Гиппократ о причинах болезней их течении и исходе

Гиппократ (Hippocrates (лат)× ок. 460 – ок. 377 г. до н.э.) жил в период «высочайшего внутреннего расцвета Греции» (К. Маркс), когда каждая отрасль человеческой деятельности имела своих выдающихся представителей: в политике – Перикл, в истории — Геродот, в философии — Демокрит, Сократ, Платон, в поэзии – Софокл, Аристофан, Мирон и Эврипид, в медицине – Гиппократ

Главная заслуга Гиппократа, как главы выдающейся медицинской школы, в том, что он выделил медицину в самостоятельную науку. До него все науки, в том числе и медицина, входили в философию Гиппократ является основоположником медицины× наблюдения. В этом принципе четко прослеживается преемственность идей: до него существовали отдельные знания, описания. Гиппократ впервые объединил эти знания воедино

Гиппократ рассматривал организм как единое целое в связи с окружающей средой. Именно он вводит в обиход столь популярный сейчас термин «образ жизни». Дает первую материалистическую теорию медицины – гуморальную (humor – жидкость, влага, сок). В основе ее лежат знания, дошедшие из Древнего Востока

Таким образом, здоровье есть благоприятное смешение (cucrasta) четырех жидкостей организма (кровь, слизь, желтая и черная желчь), а неблагоприятное их смешение (dyscrasta) или изменение составе есть причина большинства болезней. Учение о соках с некоторыми изменениями существовало в медицине в течение двух с половиной тысячелетий, вплоть до XIX века

Гуморальная теория на основе изучения образа жизни народов Азии, Африки и Европы позволила Гиппократу определить четыре основных типа телосложения и темперамента у людей. Особенности каждого из них определяют предрасположение к различным заболеваниям и требуют от врача различного подхода к лечению

Мы до сих пор пользуемся номенклатурой пришедшей× из Древней Греции: сангвиник (кровь), меланхолик (черная желчь), холерик (желтая желчь), флегматик (слизь) Гиппократ «Все болезни естественны, и, следовательно, их можно изучать» Гиппократ Наследие Гиппократа и других врачей Греции обобщено в «Гиппократовом сборнике», который является энциклопедией классического периода истории древнегреческой медицины. Сборник составлен в III веке до н.э., примерно через 100 лет после смерти Гиппократа, в знаменитой александрийской библиотеке Большинство исследователей считают, что Гиппократу принадлежат самые выдающиеся работы сборника: «Афоризмы», «Прогностика», «Эпидемии», «О воздухах, водах и местностях», «О переломах», «О ранах головы», «О древней медицине» и другие

«ГИППОКРАТОВ СБОРНИК» — энциклопедия древнегреческой медицины Составлен в× Александрийской библиотеке два столетия спустя после смерти Гиппократа (ок. 280 г. до н.э.), 72 анонимных медицинских сочинения, разных по содержанию, стилю и врачебной позиции, записанные в V-III вв. до н.э. на ионийском диалекте

9. Гиппократ о причинах болезней , их течении и исходе, вопросы хирургии в трудах Гиппократа.

Сочинения Гиппократа содержат наблюдения над распространением болезней в зависимости от внешних влияний атмосферы, времен года, ветра, воды и их результат — физиологические действия указанных влияний на здоровый организм человека. В этих же сочинениях приведены и данные по климатологии разных стран, в последнем более обстоятельно изучены метеорологические условия одной местности острова и зависимость болезни от этих условий.

Вообще Гиппократ делит причины болезней на два класса: общие вредные влияния со стороны климата, почвы, наследственности и личные — условия жизни и труда, питания (диеты), возраст и пр. Нормальное влияние на организм указанных условий вызывает и правильное смешение соков, что для него и есть здоровье.

Заслугой Гиппократа является определение стадийности в протекании различных заболеваний. Рассматривая болезнь как развивающееся явление, он ввёл понятие стадии болезни. Наиболее опасным моментом, согласно Гиппократу, являлся «кризис». Во время кризиса человек либо умирал, либо природные процессы побеждали, после чего его состояние улучшалось. При различных заболеваниях он выделял критические дни — дни от начала болезни, когда кризис был наиболее вероятным и опасным.

Также заслугой Гиппократа является описание методов обследования больных — аускультации и пальпации. Он обстоятельно изучал характер выделений (мокрота, экскременты, моча) при различных заболеваниях. При обследовании больного он уже пользовался такими приёмами как перкуссия, аускультация, пальпация, конечно, в самой примитивной форме.

Гиппократ также известен как выдающийся хирург древности. В его сочинениях описываются способы применения повязок (простые, спиральные, ромбовидные, «шапочка Гиппократа» и др.), лечения переломов и вывихов с помощью вытяжения и специальных аппаратов («скамья Гиппократа»), лечения ран, фистул, геморроя, эмпием.
Кроме этого Гиппократ описал правила положения хирурга и его рук во время операции, размещения инструментов, освещение при операции.

№10:Гален, развитие экспериментального метода исследований, учение о кровообращении, новое в методике приготовления лекарств.

Гален– выдающийся врач Древнего мира

Естественно – научные позиции Галена появились в его обширной врачебной практике и исследованиях в области анатомии и физиологии. Гален анатомировал животных: овец, свиней, собак, копытных, обезьян, а также выброшенных младенцев. Его ошибки заключались в том, что данные, полученные при вскрытиях животных, он автоматически переносил на человека.

В своем трактате «О назначении частей человеческого тела» он подробно описал строение всех систем организма – костей, мышц, связок, внутренних органов. Особенно велики его заслуги в исследовании нервной системы. Гален описал все отделы головного и спинного мозга, 7 пар черепно-мозговых нервов, нервы внутренних органов. Гален детально описал анатомическое строение сердца.

Вершиной философской концепции Галена стало его учение о пульсе. Оно изложено в 16-томном трактате в 4 частях, каждая из которых состояла из 4 книг.

По Галену, сердце и артерии сокращаются одновременно; сокращение и расслабление артерий – 2 независимых процесса.Гален не имел представлений об однонаправленном поступательном движении крови. По Галену, кровь продвигается вперед рывками, совершая маятникообразные движения; образуется она в печени. Гален проследил путь крови из правого желудочка по легочной артерии до легких, и таким образом, был близок к открытию кровообращения.

Гален широко занимался лечебной практикой. В клинических работах Гален часто упоминает о четырех состояниях: сухость, влажность, холод, тепло. Выздоровление

знания и опыта.

№11: Медицина в Византии. Значение трудов ученых для последующего развития медицинской науки.

Главным источником и основой медицинских знаний в Византийской империи были «Гиппократов сборник» и сочинения Галена, извлечения из которых служили базисом для компиляций, соответствующих духу христианства.

Читайте также:  История болезни миопия высокой степени у детей

× Интерес к лекарственным растениям в империи был настолько велик, что ботаника постепенно превратилась в практическую область медицины, занимающуюся почти исключительно целебными свойствами растений.

× Основными источниками знаний о растительном мире были труды «отца ботаники» Теофраста. (Theophrastus, 372— 287 гг. до н. э.)

Одним из выдающихся врачей был грек Орибасий из Пергама. Орибасий составил свой основной энциклопедический труд «Врачебное собрание» в 72 книгах, до нас дошли 27. В нем он обобщил и систематизировал врачебное наследие от Гиппократа до Галена, включая труды Геродота,Диоскорида, Диоклида и др. античных авторов. За свои научные взгляды и приверженность античным традициям Орибасий подвергся гонениям со стороны церкви.

Павел с о.Эгина. составил два больших сочинения: труд о женских болезнях (до нас не дошел) и медико-хирургический сборник в семи книгах. В эпоху возрождения многие медицинские факультеты предписывали преподавать хирургию только по сочинению Павла. Считался одним из смелых хирургов своего времени.

№12: Вклад врачей Арабских Халифатов в медицинскую науку и здравоохранение.

Абу Бакр Мухаммад ибн Закария ар-Рази (Разес) (865-925) × Великий ученый написал первый энциклопедический труд по медицине на арабском языке «Всеобъемлющая книга по медицине» («Kitab alHawi») в 25 томах × Другой энциклопедический труд Ар-Рази «Медицинская книга» в 10 томах, стала обобщением знаний того времени в области теории медицины, патологии, лекарственного врачевания × Ему принадлежит первая монография по педиатрии: «Детская практика» × Специально для нуждающихся пациентов была написана книга «Для тех, у кого нет врача»

Ибн ал-Хайсам (Альгазен) (965-1039) × Первым объяснил преломление лучей в средах глаза и дал названия его частям (роговица, хрусталик, стекловидное тело) × Первым предложил использовать для коррекции зрения в пожилом возрасте двояковыпуклые линзы (очки) × Им же написан капитальный труд «Трактат по оптике»

Ибн ан-Нафис (ок.1210-1288) Открывает легочное кровообращение × В своем труде «Комментарии к разделу анатомии в «Каноне» Ибн Сины, ан-Нафис пришел к заключению о том, что кровь из правого желудочка по легочному стволу поступает в легкие, там обогащается воздухом, после чего возвращается к сердцу – в левое предсердие, а затем и в левый желудочек, где (по его мнению) формируется душа

№13: Значение трудов Авиценны( Абу-Али-ибн-Сина) для медицинской науки и практики.

Ибн Сина(980-1037). Главный труд всей его жизни это «Канон врачебной науки »(отдал ему более20 лет). До 18 века главнейшие университеты Франции, Испании, Италии, Англии, Германии идр стран изучали «Канон» почти 600 лет;
Считал, что главное- сохранить здоровье, а не бороться с болезнями. Считал, что главным в лечении явл внушение, а потом лекарства и нож;
Впервые в истории медицины: дал полное описание менингита, плеврита ,воспаления легких, астмы, туберкулеза( указав на заразительность чахотки);
Дал описание 20 лихорадок, их причины и лечения;

Высказал о заразности чумы, указал на переносчиков возбудителя- крыс;

Рекомендовал фильтровать или кипятить воду, одним из лучших лекарств считал питье, приготовленное из печен бешенной собаки, через столетья это получило подтверждение-прививка;
Ибн Сина- хирург- проводил операции по удалению злокачественных опухолей, нашел новые способы лечения ран и травм, в частности, травм черепа, вправление вывиха плеча( способ носит его имя);

Впервые ставит педиатрию на научную основу.

№14: Возникновение мед школ, университетов в Западной Европе, методы преподавания в них.

Монастырские больницы служили практическими школами для врачей-монахов, но связывая медицину с церковью, соблюдением обрядов. Молитвами, покаянием, а излечение с «чудесами святых» они тормозили развитие научной медицины;
Отличие средневековых университетов от современных в том, что они были учебными заведениями и наукой там не занимались. В состав университетов входили, как минимум, 4 факультета. (подготовительный факультет: Богословский ;Юридический; Медицинский факультет.)

В европейской культуре раннего средневековья на основе сочинений римских авторов сформировался канон из «семи свободных искусств»( грамматика, геометрия итд). Медицина не входила в состав «семи свободных искусств», формально она стала новой областью образования;
Первые вскрытия умерших в Западной Европе стали производиться в наиболее прогрессивных университетах (Салерно и Монпелье) с особого разрешения монахов лишь в 13-14 вв. Так, в 1238 г. Фридрих 2 разрешил мед факу в Салерно вскрывать 1 труп в 5 лет;
Студенты, окончившие медицинский факультет, становились врачами. Это были интернисты, врачи по внутренним болезням. Хирурги в университетах не учились. Хирургия считалась ремеслом, позорным для человека с образованием. Хирургов не допускали в корпорацию ученых врачей

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Гиппократ — великий древнегреческий врач, естествоиспытатель, реформатор медицины, жил примерно с 460 по 375 год до н. э. В то время, когда большинство людей приписывали болезни суевериям и гневу богов, Гиппократ учил, что все формы болезней имеют естественную причину и заложил основы научного понимания болезней.

Он создал первую интеллектуальную школу, посвященную преподаванию медицинской практики. Был основателем различных отраслей медицины, в том числе науки о здоровом образе жизни и профилактике заболеваний. Гиппократ как «отец медицины» оставил обширное наследство в ее различных отраслях, которые до сих пор живы и внимательно изучаются. До наших дней сохранилось около 60 медицинских документов, связанных с его именем, в том числе знаменитая клятва Гиппократа. Это сборник обещаний, который лег в основу медицинского кодекса чести.

Его знаменитые высказывания по сохранению и укреплению здоровья, актуальны и в наши дни.

Ниже представлена подборка лучших цитат Гиппократа о здоровье, еде и общем самочувствии:

  1. «Беспричинная усталость предвещает болезнь.»
  2. «Часть болезней происходит только от образа жизни.“
  3. «Болезнь всегда происходит либо от излишка, либо от недостатка, то есть от нарушения равновесия.“
  4. «Болезнь не сваливается на голову как гром среди ясного неба. Она является результатом постоянных нарушений законов природы. Постоянно расширяясь и накапливаясь, эти нарушения, внезапно прорываются в виде болезни, но сия внезапность только кажущая.“
  5. «Чрезмерное количество обильной пищи вызывает болезнь.“
  6. «Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье, напротив того, устремление ума к чему-либо приносит с собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни.»
  1. Пьянство отцов и матерей — причина слабости и болезненности детей.
  2. «Лечить нужно не только болезнь, но и противодействовать причинам, её вызывающим.»
  3. «Действия диетических средств продолжительны, а действия лекарств — скоропреходящи.»
  4. «Любое излишество противно природе.“
  5. «Часть болезней происходит только от образа жизни.“
  6. «Сон и бессонница сверх меры — плохой признак.“
  7. «Болезни, происходящие от переутомления, лечатся покоем, а те, что происходят от праздности, излечиваются трудом. «
  8. «Ни насыщение, ни голод и ничто другое не хорошо, если преступает меру природы. «
  9. «Большая часть болезней происходит от того, что мы вводим вовнутрь себя. Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, чем ты болеешь.“
  10. «Человек живёт благодаря питанию. Питанием является пища, питьё и воздух.“
  11. «Новую пищу можно принимать только тогда, когда из желудка выйдет старая.“
  12. „Ваша пища должна быть лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей.“
  13. «Голод ослабевает, обессиливает и убивает человека. Тяжёлая пища разрушает организм человека. Поэтому нужно искать середину.“
  14. «Человек должен знать, как помочь себе самому в болезни, имея в виду, что здоровье есть высочайшее богатство человека.“
  15. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.
  16. «Если ты не в силах изменить свой образ жизни, то тебе никто и ничто не поможет.“

Источник

ÈÇ èíòåðíåòà

Читайте также:  Неприятный вкус во рту при болезни

Ãèïïîêðàò 12 ïðè÷èí âîçíèêíîâåíèÿ çàáîëåâàíèé
 
 
 

 
Ïîêàçàòü öèòàòóÏîêàçàòü âñþ ïåðåïèñêó
« Åñëè ÷åëîâåê õî÷åò ñòàòü çäîðîâûì, òî ñíà÷àëà íóæíî ñïðîñèòü åãî, ãîòîâ ëè îí èçáàâèòüñÿ îò ïðè÷èí áîëåçíè. Òîëüêî ïîñëå ýòîãî åìó ìîæíî áóäåò ïîìî÷ü». Ãèïïîêðàò 12 ïðè÷èí âîçíèêíîâåíèÿ çàáîëåâàíèé. Ïðèñóòñòâèå õîòÿ áû îäíîãî ôàêòîðà âñå ðàâíî âåäåò ê áîëåçíè. Ýòî î÷åíü íåïðèÿòíî, íî ýòî òàê.
 
1. ÏÑÈÕÎËÎÃÈß. Íåïðàâèëüíûå óñòàíîâêè, îòñóòñòâèå âåðû, îòñóòñòâèå ñåðüåçíûõ ìûñëèòåëüíûõ ïðîãðàìì, êàñàþùèõñÿ ñàìîðàçâèòèÿ è ñàìîîáðàçîâàíèÿ. Êîãäà íàøå òåëî íà÷èíàåò ãîâîðèòü ñ íàìè ÿçûêîì áîëåçíåé, íåäîìîãàíèé è ïðî÷èõ ôèçè÷åñêèõ ïðîáëåì, îíî õî÷åò, ÷òîáû ìû îñîçíàëè è èçìåíèëè ñâîé îáðàç ìûñëåé è äåéñòâèé. Åñëè ÷åëîâåê íåäîâîëåí ñîáîé, åñëè îí íèêîãî íå ëþáèò èëè åãî íèêòî íå ëþáèò, òî îòðàçèòñÿ ëè ýòî íà åãî çäîðîâüå? Êîíå÷íî. Îí áóäåò èñïûòûâàòü ñìåñü ñàìûõ ðàçðóøèòåëüíûõ ýìîöèé: îáèäó, çàâèñòü, ñòðàõ, çëîáó èëè ãíåâ. Ó òàêèõ ëþäåé íåò äàæå øàíñîâ áûòü çäîðîâûìè. Ïñèõîëîãèÿ — ýòî ìîùíåéøèé ôàêòîð è íàäî íà÷èíàòü ñ íåãî. Íóæíî îïðåäåëèòü æèçíåííûå ïðèîðèòåòû.
 
2. ÏÈÒÀÍÈÅ. Îá ýòîé ïðè÷èíå áîëüøå âñåãî ãîâîðÿò è ïèøóò, íî ìåíüøå âñåãî äåëàþò. Äåéñòâèòåëüíî, íà÷àòü ïðàâèëüíî è õîðîøî ïèòàòüñÿ òðóäíî. Íóæíî íàïèñàòü ñåáå ñïèñîê òåõ ïðîäóêòîâ, êîòîðûå âû íèêîãäà íå áóäåòå åñòü. Ó ÷åëîâåêà íåò îïðåäåëåííûõ àëãîðèòìîâ: ìû âñå ðàâíî áóäåì õîäèòü â ðåñòîðàíû, äðóã ê äðóãó â ãîñòè. Íî ñóùåñòâóþò ïðîäóêòû, êîòîðûå íåëüçÿ óïîòðåáëÿòü íè ïðè êàêèõ óñëîâèÿõ.Íåëüçÿ åñòü ïðîäóêòû, êîòîðûå íå ïîðòÿòñÿ. Íàïðèìåð, âèíîãðàä. Îí äîëæåí ïîëåæàòü 3-5 äíåé è èñïîðòèòüñÿ. Ñåãîäíÿ îí ëåæèò íà ïîëêàõ ìàãàçèíîâ ìåñÿöàìè. Íå áûâàåò íå ÷åðâèâûõ ôðóêòîâ. Íåëüçÿ åñòü «Äå Øèðàê», « Ìèâèíó», ïèòü ðàñòâîðèìûé êîôå, ñîê èç ìàãàçèíà.  òîìàòíûé ñîê äîáàâëÿþò ïåíîãàñèòåëü.  ñóõàðèêè äîáàâëÿþò ãëóòàìàò íàòðèÿ, ïîòîìó ÷òî ñîëèòü äîðîæå. Äëÿ êîíñåðâàöèè êðàñíîé èêðû èñïîëüçóþò ïîõîäíîå ãîðþ÷åå è ëèìîííóþ êèñëîòó, ïîëó÷àåòñÿ ôîðìàëüäåãèä. Èçâåñòíûå ôèðìû ïî ïðîèçâîäñòâó éîãóðòîâ äàþò ðåêëàìó î æèâûõ áàêòåðèÿõ. Áàêòåðèè æèâóò îò 3 äî 6 äíåé, à ïðîäóêöèÿ ôèðì õðàíèòñÿ 3-4 ìåñÿöà. Îíè ñäàþò éîãóðòû íà ýêñïåðòèçó è òàì âñå íîðìàëüíî, à ïîñëå îáëó÷àþò. Òàêèì æå ñïîñîáîì àìåðèêàíöû ðåøèëè ïðîáëåìó ñàëüìàíåëëåçà, îáëó÷àëè êóðèíûå ÿéöà, ïðè ýòîì ÷àñòü èçîòîïîâ âñå ðàâíî îñòàåòñÿ íà ïðîäóêòå. Äæåìû: ìàëèíîâûå, àáðèêîñîâûå, âèøíåâûå ñîäåðæàò ìàññó õèìè÷åñêèõ âåùåñòâ, êðàñèòåëåé. Äîìàøíåå âèøíåâîå âàðåíüå íå áóäåò êðàñíîãî öâåòà, ïðè íàëè÷èè êèñëîðîäà è ñàõàðà îíî îêèñëèòñÿ è ñòàíåò òåìíî-êîðè÷íåâûì. Íåëüçÿ åñòü ìàéîíåçû, îñîáåííî â ïëàñòèêîâûõ óïàêîâêàõ. Óêñóñ âûäåëÿåò èç ïëàñòèêà ñàìûå êàíöåðîãåííûå âåùåñòâà. Ìàéîíåç ñîäåðæèò îãðîìíîå êîëè÷åñòâî êîíñåðâàíòîâ è ñòàáèëèçàòîðîâ. À æèðû ðîâíûì ñëîåì ïîêðîþò âíóòðåííþþ ñòåíêó âàøèõ ñîñóäîâ. Íåëüçÿ åñòü êîï÷åíûå ïðîäóêòû, âàðåíûå è ñûðîâÿëåíûå êîëáàñû. Ýòî èëëþçèÿ — åñòü âàðåíóþ áóìàãó ñ ñîëüþ è êðàñèòåëÿìè è äóìàòü, áóäòî ïîëó÷àåì áåëêè.Êîíå÷íî, íà âñå ýòî ìîæíî çàêðûòü ãëàçà, ïîòîìó ÷òî õî÷åòñÿ, ïîòîìó ÷òî ïðèâûêëè. Íî ýòî óæå ïñèõîëîãèÿ — ñìîòðèòå ïóíêò ïåðâûé. Åñëè ñîáðàëèñü óìèðàòü — íå îòâëåêàéòåñü.
 
3. ÂÎÄÀ. Òðåòüÿ ïðè÷èíà âñåõ çàáîëåâàíèé âîäà è íàïèòêè. Ìîçã íà 90% ñîñòîèò èç âîäû. Òðóäíî ïðåäñòàâèòü, ÷òî ñëó÷èòñÿ, åñëè îíà ïåðåñòàíåò òóäà ïîñòóïàòü. Íèêàêàÿ ïåïñè-êîëà, ÷àé èëè ñîê â ìîçã íå ïîñòóïàþò. Èç 96 òûñÿ÷ æèâûõ ñóùåñòâ íà Çåìëå òîëüêî ÷åëîâåê åñò ïðèãîòîâëåííóþ ïèùó è ïüåò ÷òî-òî, êðîìå âîäû. Ìû ìîæåì äîëãî äèñêóòèðîâàòü íà òåìó: ìîæíî ëè ïèòü çåëåíûé è ÷åðíûé ÷àé, êàêàî, êîôå, ñîêè? Íàäî ëè äåòåé ïîèòü ÷àåì? Áóäóò ëè îíè îò ýòîãî çäîðîâû? Ãîñïîäà, ìû æå íå ìîåì ãîëîâó ÷àåì? Íå ñòèðàåì áåëüå â ñîêå? Íå ìîåì ïîëû êîôå? Íàì íóæåí óíèâåðñàëüíûé ðàñòâîðèòåëü — âîäà. Âîò è íàøèì êëåòêàì íóæíà òîëüêî âîäà. Îíè òîæå õîòÿò «ïîìûòüñÿ».Ñêîëüêî íóæíî ïèòü âîäû? Åñëè âû ïèòàåòåñü ôðóêòàìè, îâîùàìè, êðóïàìè è ëåãêî óñâîÿåìûì áåëêîì, òî âàì äîñòàòî÷íî îäíîãî ëèòðà ÷èñòîé âîäû â äåíü. Åñëè óïîòðåáëÿòü ìÿñî, ðûáó, ÿéöà, õëåá, áîëüøîå êîëè÷åñòâî ïðÿíîãî è îñòðîãî, òî âîäû íóæíî ãîðàçäî áîëüøå — 1,5-2 ëèòðà. ×åì áîëüøå ÷åëîâåê åñò, òåì áîëüøå îí äîëæåí ïèòü. Åñëè âû ïåðåéäåòå ê äðîáíîìó ïðèåìó ïèùè, òî îáúåì âîäû áóäåò ñíèæàòüñÿ. Ó ÷åëîâåêà ñóùåñòâóåò óíèêàëüíàÿ âåùü, êîòîðàÿ íàçûâàåòñÿ æàæäà. Íî æàæäà — ýòî íå ïåðâûé ïðèçíàê îáåçâîæèâàíèÿ, à ÷åòâåðòûé èëè ïÿòûé. Ïîýòîìó êîãäà ïåðåñîõëî âî ðòó — ýòî óæå ãëóáîêîå îáåçâîæèâàíèå. Âñïîìíèòå çàêîíû êîíöåíòðàöèè èç óðîêîâ õèìèè. Åñëè* ó ÷åëîâåêà êàìíè â ïî÷êàõ, çíà÷èò, êîíöåíòðàöèÿ ìî÷è î÷åíü âûñîêà è ñîëè âûïàäàþò â îñàäîê. Åñëè ïîëîæèòü â ÷àé îäíó ÷àéíóþ ëîæêó ñàõàðà, òî ýòî íîðìàëüíî. À åñëè 10, òî ñàõàð âûïàäåò â îñàäîê. Åñëè ïîñëå ÷åëîâåêà çàïàõ â òóàëåòå, êàê ïîñëå êîòà, è íåâîçìîæíî çàéòè, òî ýòî çíà÷èò, ÷òî îí íå ïüåò âîäó è ìî÷à î÷åíü êîíöåíòðèðîâàííàÿ. Åñëè ÷åëîâåê ïîòååò è ñèëüíî ïàõíåò, òî íàäî ïèòü âîäó, à íå ïîëüçîâàòüñÿ äåçîäîðàíòîì. Âîäû íàäî ïèòü ñòîëüêî, ÷òîáû çàïàõ ïîòà ñðàâíÿëñÿ ñ çàïàõîì òåëà. ×åðåç ëèìôó îòõîäèò êîëîññàëüíîå êîëè÷åñòâî ÿäîâ, à ÿä ðàñòâîðèòü ìîæíî òîëüêî â âîäå, è íå â ÷åì äðóãîì. Àíàëîãè÷íî ñ ñîëÿíîé êèñëîòîé, êîòîðàÿ íàõîäèòñÿ â æåëóäêå. Ïîâûøåííàÿ êèñëîòíîñòü æåëóäêà — î÷åíü ñïîðíûé âîïðîñ. Íå îäèí æåëóäîê íå äàñò ïîâûøåííîå êîëè÷åñòâî êèñëîòû, çà÷åì îí åå áóäåò ïðîèçâîäèòü? Ïîëîæåíî âûäåëèòü 2,5 ãðàììà ñîëÿíîé êèñëîòû — æåëóäîê âûäåëèò òàêîå êîëè÷åñòâî. Íî åñëè òàì íàõîäèòñÿ 2 ãðàììà âîäû, âìåñòî ïîëîæåííûõ ñòà ãðàìì, òî êîíöåíòðàöèÿ áóäåò ñîîòâåòñòâóþùàÿ. ×åëîâåê æàëóåòñÿ, ÷òî ó íåãî èçæîãà, à åìó ãîâîðÿò, ÷òî ó íåãî ïîâûøåííàÿ êèñëîòíîñòü è äîáàâëÿþò òóäà ñîëè àëþìèíèÿ. Ãëóïåå ïðèäóìàòü íåëüçÿ. Êîãäà ìû ïðèõîäèì ê âðà÷ó ñ ñàõàðíûì äèàáåòîì, íå ñëåäóåò íà÷èíàòü ñ ñàõàðîïîíèæàþùåé òàáëåòêè. Ïðåäñòàâüòå ñåáå êðîâü, â êîòîðîé ðàñòâîðåíû 3 ëîæêè ñàõàðà, òî åñòü êðîâü ñëàäêàÿ. Êàêèìè òàáëåòêàìè ìîæíî óáðàòü ñàõàð? Êóäà îí äåíåòñÿ? Îí óæå â ñòàêàíå. Ýòî èëëþçèÿ íà óðîâíå ïñèõîëîãèè. ×òî ìîæíî ñäåëàòü ñî ñëàäêîé êðîâüþ? Ÿ ìîæíî ðàçáàâèòü âîäîé. Ñàõàð ìîæíî ïðîìûòü ÷åðåç ïî÷êè? Ìîæíî. Òîëüêî òàêèì îáðàçîì åãî ìîæíî ðàñòâîðèòü. Ïîýòîìó ïåðâûé ñèìïòîì, êîòîðûé ïîÿâëÿåòñÿ ó ÷åëîâåêà — æàæäà, åìó õî÷åòñÿ ðàñòâîðèòü ýòîò ñàõàð. Ïðè ýòîì âðà÷ íèêîãäà íå ñêàæåò, ÷òîáû âû óïîòðåáëÿëè áîëüøå âîäû, áîëåå òîãî, îí äàæå çàïðåòèò ïèòü ýòó âîäó. Íà ìíîãèå çàáîëåâàíèÿ íàäî ìåíÿòü ñâîé âçãëÿä.
 
4. ÀÁÂÃÏÏ — ÀÃÐÅÑÑÈß ÁÀÊÒÅÐÈÉ, ÂÈÐÓÑÎÂ, ÃÐÈÁÎÂ, ÏÐÎÑÒÅÉØÈÕ, ÏÀÐÀÇÈÒÎÂ. Õîòèòå âû èëè íåò — îíè åñòü, îíè æèâóò è èìåþò òàêîå æå ïðàâî íà ñóùåñòâîâàíèå, êàê è âû. Óáèòü èõ íåâîçìîæíî. Ñêîðåå îíè âàñ óáüþò, íî ó íèõ íåò òàêîé öåëè. Èõ öåëü — ýêñïëóàòèðîâàòü íàñ è ïîëó÷àòü ïðîäóêòû äëÿ ñâîåé æèçíåäåÿòåëüíîñòè.Åñëè áû êàêèå-òî ãëèñòû õîòåëè áû íàñ óìîðèòü, îíè áû äàâíî ýòî ñäåëàëè. Èì íåçà÷åì ðàçðóøàòü áîëüøîé êîðàáëü, îíè æèâóò òèõîíå÷êî. Äðóãîå äåëî, ÷òî ìû íå õîòèì ñ íèìè æèòü, çíà÷èò, íàì íàäî ñîçäàòü äëÿ íèõ íåáëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ. Ñ áàêòåðèÿìè, âèðóñàìè è ãðèáàìè ìîæåò ñïðàâèòüñÿ íàø èììóíèòåò, è òîëüêî îí. Äðóãîå äåëî — ïðîñòåéøèå è ãåëüìèíòû. Äëÿ êëåòîê èììóííîé ñèñòåìû — ýòî êðóïíûå çâåðè, ïîýòîìó äëÿ áîðüáû ñ íèìè ìû äîëæíû ïðèìåíÿòü êîíêðåòíûå äåéñòâèÿ.
 
5. ÍÀÑËÅÄÑÒÂÅÍÍÎÑÒÜ. Ê ñîæàëåíèþ, ïîñëå 40 ëåò, íà ïðèåìå ó âðà÷à, ÷åëîâåê ñòàíîâèòñÿ æåðòâîé âîçðàñòà è íàñëåäñòâåííîñòè. Ìíîãèå «íàñëåäñòâåííûå» çàáîëåâàíèÿ, òàêèå êàê æåë÷íîêàìåííàÿ è ìî÷åêàìåííàÿ áîëåçíè, ñàõàðíûé äèàáåò 2 òèïà, ãèïåðòîíè÷åñêàÿ áîëåçíü, àðòðîçû, ÿâëÿþòñÿ ñëåäñòâèåì ñòåðåîòèïîâ ïèòàíèÿ â íåñêîëüêèõ ïîêîëåíèÿõ. Áîëüøèíñòâî íàñëåäñòâåííûõ çàáîëåâàíèé ïðîÿâëÿþòñÿ â ïåðâûå 10-15 ëåò æèçíè.
 
6. ÌÅÄÈÖÈÍÀ. Äàæå åñëè â ðàçâèòèå ìåäèöèíû âëîæèòü îãðîìíîå êîëè÷åñòâî äåíåã, ïðîäîëæèòåëüíîñòü æèçíè ÷åëîâå÷åñêîé ïîïóëÿöèè íå óâåëè÷èòñÿ. Îíà íå çàâèñèò îò óðîâíÿ ðàçâèòèÿ ìåäèöèíû â ñòðàíå. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü æèçíè çàâèñèò îò êóëüòóðû ïèòàíèÿ, îáðàçà æèçíè è ëþáâè ê ñàìîìó ñåáå. Îãðîìíîå êîëè÷åñòâî ëåêàðñòâåííûõ âåùåñòâ, êîòîðûå ìû ïðèíèìàëè â ïðîøëîì âåêå — àíàëüãèí, öèòðàìîí, äèìåäðîë, óæå äàâíî ñíÿòû ñ ïðîèçâîäñòâà â äðóãèõ ñòðàíàõ ìèðà èç-çà èõ òîêñè÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ. Íàïðèìåð, ïðåïàðàò äåêàðèñ, êîòîðûé ìíîãî ëåò èñïîëüçîâàëñÿ â êà÷åñòâå èììóíîìîäóëÿòîðà, âûçûâàåò ðàê êðîâè ó äåòåé. Ýòè èññëåäîâàíèÿ ïðîâîäèëèñü â ÑØÀ.Ìû óæå íå ãîâîðèì î áåñêîíòðîëüíîì ïðèåìå íåñòåðîèäíûõ ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûõ ñðåäñòâ, àíòèáèîòèêîâ è ïðåïàðàòîâ, ñíèæàþùèõ àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå. Òîëüêî âàì ðåøàòü, ñêîëüêî è êàê äîëãî âû áóäåòå ïðèíèìàòü õèìè÷åñêèå ñðåäñòâà. Ýòî êîëîññàëüíûé ôàêòîð, âëèÿþùèé íà âàøå çäîðîâüå ñàìûì íåãàòèâíûì îáðàçîì.
 
7. ÒÐÀÂÌÛ. Ñ÷èòàåòå ëè âû, ÷òî òðàâìû — ýòî ñëó÷àéíîñòü? Îñîáåííî, åñëè îíè ïðåâðàùàþòñÿ â çàêîíîìåðíîñòü? Ýòîò ôàêòîð òåñíî ñâÿçàí ñ èíòóèöèåé è îáðàçîì ìûøëåíèÿ ÷åëîâåêà. Íî åñëè óæ òàêîå ïðîèçîøëî, ïîñòàðàéòåñü îòñëåäèòü ïîñëåäñòâèÿ òðàâìû è ïî âîçìîæíîñòè èõ óñòðàíèòü. Ñåé÷àñ îñîáîé ïîïóëÿðíîñòüþ íà÷èíàþò ïîëüçîâàòüñÿ âðà÷è-îñòåîïàòû — âîëøåáíèêè, êîòîðûå ìÿãêèìè äâèæåíèÿìè ðóê âîññòàíàâëèâàþò áèîìåõàíèêó ñóñòàâîâ ïîçâîíî÷íèêà è «ðèòì äûõàíèÿ» êîñòåé ÷åðåïà. Òåì ñàìûì, óëó÷øàÿ ëèêâîðîäèíàìèêó, âåíîçíûé îòòîê èç ïîëîñòè ÷åðåïà, ÷òî çà÷àñòóþ ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé ãîëîâíûõ áîëåé, à ïî ôàêòó ïîñëåäñòâèåì òðàâì.
 
8. ÄÂÈÆÅÍÈÅ.  Êèòàå è ßïîíèè î÷åíü ìàëî âðà÷åé, êîòîðûå çàíèìàþòñÿ ïðîáëåìàìè ñóñòàâîâ. Áîëüøèíñòâî âèäîâ âîñòî÷íûõ åäèíîáîðñòâ ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé ïëàâíûå äâèæåíèÿ, áîëüøå ïîõîæèå íà õîðîøóþ ãèìíàñòèêó, ÷åì íà âèä ñïîðòà.  íàøåé ñòðàíå ïîíÿòèå î ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå ó êàæäîãî ñâîå. Ïðîñòîÿâ 8 ÷àñîâ âíèç ãîëîâîé íà äà÷å, âû ìîæåòå è íå íàäåÿòüñÿ, ÷òî ïîëó÷èëè ïîëåçíóþ ôèçè÷åñêóþ íàãðóçêó. Äâèæåíèÿ äîëæíû áûòü ãàðìîíè÷íî ðàñïðåäåëåíû ìåæäó âñåìè ãðóïïàìè ìûøè è ñîïðîâîæäàòüñÿ íåáîëüøèì ó÷àùåíèåì ïóëüñà è ïîòîîòäåëåíèåì. Òîãäà ýòó íàãðóçêó ìîæíî ñ÷èòàòü ýôôåêòèâíîé.
 
9. ÁÈÎÝÍÅÐÃÅÒÈÊÀ.  íàøå âðåìÿ íàóêîé äîêàçàíî, ÷òî áèîïîëÿ ñóùåñòâóþò. Ðàíüøå ýòî íàçûâàëè «ñãëàç, ïîð÷à», à ñåé÷àñ íàçûâàþò «áèîýíåðãåòè÷åñêèì âîçìóùåíèåì». Íåâàæíî, êàê ýòî íàçûâàòü, ãëàâíîå, ÷òîáû âû ïîíèìàëè: áèîïîëå ÷åëîâåêà ñóùåñòâóåò, à çíà÷èò, íà íåãî èäåò âîçäåéñòâèå Ýòîò ôàêòîð îïÿòü æå òåñíî ñâÿçàí ñ ïñèõîëîãèåé.
 
10. ÝÊÎËÎÃÈß. Åñëè âîêðóã âàñ â ìàêðî- èëè â ìèêðîýêîëîãèè íàõîäÿòñÿ ïðîáëåìíûå çîíû, òàêèå êàê: ïðîìûøëåííûå âûáðîñû â âîçäóõ îò çàâîäîâ; ìûòüå ïîñóäû ñðåäñòâîì «Ôåéðè», êîòîðîå ñìûâàåòñÿ 35-é âîäîé è ðàñòâîðÿåòñÿ âíóòðè ÆÊÒ; óïîòðåáëåíèå õëîðèðîâàííîé âîäû — âàì ñëåäóåò ïðèíÿòü ìåðû.
 
11. ÂÐÅÄÍÛÅ ÏÐÈÂÛ×ÊÈ. Èõ áîëüøå, ÷åì ïðèíÿòî ñ÷èòàòü. Ýòî íå òîëüêî àëêîãîëèçì, êóðåíèå è íàðêîìàíèÿ. Ýòî è ÷òåíèå â òðàíñïîðòå, ïðîñëóøèâàíèå ãðîìêîé ìóçûêè â íàóøíèêàõ. Êñòàòè, ñïàòü íà æèâîòå òîæå âðåäíî, ïîòîìó ÷òî øåÿ ïîâîðà÷èâàåòñÿ ïîä óãëîì 45%, òî åñòü ïðàêòè÷åñêè íàðóøàåòñÿ ìîçãîâîå êðîâîîáðàùåíèå. 12. ÂÐÅÌß. Ýòî òî, ÷åãî íå õâàòèò, êîãäà âñå óæå áóäåò. Íåèçáåæíûé ôàêòîð, âëèÿþùèé íà íàøå çäîðîâüå.
 
Èç êíèãè «Ôèëîñîôèÿ çäîðîâüÿ» Ñòåïàíîâîé Ì.Â.
 

Читайте также:  Кишечные болезни и лечение у взрослых

Источник