Что такое женская болезнь в старину

Что такое женская болезнь в старину thumbnail

А знаете ли вы, как наши предки называли кашель или понос? Оказывается, привычные заболевания раньше называли иначе.

Антонов огонь — омертвение тканей, или гангрена. Заболевание сопровождалось жгучими болями в конечностях, зуде и онемением. Люди думали, что избаваться от недуга помогают мощи святого Антония — христианского отшельника. Даже появился монашеский орден святого Антония, который специализировался на исцелении от этой болезни.

Что такое женская болезнь в старину

Почесуха — чесотка, зуд. У больного почесухой появляются на коже мелкие узелки с размером с булавочную головку. Помимо постоянного зуда у людей  поднимается температура и появляется головная боль. Обычно этим недугом страдают дети и пенсионеры.

Что такое женская болезнь в старину

Падучая – эпилепсия. Это хронические заболевание, проявляющееся в предрасположенности организма человека или животного к внезапному возникновению судорожных приступов. Древние греки объяснили эпилепсию божественным вмешательством и называли ее Геркулесовой болезнью, божественной болезнью.

Что такое женская болезнь в старину

Колченогий — заболевание ног, при котором люди хромали и ходили с костылем.

Что такое женская болезнь в старину

Капкан для ног, или королевская болезнь — подагра. Нарушение обмена веществ с повышением содержания мочевой кислоты в крови и отложением ее солей. Однако заболевание может постепенно поражать не только суставы ног, но и органы человека. Высокая концентрация мочевой кислоты появляется из-за курения, гормонального нарушения, потери веса и длительного приема мочегонных средств.

Что такое женская болезнь в старину

Вороньи сапоги — трещины на ступнях. Такое заболевание врачи рекомендуют сразу лечить из-за риска попадания грибка и болезнетворных бактерий. Сопровождается болезнь зудом, неприятным запахом, жжением и дискомфортом.

Что такое женская болезнь в старину

Щипица – бородавка. Чаще всего она появляется на подошвенной части ступни или ладонях. Считается, что щипица появляется из-за вируса папилломы в человеке. При постоянном контакте бородавки с обувью больной ощущает дискомфорт.

Что такое женская болезнь в старину

Грудная жаба – стенокардия. Представляет собой болевой синдром в области сердца из-за недостаточного кровообращения сердечной мышцы. Боли появляются за грудиной, в центральной части грудной клетки в области расположения сердца. Ее можно описать как ощущение жжения, сдавливания, сжатия и боли. Стенокардия проявляется при ишемической болезни сердца.

Что такое женская болезнь в старину

Морской скорбут  – цинга. Острый недостаток витамина С приводит к нарушению синтеза коллагена и соединительной ткани и кровоточивости десен. Первое упоминание о болезни появилось во время крестовых походов. От цинги погибло около миллиона моряков. Чтобы излечиться от недуга, капитан Кук, находясь на корабле, изготавливал еловое пиво с сахаром с целью борьбы с цингой.

Что такое женская болезнь в старину

Перхуй – кашель с отдышкой. Кашель может стать симптомом к различным заболеваниям, начиная от простуды и заканчивая туберкулезом. По своим характеристикам кашель может быть сухим и не сопровождаться отделением мокроты и мокрым, влажным, протекающим с отхождением мокроты.

Что такое женская болезнь в старину

Червуха – понос (диарея), патологическое нарушение стула. Учащенная дефекация – 3 и более раз и изменение каловых масс. Обычно понос сопровождается сильными болями в животе, анальным недержанием и резкими позывами в туалет.

Что такое женская болезнь в старину

Грудница — мастит, воспаление молочной железы у женщины. Чаще всего заболевание возникает у женщин в возрасте 15-45 лет из-за грудного вскармливания. Также мастит может появиться на фоне гормонального расстройства.

Что такое женская болезнь в старину

Сучье вымя – гидраденит. Острый воспалительный процесс в области потовых желез.  Болезнь возникает  при ослабленном иммунитете, заболеваниях эндокринной системы, ожирении и других факторах.

Что такое женская болезнь в старину

Жижка — прыщ на губах и языке.

Что такое женская болезнь в старину

Источник

Большая часть последних взята из народных говоров русского населения Поволжья, меньшая – из других местностей. Некоторые названия заимствованы из старинных травников и лечебников.

Очи – глаз. Например: “Очи помутились, разболелись, преют”.

Подочи (под-очи) – нижние веки (в старинных лечебниках).

Дыхало – гортань.

Скула – верхняя челюсть.

Салазки – нижняя челюсть. Например: “Ему свернули салазки”.

Чушка – подбородок

Жабры или зебры – подчелюстная область.

Пазуха – область груди; под пазухой – в подмыш-ковой ямке.

Титьки, сиськи – женские груди.

Зашей, загривок, выя – заднешейная область.

Вздохи – боковые области груди; под вздохами – подреберные области.

Под сердцем, у сердца – подложечная область. Например, часто в русских деревнях жаловались доктору: “Под сердце подкатило”.

Крыльца – лопатки.

Становая жила, кость, хребет – позвоночник.

Брюхо, чрево, утроба – брюшная полость со включением желудка и кишок. “Брюхо болит”, “Утробу смыло” – понос;

“Надмение чрева” – вздутие живота (по старинным лечебникам).

Стегно – пах.

Плючи – легкие (в старинных лечебниках).

Ляшки, ляжки – внутренние, мягкие части бедра (от ст. “лядвеи”).

Голяшки – голени.

Зев – рот.

Хвостик – копчик.

Персты – пальцы.

Козонки – пястные, плюсневые кости и фаланги, по сходству с кознами (бабками) животных.

Хода – стопа.

Вертлюг – сустав.

Мослы – кости.

Водяной проход – мочевые пути (в старинных лечебниках).

Лихарь, мехирь, фирс – мужской половой член (по старинным лечебникам).

Плешь, плюшка – головка полового члена.

Шулята, ядра – семенные железы.

Золотник, матица, дна, нутро – матка (в старинных травниках и заговорах).

Мясные ворота – влагалище.

Луна или луно – наружные половые органы женщины (в старинных лечебниках и заговорах).

Затвора – половые губы (там же).

Гузно, гузнышко – задница.

Гузенная кишка – прямая кишка.

Жилами называются как кровеносные сосуды (“жилы кровавые”), так и сухожилия (“жилы свело”).

Руда – кровь, “метать или отворять руду” – пускать кровь.

Поджилки – подколенные ямки.

Брюховица – желудок (редко).

Плот – мужское семя.

Крови, временное, цвет – месячные.

Родимицкое место – послед (в старинных лечебниках).

Селезень – селезенка.

Болезнь вообще в народных говорах называется “недугом, немощью, скорбью, болестью, хворью, хворобой”.

Барин – чирей (см. “князь”).

Банная нечисть, банный прилеп – сыпь на теле, происходящая от заражения в банях.

Болячки – небольшие язвы, особенно покрытые струпьями.

Болячки гниючие – язвы на ногах.

Болячки от лежания – пролежень.

Болячка моровая – чумной бубон.

Бышиха, башиха – рожа.

Весеница – цинга.

Волос, волосатик – язвы, сопровождающиеся омертвением клетчатки, выходящей в виде волокон, шнурков и т. п.

Вздымание, или надмение, чрева – вздутие живота (в старинных лечебниках).

Вихлец – понос.

Витряной перелом – острый суставной ревматизм.

Ворогуша – лихорадка, от слова “ворог” – враг.

Воспа – оспа.

Восца – зуд.

Врек – болезнь или несчастье, приключившееся человеку или скотине от чужих слов, от недоброй похвалы.

Вырождение пупа – пупочная грыжа.

Гнетеница, гнетуха – лихорадка.

Гнилицы – омертвелые язвы.

Головник – головные боли, соединенные с гноетечением из ушей.

Гостья – лихорадка.

Горлянка, горнуха – горловые болезни вообще.

Грыз – боли, имеющие рвущий, грызущий характер.

Грудница – болезни женских грудей вообще.

Гуньба – молочница во рту детей.

Давушка – дифтерит.

Добрая, добруха – лихорадка.

Дрянь – гноетечение,

“дрянь идет” – течет гной.

Душу мутит, с души тянет или воротит – тошнит.

Жажа, изгага – изжога.

Жаба – болезни сердца.

Жабка – ангина.

Желуница или желтуница, желтетка, желтая немочь – желтуха.

Жемчужная болезнь – подагра.

Живот опустился – опущение матки.

Жижка – прыщ на губах и языке.

Закожник – чирей. Заметуха – понос.

Заноготница, ногтовидица – ногтоеда.

Захват рук – острое воспаление кожи, развивающееся на кистях рук во время жатвы, в сильную жару.

Запорище – продолжительный запор.

Запор водяной – задержание мочи.

Запор нутряной или чревной – запор собственно.

Злая корча – судорожная форма отравления спорыньей.

Злые волосы – неправильный рост ресниц.

Змеиный пострел – сибирская язва.

Знобуха – лихорадка.

Зуда, зудиха – чесотка.

Игрец – истерия, кликушество.

Икота – истерия, икотница – страдающая истерией.

Кила – грыжа, а также и другие опухолевидные болезни.

Кликуша, кликушество – истеричка, истерия.

Князь – чирей. Например: “У него князь на затылке сел”.

Колотье – колющие боли различного происхождения.

Короста – струп.

Корчи – судороги.

Корюха – корь.

Крикливцы, криксы – различные детские болезни, сопровождаемые криками, особенно по ночам.

Крови – маточные кровотечения.

Кума, кумоха – лихорадка.

Лентовик – глисты.

Летячий огонь – рожа.

Летячка – ветреная оспа.

Личная нечистота – различные сыпи и пятна на лице.

Лихой – нарыв на пальце.

Ломотная немочь – подагра.

Моровая язва – чума.

Мыт – понос. При сильных поносах у людей говорят: “Его совсем смыло”.

Мясо дикое – избыточные, грибовидные грануляции.

Нажим – твердая мозоль.

Навья, или могильная, косточка – небольшие круглые опухоли на сухожилиях рук.

Надсадиться, надорваться, надсада – сильно растянуть, надорвать мышцы, при поднятии тяжести.

Намока – насморк.

Невстаниха, нестоиха – мужское бессилие.

Норицы – глубокие язвы на голени.

Ночница – бессонница, с глазу или переговору (Орловская губерния).

Нутрец – кашель с одышкой.

Нырок – опускной, натечный нарыв.

Обаяние – галлюцинации.

Обкладки – дифтерит.

Облив – сплошная сыпь на лице.

Обнос – головокружение, “голову обносить”.

Огневица, огневая, огнева, огневка – горячка.

Оговор – болезнь, напущенная словами, недобрыми или не в пору сказанными.

Огонь, огники – красные пятна, преимущественно на лице.

Озевя – порча, озывать – испортить (от слова “зев” – рот).

Озноблины – обморожения.

Озыл; озынить – сглаз, сглазить.

Окорм – отравление каким-либо ядом, боль под ложечкой.

Опор – поясничные боли.

Опышка – одышка.

Осуда – сглаз, осудить – сглазить.

Оток – отек, опухоль какой-либо части тела.

Отер – ссадины на ногах.

Полянка – горячка.

Пежины на теле, лягушки, матежи – темные пятна на коже.

Переполох – испуг и болезни, от него происходящие.

Перелог – задержание мочи (в старинных лечебниках).

Перхать – кашлять.

Перхуй – кашель.

Подрожье – лихорадка (от глагола “дрожать”).

Полежка – различные горячечные болезни.

Порча – болезнь, насланная злым человеком, колдуном.

Преют очи – воспаление век, сопровождающееся краснотой, припухлостью и слезотечением.

Призор, прикос – болезни от сглаза.

Притка – болезнь, передаваемая прикосновением (от слова “приткнуть”).

Почесуха, почесуньки – зудящая сыпь.

Пуп опустился – боли в животе из-за поднятия больших тяжестей, надрыв пучков брюшных мускулов.

Пыхота – удушье.

Развязался сустав – растяжение сустава.

Расслабленная немочь – паралич (в старинных лечебниках).

Расселины – трещины на коже.

Расперица или расперстица – различные воспалительные процессы между пальцами рук и ног.

Рватва – рвущая боль.

Родимец., – судорожные припадки у детей.

Садно – ссадина.

Свербеж, свербота, свербячка, свороба – зуд, чесотка.

Сглаз – болезни, происходящие от действия дурного, злого глаза.

Сибирка – сибирская язва.

Собачья немочь или собачья старость – сильное изнурение у детей, при котором лицо их принимает старческий вид.

Спящая немочь – летаргия.

Стрелы – стреляющие боли.

Студеница, студенка – лихорадка.

Сухие крылья – упорные боли в груди. Объясняют в народе тем, что на спине, в “нутро”, в “мясо” растут такие крылья, которые причиняют боли. Их обламывают, для чего больного кладут на брюхо и лекарка начинает двумя пальцами щупать кожу пониже лопаток и по всей спине, стараясь каждый раз защипнуть. Операция повторяется несколько дней с промежутками, вследствие чего вся кожа покрывается кровоподтеками. Многие крестьяне, испытавшие этот способ лечения, уверяли этнографов, что он излечивает всякую боль в груди.

Сучье вымя – множественные чирьи в подмышке.

Татарская оспа – сифилис.

Типун – болезненные нарывы на языке.

Туск – помутнение роговицы.

Удушье – различные болезни легких, сопровождающиеся затрудненным дыханием.

Уроки, съурочить – с завистью похвалить что-либо, пожелать чего-либо.

Усов, у совье, у совья – колотье в спине.

Утин – боль в пояснице.

Холодячка – чахотка.

Худая боль, дурная, французская болезнь – сифилис.

Худоба, сухотка – истощение.

Цимер головной – мигрень.

Чересленицы – различные боли в животе.

Черная немочь, падучая болезнь, падучка – эпилепсия.

Черная смерть, моровая язва – чума.

Чижи – кондиломы. Например: “У него чижи, – петь не поют, а спать не дают”.

Шат – обморок, головокружение (от глагола “шатать”).

Щемота – щемящие боли.

Щетинки – волосы на спине новорожденных, которые своим присутствием вызывают зуд, отчего сон детей становится беспокойным.

Щипица – бородавка.

Щипота – щиплющие боли.

При изучении этого списка во многих случаях становятся понятными основания, руководясь которыми, наш народ давал свои, весьма меткие, названия той или другой болезни. Так, названия болезням давались: по причинам их происхождения – например, озноблины, оговор, от-яго – от злого духа; по частям тела, пораженным болезнью, – например, горлянка, головник, грудница; по симптомам болезни – например, трясовица, знобуха по времени появления болезни – например, весеница, ночник, по сходству болезни или припадков ее с какими-либо предметами – например, волос, щетинки по названиям духов, производящих болезни, – например, ворогугиа.

Причины болезней, по народным воззрениям, можно разделить на две категории:

– причины естественные, то есть видимые, осязаемые и потому понятные народу;

– причины невидимые, непонятные, а потому – таинственные сверхъестественные.

Остановимся сначала на первой категории болезнетворных причин. Между ними чуть ли не главную роль играют животные паразиты. Но список паразитов, которые могут обитать в человеческом теле, по народному мнению, гораздо обширнее того, который принимается наукой. Так, русский народ не сомневается в возможности паразитирования в организме: “волосатиков”, так называемых “зубных червяков”, различных насекомых и мелких животных – например тараканов, сверчков, мокриц, уховерток и даже жаб и змей.

Волосатику “приписывались” все язвы, особенно на нижних конечностях. Поверье о волосатиках, или волоснях, проникающих в человеческое тело и вызывающих нарывы и язвы, было широко распространено по всей России.

Наиболее часто встречаемый способ лечения застарелых язв состоит в “выливании волосатиков” щелоком, или местных щелочных ваннах, причем иногда перевязывали ноги или руки выше язвы ржаными колосьями, с целью помешать паразиту проникнуть далее в тело.

Само “выливание волосатика” производится знахарем следующим образом. Берут пригоршни печной золы чистой или с примесью различных вяжущих средств, например черемуховой коры, кладут ее в небольшую кадочку или ведро, заливают кипятком и оставляют стоять до тех пор, пока полученный таким образом “щелок” не остынет настолько, что “тело может его терпеть”. Тогда этим щелоком медленно обливают язву или погружают в раствор (настой) больную часть тела и держат там, пока настой совершенно не остынет. Волосни при этом “выпадают” из язвы и погибают в щелоке. Во время этой процедуры в помещении, где она производится, должна быть полная тишина, вероятно, чтобы шумом не испугать выползающих волосатиков.

Науке известен этот “таинственный” волосатик. Это Hцrdens aqaticus – один из видов круглых глистов, обитающих в воде, водится во всей средней России, живет в ручьях и маленьких речках, достигает до 15 сантиметров в длину, толщина его в два-три раза превышает лошадиный волос. Он серого цвета и никаких органов, которыми он мог бы пробуравливать покровы человеческого тела и проникать в толщу тканей, не имеет.

Однако, по народному убеждению, наглядные и неопровержимые доказательства присутствия волосатиков в телах больных дает зола, остающаяся на дне ванны или корыта, в которой заметны различные волоски, под микроскопом оказывающиеся шерстинками или ниточками.

Источник

Веками причудливые женские капризы, перепады настроения и апатию объясняли то колдовством, то бесами, то природной ущербностью. До Зигмунда Фрейда никто толком не пытался разглядеть за симптомами реальное заболевание, а потому женщин, чье поведение не укладывалось в рамки, предлагали «очищать» от скверны путем изгнания злых духов, церковными обрядами и даже огнем.

В настоящее время заключения «истерия» уже не встретишь, однако в XIX веке это был один из самых популярных женских диагнозов. «Бешенство матки» беспокоило еще древних врачей: именно этот орган считали ответственным за многие женские расстройства.

Упоминание о расстройствах матки встречаются еще в трактатах Древнего Египта, однако тогда это считалось симптомом скорее половой распущенности. В качестве метода лечения предлагалось окуривать орган благовониями и употреблять внутрь деготь.

Впервые об истерии заговорил Гиппократ, он и ввел в оборот это слово. По-гречески «истерия» значит «матка». Ученый считал, что женский организм страдает из-за «блужданий» матки по организму: если у дамы наблюдались циклические сбои, он списывал это на перекрытие шейки или «выпадение» части вагины.

В итоге, как полагал Гиппократ, матка буквально перемещалась по организму и могла оказаться в легких и даже в мозге. Все это могло вызывать, по мнению философа, в том числе психические расстройства вроде постоянной навязчивой тревоги.

Способ избавиться от расстройства по Гиппократу сводился к тому же, что и в Древнем Египте: принимать вещества, способные «вернуть» матку на место, и делать ингаляции пахучими составами. Помимо этого, Гиппократ советовал молодым девушкам выходить замуж и наслаждаться интимной жизнью.

Платон же полагал, что основной причиной «бешенства» женского репродуктивного органа является недостаточно активная половая жизнь и невозможность зачать. Некоторые философы предлагали женщинам лечиться от, как ее еще называли, «меланхолии матки», методом Диониса: участвуя в оргиях и попивая вино.

Древние римляне несколько продвинулись в вопросе изучения расстройств, вызванных нарушениями функционирования матки. Древнегреческий ученый Соран Эффеский, трудившийся в Риме, выдвинул предположение, что матка — это все-таки неподвижный орган, а истерия вызывается ее спазмами.

Римляне считали, что корень проблем с маткой лежит также в области половой жизни и сексуальных расстройств.

Средневековье, где практически любой недуг пытались исцелить с помощью религиозных практик, не могло оставить без внимания женщин, чье поведение считалось ненормальным. К «ненормальностям» относили слишком бурное проявление чувств, судороги, припадки. Именно в это время родилась концепция, что подобные расстройства напрямую связаны с бесовщиной.

Женщины, признанные «истеричками», считались ведьмами, способными наслать болезнь, проклятье или лишить мужчину его половой силы. Как обращались в Средние века с теми, кого подозревали в колдовстве, хорошо известно — на костер, и дело с концом.

В других случаях священники проводили обряды экзорцизма, пытаясь изгнать бесов из матки. Это было особенно популярно среди пожилых, овдовевших и одиноких женщин.

Знаменитый ученый эпохи Возрождения Парацельс доказал, что истерия относится к душевным заболеваниям и не имеет демонической природы. Новыми методами лечения недуга стали пиявки и банки, которые ставили на низ живота.

В это же время ученые мужи выдвинули предположение, что истерия — болезнь, преследующая женщин скорее из высшего света, нежели бедных и незнатных дам. Настоящий прорыв произошел уже в начале XVII века, когда было признано, что истерия может проявляться как у женщин, так и у мужчин и даже детей.

Кроме того, считали, что заболевание имеет в том числе эмоциональную природу, а не связано лишь с физиологией.

В Викторианскую эпоху истерия была чрезвычайно расхожим диагнозом. Врачи предлагали множество решений проблемы: во-первых, удаление половых органов, как самой матки, так и клитора. Нет гениталий — нет проблем, полагали эскулапы второй половины XIX века.

Еще одним методом был электрический ток, применявшийся к пациенткам. Наконец, возможно, самым популярным средством был прямой массаж половых органов, который способствовал сексуальной разрядке женщины.

До определенного времени наука не признавала, что прекрасный пол способен получать от половых сношений удовольствие, однако впоследствии этот миф был развеян. Поначалу доктора проводили сеансы, пользуясь непосредственно руками, однако уже в 1882 году свет увидел и первый вибратор, работающий от электричества.

Изобретение завоевало необычайную популярность, его покупка не считалась чем-то зазорным, так как приспособление проходило по разряду фактически медицинских инструментов.

Известный французский врач-психиатр, один из учителей Фрейда, Жан Шарко, перевел истерию в разряд психический заболеваний, отрицая их неврологическую подоплеку. Шарко был одним из первых, кто придумал лечить пациенток гипнозом.

Доктор опробовал свои методы на постояльцах лечебницы, куда помещали женщин с подобным диагнозом. Шарко установил, что они не имели каких-либо заболеваний мозга или других серьезных физиологических отклонений.

Ему удалось продемонстрировать, как пациентки под гипнозом провоцировали характерные симптомы истерии и как потом возвращались обратно в нормальное состояние. Шарко считал, что одним из важнейших этапов исцеления является глубокая уверенность больного в том, что он способен выздороветь.

Зигмунд Фрейд пошел дальше Шарко. Довольно быстро разочаровавшись в гипнозе как методе лечения истерии, он стал применять психоанализ. Фрейд был убежден, что мужчины страдают от схожего недуга не меньше женщин.

Корнем проблемы он видел подавленные сексуальные желания и детские фантазии. Фрейд перевел истерию в разряд заболеваний, вызванных исключительно психическими переживаниями, отрицая тем самым все предыдущие теории о физической неудовлетворенности как первопричине.

По его мнению, пациент, страдающий истерией, неспособен к зрелым отношениям, его либидо не развилось в полной мере, оставив его зародышем в сексуальном плане.

В годы Первой и Второй мировой многие европейские доктора отмечали, что количество пациентов с диагнозом истерия значительно возросло. Притом она активно поражала и мужчин: истерия могла быть спровоцирована страхом смерти и вызывала паралич и тошноту.

Было отмечено, что после окончания Первой мировой многим молодым людям с прекрасной и чистой до той поры медицинской картой заболеваний ставили такой диагноз. Исследования, проведенные в Индии в 1950-м году, показали, что у 57% пациентов, каждый из которых состоял на службе в армии в 40-х, была выявлена такая болезнь.

Аналогичный эксперимент с бывшими британскими солдатами выявили истерию в 24% случаях и тревожные расстройства — в 50%. Тем не менее после 50-х годов картина переменилась: был зафиксирован заметный спад, истерию диагностировали все реже. К 1978-м году количество таких пациентов сократилось на две трети.

Постепенно диагноз истерия вовсе исчез из списка заболеваний: его заменили более широкие понятие вроде депрессии и нервного расстройства или расстройства личности.

Видео дня. Парапланерист зацепился за ЛЭП

Источник