Индейцы северной америки откуда пошли болезни и лекарство
Откуда пошли болезни и лекарства (индейская сказка)
В давние времена все звери и птицы, рыбы и растения жили с людьми в мире и дружбе, но мало-помалу людей становилось всё больше и больше, а бедным зверям оставалось места на земле всё меньше и меньше. Дальше и того хуже: люди придумали лук со стрелами, ножи, копья да рыболовные снасти и принялись охотиться на зверей. У тех, что побольше, брали шкуры и мясо, а живность помельче, лягушек да червей, топтали ногами, не считая. Призадумались звери: как же им быть?
Сначала совет держали медведи. Решили они объявить человеку войну.
– Чем воюют с нами люди? Луком да стрелами! А если и мы сделаем то же?
Изготовили медведи лук со стрелами. Попробовал один натянуть лук, да запутался в тетиве когтями.
– Когти надо обрезать! – предложил кто-то.
Но медвежий вождь не согласился:
– Длинные когти нужны нам, чтобы лазить по деревьям, без когтей мы умрём с голоду. Видно, не годится нам человеческое оружие.
Ничего не решили медведи и побрели в чащу. А договорись они между собой, мы по сей день только б и делали, что воевали с медведями. А так охотники даже не спрашивают у них разрешения, когда вздумают поохотиться.
Потом держали совет олени во главе со своим вождём Оленёнком и решили наказать тех охотников, кто истребляет оленей без разбора и не просит у них прощения. Они так и заявили индейцам:
– Плохие охотники обязательно заболеют.
И теперь, едва охотник убьёт оленя, вождь Оленёнок, невидимый и быстрый как ветер, тут как тут и тихонько спрашивает убитого оленя:
– Говорил ли тебе охотник слова прощения?
Если да – Оленёнок тотчас уходит; если нет – идёт по следу охотника до самой хижины и насылает на него болезнь.
Вот почему ни один стоящий охотник не убьёт оленя просто так – обязательно попросит у него прощения.
После оленей собрались на совет рыбы и пресмыкающиеся. Немало накопилось у них обид на людей, и решили они посылать людям недобрые сны. Пусть эти сны, словно змеи, обовьются вокруг человека и душат. Или пошлют сны о сырой и тухлой рыбе, чтобы отбить у людей аппетит и уморить голодом.
Вот отчего нам до сих пор иногда снятся рыбы да змеи.
Наконец собрали совет птицы, насекомые и мелкие зверьки, вождём они избрали Гусеницу.
Первой дали слово лягушке.
– Если не остановить человека, – заквакала она, – он всех нас сживёт со света! Поглядите-ка, как он отделал меня! Всё из-за того, что я, видите ли, некрасива на вид! Да от его битья у меня вся спина в синяках!
И лягушка показала всем пятнышки на шкурке.
Потом выступила маленькая птичка:
– Виноват человек! Виноват человек! Он сажает птичек на вертел и жарит! Сажает и жарит!
И только бурундук осмелился сказать доброе слово о человеке. Звери так рассердились, что набросились на бедного бурундука и исполосовали его когтями. Следы царапин он носит на спине и по сей день.
И тогда-то стали зверьки придумывать болезни, всё новые и новые, и навыдумывали столько, что, если бы у них в конце концов не иссякла фантазия, люди уже давно погибли бы.
Гусеница слушала, слушала, и предложения зверей нравились ей всё больше и больше.
– Вот хорошо-то! – проговорила она. – Ведь эти противные людишки стали что-то уж больно здоровыми да толстыми, топают куда попало и вечно наступают на меня!
Тут Гусеница вся задрожала от радости да и упала на спину, а подняться уже не смогла. Она только извивалась всем телом. Так гусеницы ведут себя и сегодня.
А вот растения остались людям друзьями. Когда они услыхали, что задумали звери, то порешили расстроить их недобрые замыслы. Каждое дерево и кустик, каждая травка, все мхи договорились лечить человека.
– Я приду на помощь человеку, когда он позовёт меня, – сказал каждый из них.
Вот так появились на свете лекарства. И если случится, что доктор не знает, какое лекарство прописать больному, духи растений тихонько-тихонько шепнут ему на ухо.
— КОНЕЦ —
Источник
Урок литературного чтения
Федорова Наталья Евгеньевна, учитель начальных классов, МБОУ «Кезская СОШ №1», пос. Кез, Кезский район, Удмуртская Республика
Тема: Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства»
Конспект урока
Улыбнёмся друг другу, мы начинаем.
Новую тему мы начинаем,
Что в ней таится, пока мы не знаем.
Но чтобы название темы узнать, Надо вам запись расшифровать.
Готовят учебники, рабочие тетради, обдумывают информацию.
Актуализация знаний
10 мин
— Отгадайте слова:
— Первое слово: проникаем в суть чего-либо, понимаем.
— Второе слово: синоним слова «тайны».
— Третье слово: художественный прием, который использует Иван Бунин в стихотворной строке: «Лес точно терем расписной».
Откройте учебник на с. 64 и проверьте себя.
Что же мы будем изучать?
Вспомните, что мы знаем о сказках о животных.
Что предлагает нам Михаил Потапович?
Прочитайте название первой сказки.
Какой народ придумал эту сказку?
Знаете ли вы, кто такие индейцы?
Посмотрим по карте мира, откуда к нам пришла эта сказка.
По названию можно ли определить, о чем эта сказка? Прочитаем и узнаем, почему сказка так названа. Вы готовы? Тогда начинаем.
Постигаем.
Секреты.
Сравнение.
Дети читают: «Постигаем секреты сравнения».
В сказках о животных герои — животные; хитрец и проказник — главный герой; в более древних сказках побеждает хитрый, а в менее древних — благородный.
Читать сказки разных народов и делать интересные открытия.
Дети читают: «Откуда пошли болезни и лекарства».
Индейцы Северной Америки.
Индейцы — коренные жители Северной Америки.
Дети работают с картой мира.
Ориентировочный этап
Физкультминутка
10 мин
3 мин
Найдите условное обозначение, которое поможет определить, с чего мы начнем работу.
Узнайте значение слов «бурундук» и «исполосовали» в толковом словаре.
(Учитель читает сказку на с. 64—67.)
Вам понравилась эта сказочная история? Чем?
В какие времена происходят события? Найдите подтверждение в тексте.
Когда же дружбе пришел конец?
Какой же выход придумали звери?
Прочитайте сказку самостоятельно и расскажите, что они придумали.
Кто вступился за человека?
Какова его судьба?
Посмотрите на изображение бурундука.
(Учитель выставляет рисунок.)
Кто решил помочь человеку?
Как? Найдите отрывок, в котором об этом говорится, и прочитайте его. Расскажите своими словами.
Какие лекарственные травы вы знаете?
Дети работают с толковым словарём.
Дети работают с учебником.
Дети рассуждают.
Когда людей стало очень много, а зверям оставалось места на земле все меньше и меньше, и люди стали убивать зверей.
Собрались на совет, чтобы решить, как наказать людей.
Медведи предложили объявить войну.
Олени предложили наказывать охотников, которые не просили прощения у убитых животных.
Рыбы и пресмыкающиеся стали посылать людям недобрые сны.
Птицы, насекомые и мелкие зверьки начали придумывать разные болезни для людей.
Бурундук.
Его исполосовали когтями, эти следы он носит до сих пор.
Дети рассматривают рисунки животных.
Растения.
Дети работают с текстом, затем пересказывают.
Дети перечисляют лекарственные травы.
Поисково – исследовательский этап
10 мин
Чему же учит эта сказочная история?
Эта сказочная история не только учит, но и объясняет причины появления у животных некоторых внешних признаков.
Особенности внешности каких животных объясняют нам индейцы Северной Америки?
Прочитайте, как они это объясняют.
(Чтение текста на с. 67.)
Можно ли эту сказочную историю отнести к самым древним сказкам? Почему?
А кто догадался, что еще объясняют индейцы в этой сказочной истории?
Перечитайте и расскажите, как они объясняют причину происхождения болезней.
Бережно относиться к миру природы.
Лягушки, бурундука.
Дети в тексте ищут информацию.
Да, мы нашли объяснение, почему животные имеют такой вид.
Происхождение болезней.
Рефлексивно – оценочный этап
Домашнее задание
8 мин
2 мин
Давайте определим, насколько комфортно вы чувствовали себя на уроке. Отразим в цветовой гамме свое состояние. Поднимите нужный флажок: желтый — радость, зеленый — спокойствие, синий — грусть, белый — затрудняюсь ответить.
Какую тему мы начали изучать?
С каким произведением познакомились?
Почему эту сказочную историю можно считать самой древней?
Вернемся к началу нашего урока. Почему же сказка так названа?
Пересказать сказочную историю от лица автора (учебник, с. 64-67).
СПАСИБО ЗА УРОК!
Дети отвечают на вопросы. Оценивают и комментируют работу друг друга.
«Постигаем секреты сравнения».
«Откуда пошли болезни и лекарства».
В ней объясняются причины происхождения болезней и лекарств; объясняются черты внешнего облика двух животных.
Источник
В давние времена все звери и птицы, рыбы и растения жили с людьми в мире и дружбе, но мало-помалу людей становилось все больше и больше, а бедным зверям оставалось места на земле все меньше и меньше. Дальше — и того хуже: люда придумали лук со стрелами, ножи, копья да рыболовные снасти и принялись охотиться на зверей. У тех, что побольше, брали шкуры и мясо, а живность помельче, лягушек да червей топтали ногами не считая.
Призадумались звери — как же им быть?
Сначала совет держали медведи. Решили они объявить человеку войну.
— Чем воюют с нами люди? Луком да стрелами. А если и мы сделаем то же?
Изготовили медведи лук со стрелами. Попробовал один натянуть лук, да запутался в тетиве когтями.
— Когти надо обрезать! — предложил кто-то. Но медвежий вождь не согласился:
— Длинные когти нужны нам, чтобы лазить по деревьям, без когтей мы умрем с голоду. Видно, не годится нам человеческое оружие.
Ничего не решили медведи и побрели в чащу.
А договорись они между собой, мы по сей день только бы и делали, что воевали с медведями. А так охотники даже не спрашивают у них разрешения, когда вздумают поохотиться.
Потом держали совет олени во главе со своим вождем Олененком и решили наказать тех охотников, кто истребляет оленей без разбора и не просит у них прощения. Они так и заявили индейцам:
— Плохие охотники обязательно заболеют. И теперь, едва охотник убьет оленя, вождь Олененок, невидимый и быстрый как ветер, тут как тут и тихонько спрашивает убитого оленя:
— Говорил ли тебе охотник слова прощения?
Если да — Олененок тотчас уходит, если нет — идет по следу охотника до самой хижины и насылает на него болезнь.
Вот почему ни один стоящий охотник не убьет оленя просто так — обязательно попросит у него прощения.
После оленей собрались на совет рыбы и пресмыкающиеся. Немало накопилось у них обид на людей, и решили они посылать людям недобрые сны. Пусть эти сны, словно змеи, обовьются вокруг человека и душат. Или пошлют сны о сырой и тухлой рыбе, чтобы отбить у людей аппетит и уморить голодом.
Вот отчего нам до сих пор иногда снятся рыбы да змеи.
Наконец собрали совет птицы, насекомые и мелкие зверьки, вождем они избрали Гусеницу.
Первой дали слово лягушке.
— Если не остановить человека, -заквакала она, -он всех нас сживет со света! Поглядите-ка, как он отделал меня! Все из-за того, что я, видите ли, некрасива на вид! Да от его битья у меня вся спина в синяках!
И лягушка показала всем пятнышки на шкурке. Потом выступила маленькая птичка:
— Виноват человек! Виноват человек! Он сажает птичек на вертел и жарит! Сажает и жарит!
И только бурундук осмелился сказать доброе слово о человеке.
Звери так рассердились, что набросились на бедного бурундука и исполосовали его когтями. Следы царапин он носит на спине и по сей день.
И тогда-то стали зверьки придумывать болезни, все новые и новые, и навыдумывали столько, что если бы у них, в конце концов, не иссякла фантазия, люди уже давно погибли бы. Гусеница слушала, слушала, и предложения зверей нравились ей все больше и больше.
— Вот хорошо-то! — проговорила она, — Ведь эти противные людишки стали что-то уж больно здоровыми да толстыми, топают куда попало, и вечно наступают на меня!
Тут Гусеница вся задрожала от радости да и упала на спину, а подняться уже не смогла. Она только извивалась всем телом. Так гусеницы ведут себя и сегодня.
А вот растения остались людям друзьями. Когда они услыхали, что задумали звери, то порешили расстроить их недобрые замыслы. Каждое дерево и кустик, каждая травка, все мхи договорились лечить человека.
— Я приду на помощь человеку, когда он позовет меня, — сказал каждый из них.
Вот так появились на свете лекарства. И если случится, что доктор не знает, какое лекарство прописать больному, духи растений тихонько-тихонько шепнут ему на ухо.
- Следующая сказка → Откуда у койота хитрость
- Предыдущая сказка → Нэпи и Нип
Читать сказку «Откуда пошли болезни и лекарства» на сайте РуСтих онлайн: лучшие народные сказки для детей и взрослых. Поучительные сказки для мальчиков и девочек для чтения в детском саду, школе или на ночь.
Источник
Тема: Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства»
Цели: — формировать представление о самых древних сказочных историях через анализ сказки; — учить отличать самые древние сказочные сюжеты в сказках о животных, по признаку: они объясняют происхождение, природу и причины всего на земле — природу явлений, особенности внешнего вида животных, причины их поведения и взаимоотношений между собой.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки со словами.
Ход урока.
I.Орг. момент.
— Настраиваемся на урок…Помним:
— Не ошибается тот, кто ничего не делает.
II. Актуализация знаний.
— Мы закончили работу над первой главой. Как она называлась.
«Учимся наблюдать и копим впечатления»
Произведения прочитали,
В «Музейном Доме» побывали.
Мы впечатления копили впрок —
Теперь пора нам подвести итог.
— Вспомните, чтобы делать открытия, какими мы должны быть?
/ внимательными, наблюдательными/
— С какими литературными приемами мы знакомились, анализируя разные произведения? / сравнение, олицетворение, контраст, звукопись/
— Какое из прочитанных произведений вам понравилось больше всего и почему?
III. Работа над новым материалом.
Новую тему мы начинаем,
Что в ней таится, пока мы не знаем.
Но чтобы название темы узнать,
Надо вам запись расшифровать.
Работа в группе.
В словах перепутаны буквы. Ваша задача расставить их по своим местам и получить слово.
1 группа — Проникаем в суть чего-либо, понимаем.
потсиемга — /постигаем/
2 группа — Синоним слова«Тайны»
Сыеркет — /секреты/
3 группа – литературный прием
неавснеир — /сравнение/
2.- Составьте из получившихся слов тему новой главы.
Постигаем секреты сравнения
3.- Поставьте цели к новой главе.
/Будем раскрывать тайну, сравнивать….чем похожи и чем отличаются герои произведений/
4. — Что такое «ложь с намеком» и для всех людей с «уроком»? (сказка)
-А что такое сказка? / пока дети высказываются дежурные ищут в Толковом словаре/
-Какие бывают сказки? (волшебные, бытовые, сказки о животных). Во втором классе знакомились с докучными сказками и сказками – цепочками.
— А еще сказки бывают народные и авторские.
-А чем же они друг от друга отличаются?
(Учитель читает текст на с. 64.)
—Вспомните, что мы знаем о сказках, героями которых являются животные. (В сказках о животных герои — животные; хитрец и проказник — главный герой; в более древних сказках побеждает хитрый, а в менее древних — благородный.)
—Что предлагает нам Михаил Потапович? (Читать сказки разных народов и делать интересные открытия.)
—Прочитайте название первой сказки. («Откуда пошли болезни и лекарства».) /слайд 2/
—Какой народ придумал эту сказку? (Индейцы Северной Америки.)
-Посмотрим по карте мира, откуда к нам пришла эта сказка./слайд 3-4/
—Знаете ли вы, кто такие индейцы? (Индейцы — коренные жители Северной Америки.) /слайд 5/
-Предположите по названию о чем эта сказка.
5. -Найдите условное обозначение, которое поможет определить, с чего мы начнем работу.
Просмотрите текст и найдите слова, значение которых будем искать в словаре. / Работаем в паре. Первый вариант ищет слово «бурундук», 2-й вариант -«исполосовали»./
Б) Словарная работа.
-Прочитайте /шопотом/ слова с постановкой ударения на выделенных гласных. /слайд 6/
4.Учитель читает сказку на с. 64—67.
Вам понравилась эта сказочная история? Чем?
Мы знаем, что в русских сказках нет определенного времени и места. А в данной сказке, когда происходят события? Найдите подтверждение в тексте.
Когда же дружбе пришел конец? (Когда людей стало очень много, а зверям оставалось места на земле все меньше и меньше, и люди стали убивать зверей.)
Какой же выход придумали звери? (Собрались на совет, чтобы решить, как наказать людей.)
Прочитайте сказку самостоятельно и расскажите, что они придумали.
Примерный ответ.
Медведи предложили объявить войну.
Олени предложили наказывать охотников, которые не просили прощения у убитых животных.
Рыбы и пресмыкающиеся стали посылать людям недобрые сны.
Птицы, насекомые и мелкие зверьки начали придумывать разные болезни для людей.
Кто вступился за человека? Найдите ответ в тексте. (Бурундук.)
Какова его судьба? (Его исполосовали когтями, эти следы он носит до сих пор.)
Посмотрите на изображение бурундука./слайд 8/
Кто решил помочь человеку? (Растения.)
Как? Найдите отрывок, в котором об этом говорится, и прочитайте его.
Какие лекарственные растения вы знаете?
Чему же учит эта сказочная история? (Бережно относиться к миру природы.)
— Эта сказочная история не только учит, но и объясняет причины появления у животных некоторых внешних признаков.
Особенности внешности каких животных объясняют нам индейцы Северной Америки? (Лягушки, бурундука.)
Прочитайте, как они это объясняют.
(Чтение текста на с. 67.)
Можно ли эту сказочную историю отнести к самым древним сказкам? Почему? (Да, мы нашли объяснение, почему животные имеют такой вид.)
А кто догадался, что еще объясняют индейцы в этой сказочной истории? (Происхождение болезней.)
5. Работа по постановке мини-сценок по сказке. /совет медведей, совет оленей, мелкие зверьки/
IV.Итог урока.
Какую тему мы начали изучать?
С каким произведением познакомились?
Почему эту сказочную историю можно считать самой древней? (В ней объясняются причины происхождения болезней и лекарств; объясняются черты внешнего облика двух животных.)
V.Рефлексия.
— Оцените с помощью пальчиков свою работу на уроке.
VI.Домашнее задание.
Пересказать сказочную историю от лица автора (учебник, с. 64-67).
Источник
Здравствуй, молодой литературовед! Хорошо, что ты решил читать сказку «Откуда пошли болезни и лекарства (Индейская сказка)» в ней ты найдешь народную мудрость, которой назидаются поколениями. Ознакомившись с внутренним миром и качествами главного героя, юный читатель невольно испытывает чувство благородности, ответственности и высокой степени нравственности. Конечно же идея превосходства добра над злом не нова, конечно же о ней написано множество книг, но каждый раз убеждаться в этом все равно приятно. Все образы просты, обыденны и не вызывают юношеского непонимания, ведь мы сталкиваемся с ними ежедневно в нашем быту. В очередной раз перечитывая эту композицию, непременно открываешь для себе что-то новое, полезное и назидательное, существенно важное. В произведениях зачастую используются уменьшительно-ласкательные описания природы, делая этим представляющуюся картину еще более насыщенной. Сюжет прост и стар как мир, но каждое новое поколение находит для себя в нем нечто актуальное для себя и полезное. Сказка «Откуда пошли болезни и лекарства (Индейская сказка)» читать бесплатно онлайн однозначно стоит, в ней много добра, любви и целомудрия, что полезно для воспитания юной особи.
В давние времена все звери и птицы, рыбы и растения жили с людьми в мире и дружбе, но мало-помалу людей становилось все больше и больше, а бедным зверям оставалось места на земле все меньше и меньше. Дальше — и того хуже: люди придумали лук со стрелами, ножи, копья да рыболовные снасти и принялись охотиться на зверей. У тех, что побольше, брали шкуры и мясо, а живность помельче, лягушек да червей топтали ногами не считая.
Призадумались звери — как же им быть?
Сначала совет держали медведи. Решили они объявить человеку войну.
— Чем воюют с нами люди? Луком да стрелами. А если и мы сделаем то же?
Изготовили медведи лук со стрелами. Попробовал один натянуть лук, да запутался в тетиве когтями.
— Когти надо обрезать! — предложил кто-то. Но медвежий вождь не согласился:
— Длинные когти нужны нам, чтобы лазить по деревьям, без когтей мы умрем с голоду. Видно, не годится нам человеческое оружие.
Ничего не решили медведи и побрели в чащу.
А договорись они между собой, мы по сей день только бы и делали, что воевали с медведями. А так охотники даже не спрашивают у них разрешения, когда вздумают поохотиться.
Потом держали совет олени во главе со своим вождем Олененком и решили наказать тех охотников, кто истребляет оленей без разбора и не просит у них прощения. Они так и заявили индейцам:
— Плохие охотники обязательно заболеют. И теперь, едва охотник убьет оленя, вождь Олененок, невидимый и быстрый как ветер, тут как тут и тихонько спрашивает убитого оленя:
— Говорил ли тебе охотник слова прощения?
Если да — Олененок тотчас уходит, если нет — идет по следу охотника до самой хижины и насылает на него болезнь.
Вот почему ни один стоящий охотник не убьет оленя просто так — обязательно попросит у него прощения.
После оленей собрались на совет рыбы и пресмыкающиеся. Немало накопилось у них обид на людей, и решили они посылать людям недобрые сны. Пусть эти сны, словно змеи, обовьются вокруг человека и душат. Или пошлют сны о сырой и тухлой рыбе, чтобы отбить у людей аппетит и уморить голодом.
Вот отчего нам до сих пор иногда снятся рыбы да змеи.
Наконец собрали совет птицы, насекомые и мелкие зверьки, вождем они избрали Гусеницу.
Первой дали слово лягушке.
— Если не остановить человека, -заквакала она, -он всех нас сживет со света! Поглядите-ка, как он отделал меня! Все из-за того, что я, видите ли, некрасива на вид! Да от его битья у меня вся спина в синяках!
И лягушка показала всем пятнышки на шкурке. Потом выступила маленькая птичка:
— Виноват человек! Виноват человек! Он сажает птичек на вертел и жарит! Сажает и жарит!
И только бурундук осмелился сказать доброе слово о человеке.
Звери так рассердились, что набросились на бедного бурундука и исполосовали его когтями. Следы царапин он носит на спине и по сей день.
И тогда-то стали зверьки придумывать болезни, все новые и новые, и навыдумывали столько, что если бы у них, в конце концов, не иссякла фантазия, люди уже давно погибли бы. Гусеница слушала, слушала, и предложения зверей нравились ей все больше и больше.
— Вот хорошо-то! — проговорила она, — Ведь эти противные людишки стали что-то уж больно здоровыми да толстыми, топают куда попало, и вечно наступают на меня!
Тут Гусеница вся задрожала от радости да и упала на спину, а подняться уже не смогла. Она только извивалась всем телом. Так гусеницы ведут себя и сегодня.
А вот растения остались людям друзьями. Когда они услыхали, что задумали звери, то порешили расстроить их недобрые замыслы. Каждое дерево и кустик, каждая травка, все они договорились лечить человека.
— Я приду на помощь человеку, когда он позовет меня, — сказал каждый из них.
Вот так появились на свете лекарства. И если случится, что доктор не знает, какое лекарство прописать больному, духи растений тихонько-тихонько шепнут ему на ухо.
Источник