Гигиена зрения и предупреждение глазных болезней

Гигиена зрения и предупреждение глазных болезней thumbnail

Тема: Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

Цель: формировать знания о наиболее распространенных заболеваниях глаз, мерах их профилактики и на основе понятий о строении и функций глаза основных правил гигиены зрения.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Повторение изученного материала

Слайды 2-3 – Задание 1. «Разбейте на группы»

1.1.

1) Проводниковый отдел анализатора

2) Периферический отдел анализатора

3) Центральный отдел анализатора

а) зрительная зона коры больших полушарий головного мозга;

б) фоторецепторы;

в) обонятельный нерв;

г) слуховая зона больших полушарий головного мозга;

д) зрительный нерв;

е) обонятельные рецепторы.

1.2.

1) Оболочки глаза

2) Оптическая система глаза

3) Вспомогательная система глаза

а) склера; г) сетчатка;

б) хрусталик; д) брови;

в) веки; е) стекловидное тело.

Слайд 4 – Задание 2. «Два из шести»

1. В оптическую систему глаза входят:

А. Сетчатка, Г. Стекловидное тело,

Б. Роговица, Д. Склера,

В. Водянистая влага, Е. Хрусталик.

2. К вспомогательной системе глаз относятся такие структуры, как:

А. Конъюнктива, Г. Стекловидное тело,

Б. Веки, Д. Хрусталик,

В. Радужка, Е. Брови.

3. Структуры, не являющиеся оболочками глаза:

А. Роговица, Г. Склера,

Б. Веки, Д. Зрачок,

В. Сетчатка, Е. Радужка.

Слайд 5 – Задание 3. Ответьте на вопросы:

1. Какие рефлекторные реакции оберегают глаза?

2. Какие особенности строения радужной оболочки позволяют осуществлять зрачковый рефлекс?

3. В чем соответствие строения белочной оболочки ее функции?

4. Какие особенности строения глаза позволяют свету проходить к сетчатке?

5. Какие свойства хрусталика важны для его функций?

Ответы: Задание 1.1. – 1- в, д, 2 – б, е, 3 – а, г.

Задание 1.2. – 1- а, г, 2 – б, е, 3 – в, д.

Задание 2. – 1 – г, е, 2 – б, е, 3 – б, д.

  1. Изучение нового материала

Слайд 6 — С возрастом и под воздействием других причин способность управлять кривизной поверхности хрусталика ослабевает и возникают различные нарушения.

Слайд 7 – Одной из важных характеристик зрения является острота зрения. Острота зрения определяет предельную способность глаза различать мелкие детали в поле зрения. Острота зрения зависит от общей освещенности, контраста деталей изображения на определенном фоне и других причин. Наиболее часто встречающиеся нарушения зрения — это близорукость и дальнозоркость.

Слайд 8 – Близорукость, или миопия (от греч. «мио» — щуриться, «опсис» — взгляд, зрение) — вид клинической рефракции, при которой преломляющая сила оптической системы глаза слишком велика и не соответствует длине его оси. На сетчатке получается изображение в кругах светорассеяния. Удаленные предметы кажутся расплывчатыми, смазанными, нерезкими, поэтому острота зрения ниже 1,0.

Близорукость (миопия) — фокусировка изображение перед сетчаткой; развивается из-за увеличения кривизны хрусталика, которая может возникнуть при неправильном обмене веществ или нарушении гигиены зрения. Исправляют очками с вогнутыми линзами

Слайд 9Дальнозоркость (гиперметропия) — это нарушение зрения, при котором

изображение предмета формируется не на сетчатке, а за ней. Возникает вследствие уменьшения выпуклости хрусталика. Исправляют очками с выпуклыми линзами.

Наличие этих нарушений устанавливает врач при измерении остроты зрения с помощью специальных таблиц.

Слайд 10Конъюнктивит — это воспаление слизистой оболочки глазного яблока, которое может быть вызвано как аллергией на лекарственные средства или косметику, так и бактериальной или вирусной инфекцией. Для лечения используются капли и мази для глаз с антибиотикам или противовирусными веществами.

Слайды 11-12Катарактой называют потерю прозрачности и появление помутнений в естественной линзе глаза — хрусталике.

Хрусталик расположен позади радужки, внутри глаза. В норме он выполняет роль прозрачной линзы, благодаря которой изображение фокусируются на сетчатке. Катаракта развивается на одном или обоих глазах.

Возраст — самый большой фактор риска развития катаракты.

Возрастная катаракта. Это наиболее распространенный вид катаракты. Хрусталик глаза теряет свою прозрачность из-за процессов старения. Белки, которые входят в состав хрусталика начинают разрушаться, что приводит к развитию помутнений. На ранних стадиях заболевания эти изменения протекают незаметно.

Врожденная катаракта. Некоторые дети рождаются с врожденной катарактой или она развивается в течение первого года жизни. Это связано с нарушением внутриутробного развития.

Травматическая катаракта. Этот тип катаракты — результат травм головы и глаз.

Вторичная осложненная катаракта. Вызвана длительным приемом лекарственных препаратов (чаще гормоном преднизолон или другими гормонами) или радиационным излучением.

Общие симптомы катаракты:

Снижение остроты зрения

Снижение ясности зрения, не корректируемое очками или линзами

Снижение яркости цветовосприятия. Цвета кажутся блеклыми и тусклыми

Повышается чувствительность к свету

Появляются блики или ореолы вокруг источников света

Частая смена очков

В поздних стадиях — изменение цвета зрачков с черного на светло-серый или белый

Профилактика. В настоящее время не существует реально эффективного способа предотвращения развития катаракты. Поэтому профилактика включает в себя меры по контролю за другими заболеваниями, которые вызывают катаракту, и снижение рисков развития катаракты.

Хирургическая операция заключается в полном удалении старого хрусталика с заменой на искусственный хрусталик.

Слайд 13 – Бельмо (Лейко́ма) — беловатое васкуляризированное пятно на глазу вследствие помутнения роговой оболочки глаза.

Прежде даже врачи не различали бельмо и катаракту, представляющую помутнение хрусталика in toto, отдельных частей его и, наконец, одной из поверхностей сумки, в которую он заключён. Бельмом же являются почти исключительно пятна (maculae corneae) роговой оболочки. Являясь обыкновенно последствием предшествовавших воспалительных процессов роговой оболочки, пятна её представляют большое разнообразие по форме, величине, цвету и интенсивности помутнения.

Лечение бельма обычно проводится хирургическим методом, т.к. консервативная терапия в таких случаях практически не применяется. Лишь в случаях малых объемов бельма, различимых при помощи микроскопов, проводится лечение, направленное на устранение причины вызвавшей разрушение роговицы.

Слайды 14-15 – Косоглазие встречается достаточно часто. В любом возрасте это неприятная патология, которую необходимо исправить – и с точки зрения медицины, и с точки зрения эстетики. Хотя в подавляющем большинстве случаев заболеванию подвержены дети, взрослые также не ограждены от него.

Косоглазие (другие названия – страбизм, гетеротропия) – это дефект, связанный с несогласованной деятельностью одной или нескольких глазных мышц, отвечающих за движение глазного яблока.

Если в норме глаза фокусируются на определенной точке, передавая в мозг картинку с каждого глаза, то при косоглазии в результате мышечной слабости один глаз отклоняется от этой точки, изображение, получаемое от одного глаза, не соответствует изображению, получаемому с другого. Из-за этого нервная система исключает картинку, полученную от косящего глаза, объемного образа в мозгу не создается. В результате человек видит плоское изображение, а глаз, который косит, почти не участвует в зрительном процессе, перестает трудиться. Из-за этого со временем развивается амблиопия, или ленивая близорукость, «ленивые глазки», как иногда называют косоглазие у детей.

Читайте также:  Заполнение справки в школу после болезни

Причины заболевания могут быть разными, но в любом случае если не лечить больной глаз, острота зрения у него падает, он вообще исключается из участия в зрительном процессе. Врач подбирает очки или линзы, назначает аппаратное лечение и при необходимости медикаменты. В сложных случаях он может направить на операцию в офтальмологическую клинику. Если приступить к лечению на раннем этапе развития, в большинстве случаев удается от заболевания полностью избавиться.

Слайд 16 – Достаточно часто в настоящее время встречается синдром сухого глаза. Это состояние, при котором человек отмечает постоянную сухость в глазах. Часто оно вызвано длительной работой за компьютером. Один из методов лечения – применение специализированных глазных капель.

Слайд 17 – Дальтонизм. Указанное нарушение зрения является врожденным и представляет собой отсутствие у глаз возможности различать все видимые цвета спектра. В большинстве случаев такое состояние не поддается лечению.

Слайд 18 – Травмы глаз. Глаза относятся к одним из самых чувствительных органов, наиболее подверженных травмам и повреждениям. Чаще всего травмы глаз диагностируются у молодых мужчин (в 8 раз чаще, чем у противоположного пола), дети повреждают глаза в 5 раз реже, чем взрослые.

Медицинская статистика свидетельствует:

— только у 50% людей, получивших травмы глаз, зрение остается неизменным;

— у 10-15% пациентов зрение снижается до минимального уровня;

— 5% больных из-за серьезных повреждений глаз приходится удалять глазное яблоко.

Слайд 19 — Можно выделить следующие симптомы, характерные при любых травмах глаз: светобоязнь; ухудшение качества зрения; сильная боль в глазу, головная боль; отек века.

Слайд 20 – Ожоги глаз. При химических, термических и лучевых ожогах глаз могут наблюдаться одинаковые симптомы заболевания:

1 степень — появление отека и покраснения тканей глаза;

2 степень — возникновение небольших пузырьков на веке глаза и белых струпов (омертвевшей ткани) на склере и роговице;

3 степень — матовая роговица и омертвение слоев глаза на половине его площади;

4 степень — повреждено более половины площади органа зрения, что приводит к сосудистым нарушениям, деформации, прободению глаза и даже появлению обугливания.

Слайд 21 – Чтобы правильно оказать помощь человеку с травмой глаза, нужно придерживаться следующих правил:

— при попадании в конъюнктиву мелких инородных тел можно попробовать их вымыть проточной водой;

— нельзя пытаться самостоятельно устранить инородное тело, застрявшее в глубоких оболочках глаза;

— поврежденный глаз необходимо покрыть чистой повязкой из марли (вату использовать нельзя!);

— при сильной боли рекомендуется выпить обезболивающее средство;

— необходимо как можно быстрее обратиться к врачу-офтальмологу.

Слайд 22 – Лечение травмы глаза начинается с тщательного обследования в кабинете врача-офтальмолога:

— внешний осмотр глаза (врач выясняет, есть ли отек века, ссадины, царапины, кровоподтек, инородное тело в глазу);

— определение остроты зрения;

— измерение внутриглазного давления;

— определение границ зрения с помощью периметрии;

— определение чувствительности роговицы;

— биомикроскопия глаза (помогает выявить состояние хрусталика и радужной оболочки глаза);

— УЗИ (b-сканирование) — оценивается состояние сетчатки и стекловидного тела, определение характера отслойки сетчатки;

— рентгенография в 2-х проекциях (применяется для изучения инородного тела в глазу и для выявления костных повреждений глазницы).

Слайд 23 – Все болезни глаз у человека протекают в очень неприятной форме. И для того чтобы избежать их появления, необходимо принимать профилактические меры. Начать можно с самых элементарных – достаточно соблюдать правила личной гигиены и не трогать глаза и веки немытыми руками. Ежедневная гимнастика для глаз, а также правильная организация рабочего места поможет затормозить развитие близорукости. Не забывайте и о сбалансированном питании – включение в рацион богатых витаминами овощей и фруктов положительно скажется на зрении.

Слайд 24 – Итак, сохранению зрения способствуют следующие факторы:

1) хорошее освещение рабочего места,

2) расположение источника света слева,

3) расстояние от глаза до рассматриваемого предмета должно быть около 30—35 см.

Чтение лежа или в транспорте приводит к ухудшению зрения, так как из-за постоянно меняющегося расстояния между книгой и хрусталиком происходит ослабление эластичности хрусталика и ресничной мышцы.

Глаза следует беречь от попадания в них пыли и других частиц, слишком яркого света.

Своевременно обращаться к врачу.

Слайд 25 – А теперь заслушаем доклады, подготовленные вами по теме «Глазные болезни».

/По завершению презентации докладов, обучающиеся задают вопросы по теме./

  1. Закрепление изученного материала

Слайд 26 — Задание: Рассмотрите рисунок (стр. 252, рис. 105 учебника). Укажите, у кого из пациентов нормальное зрение, и какими нарушениями зрения страдают другие пациенты.

  1. Подведение итога урока

Слайд 27 — Домашнее задание: §50 прочитать, устно ответить на вопросы к параграфу.

Письменно в тетради выполните задание: Сформулируйте правила гигиены зрения, дайте их обоснование. Результаты работы отразите в таблице «Правила гигиены зрения и их обоснование»:

Слайд 28 – Всего доброго! И помните – наш мир прекрасен! И по-настоящему оценить его красоту мы может только при помощи всех наших чувств. Поэтому берегите свое зрение!

Источник

Лекции.Орг

Анализаторы и органы чувств

Анализаторы

Анализаторами называют системы, которые состоят из рецепторов, проводящих путей и центров в коре больших полушарий. Каждый анализатор обладает своей модальностью, то есть способом получения своей информации: зрительной, слуховой, вкусовой и другой. Возбуждения, возникающие в рецепторах органов зрения, слуха, прикосновения, имеют одну и ту же природу – электрохимические сигналы в форме потока нервных импульсов. Рецепторы строго специализированы. Каждая их группа способна воспринимать и переводить на понятный нервной системе язык сигналов, то есть нервных импульсов, только определенный набор раздражений. Путаницы не происходит, потому что каждый из нервных импульсов поступает в соответствующую ему зону мозга. Здесь, в первичных чувствительных зонах, происходит анализ ощущений, во вторичных зонах – формирование образов, полученных от органов чувств одной модальности (например, только от зрения, или только от слуха или осязания). Наконец, в третичных зонах коры воспроизводятся образы или ситуации, полученные от органов чувств разных модальностей, например от зрения и слуха.

Читайте также:  Пример истории болезни по калькулезному холециститу

Зрительный анализатор

Значение зрения. Через зрительный анализатор человек получает основное количество информации. Окружающие нас предметы и явления, наше собственное тело мы воспринимаем прежде всего с помощью зрения. Благодаря зрению мы обучаемся многим бытовым и трудовым навыкам, обучаемся выполнению определенных правил поведения. Значит, в познании внешнего мира для человека зрение играет первостепенную роль. Умение видеть прекрасное в окружающей природе, в произведениях скульптуры, архитектуры, живописи, в балете, в кино отличает воспитанного человека.

Строение глаза. Глаза снабжены большим числом вспомогательных приспособлений для их защиты. Это брови, благодаря которым стекающий со лба пот не попадает в глаза. Веки и ресницы защищают глаза от пыли. Веки постоянно смыкаются и размыкаются (моргание), равномерно смачивая поверхность глаза слезной жидкостью. Слезы образуются в слезных железах, расположенных в наружной части глазницы над глазом, излишки слезной жидкости стекают в носовую полость через слезный проток. Секрет слезных желез действует не только как смазывающая, но и как дезинфицирующая жидкость. Глаз имеет форму шара и поэтому называется глазным яблоком. Такая форма позволяет ему двигаться в определенных пределах в полости костного углубления — глазнице. Движение глаза достигается сокращением шести глазных мышц. Они прикреплены одним концом к стенке глазницы, другим – к глазному яблоку.

Снаружи глаз покрыт белой плотной белочной оболочкой, которая окружает всю поверхность глазного яблока. Белочная оболочка соединяется со слизистой оболочкой, которой изнутри покрыты веки. Спереди белочная оболочка соединяется с прозрачной оболочкой — роговицей. Другая оболочка глаза — сосудистая. Она пронизана множеством кровеносных сосудов, снабжающих глаз кровью. Внутренняя поверхность этой оболочки содержит тонкий слой красящего вещества – черный пигмент, который поглощает световые лучи. Спереди, напротив роговицы, сосудистая оболочка переходит врадужную оболочку, которая может быть разного цвета в зависимости от количества находящегося в ней пигмента. Именно эта оболочка определяет цвет глаз. В центре радужной оболочки находится круглое отверстие — зрачок. Зрачок расширяется или сужается в зависимости от количества света, падающего на глаз. В этом легко убедиться самим, если наблюдать за зрачком в зеркале и одновременно подносить к лицу и отодвигать от него какой-нибудь источник света, например лампу. Наконец, внутренняя стенка глазного яблока выстлана очень тонкой оболочкой — сетчаткой. Она имеет сложное строение. В ней расположены клетки, очень чувствительные к свету, — зрительные рецепторы. Именно в них энергия проникающих в глаз световых лучей превращается в процесс нервного возбуждения. И по волокнам зрительного нерва эти нервные импульсы попадают в мозг.

Сетчатка глаза имеет толщину 0,15–0,20 мм и состоит из нескольких слоев нервных клеток. Первый слой сетчатки непосредственно прилегает к черным пигментным клеткам. Этот слой образован зрительными рецепторами — палочками и колбочками. В сетчатке глаза человека палочек в десятки раз больше, чем колбочек. Палочки возбуждаются очень быстро слабым сумеречным светом, но не могут воспринимать цвет. Колбочки возбуждаются медленнее и только ярким светом, они способны воспринимать цвет. Палочки сравнительно равномерно распределены по сетчатке. Прямо напротив зрачка в сетчатке находится желтое пятно, в состав которого входит исключительно колбочки. Поэтому наиболее отчетливо человек различает те предметы, изображения которых попадают прямо на желтое пятно. С помощью глазных мышц мы может управлять движением глаз и изменять направление взора. Но всегда при рассматривании нового предмета происходит перемещение взора так, чтобы изображение частей предмета последовательно попадало на желтое пятно.От нервных клеток сетчатки отходят длинные отростки. В одном месте сетчатки они собираются в пучок и образуют зрительный нерв. Более миллиона его волокон передают в мозг зрительную информацию в форме слабых нервных импульсов. Место на сетчатке, откуда выходит зрительный нерв, лишено рецепторов и называется слепым пятном. Каждый школьник может убедиться в его существовании с помощью простого опыта.

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

Гигиена зрения. У многих людей, развивается близорукость. Если же выполнять несложные правила, то в большинстве случаев можно предотвратить это нарушение зрения. Очень вредно держать книги и тетради на расстоянии ближе 30 см от глаз. Когда мы рассматриваем предметы на близком расстоянии, мышечный аппарат глаза напрягается, меняется кривизна хрусталика, возникает быстрое утомление и ухудшение зрительного восприятия. При постоянном плохом освещении и неправильной посадке вырабатывается привычка рассматривать все вблизи. В результате развивается близорукость. Пребывание на природе, где обеспечен большой кругозор, — прекрасный отдых для глаз. Для нормальной работы глаз важно хорошее освещение. Стол для занятий нужно ставить ближе к окну и так, чтобы свет падал слева. На рабочем столе слева ставится настольная лампа с лампочкой мощностью 60-75 Вт, защищенная абажуром так, чтобы свет не попадал в глаза, а освещал только книгу или тетрадь. Слишком яркое освещение раздражает глаза и приводит к быстрому утомлению. Вредно читать в движущемся транспорте, особенно при плохом освещении. Из-за постоянных толчков книга то удаляется от глаз, то приближается к ним, то отклоняется в сторону. При этом кривизна хрусталика то увеличивается, то уменьшается, а глаза все время поворачиваются, «ловя» ускользающий текст. В результате наступает ухудшение зрения. Когда мы читаем лежа, положение книги в руке по отношению к глазам тоже постоянно меняется, освещенность ее недостаточна. Привычка читать лежа наносит вред зрению.

Глаза следует беречь от травм. Это самая частая причина помутнения роговицы (бельма) и слепоты. Причиной глазных травм у детей является чаще всего шалости, драки. Некоторые ребята бросают палки, камни, стреляют из рогаток. Все это может привести к глазным травмам. В школьных мастерских и на производствах школьники должны строго соблюдать правила техники безопасности (пользоваться защитными очками, экраном и т.д.). Нельзя сдувать опилки, стружки, так как они могут попасть в глаза. Когда в глаза попадает пыль, она их раздражает. Вместе с пылью могут быть занесены болезнетворные микробы. Инфекция может попасть в глаз с грязных рук, нечистого полотенца, носового платка. Это может вызвать различные заболевания глаз, например воспаление слизистой оболочки – конъюнктивит, которое нередко приводит к ухудшению зрения. Поэтому глаза нужно беречь от травм, от попадания инородных предметов, пыли, не тереть их руками, вытирать только совершенно чистым полотенцем или носовым платком.

Читайте также:  История болезни косая паховая грыжа справа

Нарушения зрения. Одной из важных характеристик зрения является острота зрения. Острота зрения определяет предельную способность глаза различать мелкие детали в поле зрения. Острота зрения зависит от общей освещенности, контраста деталей изображения на определенном фоне и других причин. Наиболее часто встречающиеся нарушения зрения – это близорукость и дальнозоркость. Наличие этих нарушений устанавливает врач при измерении остроты зрения с помощью специальных таблиц. Близорукость бывает врожденной и приобретенной. При врожденной близорукости глазное яблоко имеет удлиненную форму. Поэтому четкое изображение предметов, расположенных далеко от глаз, возникает не на сетчатке, а как бы впереди нее. Приобретенная близорукость развивается из-за увеличения кривизны хрусталика, которое может возникать при неправильном обмене веществ или нарушении гигиены зрения. Близорукие люди видят удаленные предметы расплывчатыми. Очки с двояковогнутыми линзами помогают тому, чтобы отчетливые изображения предметов возникали точно на сетчатке. Дальнозоркость также бывает врожденной и приобретенной. При врожденной дальнозоркости глазное яблоко укороченное. Поэтому четкое изображение предметов, расположенных близко к глазам, возникает как бы позади сетчатки. Приобретенная дальнозоркость возникает вследствие уменьшения выпуклости хрусталика и наиболее характерна для людей пожилого возраста. Дальнозоркие люди видят близкие предметы расплывчатыми, не могут читать текст. Очки с двояковыпуклыми линзами помогают возникновению изображения близкого объекта точно на сетчатке.

Нельзя пользоваться чужими очками или подбирать себе очки без рецепта врача. Это ведет к дальнейшему ухудшению зрения.

Слуховой анализатор

Значение слуха. Чувство слуха – одно из главных в жизни человека. Слух и речь вместе составляют важное средство общения между людьми, служат основой взаимоотношений людей в обществе. Потеря слуха может привести к нарушениям в поведении человека. Глухие дети не могут научиться полноценной речи. С помощью слуха человек улавливает звуки, сигнализирующие о том, что происходит во внешнем мире, звуки окружающей нас природы – шорохи леса, пение птиц, звуки моря, а также различные музыкальные произведения. С помощью слуха восприятие мира становится ярче и богаче.

Ухо и его функция. Звук, или звуковая волна, — это чередующееся разрежение и сгущение воздуха, распространяющееся во все стороны от источника звука. А источником звука может быть любое колеблющееся тело. Звуковые колебания воспринимаются нашим органом слуха. Орган слуха построен очень сложно и состоит из

· наружного,

· среднего,

· внутреннего уха.

Наружное ухо состоит из

· ушной раковины,

· слухового прохода.

Ушные раковины многих животных могут двигаться. Это помогает животному улавливать, откуда раздается даже самый тихий звук. Ушные раковины человека также служат для определения направления звука, хотя они и лишены подвижности. Слуховой проход соединяет наружное ухо со следующим отделом – средним ухом. Слуховой проход перегорожен на внутреннем конце туго натянутой барабанной перепонкой. Звуковая волна, ударяя в барабанную перепонку, заставляет ее колебаться, вибрировать. Частота вибрации барабанной перепонки тем больше, чем выше звук. Чем сильнее звук, тем сильнее колеблется перепонка. Но если звук совсем слабый, еле слышимый, то эти колебания очень малы. Минимальная слышимость натренированного уха находится почто на границе тех колебаний, которые создаются беспорядочным движением молекул воздуха. Значит, человеческое ухо – уникальный по чувствительности слуховой прибор. За барабанной перепонкой лежит заполненная воздухом полость среднего уха. Эта полость соединена с носоглоткой узким проходом — слуховой трубой. При глотании происходит обмен воздухом между глоткой и средним ухом. Изменение давления наружного воздуха, например в самолете, вызывает неприятное ощущение – «закладывание ушей». Оно объясняется прогибом барабанной перепонки из-за разницы между атмосферным давлением и давлением в полости среднего уха. При глотании слуховая труба открывается, и давление по обе стороны барабанной перепонки выравнивается. В среднем ухе расположены три маленькие, последовательно связанные между собой косточки:

· молоточек,

· наковальня,

· стремя.

Молоточек, соединенный с барабанной перепонкой, передает ее колебания сначала на наковальню, а затем усиленные колебания передаются на стремя. В пластинке, отделяющей полость среднего уха от полости внутреннего уха, два окна, стянутые тонкими перепонками. Одно окно овальное, в него «стучится» стремя, другое — круглое. За средним ухом начинается внутреннее ухо. Оно расположено в глубине височной кости черепа. Внутреннее ухо представляет собой систему лабиринта и извитых каналов, заполненных жидкостью. В лабиринте находится орган слуха — улитка. Это спирально закрученный костный канал, имеющий у человека два с половиной оборота. Колебания перепонки овального окна передаются жидкости, заполняющей внутреннее ухо. И она, в свою очередь, начинает колебаться с той же частотой. Вибрируя, жидкость раздражает слуховые рецепторы, расположенные в улитке. Канал улитки по всей длине разделен пополам перепончатой перегородкой. Часть этой перегородки состоит из тонкой перепонки — мембраны. На ней находятся воспринимающие клетки — слуховые рецепторы. Колебания жидкости, заполняющей улитку, раздражают отдельные слуховые рецепторы. В них возникают импульсы, которые передаются по слуховому нерву в головной мозг.

Слуховое восприятие. В головном мозге происходит различение силы, высоты и характера звука, его местоположения в пространстве. Мы слышим двумя ушами, и это имеет большое значение для определения направления звука. Если звуковые волны приходят одновременно в оба уха, то мы воспринимаем звук посередине (спереди и сзади). Если звуковые волны чуть раньше придут в одно ухо, чем в другое, то мы воспринимаем звук либо справа, либо слева.

Дата добавления: 2016-03-25; просмотров: 2861 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник