Игры при болезнях носа и горла

Наталья Бабинцева
Игры при болезнях горла и носа. Консультация для воспитателей

Ветер есть дыхание природы. Козьма Прутков

Дыхание – самая важная функция. Важность функции определяется тем, как долго может организм без нее существовать. Без питания — месяц, а без дыхания — две минуты. А так же тем, какие компенсаторные и защитные механизмы включаются при нарушении этой функции. При нарушении дыхания появляется бронхиальная обструкция, удушье, астма, разрушаются легкие, повышается артериальное давление. А при недостаточной эффективности компенсаторных механизмов нарушается обмен веществ и иммунитет, возникают трудно излечимые заболевания от аллергии вплоть до диабета и онкологии.» К. П. Бутейко

Особенность организма ребенка – постоянный рост органов. Следовательно, развиваются интенсивнее те мышцы, к которым направлен более сильный приток крови, то есть к органам, находящимся в движении. Известно, что мышечная система в раннем возрасте имеет тесную связь с главными регуляторными механизмами. Ограничение движения негативно сказывается не только на больном органе, но и на нервной, эндокринной и медиаторной системах в целом. Ограниченное движение, когда ребенок болеет или только выздоровел, влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения.

При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, препятствует разрастанию аденоидных вегетаций, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа, рефлекторно помогает регуляции мозгового кровообращения. При ритмичном с полным выдохом носовом дыхании лучше расслабляются дыхательные мышцы и рефлекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов. Такие важные факторы при заболеваниях носа и горла, как нормализация прикуса и формирование правильной осанки.

При проведении игр с детьми необходимо одновременно контролировать правильность осанки и смыкание губ. Особенно следует учитывать способы регулирования нагрузки;критериями усталости организма являются следующие признаки:

— выражение лица напряженное;

— ребенок сильно возбужден;

— ребенок без толку суетлив (кричит, вступает в конфликт с другими участниками игры, чересчур отвлекается или вялый и т. д.

Если вы замечаете, что задание оказалось сложным для ребенка, то можно внести изменения в ход самой игры или использовать менее сложные игры.

Это важно! Любая нагрузка гораздо полезнее ее отсутствия.

Игры:

«Кто громче?»

Цель игры: тренировка носового дыхания, смыкания губ.

Необходимые материалы: фанты — жетоны.

Описание игры: Ведущий показывает детям,как играть: выпрямить спину, губы сомкнуть, указательный палец левой руки поместить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрёй (рот закрыт) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре. В результате чего получается длинный скандированный выдох. Звук «м-м-м» надо направлять в нос, он должен быть звучным. Затем прижимается правая ноздря и так же на выдохе с произнесением «м-м-м» надо похлопать указательным пальцем по левой ноздре. Игра повторяется несколько раз. После каждого раза тому, кто произнёс звук «м-м-м» правильно и громче всех, вручается франт. После окончания игры подсчитываются фанты и объявляется победитель.

«Ветер»

Цель игры: координация движений, усвоение понятий «налево», «направо», «вверх», «вниз», формирование ритмичного глубокого дыхания.

Ход игры: ведущий предлагает поиграть в «ветер».Читает стихи и делает в ритм их движения:

Я ветер сильный, я лечу, лечу, лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу – налево посвищу, (повернуть голову налево, сделать губы трубочкой и надуть,

Могу подуть направо, (голова прямо – вдох, голова направо – выдох, губы трубочкой,

Могу подуть вверх – в облака (голова прямо – вдох через нос, опустить голову, подбородкомкасаясь груди, спокойный глубокий выдох через рот)

А пока — я тучи разгоню. (круговые движения руками).

«Побулькаем»

Цель игры: восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление.

Необходимые материалы: Стакан или бутылочка, наполненная на треть водой, соломинка (коктейная трубочка, фанты (жетоны, фантики).

Описание игры: Перед каждым ребёнком на столике стоят бутылочки с водой и соломинкой. Ведущий, у которого тоже есть бутылочка с соломинкой, показывает, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку,чтобы за один выдох получилось долгое бульканье: глубоко вдыхает через нос и делает глубокий длинный выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук. Затем каждый пробует сделать то же самое. Ведущий следит за правильностью выполнения задания. После того как каждый из детей попробовал, по команде ведущего все дети начинают вдыхать и затем булькать. Тот, у кого получилось булькать дольше всех, получает фант.

«Экспресс»

Цель игры: улучшение функции дыхания, развития умения действовать в коллективе, реагировать на сигнал.

Описание игры: Дети становятся в затылок друг другу. Стоящий впереди изображает паровоз. Эту роль вначале может выполнять ведущий. Он гудит, отправляется в путь. Дети слегка сгибают руки в локтях. Подражая гудку («ту-ту», они начинают двигаться вперёд сначала медленно, затем ускоряют шаг и бегут.После слов ведущего: «Поезд приехал на станцию» дети замедляют ход и по сигналу «Приехали!» останавливаются.

«Мышка и Мишка»

Цель игры: формирование глубокого ритмичного вдоха и выдоха, развитие координации движений, укрепление мышц позвоночника.

Ход игры.Ведущий показывает движения и произносит слова:

У Мишки дом огромный, (выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох)

У мыщки очень маленький (присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш»)

Мышка ходит в гости к Мишке, он же к ней не попадет (надо ходить по залу)

Игры следует чередовать с более активными играми,приведенными ниже:

«Совушка-сова».

Цель. Развитие коррекции движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функции дыхания (углубленный выдох).

Читайте также:  Боли при мочекаменной болезни у котов

Ход игры. Дети садятся полукругом перед воспитателем. По сигналу воспитателя «день» дети – «совы» медленно поворачивают головы влево и вправо. По сигналу «ночь» дети смотрят вперед и взмахивают руками-«крыльями». Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят «у…у…ффф». Повторяют 2-4 раза.

«Ванька – встанька»

Цель игры: углубление дыхания, общефизиологическое воздействие, укрепление мышц ног, связочно – мышечного аппарата стоп.

Ход игры: Игроки рассчитываются на первый и второй, становятся в две шеренги лицом к друг другу, держась крепко за руки (можно выполнять в паре со взрослым). По первому сигналу ведущего «первые» приседают «под воду», делают глубокий выдох; по второму сигналу «вторые» «погружаются в воду», выдыхая в нее, а первые резко выпрыгивают «из воды», делая глубокий вдох.

«Рыцарский турнир»

Цель игры: укрепление мышц туловища и конечностей, развитие координации движений, воспитание выдержки, терпения, настойчивости.

Необходимый материал: 2 гимнастические палки (можно похожие варианты, мел.

Ход игры: находящиеся в противоположных концах комнаты, берут палку обеими руками за один конец и садятся на нее верхом, как на коня. Затем они скачут друг к другу и, оказавшись посередине комнаты в начертанном круге, пытаются вытолкнуть противника из круга.

Победитель издает победный призыв – поднимает язык вверх и громко щелкает языком по небу. Затем назначают следующую пару.

«Кот и воробьи»

Цель игры: укрепление мышц туловища и конечностей, развитие координации движений, воспитание выдержки, терпения, настойчивости.

Необходимый материал: коврики.

Ход игры: Ведущий с помощью считалки определяет «кота», Остальные игроки — «Воробушки». Игроки сидят на корточках или стоят на ковриках. Это «воробушки» на «крыше». В стороне сидит «кот». Он спит.Ведущий говорит: «Воробушки полетели!» «Воробушки» спрыгивают с «крыши» и, расправив крылья, разлетаются во все стороны. Но вот просыпается «кот». Он мяукает «мяу – мяу!» и бежит ловить «воробушков»; пойманных отводит к себе в «дом» (заранее отведенное место).

Техника безопасности во время проведения игр:

— в зонах безопасности при ходьбе и при беге не должно быть посторонних предметов.

— следует избегать проведения игр в жаркую погоду при прямых солнечных лучах.

— не нарушать санитарно-гигиенических норм: плохое освещение, вентиляция, запыленность и т. д.

Литература

1. Агаджанян Н. А. Основы физиологии человека. — М., 2002

2. Белая Н. А. Лечебная физкультура и массаж. — М.: КноРус, 2007

3. Березовский Б. А. «Лечебная физкультура при заболеваниях дыхательных путей и легких». 2005

4. Галанов А. С. Игры, которые лечат. (для детей от3 до 5 лет) – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Источник

Ляйсира Басырова
Игры, которые лечат

Игры, которые лечат при болезнях носа и горла.

(ринит, ринофарингит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды)

При заболеваниях верхних дыхательных путей не обходимо восстановить

носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировки дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, предохраняет от переохлаждения.

При проведении игр с детьми не обходимо одновременно контролировать

правильную осанку и смыкание губ.

Игры на дыхание: «Задуй свечу», «Насос», «Не урони шарик» и. т. д

Игры по методу «Расскажи стихи руками»: «Мышка и Мишка», «Обезьянки»,

«Золотая осень», «Петушок» и. т. д.

Подвижные игры: «Пузырь», «Совушка — сова», «Поймай свой хвост», «Кто самый

громкий?» (звучно произносить звук м-м-м, похлопывая указательным пальцем по

правой ноздре.)

Игры и формирование правильной осанки.

Нарушение осанки — частый спутник многих хронических заболеваний. Дефекты

осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек.

Основной профилактикой и лечения нарушения осанки является общая тренировка организма ребенка. В задачи игр входят укрепление опорно — двигательного аппарата, усиление мышечного «корсета» позвоночника, улучшение функций дыхания, сердечно — сосудистой системы. В процессе проведения подвижных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбы. Выработке парильной осанки помогает игры на координацию движений, равновесия. Упражнения в играх чередовать с дыхательными упражнениями.

Приобретение правильной осанки — длительный процесс, поэтому ребенку

необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка. Часто родители

ограничиваются замечанием: «Не горбись!», «Не сутулься!»- это ошибка, так как

частица «не» детьми не воспринимается. Нужно давать позитивные формулировки:

«Иди прямо», «Выше подбородок» и непосредственно на теле ребенка показывать

правильное положение. А лучше всего играть почаще в игры на развития осанки.

Игры: «Зоопарк» — дети мимикой, движениями, звуками изображают зверей, а

«экскурсанты» отгадывают зверя.

«Мастер мяча» — дети выполняют разные виды заданий с мячом

«Живое кольцо» — упражнение с веревкой.

«Длинная скакалка» — дети забегают по вертящуюся длинную скакалку.

«Большие ноги идут по дороге», «Ласточка», «Разбей цепь», «Регулировщик»,

«Море волнуется», «Мыши в кладовой». и. т. д.

Игры, направленные на исправление плоскостопия.

Плоскостопие чаще всего встречаются у слабых, физически плохо развитых

детей. Оно отрицательно сказывается на осанке и общем состоянии ребенка. Игры

должны укреплять связочно — мышечный аппарат голени и стопы, способствовать общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы «не

разводя носков».

Это игры с ходьбой на наружных краях стоп, на носках, со сгибанием пальцев ног, захватыванием различных предметов пальцами ног, приседанием в положении: «носки внутрь, пятки разведены».

При выраженном плоскостопии следует исключить игры, связанные с прыжками и спрыгиванием с высоты.

Игры: «Спящий Кот», «Ловкие ноги,» «Бегущая скакалка», «Заяц, елочки и мороз», «Донеси, не урони» (пальцами ног, «Гуси — лебеди», «Поймай комара»,

«Самый стойкий» и. т. д.

Игры на преодоление ожирение у ребенка.

Читайте также:  Что в крови показывает болезнь печени

Ожирение у детей — очень серьезная проблема. При этом заболевании в организме происходят изменения, сходные с процессом старения. Такой ребенок значительно чаще подвержен сахарному диабету, артериальной гипертонии, желчекаменной болезни. У него возможен самый худший прогноз при травмах. Для эффективного лечения необходимо, чтобы все члены семьи личным примером смогли бы изменить отношение ребенка к активным подвижным играм, к зарядке, спорту.

Подвижные игры при этом заболевании проводятся для повышения интенсивности обменных процессов, увеличения энергетических затрат организма. При постоянных играх повышается эмоциональный тонус, устраняется одышка, сонливость, увеличивается работоспособность, улучшается функциональное состояние сердечно — сосудистой и дыхательной систем.

Рекомендуются игры, чередующие бег с ходьбой. Для снижения веса ребенка можно поиграть в следующие игры: «Рак и воробей», «Стройные елочки», «Кот и

воробушки», «Попрыгунчики», «Самый быстрый», «Мы веселые ребята», «Горелки», «Салочки», «Веселые котята», «Зайцы и Лиса», «Поймай белочку», «Перелет птиц» и. т. д.

Игры на преодоление последствий общих бронхолегочных

заболеваний (аллергоз, бронхит, ОРЗ и бронхиальная астма.)

При таких заболевания необходимо укреплять мышцы грудной клетки, пояса,

верхних конечностей, развивать ритмическое дыхание с углубленным спокойным

выдохом, дозированный бег.

Игры «Совушка — сова», «Петушок», «Золотая осень» полезны и для этой группы болезней. Кроме этого полезны игры: «Учение пожарных», «Идет коза по лесу», «Вперед быстрей иди, только не беги», «Поезд», «Подпрыгни и подуй», «Самый сильный ветер».

Нетрадиционные способы оздоровления,

или арт-терапия в помощь

Часто бывает, что ребенок болен и не может активно двигаться, но он не настолько болен, чтобы оставаться в постели. В таком состоянии ребенок чувствует себя плохо не только потому, что болен, но и потому, что ему скучно. Постоянное сидение перед телевизором или компьютером утомляет его, и он начинает хандрить. Хандра, уныние и плохое настроение отнимают сил ничуть не меньше, чем ангина.

Не позволяйте ребенку становиться пассивным и безучастным, заставьте работать его воображение, фантазирование, выдумку.

Во время творческого процесса у человека изменяется восприятие времени,

снижаются или исчезают болевые ощущения, пропадает усталость, включаются

внутренние резервы, помогающие выздоравливать. Этот процесс можно назвать

«активной медитацией».

Игры: «Волшебники», «Волшебный ковер», «Рисуем ногами», «Волшебные

ладошки», «Подарки», словесные игры, игры на ТРИЗ и. т. д.

Общие рекомендации по проведению игр.

1. Для ребенка во время и после болезни следует выбирать игры, не вызывающие

большой психофизиологической нагрузки.

2. Следует переключаться с одной игры на другую с перерывами на отдых.

3. Игры следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали

разносторонние воздействия.

4. Игровой материал должен быть ярким, голос ведущего заинтересовывающим,

интригующим. Взрослый сам должен «включиться» в игру.

5. Необходимо проветривать комнату перед игрой, очистить нос от слизи для

правильного носового дыхания. Особенно следует остановиться на способах

регулирования нагрузки. Если вы видите, что задание оказалось сложным, можно

внести изменения в ход самой игры или использовать менее сложную игру,

упростить сюжет игры, включать паузы отдыха и дыхательные упражнения.

Но всегда следует помнить, что любая нагрузка гораздо полезнее ее отсутствия.

Даже если вам не удается соблюдать режим занятий (оздоровительный эффект

возможен лишь при длительных занятиях: 3-4 месяца ежедневно, то просто играть

с ними почаще. Это самая лучшая форма выражения любви и заботы.

Все эти игры позволяют проводить лечебно — профилактические занятия в веселой, занимательной форме.

Игры никогда не наскучат детям, они помогут не только снять нервное

напряжение, но и разовьют фантазию, увеличат творческий потенциал ребенка.

Источник

При
заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание.
Правильное
носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры,
улучшает местное кровообращение,
препятствует
разрастанию аденоидных вегетации, предохраняет от переохлаждения,
сухости и инфицирования
слизистой оболочки носа,
рефлекторно помогает регуляции мозгового кровообращения.

При ритмичном с полным
выдохом носовом дыхании лучше расслабляются
дыхательные мышцы и рефлекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов. Такие
важные факторы при заболевании носа и горла, как нормализация прикуса и
формирование
правильной осанки, описаны в
соответствующих разделах нашей
книги. При проведении игр с детьми необходимо одновременно кон-
тролировать
правильность

осанки и смыкание губ.

Золотая осень

Цель игры: развитие
координации движений в мелких и крупных мышечных группах, чувства ритма,
умения согласовывать свои
действия с действиями играющих;
формирование правильной
осанки; улучшения функции
дыхания; умение произвольно расслаблять мышцы; тонизирующее и
успокаивающее воздействие на весь организм ребенка.

Ход игры. Дети стоят широким
кругом. Ведущий четко показывает
движения, дети их повторяют. Ведущий
говорит:

«Осенью
клубятся большие тучи» (кругообразные движений руками перед телом),
«моросит дождик — кап-кап…» (потряхивание кистями рук).

«Все реже показывается
солнышко» (поднимание полусогнутых рук вверх),
улыбка (изображение солнышка), сжимание и разведение пальцев рук (солнечные
лучики).

«Опадают
листья с деревьев»: поднимание на носки, вытягивание рук вверх, а затем
плавное опускание их и приседание с
потряхиванием кистями. Показывать, как, кружась, падают
на землю листья.

«Шумит ветер в лесу»:
глубокий вдох через нос; выдох —
будто слышится шум ветра —
«шшш…»

«На поля ложатся
туманы»: поднимание рук плавными движениями в сторону с
поворотом туловища то направо, то налево и все более низким наклоном —
изобразить, как стелются туманы.

«Птицы собираются в
стаи»: построение небольшими группами в колонны по одному (изображая
караваны гусей), клиньями (как строятся журавлиные стаи), врассыпную
(будто стайки чижей).

«Слышатся прощальные
крики гусей, журавлей, голоса чижей».

Подражание этим звукам.

«Улетают птицы в
теплые края». Медленный бег по площадке, затем по знаку инструктора остановка.

«А в школе осенью уже
занимаются первоклассники. Покажем, как они стройно, прямо ходят». Дети
строятся в колонну по одному,
ходят под счет руководителя, под
музыкальное сопровождение. При выполнении проверяется носовое дыхание, смыкание

Читайте также:  Включается ли время болезни в срок предупреждения об увольнении

губ. Невнимательные дети «платят штраф» — после игры выполняют разные задания
руководителя.

Вариант
игры: на сигнал «Птицы собираются в стаи» выдвинуть нижнюю челюсть («клюв») вперед.

Мышка и Мишка

Цель игры: формирование
глубокого ритмичного вдоха и выдоха,

развитие координации движений,
укрепление мышц позвоночника.

Ход игры. Ведущий показывает
движения и произносит слова:
У Мишки
дом
огромный      (выпрямиться, встать на
носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки —
вдох)   

У мышки — очень      (присесть, обхватив
руками Маленький.      колени,
опустить голову — выдох с произнесением звука «шшш»)

Мышка ходит   (надо ходить по залу) в
гости к Мишке, Он
же к ней не попадет.

Стишок с
движениями повторяется 4—6 раз. Ведущему следует внимательно
следить за четкостью и координацией движений.

Цель

игры: улучшение
функции дыхания, тренировка носового дыхания, смыкания губ.

Необходимые материалы: игрушки или кубики

высотой
не более 10—12 см.

Ход игры. Дети стоят в шеренге.
По площадке перед детьми на расстоянии шага
расставлены предметы. Руки-«крылья» опущены, вытянуты,
несколько отведены ладонями вперед, лопатки сдвинуты. Высоко
поднимая колени, оттягивая носок, дети движутся вперед, перешагивая через предметы,
произнося: «Петушок». На слоге
«шок» дети опускают ногу за
предмет. Игра повторяется
несколько раз. Ведущий
контролирует осанку. В эту игру может играть и один ребенок со
взрослым.

$IMAGE1$

ШАРИК

Цель игры: восстановление
носового дыхания, формирование углубленного
дыхания, правильного смыкания губ, ритмирование.

Необходимые материалы:
фанты

из бумаги.

Ход игры. Дети садятся
полукругом. Ведущий предлагает «надуть шарик». Дети
должны надуть шар: широко развести руки в стороны и широко вдохнуть
воздух носом, выдуть его в воображаемый

шарик через рот — «ффф», —
медленно соединяя ладони под
шариком. Затем по хлопку ведущего
шарик лопается — дети
хлопают в ладоши. Из шарика
выходит воздух: дети произносят звук «шшш», делая губы хоботком и
складывая руки на коленях.
Шарик надувают 2—5 раз.
Тот, кто сделал лучше всех, получает

фант. Ведущий следит, чтобы
вдох был глубокий, а во время

игры не возникало
эмоционального чрезмерного возбуждения у ребенка.

ПИНГ-понговое ралли

Цель игры: укрепление круговой
мышцы рта, тренировка навыков правильного
носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.

Необходимые материалы: стол, два
пинг-понговых шарика (лучше разного
цвета), 2 кубика (или пуговицы) таких же цветов, как и шарики, ленточка.

Ход игры. Дети разбиваются на
пары. Каждому вручается пингпонговый шарик. На
столе раскладывают ленту, на нее ставят шарики. Дети по команде должны
вдохнуть воздух через нос и подуть на свой
шарик. Там, где шарик останавливается, напротив ставится кубик
или пуговица соответствующего цвета. Побеждает тот участник,
чей шарик за 3 попытки укатился дальше.

ДОМОВИТЫЙ ХОМЯЧОК

Цель: тренировка носового
дыхания, смыкания губ, координации
движений.

Необходимые материалы: 2 стула, листы бумаги,
4—5 фантов.

Ход игры.

Ведущий рассказывает
детям о том, что хомячки носят запасы в
щечках. Затем предлагает перенести через «болото» зерно. Необходимо от стула до стула
(«болото»), шагая
по листам бумаги,
преодолеть «болото» и перенести все фанты на другую сторону.

Ребенок берет
в руку фант, надувает щеки и переходит

через
«болото» по «кочкам» (лист бумаги). На другой стороне оставляет
фант на стуле, хлопает себя по щекам и возвращается так же по «кочкам»
обратно. Затем начинает снова, пока не перенесет
все фанты. Ведущий следит за точностью выполнения игры и награждает
того, кто справился быстрее всех и

не оступился с «кочек».

СОВУШКА- СОВА

Цель игры: развитие коррекции
движения рук с дыхательными движениями
грудной клетки, улучшение функции дыхания (углубленный выдох).

Ход игры.

Дети садятся полукругом
перед ведущим. По сигналу ведущего «день» дети-«совы» медленно
поворачивают головы влево и вправо. По
сигналу «ночь» дети смотрят вперед, взмахивают
руками-«крыльями». Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят
«ууффф». Повторяют 2—4 раза.

Перышки

Цель игры: тренировка навыков
правильного носового дыхания,
укрепление мышц рта.

Необходимые материалы:
4
стула, 2 веревки, 10 пучков
перышек, связанных по 3—4 штуки.

Ход игры.

Между стульями
натягивают веревки с привязанными пучками перышек
на расстоянии 10 см друг от друга. Участники делятся на
две команды и располагаются напротив перышек на расстоянии
50 см. По сигналу ведущего, сделав глубокий вдох через нос, сильным
выдохом сдувают одно перышко, а затем последовательно и другие, делая
перед каждым выдохом глубокий вдох через
нос. Чтобы осуществить сильный выдох, губы надо сложить узкой
трубочкой, а щеки надуть. Выигрывает та команда, у которой перышки слетят
быстрее.

КТО САМЫЙ ГРОМКИЙ!

Цель игры: тренировка носового
дыхания, смыкание губ.
Необходимые
материалы:

фанты-жетоны.

Ход игры.
Ведущий показывает детям, как играть:
выпрямить спину, губы
сомкнуть, указательный палец левой руки поместить на боковую
сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыт) и
произносить (выдыхать)
«ммм»,
одновременно похлопывая указательным  пальцем правой
руки
по правой ноздре. В результате чего получается длинный
скандированный выдох. Звук «ммм» надо направлять в нос, он должен быть
звучным. Затем прижимается правая ноздря и так же
на выходе с произнесением «ммм» надо похлопать указательным
пальцем по левой ноздре. Игра повторяется несколько
раз.
После каждого раза тому, кто произнес звук «ммм» правильно и громче
всех, вручается фант. После окончания игры подсчитываются
фанты
и объявляется победитель.

Источник