Душевная болезнь и как с ней бороться

Каждому, чей близкий родственник, член семьи вдруг изменился, стал другим, непросто принять эту перемену. У многих первой реакцией становится отрицание, которое проявляется в упреках, жестких требованиях и раздражении, за которыми страх, непонимание.

И сам больной, и его родные подолгу не признают изменения. Человек может страдать от болезни несколько месяцев и даже лет, прежде чем обращается к специалистам. Первые проявления душевной болезни возникают иногда в юности и остаются незамеченными. Симптомы депрессии относят к меланхоличности, тревогу — к застенчивости, расстройства мышления к философскому складу ума, нарушения поведения объясняют сложным характером.

Как узнать болезнь? 

Душевное расстройство — это общее понятие для разных нарушений психики и поведения. Среди из них — тревожное расстройство (им заболевает каждый четвертый), депрессия (каждый восьмой). Шизофрению диагностируют у одного из ста человек. Каждое конкретное душевное расстройство сопровождается нарушением ключевой функции психики и характерным поведением, на что первыми обращают внимание близкие и окружающие. Некоторые примеры.

Расстройства когнитивных функций (наиболее характерное — деменция, возрастное слабоумие): заметное снижение памяти и других когнитивных способностей, таких как счет, понимание, суждение, концентрация, вплоть до их частичной или полной потери. Человек забывает имена, не может вспомнить детали из прошлого, но и не способен усвоить новую информацию. Он теряет способность к разумному и критичному мышлению, не может планировать и осмыслять свои действия.

Расстройства настроения (наиболее характерное — депрессия): снижение настроения, потеря интереса и чрезмерная усталость, сопровождающиеся чувством вины, отсутствием мотивации, нарушениями сна и аппетита. Или, напротив, мания — чрезмерно повышенное или раздражительное настроение, с пониженной потребностью в сне и еде. Человек слишком говорлив, легко отвлекается, совершает необдуманные, рискованные поступки.

К расстройствам настроения относятся также тревоги, страхи, неврозы. Они выражаются во внезапных, беспричинных (паника) или, наоборот, обусловленных конкретным фактором (метро, высота) приступах страха. В такие моменты затрудняется дыхание, учащается сердцебиение, появляются головокружение, чувство потери контроля над ситуацией. Также может быть постоянная и чрезмерная тревожность по самым разным поводам.

Расстройства сознания (наиболее характерное — делирий): спутанное сознание, дезориентация, перевозбуждение, галлюцинации, бред. Как правило, обостряется в вечернее время. Наиболее частые причины — болезни центральной нервной системы, осложнения соматических расстройств, алкогольные и наркотические интоксикации и злоупотребления. Так называемая «белая горячка» как раз относится к последним.

Расстройства мышления и восприятия (наиболее характерное — шизофрения): бредовые идеи в виде мании величия или преследования, алогичное, зацикленное, крайне скудное мышление, быстрая, непонятная речь. Навязчивые мысли, такие как страх загрязнения, заражения, страх причинения вреда себе или другим. Навязчивые мысли часто сопровождаются компульсивными действиями или ритуалами, например частым мытьем рук, приведением вещей в порядок. Визуальные, слуховые, реже обонятельные или тактильные галлюцинации. Иллюзорные переживания.

Расстройства поведения (большинство из них впервые появляются в детском или юношеском возрасте): гиперактивность, социальная изоляция, агрессия, суицидальные попытки. Практически все личностные расстройства, например диссоциальное, параноидальное, эмоционально неустойчивое, сопровождаются тем или иным нарушением поведения.

Однако резкие перепады настроения, странные эмоциональные реакции и физиологические проявления сами по себе не говорят о болезни. Психика устроена так, что эмоции, чувства и поведение уязвимы перед различными факторами. Они могут меняться в тот момент, когда организм адаптируется к стрессовой ситуации. И проходят, когда человек с ней справляется.

Что отличает болезнь от кратковременного стресса? 

1. Длительность изменений. У каждого душевного расстройства своя длительность: симптомы депрессии должны наблюдаться не менее двух недель, панического расстройства и шизофрении — месяц, посттравматическое расстройство можно диагностировать уже через несколько дней.

2. Постоянство симптомов — это один из основных критериев. Симптомы должны проявляться каждый день или с высокой периодичностью.

3. Серьезное ухудшение дееспособности и качества жизни. Если изменения препятствуют социальным контактам человека, ограничивают его физическую активность, снижают уровень жизни, вызывают страдания — это безусловно повод, чтобы обратиться к врачу.

4. Набор специфических симптомов — самый главный критерий. Определить его может только психиатр.

Насколько это серьезно? 

Даже при очевидной клинической картине близкие больных пытаются убедить себя, что это пройдет и нужно просто взять себя в руки. Больные, не понимая или не зная, что с ними происходит, склонны скрывать душевные проблемы, чтобы не обременять других или избежать неприятных и, как им кажется, ненужных разговоров.

На самом деле при душевных расстройствах в мозге человека происходят устойчивые, а порой и необратимые изменения: нарушаются те структуры и те нейрохимические системы, которые отвечают за регуляцию настроения, эмоций, мышления, восприятия и поведенческие стереотипы. То есть перемены в душевном состоянии и поведении обусловлены биологически.

Читайте также:  Болезни овощных культур и ягодных культур

В этом смысле любое психиатрическое расстройство ничем не легче физического заболевания, такого, например, как гипертония или диабет. И рассчитывать на то, что «все само рассосется», к сожалению, не приходится. Чем длительнее течение болезни, чем меньше оказано пациенту помощи, тем серьезнее и обширнее нарушения в его мозгу. Риск повторения депрессии после первого депрессивного эпизода составляет 50%, после второго — уже 70%, после третьего — 90%. При этом каждый новый эпизод снижает шанс на выздоровление.

Что делать? 

1. Осознать, что верный диагноз может поставить только врач, психиатр. И лучше развеять сомнения у специалиста, чем запустить болезнь.

2. Действовать в интересах жизни и здоровья близкого человека и окружающих его людей. Можно ожидать, что сам заболевший вряд ли захочет обратиться к врачу. Юридически никто не вправе требовать от него искать помощи и принимать лечение. Но встречаются такие состояния, например острый психоз, которые все-таки требуют стационарного лечения.

В том случае, если близкий вам человек представляет опасность для себя или окружающих, все-таки необходимо вызывать психиатрическую бригаду скорой помощи: возможно, это убережет семью от трагичных последствий.

3. Искать хорошего специалиста. У многих все еще силен страх перед психиатрическими больницами и диспансерами, многие боятся выйти оттуда в еще худшем состоянии. Но помимо психоневрологических диспансеров, в России работают кабинеты неврозов при районных поликлиниках, куда люди с тревожными и депрессивными расстройствами обращаются гораздо охотнее.

Уместно интересоваться у лечащего врача о его действиях, планах и длительности лечения, о терапевтических и побочных эффектах. Единственная причина, по которой лечащий врач может не дать исчерпывающей информации по лечению, это его непрофессионализм. В поисках хорошего врача можно принять к сведению рекомендации на форумах и других интернет-ресурсах. Но приоритетом должны стать не отзывы, а больший опыт специалиста в конкретном психиатрическом расстройстве.

Конечно, хорошие психиатры чувствуют себя уверено и компетентно в любой области психиатрии, но на практике предпочитают заниматься лишь ограниченным спектром расстройств. Научные труды, тематические публикации, исследования, академическое положение наряду с клинической практикой — все это также верный признак профессионализма.

К сожалению, большинству тех, кто страдает психиатрическими расстройствами, предстоит пожизненное лечение. Но, осознавая это, важно понимать и другое: поддержка близких, чуткое отношение улучшает их состояние. А от самих пациентов потребуется больше усилий, чтобы научиться жить в гармонии с собой, чем это было до болезни. Но в этом, возможно, и есть призыв души, к которому нужно уметь прислушаться.

Об авторе

Эдуард Марон — психиатр, доктор медицинских наук, профессор психофармакологии Тартуского университета (Эстония), почетный лектор Имперского колледжа Лондона. Эдуард Марон — автор романа «Зигмунд Фрейд» (АСТ, 2015), под псевдонимом Давид Мессер.

Источник

Душа болит не так, как тело. Иной раз сложно прийти в себя после тех или иных искушений. Что пишут те, кто на опыте знал, как обрести психологическое здоровье?

Праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908)

Лечение душевных болезней (страстей) совершенно отлично от лечения телесных болезней. В телесных болезнях надо остановиться на болезни, поласкать больное место мягкими средствами, теплою водою, теплыми припарками и пр., а в болезнях душевных не так: напала на тебя болезнь — не останавливайся на ней вниманием, отнюдь не лаская ее, не потворствуй ей, не грей ее, а бей, распинай ее, делай совершенно противное тому, чего она просит.

Преподобный Силуан Афонский (1866-1938)

Добро научиться жить по воле Божией. Тогда душа непрестанно пребывает в Боге и бывает зело покойна.

Иеромонах Петр (Серегин) (1895-1982)

Часто бывает так, что и при хорошей материальной обеспеченности и при добрых отношениях к нам ближних наших сердце наше гложут грехи и страсти, как лютые змеи. А если прибегаем к духовно-нравственным средствам, изживаем гордость и превозношение и освобождаемся от тщеславия, зависти и гнева, неудовольствия и порождающих их похотей плоти; внутренняя жизнь наша под воздействием благодати Божией очищается от раздражительности, боязни и греховной тревоги, и мир Божий осеняет нашу душу мы ощущаем радость о Господе.

Цепи греха ослабевают, а некоторые спадают совсем, и чувствуем себя вполне счастливыми, в полноте жизни, несмотря на различные внешние материальные и прочие мирские условия.

Читайте также:  При каких болезнях немеет левая рука

Святитель Тихон Задонский (1724-1783)

Писание Святое есть духовная аптека, в которой благоутробный Отец Небесный различные ради нас сокрыл врачевания. Многоразличные в душах наших имеем немощи, недуги и болезни и потому требуем многоразличного врачевства, что все в Святом Писании находим. Там с помощью Духа Святого, говорившего через пророков и апостолов, отыщет всякий врачевание немощам своим: печальный — утешение, сомневающийся — разум и утверждение, невежда — наставление и познание. Там сокровен совет недоумевающим, и незнающим разум, и печальным утешение.

Старец Паисий Святогорец (1924-1994)

Если у человека есть своеволие, самоуверенность и самоугождение, то, и будучи умным даже семи пядей во лбу, он будет страдать постоянно. Он запутывается, связывает себя по рукам и ногам, у него возникают проблемы. Чтобы найти свой путь, он должен раскрыть свое сердце какому-то духовнику и смиренно попросить его о помощи. Однако некоторые вместо духовника идут к психиатру. Если психиатр окажется верующим, то он приведет их к духовнику. А неверующий психиатр ограничится тем, что даст им какие-нибудь таблетки. Однако сами по себе таблетки проблемы не решают.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783)

Начинающий веровать может быть уподоблен немощному, который, видя свою неисцелимую болезнь, желает и ищет искусного врача. Так грешник, видя через закон свою греховную немощь, от которой своей силой никак не может освободиться, желает и ищет врача, который бы смог его от той немощи освободить.

Схимонах Зосима (XVII-XIX вв.)

Мертв ли кто или безбожием или грехом, кто может его воскресить? Слово Божие, которое есть жизнь. Заблудился ли кто во тьме ереси или в пути развращенной жизни, кто может его просветить или на путь спасения обратить? Слово Божие, которое есть свет и истина. Болен ли кто душой: Слово Божие во исцеление. Жесток ли сердцем? Слово Божие его умягчает. Грешник ли отчаявшийся? Слово Божие влечет его на покаяние. Удрученный ли скорбями или искушениями? Слово Божие есть его утешение и вразумление и укрепление.

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867)

Ничто столько не нужно человеку, как вера. От нее зависит не только блаженство будущей жизни, но и благополучие настоящей жизни.

Врач Сергей Апраксин (XIX-XX вв.)

Бедный человек! Вместо того, чтобы сказать ему: «вдумайся в причины твоей нервности, наполни верою и упованием на Бога свою душевную пустоту, выработай другое отношение к жизни со всеми ее горестями и радостями», ему говорят: «ты болен, иди и лечись», и вот несчастный бежит или едет к докторам, у них искать спасения от своего душевного недуга.

Здесь вопрос решается по большей части очень просто: произносится слово «неврастения», всеобъемлющее слово, хотя ничего определенного не выражающее (а больной думает, что поняли его болезнь), и начинается обычное лечение…

Так проходит обыкновенно несколько лет (а иногда и вся жизнь), пока, наконец, измученный человек не поймет, что нервное «не могу», под влиянием различного рода факторов легко превращается самим человеком в «могу»…

Самый раздражительный человек, застигнутый во время семейной сцены, например, посторонним, мало знакомым человеком, быстро сдерживает себя, превращает «не могу» в «могу». Не терпящий возражений от своих подчиненных вследствие нервности — изображает из себя кроткого агнца, когда его самого пробирает начальство. Словом, различного рода воздействие: стыд перед людьми, опасение за свое служебное положение, страстная любовь и другие факторы легко превращают нервное «не могу» в «могу».

Значит, в нас самих всегда есть тот рычаг, которым мы готовы себя перевернуть, только надо захотеть им воспользоваться и не выпускать его из рук. И вот когда измученный вечным лечением и всеми другими неприятными последствиями своего недуга человек поймет это, поймет, что средство против нервности в нем самом, а не в тех многочисленных пузырьках, которые он прежде опустошал в изобилии и без пользы, только тогда, бросив всякое лечение, он наконец достигает с помощью Божией мало-помалу или полного, или, по крайней мере, относительного, но зато прочного выздоровления…

Беда вся в том, что мы слишком много заботимся о развитии внешних чувств от зрения до вкуса и слишком мало о развитии умозрения, которое названо в молитвах «очи мысленные», «ум и очи сердечные, яже ко спасению». Эти «очи» даны человеку Богом для познания великих истин…

В том, что вера в нас очень слаба, что отношение к жизни самое невозможное, конечно, более всего виновато наше воспитание, но каждый взрослый человек может перевоспитать себя и выработать правильный христианский взгляд на жизнь, если будет пользоваться средствами, указанными для этого Церковью. Из средств этих самым главным является молитва. Совсем неверующих мало, большинство маловерных, вот с этим-то зерном веры приступите к молитве, и вы скоро почувствуете, что это зерно начнет пробиваться, через некоторое время оно уже даст росток, из которого с течением времени вырастет могучее дерево. Под сенью этого дерева легко и приятно будет отдыхать от тяжелого зноя человеческих страстей и от бури житейских непогод, а в свое время пожнете и плод.

Читайте также:  Болезни гуппи фото и их лечение фото

Начните только молиться, и вера сама придет к вам, а если она была слаба, то укрепится и мало-помалу, постепенно изменится отношение к жизни. Молитва будет отвлекать вас хоть на время от обычных житейских мыслей и интересов, привлечет ум к небесному, заставит невольно думать о том, о чем прежде вы почти не думали, заставит вас многое почувствовать и с помощью благодати Божией изменит ваш прежний образ мыслей, укоренит веру и стремление к христианскому идеалу. Исцеляя от тяжкого и печального по своим последствиям духовного недуга маловерия, молитва, соединенная со строгим подчинением церковному режиму, может нам очень помочь и при телесных недугах. Мы видели, насколько полезна молитва, соединенная с упованием и верой в Бога при некоторых нервных состояниях, в основе которых лежит душевная пустота и слабость воли…

Жизнь указывает нам многочисленные примеры, где человек нервный, несколько лет лечившийся без всякого результата, быстро достигает полного или, по крайней мере, относительного, но зато прочного выздоровления после того, как обращается к Богу и начинает жить по правилам Церкви. Я, по крайней мере, знаю несколько таких примеров, думаю, что и всякому другому известно их немало. И при других нервных недугах значение вышеприведенных факторов немаловажно. Возьмем, например, пресловутое мозговое переутомление, которому отводится современной медициной видное место в ряду прочих причин современной нервности. Оказывается, что усиленная работа сама по себе редко вызывает стойкую нервную болезнь, а опасна только тогда, когда соединяется с пороком и страстями человеческими…

Вот что по этому поводу говорит проф. Штрюмпель: «…Мы видим поэтому, что к истощению нервной системы, составляемому сущность неврастении, ведет главным образом умственная работа людей, сопровождающаяся волнениями страха и надежд, умственное напряжение политика, постоянно волнующегося страстной борьбой партий, наконец, усилия ума тех художников и ученых, неутомимое честолюбие которых побуждает их не отставать от конкуренции».

Отсюда следует, что вера и проистекающее из нее отношение к жизни, к богатству, славе, честолюбию и прочему является и здесь могучим профилактическим средством…

Лучшим предупреждающим средством является воспитание молодого поколения на строго религиозно-нравственных началах. Главную задачу воспитания (в семье и школе) должно составлять стремление воспитать в душе ребенка страх Божий и истинную любовь к Богу.

При развившейся же болезни лучшим средством является молитва. Необходимо каждодневно молиться утром, вечером, читая утреннее и вечернее правило, хотя бы в несколько сокращенном виде, со вниманием, стараясь вникать в смысл каждого слова.

Кроме того, читать каждодневно те избранные места из Евангелия и Апостола, которые читаются в соответствующий день за церковной службой. Не пренебрегать общественным богослужением, а посещать храм Божий, по крайней мере, в праздничные и воскресные дни (всенощная и обедня), выбирая при этом тот храм, где служба благолепнее, а главное, где читают разборчиво и служат не торопясь.

Говеть, по крайней мере, раз в год. Соблюдать посты и все прочие постановления Церкви, памятуя, что созданы они великими людьми, понимавшими природу человека гораздо лучше, чем самые выдающиеся современные мудрецы. Всеми иными способами: размышлением, душеспасительной беседой, чтением творений великих Отцов Церкви стараться укрепить в себе веру, воспитать в душе своей сознание всей красоты христианского идеала и выработать христианское отношение к жизненным явлениям…

Помните, что в первое время такой жизни в вас непременно с большей или меньшей силой откроется второй источник мысли, мысли дурной, противоречащей, соблазняющей, создающей целый ряд известного рода «искушений». Не надо поддаваться сему, но молиться настойчиво, с надеждой и терпением, памятуя следующие слова Спасителя из притчи о неправедном судии: «Слышите, что говорит судья неправедный. Бог ли не защитит избранных своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя медлит защищать их».

Источник