Что делать чтобы не страдать от болезней

Что делать чтобы не страдать от болезней thumbnail

Знаменитый психоаналитик: как перестать болеть и настроить своё тело на здоровьеПолезные советы

Некоторые заболевания поддаются лечению даже без вмешательства докторов!

Психологи утверждают, в наших силах избавиться от большинства болезней и стать абсолютно здоровым.

Существует некая стратегия, следуя которой вы сможете настроить своё тело на здоровье и запустить цепочку исцеления от целого ряда недугов, которые портят вам жизнь.

Читайте также: 15 признаков того, что вы непривлекательны, но даже не осознаете это

Психолог и автор книг о том, как стать здоровым, победив собственные страхи, Тони Бернхард (Toni Bernhard) говорит о 10 важных шагах, благодаря которым можно полностью исцелиться от болезней, а также настроить свой организм на здоровье:


Как избавиться от болезней

1. Начните с признания того, как вы себя чувствуете на самом деле.

Отрицая само чувство болезни, вы не способствуете тому, что это ощущение вас покинет. Оно будет продолжать присутствовать в вашей жизни.

Ведь фактически, любое отрицание может только усилить чувство. Быть хронически больным очень сложно, поэтому начните с признания ваших собственных ощущений, признания того, что проблемы существуют.

И приготовьтесь к тому, что иногда вы будете ощущать усталость от состояния болезни.

2. Развивайте чувство сострадания и заботы к самому себе.

Чувство сострадания к самому себе очень важно, так как оно оберегает нас от того, чтобы обвинять себя во всех смертных грехах.

Навязанное самому себе чувство вины не спасает нас от депрессии и болезней, а лишь усугубляет их и заставляет чувствовать себя только хуже.

У вас есть хронические болезни, и это факт вашей жизни, который нужно просто осознать. Это не ваша вина, а просто данность, которую необходимо принять.

Каждый из нас живете в телесной оболочке, которая подвержена болезням, недугам и травмам. Вы не должны ощущать вину за то, что больны.

Вполне логично, что время от времени вы можете испытывать усталость из-за того, что постоянно болеете. Однако не стоит привязывать к этому чувству еще и разрушающее чувство вины.

Как избавиться от страха болезней

3. Если вы чувствуете потребность в слезах, плачьте.

Плач может быть полезным и очищающим душу и тело.

Иногда бывает очень непросто справиться с неожиданным поворотом в жизни, и мы можем сорваться. Однако, не стоит этого стыдиться, ровно как не стоит стыдиться собственных слез.

Иногда выплакаться это просто полезно, если не необходимо.

Просто не позволяйте плачу становиться питательной средой для бесполезных мыслей, таких как «Почему я?» «За что мне это дано?» и тому подобных мыслей.

Воспринимайте плач, как очищение души и тела.

4. Оцените свое поведение.

Вы можете ощущать себя больным, даже если будете заботиться о себе.

А в некоторых других ситуациях это неприятное чувство может прослеживаться, напротив, из-за недостатка хорошего ухода и внимания с вашей стороны по отношению к самому себе.

В этом случае человек начинает бороться со своими болезнями, всячески истязая свою энергетическую оболочку: нагружая себя работой, не получая достаточного отдыха или сна. В этом случае вы рискуете лишь нанести вред собственному здоровью, как физическому, так и моральному.

Поэтому, когда у вас возникает больное чувство усталости и изнеможения, остановитесь и оцените, что вы делаете не так. Возможно, стоит изменить намеченный курс и пойти по совершенно другому пути.

5. Общайтесь с теми, кто не будет напоминать вам о вашем плохом самочувствии, но будет подбадривать и поддерживать.

Немаловажную роль в победе над своими болезнями играет окружение человека. Когда человек подвержен болезням, очень важна поддержка его близких и друзей.

Если вам надоело быть больным, пересмотрите свое окружение. Вам просто нужно, чтобы кто-то вас подбадривал, говоря: «Мне жаль, что сейчас в твоей жизни всё так сложно» или «Это нормально, что вы так себя чувствуете». Подобные комментарии воспринимаются как поддержка, ведь, по сути, они показывают, что ваш собеседник, действительно, заинтересован в том, как вы себя чувствуете.

А что же делать, если у вас нет такого человека в вашей жизни? Тогда станьте таким человеком вы сами!

Для чего? Да хотя бы потому, что вы, действительно, заинтересованы в том, как вы себя чувствуете и ощущаете в данный период жизни!

Любите и жалейте самого себя, успокаивая фразами: «Я знаю, что это тяжело, и мне очень жаль, что у вас сейчас не самый легкий период в жизни».

6. Помните об универсальном законе непостоянства.

Всё течет, все меняется. (Гераклит)

Ничто не остается неизменным и постоянным, включая ваше настроение и физические симптомы болезней.

Напоминайте себе, что даже если в определенный момент вам плохо, рано или поздно это изменится, и вы пойдете на поправку, симптомы болезни обязательно пройдут, вам непременно станет легче.

Всё это часть взлетов и падений любой хронической болезни. Это закономерность нашей жизни, её нужно принять и пережить.

Также меняются и настроения, а это значит, что даже если вы чувствуете себя совершенно несчастным сегодня, завтра ваше настроение может измениться, и вы почувствуете себя самым счастливым человеком в мире.

Итак, будьте терпеливы и ждите перемен — как физических, так и эмоциональных. Они обязательно случатся, главное-вера и терпение.

7. Всегда находите что-то приятное, вне зависимости от времени, погоды или состояния.

Всегда ищите что-то приятное и позитивное, в каком бы вы состоянии ни пребывали. Это может привести к тому, что вы будете меньше сосредоточены на своем сложном эмоциональном состоянии.

Это приятное может выражаться в какой-нибудь мелочи, на которую раньше вы даже и не обращали внимания. Например, в вашей спальне есть окно с потрясающим видом на внутренний дворик.

Возможно, стоит чаще выглядывать из этого окна? Ведь рядом, прямо у себя под носом иногда можно обнаружить что-то приятное, будь то птица, шум ветра или интересный разрез листа дерева.

Если вы не можете найти что-то приятное вокруг, создайте это приятное. Посмотрите смешной фильм, послушайте любимую музыку, вырежьте красивую аппликацию или просто обнимите своего домашнего питомца.

Делая что-то приятное для самого себя, вы облегчаете свои эмоциональные страдания, и в скором времени ощутите полное исцеление.

8. Перемещайтесь в другие места.

Каждый из нас наслышан о той пользе, которую приносят нам путешествия. Нахождение долго на одном и том же месте не способствует улучшению нашего душевного и физического состояния.

Даже если у вас нет возможности путешествовать, старайтесь просто много двигаться. Например, если вы живете в городе на этажах, ищите возможность как можно больше бывать на свежем воздухе.

Совершенно не лишними станут прогулки в ближайшем парке, пешие прогулки у озера или же просто ходьба вокруг дома.

Движение имеет огромное значение. Оно позволяет избежать застоя во многих жизненных аспектах. Поверьте, даже простое перемещение из спальни в гостиную может принести существенную пользу.

Ну и, конечно же, чем чаще вы будете выходить на улицу и бывать на природе, тем больше изменений в лучшую сторону вы сможете ощутить в своем самочувствии. Свежий воздух и новые места заставляют вас все реже и реже думать о своих болезнях.

Природа обладает удивительной способностью исцелять и излечивать тело и души от любых недугов.

9. Составьте список всего того, что вас радует.

Возможно, вначале вы не сможете ничего придумать, но все же постарайтесь перечислить как минимум 5 вещей, делающих вас счастливыми, какими бы тривиальными они не казались на первый взгляд.

Это может быть что угодно: признательность за тишину или возможность побыть одной вдали от шума и суеты, любимый вид спорта.

Постарайтесь реализовать хотя бы несколько вещей из этого списка во благо себя любимого. Пусть это будет список эгоиста!

Читайте также:  Причины осипшего голоса у взрослого после болезни

Его все равно никто кроме вас не увидит, а пользу он принесет ощутимую.

Так называемый список желаний облегчит боль от усталости и хронических болезней, ведь он, по сути, доказывает, что у вас еще есть силы и потребности на свои мечты и желания.

10. Напоминайте самому себе, что это «всего лишь один день».

И наконец, последнее: всегда помните о том, что это всего лишь один неудачный день. Любая даже самая черная полоса имеет свойство заканчиваться.

А это значит, что завтра все будет по- другому!

Если вы чувствуете себя больным и разбитым и прогибаетесь под тяжестью своих недугов, просто знайте, что это всего лишь сложный период в вашей жизни, который непременно закончится, и на смену грозовым тучам придет солнце и радуга.

Источник

Часто ли мы чувствуем себя «жертвой»? Часто ли мы ощущаем себя несправедливо обиженными, невинно страдающими?

(Отрывок из книги «Убить иллюзии. Универсальные правила»)

Первое правило, которое позволит нам вырваться из плена иллюзии страдания, за­ключено в простом на первый взгляд вопросе — «Зачем?» Однако, прежде чем мы перейдем к самому правилу, нам необходимо осветить два следующих момента.

Во-первых, обычно, когда нам задают вопрос, зачем мы занимаемся той или иной деятельностью, мы отвечаем на него так, словно это вопрос о причине, тогда как на самом деле это вопрос о смысле. Например, нас спрашивают: «Зачем ты расстраиваешься?» Мы отвечаем: «Я расстраиваюсь, потому что меня обманули!» Это неправильный ответ. Он был бы правильным, если бы нас спросили: «Почему ты расстраиваешься?» Однако, если нас спрашивают не «Почему?», а «Зачем?», отвечать нужно, указывая не причину, вызвавшую это действие, а смысл действия. То есть мы должны ответить, какой в этом нашем поступке смысл, зачем мы его совершаем, какова его цель.

Во-вторых, когда мы совершаем то или иное действие, мы автоматически — сознательно или подсознательно — рассматриваем это действие как имеющее некий смысл. Мы не будем совершать какое-либо действие, если в нас нет уверенности, что оно имеет хоть какой-то смысл. Например, мы не будем «просто так» выкапывать в земле метровую яму, а потом закапывать ее обратно. Если у этого действия есть какая-то цель, то мы, конечно, эту яму выкопаем, однако если цели в этом мероприятии нет, то пусть и не надеются! То есть осознаем мы это или нет, но, совершая какое-то действие, мы, по крайней мере подспудно, предполагаем некий смысл в том, что делаем.

Теперь, когда эти два нюанса проблемы освещены, переходим к сути вопроса. Страдание — это некий акт, т. е. грубо говоря, действие. Если мы страдаем, то, верно, осо­з­нанно или неосознанно, полагаем, что в этом действии есть какой-то смысл. Почему мы полагаем, что страдание имеет смысл? Как нам уже известно, страдание помогало нам в нашем детстве для получения каких-то благ. Иногда подобная тактика оказывалась эффективной и во взро­слой жизни. Однако в большей части случаев мы страдаем без всякого эффекта, т. е., кроме собственных слез и переживаний, ничего путного из этого действия не выходит.

Но, как уже было сказано, мы готовы на то или иное действие только в том случае, если полагаем, что это имеет какой-то смысл. Теперь нам остается только разобраться в том, имеет ли наше страдание какой-либо смысл (т. е. есть ли от него прок) или нет. Если мы сможем уяснить для себя, что это действие бессмысленно и, кроме убытков, ничем нас порадовать не может, мы, в буквальном смы­сле этого слова, «технически» не сможем стра­дать (испытывать страдание). Таким образом, для того чтобы избавиться от этой иллюзии — иллюзии страдания, — нам необходимо просто задать себе следующий вопрос: «Зачем я страдаю?»

Разумеется, когда вы задаете себе этот вопрос, вы должны отвечать на него честно и точно. Если в вашем страдании есть какой-то смысл, если оно преследует определенную цель и может дать желаемые резуль­таты, а вы согласны за эти результаты платить такую цену, то, пожалуйста, страдайте столь­ко, сколько посчитаете нужным.

Однако же, если, отвечая себе на этот во­прос, вы обнаруживаете, что в вашем страдании нет никакого смысла, что оно ничего вам не дает, что оно бессмысленно, вы просто технически не сможете страдать. Само это действие — страдание — покажется вам абсурдным и пустым занятием, вам просто расхочется страдать. А это, как мы с вами уже знаем, самое важное: если ты не хочешь страдать и не веришь своему страданию, эта иллюзия — иллюзия страдания — теряет над тобой всякую власть.

В народе говорят: «Слезами горю не поможешь», и мы готовы с этим согласиться. Но если, несмотря на это свое формальное согласие, мы продолжаем страдать, значит, где-то глубоко внутри самих себя мы все еще верим в то, что это наше страдание может иметь какой-то смысл. История возникновения в нас этой веры понятна, впрочем, теперь это только история. Теперь нам страдание не нужно, от него нет никакого проку, оно бессмысленно. Кроме издержек и убытков — никаких дивидендов! Осознавая бессмысленность страдания, мы перестаем страдать, веря в то, что оно имеем смысл, мы страдаем. Что ж, у нас всегда есть выбор, который можно и нужно совершить, задав себе простой вопрос: «Зачем я страдаю?»

(Отрывок из книги «Убить иллюзии. Универсальные правила»)

Источник

Все мы, увы, болеем. И для многих из нас боль – серьезное испытание и нашего терпения, и нашего душевного, а подчас и духовного устроения. Но примеры из жизни праведников убеждают: даже неизлечимые и тяжелые болезни если не побеждаются правильным к ним отношением, то перестают определять собой течение жизни. Так как по-христиански относиться к болезни и боли? И что такое собственно болезнь? И без чего ее не преодолеть и не усмирить? С этими вопросами мы приехали к протоиерею Валериану Кречетову.

– Отец Валериан, здравствуйте. Спасибо за возможность встретиться с вами, задать вам вопросы. Тема, которую мы хотели бы сегодня с вами обсудить, – болезни и их преодоление. И первый вопрос: что такое болезнь с духовной точки зрения?

– Болезнь – это следствие греха. В раю болезней не было. Преподобный Евфросин (есть среди святых такой повар) своему игумену, который желал узнать, есть ли кто из них спасшийся, и увидел в раю его, дал три райских яблока, и игумен, придя в себя, эти яблоки разделил и раздал всем братиям, и все, кто болел, стали здоровыми. Это один из примеров того, что в раю болезней не было. Болезнь появилась после грехопадения человека. И, собственно говоря, и следствие-то греха – это болезнь. Вот пример проще некуда: человек курит (это сейчас очень распространенное явление), и у него начинается туберкулез или даже рак горла, рак легких, закупорка сосудов… Человек пьянствует – цирроз печени, помутнение сознания, а в пьяном сознании и увечья всевозможные. Такие довольно наглядные примеры явных результатов греха.

Всё, что происходит в мире, имеет некую причинную связь. И то выражение, которое люди часто употребляют: «Что посеешь, то и пожнешь», – в первую очередь относится к болезни.

Правда, конечно, можно возразить на это: а когда дети рождаются больными, они что греховного сделали? Но часто бывает, что грех сделали их родители.

– И дети отвечают за грехи родителей?

Читайте также:  Болгарский перец при болезни поджелудочной железы

– Да. Дети отвечают за грехи родителей.

Почему-то у нас считают так: когда по наследству получают что-то доброе или само наследство какое-то, то это естественно. Увы, было бы несправедливо, если бы только одно хорошее, а плохого бы не было. К несчастью, получают и другое.

Есть в Библии пример страшный. Когда Адам и Ева согрешили, были даже в некотором ропоте на Бога и Господь изгнал их из рая, у них появился сын Каин. Когда они уже раскаялись, стали сокрушаться, родился Авель – первый мученик. Эти примеры говорят о том, что есть прямая связь между духовным и физическим состоянием человека. А болезнь ведь бывает и телесная, и душевная тоже.

Больше того, есть даже такое мнение, что страдает часто тот орган, который связан с каким-то грехом. От чревоугодия, например, пищеварение страдает, от раздражительности, от резкости сердце страдает… Откуда инфаркты? – Раздраженный человек. От всевозможных мыслей – или помрачение сознания, или же инсульты…

– Батюшка, но инфаркты бывают и от того, что человек долго в себе какой-то негатив вынашивает, например если случился конфликт с близкими людьми. Не высказывает, допустим, обиды, а носит их в себе, переживает…

– И так бывает, да. Всё дело в том, что следствия греха бывают разного характера. Как мы уже заметили, бывает, что сам человек пожинает следствия своего греха, а случается и так, что он получает эти последствия от родителей. А бывает, что он соприкасается с грехом другого человека и часть последствий греха несет на себе.

– А в каких случаях так бывает?

– Известен всем старец Паисий. Он молился за всех. А когда молимся за другого, то часть его болезней берем на себя. Так отец Паисий даже предлагал взять эти болезни. Он об этом говорил. А иногда люди не говорят этого, но это происходит. Это зависит от того, насколько они искренне стараются человеку помочь. Когда молятся за других – это дело святое, очень хорошее. Но нужно иметь в виду, что часть того бремени, облегчить которое у другого мы просим, на нас ляжет. Господь все грехи на Себя принял, а мы только малую часть того, что нам следовало бы потерпеть за грехи, принимаем – в болезнях, в скорбях.

Связь греха и болезни прямо указана в Евангелии

Сказано: «Не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал нам есть» (Пс. 102: 10). А связь греха и болезни прямо указана в Евангелии. Приносят Спасителю расслабленного… А расслабленность – это инсульт. Что Господь говорит? «Прощаются тебе грехи твои», а потом: «Встань и ходи». Когда ему стали говорить: «Как это – грехи прощаешь? Кто ты?» Он ответил: «Чтобы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (ср.: Мк. 2: 5–11). Поэтому Он и сказал так. Но еще и чтобы знали, что болезнь и грех между собой связаны.

Другой пример – расслабленный при Овчей купели, которого исцелил Спаситель (см.: Ин. 5: 1–14). А потом сказал ему: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».

Более того. Вспомним, когда приводят ко Христу бесноватого отрока, у которого была тяжелая болезнь (см.: Мк. 9: 14–31). Господь говорит: «А когда это с ним случилось?» – «С детства». А есть объяснение, что такое случается за неверие, потому Господь и сказал: «Он же ребенок еще. Чего же он беснуется?» – «Ты уж помоги, если возможно». – «Всё возможно верующим». – «Верую, Господи. Помоги моему неверию».

Инфекция, боли телесные, температура… – это проявления болезни. Но причина-то глубже

Он не верил. Беда вся в том, что у нас как раз эту сторону болезни по большей части забывают. Начинают лечить-лечить-лечить, но болезнь – даже физическая болезнь – по своему происхождению имеет истоки, корни духовные. Инфекция, боли телесные – физическое ощущение боли, чувственное – или же температура, еще какие-то явления – это проявления болезни. Но причина-то глубже. Господь выбирает первую причину – духовную. А дальше идет другая причина – телесная, но тоже основная. А у нас убирают симптомы, то есть затыкают рот болезни, чтобы она не кричала, что человек не в порядке, сбивают температуру, но это не есть лечение. Повторю: болезнь напрямую связана с грехом.

В.М. Максимов. Больной муж. 1881 г. В.М. Максимов. Больной муж. 1881 г.

– Батюшка, когда человек заболевает, особенно если болезнь серьезная, он начинает как-то и в чем-то себя ограничивать. К вам приходит очень много людей. Не могли бы вы рассказать какую-нибудь историю о том, как болезнь меняет людей? И вообще как себя надо к болезни готовить?

– Во-первых, люди, пришедшие в храм, потому что у них серьезное заболевание, обращаясь к Богу, таким образом поворачиваются к духовной стороне жизни. С этого, собственно, и начинаешь обычно беседу с ними. Спрашиваешь: «А вы в церковь-то ходите? Исповедуетесь, причащаетесь? А вы семейный? А венчаный живете?..» Это важно, какой род жизни ведет человек.

И начинается постепенно исправление жизни. Человек начинает чаще ходить в храм, причащаться. И очищается с Божией помощью от греха и начинает выздоравливать. Больше того, есть прекрасное изречение одного врача, еще дореволюционного, который на вопрос: «В чем заключается здоровье человека?» – ответил: «В спокойствии духовном и телесном».

А выздоравливание… Тут вопрос непростой. Ну, конечно, дело и в искусстве врача, в лекарствах, в иммунитете, в операционном вмешательстве или сопротивляемости организма… Но самое главное – в духе.

Вот потому часто уже списанные с точки зрения медицины и безнадежные больные начинали выздоравливать и полностью выздоравливали.

Люди, начинающие вести жизнь христианскую, начинают и выздоравливать

Это уже, конечно, психиатрия, душа. Напрямую все связано с душой. Я знавал Дмитрия Евгеньевича Мелехова, профессор психиатрии, беседовал с ним, и он мне сказал интересную вещь: «Все люди, которые приступают к Таинствам Церкви, начинают вести жизнь христианскую, они начинают и выздоравливать и полностью выздоравливают. Это я свидетельствую как врач».

Это точка зрения специалиста, авторитета. У него много учеников, сейчас уже состарившихся, которым по 90 с лишним лет.

В болезни две стороны – душевная и телесная, и четкую грань провести между телом и душой невозможно, вот так прямо, резко. Да обычно так и не ставят вопрос, потому что болезнь часто связана с состоянием души. Я говорю сейчас о восприятии болезни. И вот человек все думает и думает о ней, что-то пытается сделать… И слишком много уделяет внимания этой стороне, забывая о том, что если что-то послано, значит, какой-то смысл в этом есть.

Есть замечательные слова у святителя Николая (Велимировича). Он описывает тяжелейшее состояние князя Лазаря, израненного, истекающего кровью… Изможденное тело. Это в книге «Царев завет». «Обескровленное, изможденное тело князя держалось жизнью совершенно живой души, ибо, как обычно бывает, тело наиболее служит душе тогда, когда душа о нем особо-то не помышляет». Вот какая связь.

«У кого чего болит, тот о том и говорит». А меньше нужно говорить. Пример князя Лазаря – высокий, а есть более простой и довольно такой земной. Люди, когда лечатся, таблетки глотают. Воздействие таблеток – очень сложная вещь. И вообще о современных лекарствах сложно говорить. Насколько они там лечат, насколько калечат – есть тоже такое выражение. Так вот, проводился эксперимент – думаю, многим о нем известно. Две группы больных, одним давали пустышки-конфетки, другим таблетки. И поскольку первые были уверены, что их лечат, эффект от приема этих «препаратов» в обеих группах был примерно одинаковый. Так что все зависит от настроя мысленного, от доброго или злого духа. Это очень важно, понимаете. Человек падает духом – организм перестает бороться. А медицина только может помочь. Больше того, даже сама медицина говорит: не навреди – есть такой медицинский принцип. А что уж о помощи говорить, если сам организм не борется. Это как и в духовной жизни, где за человека ничего не сделать. Он должен сам что-то делать. А помочь ему можно. Так и когда организм страждет.

Отец Иоанн (Крестьянкин) писал: «Надо углубить свою духовную жизнь, чтобы ее горение отвлекло жизненную энергию от телесной боли»

Скажут: вот батюшка говорит-говорит, а у меня болит! Ну и что, что болит. Поболит-поболит и перестанет когда-нибудь. А когда? Нужно ждать. Болезнь – это ожидание, а не «когда то?» да «когда это?» Есть замечательное слово отца Иоанна (Крестьянкина): «Если человеку дана телесная болезнь, то он должен сделать всё, чтобы исправить ошибки и устранить или облегчить боль, сколько можно. В то же время надо углубить свою духовную жизнь, чтобы ее горение отвлекло жизненную энергию от телесной боли. Надо уметь не прислушиваться к своей боли, не думать всё время о ней, а противопоставлять ей духовную сосредоточенность. Если кто скажет, что не имеет этого, то пусть молится, чтобы Господь дал на это силы. Молитвой лечатся и более тяжелые, мучительные, душевные страдания. Молитва – зов о помощи к Тому, Кто зовет к Себе через страдания».

Читайте также:  От какой болезни умер олег яковлев

Вот это важно – «научиться не прислушиваться к боли». Об этом говорил и святитель Николай (Велимирович). А это бывает с человеком и невольно.

– А как научиться не прислушиваться к своей боли?

– Бывает и невольное – шоковое – состояние, когда внимание человека сосредоточено на том, что произошло. Автокатастрофа, авария, что-то такое. Человек занят тем, что происходит, и не замечает боли. Другой пример – война. Люди в каких условиях были! Полные лазареты больных… Условия не то, что сейчас.

Все и идет так, как человек к этому относится, насколько он внимательно и сосредоточенно следит за болью. А он себя жалеет или жалуется всем, так что самому себя станет жалко… У святителя Димитрия Ростовского есть замечательный пример – история о том, как случилась какая-то беда с одним человеком, и, когда к нему пришли и стали расспрашивать, что произошло, он ответил: «Уже все прошло. Что я буду себя мучить снова. Я не буду рассказывать, чтобы снова не начать переживать. Лучше мне что-нибудь расскажите, чтобы меня отвлекло».

Так что не надо думать о том, что болит.

Помню, однажды зуб болел – не очень приятное состояние. Так я про себя стал конструировать одну установку. Я конструктор.

– Строили в уме?

– Да. И не думал о том, что болит. И прошло.

Протоиерей Валериан Кречетов Протоиерей Валериан Кречетов

– Отец Валериан, вы вспомнили пословицу: «У кого что болит, тот о том и говорит». А я хотел бы напомнить другую: «В здоровом теле – здоровый дух». Как бы вы ее прокомментировали?

– Это как раз не совсем правильное выражение, но его часто у нас именно так употребляют. Оно принадлежит Ювеналу. Это римский мыслитель. И звучит его изречение так: «Нужно стремиться, чтобы в здоровом теле был здоровый дух». Слово «стремиться» предполагает, что в здоровом теле здорового духа часто не бывает. И это, кстати, сказано не про болезни. Потому что чаще бывает в нездоровом теле здоровый дух, и этот здоровый дух помогает переносить болезнь. Почему мы прославляем святого Пимена, других людей, претерпевших болезни? Потому что у них был здоровый дух. И этот здоровый дух и помогал им болезни переносить.

– Этим же можно объяснить, почему некоторые святые переносили очень тяжелые заболевания.

– Вот именно. И они еще более укреплялись духом. Есть такой пример: одному монаху ампутировали ногу, а он в это время вел духовную беседу. Это было тогда, когда такие операции без анестезии делали.

– И монах спокойно беседовал?!

– Ну, насколько спокойно, трудно сказать. По крайней мере, он отвлекался от боли. Еще пример того, о чем у нас с вами уже шла речь.

– Батюшка, часто болезнь подрывает у человека уверенность в себе, приводит его в отчаяние. Как быть в таких случаях?

– Вы правильно сказали: уверенность в себе. В себе уверенности не особо-то и должно быть. И мы имеем печальный пример апостола Петра, который был уверен в себе, был предупрежден, но, увы, трижды отрекся. В себе уверен!.. В себе не положено быть уверенным. Ни в себе, ни в других. Потому что человек не прочен. Всяк человек – ложь. Не потому, что он лжец, а потому, что он сам не знает, что еще наделает. Народ эту истину шутливо выразил: «Не хвались горох, что лучше бобов: намокнешь – и сам лопнешь». Ты не знаешь, что натворишь, когда в твоей жизни соответствующие обстоятельства представятся.

– Батюшка, не могу не спросить вас о поисках быстрых «решений»: люди, столкнувшись с очень серьезными болезнями, обращаются за помощью к колдунам, экстрасенсам и прочим шарлатанам. Чем это чревато?

– Во-первых, «все средства хороши для достижения цели» – это не христианский принцип. Такое вот «всё равно, каким способом, но лишь бы избавиться от чего-то» может привести к страшному результату. Есть печальный пример в истории нашей страны. Это белогвардейцы, которые пытались справиться с той властью, что взяла в свои руки бразды правления. Некоторые из них говорили так: «Хоть с диаволом, но против коммунистов». Это тот самый вариант, о котором вы спрашиваете. И ничего не получилось – потому что с диаволом. Тем более что святитель Тихон не благословил братоубийственной войны. И если «с кем попало, лишь бы только избавиться», этак можно и Родину предать. Некоторые предавали, им всё равно было, с кем идти. Это печальный пример того, что бывает, когда человек любыми способами готов избавиться от какой-то болезни или обстоятельств.

Как-то ко мне пришла девушка, у которой были проблемы сердечного характера. Спрашиваю ее: «Вы веруете?» – «Уверую, если у меня все получится», – отвечает. Так это то же самое, как некоторые продавали душу диаволу, чтобы достигнуть своей цели. И это недопустимо. Об этом очень хорошо говорил отец Иоанн (Крестьянкин).

Если болен, предпринимать что-то нужно. Что и как? Всё делать с молитвой. И с желанием, чтобы Господь указал как

А эти экстрасенсы, необычные явления, которые есть у разных людей, и образования-то не имеющих… Откуда это всё? Так-то оно так вроде бы и так… но только даст обладателю этих способностей гордыню. А пациенту, который обращается к нему, – расстройство душевное и телесное. Но, конечно, если болен, предпринимать нужно что-то. Что и как? Всё делать с молитвой. И с желанием, чтобы Господь указал как.

– Отец Валериан, благодарю вас за ваши ответы и советы. Надеемся, что эта встреча не последняя.

– Тем более что вопрос болезней сейчас особенно насущный. Сейчас, по-моему, здоровых почти нет. Все больные. И потому это та проблема, о которой необходимо думать чуть ли не с младенчества.

– Спасибо вам.

Источник