Чистота всего полезней сохранит от всех болезней смешарики

Профилактика артериальной гипертонии — важная мера предупреждения многих заболеваний сердца. Знание того, каким образом можно  предупредить развитие и прогрессирование гипертонии, какие методы и средства помогут улучшить контроль артериального давления, позволит вовремя предпринять индивидуальные профилактические меры и защитить себя от заболевания и его последствий.

Артериальная гипертония или гипертоническая болезнь — хронически протекающее заболевание, с которым часто сталкиваются врачи общей практики. Основным проявлением данного состояния является стабильно повышенное артериальное давление.

Артериальная гипертония считается одним из основных факторов риска развития инсульта, ишемической болезни сердца, инфаркта миокарда и ряда других заболеваний. В свою очередь сердечно-сосудистые заболевания — одна из главных причин смертности во всем мире.

Именно поэтому профилактике артериальной гипертонии должно уделяться особое внимание, так как подобные мероприятия способны существенно снизить риск развития сердечно-сосудистых осложнений и смертности. Например, в США широкое внедрение профилактических мер в период с 1972 по 1992 позволило уменьшить смертность от коронарной болезни сердца на 50%, а от инсульта — почти на 70%. 

В последние годы всё больше специалистов полагают, что основные профилактические меры по сохранению здоровья люди должны предпринимать самостоятельно. В профилактике артериальной гипертонии традиционно выделяют первичную и вторичную:

  • Первичная включает в себя снижение воздействия факторов риска, способствующих развитию гипертонической болезни, или полное их устранение, например, отказ от вредных привычек, контроль питания и массы тела, снижение уровня стресса.
  • Вторичная профилактика применима для людей, уже имеющих артериальную гипертонию, и направлена на снижение риска развития различных сердечно-сосудистых заболеваний, таких как инфаркты и инсульты, ишемическая болезнь сердца, поражения почек и сетчатки глаз.

Мероприятия по снижению повышенного артериального давления или поддержанию нормального артериального давления включают:

  1. Коррекция образа жизни и питания
  2. Контроль массы тела
  3. Обеспечение рациональных физических нагрузок
  4. Соблюдение оптимального режима труда и отдыха
  5. Отказ от вредных привычек

Особенности питания

Существует несколько проблем, объединяющих неправильное питание и риск развития артериальной гипертонии — это лишний вес, потребление насыщенных жиров и простых углеводов. 

Эта связь неоднократно подтверждалась научными исследованиями. Поэтому одной из первых мер по предупреждению развития артериальной гипертонии должно стать изменение рациона питания, направленное на постепенное снижение веса до нормальных для каждого конкретного пациента показателей.

Этому способствует снижение общей калорийности суточного рациона, ограничение потребления жиров и простых углеводов. Рекомендуется увеличить в ежедневном рационе количество растительной пищи, продуктов с высоким содержанием калия, кальция (овощи, фрукты, зерновые) и магния (содержится в молочных продуктах, в том числе в кисломолочных), а также снизить потребление жирной пищи.

Существуют исследования, которые показывают, что употребление молочных продуктов может помочь снизить риск развития артериальной гипертонии, ишемической болезни сердца, атеросклероза, инфаркта миокарда и других сердечно-сосудистых заболеваний.

В среднем в пищевой рацион должны быть включены:

  • Нежирные сорта рыбы не реже двух раз в неделю300-400 г овощей и фруктов в сутки0,5 л кисломолочной продукцииКоличество блюд из красного мяса необходимо уменьшить до одного раза в неделю
  • Нежелательно употребление сладких газированных напитков, пакетированных соков, хлебобулочных изделий, сладостей, копчёностей и солёностей, чипсов жареных продуктов и блюд во фритюре. Рекомендуется отдавать предпочтения варёной, тушёной, запеченной пище. Коррекция питания способствует снижению артериального давления и позволяет нивелировать один из факторов риска7,8,11. 
  • С повышенным артериальным давлением связывают еще один важный фактор риска. Это чрезмерное потребление поваренной соли (NaCl), которая состоит из ионов натрия и хлора. Эти микроэлементы играют существенную роль в функционировании человеческого организма, но их избыток может оказать негативное влияние на сердечно-сосудистую систему, почки и др. Сокращение употребления соли до 5 — 5,5 г в сутки способствует снижению давления на 1 — 2 мм рт. ст. у здоровых людей, и на 4 — 5 мм рт. ст. у людей, страдающих артериальной гипертонией7-10. Подобные изменения связывают с изменением соотношения ионов калия и натрия в пользу последнего. 

Рациональные физические нагрузки

Физические нагрузки в качестве средства профилактики артериальной гипертонии преследуют несколько целей:

  1. Способствует снижению общей массы тела и поддержанию ее в норме. Известно, что снижение массы тела у людей с высоким ИМТ (индексом массы тела) достоверно приводит к снижению артериального давления.

  2. Под влиянием нагрузок умеренной интенсивности улучшается работоспособность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
  3. Для достижения этих целей физическая нагрузка должна быть регулярной, дозированной, посильной, желательно проводить ее на свежем воздухе. Совсем не обязательно, чтобы занятия физической культурой или гимнастикой были изнуряющими. Прогулки, ходьба быстрым шагом (начиная с 10 — 15 минут, увеличивая до 40 — 60 минут в день), бег трусцой, плавание, езда на велосипеде, активные игры с аэробной нагрузкой, например, волейбол или бадминтон помогут снизить вес и приятно провести время.

В холодное время года возможен бег на лыжах, плавание или занятия в спортивном зале, например, йога или любое другое направление оздоровительной гимнастики. В среднем, рекомендуются нормы нагрузки продолжительностью не менее 30 минут в течение 5 — 7 дней в неделю.

При начальных стадиях артериальной гипертонии за дополнительной консультацией по видам и объему физической нагрузки стоит обратиться к лечащему врачу или врачу-реабилитологу. Он подберет упражнения в зависимости от выраженности симптомов заболевания.

Вредные привычки

Для предупреждения развития артериальной гипертонии важно общее изменение образа жизни, в том числе и отказ от вредных привычек, в частности курения и злоупотребления алкоголем. Курение вызывает острое повышение давления, которое сохраняется в течение 15 минут. Повышается и общий риск для всей сердечно-сосудистой системы. Врачи рекомендуют полностью отказаться от курения. Употребление алкоголя в сутки не должно превышать 30 граммов у мужчин и 20 граммов у женщин.

Растительные средства

Растительные средства могут иметь выраженные гипотензивные свойства, хотя не всегда эффективность и безопасность веществ, содержащихся в растениях, доказана серьёзными клиническими испытаниями. В любом случае применение отваров, настоев и других форм лекарственных растений лучше обсудить с лечащим врачом.Как правило, в фитотерапию для снижения артериального давления входят растения, обладающие мочегонным, сосудорасширяющим, успокаивающим действием. К ним относятся: боярышник, валериана, брусника, калина, черноплодная рябина, мелисса, пион, череда. Доказано, что благотворное действие на сосуды и кровообращение оказывает и зеленый чай, в день можно употреблять до 5 — 6 чашек, но только после консультации с лечащим врачом.

Физиотерапевтические методы

Физиотерапия — это один из методов профилактики гипертонической болезни, который может назначаться только врачом.

Массаж воротниковой зоны является одним из наиболее часто применяемых физиотерапевтических методов. Его действие основано на кратковременном улучшении местного кровообращения. Для этого массажными движениями разминаются мышцы шеи, плеч, грудной клетки, иногда — зоны лопаток. После массажа рекомендуется покой в течение 20 — 30 минут. Проводить процедуру может только специалист с соответствующим образованием.

Популярны и водные процедуры. Вода оказывает общеукрепляющее действие на организм, помогает снизить тревогу и стресс, расслабиться. Для профилактики артериальной гипертонии могут использоваться контрастный душ, солевые ванны, ванны с успокаивающими травами (лаванда), обливания тёплой водой — как местные, направленные на воротниковую зону, так и общие.

Контроль и поддержание адекватного уровня артериального давления очень важны для хорошего самочувствия и сохранения высокого качества жизни. Для этого нужно следить за питанием, не пренебрегать физической нагрузкой и прогулками на свежем воздухе, стараться избегать стрессовых ситуаций. 

Оригинал статьи: https://helpheart.ru/arterialnoe-davlenie/lechenie/profilaktika/

Источник

Ольга Дитянцева
Конспект занятия «Чистые руки — залог здоровья»

Цель: совершенствовать культурно – гигиенические навыки.

Задачи:

1. познакомить детей со свойствами мыла, закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни;

2.познакомить с материалом на тему: «Микробы, какие они?»

3. подвести детей к понятию, что “Чистота – залог здоровья”;

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, безопасность, познавательная, физическая культура.

Необходимые материалы: различные виды мыла, таз с водой, карточки для игры «Как микробы попадают в организм человека?», мольберт.

Ход мероприятия

1. Воспитатель приносит в группу контейнер с различными видами мыла (жидкое в бутылочке, туалетное, гелеобразное и т. д.) Расставляет его на столе, тем самым привлекает внимание детей.

Воспитатель: Ускользает как живое,

Но не выпущу его я,

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.

— Что это такое? (ответы детей)

— Посмотрите, как много различного мыла у меня на столе!

— Как его здесь много, на всех хватит. Возьмите в рукипо кусочку и скажите: какое мыло, что можно о нём сказать? (ответы детей)

Воспитатель предлагает детям посмотреть, потрогать, понюхать, обследовать образцы.

(процесс обследования)

2.Воспитатель вместе с детьми проводит опыт:

— В таз с чистой водой насыпать стружки мыла, понаблюдать, как постепенно мыло растворяется в воде, а при взбалтывании пенится.

— Мыло имеет цвет, запах, форму, твердое, если мы его не намочили, сырое — скользкое, мыло – гладкое. Любое мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.

– Какое мыло нравится вам? Почему именно это мыло вам понравилось?

(ответы детей)

– А для чего нужно мыло? Разве нельзя вымыть руки и лицо обыкновенной водой.

(рассуждения детей)

–Правильно:

1. мыло отмывает грязь,

2. уничтожает микробы

3. уничтожает неприятные запахи

3. Презентацию «МИКРОБЫ»

-Скажите мне, ребята, вы знаете, какие бывают микробы? Хотите посмотреть на них?

Воспитатель вместе с детьми просматривает на компьютере

4. Сегодня я предлагаю сделать схему для занятия «Как заболевает человек?»

(Дети вместе с воспитателем подходят к столу и приклеивают тёмные кружки на силуэт человека.

Силуэт без кружков внутри – это здоровый человек, силуэт с кружками – это больной человек)

— Посмотрите, как много микробов на этой схеме, все эти микробы попали в организм человека из окружающей среды.

— Дети, у меня на столах подобраны картинки о том, как микробы могут пробраться, проникнуть в организм человека. Пройдите, посмотрите, может кто – то из вас, ещё сможет подсказать нам, как микробы попадают в организм человека.

(дети ходят с воспитателем между столами)

Картинки:

1. Немытые овощи и фрукты.

2. Девочка, гладящая бродячую кошку.

3. Малыш, играющий в песочнице.

4. Чихающий человек.

5. Мальчик, поранивший руку.

6. Ребёнок, сосущий палец.

(во время просмотра воспитатель выслушивает высказывания детей, поясняет смысл картинок)

— Молодцы, вы назвали все пути попадания болезнетворных микробов в наш организм.

5. Физминутка «Вымой руки правельно»

— Давайте сейчас каждый возьмёт мыло из коробки, и мы пройдём в умывальную комнату.

(каждый берёт понравившийся ему вид мыла, все проходят в умывальную комнату и встают около умывальников, где висит алгоритм правильного мытья рук.)

— Кто сегодня сможет нам рассказать, как правильно нужно мыть руки?

(рассказ ребёнка)

(воспитатель предлагает вымыть руки тщательно. Во время мытья рук, воспитатель индивидуально говорит о том, что необходимо не забывать о последовательности, не спешить, дружелюбно относиться друг к другу)

По окончанию процесса:

— Мыло работало на совесть,

Драило, чистило, намывало,

Тёрло, скоблило и протирало.

Всех микробов оно убивало.

Чистота — всего полезней

Защищает от болезней.

— Давайте пройдём в группу и рассмотрим чистые руки.

6. Беседа

— Понюхайте свои руки, они пахнут чистотой.

(Ответы детей. Подвести детей к пониманию того, что чистота – всего полезней, защищает от болезней! Учить рассуждать, самостоятельно делать вывод)

-Для чего нужно мыть руки?

-Чем мыть руки?

-Яжелаювам,ребята,

Быть здоровыми всегда.

Но добиться результата

Невозможно без труда.

Постарайтесь не лениться –

Каждый раз перед едой,

Прежде чем за стол садиться,

РукиТЧАТЕЛЬНОпомой.

— Я открыла вам секреты,

как здоровье сохранить,

Выполняйте все советы,

И легко вам будет жить!

7. Итог занятия

— Сегодня в подарок нашей группе вот такая красивая коробка. Давайте посмотрим, что в ней лежит?

(в коробку можно положить мыльные пузыри, или туалетное мыло в виде животных, или влажные бактерицидные салфетки.На коробке может быть надпись: «Предметы для чистых ручек», могут быть написаны поговорки о чистоте)

МОЖНО УСТРОИТЬ ШОУ — ПРАЗДНИК МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ.

Источник

Источник