Деление клиники внутренних болезней на пропедевтическую факультетскую и госпитальную

Деление клиники внутренних болезней на пропедевтическую факультетскую и госпитальную thumbnail

SmirnovЗаведующий кафедрой — д.м.н., профессор Смирнов Алексей Владимирович

Контактная информация

Тел.: (812) 338 69 01
e-mail: proped@spb-gmu.ru

Ответственный за учебную работу профессор Панина Ирина Юрьевна

Ответственный   за   научную   работу   профессор Добронравов   Владимир Александрович

Кафедра находится по адресу: 197022, Санкт-Петербург,ул. Льва Толстого, д. 6-8, корпус № 54 (ул. Льва Толстого, д. 17), на IIэтаже.

История кафедры

Актуальным проблемам нефрологии посвящена научно-практическая деятельность кафедры пропедевтики внутренних болезней, которая была образована в 1924 году, как результат объединения кафедр диагностики и кафедры частной патологии и терапии. Кафедрой заведовали выдающиеся отечественные ученые, клиницисты, педагоги — профессора Чистович Н.Я. (1924-26 гг.), Левин А.М. (1926-29 гг.), действительный член АМН СССР профессор Тушинский М.Д. (1929-61 гг.), профессора Щерба М.Л. (1961-63 гг.) и Ярошевский А.Я. (1963-69 гг.), с 1970 по 2001 год — з.д.н. РФ, профессор Рябов С.И.. С 2001 по настоящее время заведующий кафедрой профессор Смирнов А.В.

Подробная история кафедры

Содержание дисциплины

Внутренняя медицина и ее место в ряду других медицинских дисциплин. Краткая история развития учения о диагностических методах и внутренних болезнях. Отечественные терапевтические школы. Основные принципы современной организации здравоохранения. Особенности медицинского обслуживания терапевтических больных.
Порядок и пути госпитализации больных. Организация работы в терапевтическом отделении больницы. Врачебная этика и деонтология. Общее представление о страховой медицине.
Задачи пропедевтической, факультетской и госпитальной клиник внутренних болезней. Основные задачи курса пропедевтики внутренних болезней. Виды диагноза. Методология диагноза.

Учебный план

 Цели и задачи кафедры

Основной целью преподавания пропедевтики внутренних болезней является обучение студентов методам клинического обследования больного, методам лабораторной и инструментальной диагностики, основам синдромальной диагностики заболеваний внутренних органов.

Задачи изучения дисциплины

  • усвоение особенностей медицинского обслуживания терапевтических больных на догоспитальном и госпитальном этапе оказания медицинской помощи

  • усвоение основных принципов деонтологии и врачебной этики, развитие начальных элементов клинического мышления, овладение основами физикального обследования больного

  • освоение методологии основных инструментальных методов исследования терапевтических больных

  • усвоение тактики лабораторного обследования больных; интерпретация лабораторных анализов

  • изучение симптоматологии основных терапевтических заболеваний.

Студент должен знать и уметь использовать

Информация для студентов

Начало занятий в 9:00 и 11:00.
На практические занятия студенты допускаются только в медицинской одежде: медицинский халат или медицинский костюм, колпак, сменная обувь (не бахилы). Верхняя одежда сдается в гардероб. Сменная обувь с собой в мешке.

Актуальное расписание занятий доступно в системе «Галактика»

Дополнительная информация

Методология диагноза

История физикальных методов исследования

Рене Лаэннек (1781–1826): изобретатель стетоскопа

Вильгельм Рентген: История открытия рентгеновских лучей

Методы и методология клинической диагностики

Видеоматериалы для самостоятельной подготовки  к практическим занятиям по пропедевтике внутренних болезней

Вопросы для подготовки к рубежному контролю «методы физикального исследования»

Типичные послеоперационные рубцы поверхности тела после стандартных хирургических вмешательств (обычные для отечественной хирургии). Материал подготовлен к.м.н., Гриневым К.М.

Основные принципы диагностики, профилактики и терапии острого повреждения почек. Учебное пособие

Последипломная подготовка

Клиническая ординатура:

  • нефрология
  • терапия

Научная деятельность

В настоящее время научным направлением кафедры является «Превентивная нефрология: совершенствование методов диагностики, лечения, первичной и вторичной профилактики хронической болезни почек у взрослого населения Российской Федерации».

К научному руководству диссертационными работами привлечены 7 докторов наук по специальности 14.01.29 — нефрология. Подготовка научно-педагогических кадров по специальности 14.01.29 — нефрология обеспечена научно-лабораторной базой. Клиническими базами кафедры пропедевтики внутренних болезней и НИИ нефрологии являются 2 нефрологических , отделение гемодиализа, отделение для больных с трансплантированной почкой, терапевтических отделение с 30 кардиологическими койками (каждое отделение по 60 коек), отделение реанимации и интенсивной терапии, проводящее эфферентные методы лечения клиник СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова, а также нефрологическое отделение городской больницы №26 и Городской нефрологический центр.

Научной и клинической базой являются лаборатории НИИ нефрологии (лаборатории лучевой диагностики, лаборатории почечной недостаточности, лаборатории клинической физиологии почек, лаборатории биохимического гомеостаза организма и лаборатории клинической морфологии) СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова. Высокий уровень медицинской помощи пациентам обеспечен тем, что кафедра и НИИ оснащены современным диагностическим и лечебным оборудованием (однофотонный эмиссионный томограф, приборы для выполнения ультразвуковой диагностики и нефробиопсии под контролем УЗИ аппарата, световая, электронная и флуоресцентная микроскопия и т.д.)

Читайте также:  Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь у детей диета

Штат кафедры

Профессорско-преподавательский состав кафедры:

Смирнов Алексей Владимирович — заведующий кафедрой: профессор, доктор медицинских наук

Лукичев Борис Георгиевич, профессор, доктор медицинских наук

Кучер Анатолий Григорьевич, профессор, доктор медицинских наук

Добронравов Владимир Александрович, профессор, доктор медицинских наук

Румянцев Александр Шаликович, профессор, доктор медицинских наук

Панина Ирина Юрьевна, профессор, доктор медицинских наук

Виноградова Татьяна Васильевна, доцент, кандидат медицинских наук

Орлова Светлана Александровна, доцент, кандидат медицинских наук

Храброва Мария Сергеевна, доцент, кандидат медицинских наук

Чижикова Валерия Александровна, ассистент, кандидат медицинских наук

Хасун Мохамад, ассистент, кандидат медицинских наук

Чурко Анна Аркадьевна, ассистент

Карунная Анна Викторовна, ассистент

Легостаева Кристина Владимировна, ассистент

Источник

Деление клиники внутренних болезней на пропедевтическую факультетскую и госпитальную Деление клиники внутренних болезней на пропедевтическую факультетскую и госпитальную

Деление внутренних болезней на 3 класса: пропедевтику, факультетскую и госпитальную.

Задачи пропедевтической клиники.

История развития учения о диагнозе.

Вопросы врачебной деонтологии.

Деление клиники внутренних болезней на пропедевтическую факультетскую и госпитальную

Терапия является старейшей

Терапия является старейшей

и ведущей научной дисциплиной

и специальностью среди много-

гранной медицинской науки. Как и всякая наука терапия

имеет свои отличительные черты

И принципы, лежащие в основе

целостности этой дисциплины.

Деление клиники внутренних болезней на пропедевтическую факультетскую и госпитальную

I. Терапия основывается на принципах материалистической философии. Эта крепкая методологическая основа, которой не было до революции и нет в капиталистической медицине. Этот принцип позволяет российским терапевтам стоять на правильных позициях в понимании сущности, патогенеза болезненных процессов, в оценке значения внешней среды, трудовых и профессиональных факторов. Основанная на материалистических и диалектических принципах, терапия успешно развивается, имеются большие перспективы в будущем.

Деление клиники внутренних болезней на пропедевтическую факультетскую и госпитальную

III. Особенность ее – профилактическая направленность. Терапия не сосредотачивается лишь на изучении далеко зашедших и по существу необратимых состояний. Более важно изучение самых ранних и начальных фаз болезненных явлений. Исследование предболезненных состояний, дефицитов различных жизненно необходимых веществ в организме (витаминов, ферментов) и гормонов, солей, изучение малых «несерьезных» заболеваний, которые дают большие нарушения в организме. Отсюда берут свое начало хорошо известные профилактические мероприятия- массовые обследования, диспансеризация здоровых лиц, переболевших, часто болеющих, использование физических методов лечения, все это вошло прочно во врачебную практику, стали обычными для россиян, хотя в них скрыта огромная сила.

Деление клиники внутренних болезней на пропедевтическую факультетскую и госпитальную
IV. Особенность. Наша терапия – наука не пассивная, не созерцательная, не констатирующая, а активная, наступательная, восстановительная. Терапия использует самые разнообразные факторы для подавления «болезни» и восстановления утраченного или ослабленного здоровья. Она вооружена огромным числом активно действующих фарм. средств, препаратов, блокаторы фермента и др. Активность нашей медицины в том, что она использует все в комплексе. Особенность – связь с физиологией. По традициям, заложенным С.П.Боткиным и И.П.Павловым 100 лет назад, наша терапия следует принципам нервизма. Это существо нашей жизни, это правильное методологическое понимание болезней. Отечественных терапевтов давно волновал этот вопрос, почему и как возникает болезнь, как она протекает. Терапия – одухотворена физиологией. Сюда прочно примыкает характерное для нашей терапии изучение функциональной недостаточности или недостаточности того или иного органа или системы. Отсюда вытекает важная сторона терапии – функциональная направленность.
IV. Особенность. Наша терапия – наука не пассивная, не созерцательная, не констатирующая, а активная, наступательная, восстановительная. Терапия использует самые разнообразные факторы для подавления «болезни» и восстановления утраченного или ослабленного здоровья. Она вооружена огромным числом активно действующих фарм. средств, препаратов, блокаторы фермента и др. Активность нашей медицины в том, что она использует все в комплексе. Особенность – связь с физиологией. По традициям, заложенным С.П.Боткиным и И.П.Павловым 100 лет назад, наша терапия следует принципам нервизма. Это существо нашей жизни, это правильное методологическое понимание болезней. Отечественных терапевтов давно волновал этот вопрос, почему и как возникает болезнь, как она протекает. Терапия – одухотворена физиологией. Сюда прочно примыкает характерное для нашей терапии изучение функциональной недостаточности или недостаточности того или иного органа или системы. Отсюда вытекает важная сторона терапии – функциональная направленность.Деление клиники внутренних болезней на пропедевтическую факультетскую и госпитальную

VI. Особенностью является единство терапии. Имеется одна терапевтическая система, основанная на единых принципах, на принципе преемственности, комплексности, что представляет большую ценность.

Деление клиники внутренних болезней на пропедевтическую факультетскую и госпитальную
Деление клиники внутренних болезней на пропедевтическую факультетскую и госпитальнуюперейти в каталог файлов

Читайте также:  Можно ли заниматься спортом при болезни орви

Источник

Модуль «Пропедевтика внутренних болезней»

Описание дисциплины.

Освоение студентами практических умений и навыков по врачебным методам исследования (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) и теоретических основ дополнительных методов исследования (лабораторные, функциональные) для диагностики основных клинических синдромов при заболеваниях внутренних органов и клинических проявлений при этих заболеваниях со стороны челюстно-лицевой области и слизистой оболочки полости рта.

Объем модуля — 108 часов (3 зач. ед.), из них аудиторные занятия – 74 часа (лекции -18 часов, клинические практические занятия – 56 часов), самостоятельная работа – 34 часа.

Содержание дисциплины.

1. Общие вопросы.
2. Основные методы клинического обследования больного.
3. Семиотика заболеваний органов дыхания  и основные клинические синдромы.
4. Семиотика заболеваний сердечно-сосудистой системы и основные клинические синдромы.
5. Семиотика заболеваний желудочно-кишечного тракта и основные клинические синдромы.
6. Семиотика заболеваний печени и гепатобилиарной зоны.
7. Семиотика заболеваний мочевыделительной системы.
8. Семиотика заболеваний системы кроветворения.
9. Клинические состояния (осложнения), угрожающие жизни больного.

1. Общие вопросы. Внутренняя медицина и ее место в ряду других медицинских дисциплин. Краткая история развития учения о диагностических методах и заболеваниях внутренних органов. Отечественные терапевтические школы. Врачебная этика и деонтология. Общее представление о страховой медицине. Задачи пропедевтической, факультетской и госпитальной клиник внутренних болезней. Методология синдромного диагноза. Стоматологические проявления при заболеваниях органов дыхания.

2. Основные методы клинического обследования больного. Расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация. Значение истории болезни и ее основные разделы.

3. Семиотика заболеваний органов дыхания  и основные клинические синдромы. Основные жалобы, особенности физикального обследования больного с заболеваниями органов дыхания. Основные клинические синдромы при заболеваниях органов дыхания: синдром нарушения бронхиальной проходимости, синдром уплотнения легочной ткани, синдром полости в легком, синдром повышенной воздушности легочной ткани (эмфизема легких), синдром скопления жидкости в плевральной полости (гидроторакс), синдром скопления воздуха в плевральной полости (пневмоторакс), синдром недостаточности функции внешнего дыхания (острой и хронической), рестриктивная и обструктивная дыхательная недостаточность. Стоматологические проявления при этих синдромах.

4. Семиотика заболеваний сердечно-сосудистой системы и основные клинические синдромы. Основные жалобы, особенности физикального обследования больного с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Основные клинические синдромы и физикальные изменения при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Синдром артериальной гипертензии,  синдром ишемии миокарда (стенокардия), синдром некроза сердечной мышцы, синдром острой и хронической сердечной недостаточноси. Синдром острой сосудистой недостаточности (обморок, коллапс, шок).

5. Семиотика заболеваний желудочно-кишечного тракта и основные клинические синдромы. Основные жалобы, особенности физикального обследования больного с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Синдром дисфагии, синдром кишечной колики, синдром пищеводного, желудочного кишечного кровотечения.

6. Семиотика заболеваний печени и гепатобилиарной зоны. Основные жалобы, особенности физикального обследования больного с заболеваниями гепатобилиарной зоны Основные клинические синдромы и физикальные изменения при заболеваниях печени и гепатобилиарной зоны: синдром желтухи, синдром портальной гипертензии, гепатолиенальный синдром, синдром печеночной недостаточности (печеночная кома), синдром желчной колики.

7. Семиотика заболеваний мочевыделительной системы. Основные жалобы, особенности физикального обследования больного с заболеваниями мочевыделительной системы. Основные клинические синдромы и физикальные изменения при заболеваниях мочевыделительной системы: синдром почечной колики, мочевой синдром, нефротический синдром, синдром аргериальной гипертензии, синдром почечной эклампсии, синдром почечной недостаточности (острой и хронической).

8. Семиотика заболеваний системы кроветворения. Основные клинические синдромы и физикальные изменения при заболеваниях кроветворной системы. Синдромы: анемии, лимфомиелопролиферативный синдром, геморрагический синдром.

9. Клинические состояния (осложнения), угрожающие жизни больного. Диагностика и лечение клинических состояний, угрожающих жизни больного.

Источник

Ответы на экзаменационные вопросы по пропедевтике внутренних болезней

Внутренняя медицина и ее место в ряду других медицинских дисциплин

Внутренние болезни занимают важнейшее место в медицинской науке и практике, прежде всего потому, что они часто встречаются и сравнительно тяжело протекают, во многих случаях угрожают жизни больного и снижают работоспособность.

Без знания внутренних болезней невозможна работа врача, какую бы он не избрал специальность.

Читайте также:  Перевод на другую должность с связи с болезнью

В историческом прошлом клиническая медицина разделялась лишь на внутреннюю медицину и хирургию. Деление это проводилось по способу лечения. Врач внутренней медицины пользовался лекар­ствами, вводимыми внутрь. Хирург же лечил оперативным путем. По мере развития медицинской науки от внутренней медицины стали от­ветвляться частные отрасли: нервные болезни, инфекционные болезни, кожные и венерические болезни, глазные болезни и др.

В настоящее время внутренняя медицина является наукой о бо­лезнях о преимущественным поражением внутренних органов и отли­чается особым, не хирургическим, принципом лечения.

Клинические методы исследования больного и изучения болез­ней наиболее полно и совершенно разработаны в терапевтической клинике.

Преподаванию внутренней медицины в медицинских вузах при­дается особенно серьезное значение. Подготовка студентов на терапевтических кафедрах обеспечивает формирование врачебных навыков и врачебного мышления.

Врач терапевт, по значимости и численности, является веду­щей фигурой, стоящей на первое плане здравоохранения и более 80% выпускаемых врачей сейчас специализируются по терапии.

Курс внутренних болезней в медицинском институте последо­вательно излагается на 3-х кафедрах терапии — пропедевтической, факультетской, госпитальной.

Пропедевтическая клиника внутренних болезней знакомит студентов с методиками исследования больного, т.е. с диагностикой и с семиологией — с учением осимптомах и при­знаках заболевания. Пропедевтическая клиника обучает студентов та­ким методам исследования, как расспрос, осмотр, пальпация, пер­куссия, аускультация. Знакомит студентов е основными функциональными и лабораторными методами исследования.

На кафедре пропедевтики внутренних болезней вы должны овла­деть методами диагностики, научиться обследовать больного; выяв­лять отдельные симптомы и синдромы заболевания и подойти к поста­новке диагноза.

Задачей пропедевтической терапевтической клиники является подготовка студентов к распознаванию болезни, к диагностике ос­новных заболеваний путем освоения основных методов исследования больного и изучения симптомов заболевания.

Старинная латинская пословица гласит: «Кто хорошо диагностирует, тот хорошо лечит».

Следовательно, для того чтобы научиться хороню лечить, на­до, прежде всего, научиться хорошо диагностировать, хорошо овла­деть методами диагностики, что является основной задачей пропедевтической клиники.

Факультетская клиника внутренних боле­зней изучает типичную клинику различных заболеваний, причины возникновения болезни (этиологию), механизм развития заболева­ния — патогенез. Факультетская клиника учит студентов обоснова­нию диагноза, лечению данного больного, проведению патогенети­ческой терапии. Факультетская клиника знакомит студентов о про­ведением профилактических мероприятий, направленных на предупре­ждение болезней.

Госпитальная клиника внутренних болезней углубляет представление студентов об этиологии, патогенезе заболевания, знакомит с различными вариантами течения и осложне­ния различных заболеваний, а также с методами диагностики в до­машней и поликлинической обстановке.

Большое внимание госпитальная клиника уделяет вопросам диф­ференциального диагноза, профилактике, врачебно-трудовой экспер­тизе, вопросам курортного лечения и диспансерного наблюдения.

Госпитальная клиника внутренних болезней завершает подго­товку студента-медика по курсу внутренних болезней, готовя его к работе в интернатуре и к врачебной деятельности.

Таким образом, три клиники внутренних болезней, не повторяя друг друга, представляют собой последовательно восходящие ступе­ни лестницы, при восхождении на которую происходит подготовка врача по вопросам внутренней патологии. Фундаментом этой лест­ницы является пропедевтическая клиника.

2. медицинская этика и деонтология
Наука о взаимоотношениях врача и больного, о долге и обязанностях врача носит названиеврачебной деонтологии (от греч. deon, deontos — должное, logos — учение).Медицинскую деонтологию можно также определить как совокупность этических норм выполнения меди­цинскими работниками своих профессиональных обязанностей.

Наиболее важные принципы врачебной деонтологии

1. Гуманное отношение к больному (инвалиду), выражающееся в готовности всегда прийти на помощь каждому нуждающемуся, в не­обходимости соблюдать гиппократовскос требование — не вредить, щадить психику больного (инвалида), стараться не причинять ему боли.

Соответствие поступков врача общественной функции, целям и задачам медицины, согласно которым врач ни под каким предлогом не может участвовать в действиях, направленных против физического и психического здоровья и жизни.

3. Обязанность врача — бороться за физическое и психическое со­вершенство людей. Самопожертвование и героизм во имя здоровья и жизни человека должны быть правилом врачебного поведения.

4. Обязанность врача — помогать всем независимо от пола, нацио­нальной и расовой принадлежности, политических и религиозных убеж­дений.

Принцип солидарности и взаимопомощи между всеми врачами.

Источник