Что сказано о болезни в исламе

Что сказано о болезни в исламе thumbnail

Очень часто в жизни мы заболеваем, или же заболевают близкие, знакомые, соседи, родственники и т.д. Но наверно редко кто из нас задумывается о том, какая мудрость в том, что Аллах насылает на нас болезнь, вообще, зачем болеть и т.д.

Ведь, если смотреть поверхностно, от болезни человеку плохо: не может спать, кушать, чувствует дискомфорт, кашляет, болит что-то. Зачем эти тяготы? Какая польза от этого?

Порой даже можно слышать недовольство некоторых людей, к примеру, говорят: «Надо же было, заболеть не вовремя!«, «Ох уже эта болезнь!«, «Зачем мы вообще болеем?!«, «Если бы то-то…я не болел бы!» и т.д. Очень редко воздаётся хвала Аллаху из уст людей.

На самом деле болезнь — это одна из милостей Аллаха. Она даёт понять, что человек немощен и слаб. Человек, который часто, забывая о Творце, начинает чувствовать себя всесильным, неподвластным лишениям, вдруг не может даже избавиться от элементарного кашля, не может встать с постели.

Только попав на больничную койку или кровать дома, человек начинает понимать, что он слаб и немощен. Так что, если человек болеет, не нужно стараться переносить боль на ногах, а нужно лечиться возможными способами и задуматься о величии Творца.

Вдобавок этому, человек теряет вкус мирского, то есть, падает настроение, аппетит, чувствует вялость, ничего не хочется делать, в том числе и грешить. Фактически, человек не может при всём старании совершить грех по причине плохого самочувствия, что является милостью для больного.

Как говорится, есть и обратная сторона монеты, то есть, существует ещё одно немаловажное благо для человека в постигшем заболевании–смывание его грехов.

Болезнь смывает грехи человека и является испытанием для него. Однажды, когда Пророк (мир ему и благословение) заболел, Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «О, Посланник Аллаха! Тебя очень сильно знобит!», на что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил:

 نَعَمْ وَالَّذِى نَفْسِى بِيَدِهِ مَا عَلَى الأَرْضِ مُسْلِمٌ يُصِيبُهُ أَذًى مِنْ مَرَضٍ فَمَا سِوَاهُ إِلاَّ حَطَّ اللَّهُ عَنْهُ خَطَايَاهُ كَمَا تَحُطُّ الشَّجَرَةُ وَرَقَهَا

«Да, клянусь Аллахом, не сходит беда на мусульманина, кроме как Аллах смывает его грехи (путём бед и болезней) подобно тому, как листья падают с дерева» (передал имам аль-Бухари №5647). Конечно, Пророки и Посланники безгрешны, однако высказывание Посланника Аллаха (мир ему и благословение) является свидетельством его общине в прощении грехов их.

Также, Салман аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) поведал , что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

«Когда приходит к мусульманину жар (поднимается высокая температура, лихорадит человек), обращается душа к ней (жару): «Что тебе нужно от этого тела?» и отвечает болезнь: «О, Прекрасная душа! Поистине, это тело чистое (покорностью перед Аллахом), однако были некоторые грехи, которые я хочу смыть», тогда душа говорит в ответ: «(Если так) Охвати же его (тело) и очисти»«

В этих хадисах явно указывается на то, что болезнь смывает грехи, а так же, что она настигает и хороших людей, как испытание и очищение, и плохих как побуждение.

Более того, самые любимые Пророком (мир ему и благословение) болели, иногда и сам Мухаммад (мир ему и благословение) желал, чтобы посещала болезнь его любимцев, для их очищения и возвышения в степенях.

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщил, что однажды лихорадка пришла к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) в виде чёрной женщины и между ними произошёл диалог:

Пророк (мир ему и благословение) спросил:

-Кто ты?

Женщина ответила:

-Я Умму Мулдим (лихорадка).

Тогда Мухаммад (мир ему и благословение) спросил:

— А чем ты занимаешься? какова твоя деятельность?

Женщина ответила:

-Я охватываю жаром(человека), подобным жару из геенны Ада.

Тогда он (мир ему и благословение) догадался что эта лихорадка в облике женщины.

Женщина продолжила:

-О, Посланник Аллаха! Отправь меня к самому любимому из твоего семейства, чтоб я могла охватить его.

Тогда Пророк (мир ему и благословение) направил её к ансарам (сподвижникам из Медины, которые помогали Мухаммаду, мир ему и благословение). Из-за сильной боли сподвижники попросили Посланника Аллаха (мир ему и благословение) обратиться к Аллаху с мольбой об исцелении, что и сделал Пророк (мир ему и благословение).

После этого, каждый раз, когда Пророк (мир ему и благословение) видел их (переболевших), говорил: «О, те, которые Всевышний очистил от грехов» (Ибн Хаббан №181; аль-Байхаки в «аш-Шиаб» №9967;

Что касается милости Аллаха к человеку по болезни, то какая же милость выше, чем смывание грехов, очищение от пагубного в День суда и, соответственно, спасение в этот тяжёлый для человечества период, когда каждая песчинка зла будет играть важную роль в спасении или наказании человека.

Мы не сможем перечислить и осмыслить все блага, которыми одаривает Аллах вместе с болезнью, но постараемся некоторые описать для побуждения к терпению в такие трудные минуты.

Джафар ибн Буркан (да будет доволен им Аллах) сообщил от Шейха ибн Ашджа, от одного мужчины из мухаджиров, который навестил больного:

«До меня дошло (предание), что у больного от его болезни четыре особенности:

1) Ему не записываются деяния, то есть, отрывают карандаш (которым записывают) от бумаги.

2) Вознаграждения за деяния благие он получает в полной мере, как будто совершил их будучи здоровым.

3) Прощаются грехи

4) Если он выживет от этой болезни, то будет жить прощённым Аллахом, а если умрёт, то будет умершим в прощении» («Тамбих аль-Гафилин» стр. 499).

Большие учёные, праведники при болезни совершали больше молитв, обращений к Аллаху, потому как в таком положении мольба более приемлема Аллахом. Нам тоже следует не жаловаться, а просить и обращаться постоянно к Аллаху.

Болезнь напоминает о смерти.

Потому как жар, слабость и боли бывают перед смертью, болезнь как раз является маленьким аналогом агонии смерти, и каждому живому человеку нужно задуматься об уходе из этой жизни. То есть, чем сильнее болезнь, тем больше вероятность ухода из этой жизни.

Читайте также:  Как протекает болезнь при раке головного мозга

Возникает вопрос, а почему болели пророки (мир им и благословение)?

Пророки и посланники (мир им и благословение) болели и страдали для того, чтобы они стали примером для своих общин в их терпении и поведении. Также Аллах показывал ничтожность этого бренного мира, полного болезнями и проблемами, поэтому Аллах в хадисе «аль-Кудси» сказал:

 لو كانت الدنيا تعدل عند الله جناح بعوضة ما سقى كافراً منها شربة ماء

«Если бы этот мир был равен крылышку комара, то я бы не дал из него глотка воды неверному«(ат-Тирмизи) Чтобы награда была полноценной, человек должен проявить терпение, уповать на Аллаха и не жаловаться.

Болезни, которые являются мерзкими и унизительными.

Не все болезни являются возвеличенными и желательными. Есть болезни, которые Аллах насылает как проклятие и унижение на народ, о них часто говорится в книгах по праву Ислама, также они упоминаются в хадисах как проклятие на народы и отдельные персонажи: проказа, чума, туберкулёз, паралич и т.д. Но, конечно, не нужно относиться к отдельному больному как к проклятому, а нужно просить прощения грехов.

Человек обязан беречь себя.

То, что болезнь имеет достоинства, не значит, что человек должен доводить себя до плачевного состояния, издеваться над собой, ибо тело является аманатом (вещь, данная на хранение) человеку и он обязан сохранять его.

Больной обязан лечиться, обращаться к врачу, который назначит ему лечение, потому как сам Пророк (мир ему и благословение) лечился и говорил:

 «لِكُلِّ دَاءٍ دَوَاءٌ فَإِذَا أُصِيبَ دَوَاءُ الدَّاءِ بَرَأَ بِإِذْنِ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ

Смысл: «От каждой болезни есть лекарство и когда нашли лекарство от болезни, оно вылечит по воле Аллаха» (Имам Муслим). Постарайтесь не болеть, но если заболели по воле Аллаха, то лечитесь.

Да поможет нам Аллах и даст стойкости в любом состоянии!

Источник

Лечитесь, ибо какую бы болезнь ни ниспослал Аллах, поистине, Он ниспослал также и ее исцеление. Кроме одной – старости

Лечитесь, ибо какую бы болезнь ни ниспослал Аллах, поистине, Он ниспослал также и ее исцеление. Кроме одной – старости

В затянувшееся межсезонье в северных широтах нередки вспышки простудных заболеваний и обострение многих хронических болезней. Многих людей болезни в буквальном смысле валят с ног, что непременно сказывается на их психологическом состоянии. Некоторых подобная ситуация повергает в уныние, других заставляет переосмыслить смысл своего существования и взглянуть на этот мир другими глазами.

Жизнь в этом мире полна трудностей и верующий человек, читающий Коран и руководствующийся им в своей повседневной жизни понимает это. Всевышний Аллах говорит об этом в Коране: «Мы испытываем [людей] страхом, голодом, недостатком в имуществе, людях и плодах. Обрадуй же терпеливых, которые, если их постигнет беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и, поистине, к Нему мы и вернемся»» (2:155, 156). Всевышний призывает признать нас, что в случае невзгод и проблем нам необходимо терпеть и быть Его благодарными рабами. Если будем терпеливо относится к трудностям и болезням – то получим вознаграждение от Него. Если же начнем укорять судьбу, то ничего не получим, а возможно и подвергнемся наказанию.

Лучшим примером того, как мы должны относится к заболеваниям и как их преодолевать – является Посланник Аллаха (мир ему) и его сподвижники. Прежде всего, отметим, что Пророк Мухаммад (мир ему) сообщил радостную весть всем больным и их родственникам – не бывает обреченных, все болезни излечимы.

В достоверном хадисе, содержащимся в сборниках Бухари и Муслим, от Абу Хурайры (р.а.) передается, что Пророк (мир ему) сказал: «Какую бы болезнь ни ниспослал Аллах, поистине, Он ниспослал и ее исцеление». В версии от Муслима также есть такое дополнение: «У каждой болезни есть исцеление. Когда исцеление найдет болезнь, она исцеляется с позволения Великого и Всемогущего Аллаха».

В другом хадисе, Усама ибн Шарик (р.а.) передает: «Я пришел к Пророку (мир ему). Его сподвижники сидели, будто над их головой летала птица. Я поприветствовал и присел. Затем с разных сторон пришли бедуины и сказали:

– О Посланник Аллаха, лечиться ли нам?

– Лечитесь, ибо какую бы болезнь ни ниспослал Аллах, поистине, Он ниспослал также и ее исцеление. Кроме одной – старости».

Сам Посланник Аллаха (мир ему) стойко преодолевал болезни, и даже учил, что они – удел праведников. Рассказывает Абу Саид: «Когда Посланник Аллаха заболел малярией, я пришел к нему. На нем была вельветовая простыня. Я положил руку на простыню и сказал: «Какая же сильная эта малярия о, Посланник Аллаха!» На это он ответил: «Как видишь, мы подвергаемся таким суровым бедам. Награду за них мы получаем в зависимости от меры их суровости». Я спросил: «О, Посланник Аллаха, кто подвержен самым сильным бедам?», на это Посланник Аллаха ответил: «Пророки». Я спросил: «А после Пророков кто?» Он ответил: «Праведники».

По словам досточтимой Айши (р.а.): «Посланник Аллаха извивался на своей кровати из-за болей в теле. Когда я ему сказала: «Если бы эти мучения и боли постигли нас, и мы бы жаловались, то ты бы гневался на нас!» Он ответил: «Никогда не забывай этого: Мусульмане иногда подвергаются некоторым трудностям. Аллах прощает грехи мусульманина, даже когда он наступит на колючку или когда его мучают боли в теле, и повысит его на одну ступень выше в духовном росте».

С терпением к болезням относились и сподвижники Пророка (мир ему). Они сами терпеливо переносили болезни, и учили этому своих единоверцев. И они считали, что если человек терпит болезнь, то этим приближается ко Всевышнему. Если же нетерпелив и жалуется на судьбу – то вредит только самому себе, он становится подобным тому, кто сломанной рукой пытается ударить обидчика, и тем самым хочет отомстить ему, когда как очевидно – этим он навредит только самому себе.

Абдуррахман бин Саид (р.а.) со слов своего отца передал, что однажды тот был вместе с Сальманом Фариси (являющимся одним из самых приближенных сподвижников Посланника Аллаха (мир ему)): «Мы навестили одного больного, находящегося в одном из районов Куфы. Когда Сальман пришел к больному, то сказал ему: «Для тебя есть радостная новость. Когда мусульманина постигает болезнь, то Аллах обращает его болезнь в искупление грехов и по причине его болезни станет доволен им. А если больной является из числа отрицающих истину, то он становится подобным связанному и выброшенному верблюду, который не понимает, зачем его связали и выбросили».

Читайте также:  Болезни легких у человека от кошек

Другая сторона болезни – это обязанности мусульман по отношению к своим больным единоверцам. Посланник Аллаха (мир ему) учил нас, что посещение больного является одним из основных прав верующего перед верующим, и сам часто посещал своих больных сподвижников.

По словам Абдуллы ибн Аббаса (р.а.): «Когда Посланник Аллаха (мир ему) навещал больного, то он вставал у головы больного и читал семь раз: «Я прошу Аллаха, Господа Великого Арша, чтобы он излечил твою болезнь» Если человеку не было суждено умереть, то он обязательно вылечивался.

По словам Али бин Абу Талиба (р.а.): «Когда Посланник Аллаха посещал больного, то он делал вот это дуа: «О, Аллах, о, Господь людей! Устрани эту боль и исцели его. Нет никого, кроме Тебя, кто дарует исцеление».

Порой, посещение больного единоверца может стать причиной прощения грехов и стать ключом в Рай. Рассказывает Абу Хурайра (р.а.): «Однажды Посланник Аллаха спросил: «Кто из вас сегодня держит пост?» Досточтимый Абу Бакр ответил: «Я». Посланник Аллаха спросил: «Кто из вас сегодня навестил мусульманина, который заболел?» Абу Бакр снова ответил: «Я» Посланник Аллаха спросил: «Кто из вас сегодня принял участие в джаназа-намазе?» Абу Бакр ответил: «Я» Посланник Аллаха спросил: «Кто из вас сегодня накормил неимущего?» Когда Посланник Аллаха ответил: «Я», Посланник Аллаха сказал: «Если в один день в человеке присутствуют все эти качества, то он обязательно войдет в Рай».

По словам Абдуллы бин Нафи: «Когда досточтимый Хасан заболел, Абу Муса пришел к нему, чтобы навестить его. В это время находившийся там Али бин Аби Талиб сказал: «Знайте, что когда мусульманин идет навестить больного, то ему сопутствуют семьдесят тысяч ангелов. Эти ангелы просят у Аллаха прощение за того, кто навестил больного. Если посещение произошло с утра, то ангелы продолжают просить прощения до самого вечера. Ему уготовано угощение из фруктов из садов Рая. А если посещение произошло вечером, то они продолжают просить прощения за него до самого утра».

Ринат Габбасов

Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Источник

Акыда Ахлю-Сунна говорит о том, что заразные болезни не заразны сами по себе. Болезни передаются исключительно по воле Аллаха, и Он лишь один может дать исцеление от болезни.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Болезни не имеют свойства быть заразными (сами по себе)» (Сахих аль-Бухари).

В разделе, касающемся средств (асбаб), причин и следствий, имам Байджури в своем комментарии на Джаураха ат-Таухид пишет, что существует т.н. талязум ‘адий (привычная связь) между вещами, которую мы принимаем за причины и следствия. Этот вопрос также отражен в некоторых комментариях на акыду Бад’у ль-Амали.

Болезнь происходит не от вступления в контакт с инфицированным человеком, она результат воли Аллаха. Тем не менее, существует связь между воздействием больного человека и заражением (болезнью). Заражение болезнью – это средство, которое использует Аллах, если хочет поразить кого-то болезнью.

Что касается оставления из области, пораженной болезнью, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы слышите, что она (чума) разразилась в стране, не идите туда; а а тот, кто в этом городе, пусть не выходит оттуда» (Сахих аль-Бухари).

В хадисе стоит слово «та`ун». Существует разница во мнениях среди ученых о том, какие виды чумы относятся к «та`ун». Несмотря на это, Ибн Мансур, рахимахуллах, упоминает, что это слово также используется для обозначения эпидемии любой болезни.

Имея в виду вышеприведенный хадис, по мнению некоторых ученых, посещать территорию, охваченную эпидемией, является макрух тахрими (сильно нежелательно), если человек боится, что он заболеет из-за его посещения этой местности, а не по воле Аллаха. Кроме того, также сильно нежелательно покидать район, охваченный болезнью, если это заставит человека поверить, что он был спасен от болезни из-за своего отъезда, а не по воле Аллаха.

Тем не менее, другие ученые считают сильно нежелательным посещать или уезжать из области, охваченной эпидемией болезни, независимо от своих мыслей и убеждений.

В качестве исключения из общего правила будет допустимым для человека оставить область эпидемии, если есть реальная необходимость. Например, если ему нужно лечь в больницу в другой местности для лечения.

Кроме того, Ибн Хаджар, рахимахуллах, сказал, что человек из другой местности, который оказался в районе эпидемии, но уже собрался уезжать, когда там началась эпидемия болезни, будет освобожден от запрета покидать её.

Ниже приведены несколько исламских принципов медицинской этики в отношении борьбы с эпидемиями:

1) Карантин (изоляция больных от здоровых). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) упомянул о карантине в следующем хадисе: «Не помещайте больное (животное) вместе со здоровым (животным)» (Сахих аль-Бухари).

2) Важность обеззараживания и гигиены. Следующий хадис подчеркивает важность соблюдения гигиены: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) установил период времени для нас, когда мы должны были укорачивать наши усы, обрезать ногти, выщипывать волосы подмышками и сбривать лобковые волосы: мы должны делать это не реже, чем в сорок дней» (Муснад Ахмад). Кроме того, такие правила как мытье рук при пробуждении, обязательное купание после супружеской близости, регулярные омовения, выпускание крови из забитых животных, мытье рук до и после еды, прикрывание рта при кашле или чихании — все это свидетельствует о важности гигиены в Шариате.

3) Следует избегать употребления потенциально опасных продуктов и пользоваться вещами, которые могут быть средством возникновения болезни. 

4) Допускается забивать больных животных.

Читайте также:  Что скрывала жанна фриске о своей болезни

5) Не пользоваться одними и теми же вещами. Перчатки, иглы, одежду необходимо регулярно менять. Точно так же, постельные принадлежности следует часто стирать.

6) Как можно скорее похоронить умершего: Пророк (мир ему и благословение Аллаха) дал общее указание, что умерших следует хоронить без задержек.

7) Исследование возможных способов излечения от болезни. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Существует средство от каждого недуга, и, если лекарство будет применено к болезни, она будет излечена с разрешения Аллаха, Всевышнего и Славного» (Сахих Муслим).

Хотя следует предпринимать все усилия, чтобы излечить опасные болезни, в центре нашего внимания должно быть упование исключительно на Аллаха. Пророк Ибрахим (мир ему) прекрасно выразил это – что мусульманин должен надеяться только на Аллаха, следующим образом: «(Господь), Который меня создал, и (Который) наставляет меня на истинный путь, и Который меня наделяет едой и питьём, а когда я заболею, Он мне дарует исцеление, и Который умертвит меня (в этом мире), а потом оживит (в День Воскрешения), и Который – я очень хочу (и надеюсь), чтобы Он простил мне моё прегрешение в День Суда» (Коран 26: 78-82).

А Аллах знает лучше.

Муфтий Фараз Адам аль-Махмуди

darulfiqh

Что сказано о болезни в исламе

«Мухтасар Сахих Муслим». 43. Книга о чуме. Хадисы №№ 1498-1499

О чуме и о том, что [чума] есть наказание, так не являйтесь же [туда, где] она [получила распространение, но] и не убегайте от неё.

1498 — Передают со слов Усамы ибн Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, эта болезнь (или: этот недуг) есть наказание, которому подверглись некоторые народы, [жившие] до вас, после чего [чума] осталась на земле, то исчезая, то появляясь [снова]. Пусть же тот, кто услышит о [чуме], ни в коем случае не является [туда, где она получила распространение], и пусть [желание] убежать от [чумы] не заставляет того, кто окажется в [тех краях] земли, где она появится, покинуть [эти края]».Сахих.

1499 — Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что [в своё время][1] ‘Умар ибн аль-Хаттаб выступил [в поход] на Шам. Когда он достиг Сарга[2], его встретили командующие войсками[3], а именно — Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах и его товарищи, которые сообщили ему, что в Шаме началась [эпидемия] чумы.

Ибн ‘Аббас сказал: «‘Умар велел: «Позови ко мне первых мухаджиров[4] и я позвал их [к нему]. Сообщив им о том, что в Шаме распространилась чума, он стал спрашивать у них совета, и мнения их разделились. Некоторые говорили: «Ты выступил [в поход] ради [определённого] дела[5], и мы не считаем, что ты должен от него отказаться». Другие же говорили [так]: «Вместе с тобой находятся и другие люди, а также сподвижники посланника Аллаха , и мы не считаем, что тебе следует вести их [туда, где распространилась] эта чума». [Выслушав их, ‘Умар] сказал: «[Теперь] оставьте меня», а потом велел: «Позови ко мне ансаров», и я позвал их к нему. [‘Умар] обратился за советом и к ним, и они, подобно мухаджирам, разошлись во мнениях. [Выслушав их, ‘Умар] сказал: «[Теперь] оставьте меня», а потом велел: «Позови ко мне находящихся здесь старцев-курайшитов, которые переселились до победы[6]», и я позвал их. Среди них никаких разногласий не возникло, и [все] они говорили: «Мы считаем, что тебе следует вернуться вместе с людьми и не вести их туда, [где распространилась] эта чума». После этого ‘Умар обратился к людям [с такими словами]: «Утром я отправляюсь в путь[7], и вы [тоже должны приготовиться к этому][8]». Тогда Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах спросил: «Значит ли [это, что ты хочешь] убежать от предопределения Аллаха?» ‘Умар , не любивший, когда ему перечили, воскликнул: «Если бы это сказал кто-нибудь другой, о Абу ‘Убайда![9] Да, мы бежим от предопределения Аллаха к предопределению Аллаха! Скажи мне, будь у тебя верблюды, которые спустились бы в уади, с одной стороны покрытое травой, а с другой — бесплодное, и ты стал бы пасти их на стороне, покрытой травой, разве [ты делал бы это] не по предопределению Аллаха? И если бы ты пас их на бесплодной земле, то разве [ты делал бы это] не по предопределению Аллаха?»

[Ибн ‘Аббас] сказал: «Потом пришёл ‘Абд-ар-Рахман ибн ‘Ауф , который [сначала] отсутствовал, [поскольку был занят] какими-то своими [делами], и сказал: «Поистине, я кое-что знаю об этом. Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если услышите, что в [какой-нибудь] земле [распространилась чума], не являйтесь туда, а если [её эпидемия] начнётся на той земле, где вы уже находитесь, не покидайте [эту землю, пытаясь] убежать от неё»», что же касается ‘Умара ибн аль-Хаттаба , то он воздал хвалу Аллаху и покинул [эти места]».Сахих.

_________________________________________________________

[1] Здесь речь идёт о событиях 639 г.

[2] С а р г — селение между Табуком и Мааном близ границ Шама и Хиджаза.

[3] Здесь имеются в виду войска, которые были расквартированы в Иордании, Палестине, Дамаске, Хомсе и Киннасрине.

[4] Здесь имеются в виду те люди, которые переселились из Мекки в Медину до того, как мусульмане стали молиться, обращаясь лицами к Мекке, то есть до 624 г

[5] Имеется в виду сражение с врагом.

[6] То есть до овладения Меккой мусульманами. Возможно также, что речь идёт о людях, принявших ислам и переселившихся из Мекки в Медину после победы, когда необходимость в переселении по религиозным причинам уже отпала. Несмотря на это, их также называли мухаджирами.

[7] То есть возвращаюсь в Медину.

[8] Таким образом, ‘Умар, не знавший, что по этому поводу говорил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и выслушавший мнения всех авторитетных людей, принял самостоятельное решение.

[9] То есть если бы это сказал кто-нибудь другой, я бы не удивился.

hadis

Источник