Что за болезнь в древнем египте медовая болезнь

Что за болезнь в древнем египте медовая болезнь thumbnail

Древнеегипетская медицина — самая древняя из документированных медицинских систем. С XXXIII века до н. э. до персидского вторжения в 525 году до н. э. она не претерпела особенных изменений в плане практики, которая, тем не менее, была передовой для своего времени в некоторые исторические периоды и включала в себя простую неинвазивную хирургию, способы лечения переломов и обширный набор фармакопеи. Древнеегипетская медицина оказала влияние на многие последующие медицинские системы Древнего мира, в том числе на греческую.

Источники[править | править код]

Основным источником информации о древнеегипетской медицине долгое время были сообщения греческих авторов, но расшифровка в 1822 году древнеегипетских иероглифов позволила в том числе прочесть тексты на папирусах, касающихся медицинских знаний Древнего Египта.

Источники позволяют нам установить, что египтяне страдали от самых разных болезней и скрупулезно их описывали, пытались найти от каждой лечение, но болезни с неявными симптомами представляли для них загадку. В медицинских папирусах упоминаются сотни различных болезней и методов лечения[1][2].

Медицинские папирусы[править | править код]

  • Папирус Кахуна[3] (1800—1850 до н. э.) состоит из трёх частей, посвящённых медицине, ветеринарии и математике. Первый папирус состоит из трёх листов с медицинским текстом по теме гинекология, перечисляет 17 диагнозов женских заболеваний, 17 симптомов беременности, рецепты для зачатия, контрацепции или предписания к лечению истерии.
  • Папирусы из Рамессумы (1850 до н. э.) — два папируса, написанных иероглифическим письмом, а не иератическим, как большинство медицинских папирусов. Первый папирус — медико-магический, содержит рецепты, касающиеся родов, ухода за новорожденным, прогноза его жизнеспособности. Имеется один рецепт по предотвращению зачатия с применением экскрементов крокодила. Второй — чисто медицинский, текст частично утрачен. В сохранившейся части содержатся 20 рецептов, большей частью от болезни под названием «негибкость членов».
  • Папирус Смита (1550 до н. э.) содержит рациональные приёмы и методы лечения, рассматривает 48 видов травм, даёт рекомендации по их лечению и прогноз на выздоровление.
  • Папирус Эберса (1550 до н. э.) посвящён вопросам частной патологии, в нём описывается 250 заболеваний, 877 способов лечения, 900 рецептов лекарств.
  • Папирус Бругша (1400 до н. э.) представляет собой трактат по детским болезням, фактически первый известный трактат по педиатрии, хотя медицинская составляющая теряется за мистической.
  • В Берлинском папирусе описываются болезни сосудов и ревматизм, приводится способ определения пола будущего ребенка, дается совет, как определить, сможет ли женщина родить:

    «Для распознания женщины, которая сможет родить и которая не сможет, растение „бедедука“ растереть и смешать с молоком женщины, которая родила мальчика, и дать проглотить. Если это вызовет рвоту — то будет рожать, если вспучит — никогда не будет рожать».

  • Папирус Хёрста (Верхний Египет) описывает рецепты эмпирического врачевания. В нём описывается 260 случаев болезней, из которых 96 упоминаются в папирусе Эберса, имеется глава о болезнях костей, лечении переломов конечностей и мерах предосторожности при укусах ядовитыми насекомыми.
  • Лондонский папирус[4] — основное внимание уделено магическим приёмам лечения. Вместе с тем там приводятся и рациональные рецепты — такие, как применение для лечения куриной слепоты бычьей печенью, содержащей витамин А, как употребление при желудочных заболеваниях клещевины, имеющей в своём составе касторовое масло. Из 61 рецепта 25 относятся к врачеванию.
  • В Лейденском папирусе[4] приводятся рецепты и описаны приёмы магического и эмпирического врачевания, аналогичные тем, которые приводятся в других папирусах.

Врачи Древнего Египта[править | править код]

Медициной в Древнем Египте занимались жрецы. Геродот пишет, что их специализация различалась: «каждый врач занимается особым родом болезней: одни — глазные врачи, другие — врачи для головы, третьи — для зубов, и ещё иные — для невидимых болезней» и ещё был специальный «изготовитель лекарств», однако это свидетельство относится уже к Позднему периоду. Если врачебная специализация и была раньше, то относилась только к придворным медикам[5], да и то была условной, так как «специализации» одного врача перечисляются как почётные титулы[источник не указан 100 дней].

С Древнего царства существовала иерархия врачей, носящих титулы: ḫrp (проверяющий)[6], ḥry (старший)[7], imy-r (руководитель)[8], sḥḏ (просвещённый)[6], wr swnw (главный лекарь)[9].

У врачей Древнего Египта была хорошая репутация, и правители других империй даже просили фараона прислать к ним врачей, чтобы лечить своих родственников. Имена некоторых из врачей Египта — Имхотеп[10], Мерит Птах, Песешет (первые женщины-врачи) и Хесира (возможно, первый известный в истории стоматолог) остались в истории. Однако следует учитывать, что источники для столь древних эпох редко бывают абсолютно достоверны. Обстоятельства жизни и деятельности этих людей окружены легендами, более поздними дополнениями и искажениями.

Методы лечения и диагностики[править | править код]

Лечение мигрени путем привязывания к голове пациента глиняного крокодила

Лечение в Древнем Египте представляло собой синтез магии и терапии. Как правило, они применялись в совокупности по принципу: «Магия действенна вместе с лекарственным средством, лекарственное средство действенно вместе с магией». Но вместе с тем, встречаются и источники, в которых роль магии и заклинаний рассматривается как решающая, действенная сама по себе.

Магические методы воздействия заключались в экзорцизме, то есть в изгнании из тела больного «демонов», которые вызвали болезнь. Диагностика же заключалась в том, чтобы по симптомам установить, какой конкретно демон засел в теле больного, после чего прогнать его заклинаниями и лекарствами.

Для лечения египтяне применяли практически все известные им материалы и компоненты: начиная от самых тривиальных (мёд, молоко, масло, растительные и животные жиры, лекарственные травы, глина, сода и прочее) до более чем экзотических. Многие рецепты лекарств содержали навоз, который содержит продукты брожения и плесени; некоторые из них имеют целебные свойства, но также и бактерии, представляющие серьёзную угрозу заражения.

В основном советы врачей для сохранения здоровья включали рекомендации мыться и брить тела, в том числе под мышками, так как это поможет предотвратить инфекции. Они также рекомендовали пациентам следить за своим питанием и избегать продуктов, таких как сырая рыба или сырое мясо других животных, считавшееся нечистым.

В Папирусе Эберса приведён рецепт от мигрени, которую называли болезнью половины головы (ges-tep)[11]:

Другое [средство] от болезни (meret) половины головы (ges-tep). Череп рыбы-кошки (nar), обжаренный в масле. Помазать этим голову.

Согласно исследованиям Американского химического общества (American Chemical Society), древние египтяне намеренно добавляли в косметику свинец, который в соединении с солью способствует выделению в организме оксида азота, что стимулирует иммунную систему и предупреждает конъюнктивит[12].

Хирургия и анатомия[править | править код]

Бронзовые ножи, используемые в процессе бальзамирования тела. 600—200 гг. до н. э.

Египтяне практиковали бальзамирование, при котором внутренние органы трупа извлекаются и помещаются отдельно, то есть можно предположить, что египтяне примерно представляли анатомическое устройство человека, однако не знали функций каждого органа. Например, органом мышления и вообще самым важным органом человека считалось сердце, как единственный орган, ощутимо реагирующий на происходящее, и его обычно оставляли в груди.

Египетские врачи были осведомлены о существовании пульса и связи между пульсом и сердцем. Автор «папируса Смита» даже имел смутное представление о сердечно-сосудистой системе, хотя и не о кровообращении, и он не мог или считал неважным, различать кровеносные сосуды, сухожилия и нервы. Древние египтяне разработали свою теорию «каналов», которые несли воздух, воду и крови в организме по аналогии с рекой Нил; если они будут заблокированы, поля станут нездоровы, и они применяли этот принцип к телу: если человек был болен, то нужно использовать слабительные, чтобы разблокировать «каналы».

Протез большого пальца из дерева и кожаное крепление; вероятно, использовался для облегчения ходьбы.

Операция была довольно распространённой практикой среди врачей для лечения телесных повреждений. Египетские врачи признавали три категории повреждений: поддающиеся лечению, спорные и неизлечимые заболевания. Излечимые заболевания хирурги быстро оперировали. Спорными болезнями были те, при которых больной мог предположительно прожить без лечения, поэтому пациенты, входившие в эту категорию, наблюдались, и если их болезнь сохранялась, то предпринимались хирургические попытки излечить её. Хирургические инструменты, обнаруженные в археологических памятниках, включают ножи, крюки, свёрла, щипцы, весы, ложки, пилы и вазы с ладаном.

В обнаруженной в 2011 году гробнице придворного лекаря Кара (VI династия, ок. 2278—2184 годы до н. э.) найдены медные хирургические инструменты[13] с отверстием для подвешивания в специальной коробочке. Эти инструменты, возможно, древнейшие из найденных[14]. Мумия этого врача является древнейшей мумией swnw-лекаря[9].

Геродот в своей «Истории» отметил практику обрезания среди египтян[15]. Хотя эффективность этой процедуры редко упоминалась, её отсутствие в других культурах часто отмечалось: об отсутствии обрезания у ливийцев неоднократно говорится в папирусах, а из военных кампаний необрезанные фаллосы привозились в качестве трофеев, что свидетельствует об их непривычности. Другие документы, описывающие инициацию в религиозных обществах через обрезание, позволяют предположить, что эта практика была особенной и не получила широкого распространения. Единственное известное изображение процедуры в могиле врача показывает подростков и взрослых, а не детей. Женское обрезание могло применяться на практике, хотя ни одного упоминания о нём в древних текстах нет.

Древние египтяне придавали большое значение гигиене и уходу за собой[16]. Трепетное отношение египтян к чистоте, стирке и мытью посуды отметил Геродот в своей «Истории» (ок. 440 года до н. э.), заметив, что они «предпочитают опрятность красоте»[15]. «Зубными щётками» им служили веточки, палочки или кусочки тканей, а «зубную пасту» изготавливали из дроблённых кореньев растений. Для свежести дыхания полость рта полоскали травяными отварами[16]. Однако состояние зубов большинства египтян оставалось плохим во многом из-за попадания в муку мелких частиц песка или камней, которыми перемалывали зерно. Вероятно, первым дантистом в истории, официально носившим звание стоматолога, был Хесира, живший в XXVIII веке до н. э.[11].

Протезирование в виде искусственных пальцев или глаз существовало, но имело в большей степени эстетический, нежели практический эффект.

Примечания[править | править код]

  1. Светлана Марковна Марчукова. Медицина Древнего Египта // Медицина в зеркале истории.
  2. Ю.Ф.Марченко. Медицина в древнем Египте // Твоё здоровье : Журнал. — 1994. — № 3.
  3. ↑ Кахунский папирус. Энциклопедия Древнего Египта. egyptopedia.info. Дата обращения 19 декабря 2017.
  4. 1 2 Юрий Марченко. Лондонский и Лейденский папирусы. Древнеегипетские медицинские папирусы с использованием магии // Твоё здоровье : журнал. — Знание, 1995. — № 4.
  5. Robins, Gay. Women in Ancient Egypt. — Harvard University Press, 1993. — С. 116. — 205 с.
  6. 1 2 Antonio Loprieno, Matthias Müller, Sami Uljas. Non-Verbal Predication in Ancient Egyptian. — Walter de Gruyter GmbH & Co KG, 2017. — С. 650-651. — 860 с. — ISBN 978-3-11-040989-5.
  7. Richard H. Wilkinson, Kent R. Weeks. The Oxford Handbook of the Valley of the Kings. — Oxford University Press, 2016. — С. 439. — 649 с. — ISBN 978-0-19-993163-7.
  8. Emily Teeter, Terry G. Wilfong. Scarabs, scaraboids, seals, and seal impressions from Medinet Habu. — Oriental Institute of the University of Chicago, 2003. — С. 237. — 378 с. — ISBN 978-1-885923-22-6.
  9. 1 2 Ian Shaw. Ancient Egyptian Technology and Innovation. — Bloomsbury Publishing, 2015. — 178 с. — ISBN 978-1-4725-1960-3.
  10. ↑ Имхотеп известен в первую очередь как зодчий и строитель пирамиды Джосера, однако в более поздние эпохи его личность обрастает легендами. Начиная с Первого переходного периода, считался также поэтом и мыслителем.
    Позже был обожествлён и почитался в качестве бога врачевания.
  11. 1 2 John F. Nunn. Ancient Egyptian Medicine. — University of Oklahoma Press, 2002. — С. 93, 124, 203. — 244 с. — ISBN 978-0-8061-3504-5.
  12. Kate Ravilious. Cleopatra’s Eye Makeup Warded Off Infections? (англ.) // National Geographic. — 2010. — 15 January.
  13. ↑ Surgical Instruments from the tomb of Qar — a photo on Flickriver. www.flickriver.com. Дата обращения 5 февраля 2020.
  14. Zahi Hawass. The Tomb of the Physician Qar (англ.). — Hidden Treasures Of The Egyptian Museum:On Hundred Masterpieces From The Centennial Exhibition. — American Univ in Cairo Press, 2002. — P. [20] (col. 2). — 124 p. — ISBN 978-977-424-778-1.
  15. 1 2 Геродот. II. Евтерпа // История в девяти книгах / Перевод и примечания Г. А. Стратановского, под общей редакцией С. Л. Утченко. Редактор перевода Н. А. Мещерский. — Л.: Наука, 1972.
  16. 1 2 Donald B. Redford. The Oxford encyclopedia of ancient Egypt. — Oxford University Press, 2001. — С. 136. — 656 с. — ISBN 978-0-19-510234-5.

Ссылки[править | править код]

  • Скориченко-Амбодик Г. Г. Медицина // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Монография В. В. Ребрика «Древнегреческая магия и медицина»
  • Михаил Меркулов Медицина Древнего Египта // Africana — портал африканских проектов и информации об Африке и африканцах
  • Medicine in Old Egypt — Transcript from History of Science by George Sarton
  • Brian Brown (ed.) The Wisdom of the Egyptians. New York: Brentano’s (1923)

Источник

За идеализированными изображениями царей и велеречивыми описаниями их божественных подвигов скрывались живые люди — болеющие, стареющие и смертные (статуя Хатшепсут в виде сфинкса)

Недавно смотрела передачу о том, как Захи Хавасс, на то время глава Египетского верховного совета по древностям, искал мумию царицы Хатшепсут. Надо сказать, на экране энтузиазм темпераментного египетского ученого нередко выглядит преждевременным, а иногда даже не совсем обоснованным, и не все выводы однозначно воспринимаются как 100% убедительные, критика его многочисленных оппонентов мне, в общем-то понятна. И вообще, как я понимаю, вокруг египтологии во все времена было много танцев с бубнами, однако передача все равно показалась мне довольно интересной.

Мумия царицы Хатшепсут

Опознать ранее безымянную мумию помогла болезнь царицы, которая быстро свела ее в могилу – в одной из подписанных именем царицы каноп (сосуд-хранилище органов) был обнаружен зуб, который, по-видимому вырвали ей незадолго до смерти, ведь царица страдала зубным абсцессом. Зуб точно «подошел» к челюсти «анонимной» мумии, и так Хатшепсут была опознана после долгих поисков. Позднее было подтверждено родство с другими представителями 18 династии, а точнее, совпала митохондриальная ДНК бабушки царицы и самой Хатшепсут.

Фигура придворного карлика Сэнеба с женой и детьми (5-6 династия, Каирский музей).
Этот человек был погребальным жрецом и страдал ахондроплазией — заболеванием, когда зоны роста трубчатых костей закрываются преждевременно и пропорции тела сильно нарушаются.

Вот так открылся интимный секрет правительницы Египта – у нее был плохой стоматолог. Зубы у мумии были в плачевном состоянии. Впрочем, как и весь костный скелет – кости оказались сильно размягченными, правда, я не поняла из передачи, как исследователи определили, что это изменение костной ткани было прижизненным. Периодонтальный абсцесс приносил царице долгие изматывающие мучения; скорее всего, ей тяжело было есть, царицу мучила сильная боль. Придворные врачи в конце концов вырвали зуб, но было поздно – инфекция распространилась по организму, и царица скончалась в возрасте примерно 50 лет.

Также при помощи сканирования мумии удалось определить, что царица страдала от довольно большой опухоли в брюшной полости и имела лишний вес (и вообще была женщиной крупной, но с красивым точеным лицом с благородными чертами). Очаг опухоли располагался в печени, метастазы распространились в кости. Не исключено, что для организма, истерзанного онкологическим заболеванием (а еще и диабетом), инфекция зуба стала последней каплей. Да и сама жизнь царицы на тот момент, надо сказать, для нее потеряла смысл – ее единственная дочь, юная Нефрура умерла, давно почили ее родители и муж, ее любимый друг, советник и самый близкий человек, архитектор Семнут тоже скончался – все близкие уже были в Царстве мертвых.

На древнем папирусе изображены костоправы — хирурги, вправляющие вывихи и лечащие переломы.

Исследователи обнаружили также, что кроме всего прочего у Хатшепсут было генетически обусловленное заболевание кожи, от которого страдал весь ее род – что-то вроде экземы или псориаза, отчего ее кожа была покрыта некрасивыми зудящими бляшками. Этой же болезнью страдал ее отец, муж-брат и некоторые другие родственники.

Есть одна интересная версия происхождения опухоли во чреве царицы – ученые из Египетского музея Боннского университета обнаружили в лекарстве для кожи царицы опасные канцерогены – креозот и бензапирен. Это открылось после исследования флакона с мазью или лосьоном (это явно был не парфюм – очень уж гадкий запах издавало вещество, и очень уж у него специфический состав), снадобье также содержало разные масла и призвано было снимать воспаление и уменьшать зуд. Видимо, несчастная царица, страдая от зуда и втирая спасительное средство, не догадывалась, что сама себя потихоньку травит.

Смертельный флакончик Хатшепсут (фото AP Photo / DAPD, Sascha Schuermann).

Мне стало интересно: ведь за последние 20 лет современная исследовательская наука обзавелась очень эффективными методами – несколько методик сканирования, сцинтиграфия, точнейший химический, генетический и ДНК-анализ, а уж современные микроскопы скоро будут разглядывать бозоны. Должно же это все использоваться для исследования мумий, и не только таких знаменитых, как Хатшепсут. Интересно стало, и какими болезнями вообще болели древние египтяне. Порылась в книге и Интернете, оказалось, что в патопалеологии современная наука весьма преуспела за последние годы.

Относительно недавно была тщательно исследована мумия еще одного знаменитого правителя – Тутанхамона, правда, знаменит он не столько своими деяниями, так как умер всего в 19 лет, сколько своим роскошным не разграбленным захоронением.

На этой стеле времен 18-й династиии мы видим жертву полиомиелита — мужчина с деформированной стопой, опирающийся на костыль.

Традиционно считалось, что он погиб от осложнения ранения, полученного, возможно, на охоте, однако оказалось, что все гораздо прозаичнее – царя убила тропическая малярия — недуг, весьма распространенный в болотистой местности вокруг Нила. Из тканей мумии была выделена ДНК малярийного плазмодия.

Надо сказать, что юный царь вряд ли долго протянул в любом случае, здоровье у него явно было не богатырское. И на охоте он точно не скакал резво с кочки на кочку, так как вряд ли мог передвигаться без костылей. Его родители были родными братом и сестрой, что в Древнем Египте было вполне нормальной практикой из-за особенностей престолонаследования, поэтому у царя был целый букет генетических дефектов. У него было обнаружено незаращение верхнего нёба («волчья пасть»), болезнь Кёлера, которая привела к сильной деформации ступни, на другой ступне отмечалось врожденное отсутствие нескольких пальцев.

Реконструкция облика Тутанхамона (здесь все пальцы на месте)

В погребении царя Тута обнаружили мумии двух мертворожденных младенцев, видимо его детей; у них тоже были врожденные аномалии, такие как незаращение позвоночного столба и деформация черепа, как при гидроцефалии.

Первым серьезным исследователем египетских мумий на предмет причин смерти и прижизненных заболеваний стал американский патологоанатом Майкл Циммерман (нет, не тот что застрелил чернокожего подростка). Свои исследования он начал еще в 1993 году, еще без мудреных методик. Поначалу исследования затруднялись тем, что ткани мумий были чересчур сухими и одеревеневшими, чтобы можно было изучить их клеточный состав. Позднее образцы, взятые у мумий, научились размачивать в растворе на основе алкоголя и соды.

Древние египтяне практиковали обрезание у мужчин. В жарком климате, в клубах пустынной пыли это было необходимо. На картинке обрезают взрослых — рабов из варварских племен, по-видимому. Сами египтяне «проходили» обрезание в раннем детстве.

Циммерману пришлось столкнуться со множеством трудностей (даже с фальшивыми «мумиями»), но он сумел сделать ряд интересных открытий.
Первый его «пациент», как оказалось, скончался от пневмонии, вызванной клебсиелами – это и сейчас частый возбудитель инфекций дыхательных путей, в норме спокойно сосуществующий с организмом человека, а при ослаблении или переохлаждении организма становящийся болезнетворным. Видимо, бедолаге, мумию которого исследовал американец, как раз не повезло.

Долгое время считалось, что фараон-еретик Эхнатон, супруг Нефертити, страдал редким генетическим заболеванием — синдромом Марфана. У таких больных длинные некрасивые конечности, широкий таз, вытянутое лицо с «собачьими» глазами. Исследования мумий близких родственников (мумия самого еретика не найдена) показали: многие родные были похожи на Эхнатона внешне, но никаких признаков Марфана у них не обнаружено. Так что фараон просто был урод  имел специфическую внешность, романтически обыгранную художниками и скульпторами.

Также Циммерман столкнулся с первым найденным покойником, погибшим от туберкулеза – это был 6-летний ребенок, умерший з 1300 лет днэ (правда, позже на территории нынешнего Израиля обнаружили еще более древних «туберкулезников» — мать и младенец, останкам которых более 9000 лет).

Вообще туберкулез был настоящим бичом Египта. Ведь поселения египтян были скученными, семьи довольно большими, а жилища тесными. Смертность от этой болезни была высока и среди детей, и среди взрослых. Обнаруживают и бычьи, и человеческие микобактерии туберкулеза, ученые предполагают, что возбудитель и появился тысячи лет назад из-за мутации возбудителя инфекции крупного рогатого скота. Обнаруживаются останки со следами самых разных форм туберкулеза, не только легочных. Довольно распространен был костный туберкулез.

Египтянки, как вы видите, рожали детей, сидя на корточках.

Вот уже третий десяток лет Циммерман изучает мумий. Всего их было около 300, у исследователя уже есть определенная статистика. Он с удивлением обнаружил, что только у 2-х пациентов были онкологические заболевания (у одного – рак прямой кишки), зато у очень многих – атеросклероз сосудов. Часто встречаются болезни суставов – артриты и т.п., инфекции, гельминтозы, цирроз печени. Довольно распространен был шистосомоз – тропическое заболевание, вызываемое небольшим паразитом-нематодой, проявляющееся в кожной сыпи, а затем поражением и других органов, особенно часто – мочеполовой системы. Такая болезнь, к примеру, была у фараона Рамзеса Пятого.

Циммерман сделал вывод, что низкая заболеваемость раком у египтян подтверждает то, что онкологические заболевания – болезни современной цивилизации, вызванная перееданием и курением.

Египетские хирургические инструменты (отсюда)

Его оппоненты считают, что, возможно, при исследовании мумий страдает «выявляемость» — рак все-таки был, только через тысячи лет его сложно обнаружить. Возможным они считают и то, что короткая средняя продолжительность жизни египтян попросту не давала им дожить до того возраста, когда частота онкологических болезней возрастает.

Циммерман возражает, что ему попадались мумии 90-летних стариков, и у его «испытуемых» часто встречались обменные болезни пожилого возраста – диабет, атеросклероз и остеоартроз. Очень широкое распространение атеросклероза как раз удивляет – это отмечали и другие исследователи. Возможно, это было связано с какими-то особенностями питания, например, известно, что египтяне в большом количестве потребляли пиво (и может, у них тоже были фаст-фуды?) или с генетикой, ведь у египтян в порядке вещей были близкородственные браки.

Древнеегипетский протез большого пальца ноги — не для красоты, для захоронения: у умершего обязательно должны были присутствовать все полагающиеся части тела.

Еще недавно исследовали 52 мумии из Каирского музея, встретился еще один рак – опухоль простаты у пожилого мужчины, и подтвердилось наблюдение Циммермана – более чем у трети обнаружился атеросклероз.

Интересное открытие было связано и с древнеегипетской стоматологией. Не только Хатшепсут страдала от проблем с зубами. У большинства исследованных останков зубы были очень так себе. Во-первых, очень распространены были тяжелые зубные инфекционные осложнения – абсцессы, пародонтоз и кариес, нескольких зубов не достает почти у каждой мумии.

Во-вторых, отмечается сильная истертость жевательных поверхностей зубов. Есть гипотеза, что это связано с особенностями мукомольного производства того времени: в хлебе, употребляемом египтянами, был большой процент пылеобразного песка, который быстро «стирал» зубы. Зато у жителей берегов Нила почти не обнаружено проблем с зубным рядом и прикусом, у египтян были сильные, хорошо развитые челюсти, вероятно из-за употребления жесткой грубой пищи. Найдены и следы работы древних дантистов — в захоронениях иногда обнаруживают искусственные зубы из кости, скрепленные золотой проволокой.

Царица Пунта Ати, встреченная послами царицы Хатшепсут, явно страдала сильным ожирением или даже слоновостью, что произвело сильное впечатление на египтян. Излишняя полнота в Египте явно была не в почете…

Интересно, что от зубного абсцесса, вероятно, скончался еще как минимум один правитель – Рамзес Второй. Его мумия тоже хорошо изучена. У него, как у многих, обнаружен атеросклероз, а также много следов от боевых ранений и старых переломов, и еще возрастной артрит. А еще оказалось, что в молодости фараон был рыжеволос! Сначала рыжему цвету редких оставшихся волос мумии ученые не придали значения – покойникам волосы нередко окрашивали хной, но при исследовании обнаружилось, что таков был и природный пигмент.

Были абсцессы челюсти и у других фараонов (у Псусенеса Первого, например; он умер очень пожилым, когда уже весь был скрюченный от артрита).

…Хотя сами египтяне далеко не все были помешаны на диетах! (статуя сельского старосты Каапера, 25 век до нашей эры, дерево(!!!)).

Было найдено мумифицированное тельце годовалого ребенка, явно умершего от цинги – казалось бы, как допустили болезнь, вызванную недостатком витамина С?! У них же там полно лимонов! Возможно, малыш «получил» болезнь от матери, страдавшей цингой, и у нее не хватало нужного витамина в грудном молоке.

В общем, целая медицинская энциклопедия! У исследованных останков иногда диагностировались болезни и довольно редкие – синдром Хенда-Шюллера-Крисчена, например, (такое врожденное нарушение обмена липидов, когда у человека образуются очаги размягчения костей черепа). Частенько находили остеомиелит – ведь антибиотиков не было, и любой осложнившийся перелом кости мог закончиться плачевно.

Пивоварня.
Египтяне пили пиво чуть ли не вместо воды. Не отсюда ли такое широкое распространение атеросклероза?

Тут следует упомянуть интереснейший документ – «Папирус Смита». Это настоящий учебник военно-полевой хирургии 16 века до нашей эры с довольно точным описанием 48 видов травм и методов ведения их.

Например:
«Случай пятый.
Название: Инструкции, касающиеся зияющей раны в голове, с разбитым черепом. Осмотр: Если ты осматриваешь мужчину, имеющего зияющую рану в голове, проникающую до кости, (и) с расколотым черепом; ты должен ощупать рану. Желательно найти то, что разбило череп, если части этого находятся в глубине раны (и); извлечь плавающие под твоими перстами осколки. В то время над раной может находиться опухоль, кровь может течь из обоих ноздрей (и) и обеих ушей, (и) человек страдает чувством жесткости в его шее, так что он не в состоянии смотреть на оба своих плеча и грудь (в современной неврологии это называется «ригидность мышц затылка»).
Диагноз: ты должен сказать по поводу него: «Это зияющая рана в голове, проникающая до костей, (и) разбитый череп, с жесткостью в шее, не связанной с другим недугом».
Лечение: ты не связать слишком туго, но соединяешь и фиксируешь осколки, на все время, пока ранение не излечится».

Представляете? Всего-то!
Удивительно, что раны описаны очень подробно, и рекомендации в большинстве случаев даны толково! И никакой магии, которую вполне можно было ожидать встретить в египетском манускрипте, ведь египтяне были буквально на ней помешаны!

Магию использовали в одном случае – при чуме, перед лицом Черной смерти древние врачи были бессильны.

Из-за постоянной пыли египтяне, скорее всего, страдали болезнями глаз. Красивенькие стрелочки на глазах фараонов и их жен – это не просто косметическое средство. Египтяне наносили на верхнее веко густой слой пасты на основе тертого малахита. Она как раз и защищала от попадания пыли.

Древний окулист (а может и косметолог)

Думаю, и скорпионы их кусали, и змеи – ведь не зря защиты от них просили от бога Гора. И крокодилы их конечно ели, и всякие крупные кошачьи грызли. Травмы были частым явлением, и военные – особенно.
В захоронениях строителей обнаруживаются скелеты с сильными разрастаниями костной ткани в поясничном отделе – из-за ношения тяжестей, но все эти болезни свойственны были и другим народам, и в другие времена.

Так что мерли египтяне, в основном из-за инфарктов и инсультов в результате атеросклероза, а также из-за инфекций – малярии, шистосомоза и туберкулеза. Ну, или насильственной смертью.

А вы живите долго и не болейте!

Источник