Что такое онтологическое представление о причине болезни

Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος — сущее, то, что существует + λόγος — учение, наука) — учение о сущем[1]; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории[2], структуру и закономерности[3]. Философское учение об общих категориях и закономерностях бытия, существующее в единстве с теорией познания и логикой[4].

Онтология как теория[править | править код]

Что такое онтология?[править | править код]

Основной вопрос онтологии: «Что существует?»

Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.

Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.

Иное понимание онтологии даёт американский философ Уиллард Куайн: в его терминах, онтология — это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией в качестве существующих.

Развитие онтологии[править | править код]

Античность[править | править код]

Вопросы онтологии — это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель.

Средние века[править | править код]

В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).

Возникновение термина[править | править код]

В научный оборот понятие вводит немецкий философ и педагог Якоб Лорхард[5][6]. В 1606 году он опубликовал произведение Ogdoas scholastica, в котором впервые фигурировало слово «ontologia». Термин «онтология» был включён Рудольфом Гоклениусом в 1613 году в его «Философский словарь» («Lexicon philosophicum, quo tanquam clave philisophiae fores aperiunter. Francofurti») и чуть позже — Иоганом Клаубергом в 1656 году в работе «Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia», предложившем его (в варианте «онтософия») в качестве эквивалента понятию «метафизика».

В практическом употреблении термин был закреплён Христианом фон Вольфом, явно разделившим семантику терминов «онтология» и «метафизика».

XX век[править | править код]

В философии XX века специально онтологической проблематикой занимались такие философы как Николай Гартман («новая онтология»), Мартин Хайдеггер («фундаментальная онтология») и другие. Особый интерес в современной философии вызывают онтологические проблемы сознания.

Карл Поппер сформулировал концепцию трёх миров: (1) мира физических объектов и состояний, (2) мира психических и ментальных состояний сознания и (3) мира объективного содержания мышления (сюда входят содержание научных гипотез, литературные произведения и другие не зависящие от субъективного восприятия объекты)[7].

Предмет онтологии[править | править код]

  • Основным предметом онтологии является сущее; бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной;
  • Реальность с позиции идеализма традиционно делится на материю (материальный мир) и дух (духовный мир, включая понятия души и Бога). С позиции материализма подразделяется на косную, живую и социальную материю;
  • Бытие как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию возможности в философии аристотелизма). В XX веке в экзистенциализме бытие интерпретируется через бытие человека, поскольку он обладает способностью мыслить и вопрошать о бытии. Однако в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек, как бытие, обладает свободой и волей.

Онтология в точных науках[править | править код]

В информационных технологиях и компьютерных науках под онтологией подразумевается явное описание множества объектов и связей между ними (концептуализация): англ. Ontology is the theory of objects and their ties[8].

Формально онтология состоит из

  • понятий, организованных в таксономию,
  • их определений,
  • правил вывода.

Типы онтологий[править | править код]

  • Мета-онтологии — описывают наиболее общие понятия, которые не зависят от предметных областей;
  • Онтология предметной области — формальное описание предметной области; обычно применяется для того, чтобы уточнить понятия, определённые в мета-онтологии (если используется), и/или определить общую терминологическую базу предметной области;
  • Онтология конкретной задачи — онтология, определяющая общую терминологическую базу, относящуюся к задаче или проблеме;
  • Сетевые онтологии — часто используются для описания конечных результатов действий, выполняемых объектами предметной области или задачи.

См. также[править | править код]

  • Метафизика
  • Научная картина мира

Примечания[править | править код]

  1. В. Соловьёв. Онтология // В. Соловьёв. Толковый словарь по философии.
  2. А. Л. Доброхотов. ОНТОЛОГИЯ // Новая философская энциклопедия, 2003.
  3. ↑ Онтология // Современный словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов.. — 4-е изд., стер.. — М.: Русский язык, 2001. — С. 424. — 742 с. — Доп, тираж 10 000 экз. — ISBN 5-200-02989-9.
  4. С.И.Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова.. — 4-е изд., дополненое. — М.. — 1996. — С. 874.
  5. ↑ Ontology | metaphysics (англ.), Encyclopedia Britannica. Дата обращения 27 июля 2018.
  6. Peter Øhrstrøm, Henrik Schärfe, Sara L. Uckelman. Jacob Lorhard’s Ontology: A 17th Century Hypertext on the Reality and Temporality of the World of Intelligibles (англ.) // Conceptual Structures: Knowledge Visualization and Reasoning. — Berlin, Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg, 2008-07-06. — P. 74–87. — ISBN 9783540705956, 9783540705963. — doi:10.1007/978-3-540-70596-3_5.
  7. Поппер К. Логика и рост научного знания — 1983 — с. 439—440.
  8. ↑ The Place of Ontology in Modern Philosophy. An Overview

Литература[править | править код]

  • Ажимов Ф. Е. Онтолого-метафизические проекты современной западноевропейской философии // Вопросы философии. — 2007. № 9.— С. 145—153.
  • Гартман Н. К основоположению онтологии / Пер. с нем. Ю. В. Медведева под ред. Д. В. Скляднева. — СПб.: Наука, 2003. — 639 с. — (Слово о сущем). ISBN 5-02-026827-5
  • Гайденко П. П. Понимание бытия в античной и средневековой философии // Античность как тип культуры. — М., 1988. — С. 284—307.
  • Губин В. Д. Онтология: Проблема бытия в современной европейской философии. — М., РГГУ, 1998. — 191 с.
  • Доброхотов А. Л. Онтология // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. — М., 1986.
  • Зунде А. Я. Метафилософский аспект античной «онтологии» // Античная философия: специфические черты и современное значение. — Рига, 1988. — С. 24—27.
  • Миронов В.В., Иванов А. В. Онтология и теория познания: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. — 447 с. ISBN 5-8297-0248-7
  • Молчанова А. А. «Онтология»: Как мы её понимаем? // Историко-философский ежегодник Хайдеггера ‘199. — М., 2010. — С. 117—126.
  • Новичева Ж.А., авт.-сост. Знание о Сущем. По трудам Т.Н. Микушиной — Омск, 2016. — раздел «Онтология», с. 35. ISBN 978-5-9907894-4-9
  • Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988. — 334 с.
  • Романенко Ю. М. Бытие и естество: Онтология и метафизика как типы философского знания. — СПб., 2003. — 779 с.
  • Рубашкин В. Ш., Лахути Д.Г. Онтология: от натурфилософии к научному мировоззрению и инженерии знаний // Вопросы философии. — 2005. — № 1. — С. 64—81.
  • Севальников А. Ю. Онтология Аристотеля и квантовая реальность // Полигнозис. — М., 1998. — № 4. — С. 27—43.
  • Сокулер Е. А. Семантика и онтология: к интерпретации некоторых моментов концепций Р. Карнапа и Л. Витгенштейна // Труды научно-исследовательского семинара Логического центра Института философии РАН. — М., 1999. — С. 49—59.
  • Черняков А. Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. — СПб., 2001. — 460 с. ISBN 5-900291-21-9
  • Шохин В. К. «Онтология»: рождение философской дисциплины // Историко-философский ежегодник ’99. — М., 2001. — С. 117—126.

Ссылки[править | править код]

  • Карнап Р. Эмпиризм, семантика и онтология
  • Куайн У. В. О. Онтологическая относительность
  • Онтология и гносеология в Электронной библиотеке по философии
  • Онтология и теория познания на портале «Философия в России»
  • «
  • Технологии применения онтологий
  • Учение о бытии (онтология)
  • Шухов А. Преонтологическая эпистемологическая ревизия
  • Питер ван Инваген, Метафизика from Stanford Encyclopaedia of Philosophy

Источник

Болезнь существует давно — со времени возникновения че­ловека. На сей счет имеются доказательства двоякого рода: априорные, т.е. не основанные на фактах, а базирующиеся на суждениях и умозаключениях; фактические (данные археологии и палеопатологии -изучение костей древнего человека и бальзамированных трупов
с обнаружением переломов, костных опухолей и т.д.).
Целый ряд племен в настоящее время еще находится на уровне развития каменного века и которые также имеют древние представления о болезни, включающие три компонента:
Магический (колдовство).
Религиозный. Болезнь — это результат действия раз­гневанного божества.
Эмпирический. Наблюдения и некоторые факты при­нимаются за существо болезни. Так возникло онтологическое представление о сущности болезни, которая
вызывается проникшим в организм человека каким-то существом.
Оно характеризовалось некоторой наукообразностью (счет чисел, расположение светил и т.п.). В период рабовладения болезнь связывали с неблагоприятным расположением светил, цифрой 13 и т.д. и считали, что болезнь является результатом разгневанного божества. Так, до настоящего времени сохранился термин «сглазить».
По мере развития культуры, особенно в древней Греции, письменности появляется новое представление о сущности болезни — гуморальное, основоположником которого явился Гиппократ. В основе его взглядов лежит философское учение Пифагора и Эпидокла. Они считали, что весь мир состоит из 4 элементов: воды, огня, земли и воздуха.
Гиппократ утверждал, что тело человека состоит из твердых частей (кости, жилы, сосуды) и жидких влаг(кровь, слизь, желчь черная и желчь желтая). Последние, передвигаясь и смешиваясь в теле человека, определяют все жизненные проявления и воздействуют на них. Он считал, что в строении человеческого тела существует незримая гармония, выражающаяся в правильном смешивании жидких влаг (кразис) организма, что характерно для здоровья. Нарушение правильного смешивания влаг (дискразия) приводит к болезни. Он считал, что человек обладает естественными силами, способными бороться против болезни. Природа, по мнению Гиппократа, стремится подавить болезнь, поэтому он призывал врача прежде всего помогать природе.
Положительное в учении Гиппократа:
Сохранилась до наших дней терминология, предложенная Гиппократом, (нефрит, пневмония и др.). Сохранились некоторые принципы лечения: кровопус­кание, дача слабительных, потогонных. Особое место в учении Гиппократа занимали его морально-этические установки — «клятва Гиппократа».
Канадский невропатолог и нейрохирург Пенфилд (1891-1976) издал книгу о Гиппократе, назвав ее «Факел». Одновременно с этим появилось другое направление, пред­ставители которого происхождение болезни ставили в связь с из­менением плотных составных частей человеческого тела. Его наз­вали солидарным. Оно возникло на основе атомистического учения Демокрита, по мнению которого, все тела, составляющие природу, включая и человека, состоит из атомов — мельчайших частиц. Болезнь же возникает как от изме­нения формы атомов, так и от неправильного расположения их. Безусловно, что приведенные взгляды на болезнь прими­тивны. Они не могли раскрыть сущность болезни и способствовать разработке эффективного лечения больных. Важно, что пред­ставители гуморального и солидарного направления связывали развитие болезни с материальными изменениями тела человека.
Известный римский врач и естествоиспытатель Гален (II век н.э.) создал новую теорию медицины, взяв самое существенное от Гиппократа и других видных медиков прошлого. Носителем жизни Гален считал пневму — жизненное начало, поступающее в организм с воздухом и проявляющееся в виде трех пневм: психической, находящейся в мозгу, жизненной в сердце и физической — в печени. Признавая 4 влаги по Гиппократу, Гален главное значение в возникновении болезни придавал изменениям крови. Он считал, что между структурой органа и его функциями имеется предустановленная гармония (элемент теологии), которая и нарушается при болезни. Эти взгляды на болезнь сохранялись на протяжении последующих 15 веков.
В период средневековья господствовали виталистические взгляды на болезнь, развивавшиеся на основе схоластических рассуждений, согласно которым особый вид жизненной силы «Архей», находящийся в желудке, — определяет борьбу организма с изменениями, вызванными болезнями. Медицина средневековья, вооруженная идеалистическими установками и оторванными от жизни представлениями, основанными на умозрительных рас­суждениях, оказывалась совершенно беспомощной в борьбе с различными заболеваниями.
Материалистические взгляды на болезнь в то время разви­вал выдающийся представитель медицины Востока Абу-Али Ибн-Сина — АВИЦЕННА (980-1037). У него были самые значитель­ные к тому времени труды по медицине и главным среди них был «Канон медицины», охватывавший вопросы анатомии, биоло­гии, физиологии, микробиологии и т.д. Он отдавал предпочте­ние наблюдению и опыту, проводя эксперименты, признавал влияние на организм факторов внешней среды. Он утверждал, что причинами ряда заболеваний являются мельчайшие не­видимые существа. Авиценна большое значение придавал типу телосложения человека и требовал индивидуального подхода к каждому больному, так как каждый человек, по его мнению, обладает своей особой природой.
Научное развитие медицины, и в частности нозологии, на­чалось в эпоху Возрождения. На прогресс медицины и формиро­вание представлений о болезни начинает сказываться влияние естественных наук; сначала химии, затем физики, а позднее ана­томии и физиологии. Тогда же возникают два направления в медицине:
1) ятрохимическое,
2) ятрофизическое.
Однако представления о сущности болезни оставались еще наивными. Родоначальник ятрохимического направления Парацельс развивал учение о химических элементах, которые он считал основой всего органического мира. Организм че­ловека, по его мнению, — это смесь различных химических веществ. Если соотношение их нормальное, то организм здоров; нарушение же химического равновесия вызывает болезнь.
По мнению представителей ятрохимического направления, болезни возникают вследствие изменения химического состава соков организма, в первую очередь, пищеварительных соков и крови. Ятрохимики, исходя из своих представлений о болезни, широко применяли химические вещества для лечения больных.
Представители ятрофизического направления развивали, механистические взгляды на болезнь. Они усматривали опреде­ленное сходство в работе машин и органов и систем человека. Например, работу сердца они сравнивали с работой насоса, легог с кузнечными мехами, пытаясь на основании законов физики объяснить состояние здоровья и болезни. Возникновение болезни они объясняли ограничением движения органов.
Исследования Везалия (1514-1564) в области анатомии, [боты Гарвея (1578-1657) по кровообращению и Мальпиги 628-1694) по капиллярному кровообращению оказали существенное влияние на развитие патологии и объяснение сущности болезни. Появилось анатомическое направление в изучении сущности болезни. На основании результатов анатомирования трупов людей, умерших от различных заболеваний, итальянский атом Морганьи (1728-1771) высказал мысль о связи болезней с атомическими изменениями, обнаруженными в органах. Свои взгляды на сущность болезни он изложил в книге «О сидалищах и причинах болезни» (т.е. о локализации и причинах болезней), Морганьи по существу является родоначальником современной патологической анатомии, поскольку связывал сущность болезни структурными изменениями в органах.
Его учение продолжил Биша (1771 -1802), достаточно подробно для того времени описавший патологоанатомические и микроскопические изменения органов людей, умерших от различных болезней. Установление связи между болезнью и морфологическими изменениями в органах для того времени было весьма прогрессивным. Эти работы явились началом органолокалистического направления в медицине.

Другие новости по теме:

    Автор: Admin | Добавлено: 13-09-2012, 13:57 | Комментариев (0)

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Источник

    Для таких же начинающих, в онтологиях, как и я, а так же для тех, кто хочет начать, для тех, кто задаётся вопросом, что это, с чем это едят и с чего начать, предлагаю начинать с того, с чего начал и я, а именно:

    1. Терминология онтологий, которая позволит вам понимать смысл терминов использующихся в статье и лекции
    2. Статья Ontology Development 101: A Guide to Creating Your First Ontology за 2001 год, являющаяся базовой статьёй для всех, кто начинает заниматься онтологиями, а так же её перевод на русский язык с сайта Международный форум «Образовательные технологи и общество. Недостатком статьи является не слишком удачный пример онтологии с вином
    3. Лекция Онтология и представление знаний от lektorium.tv упоминавшаяся тут. По моему мнению это как раз именно то, что надо, для преставления того, что такое онтологии и для чего это нужно. Кроме того в лекции приводится очень много полезной информации по уже имеющимся проектам, инструментарию, сферам применения и прочее.

    И в качестве вводного курса копипаста из перевода на русском языке для поднятия интереса к этой теме.

    За перевод спасибо неизвестному переводчику Филяеву А.И.

    В будущем, надеюсь, продолжу данную тему по мере освоения материала и получения новых знаний.

    Зачем создавать онтологию?

    В последние годы разработка онтологий — формальных явных описаний терминов предметной области и отношений между ними (Gruber 1993) – переходит из мира лабораторий по искусственному интеллекту на рабочие столы экспертов по предметным областям. Во всемирной паутине онтологии стали обычным явлением. Онтологии в сети варьируются от больших таксономий, категоризирующих веб-сайты (как на сайте Yahoo!), до категоризаций продаваемых товаров и их характеристик (как на сайте Amazon.com). Консорциум WWW (W3C) разрабатывает RDF (Resource Description Framework) (Brickley and Guha 1999), язык кодирования знаний на веб-страницах, для того, чтобы сделать их понятными для электронных агентов, которые осуществляют поиск информации. Управление перспективных исследований и разработок министерства обороны США (The Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA) в сотрудничестве с W3C разрабатывает Язык Разметки для Агентов DARPA (DARPA Agent Markup Language, DAML), расширяя RDF более выразительными конструкциями, предназначенными для облегчения взаимодействия агентов в сети (Hendler and McGuinness 2000). Во многих дисциплинах сейчас разрабатываются стандартные онтологии, которые могут использоваться экспертами по предметным областям для совместного использования и аннотирования информации в своей области. Например, в области медицины созданы большие стандартные, структурированные словари, такие как snomed (Price and Spackman 2000) и семантическая сеть Системы Унифицированного Медицинского Языка (the Unified Medical Language System) (Humphreys and Lindberg 1993). Также появляются обширные общецелевые онтологии. Например, Программа ООН по развитию (the United Nations Development Program) и компания Dun & Bradstreet объединили усилия для разработки онтологии UNSPSC, которая предоставляет терминологию товаров и услуг (https://www.unspsc.org/).

    Онтология определяет общий словарь для ученых, которым нужно совместно использовать информацию в предметной области. Она включает машинно-интерпретируемые формулировки основных понятий предметной области и отношения между ними.

    Почему возникает потребность в разработке онтологии? Вот некоторые причины:
    Для совместного использования людьми или программными агентами общего понимания структуры информации.

    • Для возможности повторного использования знаний в предметной области.
    • Для того чтобы сделать допущения в предметной области явными.
    • Для отделения знаний в предметной области от оперативных знаний.
    • Для анализа знаний в предметной области.

    Совместное использование людьми или программными агентами общего понимания структуры информации является одной из наиболее общих целей разработки онтологий (Musen 1992; Gruber 1993). К примеру, пусть, несколько различных веб-сайтов содержат информацию по медицине или предоставляют информацию о платных медицинских услугах, оплачиваемых через Интернет. Если эти веб-сайты совместно используют и публикуют одну и ту же базовую онтологию терминов, которыми они все пользуются, то компьютерные агенты могут извлекать информацию из этих различных сайтов и накапливать ее. Агенты могут использовать накопленную информацию для ответов на запросы пользователей или как входные данные для других приложений.
    Обеспечение возможности использования знаний предметной области стало одной из движущих сил недавнего всплеска в изучении онтологий. Например, для моделей многих различных предметных областей необходимо сформулировать понятие времени. Это представление включает понятие временных интервалов, моментов времени, относительных мер времени и т.д. Если одна группа ученых детально разработает такую онтологию, то другие могут просто повторно использовать ее в своих предметных областях. Кроме того, если нам нужно создать большую онтологию, мы можем интегрировать несколько существующих онтологий, описывающих части большой предметной области. Мы также можем повторно использовать основную онтологию, такую как UNSPSC, и расширить ее для описания интересующей нас предметной области.

    Создание явных допущений в предметной области, лежащих в основе реализации, дает возможность легко изменить эти допущения при изменении наших знаний о предметной области. Жесткое кодирование предположений о мире на языке программирования приводит к тому, что эти предположения не только сложно найти и понять, но и также сложно изменить, особенно непрограммисту. Кроме того, явные спецификации знаний в предметной области полезны для новых пользователей, которые должны узнать значения терминов предметной области.

    Отделение знаний предметной области от оперативных знаний – это еще один вариант общего применения онтологий. Мы можем описать задачу конфигурирования продукта из его компонентов в соответствии с требуемой спецификацией и внедрить программу, которая делает эту конфигурацию независимой от продукта и самих компонентов (McGuinness and Wright 1998). После этого мы можем разработать онтологию компонентов и характеристик ЭВМ и применить этот алгоритм для конфигурирования нестандартных ЭВМ. Мы также можем использовать тот же алгоритм для конфигурирования лифтов, если мы предоставим ему онтологию компонентов лифта (Rothenfluh et al. 1996).

    Анализ знаний в предметной области возможен, когда имеется декларативная спецификация терминов. Формальный анализ терминов чрезвычайно ценен как при попытке повторного использования существующих онтологий, так и при их расширении (McGuinness et al. 2000).

    Часто онтология предметной области сама по себе не является целью. Разработка онтологии сродни определению набора данных и их структуры для использования другими программами. Методы решения задач, доменно-независимые приложения и программные агенты используют в качестве данных онтологии и базы знаний, построенные на основе этих онтологий. К примеру, в этой статье мы разрабатываем онтологию вин и еды, а также подходящие комбинации вин и блюд. Затем эту онтологию можно будет использовать как основу для приложений в наборе инструментов для управления рестораном: Одно приложение могло бы составлять список вин для меню на текущий день или отвечать на запросы официантов и посетителей. Другое приложение могло бы анализировать инвентарный перечень винного погреба и предлагать категории вин для пополнения и конкретные вина для закупки к следующим меню или для поваренных книг.

    Источник