Душевная болезнь наполеона из палаты 6

Душевная болезнь наполеона из палаты 6 thumbnail

ВЦИОМ провёл исследование о шизофрении. Опрошенные сообщили, что каждый пятый из них знаком или имеет в родственниках шизофреника.

Об этом и о психическом здоровье населения в целом мы поговорили с профессором-психиатром Казанского государственного медуниверситета Владимиром Менделевичем.

Душевная болезнь наполеона из палаты 6

Убийц больше среди здоровых?

Юлия Борта, «АиФ»: Владимир Давыдович, судя по опросу, каждый 5-й имеет в окружении людей с шизофренией — родственника (4%) и знакомого (16%). А каковы реальные цифры заболеваемости?

Владимир Менделевичев: Известно, что 1% населения страдает шизофренией. Обычные люди под словом «шизофрения» имеют в виду любое психическое заболевание. Для них «псих» — значит больной шизофренией. Но ведь в психиатрии много других болезней, которые встречаются чаще: невротические расстройства, расстройства личности, биполярное аффективное расстройство (раньше называлось «маниакально-депрессивный психоз»), последствия черепно-мозговых травм.

Нажимите для увеличения

Нажимите для увеличения

— 28% людей уверены, что больные с диагнозом «шизофрения» опасны. Так ли это?

— Не так. Были проведены исследования и проанализировано, какое количество из всех преступлений совершают психически больные, признанные невменяемыми. Оказалось — 2,4%.

— Получается, здоровые опаснее психически больных?

— Несомненно. Мы, психиатры, всегда говорили: нам спокойнее внутри психиатрической больницы, чем за её стенами. Да, само заболевание может быть опасно. Но человек совершает преступление не по причине болезни. Исследования подтвердили этот факт. Человек совершает преступление, исходя из своих морально-нравственных качеств. Подавляющее большинство психически больных с самыми тяжёлыми заболеваниями, даже если «голоса» им приказывают убить, не будут совершать этого. Их удерживает нравственность. Агрессивных среди психически больных значительно меньше, чем среди здоровых.

Капитан Джек Воробей, Шерлок Холмс, Тайлер Дерден, Тедди Дениелс, Говард Хьюз, Форрест Гамп.

— Шизофрения лечится?

— 30% больных полностью выздоравливают. Еще приблизительно у 25–30% можно добиться стойкой медикаментозной ремиссии, но они должны всю жизнь находиться на поддерживающем лечении — таблетки, инъекции. И 40–50% — хронические больные.

— 31% людей считают, что психически больные страдают от недостаточной квалификации медперсонала. Существует ли такая проблема?

— Нет. В РФ есть недостаток врачей-психиатров и среднего медперсонала в регионах, как и во многих других областях медицины. Но уровень развития психиатрии соответствует мировому. У нас есть возможность выбирать самые современные лекарства, которые применяются в экономически развитых странах. Чем мы отличаемся? Условиями, в которых находятся психически больные в стационаре. Многие психиатрические больницы довольно старые. Конечно, они отреставрированы, но этого явно недостаточно.

Наполеонов уже нет

— Вы имеете в виду палаты на десять человек?

— Нет, большие палаты во многих странах мира. Но в целом в значительном количестве наших больниц условия оставляют желать лучшего, честно скажу. Во многих до сих пор решётки на окнах. Хотя от них давно пора отказаться и применять вместо этого специальные стёкла. Чем мы ещё отличаемся в негативную сторону? Это обязательный диспансерный учёт. Сейчас он называется «динамическое наблюдение». В мире такого не существует. Процедура учёта отталкивает огромное количество людей, потому что означает поражение в правах, негативное отношение окружающих. К большому сожалению, сведения о диагнозе могут стать известны кому угодно. Получается, что неверные организационные решения приводят к тому, что для части пациентов недоступна должная помощь.

Что ещё не очень позитивного? Многие российские психиатры не очень любят доказательную медицину. А ведь только научные исследования способны показывать, какие лекарства стоит применять. Лечение назначается по принципу: я так лечил, и всё было хорошо. Препараты с недоказанной эффективностью нередко прописаны и в клинических рекомендациях. Наконец, больницы зачастую не имеют финансовых возможностей покупать дорогие современные лекарства. Так, при шизофрении курс лечения может стоить 6–8 тыс. руб. в месяц.

Душевная болезнь наполеона из палаты 6

— Опрошенные уверены: для шизофрении характерны резкая смена настроения, раздвоение личности и галлюцинации.

— Понятия «раздвоение личности» в психиатрии не существует. Оно пришло из фильмов и романов. Уже давно никаких Наполеонов, Лениных и прочих великих людей в психиатрических больницах нет.

— Куда же они делись?

— Поменялась эпоха, изменились формы заболеваний. В бреде всегда звучит то, что происходит в обычной жизни, что люди видят по телевизору, читают в газетах или книгах. Поэтому мания величия трансформировалась. Смена настроения тоже нетипична для шизофрении. Галлюцинации — только особые. Зрительные галлюцинации противоречат диагнозу шизофрения. А вот слуховые псевдогаллюцинации очень характерны — голоса, которые что-нибудь приказывают и комментируют. Помимо словесных псевдогаллюцинаций отмечается расстройство мышления: человек не очень правильно мыслит, не так понимает, его терзают бредовые идеи, особенно бред воздействия, — человек считает, что им управляют из космоса или откуда-то ещё.

Татьяна Фельгенгауэр.

— Выходит, СМИ могут провоцировать заболевание?

— Это возможно. Помните случай, когда психически больной напал на журналистку «Эха Москвы»? И была большая дискуссия, в которой как раз обсуждалось, что СМИ спровоцировали нападение, рассказывая о конкретной радиостанции и её журналисте крайне негативно. В итоге у человека на этом фоне в бред «включился» журналист.

— А есть ли новые научные данные о шизофрении? Или всё предельно понятно?

— Совершенно ничего не понятно. Это самое загадочное заболевание. Известно, что влияет наследственность, и только. Исследований проводится масса, но пока даже близко не подошли к разгадке.​

Источник

«Пала́та № 6» (современниками название читалось как «Палата номер шестой»[1]) — повесть Антона Павловича Чехова. Впервые она была опубликована в 1892 году в журнале «Русская мысль»[2].

Персонажи[править | править код]

  • Андрей Ефимыч Рагин — главный врач городской больницы;
  • Иван Дмитрич Громов — пациент 33 лет, бывший судебный пристав и губернский секретарь, страдает бредом преследования;
  • Евгений Фёдорович Хоботов — уездный врач, молодой человек, послан земством на работу в больницу;
  • Михаил Аверьяныч — немолодой почтмейстер, разорившийся богатый помещик;
  • Сергей Сергеич — фельдшер, имеет врачебную практику в городе, набожен;
  • Никита — сторож, старый отставной солдат;
  • Семён Лазарич — цирюльник, приходит в больницу стричь пациентов (обычно пьяным);
  • Моисейка — пациент, еврей, дурачок, помешавшийся, когда у него сгорела шапочная мастерская;
  • Дарьюшка — кухарка Андрея Ефимыча.

Сюжет[править | править код]

В небольшом больничном флигеле, который имеет «тот особый унылый, окаянный вид, какой у нас бывает только у больничных и тюремных построек», находится палата № 6 для душевнобольных. В палате обитают пять человек, среди которых дурачок Моисейка и бывший судебный пристав Иван Дмитрич Громов. После описания больных автор знакомит нас с доктором Андреем Ефимычем Рагиным. Когда он вступил в должность, больница находилась в ужасном состоянии. Страшная бедность, антисанитария. Рагин отнёсся к этому равнодушно. Он умный и честный человек, но у него нет воли и веры в своё право изменять жизнь к лучшему. Поначалу он работает усердно, однако скоро начинает скучать и понимает, что в таких условиях лечить больных бессмысленно. От таких рассуждений Рагин забрасывает дела и ходит в больницу уже не каждый день. Немного поработав, больше для вида, он идёт домой и читает. Через каждые полчаса выпивает рюмку водки и закусывает солёным огурцом или мочёным яблоком. Потом обедает и пьёт пиво. К вечеру обыкновенно приходит почтмейстер Михаил Аверьяныч. Доктор и почтмейстер ведут бессмысленные разговоры и жалуются на судьбу. Когда гость уходит, Рагин продолжает чтение. Он читает всё подряд, отдавая за книги половину жалованья; больше всего любит философию и историю. Читая, чувствует себя счастливым.

В один из весенних вечеров Рагин невзначай навещает палату № 6. Там он обвиняется Громовым в воровстве и втягивается в продолжительную беседу. Визиты доктора во флигель становятся ежедневными, разговоры с Громовым производят на Андрея Ефимыча глубокое впечатление. Они спорят. Доктор занимает позицию греческих стоиков и проповедует презрение к жизненным страданиям, а Громов мечтает покончить со страданиями, называет философию доктора ленью. По больничному корпусу разносится слух о посещениях доктором палаты № 6. В конце июня это становится известно доктору Хоботову, молодому врачу, очевидно желающему занять место Рагина на посту главного врача. В августе Андрей Ефимыч получает письмо от городского головы с просьбой явиться в управу по очень важному делу. Состоявшийся разговор становится комиссией на освидетельствование его умственных способностей.

В тот же день почтмейстер предлагает ему взять отпуск и отправиться в путешествие. Через неделю Рагину предлагают отдохнуть, то есть подать в отставку. Он принимает это равнодушно и едет с Михаилом Аверьянычем в Москву, затем в Петербург и, наконец в Варшаву. По дороге почтмейстер надоедает ему своими разговорами, жадностью, обжорством; он проигрывается в карты и, чтобы отдать долг, занимает 500 рублей у Рагина. После этого они возвращаются домой.

Дома ждут финансовые трудности и продолжение разговоров о сумасшествии Андрея Ефимыча. Однажды он не выдерживает и, вспылив, выгоняет из своей квартиры Хоботова и почтмейстера. Ему становится стыдно и досадно за своё поведение, утром доктор идет извиняться к почтмейстеру. Михаил Аверьяныч предлагает ему лечь в больницу. В тот же вечер к нему приходит Хоботов и просит совета. Два доктора заходят в палату № 6 якобы на консилиум, Хоботов выходит за стетоскопом и не возвращается. Через полчаса входит Никита с охапкой одежды. Рагин всё понимает. Сначала он пытается выйти из палаты, но Никита не пускает. Рагин и Громов устраивают бунт, Никита бьёт Андрея Ефимыча в лицо. Доктор осознаёт, что из палаты ему никогда не выйти. Это ввергает его в состояние безразличия, и на другой день он умирает от апоплексического удара. На похоронах присутствуют только Михаил Аверьяныч и Дарьюшка.

История создания[править | править код]

Первое упоминание о повести встречается в письме Чехова к его издателю А. С. Суворину от 31 марта 1892 года:

Веду жизнь по преимуществу растительную, которая постоянно отравляется мыслью, что надо писать, вечно писать. Пишу повесть. Прежде чем печатать, хотел бы прислать Вам её для цензуры, ибо Ваше мнение для меня золото, но надо торопиться, так как нет денег. В повести много рассуждений и отсутствует элемент любви. Есть фабула, завязка и развязка. Направление либеральное. Размер — 2 печатных листа. Но надо было бы с Вами посоветоваться, а то я боюсь нагородить чепухи и скуки. У Вас превосходный вкус, и Вашему первому впечатлению я верю, как тому, что на небесах есть солнце. Если не будут торопиться печатать мой рассказ и дадут мне месяц-два для поправок, то разрешите мне прислать Вам корректуру.

— Письмо А. С. Суворину от 31 марта 1892 года[3]

16 апреля Чехов писал И. И. Ясинскому, что привёз рукопись в Москву, чтобы отдать её в редакцию «Русского обозрения»[4]. 29 апреля Чехов писал Л. А. Авиловой, что продолжает работу над «Палатой № 6»:

Кончаю повесть, очень скучную, так как в ней совершенно отсутствуют женщина и элемент любви. Терпеть не могу таких повестей, написал же как-то нечаянно, по легкомыслию. Могу прислать Вам оттиск, если буду знать Ваш адрес после июня.

— Письмо Л. А. Авиловой от 29 апреля 1892 года[5]

В письме А. С. Суворину от 15 мая он пишет, что послал конец повести и начал писать новую (вероятно, имеется в виду рассказ «Соседи»):

Я уже прочёл корректуру, послал конец, а ответа нет и нет! Вероятно, мне не заплатят, ибо дела и судьба журнала тесно связаны с крахом нотариуса Боборыкина. Потерпите, вышлю долг, ибо пишу ещё повесть.

— Письмо А. С. Суворину от 15 мая 1892 года[6]

Критика[править | править код]

Как справедливо указывал П. Перцов, «Палата № 6» — «самое счастливое произведение Чехова по тем похвалам, которые оно доставило своему автору»[7].

В статье «Незыблемые основы» В. Голосов утверждал: «Ни в одном из прежних произведений автор не поднимался ещё на такую высоту художественной красоты и серьёзной, глубокой и ясной мысли, как в рассказе „Палата № 6“. Простота, изящество и сила речи, яркость и живость красок, соблюдение строгой причинности событий, глубокий реализм психологии героев и соразмерность, гармония конструкции частей, выдержанность внутренней перспективы, или, как сказал бы Белинский, внутреннее единство произведения, выдвигают его не только из массы написанного автором, но и из всех лучших произведений русской текущей беллетристики»[8].

Литературный критик А. Л. Волынский считал повесть лучшим произведением Чехова после «Скучной истории» и в своей рецензии отмечал: «Г-н Чехов ничего не преувеличивает и, не прибегая к утрировке ради каких-нибудь посторонних, публицистических целей, ведёт свой рассказ с искусством и простотою настоящего артиста. <…> Повсюду, в мельчайших подробностях — печать ума простого, ясного, презирающего ходульные эффекты, неестественную, риторическую декламацию <…> Ни у одного из других наших молодых писателей мы не встретим такого великолепного сочетания редких красок и художественной простоты, такого тонкого психологического анализа, таких потрясающих драматических подробностей»[9].

И. Е. Репин в письме к Чехову восхищался талантом писателя: «…Даже просто непонятно, как из такого простого, незатейливого, совсем даже бедного по содержанию рассказа, вырастает в конце такая неотразимая, глубокая и колоссальная идея человечества. <…> Я поражён, очарован <…> Спасибо, спасибо, спасибо! Какой Вы силач!..»[10]

Экранизации[править | править код]

  • 1959 — Палата № 6 / Ward No. Six (ТВ) (Канада), режиссёр Харви Харт[en] (сериал «Фолио»)
  • 1963 — Палата № 6 /Ward Number Six (ТВ) (Великобритания), режиссёр Ян Макнотон[en] (сериал «Телеистории»)
  • 1968 — Палата № 6 / Paviljon broj VI (ТВ) (Югославия), режиссёр Йоаким Марусич
  • 1968 — Если только поезда приходят / If Only the Trains Come (ТВ) (Великобритания), режиссёр Барри Дэвис
  • 1973 — Палата № 6 / La sala número 6 (ТВ) (Испания)
  • 1974 — Палата № 6 / Krankensaal 6 (ФРГ), режиссёр Карл Фрухтман[de]
  • 1978 — Палата № 6 / Paviljon VI (Югославия), режиссёр Лучиан Пантилие
  • 1987 — Палата № 6 / Sala nr 6 (ТВ) (Польша), — режиссёр Кшиштоф Грубер[pl], по сценарию Анджея Домалика
  • 2004 — «Рагин» (Россия), — реж. Кирилл Серебренников, по сценарию Михаила Угарова и Дмитрия Зверькова
  • 2009 — «Палата № 6» (Россия), — реж. Карен Шахназаров, по сценарию Александра Бородянского и Карена Шахназарова

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Ирина Левонтина «Какого рода слово кофе — интересный вопрос» // Афиша Daily, 12 января 2016
  2. Антон Чехов. Палата № 6 // Русская мысль. — М., 1892. — № 11. — С. 76—123.
  3. Чехов А. П. Письма в 12 томах // Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. — М.: Наука, 1977. — Т. 5. Письма, Март 1892—1894.. — С. 41—42.
  4. Чехов А. П. Письма в 12 томах // Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. — М.: Наука, 1977. — Т. 5. Письма, Март 1892—1894. — С. 52.
  5. Чехов А. П. Письма в 12 томах // Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. — М.: Наука, 1977. — Т. 5. Письма, Март 1892—1894. — С. 58.
  6. Чехов А. П. Письма в 12 томах // Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. — М.: Наука, 1977. — Т. 5. Письма, Март 1892—1894. — С. 66—67.
  7. Перцов П. Изъяны творчества. Повести и рассказы А. Чехова. — «Русское богатство», 1893, № 1, стр. 63.
  8. ↑ «Новое слово», 1894, № 1, стр. 358.
  9. ↑ «Литературные заметки». — «Северный вестник», 1893, № 5, стр. 130.
  10. Репин И. Е. Письма к писателям и литературным деятелям. 1880—1929. М., 1950, стр. 102.

Литература[править | править код]

  • Чехов А. П. Сочинения в 18 томах // Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. — М.: Наука, 1977. — Т. 8. [Рассказы. Повести], 1892—1894. — С. 72—126, 446—464.
  • Скафтымов А. О повестях Чехова «Палата № 6» и «Моя жизнь» // Нравственные искания русских писателей. — М., 1972. — С. 381—386.

Источник

Наши дни: жил-был доктор, числился заведующим психиатрической лечебницей, но смысла в труде на благо больных не видел, ибо «все равно все умрем»; единственный интерес в окружающем он нашел в разговорах с одним пациентом, постепенно все сильнее изолировался от общества и в конце концов угодил на соседнюю, рядом со своим собеседником, койку, где встретил удар, а потом и смерть.
Такова канва сюжета. Быть может, вы помните историю эту со школьных лет. В любом случае, название чеховского рассказа давно стало метафорой. Мы говорим «Палата номер шесть» в каждом случае, когда сталкиваемся с необъяснимым в российской жизни, с тем, что не поддается никакой логике. А такого, все знают, чрезмерно много на всех уровнях; качество этого нелогичного иной раз таково, что приобретает черты художественные, художественного безумия. Тогда мы восклицаем: абсурд! — и отчасти даже невольно восхищаемся мощью и красотой маразма.

Образ настолько силен, что журналистам и гостям, например, больницы имени Кащенко в Ленинградской области, где мне довелось побывать недавно, на отделении хроников – то есть, очень тяжелом, – просто показывают дверь с такой табличкой (к радости телеоператоров и фотографов). А кому повезет, дозволяют заглянуть палату №6, отперев дверь ключом. Смешно звучит, но мне повезло, там стояли две заправленные койки и два узких шкафа; стало понятно: комната — экспонат.
Не удивляйтесь: лечебница образцово-показательная и, по видимости, реально хорошая, а главврач – просто удивительный человек: русский интеллигент, европейский интеллектуал и блестящий менеджер в одном лице. Он занят, среди прочего, попытками улучшения психиатрической помощи в целом по стране, а потому в его клинике визитеры чуть ли не ежедневны. Его рассказ об истории отечественной и мировой психиатрии, о шизофренической болезни как таковой, о нынешнем состоянии дел, о взглядах на болезнь, здоровье и, так сказать, божественном предназначении людей «не от мира сего» меня, например, сильно впечатлил.

Подробнее об этом, надеюсь, доведется рассказать, когда выйдет в прокат замечательная картина «Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова. А пока отмечу, что Чехов писал свой рассказ в 1892 году, когда идеи гуманистической психиатрии еще только зрели, а до внедрения их зачатков в жизнь упомянутым доктором Кащенко в одной отдельно взятой больничке Нижегородского земства оставалось семь лет.
Будучи не только русским человеком, но и практикующим врачом, Чехов прекрасно знал, разумеется, состояние и реальных дел, и воззрений. Не он же выдумал известную неразличимость (в некоторых случаях) здоровых и нездоровых, как и человеческую склонность обзывать больными («на всю голову») всех, кто не такой, как мы. Впрочем, уже прогресс: совсем недавно — в средние века — таких отправляли на костер, считая их колдунам и ведьмами.

Если вы перечитаете рассказ (только сделайте это после просмотра картины), то увидите: гениальность писателя Чехова в том, что он, найдя образ «Палаты №6», сделал его метафорой вовсе не мира душевнобольных, но мира, так сказать, душевно состоятельных. Он говорит почти исключительно о здоровых людях – по сути, это герои,
допустим, «Ревизора» (заведующий богоугодным заведением, почтмейстер, городской голова и другие), только теперь они рассматриваются в сравнении не с заезжим вертопрахом, а рядом с человеком, который случайно стал думать, как мог, о прочитанном и заблудился в своих соображениях.
Чехов замечательно показывает, почему Рагин плохо кончил, — был слаб духом, не имел ни совести, ни воображения, ни желания трудиться. Диагноз Чехова (а рассказ ведется от лица автора) беспощаден: Рагин профукал свою жизнь сам, наделав много зла своим бездействием. Удар хватил его от вспышки осознания собственной, пусть и невольной, жестокости к другим.

Фильм Шахназарова (при участии Александра Горновского) по его и Александра Бородянского сценарию был задуман, как рассказывает Карен Георгиевич в разных интервью, двадцать лет назад. 1988-й, еще советская власть, но началось то, что назовут перестройкой. Уже упала цензура, наступила гласность, и можно помыслить себе проект, где о нашем недавнем прошлом будет сказано: дурдом. Полагаю, речь могла пойти именно о недавнем прошлом – настоящее обманывало тогда многих; впрочем, хорошо бы прочитать первый вариант сценария, чтобы убедиться. И чтобы узнать, в какой степени уже тогда придумана очень удачная форма повествования — якобы микс телеинтервью.
Но дело не в иллюзиях конца 80-х, а в том, что «наши люди» склонны обвинять в несовершенстве жизни в первую очередь и почти исключительно обстоятельства, а не себя. И вот тут коренное отличие фильма от рассказа. Мне кажется, вслед за авторами мы однозначно симпатизируем доктору Рагину, которого «пробирает действительность». Владимир Ильин, по обыкновению, превосходен. Его горьчащий талант обычно употреблялся режиссерами для создания образов людей добросердечных, согласных со своей обыденной жизнью и простым служением, не замечающих ее тупизны, а тут мы чувствуем, как тужится  Рагин хоть что-то понять, да не находит самого простого ключика: спасение лежит не в плоскости размышлений, а в плоскости деяний.

Мы, так сказать, знаем, что в России философия всегда сильнее поступка, тем более что и сами умствования наши не деятельны (Гамлет сомневался, но поступки совершал — провоцировал, извините, кровавый экшн), это знание прикрывает нашу душевную и духовную лень, не говоря уж о физической. Когда в 1979 году Никита Михалков выпустил свой фильм «Несколько дней из жизни Обломова», то – помню очень хорошо – общество было шокировано нешкольной трактовкой Обломова и Штольца. Барин-ленивец представал носителем традиционных русских ценностей, а рабочий человек Штольц – совершенно чуждым нашей традиции немцем. И автор не остался в рамках констатации, его симпатии были отданы Обломову.
Так и тут. Шахназаров (не случайно он вслед за старшим товарищем мечтал снимать Мастроянни – как раз в роли доктора Андрея Ефимовича Рагина; трудно себе представить эту «коммерцию», хорошо, что она не удалась) противопоставляет Рагина Хоботову. Человека с угнетенными бесполезным чтением и внутренним самомнением глазами – человеку с  пустым взором: один мыслит – другой хам; с хамом мы идентифицироваться не хотим. С третьей стороны, есть Громов – еще один вариант российского мыслителя, олицетворяет твердое убеждение: на Руси (самый) умный окажется за решеткой всенепременно; вот и еще одна объективная причина и нашего личного бездействия, и симпатии к Рагину. В целом фильм чрезвычайно удобен зрителю, а потому впечатление оставляет тяжелое, но не мрачное.

Тем более, что он весьма хорошо сделан. Хочется только нахваливать. Текст максимально сохранен, что работает на остранение – то есть, тоже в тему. Актеры играют замечательно: кроме Ильина, это Евгений Стычкин – Хоботов, и  Алексей Вертков – Громов, и Александр Панкратов-Черный – почтмейстер Михаил Аверьяныч, и  Владимир Соловьев – Никита; эпизодники все колоритны. Превосходно показано безумие Москвы; сцена в высоком кабинете просто виртуозна. Финал уводит словно в иное измерение, не стану рассказывать — предупреждать ваш интерес. Остроумна сама драматургия, «вынутая» из прозы.
Словом, среди всех последних экранизаций отечественной классики работа Шахназарова представляется наиболее удачной. Мы подробно обсуждали его фильмы полтора года назад, когда вышла «Исчезнувшая империя»; получается, что «Палата №6» — второй, после «Дня полнолуния» (1998), свободный от ориентации на массовое восприятие фильм режиссера. И он опять выиграл, причем гораздо больше, чем десять лет назад. Одного жаль: новая картина пройдет по экранам незаметно. Не сочтите за кощунство ни в чем, я бы поставила ее в прайм-тайм в каком-нибудь привычном репортерском цикле – о том, как доктор психушки, прости господи, крышей съехал, и назавтра о Рагине, Громове и Хоботове говорила бы вся страна.

Люди сочли бы историю реальной. Это впечатление тщательно выстроено. Рассказ, как уже говорилось, переведен в повествование от имени действующих лиц, автор скрылся за ними, он почти не высовывается, разве что в самом начале. Прием известен под именем «псевдо-документальность», и он действительно работает на достоверность изображения, хотя все мы давно прекрасно знаем, как чудесно врет не только документалистика, не только телевидение, но и сама камера.
Эта сугубая «реалистичность» в игровом кино выстраивается супер-тщательно, и тут Карен Шахназаров вместе с оператором Александром Кузнецовым (известен профессионалам и аналогичными, «под документ», игровыми картинами, и собственно неигровыми) и художником-профи Людмилой Кусаковой демонстрируют очень большое мастерство, особенно ценное ненатужностью своей.
Кроме того, авторы применяют безотказный прием: включают в картину интервью еще более высокой степени достоверности – то есть, актеров-непрофессионалов. И непрофессионалов как таковых на фоне. Разумеется, ничего поразительного, как и в том, что съемка велась в реальной лечебнице. Впервые кадры с душевнобольными появились в игровом кино, насколько мне известно, в «Днях затмения» Александра Сокурова (1987) – тогда они обжигали. Документальное интервьюирование актеров и неактеров возникло, мне кажется, еще раньше — в «Пацанах» Динары Асановой (1983).

Шахназаров, в соответствии с материалом и своей задачей, совмещает оба приема, достигая большей достоверности, большей глубины содержания. А главное, именно так он задает и развивает ту идею, о которой мы и говорили: идею фактической неотличимости больных от здоровых.
Однако не надо думать, что здесь уже дно замысла. В конце фильма, когда Рагина уже после удара — в состоянии послеинсультном («Ну все, больше его тут нет!»), больница празднует Новый год и Рождество. К пациентам мужского пола приводят… нет, не звучит «женщин», а – «второе отделение» приводят. Входят женщины – такие же, как мужчины, мягко говоря, негламурные. А потому, кстати, и такие все разные.

И вот объявлен танец, и после небольшой паузы образуются пары – очень четко видно, что совершенно правильные пары. Несчастному Рагину, которого нам жаль особенно, режиссер дает замечательную девушку – воплощение вековой русской народной красоты; мы видели ее в гробу в начале фильма. Музыка Евгения Кадимского точна, от нее щемит где-то в груди; они танцуют – может быть, уже в раю? И тут уже кто болен/кто здоров — совершенно неважно.

Где посмотреть фильм «Палата №6» в Краснодаре?

Источник