Для лечения и профилактики инфекционных и паразитарных болезней

Для лечения и профилактики инфекционных и паразитарных болезней thumbnail

Профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний

В профилактике инфекционных заболеваний можно также выделить три направления: первичная, вторичная и третичная.

К первичной профилактике можно отнести следующие мероприятия: соблюдение правил личной и общественной гигиены, закаливание, предупредительный и текущий санитарный надзор, пропаганда знаний об инфекционных заболеваниях и способах их профилактики, профилактические прививки, здоровый образ жизни.

Вторичная профилактика – это раннее выявление заболевших и контроль за лицами, бывшими в контакте с больными (следовательно, знание признаков болезни), режимно-ограничительные мероприятия (карантин, обсервация), изоляция больных.

К мероприятиям третичной профилактики следует отнести своевременное, адекватное и эффективное лечение, диспансеризация реконвалисцентов (выздоровевших).

При появлении признаков инфекционного заболевания следует вызвать врача, а не пытаться идти к врачу в поликлинику, поскольку инфекционное заболевание заразно для окружающих. По этой же причине нельзя идти в школу с признаками начинающегося или уже развившегося заболевания.

Чтобы избежать распространения инфекции, необходимо помнить следующее:

1. Заболевшего ребенка нужно оставить дома и вызвать к нему врача на дом.

2. До прихода врача ребенка нужно уложить в постель, дать ему обильное питье в виде не очень сладкого теплого чая, разбавленного морса или минеральной воды.

3. До прихода врача нужно постараться выяснить, были ли в детском коллективе (школе), который посещает ребенок за последний месяц случаи заболевания инфекционными болезнями.

 4. Если на теле ребенка появилась сыпь, но его общее состояние не изменено и вы решите показать ребенка врачу, сочтя возможным отвести его в поликлинику, нужно пройти в специальную, предназначенную для больных комнату (бокс). Таким образом, больной не будет соприкасаться со здоровыми детьми, пришедшими в поликлинику. Врач осмотрит ребенка в боксе.

 5. Если у вас возникло подозрение на инфекционную сыпь или сыпь появилась у температурящего ребенка, врача необходимо вызвать на дом.

 6. К больному ребенку нельзя допускать здоровых детей.

7. Если у ребенка заболевание, которое следует лечить в инфекционной больнице, не отказывайтесь от госпитализации. В противном случае лечение начнется позднее, и опасность осложнений будет выше. Отказываясь от госпитализации, вы также увеличите опасность распространения инфекции.

8. Если врач установил у ребенка инфекционное заболевание и назначил домашнее лечение, необходимо строго соблюдать сроки карантина. Под карантином подразумевается время, в течение которого больной ребенок и соприкасавшиеся с ним дети (возможно, уже зараженные), должны быть отделены от других детей с тем, чтобы предотвратить дальнейшее распространение заболевания.

Основные меры профилактики инфекционных заболеваний:

  1. Вакцинация. После введения в организм антигенного материала, повышается его сопротивляемость к разным возбудителям.
  2. Иммунизация. Это универсальная профилактика инфекционных заболеваний. Она помогает укрепить иммунитет и предполагает прием витаминных комплексов, полноценное здоровое питание, соблюдение основных правил гигиены.
  3. Изоляция больных.
  4. Химиопрофилактика. Такая профилактика инфекционных заболеваний проводится для того, чтобы остановить размножение возбудителей и предупредить рецидив или осложнения болезни.

Профилактика паразитарных заболеваний сводится к соблюдению следующих рекомендаций:

  • В первую очередь необходимо соблюдать правила личной гигиены. Это касается мытья рук перед приемом пищи, после каждого похода в туалет, после посещения общественных мест и после контакта с животными.
  • Все продукты питания должны проходить соответствующую обработку. Фрукты и овощи, зелень и ягоды нужно промывать проточной водой и по мере необходимости замачивать в дезинфицирующих растворах (например, в содовом растворе).
  • Мясо и рыба должны быть обработаны термически.
  • Воду следует кипятить.
  • Если в доме есть домашние животные, то им необходимо проводить профилактические антипаразитарные курсы. Туалет и место приема пищи питомца должны содержаться в чистоте. Следует мыть руки после каждого контакта с животным.
  • В помещении должна проводиться регулярная влажная уборка.
  • Во время работы с землей руки должны быть в перчатках.
  • При поездках в тропические и субтропические страны следует заранее побеспокоиться о том, чтобы пройти профилактику гельминтозов таблетками, если имеются риски инвазии (назначить препараты должен доктор).

Это основные меры профилактики паразитарных заболеваний, которые позволят максимально оградить себя и близких от возможной инвазии.

Источник

Ïðîôèëàêòèêà ïàðàçèòàðíûõ çàáîëåâàíèé.

Ïî äàííûì ÂÎÇ, ïàðàçèòàðíûìè áîëåçíÿìè â ìèðå çàðàæåíî áîëåå 4,5 ìëðä. ÷åëîâåê. Ñðåäíÿÿ çàáîëåâàåìîñòü íàñåëåíèÿ Çåìëè ñîñòàâëÿåò 100 ìëí. â ãîä.  Â òå÷åíèå æèçíè ïðàêòè÷åñêè êàæäûé ðîññèÿíèí ïåðåíîñèò ïàðàçèòàðíîå çàáîëåâàíèå. Íå ñìîòðÿ íà òåíäåíöèþ ê óëó÷øåíèþ ýïèäåìèîëîãè÷åñêîé ñèòóàöèè ïî ïàðàçèòàðíîé çàáîëåâàåìîñòè íàñåëåíèÿ Ñàõàëèíñêîé îáëàñòè, ñíèæåíèå çàáîëåâàåìîñòè â 2010 ãîäó ïî ñðàâíåíèþ ñ 2009 ã. íà 17%, ïðîäîëæàþò åæåãîäíî ðåãèñòðèðîâàòüñÿ ñëó÷àè çàáîëåâàåìîñòè ëÿìáëèîçîì, àñêàðèäîçîì, òðèõîöåôàëåçîì, ýíòåðîáèîçîì, ãèìåíîëåïèäîçîì, äèôèëëîáîòðèîçîì, îïèñòîðõîçîì, êëîíîðõîçîì, òîêñîêàðîçîì, òåíèàðèíõîçîì.

Ñëîâî ïàðàçèò èìååò ãðå÷åñêèå êîðíè è â ïåðåâîäå îçíà÷àåò «íàõëåáíèê», «òóíåÿäåö».

Ïàðàçèò — îðãàíèçì, êîòîðûé èñïîëüçóåò îñîáü äðóãîãî âèäà (õîçÿèíà) â êà÷åñòâå èñòî÷íèêà ïèùè è ñðåäû îáèòàíèÿ. Ïàðàçèò è õîçÿèí íàõîäÿòñÿ â àíòàãîíèñòè÷åñêèõ îòíîøåíèÿõ.
Ïàðàçèòàðíûå çàáîëåâàíèÿ ìîãóò áûòü âûçâàíû êàê ïàòîãåííûìè áàêòåðèÿìè, òàê è ïàðàçèòè÷åñêèìè ïðîñòåéøèìè, ïàðàçèòè÷åñêèìè ÷ëåíèñòîíîãèìè, âèðóñàìè, ïàðàçèòè÷åñêèìè ÷åðâÿìè. Ïàðàçèòû, êàê ó ÷åëîâåêà, òàê è ó æèâîòíîãî ìîãóò ïîðàçèòü ëþáóþ ÷àñòü îðãàíèçìà, äàæå ãëàçà è ìîçã.

Ïóòè çàðàæåíèÿ ïàðàçèòàìè:

  • ×åðåç ïèùåâàðèòåëüíûé òðàêò ñ íåìûòûìè îâîùàìè, ôðóêòàìè, ÿãîäàìè, ïëîõî ïðîæàðåííûì ìÿñîì è ðûáîé, ÷åðåç çàðàæåííóþ âîäó èëè ïî÷âó, êîíòàêò ñ æèâîòíûìè (íàïðèìåð: â 1 ã êîøà÷üèõ ôåêàëèé ñîäåðæèòñÿ äî 20 ìèëëèîíîâ öèñò òîêñîïëàçì; ýõèíîêîêêîçû ïåðåäàþòñÿ ñ ìåõîâûìè èçäåëèÿìè), ïðè íå ñîáëþäåíèè ñàíèòàðíî-ãèãèåíè÷åñêèõ ïðàâèë (êàê íàñåëåíèÿ, òàê è ïðîäàâöîâ, ðàáîòíèêîâ ïèùåâîé ïðîìûøëåííîñòè è îáùåñòâåííîãî ïèòàíèÿ). ×àñòî íà îäíîé áóõàíêå õëåáà èç óëè÷íîé ïàëàòêè ìîæíî îáíàðóæèòü ÿéöà íåñêîëüêèõ âèäîâ ãåëüìèíòîâ.
  • Ïðè âäûõàíèè ïûëè ñ ÿéöàìè èëè öèñòàìè ïàðàçèòîâ.
  • Ïàðàçèòû ìîãóò àêòèâíî ïðîáóðàâëèâàòü ïîêðîâû è âíåäðÿþòñÿ ÷åðåç íèõ. Òàê, ëè÷èíêè øèñòîñîìîâ, ïðîáîäàÿ êîæó, ïîïàäàþò â îðãàíèçì ÷åëîâåêà âî âðåìÿ êóïàíèÿ â ïðåñíîâîäíûõ âîäîåìàõ.
  • Òðàíñìèññèâíûé (÷åðåç óêóñû íàñåêîìûõ). Êîìàðû ÿâëÿþòñÿ ïåðåíîñ÷èêàìè ìàëÿðèè, ôèëÿðèàòîçà è äðóãèõ ïàðàçèòîâ.
  • Îò ÷åëîâåêà ê ÷åëîâåêó (÷åñîòêà, ýíòåðîáèîç è äð.), â ÷àñòíîñòè, âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè îò ìàòåðè ê ïëîäó (òîêñîïëàçìîç).
  • Çàðàæåíèå òðîïè÷åñêèìè ïàðàçèòàðíûìè áîëåçíÿìè

Ïîìíèòå, ÷òî áîëüøèíñòâî ïàðàçèòàðíûõ çàáîëåâàíèé ïðîòåêàåò áåññèìïòîìíîèëè ïîä «ìàñêîé» äðóãèõ áîëåçíåé! Íàïðèìåð, äåòåé ÷àñòî áåçóñïåøíî ëå÷àò îò àëëåðãèè èëè àòîïè÷åñêîãî äåðìàòèòà, à èçëå÷åíèå íàñòóïàåò òîëüêî ïîñëå ïðîâåäåíèÿ àíòèãåëüìèíòíîé òåðàïèè. Íî è äëÿ âçðîñëûõ äîëãîå îòñóòñòâèå ëå÷åíèÿ íå áåçîïàñíî, âîçìîæíû ñàìûå ðàçíîîáðàçíûå îñëîæíåíèÿ, âïëîòü äî ðàçâèòèÿ îïóõîëåé.

Ëþäè, íå îñîçíàþò òîò ôàêò, ÷òî ñèìïòîìàòèêà âÿëî ïðîòåêàþùèõ ïàðàçèòàðíûõ áîëåçíåé, íåñïåöèôè÷íà. È áîëüøèíñòâî îáðàùàåòñÿ ê íåïðîôèëüíûì ñïåöèàëèñòàì: àëëåðãîëîãó, ãàñòðîýíòåðîëîãó è ò.ä., â çàâèñèìîñòè îò âåäóùèõ ñèìïòîìîâ çàáîëåâàíèÿ.  ðåçóëüòàòå, ÷åëîâåê ëå÷èòñÿ ãîäàìè, íå ïîäîçðåâàÿ îá èñòèííîé ïðè÷èíå ñâîåé áîëåçíè. Ïàðàçèòàðíûå áîëåçíè ÿâëÿþòñÿ ïðè÷èíîé çàäåðæêè ïñèõè÷åñêîãî è ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé, âûçûâàþò àëëåðãèçàöèþ îðãàíèçìà ïîðàæåííîãî ÷åëîâåêà, ñíèæàþò ñîïðîòèâëÿåìîñòü èíôåêöèîííûì è ñîìàòè÷åñêèì çàáîëåâàíèÿì, ñíèæàþò ýôôåêòèâíîñòü âàêöèíîïðîôèëàêòèêè.

Èñïîëüçîâàíèå âûñîêîòåõíîëîãè÷íûõ ìåòîäîâ äèàãíîñòèêè ïîçâîëÿåò âûÿâèòü ïàðàçèòàðíûå áîëåçíè äàæå â ñëó÷àå îòñóòñòâèÿ ñèìïòîìîâ.

Ìåðîïðèÿòèÿ ïî ïðîôèëàêòèêå ïàðàçèòàðíûõ áîëåçíåé:

  • Ñîáëþäåíèå ïðàâèë ëè÷íîé ãèãèåíû: òùàòåëüíîå ìûòüå ðóê ïîñëå ïðîãóëêè, òóàëåòà, ïåðåä åäîé è ò.ä.
  • Åæåãîäíî îáñëåäîâàòü ñåáÿ è ñâîèõ äåòåé íà êîíòàêòíûå ãåëüìèíòîçû è êèøå÷íûå ïðîòîçîîçû.
  • Îñóùåñòâëÿòü ïîêóïêó ìÿñà è ìÿñíûõ èçäåëèé â ìåñòàõ ñàíêöèîíèðîâàííîé òîðãîâëè.
  • Äëèòåëüíî âàðèòü ìÿñî (íå ìåíåå 2,5 ÷.) íåáîëüøèìè êóñêàìè (íå áîëåå 8 ñì.).
  • Îâîùè, çåëåíü è ÿãîäû, óïîòðåáëÿåìûå â ïèùó â ñûðîì âèäå íåîáõîäèìî òùàòåëüíî ìûòü è îøïàðèâàòü êèïÿòêîì.
  • Ïðîâîäèòü òùàòåëüíóþ êóëèíàðíóþ îáðàáîòêó ðûáû: æàðêà ðûáû íå ìåíåå 15 ìèí., ïîñîë íå ìåíåå 2 íåäåëü, çàìîðîçêà ïðè t= — 40Ñ 10 äíåé, ïðè t= — 270Ñ 9 ÷àñîâ.

     Ñàìîí÷èê Í.Â. 495-274

Источник

Для лечения и профилактики инфекционных и паразитарных болезнейНикто из нас не застрахован от паразитов. По статистике, практически каждый человек является носителем того или иного паразита. Весной, когда все вокруг просыпается и оживает, возможность подхватить такую «прелесть» сильно увеличивается, ведь абсолютно в любом месте можно найти личинку гельминта или нечто подобное. Паразиты обитают практически на всех объектах, окружающих нас. На самом деле, такие паразиты могут длительное время существовать в человеческом организме, и,  в лучшем случае, человек вообще никогда не узнает о таком присутствии в себе.

Но если когда – то у человека снизится иммунитет, вследствие какого – либо перенесенного заболевания, нервного стресса, паразиты обязательно начнут активно себя проявлять. Проявления могут иметь различный характер, вплоть до появления кожного зуда, повышения температуры, плохого самочувствия и проблем с пищеварением. Профилактика паразитарных заболеваний является надежным средством от подобных проблем. Самые часты пути проникновения паразитов в организм: поглощение свежих не мытых и необработанных овощей и фруктов, недостаточно прожаренное или проваренное мясо. Любимые домашние питомцы могут, не желая этого, снабдить нас яйцами нескольких видов микроорганизмов, которые постоянно обитают в их кишечнике. Каким образом они могут попасть в нашу микрофлору, находясь в организме хозяина? Во время испражнений животное может испачкать шерсть, к которой, в последствие, дотрагиваются человеческие руки. 

•Все меры профилактики выполняются в полном составе семьи, без исключения, даже учитывая всех домашних животных.

•Перед каждым приемом пищи всегда нужно мыть руки, желательно два раза и ногти должны быть подстрижены коротко.

•Не позволять себе и детям брать в рот посторонние предметы, например, ручки, карандаши, резинки и т.д.

•Постельное, как и личное, белье должны меняться с частотой раз в неделю. А стирка белья проводится под температурой не ниже 60 градусов, с дальнейшим накрахмаливанием.

•В доме желательно проводить частую влажную уборку, при этом, подушки, ковры, одеяла, должны выбиваться на улице.

•Для влажной уборки помещения лучше использовать теплую воду с чистящим средством. В течение уборки воду необходимо сменить несколько раз

•В рацион должны быть включены свежие овощи и фрукты, но предварительно хорошо помытые, а также белковые продукты, предварительно тщательно приготовленные. 

Помните, что большинство паразитарных заболеваний протекает бессимптомно или под «маской» других болезней! 

Профилактика инфекционных заболеваний

Основным направлением в здравоохранении является не получение новых способов лечения инфекционных заболеваний, а соблюдение мер их профилактики.

Для того чтобы организм человека стал невосприимчив к инфекционным болезням, органы здравоохранения осуществляют меры по созданию и укреплению иммунитета у населения.Мероприятия в отношении восприимчивого коллектива. Громадное значение в профилактике инфекционных заболеваний, особенно в детских коллективах, имеет массовая иммунизация — профилактическая вакцинация, введение специфических сывороток или гамма-глобулинов.

В случае, когда возбудители заболеваний неизвестны и нет соответствующих вакцин, используется экстренная профилактика — применение антибиотиков и других противомикробных средств для противостояния болезни. Вакцинация может осуществляться путем внутрикожного введения, подкожного введения, накожным и аэрозольным способами.

Правильное питание и здоровый образ жизни — одна из основных мер профилактики инфекционных и других видов заболеваний.

Для некоторых инфекционных заболеваний, таких как СПИД и гепатит В, профилактика является основным способом борьбы. Эти болезни с трудом или вовсе не поддаются лечению при современном уровне развития медицины. Они передаются от человека к человеку через кровь, поэтому к возможным путям проникновения вирусов этих заболеваний относят переливание крови, зараженную иглу и половой путь. Исходя из этого профилактика данных смертельно опасных заболеваний включает в себя следующие меры:

•соблюдение правил личной гигиены;

•исключение беспорядочных половых связей;

•применение специальных методов защиты при половых связях;

•использование одноразовых шприцев;

•стерилизация медицинских инструментов.

При возникновении инфекционного заболевания в детском коллективе заболевшего ребенка изолируют или госпитализируют. Так же поступают и в отношении взрослого.

•тщательную дезинфекцию с использованием препаратов хлорной извести;

•карантинные мероприятия в группе или классе (на срок, равный максимальному инкубационному периоду; больных изолируют на весь срок заразительности), в течение которых нельзя: а) переводить детей из группы в группу, из класса в класс; б) принимать в группу детей, не бывших в контакте с больными либо не болевших данной инфекцией;

•ежедневный медицинский осмотр детей перед приемом в группу, класс с термометрией;

•введение контактным, не привитым детям сыворотки (гамма-глобулина);

•текущую дезинфекцию и проветривание;

•осмотр и обследование персонала учреждения.

Крепкое драгоценное здоровье, хорошее самочувствие и красивый внешний вид имеют для каждого человека важное значение, так как позволяют ему чувствовать всю радость жизни, находиться в гармонии с окружающей средой.

В нашем мире сверхскоростей, постоянных стрессов, загрязненной окружающей среды проблемы здоровья становятся особенно важными. Сегодня, как никогда раньше, мы должны уделять большое внимание своему здоровью, профилактике заболеваний, так как рано или поздно мы приходим к пониманию очень простой истины: лучше быть здоровым, чем лечиться от разных болезней, затрачивая на это просто огромные средства, дорогое время и нервы.

Если для профилактики нам нужен свежий воздух, разумные физические нагрузки, грамотное питание, натуральные и полезные для здоровья средства и своевременная консультация врача, то для лечения часто приходится использовать антибиотики и прочие лекарственные препараты. Тем самым в процессе лечения заболевания мы разрушаем свое здоровье в целом и провоцируем новые болезни в дальнейшем. 

Основой профилактической деятельности должен быть здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, воспитание культуры общения, питания, соблюдение нормального режима труда и отдыха, занятия физкультурой.

Информация Красноуфимского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в  Свердловской области»

Источник

Îáùåå îïèñàíèå

Èíôåêöèîííûå áîëåçíèÈíôåêöèîííûå áîëåçíè («infectio» — çàðàæåíèå) — ýòî ãðóïïà çàáîëåâàíèé, êîòîðûå âûçûâàþòñÿ ïðîíèêíîâåíèåì â îðãàíèçì áîëåçíåòâîðíûõ (ïàòîãåííûõ) ìèêðîîðãàíèçìîâ. ×òîáû ïàòîãåííûé ìèêðîá, ïîïàâøèé â îðãàíèçì, ìîã âûçâàòü èíôåêöèîííûå áîëåçíè, îí äîëæåí áûòü ñïîñîáåí ïðåîäîëåâàòü ñîïðîòèâëÿåìîñòü ÷åëîâå÷åñêîãî îðãàíèçìà è îêàçûâàòü íà íåãî òîêñè÷åñêîå äåéñòâèå. Ýòè êà÷åñòâà ñïåöèàëèñòû íàçûâàþò âèðóëåíòíîñòüþ (ÿäîâèòîñòüþ). Íåêîòîðûå ïàòîãåííûå ìèêðîîðãàíèçìû âûñâîáîæäàþò òîêñèíû (ýíäîòîêñèíû), â ïðîöåññå ñàìîðàçðóøåíèÿ (áðþøíîé òèô, õîëåðà). Äðóãèå âîçáóäèòåëè èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé âûäåëÿþò òîêñèíû (ýêçîòîêñèíû) â ïðîöåññå ñâîåé æèçíåäåÿòåëüíîñòè (äèôòåðèÿ, ñòîëáíÿê).

Íà äîëþ èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé ïðèõîäèòñÿ 20-40% îò îáùåãî ÷èñëà âñåõ çàáîëåâàíèé ÷åëîâåêà. Èçó÷åíèåì, âîïðîñàìè ïðîôèëàêòèêè, äèàãíîñòèêè è ëå÷åíèÿ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé çàíèìàþòñÿ òàêèå ìèêðîáèîëîãè÷åñêèå è ìåäèöèíñêèå äèñöèïëèíû, êàê óðîëîãèÿ, âåíåðîëîãèÿ, ýïèäåìèîëîãèÿ, òåðàïèÿ, ãèíåêîëîãèÿ, ôòèçèàòðèÿ, èììóíîëîãèÿ, îòîëàðèíãîëîãèÿ, âèðóñîëîãèÿ è, êîíå÷íî, ðàçäåë ìåäèöèíû «èíôåêöèîííûå áîëåçíè».

Íà ñåãîäíÿøíèé äåíü ÷èñëî èçâåñòíûõ íàóêå èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé ïðåâûøàåò 1200, è ýòà öèôðà ïîñòîÿííî óâåëè÷èâàåòñÿ. ×åëîâåê íà ïðîòÿæåíèè âñåé ñâîåé æèçíè êîíòàêòèðóåò ñ íåñ÷åòíûì êîëè÷åñòâîì ìèêðîîðãàíèçìîâ. Òåì íå ìåíåå, ëèøü 1/30000 ÷àñòü ìèêðîáîâ ÿâëÿåòñÿ âîçáóäèòåëÿìè èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé. Ýòî ãðèáêè, áàêòåðèè, ðèêêåòñèè è âèðóñû, îáëàäàþùèå ïàòîãåííûìè ñâîéñòâàìè. Èíòåíñèâíîñòü ðàñïðîñòðàíåíèÿ èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé çàâèñèò, â îñíîâíîì, îò ñîöèàëüíî-áûòîâûõ ôàêòîðîâ: óñëîâèé òðóäà, ïèòàíèÿ, æèëèùíûõ óñëîâèé, êóëüòóðíîãî è ýêîíîìè÷åñêîãî óðîâíÿ íàñåëåíèÿ.

Ïðîöåññ ïðîòåêàíèÿ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé

Èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿÈíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ îòëè÷àþòñÿ îò íåèíôåêöèîííûõ òåì, ÷òî áîëåçíåòâîðíûé àãåíò è îðãàíèçì ïðè èíôåêöèîííûõ áîëåçíÿõ îáëàäàþò îïðåäåë¸ííîé áèîëîãè÷åñêîé àêòèâíîñòüþ. Ïàòîãåííûé ìèêðîîðãàíèçì ÿâëÿåòñÿ ìîùíûì ðàçäðàæèòåëåì, â ðåçóëüòàòå âîçäåéñòâèÿ êîòîðîãî íà îðãàíèçì âîçíèêàåò ñëîæíûé ïðîöåññ. Ñ ñàìîãî íà÷àëà ýòîãî ïðîöåññà â íåì âûäåëÿåòñÿ äâà îñíîâíûõ çâåíà — ôèçèîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå îðãàíèçìà è âîçáóäèòåëü èíôåêöèîííîãî çàáîëåâàíèÿ. Ñîîòíîøåíèÿ ìåæäó ýòèìè çâåíüÿìè â êàæäîì êîíêðåòíîì ñëó÷àå ìîãóò áûòü ðàçëè÷íûìè â çàâèñèìîñòè îò ýòàïà, ôàçû, ïåðèîäà ðàçâèòèÿ èíôåêöèîííîãî ïðîöåññà. Íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü, ÷òî íå òîëüêî áîëüíûå, íî è âûçäîðàâëèâàþùèå ïîñëå èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé ëþäè ìîãóò ñëóæèòü èñòî÷íèêàìè âîçáóäèòåëåé (ïðè êèøå÷íûõ èíôåêöèÿõ, äèôòåðèè è íåêîòîðûõ äðóãèõ). Íåêîòîðûå ëþäè ìîãóò ÿâëÿòüñÿ íîñèòåëÿìè èíôåêöèè, íå çàáîëåâàÿ ñàìè.

 ðàçâèòèè ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà âûäåëÿþò íåñêîëüêî îñíîâíûõ ñòàäèé:

  • ìîìåíò çàðàæåíèÿ — ïðîèñõîäèò ïðîíèêíîâåíèå áîëåçíåòâîðíûõ ìèêðîáîâ â îðãàíèçì;
  • èíêóáàöèîííûé (ñêðûòûé, ëàòåíòíûé) ïåðèîä — äëèòñÿ ñ ìîìåíòà èíôèöèðîâàíèÿ äî ïðîÿâëåíèÿ ïåðâûõ ñèìïòîìîâ çàáîëåâàíèÿ;
  • ïðîäðîìàëüíûé ïåðèîä (ïðåäâåñòíèê çàáîëåâàíèÿ) — ñîïðîâîæäàåòñÿ íåáîëüøèì ïîâûøåíèåì òåìïåðàòóðû, ãîëîâíîé áîëüþ, ÷óâñòâîì ðàçáèòîñòè, îáùèì íåäîìîãàíèåì;
  • ïåðèîä íàðàñòàíèÿ çàáîëåâàíèÿ — ïðîèñõîäèò ïîñëåäîâàòåëüíîå ïîÿâëåíèå ïðèçíàêîâ, õàðàêòåðíûõ äëÿ îïðåäåëåííîé áîëåçíè;
  • ðàçãàð áîëåçíè — âðåìÿ ÿðêî âûðàæåííîãî ïðîÿâëåíèÿ âñåõ ñïåöèôè÷åñêèõ äëÿ çàáîëåâàíèÿ ñèìïòîìîâ;
  • ïåðèîä óãàñàíèÿ çàáîëåâàíèÿ — ñîïðîâîæäàåòñÿ èñ÷åçíîâåíèåì êëèíè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ çàáîëåâàíèÿ ñ áûñòðûì (êðèçèñ) èëè ìåäëåííûì (ëèçèñ) ïàäåíèåì òåìïåðàòóðû;
  • ïåðèîä âûçäîðîâëåíèÿ — ïðîäîëæèòåëüíîñòü çàâèñèò îò îáùåãî ñîñòîÿíèÿ îðãàíèçìà, óñëîâèé, â êîòîðûõ íàõîäèòñÿ ïàöèåíò, òÿæåñòè ïåðåíåñåííîãî çàáîëåâàíèÿ.

Äëÿ ìíîãèõ èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé ÷åëîâåêà (îñïà, òèô, ãðèïï, ñêàðëàòèíà, äèôòåðèÿ è äð.) õàðàêòåðíî ðàçâèòèå îñëîæíåíèé â ïåðèîä áîëåçíè. Ïîñëå ïåðåíåñåííîé èíôåêöèîííîé áîëåçíè ÷åëîâåê íà íåêîòîðîå âðåìÿ èëè íàâñåãäà ñòàíîâèòñÿ íåâîñïðèèì÷èâûì ê âîçäåéñòâèþ åå âîçáóäèòåëåé (ïðèîáðåòàåò èììóíèòåò).

Êëàññèôèêàöèÿ èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé

Èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ ÷åëîâåêà, â çàâèñèìîñòè îò îïðåäåëåííîãî ìåõàíèçìà ïåðåäà÷è è ìåñòà ïðåèìóùåñòâåííîé ëîêàëèçàöèè ïðîöåññà äåëÿòñÿ íà ñëåäóþùèå ãðóïïû:

  • êèøå÷íûå — ñàëüìîíåëëåç, õîëåðà, äèçåíòåðèÿ, ïàðàòèôû À è Â, ïèùåâûå òîêñèêîèíôåêöèè, ýøåðèõèîç, áðþøíîé òèô;
  • èíôåêöèè äûõàòåëüíûõ ïóòåé — âåòðÿíàÿ îñïà, ÎÐÂÈ, êîðü, ãðèïï, ìèêîïëàçìåííàÿ ðåñïèðàòîðíàÿ èíôåêöèÿ;
  • òðàíñìèññîâûå, èëè êðîâÿíûå, èíôåêöèè — ìàëÿðèÿ, ÷óìà, âîçâðàòíûé è ñûïíîé òèô, ÂÈ×-èíôåêöèÿ;
  • èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ íàðóæíûõ ïîêðîâîâ — ñòîëáíÿê, ñèáèðñêàÿ ÿçâà;
  • èíôåêöèè ñ ìíîæåñòâåííûìè ïóòÿìè ïåðåäà÷è — èíôåêöèîííûé ìîíîíóêëåîç, ýíòåðîâèðóñíûå èíôåêöèè.

Ïî ïðèðîäå âîçáóäèòåëåé èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà:

  • âèðóñíûå — êîðü, ãðèïï, ïàðàãðèïï, ÂÈ×-èíôåêöèÿ, âèðóñíûå ãåïàòèòû, ìåíèíãèò, öèòîìåãàëîâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ;
  • ïðèîííûå — ôàòàëüíàÿ ñåìåéíàÿ áåññîííèöà, êóðó, áîëåçíü Êðåéòöôåëüäà-ßêîáà;
  • ïðîòîçîéíûå — êðèòîñïîðèäèîç, àìåáèàç, èçîñïîðèàç, áàáåçèîç, òîêñîïëàçìîç, áëàñòîöèñòîç, ìàëÿðèÿ, áàëàíòèäèàç;
  • áàêòåðèàëüíûå — õîëåðà, ÷óìà, äèçåíòåðèÿ, ñòàôèëîêîêêîâàÿ è ñòðåïòîêîêêîâàÿ èíôåêöèè, ñàëüìîíåëëåç, ìåíèíãèò;
  • ìèêîçû (ãðèáêîâûå èíôåêöèè) — ýïèäåðìîôèòèÿ, àñïåðãèëë¸ç, êàíäèäîç, ìóêîðìèêîç, êðèïòîêîêêîç, õðîìîìèêîç.

Èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ ïîäðàçäåëÿþòñÿ òàêæå íà çîîíîçíûå è àíòðîïîíîçíûå. Ê çîîíîçàì îòíîñÿòñÿ áîëåçíè æèâîòíûõ, âîçáóäèòåëè êîòîðûõ ìîãóò ïîïàäàòü â îðãàíèçì ÷åëîâåêà è çàðàæàòü åãî (áåøåíñòâî, ñèáèðñêàÿ ÿçâà, òóëÿðåìèÿ, ÿùóð, áðóöåëëåç, ëåïòîñïèðîç, ëèñòåðèîç). Àíòðîïîíîçû ÿâëÿþòñÿ èñêëþ÷èòåëüíî ÷åëîâå÷åñêèìè áîëåçíÿìè è ïåðåäàþòñÿ ìåæäó ëþäüìè (êîðü, òèô, õîëåðà, äèçåíòåðèÿ, íàòóðàëüíàÿ îñïà, áðþøíîé òèô, äèôòåðèÿ). Âûçûâàåìûå ïàðàçèòàìè (âîçáóäèòåëÿìè æèâîòíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ — íàñåêîìûìè, ïðîñòåéøèìè, êëåùàìè) çàáîëåâàíèÿ íàçûâàþò ïàðàçèòàðíûìè, èëè èíâàçèîííûìè.

Ñðåäè âñåõ èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé âûäåëÿþò ðÿä îñîáî îïàñíûõ èíôåêöèé, íàçûâàåìûõ êàðàíòèííûìè. Îíè õàðàêòåðèçóþòñÿ ñêëîííîñòüþ ê áûñòðîìó ðàñïðîñòðàíåíèþ, âûñîêîé ñòåïåíüþ çàðàçíîñòè, òÿæåëûì ýïèäåìè÷åñêèì òå÷åíèåì è áîëüøèì ðèñêîì áûñòðîãî ëåòàëüíîãî èñõîäà. Âñåìèðíîé îðãàíèçàöèåé çäðàâîîõðàíåíèÿ ê ýòîé ãðóïïå îòíåñåíû íàòóðàëüíàÿ îñïà (ñ÷èòàåòñÿ èñêîðåíåííîé â ìèðå ñ 1980 ãîäà), ÷óìà, æåëòàÿ ëèõîðàäêà (è ñõîäíûå ñ íåé ïî ýïèäåìèîëîãèè ëèõîðàäêè Ìàðáóðã è Ýáîëà), õîëåðà.  Ðîññèè îñîáî îïàñíûìè èíôåêöèîííûìè çàáîëåâàíèÿìè ñ÷èòàþòñÿ òàêæå ñèáèðñêàÿ ÿçâà è òóëÿðåìèÿ.

Ñïîñîáû èíôèöèðîâàíèÿ, ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé

Ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèéËå÷åíèå èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé îáû÷íî ïðîâîäèòñÿ â ñïåöèàëèçèðîâàííûõ îòäåëåíèÿõ ñòàöèîíàðîâ, â ëåãêèõ ñëó÷àÿõ âîçìîæíî ëå÷åíèå â äîìàøíèõ óñëîâèÿõ. Ñòðîãîå ñîáëþäåíèå ïðîòèâîýïèäåìè÷åñêîãî ðåæèìà ÿâëÿåòñÿ îáÿçàòåëüíûì óñëîâèåì. Ñîâðåìåííàÿ ìåäèöèíà ñîçäàëà è óñïåøíî èñïîëüçóåò áîëüøîå ÷èñëî ýôôåêòèâíûõ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ. Ýòî àíòèáèîòèêè, âàêöèíû (ïðèìåíÿþòñÿ äëÿ ïðîôèëàêòèêè èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé), èììóíîãëîáóëèíû ðàçëè÷íîãî ðîäà, áàêòåðèîôàãè è ò.ä.

Ïðîôèëàêòèêà èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé íå ìåíåå âàæíà, ÷åì ëå÷åíèå èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé. Áîëüøîå çíà÷åíèå ïðèäàåòñÿ âîñïèòàíèþ ÷èñòîïëîòíîñòè ó ëþäåé. Îáûêíîâåííîå ìûòüå ðóê ïîñëå ïîñåùåíèÿ óáîðíîé, âûïîëíåíèÿ ãðÿçíîé ðàáîòû, ïåðåä åäîé óæå ìîæåò óáåðå÷ü îò ìíîãèõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé. Êðîìå òîãî, èñòî÷íèêîì èíôåêöèè ìîãóò áûòü íå òîëüêî ìåñòà îáùåãî ïîëüçîâàíèÿ, íî è äåíüãè, ïîðó÷íè â òðàíñïîðòå, ïîâåðõíîñòü ïðèëàâêîâ è ìíîãîå äðóãîå. Êóïëåííûå ôðóêòû è îâîùè ìîãóò áûòü èñòî÷íèêîì ãåëüìèíòîâ è äðóãèõ îïàñíûõ ìèêðîáîâ, ïîýòîìó èõ îáÿçàòåëüíî íóæíî òùàòåëüíî âûìûâàòü ïåðåä óïîòðåáëåíèåì. Èíôåêöèîííûìè íîñèòåëÿìè ÿâëÿþòñÿ òàðàêàíû è ãðûçóíû, äëÿ áîðüáû ñ êîòîðûìè ïðîìûøëåííîñòü ïðîèçâîäèò ðàçíîîáðàçíûå ñðåäñòâà, êîòîðûìè íåîáõîäèìî îáðàáàòûâàòü ìåñòà èõ ñêîïëåíèÿ è ðàñïðîñòðàíåíèÿ. Íåëüçÿ ñáðàñûâàòü ñî ñ÷åòîâ êîìàðîâ è êëåùåé. Ýòè íàñåêîìûå îñîáåííî îïàñíû, òàê êàê ïåðåíîñÿò íå òîëüêî ýíöåôàëèò è ìàëÿðèþ, íî è ÑÏÈÄ âìåñòå ñ êðîâüþ èíôèöèðîâàííîãî ÷åëîâåêà. Äëÿ çàùèòû îò êëåùåé è êîìàðîâ ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî êðåìîâ è àýðîçîëåé äëÿ íàíåñåíèÿ íà îäåæäó, à òàêæå ôóìèãàòîðîâ è îòïóãèâàòåëåé.

Источник