Что это за болезнь когда человек путает слова

Что это за болезнь когда человек путает слова thumbnail

Боле́знь Пи́ка — редкое, как правило, хроническое и прогрессирующее заболевание центральной нервной системы, встречающееся обычно в возрасте 50 — 60 лет и характеризующееся деструкцией и атрофией коры головного мозга преимущественно в области лобных и височных долей. Средний возраст начала заболевания — 54 года, средняя продолжительность до наступления смерти — 6 лет.

Симптомы[править | править код]

Клинически сопровождается симптомами тотального пресенильного слабоумия с распадом речи в виде нарушений логического мышления и восприятия, эмоционального уплощения, афазии и амнезии с апатией и экстрапирамидными расстройствами. Как правило, наблюдается анозогнозия.

Поведение пассивное, аспонтанное. Может наблюдаться грубость, расторможённость, сквернословие, непристойное поведение. Характерны стоячие обороты речи, стереотипная деятельность. Майер-Гросс описал «симптом граммофона»: рассказы больным на какие-либо интересующие его темы, прервать которые не представляется возможным, а спустя короткое время повторение сказанного точно в тех же выражениях и оборотах речи[3].

По клиническим симптомам сходно с болезнью Альцгеймера, но в отличие от неё болезнь Пика протекает более злокачественно, быстро приводит к распаду личности. При этом на первый план выходят именно расстройства личности и мышления, заслоняя нарушения памяти.

Патоморфология[править | править код]

При гистологическом исследовании ткани головного мозга в нейронах обнаруживаются необычные включения. Пирамидные нейроны набухшие, содержат цитоплазматические тельца Пика. Толщина серого вещества снижена, граница между серым и белым веществом размыта. Отмечается расширение желудочков (преимущественно передних рогов боковых желудочков) и субарахноидального пространства, углубление борозд полушарий.

Классификация[править | править код]

В клинической практике и в литературе встречаются синонимы болезни Пика — «синдром Пика», «атрофия Пика», «лобарный склероз», «ограниченная предстарческая атрофия мозга». Названа по имени немецкого психиатра и невропатолога Арнольда Пика (англ.)русск., описавшего её симптомы в 1892 году. Нейроморфологические изменения были описаны в 1910—1911 годах Альцгеймером, который выделил клетки и тельца Пика и указал на сочетание их с локальной мозговой атрофией в области лобных и височных долей. Поначалу болезнь рассматривали как атипичный вариант сенильного слабоумия, но позднее она была выделена в отдельную нозологическую форму[4].

По Международной классификации болезней ВОЗ десятого пересмотра относится к рубрике «G31.0 Ограниченная атрофия головного мозга», а также описывается в рубрике «F02.0х* Деменция при болезни Пика».

Лечение[править | править код]

Лечение симптоматическое, для коррекции поведенческих расстройств используются нейролептики[источник не указан 417 дней].

Примечания[править | править код]

Источники[править | править код]

  • Яхно Н. Н., Штульман Д. Р. Болезни нервной системы. В 2 томах. Руководство для врачей — 2 изд. М.: Медицина, 2007. ISBN 5-225-04029-2, ISBN 5-225-04030-6;
  • Н. Н. Иванец, Ю. Г. Тюльпин, В. В. Чирко, М. А. Кинкулькина. Психиатрия и наркология: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. — 832 с.: ил. ISBN 5-9704-0197-8;
  • Pick A. (1892) Über die Beziehungen der senilen Hirnatrophie zur Aphasie. Prager medicinische Wochenschrift Prague 17:165—167.

Ссылки[править | править код]

  • Гистологические изменения ткани мозга при болезни Пика.

Источник

Инсульт — это одна из страшнейших патологий 21 века, поражающая людей вне зависимости от их возраста или половой принадлежности. Давайте узнаем, как определить приближение приступа, чтобы своевременно обратиться за помощью.

Частые головные боли

Головные боли могут свидетельствовать о недополучении кислорода

На самом деле, этот симптом может указывать на развитие самых разных патологий. Однако чаще всего головные боли свидетельствуют о том, что сосуды головного мозга недополучают кислород, а значит — пора идти к врачу и проходить полную диагностику.

Головокружения

Головокружение свидетельствует о слабости вестибулярного аппарата

Такая потеря ориентации в пространстве говорит о слабости вестибулярного аппарата. Нередко данный тип отклонения вызывает плохая проходимость сосудов. Поэтому если часто кружится голова, срочно идите в больницу.

Повышенное давление

Гипертония — предвестник инсульта

Гипертонию считают одним из частых предвестников инсульта. Само по себе повышенное давление говорит о наличии нарушений в кровообращении. При этом происходят патологические изменения в сосудах. Если сужение сосудов происходит одновременно с формированием холестериновых бляшек, значит приступ инсульта не за горами.

Проблемы со зрением

Временная потеря зрения перекрытия оттока артериальной крови

Ещё один фактор, который должен подтолкнуть вас к посещению врача. Может наблюдаться как частичное ухудшение зрения, так и его полная потеря (на время). Данный признак возникает из-за временного перекрытия оттока артериальной крови, что уже говорит о проблемах с сосудами и о вероятном приближении приступа.

Изменение речи

Если человек не может повторить простую фразу — это повод проверить другие признаки

Признак, который часто проявляется незадолго до приступа инсульта. Человек начинает путаться в словах, плохо строит предложения, «глотает» буквы, невнятно произносит окончания слов. Наблюдаете такое — срочно вызывайте скорую.

Слабость в конечностях

Слабость в конечностях может быть признаком приближающегося инсульта

Ещё один распространённый предвестник инсульта. Сила рук или ног может частично ухудшаться или понижаться до минимума. В такой ситуации больной чувствует некое онемение, причем немеет только одна сторона (на которой находится поражённая артерия).

Расстройство памяти

Провалы в памяти свидетельствуют о серьёзных нарушениях в работе организма

Едва ли не самый серьёзный симптом приближающейся патологии. Как правило, человек начинает страдать от кратковременных провалов в памяти. Изредка больной начинает забывать факты, которые ему давно известны: собственная дата рождения, имена близких, фамилии, свой текущий род занятий.

Помните, инсульт может привести к очень серьёзным последствиям (вплоть до летального исхода). Поэтому ни в коем случае не игнорируйте указанные выше признаки. Вполне возможно, что своевременная реакция спасёт человеку жизнь. А ещё лучше не допускать развития недуга. Ведите здоровый образ жизни, чаще двигайтесь, избегайте частых стрессов, а при плохой наследственности (у кого-то в семье случался инсульт) проходите плановые осмотры у врача.

Если Вам интересна эта тема, ставьте лайк — так мы будем знать, что её стоит развивать дальше:)

Источник

проблемы с речью

Расстройства речи в современном мире встречаются довольно часто, как у взрослых, так и у детей. Для правильного функционирования речи, кроме отсутствия проблем в самом голосовом аппарате, необходима слаженная работа зрительных и слуховых анализаторов, головного мозга и других частей нервной системы.

Расстройство речи – это нарушение речевых навыков, которое может быть вызвано различными причинами. Рассмотрим самые распространенные заболевания:

Заикание

Заикание, или логоневроз — одно из отклонений, которые встречаются наиболее часто. Выражается это расстройство в периодическом повторении отдельных слогов или звуков во время разговора. Кроме этого в речи человека могут возникать судорожные паузы.

Существует несколько видов заикания:

  • Тонический вид – частые остановки в речи и растягивание слов.
  • Клонический вид – повторение слогов и звуков.

Провоцировать и усугублять заикание может стресс, эмоциональные ситуации и потрясения, например, выступления перед большим количеством людей.

Логоневроз встречается у взрослых и детей. Причинами его возникновения могут быть неврологические и генетические факторы. При своевременном диагностировании и начале лечения возможно полностью избавиться этой проблемы. Существует множество методик лечения — как медицинских (физиотерапевтические, логопедические, медикаментозные, психотерапевтические), так и методами народной медицины.

Дизартрия

Дизартрия

Заболевание, которое характеризуется смазанной речью и проблемами с артикуляцией звуков. Появляется вследствие нарушений в центральной нервной системе.

Одной из характерных особенностей этого заболевания можно назвать пониженную подвижность речевого аппарата – губ, языка, мягкого неба, что усложняет артикуляцию и происходит из-за недостаточной иннервации речевого аппарата (наличие нервных окончаний в тканях и органах, что обеспечивает связь с центральной нервной системой).

Разновидности нарушения:

  • Стертая дизартрия – не слишком явно выраженное заболевание. Человек не имеет проблем со слухом и речевым аппаратом, но имеет трудности в звукопроизношении.
  • Выраженная дизартрия – характеризуется непонятной, нечленораздельной речью, нарушениями в интонации, дыхании, голосе.
  • Анартрия – форма заболевания, при котором человек не в состоянии внятно говорить.

Это нарушение требует комплексного лечения: логопедическая коррекция, медикаментозное вмешательство, лечебная физкультура.

Дислалия

Косноязычие – заболевание, при котором человек неправильно произносит некоторые звуки, пропускает их или заменяет на другие. Это расстройство, как правило, встречается у людей с нормальным слухом и иннервацией артикуляционного аппарата. Как правило, лечение проводится логопедическим вмешательством.

Это одно из самых распространенных нарушений речевого аппарата, которое обнаруживают у около 25% детей дошкольного возраста. При своевременном диагностировании нарушение довольно успешно поддается коррекции. Дети дошкольного возраста гораздо легче воспринимают коррекцию нежели школьники.

Олигофазия

Что это за болезнь когда человек путает слова

Олигофазия

Заболевание, которое часто встречается у людей, перенесших эпилептический припадок. Характеризуется обеднением словарного запаса или упрощенным построением предложений.

Олигофазия может быть:

  • Временная – острая олигофазия, вызванная эпилептическим припадком;
  • Прогрессирующая – межприпадочная олигофазия, которая возникает при развитии эпилептического слабоумия.

Также заболевание может возникать при нарушениях в лобной доле головного мозга и некоторых психических расстройствах.

Афазия

Нарушение речи, при котором человек не может понимать чужую речь и выражать собственные мысли при помощи слов и словосочетаний. Расстройство возникает при поражении центров, отвечающих за речь, в коре головного мозга, а именно, в доминантном полушарии.

Причиной заболевания могут стать:

  • кровоизлияние в мозг;
  • абсцесс;
  • черепно-мозговая травма;
  • тромбоз сосудов мозга.

Существует несколько категорий этого нарушения:

  • Моторная афазия – человек не в состоянии произносить слова, но может издавать звуки, понимать чужую речь.
  • Сенсорная афазия – человек может говорить, но не может понимать чужую речь.
  • Семантическая афазия – речь человека не нарушена и он способен слышать, но не может понять смысловые отношения между словами.
  • Амнестическая афазия – заболевание, при котором человек забывает название предмета, но способен описать его функцию и назначение.
  • Тотальная афазия — человек не в состоянии говорить, писать, читать и понимать речь другого.

Так как афазия не является психическим нарушением, для ее лечения необходимо устранить причину заболевания.

Акатофазия

Нарушение речи, которое характеризуется заменой необходимых слов на слова, схожие по звучанию, но не подходящие по смыслу.

Шизофазия

Психиатрическое заболевание речи, которому свойственна речевая разорванность, неправильная смысловая структура речи. Человек в состоянии составлять фразы, но его речь не имеет никакого смысла, является бредом. Это расстройство наиболее характерно для больных шизофренией.

Парафазия

Речевое расстройство, при котором человек путает отдельные буквы или слова и заменяет их на неправильные.

Существует два вида нарушения:

  • Вербальное – замена слов, которые являются схожими по смыслу.
  • Литеральное – вызванные сенсорными или моторными проблемами речи.

Подобные нарушения можно считать симптомом общего речевого недоразвития.

Расстройство экспрессивной речи

Расстройство экспрессивной речи

Нарушение в развитии у детей при котором отмечаются недостатки в использовании выразительных средств речи. При этом дети способны выразить мысль и понять смысл чужой речи.

К симптомам этого нарушения также относят:

  • небольшой словарный запас;
  • грамматические ошибки – неправильное употребление склонений и падежей;
  • невысокая речевая активность.

Это нарушение может передаваться на генетическом уровне, и больше свойственно мужчинам. Диагностируется при осмотре логопеда, психолога или невролога. Для лечения, в основном, применяют психотерапевтические методы, в отдельных ситуациях назначают медикаментозное лечение.

Логоклония

Заболевание, выражающееся в периодическом повторении слогов или отдельных слов.

Провоцируют это нарушение проблемы с сокращением мышц, которые участвуют в процессе речи. Мышечные спазмы повторяются один за другим из-за отклонений в ритмике сокращений. Это заболевание может сопровождать болезнь Альцгеймера, прогрессивный паралич, энцефалит.

Большинство речевых расстройств поддаются коррекции и лечению при своевременном обнаружении. Будьте внимательны к своему здоровью и обращайтесь к специалистам, если заметили отклонения.

Лечение нарушение речи

Источник

Неврологи назвали пять признаков, которые могут предсказать развитие деменции

Неврологи назвали пять признаков, которые могут предсказать развитие деменцииФото: GLOBAL LOOK PRESS

Изменить размер текста:

«Эти признаки могут предсказать развитие деменции (слабоумия. — Ред.) и других опасных нарушений», — поясняет заместитель директора по научной работе Научного центра неврологии, профессор Маринэ Танашян. Если вы замечаете такие изменения у своих близких — как правило, людей старшего возраста, или у себя самого, то нужно как можно быстрее обратиться к врачу-неврологу и пройти необходимые обследования (см. ниже «Будь в курсе»).

1. Забывчивость.

Если человек стал забывать недавние события, алгоритмы привычных действий, правильного поведения, это тревожный звонок, предупреждает профессор Танашян. Такие признаки могут быть предвестниками когнитивных (интеллектуальных) нарушений. В частности, ухудшение памяти — как кратковременной, на события, так и алгоритмов поведения в тех или иных ситуациях, может быть результатом многоочагового сосудистого поражения мозга.

2. Появление неопрятности.

Нередко это становится следствием растерянности в привычных ситуациях. «Скажем, человек берет тарелку супа и сразу не понимает, как начать есть. Или ему нужно одеться, он начинает суетиться, теряется, путается», — приводит примеры врач.

3. Нарушения речи.

Человек начинает заговариваться, затрудняется с выбором слов.

4. Нарушения моторики, то есть двигательной активности и последовательности движений.

При развитии деменции люди начинают испытывать затруднения в первую очередь с выполнением мелких движений. Сложно застегивать пуговицы или молнию на одежде, писать ручкой и т.п.

5. Головокружения.

Речь идет о головокружениях, которые внезапно появились и не проходят.

«Причины головокружений в старшем возрасте, как и в более молодом, могут быть самыми разными, не стоит сразу думать, что это обязательно предвестники деменции, — успокаивает Маринэ Танашян. — Однако важно проявить внимание и определить причину. Это может быть гипертония, последствия сильных стрессов. Возможны и мелкие изменения в веществе мозга, в том числе в стволе мозга. Самое опасное — стволовой инсульт или нарушение кровообращения в задних отделах мозга. Но такое сосудистое нарушение, как правило, кроме головокружения сопровождается другими заметными симптомами — нарушениями речи, симметрии лица, моторики».

БУДЬ В КУРСЕ

Какие обследования нужно пройти

— Если появились описанные признаки, то нужно определить состояние вещества мозга и сосудов, питающих его, — поясняет профессор Танашян. — Получить самые достоверные на сегодня данные позволяют КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография). Также важно определить состояние сердечной деятельности. Поскольку встречаются так называемые кардиогенные нарушения мозгового кровообращения. Для такой диагностики используется кардиологическая аппаратура. В частности, Холтеровский мониторинг сердечной деятельности.

Кроме того, необходимо определить состояние основных показателей крови: уровень агрегации тромбоцитов, гликированного гемоглобина и холестерина. Все эти обследования и анализы проводятся бесплатно, если назначены врачом на приеме по полису ОМС.

ИСТОЧНИК KP.RU

Источник

Дислекси́я (от др.-греч. δυσ- — приставка, означающая нарушение, и λέξις — «речь») — избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Исторически сложилось, что в большинстве европейских стран в понятие «дислексия» включают все проблемы, связанные с письменной речью:

  1. проблемы с овладением навыком чтения;
  2. проблемы с овладением навыком письма;
  3. проблемы с грамотностью;
  4. проблемы с овладением арифметикой;
  5. проблемы, связанные с нарушением моторики и координации;
  6. проблемы с поддержанием внимания.

Российская логопедия рассматривает все эти проблемы по отдельности, не связывая их между собой, как:

  1. дислексию,
  2. дисграфию,
  3. дизорфографию,
  4. дискалькулию,
  5. диспраксию и
  6. СДВ(Г),

соответственно.

Существует ещё один вид дислексии — дислексия букв (лат. dyslexia litteris). Проявляется при наборе текста в виде нарушения последовательности рядом стоящих букв. Систематически проявление отследить невозможно: появляется только в словах, состоящих из более чем четырёх букв.

Описание[править | править код]

В настоящее время существует несколько разных определений дислексии. Одно из них предложено Международной ассоциацией дислексии.

Дислексия — специфическая неспособность к обучению, имеющая нейрологическое происхождение. Характеризуется трудностями с точным или беглым распознаванием слов и недостаточными способностями в чтении и письме. Эти затруднения связаны с неполноценностью фонологических компонентов языка. Они существуют, несмотря на сохранность других когнитивных способностей и полноценные условия обучения. Вторичные последствия могут включать проблемы с пониманием прочитанного, а плохая техника чтения стоит на пути роста словарного запаса и образования в целом.

В 2014 году совет директоров IDA исключил из определения дислексии нейрологическое происхождение. Однако в 2015 вернулся к определению, принятому в 2002 году.

В России используются два подхода к определению дислексии. Один из них — педагогический. Ему соответствует определение, приведённое в учебнике логопедии[1]: «Дислексия — это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».

Другой подход — клинико-психологический. Определение, соответствующее этой научной позиции[2]: «Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения. Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, составляющих функциональный базис навыка чтения».

Принято различать дислексию и трудности овладения чтением, вызванные другими причинами, такими, как умственная отсталость, дефекты зрения и слуха. Их называют ещё неспецифическими, или вторичными нарушениями чтения. Дислексию отличает от них стойкость и избирательность нарушений.

Термин «дислексия» обозначает сборную группу детей, имеющих трудности в разных компонентах чтения и письма. В соответствии с традициями англоамериканской клинической психологии диагноз «дислексия» подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме. В российской логопедии нарушения письма имеют самостоятельные наименования: дисграфия и дизорфография. Несмотря на то, что дислексия есть результат нейробиологических особенностей человека, она не считается психическим заболеванием.

Во многих других областях деятельности ребёнок может проявлять недюжинные способности. Он может отличаться в математике, физике, живописи или музыке.

Основные симптомы дислексии: чтение замедленное, по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.

Профилактика[править | править код]

Обязательное посещение специалиста по дислексии рекомендуется всем детям 5 лет.

Профилактический осмотр детей дошкольного возраста и учащихся 1-го класса позволяет предупредить специфические трудности в обучении, а также неврологические отклонения в поведении у детей с дислексией, такие как плаксивость, частая смена настроения, подавленность или, наоборот, возбудимость нервной системы, которая проявляется как нервозность, беспокойство, гиперактивность.

Именно профилактический осмотр позволяет предупредить эти болезненные состояния неврологического характера, более того, не допустить их проявления.

История[править | править код]

Термин введён работавшим в Штутгарте офтальмологом Рудольфом Берлином (нем. Rudolf Berlin) в 1887 году.[3] Он использовал этот термин в отношении мальчика, у которого были трудности в обучении чтению и письму, несмотря на нормальные интеллектуальные и физические способности во всех остальных областях деятельности.

В 1896 году терапевт В. Прингл Морган опубликовал в «Британском медицинском журнале» (англ. British Medical Journal) статью под названием «Врождённая словесная слепота» с описанием специфического психологического расстройства, влияющего на способность к обучаемости чтению. Статья описывала случай 14-летнего подростка, неспособного читать, но имеющего при этом нормальный для детей его возраста уровень интеллекта.

В 1925 году невропатолог Самюель Т. Ортон (англ. Samuel T. Orton) приступил к изучению этого феномена и предположил существование синдрома, не связанного с повреждением мозга, снижающего способности к чтению и письму. Ортон заметил, что проблемы с чтением при дислексии не имеют отношения к нарушению зрения. Согласно его теории, это состояние могло быть вызвано межполушарной асимметрией головного мозга. Теория оспаривалась многими учёными того времени, считавшими, что основной причиной заболевания являются всевозможные проблемы, возникающие в процессе визуального восприятия информации.

В 1949 году Клемент Лауне изучала аномалию у взрослых, страдавших дислексией с детства. Исследование показало возможность таких людей читать тексты слева направо и справа налево с одинаковой скоростью (у 10 % скорость чтения справа налево была выше). Результаты указывали на изменения поля зрения, которые приводили к восприятию слова не как единого целого, а как набора отдельных букв.

В 1970-х выдвигались теории о том, что дислексия является результатом дефектов фонологического или метафонологического развития; в последние годы эта теория пользуется на Западе наибольшей популярностью.

Причины[править | править код]

Многочисленные исследования с помощью современных методов нейровизуализации (МРТ, ПЭТ и др.) доказали, что в основе дислексии лежат нейробиологические причины. Определённые зоны мозга (задняя часть левой средней височной извилины) у таких людей функционально менее активны, чем в норме[4]. Структура мозговой ткани тоже имеет у лиц с дислексией отличия от нормы. У них обнаружены зоны пониженной плотности в задней части средней височной извилины слева[5].

Ещё в 1917 году английский исследователь Дж. Хиншелвуд обнаружил повторные случаи дислексии у родственников ребёнка с дислексией. Позже наличие семейных случаев дислексии подтверждалось многими учёными. В 1950 году Б. Халлгрен провела первое фундаментальное исследование наследственных случаев дислексии, изучая генеалогию таких лиц. Наиболее веские доказательства наследственной природы дислексии получены в близнецовых исследованиях. Было показано, что у однояйцевых близнецов частота совпадений (конкордантность) наличия дислексии значительно превышает тот же показатель у разнояйцевых близнецов (соответственно, 73 % и 47 %)[6]. Показатель наследуемости дислексии составляет 40-70 %[7]. В молекулярно-генетических исследованиях удалось обнаружить гены, ответственные за возникновение дислексии. На данный момент известно несколько генов, ассоциированных с дислексией, включая DYX1C1, DCDC2, KIAA0319, ROBO1. Мутации данных генов приводят к нарушениям нейрональной миграции в коре головного мозга. Дальнейшие исследования показали, что экспрессия некоторых из них, DYX1C1 и DCDC2, ассоциирована с цилиями. Таким образом, дислексия может быть отнесена к разряду таких генетических патологий, как цилиопатии[8][9].

Факторы, влияющие на развитие дислексии: наследственность; нарушение равновесия между полушариями мозга; явное либо латентное левшество у мальчиков. Ребёнку, страдающему дислексией, трудно одновременно использовать оба полушария головного мозга. Если ваш ребёнок испытывает трудности в чтении и письме по причине дислексии — следует обратиться за помощью к специалисту по дислексии.

Диагностика[править | править код]

Человека с дислексией (дислексика) легко опознать среди других, потому что симптомы дислексии ярко проявляются в его поведении и манере реагирования на казалось бы обычные ситуации повседневной жизни.

Симптомы дислексии

  • интеллект сохранён;
  • плохие навыки чтения;
  • чтение с ошибками, угадывающее чтение;
  • непонимание прочитанной информации;
  • трудности пересказа только что прочитанного текста;
  • трудности в написании слов, даже простых;
  • множество ошибок даже при списывании текста;
  • выраженные проблемы с почерком;
  • неспособность выполнять задание в установленный срок;
  • повышенная чувствительность нервной системы;
  • излишняя эмоциональность;
  • раздражительность;
  • импульсивность;
  • эмоциональная нестабильность;
  • нарушение координации движений;
  • неуклюжесть;
  • расстройство схемы тела;
  • затруднение в определении правой и левой стороны;
  • нарушения межполушарного взаимодействия;
  • обострённый эстетический вкус;
  • выраженное чувство справедливости.

У людей с дислексией, помимо упомянутых выше симптомов, отмечается выраженная моторная особенность — необычным образом держать в руке карандаш или ручку. Если вы отмечаете такую особенность у своего ребёнка, тогда стоит записаться на приём к специалисту по дислексии, потому что есть отставание в созревании сукцессивных двигательных функций левого полушария в возрасте до 10 лет, и в связи с этим требуется специальная терапия.

Нарушения внимания и памяти встречаются достаточно часто при дислексии, но эти проявления отчасти связаны с нарушениями межполушарных связей.

Существует много факторов, которые нужно принять во внимание специалистам при проведении диагностики этого заболевания. В ходе тестирования определяется уровень того, как ребёнок читает и сравнивается с тем, как читают дети его возраста. Это проводится при помощи когнитивного тестирования. Все показатели чтения фиксируются врачом, во время исследования делаются пометки там, где нарушено чтение. В ходе различных тестов проверяется слух и способность ребёнка к воспроизведению речи. Также определяется, как лучше ребёнок воспринимает информацию: устно (при разговоре) или тактильно (когда что-то делает своими руками). В ходе исследования также делается заключение, насколько хорошо работают все три составляющие сенсорной системы.

Ребёнок не должен чувствовать, что что-то происходит не так при выполнении теста. Он должен чувствовать себя комфортно и уверенно, поэтому некоторые исследования могут быть проведены в виде игры. До проведения тестирования ребёнку нужно выспаться и хорошо позавтракать. Если тестирование проводится в школе, то перед выполнением исследования учителю нужно поговорить с ребёнком, объяснить ему, кто придёт и зачем. Если тестирование проводится не в школе, то родителям нужно оказать поддержку ребёнку, чтобы тот чувствовал себя комфортно. Родители обязательно должны присутствовать при тестировании ребёнка специалистами.

Проблемы дислексиков[править | править код]

Психологические трудности при дислексии:

  • эмоциональная нестабильность;
  • изменчивость настроений;
  • склонность витать в облаках;
  • психологический дискомфорт;
  • трудности концентрации на одной деятельности;
  • склонность быстро терять интерес;
  • непосредственность;
  • неуверенность в себе;
  • подверженность скуке;
  • стремление уйти от действительности;
  • рассеянность и мечтательность;
  • проблемы идентификации: я кто? я какой?
  • высокий уровень тревожности;
  • страх ошибки.

Дислексией страдали и многие известные люди[en], которым, тем не менее, это нарушение не помешало в карьере.

Этноязыковой фактор[править | править код]

Научные исследования сентября 2004 года выявили этнокультурные причины развития дислексии, которые не связаны с общим интеллектом и образованием. Так американские исследователи из Национального института психического здоровья обнаружили то что, к примеру, у китайцев (ханьцев), венгров и англофонов за развитие дислексии ответственны различные участки мозга. Во всех изучаемых культурах доля дислексиков оказалась примерно одинаковой, варьируя в пределах от 2 до 10 % выборки. По итогам исследования оказалось, что проблема малограмотности китайских детей была связаны со сбоями в левой передней центральной извилине. Это различие учёные объяснили тем, что при чтении буквенных языков мозг обычно (в большей или меньшей степени) обрабатывает информацию последовательно, в то время как при чтении китайских иероглифов по большей части требуется мгновенно распознать пиктографический образ. Профессор Чарльза Перфетти из Питсбургского университета установил, что дислексия часто имеет специфическую этноязыковую подоплёку. К примеру, дислексия у англоговорящих детей чаще всего связана с нарушениями фонематического слуха, так как в английском языке для передачи звучания 62 фонем используется 1120 графем[10], а у венгерских детей дислексия обычно развивается в результате нарушениями кратковременной памяти, которая может не справляться с задачей сцепления и обработки многочисленных аффиксов, следующих за корнем слова в этом агглютинативном языке[11].

Документальные фильмы[править | править код]

  • 2014 — «Правописание!» / «Ortho!» (реж. Натали Сартио / Nathalie Sartiaux)

См. также[править | править код]

  • Психолингвистика
  • Нейролингвистика
  • Дефект речи
  • Фильм «Звёздочки на земле» (2007)

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Логопедия. Учебник для вузов / Под ред. Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской. — М.: Владос, 1999
  2. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей (3-е изд.). — СПб.: Речь, 2003
  3. ↑ Uber Dyslexie (неопр.) // Archiv fur Psychiatrie. — Т. 15. — С. 276—278.
  4. ↑ Shaywitz S. E., Shaywitz B. A., Pugh K. R. et all Functional disruption in the organization of the brain for reading in dyslexia., Procedures of the National Academy of Sciences USA, 95 (March 1998).- V.5.- N.3.- P. 2636—2641
  5. ↑ G. Silani, U. Frith, J.-F. Demonet et all Brain abnormalities underlying altered activation in dyslexia: a voxel based morphometry study // Brain, 2005.- V. 128.- P. 2453—2461
  6. ↑ DeFries, JC and M Alarcon. «Genetics of Specific Reading Disability», Mental Retardation and Developmental Disabilities Research Reviews, 1996; Vol 2, pp. 39-47
  7. ↑ J.Schumacher1, Per Hoffmann, C. Schmäl, G. Schulte-Körne, M. M. Nöthen Genetics of dyslexia: the evolving landscape//Journal of Medical Genetics .-2007.- V.44.- P.289—297
  8. ↑ Chandrasekar G, Vesterlund L, Hultenby K, Tapia-Páez I, Kere J (2013) The Zebrafish Orthologue of the Dyslexia Candidate Gene DYX1C1 Is Essential for Cilia Growth and Function. PLoS ONE 8(5): e63123
  9. ↑ Massinen S., Hokkanen M.-E., Matsson H., Tammimies K., Tapia-Páez I, et al. (2011) Increased Expression of the Dyslexia Candidate Gene DCDC2 Affects Length and Signaling of Primary Cilia in Neurons. PLoS ONE 6(6): e20580
  10. ↑ https://www.slate.fr/story/183513/anglais-francais-guerre-des-langues-bonnes-feuilles
  11. ↑ https://www.demoscope.ru/weekly/2004/0169/mir01.php

Литература[править | править код]

  • Чарльз Ньокиктьен. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 2; пер. с англ. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, М. А. Островская; под ред. Н. Н. Заваденко. — М.: Теревинф, 2010.
  • Ткаченко, Т. А. Логопедический букварь. — М.: Эксмо, 2009.

Источник