Что за болезнь была у шумана

Что за болезнь была у шумана thumbnail

(Начало здесь) Роберт Шуман боролся за свою невесту четыре года. Еще дважды он делал предложение любимой и дважды отец Клары отвечал отказом. Наконец, утомленные безнадежностью ситуации, влюбленные решились на крайний шаг. Это им посоветовала сделать мать Клары, знавшая, что с Фридрихом спорить бесполезно. Единственный способ – обращение в суд. Только он мог вынести решение о заключении брака без согласия отца.

Процесс длился тринадцать месяцев, Фридрих Вик делал все, чтобы оттянуть решение суда как можно дальше, не гнушаясь ложью и откровенной клеветой на Роберта Шумана. Но, в конце концов, суд признал отсутствие веских причин для отказа молодым венчаться, одновременно приняв решение, заключить Вика под арест на восемнадцать суток за клевету.

Наконец, влюбленные 12 сентября 1840 года венчались в маленькой сельской церкви. Для Роберта Шумана, страстно влюбленного в свою жену, начался самый плодотворный творческий период его жизни. К этому его толкала и необходимость содержать семью, в которой скоро стали появляться один за другим дети.

За 14 лет совместной жизни Клара родила восемь детей, последний из которых родился, когда Роберт был уже безнадежно болен и находился в психиатрической лечебнице. Он так и не увидел своего последнего сына. Клара с самого начала взяла на себя все заботы о детях и семье, став посредником между мужем и внешней обыденностью, к которой Роберт Шуман был совершенно не приспособлен. Когда Клара уезжала на гастроли он быстро впадал в депрессию и начинал пить, и снова оживал, когда она возвращалась.

Роберт был глубоко начитанным и образованным человеком с тонкой и пылкой поэтической душой, глубоким интеллектом и литературным даром. В юности, делая выбор между литературой и музыкой, он сначала склоняется к поэзии

и с упоением пишет один за другим стихи, романы, трагедии, увлекается Шиллером, Байроном, Жан Полем, но музыка берет верх. И вскоре снова выбор – между юриспруденцией и музыкой, прозой и поэзией, где все-таки побеждает музыка, но он не оставляет и литературных трудов.

Даже находясь в больнице, Шуман мечтает издать литературный сборник, собрать в нем свои стихи, статьи о музыке и музыкантах. За несколько лет до женитьбы он, вместе с друзьями-соратниками, учредил «Новую музыкальную газету»,

в которой в течение десяти лет, с 1834 по 1844 год, постоянно публиковал под разными псевдонимами свои критические музыкальные статьи, поддерживая молодых музыкантов, с юмором и сарказмом критикуя старую гвардию с их устаревшими музыкальными пристрастиями. С юношеским максимализмом и полный романтических ожиданий, он пишет:

«Назначение юности заключается в том, чтобы расцепить старое время, которое еще тысячью звеньев держится за прошлое столетие. Одной рукой молодежь разъединяет цепь, другой указывает на будущее, где она станет господствовать в новом царстве, которое, как рай Магомета, обвито чудными алмазными нитями и хранит в своих недрах чуждые, невиданные еще вещи, о которых нам уже сообщал Бетховен, и повторил светлый юноша Шуберт своим детским, умным, сказочным языком».

Газета быстро приобрела популярность и известность. Ее ждали, обсуждали, а молодой Шуман стал известен всем любителям музыки больше как редактор и постоянный автор новомодной газеты, чем как композитор. На его музыкальный композиторский гений мало кто обращал внимание, тем более, что, будучи очень щепетильным, он избегал обращаться за помощью к друзьям.

Единственной в то время почитательницей его музыкальных произведений, часто и много их исполнявшей, была любимая жена — Клара Вик-Шуман. Но такая ситуация после женитьбы стала его напрягать, потому что самым лучшим способом стабилизировать финансовое положение семьи могла быть только популяризация его как композитора,  печать и исполнение его музыкальных сочинений.

Их к тому времени накопилось немало. Уже был написан блистательный, задорный и веселый «Карнавал», в котором Роберт Шуман впервые в истории музыки проявил себя как блестящий знаток разных композиторов, представивший каждого из них под видом масок, но с характерным для каждого стилем.

Там же он создает музыкальную линию Клары Вик под маской Киарины, а также — марш нового музыкального братства – Давидсбюндлеров –  союзников царя Давида, духовно близких друг другу. После «Карнавала» он пишет сонату, которую посвящает Кларе от имени Эвсебия и Флорестана, под чьими именами Шуман публиковался в своей газете.

Их музыкальные линии — диаметрально противоположны, как и в статьях. Эти персонажи противопоставлялись друг другу, хотя в том и другом случае это был один человек. Биполярность была характерной чертой Роберта Шумана: один — Эвсебий – мягкий, интеллигентный и терпеливый, другой – Флорестан – резкий и саркастичный. Раздвоение личности плохо кончилось для Шуберта.

В 1838 году, когда Клара дала согласие на брак, Роберт пишет цикл «Детские сцены», в котором воплотил свои детские воспоминания и грёзы. Позднее это произведение вдохновит Чайковского на «Детский альбом». Для создания благоприятного имиджа в 1840-м году он обращается в Лейпцигский университет с просьбой присвоить ему титул доктора философии, что и было незамедлительно сделано.

Брак с Кларой оказался очень счастливым и придал творчеству Шумана новый импульс. В год бракосочетания под воздействием всех событий композитор создает замечательный цикл из 138(!) песен, в числе которых любимый многими  «Любовь и жизнь женщины».

На следующий год он пишет четыре симфонии, еще через год – несколько произведений для квартетов и квинтетов, потом – ораторию «Рай и Пери». Произведение следует за произведением, закончив одно, у него тут же возникает другая идея. Он едва успевает записывать. Закончив произведение, он просто забывает о нем и когда ему показывают, он не узнает его, но хвалит, говоря, что появился интересный новый композитор.

Работал он очень много, лихорадочно и с большим напряжением  сил. По-другому не умел, он весь отдавался музыке. Творческая лихорадка сменялась апатией и меланхолией, которые все чаще навещали его. Об этом периоде времени композитор пишет:

«Прежде я долго раздумывал, теперь едва вычеркиваю ноту. Теперь все идет как бы само собой, и иногда мне кажется, что я мог бы все играть и играть и никогда не кончить».

Все его произведения, так или иначе, имеют в своей основе литературные сюжеты, в чем его неоднократно упрекали, но это были всегда оригинальные и самостоятельные произведения, а не просто иллюстрации к текстам. Вскоре Мендельсон приглашает Роберта Шумана преподавать в созданную им Лейпцигскую консерваторию, но педагогическая работа требовала совсем иных качеств, нежели те, которыми обладал Роберт Шуман.

Он весь был в себе, в своих звуках, фантазиях, воображении. В его голове постоянно звучала музыка, которую он старался быстрей донести до дома, чтобы успеть записать. Он говорил, что все его произведения написаны кровью сердца. Уединение его не тяготило, он стремился к нему, главное, чтобы семья и Клара были рядом.

Внутренняя сосредоточенность на музыке и своих переживаниях делала его молчаливым и задумчивым, разговоры тяготили. Он избегал людей, особенно незнакомых, да и знакомых – тоже. Роберт Шуман старался как можно реже бывать там, где собирались люди. О его молчаливости ходили легенды. Он мог часами молчать, находясь в гостях, или отправляясь с кем-нибудь на прогулку; у него не хватало энергии на внешние проявления. Как-то Рихард Вагнер, возмутившись молчанием Шумана, записал:

«Шуман – высокоодаренный музыкант, но невыносимый человек. Когда я возвращался из Парижа, то навестил его, говорил о положении музыки во Франции, потом о состоянии ее в Германии, говорил о литературе и политике – он же оставался нем почти целый час! Ведь невозможно же говорить всегда одному! Невыносимый человек!» Шуман же, в свою очередь, нашел, что «Вагнер – умный малый, полный причуд, но говорит безостановочно, что под конец становится нестерпимо!»

Прошло четыре года, Шуман прекращает журналистскую деятельность в газете, передав ее другу и благословив продолжать начатое когда-то дело. Последняя попытка заняться общественной деятельностью – согласие в 1850-м году на руководство оркестром в Дюссельдорфе.

Но и из этого ничего не вышло: он не мог выразить словами то, чего ждал от оркестра, не умел задать темп, который ему всегда казался быстрым, взмахи палочки становились все менее определенными и понятными. В конце концов, когда однажды он не пришел на репетицию, оркестр выбрал себе другого дирижера, а через три года заключенный с ним контракт не был продлен.

Но зато он много гастролирует вместе с женой, она исполняет его музыку, популяризируя ее и давая возможность слушателям к ней привыкнуть. Но его известность в Европе все-таки меньше, чем Клары. Вопреки опасениям отца, Клара не оставила концертную деятельность, став самой известной и популярной исполнительницей фортепианной музыки. Его стало тяготить то, что его жена более популярна, чем он, стали проявляться и первые признаки болезни.

Особенно болезнь они обострились после гастролей в 1844 году в Россию, где его представляли как мужа знаменитой и гениальной пианистки. Он тихо страдал и плакал. Но время все расставило по своим местам. Сегодня знают гениального Роберта Шумана и мало кто знает Клару Вик, разве что по истории ее любви сначала с Шуманом,  потом  — с Брамсом.

Брамс появился в их доме в 1853 году. Услышав музыку Брамса, Роберт Шуман пришел в восторг, записав в дневнике: «Брамс – гений!». Пробыв месяц у Шуманов, Брамс уезжает обратно, увезя с собой неизгладимое впечатление от уже немолодой к тому времени женщины. О болезни хозяина он не догадывался.

Могила Роберта Шумана

Через год нервные приступы Роберта Шумана стали повторяться чаще, а после неудачного суицида в 1854 году он окончательно понимает, что болезнь необратима и просит поместить себя в психиатрическую больницу.

Клара  пишет Брамсу и просит приехать помочь ей в сложной ситуации. Брамс приезжает. Помогает и финансово, и с хозяйством, и с детьми, которых уже шесть, и она беременна седьмым. Брамс позволяет ей уезжать на гастроли, навещает в ее отсутствии Роберта Шумана в лечебнице, в которую Кларе вход строго запрещен.

Так прошло мучительных два года. Скончался Роберт Шуман в больнице, от истощения,  в 1856 году, наконец-то избавившись от своих страданий. Ему было всего сорок шесть лет.

P.S.Клара Вик переживет мужа на сорок лет, но это уже будет другая жизнь и другая история.

Тина Гай

Источник

Никто, включая гениев, не выбирает своих родителей. Можно ли с уверенностью утверждать, что унаследованные психические отклонения не связаны с генами, предрасполагающими к музыкальному творчеству? Кто знает, может Роберту Шуману досталось то самое их сочетание, которое и сделало его гениальным композитором.

Роберт Шуман (1810–1856) – великий немецкий композитор-романтик, дирижер и музыкальный критик. К трагической личности Шумана в полном смысле подходит высказывание Томаса Манна о том, что гений есть очень опытная в болезни личность, которая черпает из нее силу воли и благодаря ей поддерживает творческую форму.

ЧУДЕСНОЕ ДИТЯ

И у матери, и у отца Шумана часто развивались депрессивные состояния и «сильная тенденция к суицидальным… действиям».

Сестра Шумана Эмилия покончила с собой в 19-летнем возрасте в состоянии психического расстройства. Единственный сын Шумана Людвиг в 28 лет попал в психиатрическую больницу.

Несмотря на немалые странности в поведении родных, Роберт рос вундеркиндом в атмосфере всеобщего восхищения. Он много читал и проявлял необыкновенные способности к музыке. Первой смелой попыткой Шумана было то, что он на 12-м году своей жизни сочинил инструментальную и хоровую музыку на 150-й псалом. Этот опыт был смелым потому, что в то время он не имел ни малейшего понятия о теории композиции. Богатое воображение мальчика часто создавало вымышленных героев, с которыми он любил разговаривать. Возможно, Шуман пытался таким образом спрятаться от жизненных неприятностей в волшебном мире, населенном необычными персонажами.

В детстве Шуман писал статьи для энциклопедии, увлекался филологией. С 16 лет Роберт руководил Немецким литературным обществом.

Вместе с тем окружающим бросались в глаза чрезмерная «робость и замкнутость» молодого Шумана. Также его мучило нарушение сна. Шуман не только не мог заснуть, но и намеренно пытался читать и писать, чтобы бодрствовать. Такие «бодрствующие сны» часто приводили к галлюцинаторным расстройствам.

БЕЗУМИЕ В ГРУДИ

Во время студенческой жизни в Лейпциге у него возникали периоды тоскливости, стала усиливаться склонность к ипохондрическому самонаблюдению. «Он жаловался на “безумие в груди” и после почти недельной пьянки, незадолго до своего девятнадцатилетия, в состоянии полного опьянения поджег свою постель сигарой…»1

1 Ноймайр А. Музыка и медицина. На примере немецкой романтики. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

В разговоре с людьми у него все больше стала проявляться склонность «уходить в себя». Когда Роберту приходилось читать стихи, он быстро начинал краснеть, заикаться и наконец умолкал. Страх перед обществом позже стал характерной чертой Шумана и постоянно мешал ему в карьере дирижера.

С 20-летнего возраста жизнь Шумана колебалась между крайностями: напряженная музыкальная работа, с одной стороны, и праздничные оргии – с другой. Шуман занимался с фанатичным упорством, но именно это и привело его к беде: форсируя упражнения с механическим устройством для укрепления мышц руки, он повредил сухожилие. Несмотря на длительное лечение, кисть навсегда осталась неспособной к виртуозной игре.

Переходя из одной таверны в другую, Шуман так напивался, что его в бессознательном состоянии тащили домой. Есть предположение, что в этот период он мог заразиться сифилисом. Музыкант стал говорить о своем «безумии». Ночью он не выключал свет, так как в темноте возникали слуховые галлюцинации и усиливались носившие бредовый характер страхи.

МУЗЫКА В КАЖДОМ ШОРОХЕ

В 1834 году Шуман основал «Новую музыкальную газету» (Neue Zeitschrift für Musik), в которой много лет публиковал свои статьи.

Через шесть лет Лейпцигский университет присвоил композитору звание доктора философии. В том же году Шуман женился на дочери своего учителя пианистке Кларе Вик. Первые несколько лет совместной жизни Роберта и Клары протекли счастливо. Самые удачные, самые прекрасные произведения относятся к этому времени.

Все эти события и достижения Шумана происходили на фоне прогрессирующего психического расстройства. Все чаще им стали овладевать «приступы меланхолии, сопровождающиеся суицидальными стремлениями».

В 1845 году Шуман уже боялся всего: «высоких гор, квартир, металлических предметов (даже ключей), лекарств. Он страдал бессонницей, а в утренние часы ему было хуже всего… Но у него появились, кроме того, слуховые галлюцинации… у него в ушах слышались пение и шум, так что каждый шорох ему представлялся музыкой». Шуман испытывал также галлюцинации обоняния и вкуса. Он перестал говорить либо говорил так тихо, что его почти не понимали.

С 1850 года у композитора начались эпилептические припадки и бред. Шуман видел ангела и черта, чувствовал себя преследуемым гиенами и тиграми, постоянно слышал голоса, был одержим то страхом смерти, то идеей о самоубийстве, обвинял себя в воображаемом преступлении и бросился, в конце концов, из отвращения к самому себе, в Рейн 24 февраля 1854 года. Его спасли и отвезли в лечебницу Endinich около Бонна, где он постепенно угасал и через два года умер.

В психиатрической больнице Шуман почти не сочинял. Изредка ему разрешали увидеться лишь с супругой. Весной 1856 года он уже ничему не радовался, ничего не понимал, лопотал какие-то непонятные слова. У Шумана отмечался ряд специфических симптомов: симптом «хоботка» (стереотипная гримаса, при которой губы выпячиваются в трубочку), мутизм (специфическая немота), странно неподвижная, «окоченелая» поза рук и головы и полная беспомощность.

В тексте песни «Прощание с миром» Шуман, вероятно, предвидел свою участь, когда писал: «Что может время, отмерянное мне? Мое сердце цепенеет от земного желания».

ШИЗОФРЕНИЯ ИЛИ ПСИХОЗ?

Одним из первых свое врачебное мнение высказал Чезаре Ломброзо: Шуман, предвестник того направления в музыкальном искусстве, которое известно под названием «музыки будущего», родившись в богатой семье, беспрепятственно мог заниматься своим любимым искусством… Несмотря на это, уже на 24-м году он сделался жертвою липемании…2 в 46 лет совсем почти лишился рассудка: то его преследовали говорящие столы, обладающие всеведением, то он видел не дававшие ему покоя звуки, которые сначала складывались в аккорды, а затем и в целые музыкальные фразы. Бетховен и Мендельсон из своих могил диктовали ему различные мелодии… Вскрытие обнаружило у него образование остеофитов – утолщений мозговых оболочек и атрофию мозга.

2 Липемания – аффекты печали, бессилия, подавленности с частичным хроническим бредом. В настоящее время обозначается термином «депрессивно-бредовый синдром».

Генетик В. П. Эфроимсон утверждал, что «в семье Шумана наследовалось тяжелое психическое предрасположение. То, что здесь имел место именно маниакально-депрессивный психоз, почти неопровержимо доказывается сменой тяжелейших, доходящих до попыток самоубийства депрессий периодами прекрасного настроения, общительности, дружелюбия и, главное, совершенно фантастической продуктивности».

С точки зрения автора статьи, это была приступообразная шизофрения, протекавшая с галлюцинаторно-бредовыми и кататоническими синдромами. Все данные о наследственности подтверждают это предположение. А как же объяснить то, что композитор так долго мог творить, создавал талантливые музыкальные произведения? Как ни удивительно это воспринимается в наши дни, столь длительную способность к творчеству можно объяснить отсутствием лечения нейролептиками. С другой стороны, нелеченое заболевание и привело гениального творца к поражению центральной нервной системы, а позже и к летальному исходу.

ИЗ ДНЕВНИКА КЛАРЫ

«Пятница, 10 февраля 1854 г. …у Роберта всю ночь были такие сильные слуховые галлюцинации, что он не сомкнул глаз… Каждый шум или шорох звучали для него как музыка!.. Слуховые галлюцинации усилились до такой степени, что он мог услышать целую оркестровую пьесу от начала до конца, но на последнем аккорде звук застревал и продолжал звучать до тех пор, пока мысль Роберта не переключалась на другую пьесу… 17-го ночью… Роберт снова встал и записал одну музыкальную тему, которую, по его словам, ему подсказали ангелы; после того, как он закончил ее, он лег и всю ночь фантазировал с открытыми глазами, устремленными ввысь. Он был твердо уверен в том, что над ним витают ангелы и напевают чудесную музыку…»

Александр Шувалов

Александр Шувалов

С 1987 г. и по 2017 год работал заведующим Психоневрологическим диспансерным отделением Центральной городской больницы им. М.В. Гольца в г. Фрязино (Подмосковье).

Источник