отличает от них стойкость и избирательность нарушений.

Термин «дислексия» обозначает сборную группу детей, имеющих трудности в разных компонентах чтения и письма. В соответствии с традициями англоамериканской клинической психологии диагноз «дислексия» подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме. В российской логопедии нарушения письма имеют самостоятельные наименования: дисграфия и дизорфография. Несмотря на то, что дислексия есть результат нейробиологических особенностей человека, она не считается психическим заболеванием.

Во многих других областях деятельности ребёнок может проявлять недюжинные способности. Он может отличаться в математике, физике, живописи или музыке.

Основные симптомы дислексии: чтение замедленное, по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.

Профилактика[править | править код]

Обязательное посещение специалиста по дислексии рекомендуется всем детям 5 лет.

Профилактический осмотр детей дошкольного возраста и учащихся 1-го класса позволяет предупредить специфические трудности в обучении, а также неврологические отклонения в поведении у детей с дислексией, такие как плаксивость, частая смена настроения, подавленность или, наоборот, возбудимость нервной системы, которая проявляется как нервозность, беспокойство, гиперактивность.

Именно профилактический осмотр позволяет предупредить эти болезненные состояния неврологического характера, более того, не допустить их проявления.

История[править | править код]

Термин введён работавшим в Штутгарте офтальмологом Рудольфом Берлином (нем. Rudolf Berlin) в 1887 году.[3] Он использовал этот термин в отношении мальчика, у которого были трудности в обучении чтению и письму, несмотря на нормальные интеллектуальные и физические способности во всех остальных областях деятельности.

В 1896 году терапевт В. Прингл Морган опубликовал в «Британском медицинском журнале» (англ. British Medical Journal) статью под названием «Врождённая словесная слепота» с описанием специфического психологического расстройства, влияющего на способность к обучаемости чтению. Статья описывала случай 14-летнего подростка, неспособного читать, но имеющего при этом нормальный для детей его возраста уровень интеллекта.

В 1925 году невропатолог Самюель Т. Ортон (англ. Samuel T. Orton) приступил к изучению этого феномена и предположил существование синдрома, не связанного с повреждением мозга, снижающего способности к чтению и письму. Ортон заметил, что проблемы с чтением при дислексии не имеют отношения к нарушению зрения. Согласно его теории, это состояние могло быть вызвано межполушарной асимметрией головного мозга. Теория оспаривалась многими учёными того времени, считавшими, что основной причиной заболевания являются всевозможные проблемы, возникающие в процессе визуального восприятия информации.

В 1949 году Клемент Лауне изучала аномалию у взрослых, страдавших дислексией с детства. Исследование показало возможность таких людей читать тексты слева направо и справа налево с одинаковой скоростью (у 10 % скорость чтения справа налево была выше). Результаты указывали на изменения поля зрения, которые приводили к восприятию слова не как единого целого, а как набора отдельных букв.

В 1970-х выдвигались теории о том, что дислексия является результатом дефектов фонологического или метафонологического развития; в последние годы эта теория пользуется на Западе наибольшей популярностью.

Причины[править | править код]

Многочисленные исследования с помощью современных методов нейровизуализации (МРТ, ПЭТ и др.) доказали, что в основе дислексии лежат нейробиологические причины. Определённые зоны мозга (задняя часть левой средней височной извилины) у таких людей функционально менее активны, чем в норме[4]. Структура мозговой ткани тоже имеет у лиц с дислексией отличия от нормы. У них обнаружены зоны пониженной плотности в задней части средней височной извилины слева[5].

Ещё в 1917 году английский исследователь Дж. Хиншелвуд обнаружил повторные случаи дислексии у родственников ребёнка с дислексией. Позже наличие семейных случаев дислексии подтверждалось многими учёными. В 1950 году Б. Халлгрен провела первое фундаментальное исследование наследственных случаев дислексии, изучая генеалогию таких лиц. Наиболее веские доказательства наследственной природы дислексии получены в близнецовых исследованиях. Было показано, что у однояйцевых близнецов частота совпадений (конкордантность) наличия дислексии значительно превышает тот же показатель у разнояйцевых близнецов (соответственно, 73 % и 47 %)[6]. Показатель наследуемости дислексии составляет 40-70 %[7]. В молекулярно-генетических исследованиях удалось обнаружить гены, ответственные за возникновение дислексии. На данный момент известно несколько генов, ассоциированных с дислексией, включая DYX1C1, DCDC2, KIAA0319, ROBO1. Мутации данных генов приводят к нарушениям нейрональной миграции в коре головного мозга. Дальнейшие исследования показали, что экспрессия некоторых из них, DYX1C1 и DCDC2, ассоциирована с цилиями. Таким образом, дислексия может быть отнесена к разряду таких генетических патологий, как цилиопатии[8][9].

Читайте также:  Болезнь бехтерева и его лечебная физкультура

Факторы, влияющие на развитие дислексии: наследственность; нарушение равновесия между полушариями мозга; явное либо латентное левшество у мальчиков. Ребёнку, страдающему дислексией, трудно одновременно использовать оба полушария головного мозга. Если ваш ребёнок испытывает трудности в чтении и письме по причине дислексии — следует обратиться за помощью к специалисту по дислексии.

Диагностика[править | править код]

Человека с дислексией (дислексика) легко опознать среди других, потому что симптомы дислексии ярко проявляются в его поведении и манере реагирования на казалось бы обычные ситуации повседневной жизни.

Симптомы дислексии

  • интеллект сохранён;
  • плохие навыки чтения;
  • чтение с ошибками, угадывающее чтение;
  • непонимание прочитанной информации;
  • трудности пересказа только что прочитанного текста;
  • трудности в написании слов, даже простых;
  • множество ошибок даже при списывании текста;
  • выраженные проблемы с почерком;
  • неспособность выполнять задание в установленный срок;
  • повышенная чувствительность нервной системы;
  • излишняя эмоциональность;
  • раздражительность;
  • импульсивность;
  • эмоциональная нестабильность;
  • нарушение координации движений;
  • неуклюжесть;
  • расстройство схемы тела;
  • затруднение в определении правой и левой стороны;
  • нарушения межполушарного взаимодействия;
  • обострённый эстетический вкус;
  • выраженное чувство справедливости.

У людей с дислексией, помимо упомянутых выше симптомов, отмечается выраженная моторная особенность — необычным образом держать в руке карандаш или ручку. Если вы отмечаете такую особенность у своего ребёнка, тогда стоит записаться на приём к специалисту по дислексии, потому что есть отставание в созревании сукцессивных двигательных функций левого полушария в возрасте до 10 лет, и в связи с этим требуется специальная терапия.

Нарушения внимания и памяти встречаются достаточно часто при дислексии, но эти проявления отчасти связаны с нарушениями межполушарных связей.

Существует много факторов, которые нужно принять во внимание специалистам при проведении диагностики этого заболевания. В ходе тестирования определяется уровень того, как ребёнок читает и сравнивается с тем, как читают дети его возраста. Это проводится при помощи когнитивного тестирования. Все показатели чтения фиксируются врачом, во время исследования делаются пометки там, где нарушено чтение. В ходе различных тестов проверяется слух и способность ребёнка к воспроизведению речи. Также определяется, как лучше ребёнок воспринимает информацию: устно (при разговоре) или тактильно (когда что-то делает своими руками). В ходе исследования также делается заключение, насколько хорошо работают все три составляющие сенсорной системы.

Ребёнок не должен чувствовать, что что-то происходит не так при выполнении теста. Он должен чувствовать себя комфортно и уверенно, поэтому некоторые исследования могут быть проведены в виде игры. До проведения тестирования ребёнку нужно выспаться и хорошо позавтракать. Если тестирование проводится в школе, то перед выполнением исследования учителю нужно поговорить с ребёнком, объяснить ему, кто придёт и зачем. Если тестирование проводится не в школе, то родителям нужно оказать поддержку ребёнку, чтобы тот чувствовал себя комфортно. Родители обязательно должны присутствовать при тестировании ребёнка специалистами.

Проблемы дислексиков[править | править код]

Психологические трудности при дислексии:

  • эмоциональная нестабильность;
  • изменчивость настроений;
  • склонность витать в облаках;
  • психологический дискомфорт;
  • трудности концентрации на одной деятельности;
  • склонность быстро терять интерес;
  • непосредственность;
  • неуверенность в себе;
  • подверженность скуке;
  • стремление уйти от действительности;
  • рассеянность и мечтательность;
  • проблемы идентификации: я кто? я какой?
  • высокий уровень тревожности;
  • страх ошибки.

Дислексией страдали и многие известные люди[en], которым, тем не менее, это нарушение не помешало в карьере.

Этноязыковой фактор[править | править код]

Научные исследования сентября 2004 года выявили этнокультурные причины развития дислексии, которые не связаны с общим интеллектом и образованием. Так американские исследователи из Национального института психического здоровья обнаружили то что, к примеру, у китайцев (ханьцев), венгров и англофонов за развитие дислексии ответственны различные участки мозга. Во всех изучаемых культурах доля дислексиков оказалась примерно одинаковой, варьируя в пределах от 2 до 10 % выборки. По итогам исследования оказалось, что проблема малограмотности китайских детей была связаны со сбоями в левой передней центральной извилине. Это различие учёные объяснили тем, что при чтении буквенных языков мозг обычно (в большей или меньшей степени) обрабатывает информацию последовательно, в то время как при чтении китайских иероглифов по большей части требуется мгновенно распознать пиктографический образ. Профессор Чарльза Перфетти из Питсбургского университета установил, что дислексия часто имеет специфическую этноязыковую подоплёку. К примеру, дислексия у англоговорящих детей чаще всего связана с нарушениями фонематического слуха, так как в английском языке для передачи звучания 62 фонем используется 1120 графем[10], а у венгерских детей дислексия обычно развивается в результате нарушениями кратковременной памяти, которая может не справляться с задачей сцепления и обработки многочисленных аффиксов, следующих за корнем слова в этом агглютинативном языке[11].

Документальные фильмы[править | править код]

  • 2014 — «Правописание!» / «Ortho!» (реж. Натали Сартио / Nathalie Sartiaux)

См. также[править | править код]

  • Психолингвистика
  • Нейролингвистика
  • Дефект речи
  • Фильм «Звёздочки на земле» (2007)

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Логопедия. Учебник для вузов / Под ред. Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской. — М.: Владос, 1999
  2. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей (3-е изд.). — СПб.: Речь, 2003
  3. ↑ Uber Dyslexie (неопр.) // Archiv fur Psychiatrie. — Т. 15. — С. 276—278.
  4. ↑ Shaywitz S. E., Shaywitz B. A., Pugh K. R. et all Functional disruption in the organization of the brain for reading in dyslexia., Procedures of the National Academy of Sciences USA, 95 (March 1998).- V.5.- N.3.- P. 2636—2641
  5. ↑ G. Silani, U. Frith, J.-F. Demonet et all Brain abnormalities underlying altered activation in dyslexia: a voxel based morphometry study // Brain, 2005.- V. 128.- P. 2453—2461
  6. ↑ DeFries, JC and M Alarcon. «Genetics of Specific Reading Disability», Mental Retardation and Developmental Disabilities Research Reviews, 1996; Vol 2, pp. 39-47
  7. ↑ J.Schumacher1, Per Hoffmann, C. Schmäl, G. Schulte-Körne, M. M. Nöthen Genetics of dyslexia: the evolving landscape//Journal of Medical Genetics .-2007.- V.44.- P.289—297
  8. ↑ Chandrasekar G, Vesterlund L, Hultenby K, Tapia-Páez I, Kere J (2013) The Zebrafish Orthologue of the Dyslexia Candidate Gene DYX1C1 Is Essential for Cilia Growth and Function. PLoS ONE 8(5): e63123
  9. ↑ Massinen S., Hokkanen M.-E., Matsson H., Tammimies K., Tapia-Páez I, et al. (2011) Increased Expression of the Dyslexia Candidate Gene DCDC2 Affects Length and Signaling of Primary Cilia in Neurons. PLoS ONE 6(6): e20580
  10. ↑ https://www.slate.fr/story/183513/anglais-francais-guerre-des-langues-bonnes-feuilles
  11. ↑ https://www.demoscope.ru/weekly/2004/0169/mir01.php

Литература[править | править код]

  • Чарльз Ньокиктьен. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 2; пер. с англ. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, М. А. Островская; под ред. Н. Н. Заваденко. — М.: Теревинф, 2010.
  • Ткаченко, Т. А. Логопедический букварь. — М.: Эксмо, 2009.

Источник