Гиперактивность у детей что это за болезнь

Гиперактивность у детей что это за болезнь thumbnail

Гиперактивный ребенок: что делать?

Другие статьи
из этой рубрики

Гиперактивный ребенок: что делать?

Ира Чернова

00:00 / 00:00

В этой статье вы узнаете:

  • Какого ребенка называют гиперактивным;

  • Причины и классификация синдрома гиперактивности;

  • Гиперактивный ребенок: лечение и нивелирования симтомов;

  • Практические советы родителям гиперактивного ребенка.

Дети – это наше продолжение, «цветы жизни», отражение нас самих. Они такие разные и каждый ребенок по-своему особенный. Кто-то – тихий и спокойный, а кто-то – активный и очень подвижный.

Именно о гиперактивных детях, неусидчивость которых выходит за пределы психологической нормы, пойдет речь в данной статье.

Какого ребенка называют гиперактивным?

Давайте разберемся, если у ребенка зашкаливает запас энергии, он всем интересуется, но вместе с тем обладает способностью слушать ответы на свои вопросы – это не гиперактивность, это развитый познавательный интерес.

Гиперактивный синдром – это синдром, при котором процессы возбуждения нервной системы значительно превосходят процессы торможения. Данные особенности напрямую зависят от чрезмерного проявления эмоций, проявляются чаще всего у детей раннего возраста, реже – у подростков.

Гиперактивность у детей что это за болезнь

Гиперактивный синдром почти всегда объединяется с синдромом дефицита внимания (СДВ), образуя так называемый синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ), поэтому психологи часто используют данную аббревиатуру для обозначения комплекса данных симптомов.

В зависимости от возраста, признаки гиперактивности у детей имеют разный характер:

  • В возрасте 1-2 года, у детей, склонных к гиперактивности, проявляется повышенная нервозность, плаксивость, которая переходит в затяжные истерики, нарушение сна, раздражительность.
  • В 3-4 года наблюдается импульсивность действий, неспособность завершить начатую игру, нарушения мелкой моторики, и тонких дифференцированных движений кисти руки, а также, проявления неконтролируемой агрессии.
  • В 5-6 лет родители наконец-то начинают бить тревогу, ведь ребенок не способен осваивать программу детского сада, которая является необходимым компонентом в подготовке ребенка к школе, начинает ярко проявляться СДВ, а также нападения неконтролируемой ярости и истерики.
  • Позже, 7,8-9,10 лет все вышеперечисленные проявления значительно усиливаются, что приводит к неспособности усвоить азы школьной программы, появляются признаки социальной дезадаптации, развивается делинквентное поведение, а также ярко выраженная лабильность эмоций.

Важно своевременно обнаружить проявления гиперактивного синдрома, ведь чем раньше диагностировать проблему, тем эффективнее будет коррекционная работа по ее нивелированию.

Причины и классификация синдрома гиперактивности

Чтобы правильно классифицировать разновидности гиперактивного синдрома, следует знать причины его возникновения:

  • Перинатальные, или внутриутробные – хронические заболевания матери, химическое воздействие на мать во время беременности, курение, алкоголизм будущих родителей, инфекционные заболевания будущей матери, травмы во время беременности, наличие фактора угрозы выкидыша и т. д.
  • Натальные – затяжные роды, кровоизлияния, асфиксия, использование дополнительных средств во время родов, таких как щипцы или вакуум, препараты, стимулирующие родовую деятельность, стремительные роды, кесарево сечение.
  • Постнатальные – уровень экологического загрязнения места обитания, тяжелые болезни ребенка в первые три года жизни, такие как менингит, энцефалит и др.

Существует международная классификация болезней (МКБ — 10) согласно которой, гиперактивность относится к разделу «Эмоциональные нарушения и расстройства поведения, начинающиеся в детском и подростковом возрасте» в более узком смысле — располагается в подразделе «Расстройства активности и внимания» – F90.0, а также «Гиперкинетическое расстройство поведения» – F90.1

гиперактивность ребенка

Синдром гиперактивности имеет несколько разновидностей, в соответствии с американской классификацией болезней DSM-IV, выделяют:

  • Синдром, который сочетает дефицит внимания и гиперактивность – встречается чаще всего.
  • Синдром гиперактивности без дефицита внимания – может быть симптомом более серьезных нарушений ЦНС, или индивидуальной чертой характера личности.
  • Синдром дефицита внимания без гиперактивности – чаще встречается у девочек, проявляется в виде патологической мечтательности и «выпадение» из реальности.

Важно правильно дифференциально диагностировать тип нарушения определенного ребенка, для разработки эффективной индивидуальной коррекционной программы.

Гиперактивный ребенок: лечение и нивелирования симптомов

К сожалению, в основном, на момент постановки диагноза, ребенок уже учится в начальной школе, что значительно усложняет коррекционную работу с ним.

Если вашему ребенку поставили диагноз СДВГ, следует четко придерживаться назначенного врачом лечения.

Среди возможных видов медицинской помощи наиболее распространенными являются: нейропсихологическая коррекция, фармакотерапия, холдинг-терапия, поведенческая терапия, Босс-терапия.

Важно помнить, что различными видами медицинской помощи занимаются разные специалисты. Например, все, что касается психолого-коррекционной работы – выполняет психокоррекционный педагог или психотерапевт, а фармакологические назначения имеет право предоставлять только психиатр, невропатолог или невролог.

синдром гиперактивности у детей

Важно осознать, что гиперактивный ребенок имеет огромный запас энергии, которую нужно направить в мирное русло. Поэтому в тандеме со специализированной помощью должна быть физическая нагрузка, которая соответствовала бы уровню проявлений гиперактивности. Например, это может быть:

  • занятия спортом;
  • танцы;
  • боевые искусства;
  • туризм и тому подобное.

Дополнительно подобные занятия научат регулировать негативные поведенческие реакции, а также повысят уровень внутренней дисциплины.

Практические советы родителям гиперактивного ребенка

Работа с родителями гиперактивного ребенка состоит, во-первых, в помощи им осознать, что их ребенок имеет отклонения от нормы.

Очень часто родители ищут отговорки по типу: «Он просто избалован», «Всыпать ему и все пройдет», «Это ребенок индиго, вы не понимаете» и т. д. Это не что иное, как психологическая защита родителей, поэтому важно мягко подвести к осознанию проблемы, ради самого ребенка и его благополучия. Главное – осознать, что гиперактивность – не приговор, этот синдром довольно легко снивелировать.

Читайте также:  Приказ о приеме на работу на время болезни основного работника образец

Во-вторых, со стороны родителей требуется колоссальный запас терпения, важно окружить ребенка вниманием и заботой. Крик – это ваш враг, подобная реакция, только вызовет у ребенка агрессивный ответ и только усложнит ситуацию.

Особенно важно правильно и дозированно подавать материал или инструкцию выполнения определенной задачи, при необходимости – максимально сократить информацию и повторить ее несколько раз, пока вы не убедитесь, что ребенок сконцентрировался и вас услышал.

Читайте также: Переходной возраст: совместный путь

В-третьих – старайтесь создать благоприятную среду развития ребенка. Избегайте стрессовых ситуаций и конфликтов в семье, придерживайтесь режима дня, четко следуйте инструкциям и советам врача о питании и приеме препаратов, добавьте в рацион успокаивающие чаи из мелиссы, ромашки или мяты.

При соблюдении назначенного лечения в сочетании с благоприятной средой и вашей заботой, ребенок научится контролировать собственные поведенческие реакции и ничем не будет отличаться от ребенка без СДВГ.

А главное – любите своего малыша таким, какой он есть, не ставьте психологических блоков, ни в коем случае не стесняйтесь его и все у вас будет хорошо!

Ира Чернова

Источник

Болезнь выбирает мальчиков

Впервые такого излишне подвижного ребенка описал немецкий врач Генрих Хоффман. Он дал ему прозвище Непоседа Фил. Хотя неимоверная подвижность таких детей сразу бросается в глаза, основной признак заболевания все же не это, а короткий промежуток внимания: ребенок не может сосредоточиться ни на чем – будь то игра, учеба или просмотр телепередачи.

Врачи эту патологию называют «синдром дефицита внимания с гипер­активностью». Повреждения мозга у таких детей нет, у них есть небольшие функциональные расстройства центральной нервной системы.

У мальчиков это заболевание встречается в 4–9 раз чаще, чем у девочек. Сильнее всего оно проявляется в 6–12 лет. А дальше проблема из медицинской и педагогической превращается в социальную: не достигая успехов в учебе, получая за безобразное поведение тычки и затрещины дома, такие дети ведут себя все хуже и хуже. Это показывает как наша статистика, так и исследования за рубежом: среди «трудных» детей любого возраста много больных синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Вот он какой

Фил поступает в школу, и тут оказывается, что он очень отличается от других детей. Продуктивно работать он может не больше 5–15 минут, потом 3–7 минут его мозг «отдыхает», накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла. В это время Фил занимается посторонними делами и на слова учителя не реагирует. Затем умственная активность у него восстанавливается, и он опять может продуктивно работать 5–15 минут, после чего мозг снова «отключается» и управлять им Фил не может.

Он может удержать в уме и оперировать небольшим объемом информации, большинство новых сведений он вскоре забывает. И долговременная память у него слабая.

Ему бывает трудно освоить чтение, письмо и счет, но не потому, что у него снижен коэффициент интеллекта, а потому что нарушено восприятие. В 7 лет Фил, как правило, еще не готов к обучению в школе, у него не произошло полного созревания высших мозговых функций.

Фил все время торопится, суетится, бесцельно хватает предметы, приступает к заданию, не дослушав учителя… Пальцы его постоянно постукивают по столу, иногда дрожат, ноги раскачиваются. Ему трудно самоорганизоваться.

В разговоре он перескакивает с темы на тему, может страдать тиками, гримасничать, совершать ненужные и навязчивые движения.

У 68% таких живчиков отмечаются нарушения сна, у 40% – ночное недержание мочи.

Фил импульсивен, возбудим и агрессивен. Он все время внутренне напряжен, у него моментально меняется настроение, он часто переживает чувство страха и повышенную тревожность.

Филу сложно ладить со сверстниками. Он отстает от них в психическом развитии, но стремится командовать и руководить. Он слишком требователен к другим, он всем докучает, поэтому у него мало друзей. Он вынужден общаться с самыми покладистыми сверстниками или с младшими детьми.

Трудно складываются у него отношения и со взрослыми. Наказания на него не действуют, а похвала не стимулирует хорошее поведение. Именно «невоспитуемость» заставляет родителей и учителей задуматься, а не надо ли Фила показать врачу?

За что?

Сегодня ученые считают, что «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» может быть вызван несколькими причинами:

● осложнениями во время беременности матери (перенесенными инфекциями, приемом некоторых медикаментов, несовместимостью крови матери и ребенка…);

● осложнениями во время родов (травмами ребенка, даже легкой гипоксией у недоношенных…);

● болезнью ребенка: отравлением угарным газом, энцефалитами, менингитами, повреждением сердца;

● генетической предрасположенностью (она встречается в 20–30% случаев, многие отцы, дети которых гипер­активны, были такими же в детстве);

● алкоголизмом и психическими заболеваниями у родителей.

Главное – не ошибиться

Диагноз этого заболевания очень ответственен. Педиатр, перед тем как его поставить, должен поговорить с родителями, учителями, проконсультировать ребенка у психоневролога. Дело в том, что дефицит внимания может быть признаком и других болезней. Например, таких серьезных психических, как шизофрения, эпилепсия. Или признаком таких редких, как синдром Геллера или синдром Крамер-Полнова.

Читайте также:  Решающим в диагностике ишемической болезни сердца являются

Дефицит внимания наблюдается при энцефалитах, менингитах, отравлении свинцом, после черепно-мозговых травм. Он может быть и у здоровых детей, например у вундеркиндов: у них повышенная двигательная активность в школе объясняется скукой. А есть просто очень живые, темпераментные дети.

Надо обратить внимание на зрение и слух ребенка. Если ученик плохо видит, что написано на доске, или плохо слышит учителя, его невнимательность и беспокойство могут быть вызваны этим.

Не в сахаре дело

Но вот диагноз поставлен, встает вопрос о лечении.

За рубежом гиперактивных детей лечат в основном медикаментозными препаратами, которые у нас не зарегистрированы и не применяются. Эффективность медикаментозного лечения составляет 75–80%.

У нас лечат физкультурой, психотерапией, применяют психолого-педагоги­ческую коррекцию…

У живчиков нарушен катехоламиновый обмен, у них в организме много норадреналина и адреналина. Эти гормоны выделяются у здоровых людей во время стресса. Получается, что живчики в стрессе находятся постоянно. Катехоламиновое депо можно опустошить двигательной активностью. Таким детям необходимы длительные равномерные занятия бегом, плаванием, лыжами, долгие пешие прогулки, езда на велосипеде. Их надо так «выгуливать», чтобы, придя домой, они падали от усталости.

Еще их надо учить расслабляться. Аутогенная тренировка помогает гиперактивным детям снизить расторможенность, улучшить концентрацию внимания. Ту же роль выполняют гипноз и самогипноз. Подростков надо настраивать на медитацию – на то, чтобы сознательно фиксировать внимание на текущем моменте времени. Медитация снижает активность симпатической нервной системы – заставляет организм умерить частоту пульса, уменьшить выработку адреналина, помогает расслабиться, снять тревожность. А визуальная релаксация – мысленное слияние с воображаемым предметом или картиной – помогает восстановить умственное и физическое равновесие.

Непоседе Филу хорошо бы иметь свою комнату, где нет зрительных раздражителей – картин, зеркал… Там должны преобладать спокойные тона. Игрушки, когда ими ребенок не пользуется, надо убирать. Важно строго соблюдать режим дня: размеренный темп жизни просто необходим вечно возбужденным живчикам.

Родителям следует хвалить непоседу всегда, когда он этого заслуживает, а вот слов «нет» и «нельзя» лучше избегать: отвлекайте ребенка, переключайте его внимание, когда хотите что-то запретить. И будьте сами как можно спокойнее, старайтесь говорить с Непоседой Филом тихо, чуть ли не шепотом. Это не просто, родители гиперактивных детей, особенно матери, которые проводят с ними больше времени, впадают от постоянного стресса в депрессию, и часто им самим требуется помощь психотерапевта.

Одно время врачи считали, что рафинированный сахар в рационе гипер­активных детей повышает их возбудимость и агрессивность. Однако серьезное исследование, проведенное в 1991 году в США, эту гипотезу не подтвердило: от сахара агрессивность не повышается, разве только внимание немного снижается. Так что особого питания гиперактивным детям не требуется, пожалуй, стоит лишь избегать пищевых добавок.

Прогноз на завтра

Если вы вовремя обратитесь к врачам и займетесь лечением своего «вечного двигателя», то прогноз у вас такой: до 12 лет улучшений ждать рано, к 14–15 годам поутихнет чрезмерная активность, до окончания школы значительно снизится импульсивность, а дефицит внимания исчезнет последним, если в той или иной степени не останется на всю жизнь.

Кстати, американские исследователи установили, что в США среди взрослых с повышенной двигательной активностью в 3,6 раза больше людей, которые занимаются частным бизнесом. У живчиков есть и сильные стороны – они умеют рисковать и быстро принимать решения. Как видите, не все так плохо.

Смотрите также:

  • Ни минуты на месте! Как справиться с непоседливым ребёнком? →
  • Советы эксперта: Что делать, если ребенок всего боится? →
  • «Мама, не уходи!» Как и чем помочь тревожному ребенку? →

Источник

В настоящее время набирает «популярность» синдром гиперактивного поведения, встречающийся как у детей, так и у взрослых.

Он означает чрезмерную активность человека, неусидчивость, гипервозбудимость, холеричность.

В раннем возрасте такое поведение часто остается без должного внимания. Многие родители считают, что любимое чадо не должно сидеть на месте и быть пассивным, к тому же он пока не умеет управлять своим темпераментом.

giperaktivnyj-rebenok-priznaki-do-goda

Но. между тем. следует правильно разграничить представление об обычной активности и гиперактивности. Тщательно изучив проявления, причины — пути коррекции назначит только врач после длительного обследования. Если первое с возрастом пройдет само собой, то второе – это неврологическое расстройство, к которому нельзя относиться поверхностно. 

Как правило, гиперактивности сопутствует тесно прилегающая к ней проблема — синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Это неврологическо-поведенческое расстройство развития, при котором ребенок отвлекается абсолютно на все, тяжело усваивает учебный материал, испытывает трудности в общении со сверстниками, у него присутствует нарушение координации движений, наблюдается минимальная дисфункция головного мозга и задержка психического развития. 

Причины появления

Перворичинами гиперактивности могут выступать:

Читайте также:  Лечебная физическая культура в клинике нервных болезней мошков

• Внутриутробные или приобретенные инфекционные заболевания;
• Ранние или поздние роды, тяжелая родовая деятельность; 
• Чрезмерные физические нагрузки во время беременности матери;
• Тяжелые отравления;
• Неполноценное питание и нарушенный распорядок дня;
• Наследственный фактор (врожденные отклонения от нормы некоторых систем мозга);
• Незрелость нервной системы новорожденного младенца;
• Плохая экология.

rabota-s-giperaktivnymi-detmi-v-detskom-sadu
Гиперактивность чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. СДВГ часто сопровождается нарушением сна, энурезом, расстройством сердечной деятельности. 

banner-alkozeroks

Проявления заболевания

Как распознать недуг на самой ранней стадии его развития? У малолетних детей признаки до года жизни проявляются в слишком бурной реакции на свет, звук, игрушки, родных и незнакомых людей. Малыш очень активно ведет себя в колыбели, он беспокойный, плохо спит, часто плачет, яркие игрушки увлекают его внимание совсем ненадолго. 

giperaktivnyj-rebenok-priznaki-do-goda

Гиперактивный ребенок признаки в 2 года имеет следующие:

• забывчивость;
• рассеянность внимания;
• непослушание старшим;
• трудность в освоении речи;
• постоянная болтливость;
• капризность;
• большое число движений;
• моторная неловкость. 

В возрасте 2-3 года гиперактивного ребенка очень тяжело чем-либо заинтересовать. Он не может играть в детские игры (постоянно отвлекается), часто плачет, непоседлив, с ним тяжело учить стишки, он не слушает мамины песни, шумит, «не принимает» замечаний в свой адрес. 

giperaktivnyj-rebenok-simptomy

Гиперактивность у дошкольника 3-6 лет может заметить воспитатель в детском саду. Педагог не может его занять делом, реакция на указания старших слишком импульсивна, ребенок не может спать в сон-час, не вникает в учебный процесс, на занятиях увлечен своими делами, он живет «в своем, им же придуманном мирке». В этом же возрасте проявляются первые эгоистичные черты, ребенок пытается доминировать над сверстниками в играх, провоцирует конфликтные ситуации, всем мешает, вмешивается во взрослые разговоры, бурно выражает свои эмоции в самой неподходящей обстановке, игнорирует и не воспринимает критику.

rabota-s-giperaktivnymi-detmi-v-detskom-sadu

Профилактическая и коррекционная работа с гиперактивными детьми в детском саду проводится специалистами-психологами. Родителям рекомендуется прислушиваться к их советам и при необходимости посетить врача-невропатолога для консультации. 

У школьников гиперактивность и СДВГ «расцветают». Строгий школьный регламент поведения и требований к ученикам – это настоящее испытание для детей и подростков, их нервная система не справляется с психическими и физическими перегрузками.

giperaktivnost-rebenka-simptomy

В этот период преобладают симптомы:

• Отсутствие концентрации внимания;
• Неспособность сидеть на уроке (ребенок может спокойно сидеть за партой не более 15 минут); 
• Нервный тик;
• Заниженная самооценка;
• Трудность в усваиваемости учебного материала; 
• Развитие всевозможных фобий;
• Частая потеря личных вещей. 

giperaktivnost-u-detej-shkolnogo-vozrasta-lechenie

Гиперактивный ребенок часто обладает высоким интеллектом, но низкая концентрация внимания не позволяет им воспользоваться в полной мере. Повышенная эмоциональная возбудимость не позволяет школьнику полноценно общаться с одноклассниками: он пытается обратить на себя внимание, дразнит, дерется, не осознавая последствий подобного поведения.

У гиперактивных детей практически отсутствует чувство страха: они прыгают с любой высоты, могут выскочить на дорогу прямо перед несущимся автомобилем, не умея плавать, могут прыгнуть в воду на глубину.

Гиперактивные подростки не хотят посещать школу, выполнять контрольные работы и домашние задания. Часто они бросают обучение до получения среднего образования. 

Корректирующая терапия

Родителям необходимо научиться взаимодействовать с ребенком. Как у подростков, так и у детей дошкольного возраста лечение медикаментами должно быть сопряжено с психологической коррекцией. 

• для улучшения памяти необходимо принимать витаминные комплексы;

giperaktivnyj-rebenok-simptomyмедикаментозные препараты для терапии гиперактивности снижают импульсивность, способствуют усвоению учебного материала и работоспособности, но не лечат само заболевание;

• обязательны занятия спортом (согласно возрасту и физическим способностям);

• за гиперактивным ребенком необходим постоянный контроль со стороны родителей, они обязаны обеспечить чаду безопасность в доме, полноценное питание, почасовой распорядок дня, соблюдать идеальный порядок в квартире;

нельзя физически наказывать детей, часто ругать, делать грубые замечания, тем более при посторонних людях; 

• не стоит что-либо запрещать, не объяснив причину запрета; 

• запрещено требовать примерного поведения и только отличных оценок в школе.

Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога

1. Во-первых, не стоит пренебрегать помощью квалифицированного невропатолога, психолога и психиатра. Отправляйтесь на консультацию к специалисту и заручитесь его поддержкой.giperaktivnost-rebenka-simptomy
2. Распорядок дня ребенка должен быть четко организован. Не стоит его менять, это даст толчок развитию необходимых рефлексов (например, ложиться спать в определенное время или после прочитанной сказки, вставать с первым звонком будильника). giperaktivnost-u-detej-shkolnogo-vozrasta-lechenie 3. В доме не должно присутствовать раздражителей, обстановка должна быть спокойной и доброжелательной. 
4. Не нужно ограничивать активность ребенка, это даст возможность выходу скопившейся энергии.
5. «Проблемное» чадо не нужно принуждать к нудным занятиям и долгому сидению на одном месте. giperaktivnyj-rebenok-simptomy

Гиперактивным деткам необходимы награды и поощрения, огромная любовь родителей и одобрение начинаний. Без помощи специалистов возможно формирование психопатического типа личности. Ранняя диагностика заболевания, должная терапия, любовь родных и грамотное воспитание – залог повышения качества жизни гиперактивного ребенка.

Видео:

Источник