Деление клиники внутренних болезней на пропедевтическую

Деление клиники внутренних болезней на пропедевтическую thumbnail

Ответы на экзаменационные вопросы по пропедевтике внутренних болезней

Внутренняя медицина и ее место в ряду других медицинских дисциплин

Внутренние болезни занимают важнейшее место в медицинской науке и практике, прежде всего потому, что они часто встречаются и сравнительно тяжело протекают, во многих случаях угрожают жизни больного и снижают работоспособность.

Без знания внутренних болезней невозможна работа врача, какую бы он не избрал специальность.

В историческом прошлом клиническая медицина разделялась лишь на внутреннюю медицину и хирургию. Деление это проводилось по способу лечения. Врач внутренней медицины пользовался лекар­ствами, вводимыми внутрь. Хирург же лечил оперативным путем. По мере развития медицинской науки от внутренней медицины стали от­ветвляться частные отрасли: нервные болезни, инфекционные болезни, кожные и венерические болезни, глазные болезни и др.

В настоящее время внутренняя медицина является наукой о бо­лезнях о преимущественным поражением внутренних органов и отли­чается особым, не хирургическим, принципом лечения.

Клинические методы исследования больного и изучения болез­ней наиболее полно и совершенно разработаны в терапевтической клинике.

Преподаванию внутренней медицины в медицинских вузах при­дается особенно серьезное значение. Подготовка студентов на терапевтических кафедрах обеспечивает формирование врачебных навыков и врачебного мышления.

Врач терапевт, по значимости и численности, является веду­щей фигурой, стоящей на первое плане здравоохранения и более 80% выпускаемых врачей сейчас специализируются по терапии.

Курс внутренних болезней в медицинском институте последо­вательно излагается на 3-х кафедрах терапии — пропедевтической, факультетской, госпитальной.

Пропедевтическая клиника внутренних болезней знакомит студентов с методиками исследования больного, т.е. с диагностикой и с семиологией — с учением осимптомах и при­знаках заболевания. Пропедевтическая клиника обучает студентов та­ким методам исследования, как расспрос, осмотр, пальпация, пер­куссия, аускультация. Знакомит студентов е основными функциональными и лабораторными методами исследования.

На кафедре пропедевтики внутренних болезней вы должны овла­деть методами диагностики, научиться обследовать больного; выяв­лять отдельные симптомы и синдромы заболевания и подойти к поста­новке диагноза.

Задачей пропедевтической терапевтической клиники является подготовка студентов к распознаванию болезни, к диагностике ос­новных заболеваний путем освоения основных методов исследования больного и изучения симптомов заболевания.

Старинная латинская пословица гласит: «Кто хорошо диагностирует, тот хорошо лечит».

Следовательно, для того чтобы научиться хороню лечить, на­до, прежде всего, научиться хорошо диагностировать, хорошо овла­деть методами диагностики, что является основной задачей пропедевтической клиники.

Факультетская клиника внутренних боле­зней изучает типичную клинику различных заболеваний, причины возникновения болезни (этиологию), механизм развития заболева­ния — патогенез. Факультетская клиника учит студентов обоснова­нию диагноза, лечению данного больного, проведению патогенети­ческой терапии. Факультетская клиника знакомит студентов о про­ведением профилактических мероприятий, направленных на предупре­ждение болезней.

Госпитальная клиника внутренних болезней углубляет представление студентов об этиологии, патогенезе заболевания, знакомит с различными вариантами течения и осложне­ния различных заболеваний, а также с методами диагностики в до­машней и поликлинической обстановке.

Большое внимание госпитальная клиника уделяет вопросам диф­ференциального диагноза, профилактике, врачебно-трудовой экспер­тизе, вопросам курортного лечения и диспансерного наблюдения.

Госпитальная клиника внутренних болезней завершает подго­товку студента-медика по курсу внутренних болезней, готовя его к работе в интернатуре и к врачебной деятельности.

Таким образом, три клиники внутренних болезней, не повторяя друг друга, представляют собой последовательно восходящие ступе­ни лестницы, при восхождении на которую происходит подготовка врача по вопросам внутренней патологии. Фундаментом этой лест­ницы является пропедевтическая клиника.

2. медицинская этика и деонтология
Наука о взаимоотношениях врача и больного, о долге и обязанностях врача носит названиеврачебной деонтологии (от греч. deon, deontos — должное, logos — учение).Медицинскую деонтологию можно также определить как совокупность этических норм выполнения меди­цинскими работниками своих профессиональных обязанностей.

Наиболее важные принципы врачебной деонтологии

1. Гуманное отношение к больному (инвалиду), выражающееся в готовности всегда прийти на помощь каждому нуждающемуся, в не­обходимости соблюдать гиппократовскос требование — не вредить, щадить психику больного (инвалида), стараться не причинять ему боли.

Соответствие поступков врача общественной функции, целям и задачам медицины, согласно которым врач ни под каким предлогом не может участвовать в действиях, направленных против физического и психического здоровья и жизни.

3. Обязанность врача — бороться за физическое и психическое со­вершенство людей. Самопожертвование и героизм во имя здоровья и жизни человека должны быть правилом врачебного поведения.

4. Обязанность врача — помогать всем независимо от пола, нацио­нальной и расовой принадлежности, политических и религиозных убеж­дений.

Принцип солидарности и взаимопомощи между всеми врачами.

Источник

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Факультетская терапия. Определение. История развития терапевтических школ.

Внутренние болезни (терапия) – это одна из наиболее крупных отраслей теоретической и практической медицины, научная дисциплина, имеющая своей целью изучение распознавания заболеваний внутренних органов в их различных клинических формах, причин происхождения этих болезней, их профилактики и лечения.

Внутренние болезни характеризуются 2 признаками:

1) Локализация патологического процесса – внутренние болезни включают в себя заболевания внутренних органов (дыхательные пути и легкие, сердце и сосуды, пищевод, желудок и кишечник, печень, поджелудочная железа, почки, эндокринные железы, органы кроветворения, опорно-двигательный аппарат);

Методы лечения, которые используются врачами этой специальности – используются консервативные (нехирургические) методы.

Пропедевтика внутренних болезней – это введение в область терапии (греч. pro – перед, paideuo – обучаю, т.е. «подготовительное обучение»). Она делится на диагностику и частную патологию. Раздел диагностики делится, в свою очередь, на методологию исследования и семиотику, или симптоматологию.

Терапия факультетская – это раздел терапии, посвященный изучению основных методов диагностики и назначению того или иного метода лечения. Основы факультетской терапии студенты – медики получают, находясь в стенах медицинского института. Иными словами, факультетская терапия занимается изучением теоретических основ лечения заболеваний.

Госпитальная терапия – это раздел терапии, посвященный изучению диагностики и лечения частных случаев заболеваний по нозологиям, реальное самостоятельное ведение студентами больных под контролем преподавателей.

Госпитальная клиника тем, по моему разумению, отличается от факультетской, что она должна быть ближе к жизни и научить студентов «самодеятельности».

А.В. Мартынов (1898)

Значительный вклад в развитие диагностики и общей терапии внутренних болезней внесли русские клиницисты М.Я. Мудров, Г.А. Захарьин, С.П. Боткин, А.А. Остроумов, В.П. Образцов, Н.Д. Стражеско, М.П. Кончаловский, Г. Ф. Ланг, А.Л. Мясников и др.

Матвей Яковлевич Мудров (1776-1831) – создатель русской терапевтической школы, впервые ввел в клинику опрос больного, основав анамнестический метод, разработал схему клинического исследования и ведения истории болезни, организовал практические занятия для студентов в клинике, создал специальные кабинеты, лаборатории. М.Я. Мудров призывал лечить не болезнь, а больного, придавал большое значение гигиеническим мероприятиям.

Григорий Антонович Захарьин (1829-1897) детально разрабатывал анамнестический метод в диагностике заболеваний. Крупнейший французский клиницист Юшар писал: «Школа Захарьина опиралась на наблюдение, на точное знание анамнеза и этиологии, расспроса, воздвигнутого на высоту искусства». Г. А. Захарьин описал зоны повышенной чувствительности кожи при заболеваниях внутренних органов.

Сергей Петрович Боткин (1832-1889) создал физиологическое направление в медицине и заложил основы экспериментальной фармакологии, терапии и патологии в России. С. П. Боткин создал теорию развития болезней, придавая ведущее значение нервной системе, что позволило доказать роль нервных центров в регуляции кроветворения, температуры тела.

Боткин С. П. считается основоположником военно-полевой терапии. Также он внес большой вклад в изучение патологии сердечно-сосудистой системы (установил различия между гипертрофией и дилатацией сердца, открыл постсистолический шум при стенозе левого венозного (предсердно-желудочкового) отверстия, описанный позже как протодиастолический, описал точку выслушивания диастолического шума при недостаточности клапана аорты, впервые диагностировал тромбоз воротной вены), печени (впервые указал на инфекционную этиологию желтухи, названной позднее его именем). Главной задачей практической медицины С. П. Боткин считал предупреждение болезней.

Алексей Александрович Остроумов (1844-1906) активно пропагандировал важность сочетания теории с практикой и придавал большое значение физике, химии, биологии для развития клинической медицины. А. А. Остроумов доказал важное значение ЦНС в жизнедеятельности человека, разработал основные положения о рефлекторных нарушениях в органах под влиянием расстройств нервной системы. А.А. Остроумов указывал на индивидуальные особенности различных вариантов течения одного и того же заболевания. Особое внимание он уделял взаимоотношениям организма с внешней средой, наследственности. A.А Остроумовым детально изучена клиника раннего туберкулеза.

Василий Парменович Образцов (1849-1920) – разрабатывал и совершенствовал методы клинического исследования больного, создал и обосновал метод пальпации органов брюшной полости. Им была предложена непосредственная перкуссия органов грудной и брюшной полостей, непосредственная аускультация сердца для распознавания ритма галопа и III тона сердца, описана клиническая картина тромбоза коронарных артерий.

Николай Дмитриевич Стражеско (1876-1952) был учеником и преемником B.П. Образцова, продолжил разработку методов исследования внутренних органов, изложенные в книге «Основы физической диагностики заболеваний брюшной полости». Н. Д. Стражеско разработал учение о недостаточности кровообращения, создал совместно с Василенко В. X. классификацию хронической сердечной недостаточности. Н. Д. Стражеско описал «пушечный тон» при полной поперечной блокаде, обосновал теорию ревматизма как инфекционно-аллергического заболевания стрептококковой этиологии.

Владимир Харитонович Василенко (1897-1987) – крупнейший отечественный терапевт, изучил патогенез нарушений обмена веществ при хронической недостаточности кровообращения, разработал классификацию недостаточности кровообращения, применяющуюся в настоящее время. В. X. Василенко внес большой вклад в развитие гастроэнтерологии (занимался изучением клинической картины и лечения язвенной болезни, ранней диагностики рака желудка и поджелудочной железы, печени, клиники и лечения постгастрорезекционных синдромов, диагностики заболеваний толстой кишки).

Максим Петрович Кончаловский (1875-1942) расширил значение синдромного подхода в диагностике заболеваний, создал новую инфекционно-аллергическую теорию ревматизма, описал его клинические формы и особенности течения, разработал показания и противопоказания к переливанию крови в клинике внутренних болезней, описал клиническую картину позднего хлороза, симптом «жгута» при тромбоцитопениях, развил учение о гемопоэтической функции желудка.

Георгий Федорович Ланг (1875-1948) впервые выделил гипертоническую болезнь в самостоятельное заболевание, разработал классификацию болезней системы кровообращения. Г. Ф. Ланг рассматривал ряд заболеваний системы крови в связи с нарушением регуляции кровообразования и кровообращения, дал классификацию заболеваний печени, разрабатывал методы функциональной диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы и печени.

Александр Леонидович Мясников (1899-1965) – известнейший отечественный терапевт, изучал проблемы атеросклероза, ишемической болезни сердца, инфаркта миокарда, гипертонической болезни. Им и возглавляемым им коллективом заложены научные основы профилактики ишемической болезни сердца и гипертонической болезни.

Евгений Михайлович Тареев (1895-1986) – крупнейший отечественный терапевт, обосновал (совместно с П. Г. Сергиевым) вирусную природу сывороточного гепатита, описал внепеченочные проявления гепатита В, детально изучил алкогольные гепатиты и циррозы печени, острые и хронические нефриты, нефропатию при подагре, ревматизме, ревматоидном артрите, так называемой периодической болезни, геморрагическом васкулите. Изучены болезни соединительной ткани (так называемые коллагеновые болезни).

Значение пропедевтических основ обследования пациента в практике врача-терапевта.

Задачами курса пропедевтики внутренних болезней являются:

ü Изучение анатомо-физиологических и половых особенностей здорового и больного человека;

ü Ознакомление с причинами основных патологических процессов в организме;

ü Ознакомление с основными клиническими симптомами и синдромами, механизмами их развития при типичных формах болезней;

ü Изучение основ диагностики внутренних болезней;

ü Основные принципы лечения;

ü Вопросы оказания медицинской помощи при отдельных неотложных состояниях.

Элементарными пропедевтическими навыками обследования пациента являются:

ü Правильно проведенный расспрос больного и/или его родственников;

ü Физический осмотр больного (осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию) и выявление объективных признаков болезни;

ü Составление плана дополнительных и лабораторных методов обследования больного (осмотр глазного дна, выполнение ЭКГ при ГБ);

ü Установление основных клинических симптомов;

ü Установление клинического диагноза наиболее распространенных заболеваний внутренних органов;

ü Умение оценить основные анализы крови и мочи, расшифровать элементарную ЭКГ;

ü Умение оказывать неотложную помощь при основных заболеваниях.

Источник

Деление клиники внутренних болезней на пропедевтическую

ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ.

Курслекций.

ЛЕКЦИЯ № 1. Введение. Предмет и задачи пропедевтики. Схема истории болезни.

Расспрос и общий осмотр больных. …………………………………………………………

3

ЛЕКЦИЯ № 2. Расспрос больных с заболеваниями органов дыхания. Осмотр,

пальпация и перкуссия грудной клетки………………………………………………….

11

ЛЕКЦИЯ № 3. Аускультация лёгких. Основные и побочные дыхательные шумы. …………

20

ЛЕКЦИЯ № 4. Семиотика и основные лёгочные синдромы …………………………………………..

26

ЛЕКЦИЯ № 5. Симптоматология острых пневмоний (очаговой и крупозной)………………..

37

ЛЕКЦИЯ № 6. Симптоматология бронхиальной астмы. Эмфизема лёгких …………………….

45

ЛЕКЦИЯ № 7. Бронхиты, бронхоэктатическая болезнь, абсцессы лёгкого, плевриты…….

51

ЛЕКЦИЯ № 8. Исследование больных с заболеваниями сердца и сосудов. Расспрос,

осмотр, пальпация…………………………………………………………………………………

62

ЛЕКЦИЯ № 9. Перкуссия сердца ………………………………………………………………………………….

71

ЛЕКЦИЯ № 10. Аускультация сердца. Тоны сердца в норме и патологии………………………

80

ЛЕКЦИЯ № 11. Аускультация сердца. Шумы, фкг, эхокг………………………………………………

92

ЛЕКЦИЯ № 12. Электрокардиограмма в норме. Гипертрофии камер сердца………………..

103

ЛЕКЦИЯ № 13. Аритмии и блокады сердца. Экг-диагностика……………………………………..

106

ЛЕКЦИЯ № 14. Ревматизм, ревматические и септические эндокардиты, ревматический

полиартрит………………………………………………………………………………………..

126

ЛЕКЦИЯ № 15. Митральные пороки сердца………………………………………………………………..

140

ЛЕКЦИЯ № 16. Аортальные и трикуспидальные пороки сердца………………………………….

149

ЛЕКЦИЯ № 17. Гипертоническая болезнь…………………………………………………………………..

156

ЛЕКЦИЯ № 18. Ишемическая болезнь сердца……………………………………………………………..

167

ЛЕКЦИЯ № 19. Недостаточность кровообращения……………………………………………………..

178

ЛЕКЦИЯ № 20. Общие принципы диагностики заболеваний органов пищеварительной

системы …………………………………………………………………………………………….

185

ЛЕКЦИЯ № 21. Исследование больных с заболеваниями желудка. Расспрос больного…

197

ЛЕКЦИЯ № 22. Исследование больных с заболеваниями желудка. Острый и

хронический гастрит …………………………………………………………………………

209

ЛЕКЦИЯ № 23. Клиника язвенной болезни…………………………………………………………………

223

ЛЕКЦИЯ №24. Исследование больных с заболеваниями кишечника……………………………

233

ЛЕКЦИЯ №25. Основные синдромы и заболевания тонкой и толстой кишок……………….

251

ЛЕКЦИЯ №26. Обследование больных с заболеваниями желчевыводящих путей………..

260

ЛЕКЦИЯ №27. Клиника заболеваний желчевыводящих путей …………………………………….

274

ЛЕКЦИЯ №28. Обследование больных с заболеваниями печени………………………………….

284

ЛЕКЦИЯ №29. Основные печёночные синдромы. ………………………………………………………

296

ЛЕКЦИЯ №30. Гепатиты и циррозы печени………………………………………………………………..

303

ЛЕКЦИЯ № 31. Исследование больных с заболеваниями почек…………………………………..

312

ЛЕКЦИЯ № 32.

Основные синдромы при заболеваниях почек …………………………………….

323

ЛЕКЦИЯ № 33.

Расспрос, осмотр больных с заболеваниями периферической крови……

332

ЛЕКЦИЯ № 34.

Симптоматология некоторых заболеваний эндокринных органов……….

344

ЛЕКЦИЯ №35. Принципы построения диагноза. ………………………………………………………..

353

2

ЛЕКЦИЯ № 1.

ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТИ ЗАДАЧИ ПРОПЕДЕВТИКИ. СХЕМА ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ.

РАССПРОС И ОБЩИЙ ОСМОТР БОЛЬНЫХ.

В медицинском ВУЗе существуют 3 кафедры, на которых студенты изучают терапию – это кафедры пропедевтики внутренних болезней, факультетской и госпитальной терапии. На 3 курсе студенты проходят занятия на первой клинической кафедре – кафедре пропедевтики внутренних болезней. На старших курсах будут проводиться занятия на кафедрах факультетской и, затем, госпитальной терапии.

Пропедевтика – это наука об основах диагностики внутренних болезней. За время обучения на нашей кафедре студент должен научиться самостоятельно обследовать больного всеми наиболее простыми методами, должен научиться самостоятельно выявлять важнейшие симптомы болезней, складывать их в синдромы и клинику заболеваний – формировать диагноз. Это и является предметом пропедевтики или диагностики внут-

ренних болезней.

Учение о методах распознавания болезней называется диагностикой (способность распознавать). Диагностика как наука изучает анатомо-физиологические особенности человека и связи его с окружающей средой.

Диагноз (распознавание) – это краткое врачебное заключение о сущности заболевания и состоянии больного в терминах современной медицинской науки. Диагноз формируется на основании конкретных симптомов или признаков заболевания. Изучением диагностического значения симптомов занимается наука семиология.

Синдромом называется совокупность симптомов, отражающих патогенетически связанные изменения со стороны органов или систем организма.

Принципы формирования диагноза.

При формировании диагноза следует придерживаться определенных особенностей, присущих медицинской науке.

1. При оформлении диагноза указывают:

а) основное заболевание на момент общения с больными; б) осложнения этого заболевания;

в) сопутствующие заболевания, которые на момент общения с больным могут и не требовать специального лечения, но могут или должны учитываться при лечении основного заболевания.

2.Учитывают, что существуют следующие виды диагноза: а) прямой или по аналогии; б) дифференциальный диагноз;

в) синтетический или полный диагноз; г) диагноз путем наблюдения за больными;

д) диагноз по лечебному эффекту (ex juvantibus);.

3.По времени выявления заболевания различают:

а) ранний диагноз; б) поздний диагноз;

в) ретроспективный диагноз; г) посмертный диагноз.

Необходимо помнить, что болезнь – подвижный процесс (С.П. Боткин) и диагноз в период наблюдения за больным, его лечения, может меняться.

4. По степени обоснованности различают:

а) предварительный (гипотетический) диагноз; б) окончательный (обоснованный) диагноз; в) диагноз под вопросом (сомнительный).

5. Существуют четыре стороны диагноза: а) морфологическая; б) функциональная;

в) патогенетическая и патофизиологическая; г) этиологическая.

Методика диагностики.

Постановка диагноза – первая задача врача при работе с пациентом. Она основана на следующих методах:

1.физикальных методах;

2.лабораторных методах;

3.инструментальных методах диагностики;

4.хирургических методах;

5.лечении;

6.наблюдении.

При работе с больным врач использует физикальные методы диагностики или диагностику с помощью органов чувств:

1. расспрос больного и близких его;

4

2.осмотр общий и местный;

3.пальпация (ощупывание);

4.перкуссия (выстукивание);

5.аускультация (выслушивание).

Условиями эффективности этих методов являются:

1.овладение техникой их проведения;

2.абсолютно объективное применение этих методов. Нельзя поддаваться ожиданию результата от первого общения с больным. Например, если при расспросе больного выясняется, что у него есть кашель, то ожидать, что у него будут хрипы просто неверно.

Расспрос.

По мнению виртуоза расспроса профессора Г.А. Захарьина, расспрос — это «медленный и тяжелый путь». Между тем, субъективные ощущения больного являются путеводной нитью для врача в его работе с больным (С.П. Боткин). Расспрос больного, представляет собой один из методов непосредственного исследования пациента, играет исключительно важную роль в диагностике многих заболеваний внутренних органов. Те жалобы, которые больной предъявляет при расспросе, характерные этапы развития болезни, некоторые особенности истории жизни больного позволяют нередко с самого начала высказать правильное предположение о диагнозе заболевания, которое подтверждается в последующем другими объективными методами исследования.

Столь важное значение расспрос больного приобретает только тогда, когда он проведен методически грамотно, полно и обстоятельно. При несоблюдении этих условий больной способен увести врача в сторону от правильного диагноза.

Наиболее распространённым недостатком при расспросе больного является поспешность в проведении расспроса. Великий русский терапевт профессор Г.А. Захарьин проводил расспрос больного иногда в течение нескольких часов. К сожалению, студенты на первых порах работы в отделении с больными, возвращаются из палаты через 5-10 минут после беседы с больным и искренне считают, что они уже обо всём расспросили больного. Качество такого расспроса, как правило, оказывается крайне низким, упускаются из виду очень многие анамнестические сведения, чрезвычайно важные в диагностическом плане.

Жалобы. Различают главные и дополнительные жалобы, основные и менее значительные. Перед пациентом ставятся вопросы «На что жалуетесь?», «Что беспокоит?». Вполне уместно в начале беседы дать возможность высказаться самому больному, а затем,

сучётом услышанного, задать необходимые дополнительные вопросы. Таким образом,

5

расспрос продолжается уже при самом активном участии врача или расспрашивающего студента. Необходимо помнить, что расспрашивающего в этот момент интересуют не предшествующие диагнозы, которые может начать перечислять больной, а его субъективные ощущения болезни. Краткость в данном случае является не «сестрой таланта», а выливается в дефект диагностики.

При расспросе больного, выяснении его жалоб, прежде всего, выясняют наличие или отсутствие болевого синдрома. При его описании устанавливают:

1.Локализацию боли,

2.Иррадиацию, или распространение, боли,

3.Продолжительность боли,

4.Интенсивность боли,

5.Характер боли (тупые, разрывающие, жгучие, давящие, колющие, сжимающие, распирающие, сверлящие, схваткообразные боли),

6.Причины возникновения боли,

7.Факторы усиливающие боль,

8.Факторы облегчающие боль (лекарства, физически факторы – тепло или хо-

лод, поза),

9.Сопутствующие болям симптомы (тошнота, головокружение и др.),

10.Закономерности появления боли (если имеются).

Все жалобы, излагаемые больным, записываются в отредактированном виде, желательно посистемно. Слова «редакция жалоб» подразумевают запись жалоб больного на литературно правильном и понятном языке. Кроме того, больной может излагать жалобы хаотично. Задача же врача «рассортировать» их посиндромно или посистемно, так, чтобы вырисовывалась определённая картина заболевания, записать их детально, коротко и чётко.

История настощего заболевания.

При выяснении истории настоящего заболевания узнают когда, где и при каких обстоятельствах впервые в жизни заболел. Причины, вызвавшие заболевание (по мнению больного). Предшествующие заболеванию условия (переохлаждение, нервно-психическое переутомление и т.п. Расспрашивают как, остро или постепенно, началось заболевание и как оно проявилось вначале. Затем в хронологическом порядке описывают всю динамику симптомов и появление новых признаков заболевания. Выясняют причины ремиссии, их продолжительность, а так же причины и частоту обострений заболевания.

6

Детально выявляют, когда и в какие лечебные учреждения обращался больной. Какие виды обследования ему проводились и их результаты. При этом можно использовать не только устную информацию от больного, но и все имеющиеся у него медицинские документы (выписки, результаты обследований и т.п.). Обязательно узнают, чем и с каким эффектом лечился больной. Эта информация ценная не только в плане диагностики, но и выбора дальнейшей тактики лечения. Выясняют, как менялась трудоспособность больного за время болезни, количество дней нетрудоспособности за последний год. Уточняют мотивы настоящей госпитализации (ухудшение течение болезни, обследование для уточнения диагноза, экспертиза и т. п.). И вновь, не делают упор на предшествующем диагнозе, который был предварительно выставлен больному, поскольку он может оказаться неверен или неполон. Если больной уже находится в стационаре и переходит под наблюдение другого врача, то отражается динамика состояния больного в стационаре от момента курации до дня осмотра больного. При сборе медицински грамотного анамнеза заболевания недопустим допуск ни чем не заполненных «провалов», порой достигающий нескольких лет.

История жизни больного.

При выяснении истории жизни больного начинают с выяснения как протекали детство, младенчество и юность. Уточняют место рождения больного и возраст его родителей при рождении ребёнка. Интересуются характером вскармливания больного в грудном возрасте (естественное грудное или искусственное). Узнают возраст, когда больной начал говорить, ходить, учиться в школе. Обращают внимание на материальный достаток семьи, характер питания больного, отставание больного от сверстников в физическом и психическом развитии. Выясняют жилищные условия, характер питания. При сборе трудового анамнеза особое внимание необходимо обратить те только на вид профессии на протяжении жизни больного, но и на характер труда и условия на рабочем месте. Выясняя вредные привычки, имеющиеся у больного, необходимо узнать с какого возраста и какое количество табачных изделий выкуривает больной в день, а также виды употребляемых табачных изделий (папиросы, сигареты, трубку и т.д). Расспрашивая об употреблении спиртных напитков, необходимо детально выяснить их виды (водка, вино, пиво, суррогаты и т.д.), а также точно узнать с какого возраста, как часто и в каких дозах они употре б- ляются больным. Фразы типа «Пьёт по праздникам», «Пьёт как все» не несут в себе ни к а- кой полезной информации и могут выглядеть порой смешно. Обязательно интересуются особенностями полового анамнеза, помня, что «любая женщина подозрительна на беременность». Поэтому требуется полная информация о бывших беременностях, их исходах

7

(роды, выкидыши, медицинские аборты). Надо знать регулярность менструаций и дату последней менструации. Затем уже выясняют, какими заболеваниями ранее страдал больной. Детально интересуются аллергологическим анамнезом. Заканчивают расспрос больного выяснением семейного анамнеза, наследственность больного.

Общий осмотр

При общем осмотре оценивают:

1.Общее состояние (удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, крайне

тяжелое).

2.Положение (активное, вынужденное, пассивное).

3.Сознание (ясное, помраченное, ступор (оцепенение, больной как бы во сне), сопор (отупение, больной без сознания, но рефлексы сохранены), кома (глубокая спячка, больной без сознания, полное отсутствие реакций на внешние раздражители, отсутствие рефлексов и расстройство жизненно важных функций).

Различают следующие виды ком: алкогольная, анемическая, апоплексическая, гипогликемическая, гипергликемическая, печеночная, уремическая, эпилептическая.

4.Выражение лица (спокойное, страдальческое, тоскливое, возбужденное, лицо Корвизара, митральное, аортальное, Гиппократа, почечного больного, асимметричное, непропорциональное, львиное, Паркинсона, лихорадочное).

5.Телосложение (рост, вес, пропорции, походка).

6.Конституция (нормостеник, если надчревный угол ≈ 90º, астеник, если надчревный угол ≤ 90º, гиперстеник, если надчревный угол ≥ 90º).

7.Температура тела.

При осмотре кожных покровов оценивают:

1.Цвет (обычный (с учётом расовой принадлежности больного), смуглый, бледный, багровый (эритремия), цианотичный, землистый, желтушный, бронзовый (болезнь Аддисона-Бирмера), дипегментация кожи (витилиго, лейкодерма) и ее локализация).

2.Сыпи и их характер (эритема, папула, пустула, волдырь, пузырь, бугорок, чешуйки, эрозии, трещины, язвы, «сосудистые звёздочки», геморрагии), локализация, цвет, выраженность. Атеромы, расчёсы, ихтиоз кожи.

3.Рубцы (размер, локализация, характер).

4.Видимые опухоли (липома, ангиома и др.).

5.Влажность (обычная, повышенная, сухость).

6.Тургор (эластичность) кожи (обычная, повышенная, пониженная).

8

7.Волосы (равномерность и тип оволосения – мужской, женский, детский, интерсексуальный). Тип оволосения определяют по характеру роста волос на лобке и шее.

8.Ногти (форма, цвет, ломкость, исчерченность, «часовые стекла» «ложкооб-

разные»).

При осмотре видимых слизистых (губ, полости рта, конъюнктива глаз, носа) оценивают:

1.Цвет и локализацию изменений их окраски.

2.Высыпания и их характер (пятна, эритема, пузырьки, эрозии, язвы (афты)).

3.Влажность, сухость слизистых.

Затем оценивают состояние подкожной клетчатки:

1.Степень развития (слабое, умеренное, чрезмерное). Отдельно описывают места отложения жира, равномерность его распределения, степень ожирения. Если имеется, то указывают кахексию.

2.Если имеются отёки то указывают их локализацию (конечности, живот, веки, общие отеки или анасарка). При определении отёков необходимо помнить, что существуют 5 способов их выявления: осмотр, пальпация, динамическое взвешивание больного, измерение суточного диуреза, волдырная проба Мак–Клюра – Олдриджа.

3.Наличие подкожной крепитации.

Затем проводят исследование лимфатической системы:

1.Пальпацию подчелюстных, подбородочных, шейных, подключичных, затылочных, околоушных, локтевых, паховых, бедренных, подколенных лимфоузов.

2.Определяют их форму (круглая, овальная, вытянутая, неправильной формы)

иразмеры (по аналогии или в см.), консистенцию, подвижность, болезненность, состояния кожи над узлами.

При исследовании мышц определяют: степень развития, тонус, силу, болезненность, местные гипертрофии и атрофии.

Затем исследуют кости: анализируют форму костей черепа, позвоночника, конечностей, выявляют узуры. Определяют болезненность при пальпации и покалачивании по костям

Проводя исследование суставов, выявляют боли (характер и локализацию, при активных и пассивных движениях, время появления). Анализируют конфигуранцию суставов, состояние кожа над ними по цвету и температуре на ощупь. Оценивают движение в суставах: активное и пассивное в амплитуде (объеме), свободное и ограниченное (гипермобильность суставов и анкилозы), хруст при движениях. Измеряют окружность симмет-

9

ричных суставов, или объём их, в см. Выявляют выпот в суставах, в т.ч. выявляют симптом «плавающей льдинки» при надавливании на надколенник.

10

Источник