Ходячие мертвецы 4 сезон что за болезнь
Вот и подошел к концу четвертый, кто б мог подумать, сезон сериала «Ходячие мертвецы». Этот сезон был разорван на две части, как и предыдущий. Первую часть показывали до нового года, вторую после некоторого перерыва, после нового года. И вот позавчера в эфир вышла последняя серия, которая закончилась «на самом интересном месте», как говорил Кеша.
По осени я делала пост об этом сериале, о его героях, и коротко о предыдущих сезонах. Если интересно, то вспомнить все и посмотреть гифки можно тут.
Ну а сейчас хочется высказаться относительно того, что произошло.
В этом сезоне наших героев поджидала опасная болезнь, которая унесла многих людей. Чуть не погибли и некоторые весьма важные лица. Затем появился Губернатор, как-будто вернувший к нормальной жизни и даже обретший новую семью. Однако ненадолго. Вскоре его второе я вернулось и погубило Хэршела, а также тюрьму — убежище наших героев. В связи с чем, в суматохе перестрелки друзей раскидало небольшими группами и последние несколько серий они бродили порознь. Кто-то обрел новых компаньонов, не все хороших, кто-то терял старых, но в конченом счете бОльшая часть встретилась в пресловутом Терминусе — городе, который готов был приютить всех.
А теперь отдельно о героях.
Итак, четвертый сезон принес нам нездоровую девочку Лиззи (сезон то принес третий, но раскрылась она в этом), роль которой стала весомее, но увы резко оборвалась. Вообще эта повернутая героиня вносила свой колорит в сюжетную линию. Её мания защищать зомби и даже подкармливать их, и с легкостью убивать живых поначалу пугала, но потом оказалась даже полезной. Если бы не последний её поступок. И все-таки я бы дала ей возможность пожить еще немного. Есть в ней что-то вроде харизмы ) Актриса очень убедительна.
Кэрол показала себя, как жёсткая и даже жестокая героиня, но эти её качества тоже окажутся полезными. Вообще, пересмотрев первый сезон я вдруг увидела, как все-таки изменились герои и особенно Кэрол. Стала такой самостоятельной, уверенной. Научилась жить в тех условиях, которые предлагает мир. Это круто. Я думаю, что она может быть очень нужна в будущем команде Рика и вероятно в следующем сезоне сыграет немаловажную роль в спасении своих друзей.
Жить с тем, что взяла на себя Кэрол надо уметь. Она относится к той категории дам, которые могли бы армией управлять.
Что касается пропавшего в третьем сезоне и вернувшегося в этом сезоне Губернатора, то на мой взгляд эта линия была лишней. Серии, где он был паинькой были откровенно скучными.
Мне показалось его присутствие натужным, но зато наших друзей столкнули с места и заставили наконец побродить по лесам… Однако, то, что сделал напоследок Губер очень печально…(( понимаю, что герои должны умирать, но все-таки жалко.
Что касается дочерей погибшего Хэршела, то мне так и осталось непонятным, кто мог украсть Бет. Поначалу я грешила на банду, с которой в итоге связался на Лучник-Леголас-Дэрил, но поняла, что ошиблась. Вероятно это те самые люди из Тэрминуса. Может она им нужна для размножения…? ну чем не сценаристы не шутят?
До сих пор немного раздражает несколько сопливая история Глена и Мэгги, но эти люди пока еще поддерживают некое подобие нормальной жизни и любви. И все-равно остаются очень приятными и симпатичными
Далее идет Карл. Мальчишка дичайше раздражал предыдущий сезон, но в этом вел себя спокойнее и понятнее. В какой-то момент даже показалось, что он вполне неплохой парень. Карл с каждым сезоном становится старше, взрослее, но его характер мне пока так и не ясен. То ли он псих ненормальный, то ли нет.
Дэрил, Мишон и новые герои симпатичны. Рыжий здоровяк надеюсь долго продержится. Очень он клевый. Ученый тоже забавный. Появилась даже девушка нетрадиционной ориентации… ))
Что касается Рика, то по-моему в последней серии он показал, что вполне себе способен вернуть утраченные позиций настоящего главаря. Я так понимаю, что создатели решили вернуть ему смелость, силу воли, решительность и некоторое бешенство, если оно у него было. И правильно, Пора уже забыть о погибшей жене, о помидорах и грядках и вернуться в мир зомби и отморозков. Собственно, его поступок говорит о многом и я думаю, что защищая своего ребенка от мерзости так мог бы поступить каждый.
В финале почти все герои, которых судьба разметала по разным уголкам леса собрались в куче и я лично жду от следующего сезона настоящей битвы.
Хотелось бы понять, что это за город такой. Секта? Слишком банально, но скорее всего. А может быть просто и они боятся, что потеряют контроль над ситуацией и просто защищают своих…
Где же все-таки Бет? Вернется ли она в следующем сезоне? И будут ли в конце-концов нормальные схватки с зомби?!
Ну и напоследок
Обновлено 02/04/14 08:44:
ПС: кому интересно ВОТ ССЫЛКА на комиксы. Спасибо will-o-the-wisp!
Обновлено 02/04/14 08:45:
ой…прошу прощения, за комиксы СПАСИБО marra! )))
Источник
Вряд ли хоть один актёр, пробующийся на роль в сериале «Ходячие мертвецы» рассчитывает что ему удастся закрепиться в нём надолго — такой уж в нём сюжет что персонажи долго не живут. Впрочем не каждый актер покинул сериал исключительно потому что его персонаж пал в неравной борьбе с зомби или противоборствующими группировками — у некоторых были вполне себе весомые причины из реальной жизни. О них мы сегодня вам и расскажем (внимание тех кто не смотрел нескольких последних сезонов сериала, далее есть сюжетные спойлеры!):
Мэгги Грин
На самом деле с первого сезона на сегодняшний день в сериале осталось всего два персонажа — Дэрил (Норман Ридус) и Кэрол (Мелисса Макбрайд). Из тех же кто его покинул, первая о ком мы хотим рассказать — Мэгги Грин (актриса Лорен Коэн).
Мэгги появилась во втором сезоне и очень скоро стала одним из ключевых персонажей. Однако в девятом сезоне она покинула сюжет, отправившись на поиски новых выживших. Возможно конечно она еще вернется на экран (персонажа не убили), но видимо уже только после того как решатся определенные вопросы в реальной жизни.
Причина ухода довольно тривиальна — у актрисы закончился контракт со студией снимающей сериал, а заключить новый получилось только на шесть серий девятого сезона — отчасти из-за ее высоких финансовых запросов. Впрочем по слухам Мэгги вернется в сериал в 2020 году, видимо компромисс все же нашли.
Дейл Хорват
Дейл Хорват (Джеффри Деманн) является близким другом создателя и бывшего генерального продюсера сериала Фрэнка Дарабонта. Однако после первого сезона у Дарабонта возник конфликт со многими участниками съемок и главное с самой студией AMC, которая снимала сериал, и ему пришлось уйти из этого проекта в июле 2011 года.
Это очень разозлило Деманна и он попросил сценаристов «выписать» его персонаж из дальнейшего развития событий сериала. Актер рассказывал в своём интервью: «Убить Дэйва было моим решением. Я был очень возмущен тем как Фрэнка выпихнули из проекта, я целую неделю не мог прийти в себя. А потом меня осенило — это же сериал про зомби! Позвонил продюсерам и сказал им «убейте ‘меня’, я не хочу больше в этом участвовать»
Карл Граймс
Карл Граймс (Чендлер Риггз) покинул сериал в восьмом сезоне отчасти не из-за излишней кровожадности сценаристов, решивших убить одного из главных героев, к тому же ребенка. На самом деле за месяц до этого события актер сообщил о том, что сделал выбор в пользу образования — Риггз поступил в университет где будет изучать социологию и психологию. Впрочем у этой истории есть и неожиданный поворот — сразу после этого признания актёр заявил что на самом деле хочет сразу же взять годичный академический отпуск, чтобы еще немного побыть в проекте. А создатели фильма в это же время объявили ему что его персонажа в следующем сезоне уже не будет — это было прописано в сценарии еще заранее. По словам актёра, это было очень неожиданной и неприятной новостью для него и его семьи, так как участие в сериале являлось большой частью его жизни, да и к тому же незадолго до всех этих событий он купил дорогущий дом недалеко от места съемок.
Мишонн
Мишонн (Данай Гурира) буквально вдохнула новую жизнь в сериал своим появлением в третьем сезоне — возросший успех последующих сезонов был во многом связан с ее колоритным персонажем. Однако в 2019 году актриса объявила о том, что десятый сезон станет для ее героини последним. Причина ухода — другие творческие амбиции Гуриры, которым она не могла уделять достаточно своего времени, снимаясь в сериале. Причем речь не только о других актерских ролях (вспомним ее роль в «Черной Пантере»), но и другом ее призвании. Данай помимо всего прочего отличный театральный драматург — ее работы на этом поприще отмечены самыми престижными театральными премиями в США.
Рик Граймс
Ну и наконец главный для многих вопрос — почему сериал покинул его главный и самый известный герой шериф Рик Граймс (Эндрю Линкольн)?
В 2018 году актёр признался что покинет сериал в восьмом сезоне, причем сделал это очень трогательно, сказав следующее: «Я обожаю этот сериал. Он значит для меня буквально всё. Я очень люблю людей которые над ним работают». Несмотря на это признание, в жизни Линкольна есть еще более важная вещь — его семья. В то время как съемки сериала проходят в США, семья актера живет в Великобритании и со временем баланс между работой и личной жизнью стал нарушаться. У актёра двое детей с которыми он хочет чаще видеться. «Просто для меня пришло время вернуться домой» — признался Эндрю.
Надеемся вам было интересно узнать эти факты, подписывайтесь на наш канал Кинофакт — обо всём интересном из мира кино. Будет много интересного.
Приятного вам просмотра!
В подготовке статьи использованы материалы ресурса IMDb
Источник
16 апреля вышла 1 серия 4 сезона сериала «Бойтесь ходячих мертвецов» (далее «БХМ») — спин-оффа «Ходячих мертвецов». Сериал рассказывает о семье Кларк, состоящей из Мэдисон и ее детей Ника и Алисии. Вместе на протяжении трех сезонов они выживали, успев выбраться за пределы США — в Мексику, — а после вернулись обратно в США. Новый сезон станет не только продолжением их истории, но и первым кроссовером спин-оффа с оригинальными «Ходячими мертвецами». К основному касту «БХМ» присоединился актер Ленни Джеймс, сыгравший Моргана Джонса в «Ходячих». В этом материале я расскажу о своих впечатлениях от 1 серии 4 сезона.
Первые три сезона «БХМ» рассказывали о семье Кларк, из Лос-Анджелеса сбежавшей в Мексику, чтобы попытаться там переждать зомби-апокалипсис. Но им, как и миллионам других людей, не повезло. Пришлось искать новый дом и учиться жить в изменившемся мире, где люди гораздо страшнее оживших мертвецов.
Формально «БХМ» продолжает стандартную схему «Ходячих мертвецов» (да и вообще фильмов про зомби-апокалипсис). Главные герои движутся из точки А в точку Б, пытаясь найти безопасное место для жизни. Попутно, из самых лучших побуждений, они разрушают любые попытки выживших построить новое общество на руинах старого. И на все это накладывается семейная драма Кларков.
Именно из-за этого я очень не люблю «БХМ», о чем писал подробнее, когда 3 сезон еще только стартовал. Третий сезон проблему спин-оффа не исправил, а вот у 4 сезона, похоже, выбрано иное направление.
И все дело в том, что в 1 серии 4 сезона вообще нет Кларков. Они появляются в последних минутах серии, и до этого момента серия прекрасна. Нам показывают трех одиночек, каждый из которых пытается достичь какой-то своей цели. Поневоле они оказываются вместе, и добром это не заканчивается. Но кто эти герои?
Морган Джонс. Тот самый персонаж, который перешел из «Ходячих мертвецов» в спин-офф. Фанаты сначала не оценили решение AMC сделать персонажем для кроссовера именно Моргана, но после финала 8 сезона (о котором мы, кстати, рассказывали в отдельном материале) вопросов лично у меня не возникает.
У Джонса в 8 сезоне «Ходячих» были большие проблемы. Из-за Спасителей, угрожавших людям, которые не безразличны Моргану, ему пришлось отойти от своей философии по противлению убийству. Морган не хочет никого убивать, но у него нет выбора, и это чувство внутреннего конфликта создает ему психические проблемы.
На протяжении 8 сезона он регулярно видит людей, погибших по его вине (прямо или косвенно), и они подвергают решения, принятые Морганом, критике, обвиняют его в своей гибели, говорят о том, что их смерть была не оправдана, а он виновен в том, что их больше нет.
Морган — один из тех героев «Ходячих», становлению мировоззрения которого было уделено действительно много времени. Он появился в сериале еще в 1 сезоне, но в основной каст вошел только в пятом. И, тем не менее, мотивация Моргана и его долгий путь прописан в сериале отлично.
Это один из редких героев, кто не просто пережил свой аналог из комиксов (в первоисточнике Морган давно мертв), но и получил новое развитие, которого не было в оригинале.
В сериале у Моргана были психические проблемы, которые он с большим трудом преодолел, когда отказался от насилия. Но когда из-за войны со Спасителями ему снова пришлось убивать, галлюцинации вернулись. Тогда в финале противостояния он и решил сделать перерыв, пожив в уединении. Но ему не дали отдохнуть. Несколько ключевых героев «Ходячих мертвецов» появляютсяв «БХМ» как камео, пытаясь уговорить Моргана вернуться обратно. Это впоследствии и привело к его решению покинуть Александрию, чтобы побродить в одиночку по развалинам США.
Так Морган и попадает в мир «БХМ». По пути он встречает другого нового героя — Джона Дори, современного ковбоя, который разыскивает свою подругу. Джона играет актер Гаррет Диллахант (вы можете помнить его как одного из главных антагонистов в 1 сезоне «Одаренных»). Здесь же он играет не расчетливого злодея, а добродушного бродягу, который готов вступиться за незнакомца и поддержать в трудную минуту.
Состав тройки дополняет Алтея, которую сыграла актриса Мэгги Грэйс (Шэннон из «Остаться в живых»).
Она играет журналистку, которая после прихода мертвецов решилась на, наверно, самый масштабный в своей карьере материал — она собирает истории переживших Конец Света.
Передвигаясь по США на огромном грузовике, Алтея беседует с выжившими, расспрашивая их о том, кого они потеряли, через что прошли, где побывали.
И это очень крутая линия. Это напомнило мне книгу World War Z Макса Брукса, в которой главный герой — представитель ООН — путешествует по миру, собирая истории выживших о том, как они пережили Конец Света. Но в книге Брукса люди победили, а во вселенной «Ходячих» мертвые захватили мир, изуродовав общество и заставив бояться незнакомцев. С этим сталкивается и Алтея.
Вся 1 серия 4 сезона — знакомство троих людей, каждый из которых преследует свою цель. Поневоле им пришлось объединиться, и абсолютно все элементы здесь представлены отлично. Морган не перегружает незнакомцев историями о своем богатом прошлом из «Ходячих» — он говорит мало, ровно столько, сколько сказал бы реальный человек, если бы его попросили рассказать о произошедшем. Если отбросить финал серии, то она выглядит максимально обособленной от вселенной «Ходячих».
Честно говоря, именно таким мне и хотелось бы видеть спин-офф — историей простых людей, пытающихся найти свое место в мире ходячих. Без войн между общинами и семейной драмы. Только живые люди, случайно встретившие друг друга, и вынужденные стать спутниками поневоле.
Конечно, весь сезон таким не будет. Судя по трейлеру, нас снова ждет семья Кларков (в финале 1 серии 4 сезона они грабят новых героев спин-оффа), их попытки найти новое место для жизни, а Алтея, Джон Дори и Морган Джонс окажутся втянуты в разборки Кларков с очередными плохими парнями. Но тем не менее, AMC подарил нам короткий экскурс в тот мир «Ходячих», который было бы приятно видеть на телеэкранах.
Я буду рад оказаться неправ, но «БХМ» из сезона в сезон показывает одно и то же. И все новые герои выбывали из сериала так же быстро, как и появлялись в нем. Время покажет, будет ли кроссовер оправдан.
Но пока что я просто советую посмотреть первую серию. Для ее восприятия вам совершенно необязательно смотреть 8 сезонов «Ходячих мертвецов» и 3 сезона «БХМ».
Хотите скрыть партнерские блоки? Зарегистрируйтесь и читайте материалы не отвлекаясь.
Источник
Ñåãîäíÿ ìû ïîãîâîðèì ñ âàìè î òàê íàçûâàåìûõ «çàëîæíûõ» ïîêîéíèêàõ. Äëÿ íà÷àëà äàâàéòå ðàçáåð¸ìñÿ, êòî æå ýòî òàêèå. Íà ñàìîì äåëå, âñå âû òàê èëè èíà÷å çíàêîìû ñ ýòèì ïîíÿòèåì â ñèëó òîãî, ÷òî ñîâðåìåííàÿ êóëüòóðà îáðàç æèâûõ ìåðòâåöîâ ýêñïëóàòèðóåò äàâíî è íåáåçóñïåøíî. Ñîáñòâåííî ãîâîðÿ, ýòèì æå áàëîâàëèñü è íàøè ñ âàìè òåïåðü óæå äàë¸êèå ïðåäêè, ðàçâå ÷òî íàçâàíèÿ âûáèðàëè ïîèíòåðåñíåå.
Êàê èçâåñòíî, ÷åì äàëüøå ìû ïîãðóæàåìñÿ â èñòîðèþ, òåì áîëüøå îáíàðóæèâàåì, ÷òî äðåâíèé ÷åëîâåê î÷åíü ëþáèë ðàçíîãî ðîäà ïðàâèëà. Âñïîìíèòå õîòÿ áû äîõîäÿùèé èíîãäà äî ôàíàòèçìà ïðèäâîðíûé ýòèêåò. Íó à ïîêà ñèëüíûå ìèðà ñåãî ìåðèëàñü âûâåðåííîñòüþ ïîêëîíîâ, âñåì îñòàëüíûì òîæå íàäî áûëî êàê-òî ñåáÿ ðàçâëåêàòü. Èìåííî ïîýòîìó ïîíÿòèÿ ïðàâèëüíîñòè è íåïðàâèëüíîñòè ïðîñà÷èâàëèñü â ñàìûå íåîæèäàííûå ñôåðû æèçíè. Äàæå óìåðåòü ìîæíî áûëî êàê-òî íå òàê.
Èòàê, åñëè ðåçþìèðîâàòü êðèòåðèè ïðàâèëüíîñòè ñìåðòè, òî âûéäåò ÷òî-òî â ýòîì äóõå. Ñ ïðàâèëüíûìè ïîêîéíèêàìè âñ¸ ïîíÿòíî: ïðîäóêòèâíî îòðàáîòàëè íà áëàãî ãîñóäàðñòâà, èñïðàâíî ïëàòèëè íàëîãè, ñêîí÷àëèñü äî âûõîäà íà ïåíñèþ. Ñ íåïðàâèëüíûìè èíòåðåñíåå, ïîòîìó ÷òî øàã âïðàâî, øàã âëåâî îò êàíîíà óæå íå òî, à øàãîâ ìîæíî ñäåëàòü ìíîãî: íàïðèìåð, óìåðåòü ðàíüøå, ÷åì ïîëîæåíî, è òóò óæå íèêòî íå áóäåò ðàçáèðàòüñÿ, ñàì ëè òû ðåøèë âûïèñàòü ñåáå ïóòåâêó íà òîò ñâåò, èëè òàê ðàñïîðÿäèëàñü ñëó÷àéíîñòü. Òàêèì ïîêîéíèêàì ïðèïèñàíî «äîõàæèâàòü» ñâîé ñðîê íà çåìëå â òîì èëè èíîì âèäå, â çàâèñèìîñòè îò âåçåíèÿ. Ïîâåçëî â äàííîé ñèòóàöèè ýòî êîãäà âû ñâîèì ïðèçðà÷íûì ñóùåñòâîì ñîòðÿñàåòå âîçäóõ è, ïî áîëüøîìó ñ÷åòó, ìàëî êîãî âîëíóåòå. À ìîæåò ñëó÷èòüñÿ òàê, ÷òî íå÷èñòü áîëåå âûñîêîãî ïîðÿäêà òå æå ÷åðòè ïðåäëîæàò âàì äîáðîâîëüíî-ïðèíóäèòåëüíîå òðóäîóñòðîéñòâî è ñòàíóò íà âàñ âîäó âîçèòü. Ïðèÿòíîãî â òàêîé çàãðîáíîé æèçíè ìàëî.
Êàçàëîñü áû, æèâè, ïðåâîçìîãàé è ðàäóéñÿ, íî è òóò òîæå íóæíî çíàòü ìåðó. Ïî èñòå÷åíèè îïðåäåë¸ííîãî ñðîêà äàæå âàøè áëèæàéøèå ðîäñòâåííèêè íà÷íóò êîñèòü íà âàñ íåäîáðûì ãëàçîì è æàëîâàòüñÿ çà ñïèíîé, ÷òî âû ó íèõ «æèçíü çàåäàåòå».  õóäøåì ñëó÷àå ìîãóò è â êîëäîâñòâå çàïîäîçðèòü. Ïîòîìó ÷òî ãäå ýòî âèäàíî, ÷òîáû ïðîñòûå êðåñòüÿíå èç äðåâíåé Ðóñè äî çîëîòîé ñâàäüáû äîæèâàëè áåç ïîòóñòîðîííåé ïîìîùè íó íå áûâàåò òàê!
Êðîìå ÷èñòî ôèçè÷åñêèõ ôàêòîðîâ, âîñïðåïÿòñòâîâàòü âàøåìó áëàãîïîëó÷íîìó ïåðåñåëåíèè â ëó÷øèé ìèð ìîæåò åù¸ è íåîòêëþ÷àåìàÿ ïîñëå îñòàíîâêè ñåðäöà ñîâåñòü. Çàáûëè äîëã îòäàòü ñîñåäó? Ñëó÷àéíî ïðèêàðìàíèëè ó ñåáÿ ÷óæîé âåíèê? Íå ñäàëè ãîäîâîé îò÷åò íà÷àëüñòâó? ×òî æ, çíà÷èò, â áëèæàéøåì áóäóùåì âàì ïðåäñòîèò äîëãî èëè êîðîòêî, íî â ëþáîì ñëó÷àå óâëåêàòåëüíî æäàòü, ïîêà êòî-íèáóäü èç ðîäíûõ íå äîãàäàåòñÿ äîäåëàòü âñ¸ çà âàñ, íó èëè ïî êðàéíåé ìåðå íå óïîêîèò Âàñ íàñèëüíî. Äëÿ óñêîðåíèÿ ýôôåêòà ðåêîìåíäóåòñÿ åæåíîùíî íàâåùàòü ñâîé äîì è ìÿãêî íàìåêàòü ïðèñóòñòâóþùèì íà íàëè÷èå ïðîáëåìû.
Âîò òàê ìîæíî áûëî ïîïîëíèòü ðÿäû íåïðàâèëüíûõ, èëè «çàëîæíûõ» ïîêîéíèêîâ.
À òåïåðü î òîì, êàêèå îòíîøåíèÿ ñêëàäûâàëèñü ó æèâûõ ñ ìåðòâûìè. Òî, ÷òî íå ñëèøêîì òåïëûå ýòî î÷åâèäíî, îäíàêî è òóò åñòü ñâîè íþàíñû. Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ÿ âûäåëèëà êàòåãîðèþ îòíîñèòåëüíî íåéòðàëüíûõ çàëîæíûõ ïîêîéíèêîâ, ïðîøó îáðàòèòü îñîáîå âíèìàíèå íà ïðèñòàâêó «îòíîñèòåëüíî». Äåëî â òîì, ÷òî õîäÿ÷èõ ìåðòâåöîâ ëþäè ïî ïîíÿòíûì ïðè÷èíàì íå ëþáèëè. Íèêàê è íèêàêèõ. Âñå îíè ïî ñâîåé ïðèðîäå òàê èëè èíà÷å ìîãëè ïîðòèòü æèçíü òåì, êòî å¸ ïîêà íå ëèøèëñÿ.  äàííîì ñëó÷àå â îñíîâó ðàçäåëåíèÿ ïîëîæåí òîò ôàêò, ÷òî ñ ñóùåñòâîâàíèåì îäíîé íåæèòè ÷åëîâåê ñìèðèëñÿ è â öåëîì ìîæåò òåðïåòü ýòî ñîñåäñòâî, à äðóãóþ ñòàðàåòñÿ èñòðåáëÿòü âñåìè äîñòóïíûìè ñïîñîáàìè êàê ãîðàçäî áîëåå ñåðüåçíóþ óãðîçó.
Äàëåå ìû ïîãîâîðèì î òîì, êàê èìåííî ïðåäïîëàãàëîñü áîðîòüñÿ ñ çàëîæíûìè ïîêîéíèêàìè.
Êàê ãîâîðèòñÿ, ÷èñòî íå òàì ãäå óáèðàþò, à òàì, ãäå íå ñîðÿò. È, ðàçóìååòñÿ, ãîðàçäî ëåã÷å ïðåäóïðåäèòü âîññòàíèå ïîêîéíîãî, ÷åì ïîòîì õâàòàòüñÿ çà ãîëîâó è ëîâèòü îæèâøèé è âïîëíå ïîäâèæíûé òðóï. ×òîáû ýòîãî íå ñëó÷èëîñü, çàâåäîìî íåïðàâèëüíî óìåðøèõ ñ ïðàâèëüíûìè íå ìåøàëè. Ñ÷èòàëîñü, ÷òî åñëè ïîõîðîíèòü ñàìîóáèéöó íà êëàäáèùå, æèâàÿ ÷àñòü îáùèíû çà ýòî áóäåò âñÿ÷åñêè ðàñïëà÷èâàòüñÿ, ïîýòîìó âî èçáåæàíèå çàêàïûâàëè ïîäàëüøå. Äëÿ ýòîãî ïðåêðàñíî ïîäõîäèëè ïðèðîäíûå ëàíäøàôòû îâðàãè è áîëîòà, à åñëè ìåñòíîñòü íå áàëîâàëà âîçâîäèëè ñïåöèàëüíûå óáîãèå äîìà, èëè áîæåäîìû. Èíîãäà íà ìåñòî çàõîðîíåíèÿ â òå÷åíèå ãîäà ñêèäûâàëè âñÿ÷åñêèé ìóñîð, ïîòîìó óáèðàëè è ñíîâà ñêèäûâàëè. (Òàê çàðîäèëèñü ñóááîòíèêè).
Òàêæå äåéñòâåííûì ñ÷èòàëîñü ñáèòü ìåðòâåöà ñ îáðàòíîé äîðîãè êîëè óæ âñòàíåò, ÷òîáû õîòü íå âåðíóëñÿ. Òóò â õîä øëà ñâÿòàÿ âîäà è çåðíà íàðîä, ðóêîâîäñòâóÿñü íåäîñòóïíîé ìíå ëîãèêîé, âåðèë â òî, ÷òî ïîêîéíèêè íå ìîãóò îòêàçàòü ñåáå â óäîâîëüñòâèè ïåðåñ÷èòàòü èõ âñå, ïîýòîìó ñûïàëè è íå ñêóïèëèñü, íó òàê, íà âñÿêèé ñëó÷àé. Êñòàòè, íà ïåðåêðåñòêàõ õîðîíèëè ñ òåìè æå öåëÿìè.
Ñ îòðåçàíèåì íîã â öåëîì âñ¸ ïîíÿòíî íà òîì, ÷åãî íåò, äàëåêî íå ïîõîäèøü. Ýòî ñïîñîá, òàê ñêàçàòü, ÷òîáû íàâåðíÿêà.
À âîò ïåðåâîðà÷èâàíèå ïðåäìåòîâ âîïðîñ óæå áîëåå òóìàííûé. Òàêèì îáðàçîì, âåðîÿòíåå âñåãî, ðèòóàëüíî îáîçíà÷àëè ìîìåíò ïåðåõîäà â çàãðîáíûé, ïàðàëëåëüíûé ìèð, ïîñêîëüêó âñ¸ ïåðåâåðíóòîå àññîöèèðîâàëîñü ñ äðóãîé ðåàëüíîñòüþ. Èíòåðåñíî, ÷òî ïåðåâîðà÷èâàíèå òàêæå ïîìîãàëî ïðè ðàñïîçíàíèè êîëäóíîâ è âåäüì. Íàïðèìåð, åñëè ïðè íèõ çàæå÷ü âåðáíóþ ñâå÷ó ôèòèë¸ì âíèç, îíè ïðåäñòàíóò ââåðõ íîãàìè (íàãëÿäíûé ïðèìåð ïîáåäû ôàíòàçèè íàä çàêîíàìè ôèçèêè).
Ïîñëåäíèé ïóíêò îñîáåííî êàñàëñÿ ìîëîäûõ äåâóøåê è èõ ïî÷èâøèõ ëþáèìûõ. Ñëèøêîì ñèëüíûé ïëà÷ òðåâîæèë ïîêîéíîãî è ìîã âûíóäèòü åãî âåðíóòüñÿ ñî ñëîâàìè: «Íå ïëà÷ü, Ìàðóñÿ!» Ïëàêàòü Ìàðóñÿ ïîñëå ýòîãî, êàê ïðàâèëî, ïåðåñòàâàëà, äà è âîîáùå èçäàâàòü êàêèå-ëèáî çâóêè. Ïðî íåäîñòàòî÷íóþ ñêîðáü íè÷åãî íå ñêàçàíî, îäíàêî çíàÿ ëþáîâü íàøèõ ïðåäêîâ ê ïðàâèëó «ñëèøêîì ìíîãî ïëîõî, ñëèøêîì ìàëî òîæå ïëîõî», íåëüçÿ èñêëþ÷àòü, ÷òî òàêèì îáðàçîì òîæå ìîæíî áûëî êàê-òî ïîòðåâîæèòü óìåðøåãî, èëè, ïî êðàéíåé ìåðå, åãî ÷óâñòâî ñîáñòâåííîãî äîñòîèíñòâà.
Íî êàê áû ëþäè íå ñòàðàëèñü, à ïîêîéíèêè âñ¸-òàêè èíîãäà èõ íàâåùàëè, è òóò óæå íóæíî áûëî ñ ýòîé çàðàçîé áîðîòüñÿ.
Ñ ìåñòàìè, ïîäõîäÿùèìè äëÿ çàõîðîíåíèÿ, ìû óæå ðàçîáðàëèñü, ÷òî äî îñèíû îíà âñåãäà ñ÷èòàëàñü óíèâåðñàëüíûì ñðåäñòâîì äëÿ áîðüáû ñ íåæèòüþ.
Èíòåðåñíîé èñòîðèåé ìîãó äîïîëíèòü ïóíêò î ïðîùåíèè. Åñòü îäíà áûëè÷êà î ñûíå, ïðîêëÿòîì ìàòåðþ çà òî, ÷òî îí îäíàæäû ïîäíÿë íà íå¸ ðóêó. Ñêîí÷àëñÿ òîâàðèù î÷åíü ñêîðî, åãî ïîõîðîíèëè, íî ãðîá òî è äåëî îêàçûâàëñÿ ñíàðóæè. Îäíàæäû íàáëþäàòü ýòîãî «Âàíüêó-âñòàíüêó» íàðîäó ïîäíàäîåëî ãðîá âñêðûëè, îáíàðóæèëè òàì ïîëóðàçëîæèâøåãîñÿ, íî åù¸ âïîëíå äååñïîñîáíîãî ïàðíÿ. Îí îáúÿñíèë, ÷òî ïîêà ìàòü íå ïðîñòèò, íè åãî çåìëÿ íå ïðèìåò, íè åé áîã ñìåðòóøêó íå ïîøë¸ò. Óäîáíàÿ ñõåìà, íàäî ñêàçàòü, à òî íåëîâêî âûøëî áû, óìðè ìàòü ðàíüøå.  îáùåì, ðàçðåøèëîñü ìèðíî è îáîþäîâûãîäíî.
Ïåðåâîðà÷èâàíèå, êàê ÿ óæå ãîâîðèëà, ïîìîãàëî áîëåå óáåäèòåëüíî äîíåñòè äî ïîêîéíîãî ìûñëü î òîì, ÷òî îí âñ¸-òàêè ïîêîéíûé.
Ìíîãî çàíèìàòåëüíîãî ïðîèñõîäèëî ïîñëå ñìåðòè ñ êîëäóíàìè èíîãäà áûâàëî òàê, ÷òî êîãäà êòî-òî èç íèõ óìèðàë, ÷åðòè âûáðàñûâàëè åãî òåëî èç êîæè è ñàìè òóäà çàëåçàëè. Áåäîêóðèëè, áûâàëî, ïîäîëãó, ïîêà êòî-íèáóäü îñîáî îò÷àÿííûé ó áàíüêè ñ êîâøîì êèïÿòêà íå ïîäêàðàóëèò (î ÷åðòÿõ îí ìîæåò è íå çíàòü, à êîëäóíó æèçíü ñëàäêóþ óñòðîèòü âñåãäà ïðèÿòíî, îñîáåííî åñëè íå ñèëüíî çàäóìûâàòüñÿ î ïîñëåäñòâèÿõ). Ïîä âîçäåéñòâèåì âûñîêèõ òåìïåðàòóð ìåðòâàÿ êîæà ëîïàëàñü, à òåì, êòî âíóòðè, ïðèõîäèëîñü íåâåñåëî: âûïðûãèâàëè è äàâàëè äåðó. À, êàçàëîñü áû, ÷åðòè, à, êàçàëîñü áû, àä.
À òåïåðü ìû ñ âàìè ÷óòü ïîäðîáíåå ïðîéäåìñÿ ïî êîíêðåòíûì ïðåäñòàâèòåëÿì õîäÿ÷èõ ìåðòâåöîâ. È íà÷íåì ñ óïûðåé. Ñóùåñòâà íåïðèÿòíûå âî âñåõ îòíîøåíèÿõ, íà÷èíàÿ ñ íàçâàíèÿ, êîòîðîå ðàñøèôðîâûâàåòñÿ òî ëè êàê «ðàçäóòûé», òî ëè êàê «íå ïðåäàííûé îãíþ». Ó÷èòûâàÿ îñîáåííîñòè èõ èñòðåáëåíèÿ, âòîðîé âàðèàíò, ñêîðåå âñåãî, áëèæå ê ðåàëüíîñòè. Ïî ñóòè ýòî âàìïèðû, áûâøèå êîëäóíû. Òàêèõ è ïðè æèçíè-òî íåäîëþáëèâàëè, à ïîñëå ñìåðòè…
Ñïîñîáîâ áîðüáû ñ óïûðÿìè áûëî âû÷èñëåíî òàê ìíîãî, ÷òî ãëàçà ðàçáåãàþòñÿ. Ïðèâåäó â ïðèìåð ïàðî÷êó ñàìûõ èíòåðåñíûõ.
Åñëè ê ìîëîäîé äåâóøêå ïîâàäèëñÿ õîäèòü ìåðòâåö, åé ñòîèëî ïðè âñòðå÷å ñåñòü íà ïîðîã è æåâàòü ñåìåíà êîíîïëè (äëÿ ñêîðåéøåãî ïðèõîäà ìåðòâåöà, åãî ñàìîãî). Êîãäà óïûðü âñ¸ æå ïîÿâëÿëñÿ, ó íèõ äîëæåí áûë çàâÿçàòüñÿ ñëåäóþùèé äèàëîã:
×òî òû äåëàåøü?
Âøåé åì.
À ðàçâå ìîæíî âøåé åñòü?
À ðàçâå ìîæíî, ÷òîáû ìåðòâûå ê æèâûì â ãîñòè õîäèëè?
Ðàóíä! Ñ÷èòàëîñü, ÷òî òàêàÿ íàõîä÷èâîñòü ñîáüåò ïîêîéíèêà ñ òîëêó, è îí áîëüøå íå ïîÿâèòñÿ.
Áûëè è áîëåå æèâîä¸ðñêèå ìåòîäû ñîïðîòèâëåíèÿ: äëÿ îäíîãî èç íèõ òðåáîâàëîñü ðàçðûòü ìîãèëó, äîñòàòü òåëî è ñæå÷ü åãî íà êîñòðå.  ïðîöåññå òðóï ëîïàëñÿ, è èç íåãî âî âñå ñòîðîíû ëåçëà âñÿêàÿ æèâíîñòü âñþ å¸, âïëîòü äî ïîñëåäíåãî êîìàðà, íåîáõîäèìî áûëî èçíè÷òîæèòü, èíà÷å óïûðü ìîã âîçðîäèòüñÿ (Äýäïóë, òû ëè ýòî?). Ïîíÿòíîå äåëî, ÷òî â îäíî ëèöî òàêèå ïðèÿòíûå ìåðîïðèÿòèÿ íå ïðîâîðà÷èâàëèñü. Çà íåèìåíèåì àëüòåðíàòèâíûõ ðàçâëå÷åíèé ýòî âñ¸ âåñüìà êñòàòè ïðèõîäèëàñü ê ðàçíîãî ðîäà âûõîäíûì. Ñîáñòâåííî, äðóæíàÿ êîìïàíèÿ è êîíêóðñû ñ ïèíüÿòîé ÷åì íå ïðàçäíèê æèçíè? Ïðàâäà, èçäàâàëà ýòà ïèíüÿòà âåñüìà óñòðàøàþùèå çâóêè è íå ìåíåå óñòðàøàþùèå çàïàõè, çàòî îòå÷åñòâåííûé ïðîèçâîäèòåëü.
Ñ ðóñàëêàìè ìû â öåëîì çíàêîìû ÷óòü ëó÷øå. Ýòî íåæèòü èç ðàçðÿäà «ñòåðïèòñÿ ñëþáèòñÿ», òî åñòü, èõ ñïåöèàëüíî óíè÷òîæàòü íå ñòðåìèëèñü, à âñå áîëüøå çàäàáðèâàëè è ñòàðàëèñü íå ïðîâîöèðîâàòü. À, ìåæäó òåì, îïàñíûìè îíè âñ¸-òàêè áûëè: ìîãëè çàùåêîòàòü äî ñìåðòè, èëè çàäóøèòü, ïðè÷¸ì îòíþäü íå ðóêàìè, à áîëåå èíòåðåñíûìè ÷àñòÿìè òåëà (ñòðàøíàÿ, î÷åíü ñòðàøíàÿ ñìåðòü ).
Áîëüøóþ ÷àñòü ãîäà ðóñàëêè ñ ëþäüìè ïî÷òè íå ïåðåñåêàëèñü, à âîò â ðóñàëüíóþ íåäåëþ (äàòû ïëàâàþò, íî ïðèõîäèòñÿ îíà íà êîíåö ìàÿ — íà÷àëî èþíÿ) âûõîäèëè êóòèòü â ïîëÿ è ëåñà, è òîãäà ñëåäîâàëî ñîáëþäàòü îñòîðîæíîñòü. Ìðàêîáåñèëè äåâêè êàê íå âñÿêèé âäâ-øíèê 2 àâãóñòà ñóìååò, ÷òî è íåóäèâèòåëüíî âñ¸-òàêè öåëàÿ íåäåëÿ. ×òîáû çàäîáðèòü ðóñàëîê, â íèõ ñ áåçîïàñíîãî ðàññòîÿíèÿ êèäàëèñü öâåòàìè è åäîé, à â êîíöå íåäåëè îáÿçàòåëüíî ïðîâîæàëè. Ñàì îáðÿä ïðîâîäîâ î÷åíü ïîõîäèë íà ïðàçäíîâàíèå ìàñëåíèöû êîãî-òî èç äåðåâíè âûáèðàëè íà ðîëü «ðóñàëêè», ïîä ðóêè ñ ïåñíÿìè è ïëÿñêàìè âûâîäèëè çà îêîëèöó, à ïîñëå ðèòóàëüíî ñæèãàëè ÷ó÷åëî. Î òîì, ÷òî ïðîèñõîäèëî äàëüøå ñ «ðóñàëêîé» èñòî÷íèêè óìàë÷èâàþò. À âîîáùå, åñëè òû äåâóøêà èç ± ñðåäíåâåêîâüÿ, è âìåñòî òåáÿ ñîæãëè ÷ó÷åëî ýòî óæå ïîáåäà.
Åñëè âñòðå÷à ñ ðóñàëêàìè âñ¸ æå ñëó÷èëàñü, âûðó÷àëè îáåðåãè (â òîì ÷èñëå âîòêíóòàÿ â îäåæäó áóëàâêà, èëè ïðîñòîé êðåñò). Èíîãäà îò ðóñàëîê, êîòîðûå õîäèëè, êàê ïðàâèëî, îáíàæåííûìè, ìîæíî áûëî îòêóïèòüñÿ ïëàòêîì, èëè äðóãèì íå ñèëüíî íóæíûì ïðåäìåòîì îäåæäû. Âïðî÷åì, åñëè ðå÷ü èä¸ò î æèçíè è ñìåðòè, ëþáîé ïðåäìåò îäåæäû àâòîìàòîì ïåðåõîäèò â ðàçðÿä íåíóæíîãî. Ñëó÷àëîñü, ÷òî ðóñàëêè çàãàäî÷íî ïðåäëàãàëè âñòðå÷íîìó âûáðàòü ìåæäó ïîëûíüþ èëè ïåòðóøêîé. Òóò ÿ ïðÿìî ñåé÷àñ ïðåäëàãàþ ïîðûòüñÿ â áîòàíè÷åñêîì ñáîðíèêå, õîðîøåíüêî çàïîìíèòü, êàê âûãëÿäèò ïîëûíü, è âñåãäà âûáèðàòü å¸, äàæå åñëè âû èñïûòûâàåòå ê íåé íåîáúÿñíèìîå îòâðàùåíèå. Ðóñàëêè íå ëþáÿò å¸ åù¸ ñèëüíåå.
Êèêèìîðà ïàðàäîêñàëüíîå ìèôè÷åñêîå ñóùåñòâî. Ïåðåðîæäàåòñÿ èç äåòåé, óìåðøèõ äî êðåùåíèÿ èëè ïîïàâøèõ ïîä ïðîêëÿòèå, ïðè ýòîì âûãëÿäèò êàê ìåëêàÿ, ãàäåíüêàÿ ñòàðóøêà. Áåíäæàìèí Áàòòîí ïåðåäà¸ò ñî÷óâñòâåííûé ïðèâåò.
 öåëîì âðåäèò ýòà íå÷èñòü õîòü è ìíîãî, íî â îñíîâíîì ïî ìåëî÷è, à â èíûõ ñëó÷àÿõ áûâàåò äàæå ïîëåçíà, ïî êðàéíåé ìåðå, òàê ñ÷èòàëè â íåêîòîðûõ ðåãèîíàõ, ãäå êèêèìîðó ôóíêöèîíàëüíî ñìåøèâàëè ñ äîìîâûì (íå î÷åíü ðàçáîð÷èâûå ðåáÿòà).  õîëîäíîå âðåìÿ çà íåèìåíèåì ðîìàøåê íà êèêèìîðàõ ãàäàëè, ïî ñòóêó ðàçëè÷àÿ îòâåòû íà ñâîè âîïðîñû.
Êñòàòè, åñëè âäðóã âû íà÷èíàþùèé êðàôòåð è çàäóìûâàëèñü î òîì, êòî âàøå òîòåìíîå æèâîòíîå, òî ýòî îíî. Î÷åíü ëþáèò øèòü è ïðÿñòü, òîëüêî äåëàåò ýòî ñèêîñü-íàêîñü, ñàìà íà ñåáÿ çëèòñÿ è ïóòàåò îñòàâøèåñÿ ìàòåðèàëû. Ïî íåïðîâåðåííûì äàííûì, ïîñëå âíåäðåíèÿ â ìàññû àáîíåìåíòîâ íà êóðñû êðîéêè è øèòüÿ, ëþäè ñ êèêèìîðàìè ñòàëè óæèâàòüñÿ íà ïîðÿäîê ëó÷øå.
Íà áîðüáó ñ êèêèìîðàìè ïóñêàëè ìíîãî÷èñëåííûå ìåëêèå îáåðåãè âåøàëè â êóðÿòíèêå êàìíè ñ îòâåðñòèÿìè (ýòîò êàìåíü òàê è íàçûâàåòñÿ êóðèíûé áîã), ïåðåìûâàëè ïîñóäó ñ ïàïîðîòíèêîì , ïóãàëè áðàííûìè ñëîâàìè, ðàñêëàäûâàëè â äîìå âåðáëþæüþ øåðñòü. Ó÷èòûâàÿ, ÷òî âåðáëþæüÿ øåðñòü ñ÷èòàëàñü ñàìûì äåéñòâåííûì ìåòîäîì, ìîæíî ïðèéòè ê íåñëîæíîìó âûâîäó âûäâîðèòü êèêèìîðó áûëî òàê æå íåïðîñòî, êàê èçáàâèòüñÿ îò ïëåñåíè â âàííîé. Åñëè æå êèêèìîðó ïîäñûëàë êîëäóí, îí îñòàâëÿë â äîìå ðèòóàëüíóþ êóêîëêó äëÿ èçáàâëåíèÿ íåîáõîäèìî áûëî å¸ íàéòè è óíè÷òîæèòü, ëó÷øå ñæå÷ü. À åù¸, åñëè âåðèòü îäíîé áûëè÷êå, êèêèìîðà äîáðîâîëüíî îñòàâèëà ìåñòî æèòåëüñòâà ïîñëå òîãî, êàê òóäà çàñåëèëèñü öûãàíå ñ ìåäâåäåì. Õîòÿ òóò, êîíå÷íî, âîïðîñ ñêîðåå â òîì, ïî÷åìó òîãî æå íå ñäåëàëè õîçÿåâà.
Âìåñòî âûâîäà:
 øàëüíîì XXI âåêå óæå íå ÷åëîâåê îñòåðåãàåòñÿ íå÷èñòè, à íå÷èñòü îáõîäèò ëþäåé äåñÿòîé äîðîãîé.
Ñïàñèáî çà âíèìàíèå!
Источник