Гиперактивный ребенок это болезнь или нет

Гиперактивный ребенок это болезнь или нет thumbnail

Болезнь выбирает мальчиков

Впервые такого излишне подвижного ребенка описал немецкий врач Генрих Хоффман. Он дал ему прозвище Непоседа Фил. Хотя неимоверная подвижность таких детей сразу бросается в глаза, основной признак заболевания все же не это, а короткий промежуток внимания: ребенок не может сосредоточиться ни на чем – будь то игра, учеба или просмотр телепередачи.

Врачи эту патологию называют «синдром дефицита внимания с гипер­активностью». Повреждения мозга у таких детей нет, у них есть небольшие функциональные расстройства центральной нервной системы.

У мальчиков это заболевание встречается в 4–9 раз чаще, чем у девочек. Сильнее всего оно проявляется в 6–12 лет. А дальше проблема из медицинской и педагогической превращается в социальную: не достигая успехов в учебе, получая за безобразное поведение тычки и затрещины дома, такие дети ведут себя все хуже и хуже. Это показывает как наша статистика, так и исследования за рубежом: среди «трудных» детей любого возраста много больных синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Вот он какой

Фил поступает в школу, и тут оказывается, что он очень отличается от других детей. Продуктивно работать он может не больше 5–15 минут, потом 3–7 минут его мозг «отдыхает», накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла. В это время Фил занимается посторонними делами и на слова учителя не реагирует. Затем умственная активность у него восстанавливается, и он опять может продуктивно работать 5–15 минут, после чего мозг снова «отключается» и управлять им Фил не может.

Он может удержать в уме и оперировать небольшим объемом информации, большинство новых сведений он вскоре забывает. И долговременная память у него слабая.

Ему бывает трудно освоить чтение, письмо и счет, но не потому, что у него снижен коэффициент интеллекта, а потому что нарушено восприятие. В 7 лет Фил, как правило, еще не готов к обучению в школе, у него не произошло полного созревания высших мозговых функций.

Фил все время торопится, суетится, бесцельно хватает предметы, приступает к заданию, не дослушав учителя… Пальцы его постоянно постукивают по столу, иногда дрожат, ноги раскачиваются. Ему трудно самоорганизоваться.

В разговоре он перескакивает с темы на тему, может страдать тиками, гримасничать, совершать ненужные и навязчивые движения.

У 68% таких живчиков отмечаются нарушения сна, у 40% – ночное недержание мочи.

Фил импульсивен, возбудим и агрессивен. Он все время внутренне напряжен, у него моментально меняется настроение, он часто переживает чувство страха и повышенную тревожность.

Филу сложно ладить со сверстниками. Он отстает от них в психическом развитии, но стремится командовать и руководить. Он слишком требователен к другим, он всем докучает, поэтому у него мало друзей. Он вынужден общаться с самыми покладистыми сверстниками или с младшими детьми.

Трудно складываются у него отношения и со взрослыми. Наказания на него не действуют, а похвала не стимулирует хорошее поведение. Именно «невоспитуемость» заставляет родителей и учителей задуматься, а не надо ли Фила показать врачу?

За что?

Сегодня ученые считают, что «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» может быть вызван несколькими причинами:

● осложнениями во время беременности матери (перенесенными инфекциями, приемом некоторых медикаментов, несовместимостью крови матери и ребенка…);

● осложнениями во время родов (травмами ребенка, даже легкой гипоксией у недоношенных…);

● болезнью ребенка: отравлением угарным газом, энцефалитами, менингитами, повреждением сердца;

● генетической предрасположенностью (она встречается в 20–30% случаев, многие отцы, дети которых гипер­активны, были такими же в детстве);

● алкоголизмом и психическими заболеваниями у родителей.

Главное – не ошибиться

Диагноз этого заболевания очень ответственен. Педиатр, перед тем как его поставить, должен поговорить с родителями, учителями, проконсультировать ребенка у психоневролога. Дело в том, что дефицит внимания может быть признаком и других болезней. Например, таких серьезных психических, как шизофрения, эпилепсия. Или признаком таких редких, как синдром Геллера или синдром Крамер-Полнова.

Дефицит внимания наблюдается при энцефалитах, менингитах, отравлении свинцом, после черепно-мозговых травм. Он может быть и у здоровых детей, например у вундеркиндов: у них повышенная двигательная активность в школе объясняется скукой. А есть просто очень живые, темпераментные дети.

Надо обратить внимание на зрение и слух ребенка. Если ученик плохо видит, что написано на доске, или плохо слышит учителя, его невнимательность и беспокойство могут быть вызваны этим.

Не в сахаре дело

Но вот диагноз поставлен, встает вопрос о лечении.

За рубежом гиперактивных детей лечат в основном медикаментозными препаратами, которые у нас не зарегистрированы и не применяются. Эффективность медикаментозного лечения составляет 75–80%.

У нас лечат физкультурой, психотерапией, применяют психолого-педагоги­ческую коррекцию…

У живчиков нарушен катехоламиновый обмен, у них в организме много норадреналина и адреналина. Эти гормоны выделяются у здоровых людей во время стресса. Получается, что живчики в стрессе находятся постоянно. Катехоламиновое депо можно опустошить двигательной активностью. Таким детям необходимы длительные равномерные занятия бегом, плаванием, лыжами, долгие пешие прогулки, езда на велосипеде. Их надо так «выгуливать», чтобы, придя домой, они падали от усталости.

Еще их надо учить расслабляться. Аутогенная тренировка помогает гиперактивным детям снизить расторможенность, улучшить концентрацию внимания. Ту же роль выполняют гипноз и самогипноз. Подростков надо настраивать на медитацию – на то, чтобы сознательно фиксировать внимание на текущем моменте времени. Медитация снижает активность симпатической нервной системы – заставляет организм умерить частоту пульса, уменьшить выработку адреналина, помогает расслабиться, снять тревожность. А визуальная релаксация – мысленное слияние с воображаемым предметом или картиной – помогает восстановить умственное и физическое равновесие.

Читайте также:  Болезни нервной системы человека симптомы лечение

Непоседе Филу хорошо бы иметь свою комнату, где нет зрительных раздражителей – картин, зеркал… Там должны преобладать спокойные тона. Игрушки, когда ими ребенок не пользуется, надо убирать. Важно строго соблюдать режим дня: размеренный темп жизни просто необходим вечно возбужденным живчикам.

Родителям следует хвалить непоседу всегда, когда он этого заслуживает, а вот слов «нет» и «нельзя» лучше избегать: отвлекайте ребенка, переключайте его внимание, когда хотите что-то запретить. И будьте сами как можно спокойнее, старайтесь говорить с Непоседой Филом тихо, чуть ли не шепотом. Это не просто, родители гиперактивных детей, особенно матери, которые проводят с ними больше времени, впадают от постоянного стресса в депрессию, и часто им самим требуется помощь психотерапевта.

Одно время врачи считали, что рафинированный сахар в рационе гипер­активных детей повышает их возбудимость и агрессивность. Однако серьезное исследование, проведенное в 1991 году в США, эту гипотезу не подтвердило: от сахара агрессивность не повышается, разве только внимание немного снижается. Так что особого питания гиперактивным детям не требуется, пожалуй, стоит лишь избегать пищевых добавок.

Прогноз на завтра

Если вы вовремя обратитесь к врачам и займетесь лечением своего «вечного двигателя», то прогноз у вас такой: до 12 лет улучшений ждать рано, к 14–15 годам поутихнет чрезмерная активность, до окончания школы значительно снизится импульсивность, а дефицит внимания исчезнет последним, если в той или иной степени не останется на всю жизнь.

Кстати, американские исследователи установили, что в США среди взрослых с повышенной двигательной активностью в 3,6 раза больше людей, которые занимаются частным бизнесом. У живчиков есть и сильные стороны – они умеют рисковать и быстро принимать решения. Как видите, не все так плохо.

Смотрите также:

  • Ни минуты на месте! Как справиться с непоседливым ребёнком? →
  • Советы эксперта: Что делать, если ребенок всего боится? →
  • «Мама, не уходи!» Как и чем помочь тревожному ребенку? →

Источник

В настоящее время набирает «популярность» синдром гиперактивного поведения, встречающийся как у детей, так и у взрослых.

Он означает чрезмерную активность человека, неусидчивость, гипервозбудимость, холеричность.

В раннем возрасте такое поведение часто остается без должного внимания. Многие родители считают, что любимое чадо не должно сидеть на месте и быть пассивным, к тому же он пока не умеет управлять своим темпераментом.

giperaktivnyj-rebenok-priznaki-do-goda

Но. между тем. следует правильно разграничить представление об обычной активности и гиперактивности. Тщательно изучив проявления, причины — пути коррекции назначит только врач после длительного обследования. Если первое с возрастом пройдет само собой, то второе – это неврологическое расстройство, к которому нельзя относиться поверхностно. 

Как правило, гиперактивности сопутствует тесно прилегающая к ней проблема — синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Это неврологическо-поведенческое расстройство развития, при котором ребенок отвлекается абсолютно на все, тяжело усваивает учебный материал, испытывает трудности в общении со сверстниками, у него присутствует нарушение координации движений, наблюдается минимальная дисфункция головного мозга и задержка психического развития. 

Причины появления

Перворичинами гиперактивности могут выступать:

• Внутриутробные или приобретенные инфекционные заболевания;
• Ранние или поздние роды, тяжелая родовая деятельность; 
• Чрезмерные физические нагрузки во время беременности матери;
• Тяжелые отравления;
• Неполноценное питание и нарушенный распорядок дня;
• Наследственный фактор (врожденные отклонения от нормы некоторых систем мозга);
• Незрелость нервной системы новорожденного младенца;
• Плохая экология.

rabota-s-giperaktivnymi-detmi-v-detskom-sadu
Гиперактивность чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. СДВГ часто сопровождается нарушением сна, энурезом, расстройством сердечной деятельности. 

Проявления заболевания

Как распознать недуг на самой ранней стадии его развития? У малолетних детей признаки до года жизни проявляются в слишком бурной реакции на свет, звук, игрушки, родных и незнакомых людей. Малыш очень активно ведет себя в колыбели, он беспокойный, плохо спит, часто плачет, яркие игрушки увлекают его внимание совсем ненадолго. 

giperaktivnyj-rebenok-priznaki-do-goda

Гиперактивный ребенок признаки в 2 года имеет следующие:

• забывчивость;
• рассеянность внимания;
• непослушание старшим;
• трудность в освоении речи;
• постоянная болтливость;
• капризность;
• большое число движений;
• моторная неловкость. 

В возрасте 2-3 года гиперактивного ребенка очень тяжело чем-либо заинтересовать. Он не может играть в детские игры (постоянно отвлекается), часто плачет, непоседлив, с ним тяжело учить стишки, он не слушает мамины песни, шумит, «не принимает» замечаний в свой адрес. 

giperaktivnyj-rebenok-simptomy

Гиперактивность у дошкольника 3-6 лет может заметить воспитатель в детском саду. Педагог не может его занять делом, реакция на указания старших слишком импульсивна, ребенок не может спать в сон-час, не вникает в учебный процесс, на занятиях увлечен своими делами, он живет «в своем, им же придуманном мирке». В этом же возрасте проявляются первые эгоистичные черты, ребенок пытается доминировать над сверстниками в играх, провоцирует конфликтные ситуации, всем мешает, вмешивается во взрослые разговоры, бурно выражает свои эмоции в самой неподходящей обстановке, игнорирует и не воспринимает критику.

Читайте также:  От какой болезни пятна на лице

rabota-s-giperaktivnymi-detmi-v-detskom-sadu

Профилактическая и коррекционная работа с гиперактивными детьми в детском саду проводится специалистами-психологами. Родителям рекомендуется прислушиваться к их советам и при необходимости посетить врача-невропатолога для консультации. 

У школьников гиперактивность и СДВГ «расцветают». Строгий школьный регламент поведения и требований к ученикам – это настоящее испытание для детей и подростков, их нервная система не справляется с психическими и физическими перегрузками.

giperaktivnost-rebenka-simptomy

В этот период преобладают симптомы:

• Отсутствие концентрации внимания;
• Неспособность сидеть на уроке (ребенок может спокойно сидеть за партой не более 15 минут); 
• Нервный тик;
• Заниженная самооценка;
• Трудность в усваиваемости учебного материала; 
• Развитие всевозможных фобий;
• Частая потеря личных вещей. 

giperaktivnost-u-detej-shkolnogo-vozrasta-lechenie

Гиперактивный ребенок часто обладает высоким интеллектом, но низкая концентрация внимания не позволяет им воспользоваться в полной мере. Повышенная эмоциональная возбудимость не позволяет школьнику полноценно общаться с одноклассниками: он пытается обратить на себя внимание, дразнит, дерется, не осознавая последствий подобного поведения.

У гиперактивных детей практически отсутствует чувство страха: они прыгают с любой высоты, могут выскочить на дорогу прямо перед несущимся автомобилем, не умея плавать, могут прыгнуть в воду на глубину.

Гиперактивные подростки не хотят посещать школу, выполнять контрольные работы и домашние задания. Часто они бросают обучение до получения среднего образования. 

Корректирующая терапия

Родителям необходимо научиться взаимодействовать с ребенком. Как у подростков, так и у детей дошкольного возраста лечение медикаментами должно быть сопряжено с психологической коррекцией. 

• для улучшения памяти необходимо принимать витаминные комплексы;

giperaktivnyj-rebenok-simptomyмедикаментозные препараты для терапии гиперактивности снижают импульсивность, способствуют усвоению учебного материала и работоспособности, но не лечат само заболевание;

• обязательны занятия спортом (согласно возрасту и физическим способностям);

• за гиперактивным ребенком необходим постоянный контроль со стороны родителей, они обязаны обеспечить чаду безопасность в доме, полноценное питание, почасовой распорядок дня, соблюдать идеальный порядок в квартире;

нельзя физически наказывать детей, часто ругать, делать грубые замечания, тем более при посторонних людях; 

• не стоит что-либо запрещать, не объяснив причину запрета; 

• запрещено требовать примерного поведения и только отличных оценок в школе.

Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога

1. Во-первых, не стоит пренебрегать помощью квалифицированного невропатолога, психолога и психиатра. Отправляйтесь на консультацию к специалисту и заручитесь его поддержкой.giperaktivnost-rebenka-simptomy
2. Распорядок дня ребенка должен быть четко организован. Не стоит его менять, это даст толчок развитию необходимых рефлексов (например, ложиться спать в определенное время или после прочитанной сказки, вставать с первым звонком будильника). giperaktivnost-u-detej-shkolnogo-vozrasta-lechenie 3. В доме не должно присутствовать раздражителей, обстановка должна быть спокойной и доброжелательной. 
4. Не нужно ограничивать активность ребенка, это даст возможность выходу скопившейся энергии.
5. «Проблемное» чадо не нужно принуждать к нудным занятиям и долгому сидению на одном месте. giperaktivnyj-rebenok-simptomy

Гиперактивным деткам необходимы награды и поощрения, огромная любовь родителей и одобрение начинаний. Без помощи специалистов возможно формирование психопатического типа личности. Ранняя диагностика заболевания, должная терапия, любовь родных и грамотное воспитание – залог повышения качества жизни гиперактивного ребенка.

Видео:

Источник

Для постановки диагноза у ребенка должно быть минимум 6 признаков из указанных выше, причем они должны отмечаться длительное время (минимум полгода).

  1. Ребенок часто встает с места.
  2. Когда ребенок волнуется, он интенсивно двигает ногами или руками. Кроме того, малыш периодически поеживается в стуле.
  3. Он поднимается с места очень резко и часто бегает.
  4. Ему трудно участвовать в спокойных играх.
  5. Его действия можно охарактеризовать, как «заведенные».
  6. Во время занятий он может выкрикивать с места или шуметь.
  7. Ребенок отвечает до того, как услышит вопрос полностью.
  8. У него не получается дожидаться своей очереди во время занятия или игры.
  9. Ребенок постоянно вмешивается в занятия других людей или их разговоры

Как проявляется гиперактивность в раннем возрасте

Синдром гиперактивности выявляют не только у школьников, но и у деток дошкольного возраста и даже у грудничков.

У самых маленьких такая проблема проявляется следующими признаками:

  • Более быстрым физическим развитием, если сравнивать со сверстниками. Младенцы с гиперактивностью намного быстрее переворачиваются, ползают и начинают ходить.
  • Появлением капризов, когда ребенок устал. Гиперактивные детки перед сном нередко возбуждаются и становятся активнее.
  • Меньшей длительностью сна. Малыш с СДВГ спит намного меньше, чем это положено в его возрасте.
  • Трудностями с засыпанием (многих деток нужно укачивать) и очень чутким сном. Гиперактивный ребенок реагирует на любой шорох, а если просыпается, заснуть снова ему очень тяжело.
  • Очень бурной реакцией на громкий звук, новую обстановку и незнакомые лица. Из-за таких факторов малыши с гиперактивностью возбуждаются и начинают больше капризничать.
  • Быстрым переключением внимания. Предложив младенцу новую игрушку, мама замечает, что новый предмет привлекает внимание крохи совсем ненадолго.
  • Сильной привязанностью к маме и боязнью посторонних людей.

СДВГ или характер?

Повышенная активность ребенка может быть проявлением его врожденного темперамента.

Читайте также:  Народные средства борьбы с вредителями и болезнями смородины

В отличие от детей с СДВГ темпераментный здоровый ребенок:

  • После активного бега или другой активности спокойно сидит или лежит, то есть может успокоиться самостоятельно.
  • Нормально засыпает, а длительность его сна отвечает возрасту малыша.
  • Долго и спокойно спит ночью. Если это грудничок, то он просыпается на кормление, но не плачет и достаточно быстро засыпает снова.
  • Понимает понятие «опасно» и испытывает страх. Такой ребенок не будет залезать повторно в опасное место.
  • Быстро осваивает понятие «нельзя».
  • Может отвлечься во время истерикирассказом или каким-либо предметом.
  • Редко проявляет агрессию по отношению к маме или другому ребенку. Малыш может поделиться своими игрушками, пусть иногда лишь после уговоров.

Причины гиперактивности детей

Раньше возникновение СДВГ связывали преимущественно с поражением головного мозга, например, если новорожденный перенес гипоксию, когда находился в материнской утробе или во время родов. В наши дни исследования подтвердили влияние на появление синдрома гиперактивности генетического фактора и нарушений внутриутробного развития крохи. Развитию СДВГ способствуют слишком ранние роды, кесарево сечение, маловесность крохи, долгий безводный период в родах, применение щипцов и подобные факторы.

Что делать

Заподозрив у своего ребенка синдром гиперактивности, первое, что нужно сделать – пойти к специалисту. Многие родители обращаются к врачу не сразу, так как не решаются признать проблему у ребенка и боятся осуждения знакомых. Такими действиями они упускают время, в результате чего гиперактивность становится причиной серьезных проблем с социальной адаптацией ребенка.

Есть также и родители, которые приводят вполне здорового ребенка к психологу или психиатру, когда не могут или не желают отыскать к нему подход. Это часто наблюдается в кризисные периоды развития, например, в 2 года или при трехлетнем кризисе. При этом никакой гиперактивности у малыша нет.

Во всех этих случаях без помощи специалиста определить, действительно ли ребенку нужна медицинская помощь или у него просто яркий темперамент, не получится.

Если у ребенка подтвердится синдром гиперактивности, то в его лечении будут использоваться такие методы:

  1. Разъяснительная работа с родителями.Врач должен объяснить маме и папе, почему у ребенка появилась гиперактивность, как проявляется такой синдром, как вести себя с ребенком и как правильно его воспитывать. Благодаря такой просветительской работе родители перестают винить себя или друг друга в поведении ребенка, а также понимают, как вести себя с малышом.
  2. Изменение условий обучения. Если гиперактивность диагностирована у школьника с плохой успеваемостью, его переводят в специализированный класс. Это помогает справиться с задержкой формирования школьных навыков.
  3. Медикаментозная терапия.Лекарственные препараты, назначаемые при СДВГ, отличаются симптоматическим действием и эффективны в 75-80% случаев. Они помогают облегчить социальную адаптацию деток с гиперактивностью и улучшить их интеллектуальное развитие. Как правило, лекарства назначают на длительный период, иногда до подросткового возраста.

Мнение Комаровского

Популярный врач много раз сталкивался в своей практике с детьми, у которых диагностирован СДВГ. Главным отличием такого медицинского диагноза от гиперактивности, как черты характера, Комаровский называет тот факт, что здоровому ребенку гиперактивность не мешает развиваться и общаться с другими членами общества. Если же у ребенка заболевание, он без помощи родителей и врачей не может стать полноценным членом коллектива, нормально учиться и общаться со сверстниками.

Чтобы убедиться, здоров ли ребенок или у него СДВГ, Комаровский советует обратиться к детскому психологу или психиатру, поскольку лишь квалифицированный специалист не только с легкостью выявит у ребенка гиперактивность, как болезнь, но и поможет родителям понять, как растить ребенка с СДВГ.

Известный педиатр рекомендует при воспитании гиперактивного ребенка руководствоваться такими правилами:

  • При общении с малышом важно устанавливать контакт. Если требуется, для этого ребенка можно тронуть за плечо, развернуть к себе, убрать из его поля зрения игрушку, выключить телевизор.
  • Родители должны определить для ребенка конкретные и выполнимые правила поведения, но при этом важно, чтобы их придерживались всегда. Кроме того, каждое такое правило должно быть понятно ребенку.
  • Пространство, в котором пребывает гиперактивный ребенок, должно быть полностью безопасным.
  • Режима следует придерживаться постоянно, даже если у родителей выходной. Гиперактивным детям, по мнению Комаровского, очень важно просыпаться, есть, гулять, купаться, укладываться спать и совершать другие привычные ежедневные действия в одно и то же время.
  • Все сложные задания для гиперактивных детей необходимо разбивать на части, которые будут понятны и легко выполнимы.
  • Ребенка следует постоянно хвалить, отмечая и подчеркивая все положительные действия малыша.
  • Отыщите то, что гиперактивному ребенку удается лучше всего, а затем создайте такие условия, чтобы малыш мог выполнять такую работу, получая от нее удовлетворение.
  • Обеспечьте ребенку с гиперактивностью возможность тратить избыток своей энергии, направляя ее в нужное русло (например, гулять с собакой, посещать спортивные секции).
  • Собираясь с ребенком в магазин или в гости, обдумайте детально свои действия, к примеру, что взять с собой или что купить ребенку.
  • Родителям следует заботиться и о собственном отдыхе, поскольку, как подчеркивает Комаровский, для гиперактивного малыша очень важно, чтобы папа и мама были спокойными, мирными и адекватными.

Из нижеследующее видео вы сможете узнать еще больше о гиперактивных детях.

Источник