Что нельзя делать при болезни пертеса

Что нельзя делать при болезни пертеса thumbnail

Болезнь Пертеса – детский аналог асептического некроза головки бедренной кости. По данным «НМИЦ здоровья детей» Минздрава РФ, это одно из самых распространённых заболеваний тазобедренного сустава. В группе риска – дети от 3 до 14 лет, мальчики болеют чаще девочек.

Заболевание поражает бедренную кость и тазобедренный сустав. Из-за нарушения артериального кровотока, ухудшения питания костного вещества и костного мозга развивается субхондральный асептический некроз – разрушается суставный хрящ и перестраивается костная ткань сустава. Головка бедренной кости деформируется, начинает разрушаться. Чаще всего заболеванию подвергается один из тазобедренных суставов, но нередко страдают оба.

Распознаём симптомы болезни

Выявить болезнь на ранней стадии сложно. Первое время на общем состоянии ребёнка она не сказывается – ещё отсутствуют дискомфортные ощущения при нагрузках. Тревожный сигнал – жалобы ребёнка на боль в паху, бедре или колене после физической активности.

Чуть позже ребёнок начинает немного прихрамывать из-за ограниченной подвижности тазобедренного сустава. Если болезнь запустить, хромота усиливается, происходит укорачивание ножки. Ребёнку сложно отвести ногу в сторону, худеют мышцы ног, развивается гипотрофия ягодичных мышц – родители замечают, что одна ягодица меньше другой, изменена ягодичная складка. Затем наступает инвалидность.


Симптоматика и характерные проявления болезни Пертеса:

– хронический болевой синдром, проявляющийся в статическом состоянии покоя и усиливающийся при динамических нагрузках;

– мышечная слабость, локализирующаяся в области ягодичных, бедренных и пояснично-крестцовых мышц;

– ограниченная подвижность пораженного сустава;

– повышенная температура тела;

– нарушение вращательных возможностей бедра;

– изменение походки.

Евгений Волков
Заслуженный врач РФ

Проводим диагностику в медицинском центре

Ни одно диагностирование болезни Пертеса не обходится без рентгенографического исследования. Снимок делается в прямой проекции для установления стадии процесса и характера деформации – детально изучается сустав и околосуставная костная ткань. Лучше сразу сделать ещё один снимок с укладкой по Лаунштейну – в таком положении яснее видна зона головки бедра, которая испытывает наибольшие нагрузки при ходьбе.Также рекомендуется использовать УЗИ и КТ для достоверной визуализации поражённого участка.

Обычная рентгенография не всегда даёт возможности диагностировать болезнь Пертеса на начальных стадиях, поэтому лучше использовать МРТ для определения заболевания на ранней стадии. Магнитно-резонансная томография определит начальные изменения в головке бедренной кости, характерные для асептического некроза – например, отёк костного мозга.

Общие и углубленные анализы крови и мочи покажут изменение обменных процессов в кости, состояние свертывающей системы крови, жирового обмена и других параметров, важных для грамотного назначения лечения.

Евгений Волков, заслуженный врач РФ

Необходимо также провести исследования качества костной ткани – денситометрию. На данном этапе рекомендуется проводить рентгеновскую двухэнергетическую или ультразвуковую денситометрию.

Стоит перестраховаться и провести диагностику, если ребенок неудачно упал или пожаловался на боли в тазобедренных суставах после физической нагрузки. Лучше исключить опасность или определить болезнь на ранних стадиях, когда восстановление проходит довольно быстро.

Лечение: побеждаем болезнь

Болезнь Пертеса – детский вариант АНГБК, поэтому для неё используются те же методы лечения. На начальной стадии быстрый положительный результат даёт Безоперационный метод лечения.

Важная часть процесса – функциональная разгрузка суставов (ходьба на костылях). В отличие от взрослых пациентов, дети быстро учатся активно передвигаться, и их не стесняет такой метод перемещения.
Когда родители помогают ребенку приспособиться к новым условиям, поддерживают малыша и показывают: «мы вместе, мы с тобой!», адаптация к временному способу передвижения (на костылях) проходит за несколько дней.

Основное лечение проходит на дому, 50-60 минут в день. Лекарственные препараты формируют нормальный фон костеобразования. Электростимуляция акупунктурных точек через фитоаппликаторы компенсирует недостаток мышечной нагрузки на суставы – это особенно важно для равномерного роста конечностей. Массаж периферических мышц нормализует кровоснабжение сустава, а лечебные упражнения и диета способствуют процессу реабилитации.

Безоперационное лечение позволяет детям вести полноценный образ жизни, не прерывать обучение и общение со сверстниками. Лечение можно проводить амбулаторно на дому с контрольными посещениями клиники. Каждые три месяца проводится контрольное обследование и, как правило, результаты бывают весьма обнадёживающими. Исчезают боли, уменьшается хромота, восстанавливаются подвижность и форма суставов.

Евгений Волков, заслуженный врач РФ

На II, III, IV стадии болезни Безоперационный метод также эффективен, но лечение займёт больше времени.

Распознаём стадии болезни

В развитии болезни Пертеса мы выделяем 4 стадии, связанные с количественным изменением костной ткани [Симоненко В.Б., Волков Е.Е.]:

  • I стадия – ребёнок ещё не знает о своем заболевании. Зона структурных изменений составляет не более 10%.Изменения структуры кости микроскопические, выявляются не всеми методами диагностики. Развивается подхрящевой остеонекроз, поражается губчатое вещество головки бедренной кости при неизменённом хряще.
  • II стадия – возможно ощущение дискомфорта или выраженные боли в тазобедренном или коленном суставах. Зона структурных изменений составляет не более 10-30%.Происходит импрессионный перелом, при котором поверхность головки бедренной кости имеет трещины типа «треснувшей скорлупы». В зоне нагрузки трабекулы, тонкие костные пластинки, имеют трещины неправильной формы или очаги микроколлапса.
  • III стадия – при движении, нагрузке возникают боли, которые не исчезают в состоянии покоя. Зона структурных изменений составляет не более 30-50 %.Это стадия фрагментации, которая характеризуется неровностью контуров головки бедренной кости, легкой степенью коллапса, возникновением нескольких очагов уплотнения или кистозного перерождения. Межсуставное пространство сужается или расширяется.
  • IV стадия – острая боль даже в положении лёжа, сустав лишён функциональности. Происходит вывих или подвывих. Зона структурных изменений составляет 50-80%.Головка полностью разрушается. Структура трабекул растворена или уплотнена, полосы трещин неправильной формы. Внутренние или внешние края вертлужной впадины смещаются. Межсуставное пространство сужено или исчезло.
Читайте также:  Болезнь винограда антракноз и его лечение

Из практики – каждая стадия формируется 5-6 месяцев.

Изучаем причины болезни

Спровоцировать болезнь может ряд факторов:

  • Нарушение обменных процессов в организме;
  • Механические повреждения – травмы, ушибы;
  • Воспалительные процессы в тазобедренных головках;
  • Подростковые гормональные перестройки организма.

Болезнь Пертеса идиопатическая, что означает отсутствие точной единственной причины заболевания. Недугу свойственна полиприрода – множество взаимосвязанных причин. Например, врожденные нарушения в развитии поясничного отдела (спинного мозга и нервных волокон), перенесённые в раннем детстве рахит, инфекционные и аллергические болезни.

Евгений Волков, заслуженный врач РФ

Очень часто болезнь Пертеса возникает на фоне хронической перегрузки (суммирования микротравм) в сочетании с приобретённой или врождённой неполноценностью костно-суставного аппарата.

Прогнозируем результаты лечения

Болезнь Пертеса относительно быстро лечится на начальных стадиях. При раннем обнаружении заболевания – до III стадии, вероятность исцеления практически 100%. Но запущенная болезнь приводит к нарушению походки, хромоте и инвалидности.

После излечения следует некоторое время с осторожностью относится к нагрузкам на опорно-двигательный аппарат, чтобы не спровоцировать новый процесс.

Будьте внимательны к самочувствию ребёнка, и, как только заметите симптомы Болезни Пертеса, сразу же обращайтесь к врачу. Не теряйте драгоценного времени!

Больше статей в нашем блоге.

Источник

Женский журнал.

20 фактов о Болезни Пертеса. Болезнь Пертеса: причины, симптомы и методы лечения.

20 фактов о Болезни Пертеса. Болезнь Пертеса: причины, симптомы и методы лечения.

Сегодняшний наш очерк целиком и полностью посвящен такому серьезному заболеванию, как Болезнь Пертеса. Болезнь Пертеса — это заболевание тазобедренного сустава, вызванного нарушением кровоснабжения. Давайте узнаем подробней о том, что мы знаем об этом заболевании.

Кстати, в следующий раз мы обсудим такое заболевание, как Болезнь Шляттера. Поговорим о симптомах и методах лечения Болезни Шляттера. 

Полное название болезни Пертеса — Легга-Кальве-Пертеса .

1) В подавляющем большинстве случаев Болезнью Пертеса страдают мальчики возрастной категории 3-14 лет.

*****

Топ 10 советов врачей, как вылечить Болезнь Пертеса:

2) Какие симптомы Болезни Пертеса? Если Ваш ребенок начал жаловаться на незначительные боли в тазобедренном суставе, или Вы заметили, что Он начал прихрамывать, срочно обращайтесь к врачу(детскому ортопеду),
даже, если Ваш ребенок не попадает в вышеуказанный возрастной промежуток.

*****

3) Выявить Болезнь Пертеса очень важно на ранней стадии, ведь это заболевание развивается постепенно, и чем раньше удастся его диагностировать, тем лучше для Вашего ребенка (автор: r a z n o b l o g . c o m)

*****

4) Согласно статистике, за 4-6 месяцев до установления диагноза Болезни Пертеса, дети жалуются на боли в коленном суставе — 56% или в тазобедренном — 43%.

*****

5) В большинстве случаев, Болезнь Пертеса — проявляется с одной стороны, реже — двухстороннее проявление.

*****

6) Явные причины заболевания Пертеса неизвестны.

*****

7) Одними из возможных причин Болезни Пертеса являются либо травмы, либо простуда.

*****

8 ) Крайне редко Болезнь Пертеса может проявляться из-за врожденного вывиха. Однако, как говорят врачи — это 1 случай на миллион.

*****

9) Для болезни Пертеса характерен безболезненный промежуток в 3-4 недели между травмой (простудой) и проявлением первых признаков поражения тазобедренного сустава (автор: r a z n o b l o g . c o m)

*****

10) Существует большая вероятность наследственной передачи Болезни Пертеса.

*****

11) Основную диагностическую ценность имеет лучевая диагностика, ультразвуковое исследование, рентгенография обоих тазобедренных(коленных) суставов.

*****

12) Основной принцип лечения Болезни Пертеса заключается в улучшении кровоснабжения, обеспечении покоя, пораженного участка кости.

*****

13) Важным условием выздоровления — уменьшение нагрузки на сустав.

*****

14) Как правило, выделяют 5 стадий Болезни Пертеса: асептический некроз, компрессионный перелом, фрагментация, рассасывание участков отмершего губчатого вещества, восстановление, вторичные изменения (автор: r a z n o b l o g . c o m)

*****

15) Лечение, в соответствии со стадиями:
а) ходьба на костылях, покой пораженного участка кости, гипс.
б) физиотерапия, массаж, лечебная гимнастика, грязи.
в,г) хирургическое вмешательство, устранение биомеханических нарушений.
д) восстановление.

Читайте также:  Большие яички у мужчин это болезнь

*****

16) При неправильном лечении Болезни Пертеса возможны осложнения, вплоть до постоянной деформации тазобедренного сустава. Поэтому, крайне важно периодическое обследование специалистом.

*****

17) По статистике, мальчики, вес которых при рождении был менее 2.1 кг, болеют Болезнью Пертеса в 5 раз чаще, чем те, кто весил более 3.5 кг

*****

18) Полное заживление вероятно у детей моложе 4 лет, так как у них остается больше времени до конечного созревания.

*****

19) Как правило, процесс лечения Болезни Пертеса долгий и занимает от 2 до 4 лет.

*****

20) Заболевание никогда не бывает смертельным!!!

(автор: r a z n o b l o g . c o m)

Источник

Ñ ñàìîãî ðîæäåíèÿ ìîåé ñàìîé ñèëüíîé, ïîñòîÿííîé, íåïðåêðàùàþùåéñÿ ìå÷òîé áûëà ñîáàêà. Äðóãèå æåëàíèÿ ìîãëè ïðèõîäèòü è óõîäèòü, îñëàáëÿòüñÿ, ñìåíÿòüñÿ íîâûìè, íî ñîáàêó ÿ õîòåëà âñåãäà è ïðè ëþáûõ îáñòîÿòåëüñòâàõ.

Ðîäèòåëè ÷àùå âñåãî ñîáàêó çàïðåùàëè. Íî èíîãäà ó íèõ ñëó÷àëèñü ïåðèîäû, êîãäà êàòåãîðè÷åñêîå «íåò» ñìåíÿëîñü íåóâåðåííûì «íå çíàþ», «ïîïîçæå» èëè «ìîæåò áûòü». Èíîãäà áûâàëî «ëàäíî, çàâåä¸ì, òîëüêî îòñòàíü».  òàêèå ìîìåíòû íàäî áûëî íå çåâàòü, à êàê ìîæíî ñêîðåå íåñòè äîìîé ùåíêà èëè ñîáàêó – ïîêà íå ïåðåäóìàëè. Èíîãäà ÿ ëîâèëà èõ íà ñëîâå, ëþáûìè äîñòóïíûìè ñïîñîáàìè çàñòàâëÿÿ ïîîáåùàòü è/èëè ðàçðåøèòü ñîáàêó. Òàê ÷òî, íåñìîòðÿ íà ïî÷òè ïåðìàíåíòíûå çàïðåòû, ñîáàêè â ìî¸ì äåòñòâå âñ¸ æå áûëè. Ïðàâäà, äîëãî íèêòî èç íèõ ó ìåíÿ íå ïðîæèë (êðîìå Ðèêè, íî Ðèêà ïîÿâèëàñü óæå â äîñòàòî÷íî ñîçíàòåëüíîì âîçðàñòå) – ïî ðàçíûì ïðè÷èíàì. ß ïîìíþ âñåõ ñâîèõ ñîáàê è äî ñèõ ïîð ÷óâñòâóþ âèíó, ÷òî êîãî-òî íå ñìîãëà îòñòîÿòü îò ðîäèòåëåé, êîãî-òî – óáåðå÷ü, êîãî-òî – âûëå÷èòü îò áîëåçíè…

Ñëó÷àé ñ Çèòîé – íàèáîëåå ñ÷àñòëèâûé è áåçáîëåçíåííûé èç âñåõ.

Çèòà áûëà íåáîëüøîé ãëàäêîø¸ðñòíîé ñîáà÷êîé, ïî âèäó íàïîìèíàþùåé ïîìåñü òîé-òåðüåðà, êàðëèêîâîãî ïèí÷åðà è ëåâðåòêè. Îêðàñîì îíà áûëà êîðè÷íåâî-ïîäïàëàÿ ñ áåëûìè íîñî÷êàìè è áåëûì êîí÷èêîì õâîñòà, à íà ëáó è øåå áûëà áåëàÿ ïðîòî÷èíà. Ñ ëåâðåòêîé å¸ ðîäíèëà èçÿùíîñòü òåëîñëîæåíèÿ, óäëèíåííàÿ ãîëîâà è âûòÿíóòàÿ ìîðäî÷êà, íåñêîëüêî äóãîîáðàçíàÿ ëèíèÿ ñïèíû è î÷åíü ñèëüíî ïîäòÿíóòûé æèâîò â âèäå àðêè. ß âèäåëà íåñêîëüêî ôîòîê ëåâðåòîê â ðàçíûõ êíèãàõ è ìíå êàçàëîñü, ÷òî ñõîäñòâî ïðàêòè÷åñêè èäåíòè÷íîå. Èç-çà òàêîãî å¸ âíåøíåãî âèäà äîëãîå âðåìÿ ÿ ïðåáûâàëà â çàáëóæäåíèè îòíîñèòåëüíî å¸ ïîðîäû. ß âñåðü¸ç âåðèëà è ðàññêàçûâàëà ïîäðóæêàì, ÷òî ýòî ÷èñòîêðîâíàÿ ëåâðåòêà, õîòÿ, êîíå÷íî, åþ Çèòà áûòü íå ìîãëà. È òîëüêî ÷åðåç íåñêîëüêî ëåò, óâèäåâ âæèâóþ íàñòîÿùóþ ëåâðåòêó, ÿ ïîíÿëà, ÷òî Çèòà ëèøü îòäàë¸ííî íàïîìèíàëà å¸.

Îäíèì ëåòíèì äí¸ì Çèòà íåïîíÿòíî îòêóäà ïîÿâèëàñü ó íàñ âî äâîðå. Áûëî î÷åâèäíî, ÷òî ýòî ÷üÿ-òî ïîòåðÿøêà. Ñîáà÷êà èñïóãàííî-ðàñòåðÿííî áåãàëà çà ëþäüìè, ÿâíî èùà õîçÿåâ, íî íèêòî èç æèëüöîâ íå çíàë, îòêóäà îíà âçÿëàñü è ãäå å¸ äîì.

Îäíà èç ñîñåäñêèõ äåâî÷åê ïðèìàíèëà å¸ è õîòåëà âçÿòü ñåáå, íî åé íå ðàçðåøèëè. Ïîëäíÿ ñîáà÷êà áûëà ñ íàìè, äåòüìè, è âñå äóìàëè, êóäà å¸ îïðåäåëèòü. Åñòåñòâåííî, ÿ î÷åíü õîòåëà çàáðàòü å¸, íî ïîñêîëüêó ÿ íå áûëà ïåðâîé, êòî å¸ íàø¸ë, òî è íå ìîãëà ïðåäúÿâëÿòü íà íå¸ ïðàâà. È òîëüêî êîãäà âûÿñíèëîñü, ÷òî âñåì êàíäèäàòàì íà óñîáàêîâëåíèå ðîäèòåëè îòêàçàëè, ÿ ñìîãëà òîæå ïîïûòàòü ñ÷àñòüÿ.

Äîìà êàê ðàç áûë áëàãîïðèÿòíûé ïåðèîä, êîãäà ðîäèòåëè íå ãîâîðèëè æ¸ñòêîãî «íåò». Êðîìå òîãî, ñðàáîòàë ïñèõîëîãè÷åñêèé ýôôåêò, êîãäà æä¸øü áîëüøóþ íåïðèÿòíîñòü, à âìåñòî íå¸ ïðèõîäèò íåïðèÿòíîñòü ìàëåíüêàÿ è òû ðàäóåøüñÿ è îáëåã÷åííî ïåðåâîäèøü äóõ. Ýòî ÿ ê òîìó, ÷òî ìîè ïðåäêè æèëè â ïîñòîÿííîì ñòðàõå, ÷òî äèòà÷êà ïðèòàùèò äîìîé îâ÷àðêó èëè åù¸ êàêóþ îãðîìíóþ ïñèíó. À òóò – âñåãî-òî ìàëåíüêàÿ ñîáà÷êà ðàçìåðîì ñ êîøêó. Íó è âñ¸, ïîâîð÷àëè äà è ðàçðåøèëè. ß áûëà ñ÷àñòëèâà. Äà, çàáûëà ñêàçàòü, ÷òî â òî ëåòî ìíå áûëî 9 ëåò.

Ñîáà÷êó ÿ íàçâàëà Çèòîé. Áûëà îíà î÷åíü ëàñêîâàÿ èëè, êàê ñåé÷àñ ãîâîðÿò, ÷åëîâåêîîðèåíòèðîâàííàÿ, âåñ¸ëàÿ, èãðèâàÿ. Âîçðàñò ñ òî÷íîñòüþ ñêàçàòü íå ìîãó, íî ïðèìåðíî îò ãîäà äî òð¸õ. ß íå ìîãó ïðèïîìíèòü, ÷òîáû îíà ïîïóñòó ëàÿëà íà âñ¸, ÷òî äâèæåòñÿ, êàê ýòî äåëàåò áîëüøèíñòâî ñîâðåìåííûõ äåêîðàòèâíûõ ñîáàê. Çèòà áûëà äîñòàòî÷íî ñïîêîéíîé, óðàâíîâåøåííîé, ñ õîðîøèì õàðàêòåðîì.

Îíà êàê-òî ñðàçó î÷åíü õîðîøî ñòàëà ïîíèìàòü ìåíÿ. Êîìàíä îíà íå çíàëà, íî áóêâàëüíî ñ ïåðâîãî-âòîðîãî ðàçà çàïîìèíàëà ðàçíûå ôðàçû òèïà «Ïîéä¸ì òóäà», «ïîéä¸ì ñþäà», «êóøàé», «íå òðîãàé», ïîäîæäè» è äðóãèå. Çèòà áûëà ïåðâîé ñîáàêîé, êîòîðóþ ÿ ïîïûòàëàñü ÷åìó-òî íàó÷èòü, è çà íåñêîëüêî äíåé îíà âûó÷èëà 6 êîìàíä. Íó, êàê âûó÷èëà… Êîíå÷íî, ýòî íåëüçÿ áûëî íàçâàòü íàñòîÿùåé äðåññèðîâêîé. Êîíå÷íî, êîìàíäû áûëè íå çàêðåïëåíû, íå îòòî÷åíû è Çèòà çíàëà èõ âñåãî ëèøü íà óðîâíå íåäàâíî ñôîðìèðîâàííûõ íàâûêîâ.

Читайте также:  Лекарства для лечения спаечной болезни брюшной полости

Íî äëÿ ìåíÿ â òî âðåìÿ ýòî áûëî ñðîäíè íàñòîÿùåìó âîëøåáñòâó – ÿ ñàìà, ÑÀÌÀ, ËÈ×ÍÎ ñìîãëà ÷åìó-òî íàó÷èòü ñîáàêó è îíà ýòî âûïîëíÿëà! Îíà ñëóøàëàñü è äåëàëà òî, ÷òî ÿ åé ãîâîðèëà! Ýòî áûë îäèí èç íàèáîëåå ÿðêèõ òðèóìôîâ ìîåãî äåòñòâà.

 êâàðòèðå Çèòà áûëà áåñïðîáëåìíîé.  òå ãîäû íå áûëî íèêàêèõ ïåë¸íîê è âñå ñîáàêè íåçàâèñèìî îò ðàçìåðîâ õîäèëè â òóàëåò íà óëèöó. Íè÷åãî íå ãðûçëà, íå ïîðòèëà. Õîäèëà çà ìíîé ïîâñþäó, ñïàëà íà ìîåé êðîâàòè.

Òàê ïðîøëà íåäåëÿ. Âñ¸ áûëî ïðåêðàñíî.  îäèí èç äíåé ìû ñ Çèòîé, ìàìîé è áàáóøêîé ïîøëè ãóëÿòü. Ïðîõîäèëè ìèìî ãàñòðîíîìà.  âèíî-âîäî÷íûé îòäåë áûëà îãðîìíàÿ î÷åðåäü, õâîñò êîòîðîé âûøåë çà ïðåäåëû ìàãàçèíà è âèëñÿ äàëåêî ïî óëèöå. È âîò îäèí èç ìóæèêîâ, ñòîÿâøèõ â î÷åðåäè, âäðóã íåîæèäàííî ñõâàòèë Çèòó, ïîäíÿë íàä òîëïîé è ãðîìêî çàîðàë:

— Âîò ýòî êðûñà! Ñìîòðèòå! Âñå âèäåëè êðûñó? Ýòî íå ñîáàêà, ýòî êðûñà! – è çàðæàë. Âñÿ î÷åðåäü è ïðîõîæèå îãëÿíóëèñü íà êðè÷àâøåãî.

ß áûëà â øîêå è, çàðåâåâ, ïðîñèëà îòäàòü ìíå Çèòó. Ìàòü ñ áàáóøêîé òîæå, ïî âñåé âèäèìîñòè, âïàëè â ñòóïîð è íå ïðåäïðèíèìàëè íè÷åãî. Çèòà áåñïîìîùíî âèñåëà â ÷óæèõ ðóêàõ ãäå-òî â âûñîòå è ÿ íå çíàëà, êàê å¸ îòòóäà âûçâîëèòü. ß ìîãëà òîëüêî ðåâåòü, ä¸ðãàòü åãî çà îäåæäó è óìîëÿòü îòäàòü ìíå ñîáàêó. ß áîÿëàñü, ÷òî îí áðîñèò Çèòó ñ âûñîòû è ÿ íå óñïåþ å¸ ïîéìàòü.

Íàêîíåö ìóæèê ñæàëèëñÿ (èëè íàèãðàëñÿ) è ñî ñìåõîì ñóíóë Çèòó ìíå â ðóêè:

-Äåðæè ñâîþ êðûñó!

ß ñõâàòèëà Çèòó è óáåæàëà ÷åðåç äîðîãó ïîäàëüøå îò ýòîé ñòðàøíîé î÷åðåäè, â êîòîðîé ñòîÿò òàêèå íåíîðìàëüíûå ïðèäóðêè. ×åðåç äîðîãó áûëî ÷òî-òî òèïà àëëåéêè ñî ñêàìåéêàìè. ß ñåëà íà ñàìóþ îòäàë¸ííóþ è óñèëåííî ãëàäèëà ñîáàêó, ñòàðàÿñü óñïîêîèòü å¸ è óñïîêîèòüñÿ ñàìîé. ×òî ýòî âîîáùå áûëî ñåé÷àñ è çà÷åì îíî áûëî, ÿ òàê è íå ïîíÿëà.

×åðåç íåñêîëüêî ìèíóò ïîäîøëè ìàìà è áàáóøêà. È ïî÷òè îäíîâðåìåííî ñ íèìè ïîäáåæàë íåçíàêîìûé ÷åëîâåê.

— Ýòî ìîÿ ñîáàêà! Îíà ïîòåðÿëàñü íåäåëþ íàçàä! Âû ïîäîáðàëè å¸? Ýòî ìîÿ ñîáàêà, — ñêàçàë îí, ãëÿäÿ íà Çèòó. Òàêæå îí ðàññêàçàë, ÷òî âûõîäèë èç ãàñòðîíîìà, êîãäà óâèäåë ïîäíÿòóþ íàä òîëïîé Çèòó è ñðàçó æå óçíàë å¸. Åñëè áû íå ýòîò èíöèäåíò, òî õîçÿèí íå ñìîã áû óâèäåòü íè ìåíÿ, íè ñîáàêó – ëþäåé áûëî î÷åíü ìíîãî, î÷åðåäü áûëà ïëîòíîé è îí ïðîñòî íå çàìåòèë áû íàñ â òàêîì ñêîïëåíèè íàðîäà.

ß åù¸ íå óñïåëà îòîéòè îò îäíîãî øîêà, à íà ìåíÿ óæå ñâàëèëñÿ íîâûé. ×òî?… Ýòî åãî ñîáàêà?… Çíà÷èò, îí ñåé÷àñ îòáåðåò å¸ ó ìåíÿ?….

Çèòà óçíàëà åãî, çàñêóëèëà, çàâèëÿëà õâîñòîì. Ñîìíåíèé íå áûëî. Ýòî äåéñòâèòåëüíî åãî ñîáàêà. Õîçÿèí ñêàçàë, ÷òî å¸ çîâóò Áåëêà. Íà Áåëêó îíà îòêëèêàëàñü.

Ìíå êàçàëîñü, ÷òî ìîé ìèð ðóõíóë. Òîëüêî ÷òî ó ìåíÿ ïîÿâèëàñü ñîáàêà è òåïåðü å¸ îòáåðóò… Êàê æèòü äàëüøå? À ìàìà è áàáóøêà áûëè ðàäû òàêîìó ïîâîðîòó – âîò óâàæèòåëüíàÿ è ñîâåðøåííî îôèöèàëüíàÿ ïðè÷èíà èçáàâèòüñÿ îò ñîáàêè. Ïðîòèâ çàêîííîãî õîçÿèíà íå ïîïð¸øü.

ß ïîïûòàëàñü óõâàòèòüñÿ çà ïîñëåäíèé ëó÷èê íàäåæäû – ñïðîñèëà, áóäóò ëè êîãäà-íèáóäü ó Áåëêè ùåíêè. Õîçÿèí îòâåòèë, ÷òî ÷åðåç ãîä, âîçìîæíî. Òîãäà ÿ ïîïðîñèëà, ÷òîáû ìíå îñòàâèëè îäíîãî ùåíêà. Õîçÿèí áûë íå ïðîòèâ.

Òóò ìàìà óñëàëà ìåíÿ ïîãóëÿòü ñ Çèòîé-Áåëêîé, à ñàìà ñòàëà î ÷¸ì-òî ðàçãîâàðèâàòü ñ ìóæ÷èíîé. Ìû ñ Çèòîé îòîøëè è ÿ íå ñëûøàëà, î ÷¸ì îíè ãîâîðÿò. È òîëüêî ìíîãî ïîçæå äîãàäàëàñü: îíà ãîâîðèëà åìó, ÷òî íå íàäî íèêàêèõ ùåíêîâ è ïóñòü íèêîãî íå îñòàâëÿåò. Íî â òîò ìîìåíò ÿ âåðèëà, ÷òî ùåíîê ó ìåíÿ áóäåò, è ýòî äåëàëî ðàññòàâàíèå ñ Çèòîé ÷óòü-÷óòü áîëåå ë¸ãêèì. Íî òîëüêî ÷óòü-÷óòü.

Ïîòîì ÿ ïîãëàäèëà Çèòó íà ïðîùàíèå; õîçÿèí âçÿë å¸ íà ðóêè è óø¸ë. Âñåãî íåäåëÿ ñ ñîáàêîé – è ñíîâà âïåðåäè òîñêëèâûå ìåñÿöû è ãîäû â îäèíî÷åñòâå. Îñòàâàëîñü òîëüêî ÷èòàòü ëþáûå êíèãè î ñîáàêàõ, äî êàêèõ ÿ ìîãëà äîòÿíóòüñÿ, ñîáèðàòü «Þíûå íàòóðàëèñòû» è ñíîâà æäàòü ïîäõîäÿùåãî ñëó÷àÿ, êîãäà ìîæíî áóäåò ïðèâåñòè ñîáàêó äîìîé….

Íà ôîòî: ñîáàêè, áîëåå-ìåíåå ïîõîæèå íà Çèòó. Âñå ôîòî èç èíòåðíåòà.

Èñòî÷íèê êîíòåíòà: Ëåíõåí, íåìöû è íå òîëüêî

Áîëüøå èíòåðåñíûõ èñòîðèé è ðàññêàçîâ: Ëåíõåí, íåìöû è íå òîëüêî

Источник