Что за болезнь когда не понимаешь что делаешь

Синдро́м деперсонализа́ции — дереализа́ции (МКБ-10) или расстро́йство деперсонализа́ции/дереализа́ции (DSM-5), ранее известное как деперсонализацио́нное расстро́йство (DSM-IV-TR) — один из клинических вариантов диссоциативных расстройств, при котором больной предъявляет жалобы на постоянные (персистирующие, перманентные) или периодически возвращающиеся (рекуррентные, или рецидивирующие) ощущения деперсонализации и/или дереализации, соматопсихической диссоциации и/или психической анестезии.

Симптомы[править | править код]

Симптомы заболевания могут включать в себя явления психического автоматизма (чувство отчуждённости, неестественности, «сделанности» собственных движений, поступков и мышления); ощущение, что больной как бы не живёт своей жизнью, а пассивно проживает её, наблюдая со стороны за собой, своей жизнью и своими действиями, что это как бы и не он вовсе (вплоть до описаний «живу как в аквариуме или под стеклянным колпаком, как за грязным стеклом, жизнь проходит мимо меня, я её не чувствую»); болезненно переживаемое больным ощущение собственной изменённости, «нетаковости», отличности от себя прежнего, себя настоящего; ощущение непринадлежности самому себе, неспособности управлять своим телом, своей жизнью, своими чувствами и эмоциями; ощущение, что больной живёт как бы в тумане или во сне, или как будто вокруг него снимается кино или разворачивается некая сказка или театральное действие и он игрок в этом кино или театральном действии и что всё это происходит как бы и не с ним; ощущение изменённости, «нетаковости», необычности или далёкости, отстранённости, нереальности окружающего мира (часто при этом восприятие мира окрашено в депрессивные тона, мир может казаться больному мрачным, серым, безрадостным, скучным или враждебным, потерявшим яркие краски, цвета, запахи); ощущение себя отдельно от своего тела, вне тела, или ощущение чуждости и непринадлежности себе отдельных частей тела (рук, ног, головы); трудность восприятия окружающей реальности. Иногда больной может чувствовать, будто он видит себя со стороны или будто он мёртв[3]. Очень часты жалобы на утрату эмоций[3].

Эпизодические преходящие ощущения лёгкой деперсонализации и/или дереализации, не мешающие или незначительно мешающие человеку нормально жить, работать или учиться и функционировать в социуме, и на которые сам человек, как правило, не предъявляет жалоб, а иногда даже и не осознаёт, что эти явления вообще имели место, являются вариантом нормы и не могут служить основанием для постановки диагноза синдрома деперсонализации-дереализации[4]. В то же время сильные, мучительные, перманентные или часто рецидивирующие ощущения деперсонализации и/или дереализации, безусловно, являются патологическими. Диагноз синдрома деперсонализации-дереализации ставится только в тех случаях, когда диссоциативные ощущения являются перманентными или часто рецидивирующими, тяжёлыми и мучительными для больного и значимо мешают социальному и профессиональному функционированию больного, его повседневной жизни.

Диагностические критерии[править | править код]

МКБ-10[править | править код]

Для диагноза синдрома деперсонализации — дереализации (F48.148.1) должно быть соответствие следующим критериям:

  • А. Любое из двух:
    • 1. Деперсонализация. Пациент жалуется, что отдалился или находится «на самом деле не здесь». Например, больные могут жаловаться, что их чувства или ощущение внутренней жизни отделены, чужды им, не их собственные или потеряны, или ощущение, что их эмоции или движения принадлежат кому-то ещё, или они чувствуют себя, как играющие на сцене.
    • 2. Дереализация. Больной жалуется на чувство нереальности. Например, могут быть жалобы, что окружение или определённые объекты выглядят незнакомыми, изменёнными, плоскими, бесцветными, безжизненными, неинтересными или похожи на сцену, где каждый играет.
  • Б. Сохранение понимания пациентом того, что эти изменения внутри него самого, а не навязаны извне другими людьми или силами.

Оригинальный текст (англ.)

  • A. Either (1) or (2):
    • (1) Depersonalization. The patient complains of a feeling of being distant, “not really here” (for example he may complain that his emotions, or feelings, or experience of his inner self are detached, strange, not his own, or unpleasantly lost, or that his emotions or movements feel as if they belong to someone else, or that he feels as if acting in a play).
    • (2) Derealization. The patient complains of a feeling of unreality (for example he may complain that the surroundings or specific objects look strange, distorted, flat, colourless, lifeless, dreary, uninteresting, or like a stage upon which everyone is acting).
  • B. Retention of insight, in that the patient realizes that the change is within himself, and is not imposed from outside by other persons or forces.

— Международная классификация болезней Десятого пересмотра (МКБ-10)[5]

Дифференциальный диагноз[править | править код]

Следует отличать от расстройств, при которых ощущается «изменение личности», например, от шизофрении с ощущением воздействий и бредом метаморфозы, а также от ранней деменции и диссоциативных расстройств[3]. Синдром может присутствовать при височной эпилепсии в некоторых постиктальных состояниях или предиктальной ауре[3].

В случае наблюдения синдрома деперсонализации — дереализации при шизофрении, обсессивно-компульсивном расстройстве, фобических или депрессивных расстройствах, основными следует считать их[3].

DSM-5[править | править код]

Для постановки диагноза «расстройство деперсонализации/дереализации» (англ. depersonalization/derealization disorder) по последнему изданию американского диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5) необходимо наличие постоянной или периодически повторяющейся деперсонализации, дереализации, либо того и другого[6]. Симптомы должны вызывать клинически значимый дистресс или ухудшение в профессиональной, социальной или других важных сферах деятельности[6]. Кроме того, для постановки этого диагноза деперсонализация/дереализация не должны быть вызваны другим психическим расстройством, таким как шизофрения, большое депрессивное расстройство, паническое расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, острое стрессовое расстройство или другое диссоциативное расстройство[6].

В DSM-5 расстройство деперсонализации/дереализации отнесено к разделу «диссоциативные расстройства»[6].

Причины[править | править код]

Чаще всего синдром деперсонализации — дереализации вызывается сильными стрессами, серьёзными психотравмирующими воздействиями, имевшими место в течение жизни больного, например, изнасилованием, сексуальным совращением в детстве, побоями, руганью, унижениями и плохим обращением в детстве, авариями, катастрофами, гибелью или тяжёлой болезнью близкого человека, собственным тяжёлым заболеванием, войной, лишением свободы, пытками. Употребление наркотиков и других психоактивных веществ может быть провоцирующим или усиливающим расстройство фактором, а иногда и непосредственно вызывать расстройство у предрасположенных лиц. Неизвестно, играют ли роль в развитии заболевания генетические факторы, однако есть данные, что при этом расстройстве происходят определённые патофизиологические изменения.

Синдром деперсонализации-дереализации может быть концептуализирован как защитный механизм психики, поскольку основные, «ядерные» симптомы расстройства, как предполагают, могут защищать психику пациента от чрезмерных негативных стимулов, переживаний и психотравмирующих воспоминаний, от сильного психоэмоционального стресса, чрезмерной тревоги или сильной тоски.

Эпидемиология[править | править код]

Распространённость[править | править код]

По данным эпидемиологических исследований, распространённость синдрома деперсонализации — дереализации составляет 1—2 %[7].

Соотношение с другими психическими заболеваниями[править | править код]

Явления деперсонализации и дереализации могут встречаться при многих психических заболеваниях: при тревожном расстройстве, паническом расстройстве, большом депрессивном расстройстве или биполярно аффективном расстройстве. Они также могут сосуществовать с шизофренией, шизотипическим расстройством или шизоаффективным расстройством. Диагностические руководства предписывают не ставить диагноз деперсонализационого расстройства (DSM-IV-TR) или расстройства деперсонализации/дереализации (DSM-5), если деперсонализация и дереализация встречаются в ходе другого психического расстройства (шизофрении, панического расстройства, острого стрессового расстройства и т. п.)[8]. О синдроме деперсонализации — дереализации правомерно говорить только тогда, когда деперсонализация и дереализация — ведущие, стойкие и почти единственные признаки психического расстройства (что встречается довольно редко).

Несмотря на то, что синдром деперсонализации — дереализации сопровождается значительным искажением или изменением субъективного восприятия реальности, он не относится к группе психотических расстройств и не связан с психозом. Больные данным синдромом сохраняют способность отличать собственные «неправильные» внутренние ощущения и объективную реальность окружающего мира, сохраняют критическое восприятие себя и собственных ощущений и переживаний, осознание болезни. Больные сохраняют способность отличать реальность от воображения, мечт и фантазий как во время эпизодов деперсонализации, так и при постоянной деперсонализации, и в отличие от больных с психозами не представляют угрозы для общества, поскольку не теряют связей с реальностью, а симптоматика заболевания отличается относительной стабильностью и как правило не склонна к прогрессированию и усугублению[9].

Элементы данного синдрома могут встречаться и у психически здоровых людей при сенсорной депривации, усталости, галлюциногенной интоксикации, либо при засыпании или пробуждении (т. н. гипнагогический/гипнапомпический феномен)[3].

Лечение[править | править код]

Данный синдром весьма трудно поддаётся лечению[10]. Есть некоторые доказательства того, что положительное воздействие оказывают антидепрессанты — селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС)[11]. Более поздние исследования показали эффективность комбинации ламотриджина и СИОЗС[11][12]. Если в структуре синдрома доминирует тревога, то используются анксиолитики. Если наличествует очевидный интрапсихический конфликт, применяется раскрывающая психодинамическая терапия, которая может проводиться в течение нескольких лет[10].

Также было выявлено, что при деперсонализации возникает расстройство опиоидной системы мозга, была обнаружена эффективность лечения антагонистами опиоидных рецепторов, такими как налтрексон[13][14]. Юрием Нуллером обнаружена эффективность антагониста опиоидных рецепторов налоксона[15].

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Disease Ontology release 2019-05-13 — 2019-05-13 — 2019.
  2. ↑ Monarch Disease Ontology release 2018-06-29sonu — 2018-06-29 — 2018.
  3. 1 2 3 4 5 6 Всемирная организация здравоохранения. Класс V: Психические расстройства и расстройства поведения (F00—F99) (адаптированный для использования в Российской Федерации). Часть 1 // Международная классификация болезней (10-й пересмотр). — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — ISBN 5-86727-005-8.
  4. ↑ Simeon, D., & Abugel, J. (2006). Feeling Unreal: Depersonalization Disorder and the Loss of the Self. New York, NY: Oxford University Press. (p. 3)
  5. Всемирная организация здравоохранения. F48.1 Depersonalization-derealization syndrome // The ICD-10 Classification of Mental and Behavioural Disorders. Diagnostic criteria for research. — Женева.
  6. 1 2 3 4 Американская психиатрическая ассоциация. Diagnostic and statistical manual of mental disorders (DSM-5). — Arlington, VA: American Psychiatric Publishing, 2013. — P. 302. — ISBN 978-0-89042-554-1, ISBN 978-0-89042-555-8.
  7. Michal M., Beutel M. E., Grobe T. G. How often is the Depersonalization-Derealization Disorder (ICD-10: F48.1) diagnosed in the outpatient health-care service? (англ.) // Z Psychosom Med Psychother : journal. — 2010. — Vol. 56, no. 1. — P. 74—83. — doi:10.13109/zptm.2010.56.1.74. — PMID 20229493.
  8. Американская психиатрическая ассоциация. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition, Text Revision (DSM-IV-TR). — Washington, DC: American Psychiatric Publishing, 2000. — P. 530. — ISBN 978-0-89042-025-6.
  9. ↑ Simeon and Abugel p. 32 & 133
  10. 1 2 F48.1 Синдром деперсонализации-дереализации // Психиатрия / под ред. Н. Г. Незнанова, Ю. А. Александровского, Л. М. Барденштейна, В. Д. Вида, В. Н. Краснова, Ю. В. Попова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — С. 255—257. — 512 с. — (Серия «Клинические рекомендации»). — ISBN 978-5-9704-1297-8.
  11. 1 2 Medford N. Understanding and treating depersonalisation disorder (англ.) // Advances in Psychiatric Treatment : journal. — 2005. — Vol. 11, no. 2. — P. 92—100. — doi:10.1192/apt.11.2.92. (англ.)
  12. Sierra M., Baker D., Medford N., Lawrence E., Patel M., Phillips M. L. et al. Lamotrigine as an add-on treatment for depersonalization disorder: a retrospective study of 32 cases. (англ.) // Clinical Neuropharmacology (англ.)русск. : journal. — 2006. — Vol. 29, no. 5. — P. 253—258. — doi:10.1097/01.WNF.0000228368.17970.DA. — PMID 16960469. (англ.)
  13. Bohus M. J., Landwehrmeyer G. B., Stiglmayr C. E., Limberger M. F., Böhme R., Schmahl C. G. Naltrexone in the treatment of dissociative symptoms in patients with borderline personality disorder: an open-label trial. (англ.) // The Journal of Clinical Psychiatry (англ.)русск. : journal. — 1999. — Vol. 60, no. 9. — P. 598—603. — ISSN 0160-6689. — PMID 10520978. Архивировано 13 января 2018 года. (англ.)
  14. Simeon D., Knutelska M. An open trial of naltrexone in the treatment of depersonalization disorder. (англ.) // Journal of Clinical Psychopharmacology (англ.)русск. : journal. — 2005. — Vol. 25, no. 3. — P. 267—270. — ISSN 0271-0749. — PMID 15876908. (англ.)
  15. Yuri L. Nuller, Marina G. Morozova, Olga N. Kushnir, Nikita Hamper. Effect of naloxone therapy on depersonalization: a pilot study // Journal of Psychopharmacology. — 2016. — Т. 15, вып. 2. — С. 93—95. — doi:10.1177/026988110101500205. (англ.)

Ссылки[править | править код]

  • Depersonalization Research Abstracts Список абстрактов научных статей, посвящённых данному расстройству.

Источник

Дислекси́я (от др.-греч. δυσ- — приставка, означающая нарушение, и λέξις — «речь») — избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Исторически сложилось, что в большинстве европейских стран в понятие «дислексия» включают все проблемы, связанные с письменной речью:

  1. проблемы с овладением навыком чтения;
  2. проблемы с овладением навыком письма;
  3. проблемы с грамотностью;
  4. проблемы с овладением арифметикой;
  5. проблемы, связанные с нарушением моторики и координации;
  6. проблемы с поддержанием внимания.

Российская логопедия рассматривает все эти проблемы по отдельности, не связывая их между собой, как:

  1. дислексию,
  2. дисграфию,
  3. дизорфографию,
  4. дискалькулию,
  5. диспраксию,
  6. СДВ(Г),

соответственно.

Существует ещё один вид дислексии — дислексия букв (лат. dyslexia litteris). Проявляется при наборе текста в виде нарушения последовательности рядом стоящих букв. Систематически проявление отследить невозможно: появляется только в словах, состоящих из более чем четырёх букв.

Описание[править | править код]

В настоящее время существует несколько разных определений дислексии. Одно из них предложено Международной ассоциацией дислексии.

Дислексия — специфическая неспособность к обучению, имеющая нейрологическое происхождение. Характеризуется трудностями с точным или беглым распознаванием слов и недостаточными способностями в чтении и письме. Эти затруднения связаны с неполноценностью фонологических компонентов языка. Они существуют, несмотря на сохранность других когнитивных способностей и полноценные условия обучения. Вторичные последствия могут включать проблемы с пониманием прочитанного, а плохая техника чтения стоит на пути роста словарного запаса и образования в целом.

В 2014 году совет директоров IDA исключил из определения дислексии нейрологическое происхождение. Однако в 2015 вернулся к определению, принятому в 2002 году.

В России используются два подхода к определению дислексии. Один из них — педагогический. Ему соответствует определение, приведённое в учебнике логопедии[1]: «Дислексия — это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».

Другой подход — клинико-психологический. Определение, соответствующее этой научной позиции[2]: «Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения. Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, составляющих функциональный базис навыка чтения».

Принято различать дислексию и трудности овладения чтением, вызванные другими причинами, такими, как умственная отсталость, дефекты зрения и слуха. Их называют ещё неспецифическими, или вторичными нарушениями чтения. Дислексию отличает от них стойкость и избирательность нарушений.

Термин «дислексия» обозначает сборную группу детей, имеющих трудности в разных компонентах чтения и письма. В соответствии с традициями англоамериканской клинической психологии диагноз «дислексия» подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме. В российской логопедии нарушения письма имеют самостоятельные наименования: дисграфия и дизорфография. Несмотря на то, что дислексия есть результат нейробиологических особенностей человека, она не считается психическим заболеванием.

Во многих других областях деятельности ребёнок может проявлять недюжинные способности. Он может отличаться в математике, физике, живописи или музыке.

Основные симптомы дислексии: чтение замедленное, по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.

Профилактика[править | править код]

Обязательное посещение специалиста по дислексии рекомендуется всем детям 5 лет.

Профилактический осмотр детей дошкольного возраста и учащихся 1-го класса позволяет предупредить специфические трудности в обучении, а также неврологические отклонения в поведении у детей с дислексией, такие как плаксивость, частая смена настроения, подавленность или, наоборот, возбудимость нервной системы, которая проявляется как нервозность, беспокойство, гиперактивность.

Именно профилактический осмотр позволяет предупредить эти болезненные состояния неврологического характера, более того, не допустить их проявления.

История[править | править код]

Термин введён работавшим в Штутгарте офтальмологом Рудольфом Берлином (нем. Rudolf Berlin) в 1887 году.[3] Он использовал этот термин в отношении мальчика, у которого были трудности в обучении чтению и письму, несмотря на нормальные интеллектуальные и физические способности во всех остальных областях деятельности.

В 1896 году терапевт В. Прингл Морган опубликовал в «Британском медицинском журнале» (англ. British Medical Journal) статью под названием «Врождённая словесная слепота» с описанием специфического психологического расстройства, влияющего на способность к обучаемости чтению. Статья описывала случай 14-летнего подростка, неспособного читать, но имеющего при этом нормальный для детей его возраста уровень интеллекта.

В 1925 году невропатолог Самюель Т. Ортон (англ. Samuel T. Orton) приступил к изучению этого феномена и предположил существование синдрома, не связанного с повреждением мозга, снижающего способности к чтению и письму. Ортон заметил, что проблемы с чтением при дислексии не имеют отношения к нарушению зрения. Согласно его теории, это состояние могло быть вызвано межполушарной асимметрией головного мозга. Теория оспаривалась многими учёными того времени, считавшими, что основной причиной заболевания являются всевозможные проблемы, возникающие в процессе визуального восприятия информации.

В 1949 году Клемент Лауне изучала аномалию у взрослых, страдавших дислексией с детства. Исследование показало возможность таких людей читать тексты слева направо и справа налево с одинаковой скоростью (у 10 % скорость чтения справа налево была выше). Результаты указывали на изменения поля зрения, которые приводили к восприятию слова не как единого целого, а как набора отдельных букв.

В 1970-х выдвигались теории о том, что дислексия является результатом дефектов фонологического или метафонологического развития; в последние годы эта теория пользуется на Западе наибольшей популярностью.

Причины[править | править код]

Многочисленные исследования с помощью современных методов нейровизуализации (МРТ, ПЭТ и др.) доказали, что в основе дислексии лежат нейробиологические причины. Определённые зоны мозга (задняя часть левой средней височной извилины) у таких людей функционально менее активны, чем в норме[4]. Структура мозговой ткани тоже имеет у лиц с дислексией отличия от нормы. У них обнаружены зоны пониженной плотности в задней части средней височной извилины слева[5].

Ещё в 1917 году английский исследователь Дж. Хиншелвуд обнаружил повторные случаи дислексии у родственников ребёнка с дислексией. Позже наличие семейных случаев дислексии подтверждалось многими учёными. В 1950 году Б. Халлгрен провела первое фундаментальное исследование наследственных случаев дислексии, изучая генеалогию таких лиц. Наиболее веские доказательства наследственной природы дислексии получены в близнецовых исследованиях. Было показано, что у однояйцевых близнецов частота совпадений (конкордантность) наличия дислексии значительно превышает тот же показатель у разнояйцевых близнецов (соответственно, 73 % и 47 %)[6]. Показатель наследуемости дислексии составляет 40-70 %[7]. В молекулярно-генетических исследованиях удалось обнаружить гены, ответственные за возникновение дислексии. На данный момент известно несколько генов, ассоциированных с дислексией, включая DYX1C1, DCDC2, KIAA0319, ROBO1. Мутации данных генов приводят к нарушениям нейрональной миграции в коре головного мозга. Дальнейшие исследования показали, что экспрессия некоторых из них, DYX1C1 и DCDC2, ассоциирована с цилиями. Таким образом, дислексия может быть отнесена к разряду таких генетических патологий, как цилиопатии[8][9].

Факторы, влияющие на развитие дислексии: наследственность; нарушение равновесия между полушариями мозга; явное либо латентное левшество у мальчиков. Ребёнку, страдающему дислексией, трудно одновременно использовать оба полушария головного мозга. Если ваш ребёнок испытывает трудности в чтении и письме по причине дислексии — следует обратиться за помощью к специалисту по дислексии.

Диагностика[править | править код]

Человека с дислексией (дислексика) легко опознать среди других, потому что симптомы дислексии ярко проявляются в его поведении и манере реагирования на казалось бы обычные ситуации повседневной жизни.

Симптомы дислексии

  • интеллект сохранён;
  • плохие навыки чтения;
  • чтение с ошибками, угадывающее чтение;
  • непонимание прочитанной информации;
  • трудности пересказа только что прочитанного текста;
  • трудности в написании слов, даже простых;
  • множество ошибок даже при списывании текста;
  • выраженные проблемы с почерком;
  • неспособность выполнять задание в установленный срок;
  • повышенная чувствительность нервной системы;
  • излишняя эмоциональность;
  • раздражительность;
  • импульсивность;
  • эмоциональная нестабильность;
  • нарушение координации движений;
  • неуклюжесть;
  • расстройство схемы тела;
  • затруднение в определении правой и левой стороны;
  • нарушения межполушарного взаимодействия;
  • обострённый эстетический вкус;
  • выраженное чувство справедливости.

У людей с дислексией, помимо упомянутых выше симптомов, отмечается выраженная моторная особенность — необычным образом держать в руке карандаш или ручку. Если вы отмечаете такую особенность у своего ребёнка, тогда стоит записаться на приём к специалисту по дислексии, потому что есть отставание в созревании сукцессивных двигательных функций левого полушария в возрасте до 10 лет, и в связи с этим требуется специальная терапия.

Нарушения внимания и памяти встречаются достаточно часто при дислексии, но эти проявления отчасти связаны с нарушениями межполушарных связей.

Существует много факторов, которые нужно принять во внимание специалистам при проведении диагностики этого заболевания. В ходе тестирования определяется уровень того, как ребёнок читает и сравнивается с тем, как читают дети его возраста. Это проводится при помощи когнитивного тестирования. Все показатели чтения фиксируются врачом, во время исследования делаются пометки там, где нарушено чтение. В ходе различных тестов проверяется слух и способность ребёнка к воспроизведению речи. Также определяется, как лучше ребёнок воспринимает информацию: устно (при разговоре) или тактильно (когда что-то делает своими руками). В ходе исследования также делается заключение, насколько хорошо работают все три составляющие сенсорной системы.

Ребёнок не должен чувствовать, что что-то происходит не так при выполнении теста. Он должен чувствовать себя комфортно и уверенно, поэтому некоторые исследования могут быть проведены в виде игры. До проведения тестирования ребёнку нужно выспаться и хорошо позавтракать. Если тестирование проводится в школе, то перед выполнением исследования учителю нужно поговорить с ребёнком, объяснить ему, кто придёт и зачем. Если тестирование проводится не в школе, то родителям нужно оказать поддержку ребёнку, чтобы тот чувствовал себя комфортно. Родители обязательно должны присутствовать при тестировании ребёнка специалистами.

Проблемы дислексиков[править | править код]

Психологические трудности при дислексии:

  • эмоциональная нестабильность;
  • изменчивость настроений;
  • склонность витать в облаках;
  • психологический дискомфорт;
  • трудности концентрации на одной деятельности;
  • склонность быстро терять интерес;
  • непосредственность;
  • неуверенность в себе;
  • подверженность скуке;
  • стремление уйти от действительности;
  • рассеянность и мечтательность;
  • проблемы идентификации: я кто? я какой?
  • высокий уровень тревожности;
  • страх ошибки.

Дислексией страдали и многие известные люди[en], которым, тем не менее, это нарушение не помешало в карьере.

Этноязыковой фактор[править | править код]

Научные исследования сентября 2004 года выявили этнокультурные причины развития дислексии, которые не связаны с общим интеллектом и образованием. Так американские исследователи из Национального института психического здоровья обнаружили то что, к примеру, у китайцев (ханьцев), венгров и англофонов за развитие дислексии ответственны различные участки мозга. Во всех изучаемых культурах доля дислексиков оказалась примерно одинаковой, варьируя в пределах от 2 до 10 % выборки. По итогам исследования оказалось, что проблема малограмотности китайских детей была связаны со сбоями в левой передней центральной извилине. Это различие учёные объяснили тем, что при чтении буквенных языков мозг обычно (в большей или меньшей степени) обрабатывает информацию последовательно, в то время как при чтении китайских иероглифов по большей части требуется мгновенно распознать пиктографический образ. Профессор Чарльза Перфетти из Питсбургского университета установил, что дислексия часто имеет специфическую этноязыковую подоплёку. К примеру, дислексия у англоговорящих детей чаще всего связана с нарушениями фонематического слуха, так как в английском языке для передачи звучания 62 фонем используется 1120 графем[10], а у венгерских детей дислексия обычно развивается в результате нарушениями кратковременной памяти, которая может не справляться с задачей сцепления и обработки многочисленных аффиксов, следующих за корнем слова в этом агглютинативном языке[11].

Документальные фильмы[править | править код]

  • 2014 — «Правописание!» / «Ortho!» (реж. Натали Сартио / Nathalie Sartiaux)

См. также[править | править код]

  • Психолингвистика
  • Нейролингвистика
  • Дефект речи
  • Фильм «Звёздочки на земле» (2007)

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Логопедия. Учебник для вузов / Под ред. Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской. — М.: Владос, 1999
  2. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей (3-е изд.). — СПб.: Речь, 2003
  3. ↑ Uber Dyslexie (неопр.) // Archiv fur Psychiatrie. — Т. 15. — С. 276—278.
  4. ↑ Shaywitz S. E., Shaywitz B. A., Pugh K. R. et all Functional disruption in the organization of the brain for reading in dyslexia., Procedures of the National Academy of Sciences USA, 95 (March 1998).- V.5.- N.3.- P. 2636—2641
  5. ↑ G. Silani, U. Frith, J.-F. Demonet et all Brain abnormalities underlying altered activation in dyslexia: a voxel based morphometry study // Brain, 2005.- V. 128.- P. 2453—2461
  6. ↑ DeFries, JC and M Alarcon. «Genetics of Specific Reading Disability», Mental Retardation and Developmental Disabilities Research Reviews, 1996; Vol 2, pp. 39-47
  7. ↑ J.Schumacher1, Per Hoffmann, C. Schmäl, G. Schulte-Körne, M. M. Nöthen Genetics of dyslexia: the evolving landscape//Journal of Medical Genetics .-2007.- V.44.- P.289—297
  8. ↑ Chandrasekar G, Vesterlund L, Hultenby K, Tapia-Páez I, Kere J (2013) The Zebrafish Orthologue of the Dyslexia Candidate Gene DYX1C1 Is Essential for Cilia Growth and Function. PLoS ONE 8(5): e63123
  9. ↑ Massinen S., Hokkanen M.-E., Matsson H., Tammimies K., Tapia-Páez I, et al. (2011) Increased Expression of the Dyslexia Candidate Gene DCDC2 Affects Length and Signaling of Primary Cilia in Neurons. PLoS ONE 6(6): e20580
  10. ↑ https://www.slate.fr/story/183513/anglais-francais-guerre-des-langues-bonnes-feuilles
  11. ↑ https://www.demoscope.ru/weekly/2004/0169/mir01.php

Литература[править | править код]

  • Чарльз Ньокиктьен. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 2; пер. с англ. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, М. А. Островская; под ред. Н. Н. Заваденко. — М.: Теревинф, 2010.
  • Ткаченко, Т. А. Логопедический букварь. — М.: Эксмо, 2009.

Источник