Индейцы северной америки откуда пошли болезни и лекарство

Индейцы северной америки откуда пошли болезни и лекарство thumbnail

Откуда пошли болезни и лекарства (индейская сказка)

В давние времена все звери и птицы, рыбы и растения жили с людьми в мире и дружбе, но мало-помалу людей становилось всё больше и больше, а бедным зверям оставалось места на земле всё меньше и меньше. Дальше и того хуже: люди придумали лук со стрелами, ножи, копья да рыболовные снасти и принялись охотиться на зверей. У тех, что побольше, брали шкуры и мясо, а живность помельче, лягушек да червей, топтали ногами, не считая. Призадумались звери: как же им быть?

Сначала совет держали медведи. Решили они объявить человеку войну.
– Чем воюют с нами люди? Луком да стрелами! А если и мы сделаем то же?
Изготовили медведи лук со стрелами. Попробовал один натянуть лук, да запутался в тетиве когтями.
– Когти надо обрезать! – предложил кто-то.
Но медвежий вождь не согласился:
– Длинные когти нужны нам, чтобы лазить по деревьям, без когтей мы умрём с голоду. Видно, не годится нам человеческое оружие.
Ничего не решили медведи и побрели в чащу. А договорись они между собой, мы по сей день только б и делали, что воевали с медведями. А так охотники даже не спрашивают у них разрешения, когда вздумают поохотиться.Откуда пошли болезни и лекарства
Потом держали совет олени во главе со своим вождём Оленёнком и решили наказать тех охотников, кто истребляет оленей без разбора и не просит у них прощения. Они так и заявили индейцам:
– Плохие охотники обязательно заболеют.
И теперь, едва охотник убьёт оленя, вождь Оленёнок, невидимый и быстрый как ветер, тут как тут и тихонько спрашивает убитого оленя:
– Говорил ли тебе охотник слова прощения?
Если да – Оленёнок тотчас уходит; если нет – идёт по следу охотника до самой хижины и насылает на него болезнь.
Вот почему ни один стоящий охотник не убьёт оленя просто так – обязательно попросит у него прощения.
После оленей собрались на совет рыбы и пресмыкающиеся. Немало накопилось у них обид на людей, и решили они посылать людям недобрые сны. Пусть эти сны, словно змеи, обовьются вокруг человека и душат. Или пошлют сны о сырой и тухлой рыбе, чтобы отбить у людей аппетит и уморить голодом.
Вот отчего нам до сих пор иногда снятся рыбы да змеи.
Наконец собрали совет птицы, насекомые и мелкие зверьки, вождём они избрали Гусеницу.
Первой дали слово лягушке.
– Если не остановить человека, – заквакала она, – он всех нас сживёт со света! Поглядите-ка, как он отделал меня! Всё из-за того, что я, видите ли, некрасива на вид! Да от его битья у меня вся спина в синяках!

И лягушка показала всем пятнышки на шкурке.
Потом выступила маленькая птичка:
– Виноват человек! Виноват человек! Он сажает птичек на вертел и жарит! Сажает и жарит!
И только бурундук осмелился сказать доброе слово о человеке. Звери так рассердились, что набросились на бедного бурундука и исполосовали его когтями. Следы царапин он носит на спине и по сей день.
И тогда-то стали зверьки придумывать болезни, всё новые и новые, и навыдумывали столько, что, если бы у них в конце концов не иссякла фантазия, люди уже давно погибли бы.
Гусеница слушала, слушала, и предложения зверей нравились ей всё больше и больше.
– Вот хорошо-то! – проговорила она. – Ведь эти противные людишки стали что-то уж больно здоровыми да толстыми, топают куда попало и вечно наступают на меня!
Тут Гусеница вся задрожала от радости да и упала на спину, а подняться уже не смогла. Она только извивалась всем телом. Так гусеницы ведут себя и сегодня.
А вот растения остались людям друзьями. Когда они услыхали, что задумали звери, то порешили расстроить их недобрые замыслы. Каждое дерево и кустик, каждая травка, все мхи договорились лечить человека.
– Я приду на помощь человеку, когда он позовёт меня, – сказал каждый из них.
Вот так появились на свете лекарства. И если случится, что доктор не знает, какое лекарство прописать больному, духи растений тихонько-тихонько шепнут ему на ухо.

— КОНЕЦ —

Источник

Урок литературного чтения

Федорова Наталья Евгеньевна, учитель начальных классов, МБОУ «Кезская СОШ №1», пос. Кез, Кезский район, Удмуртская Республика

Тема: Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства»

Конспект урока

Улыбнёмся друг другу, мы начинаем.

Новую тему мы начинаем,

Что в ней таится, пока мы не знаем.

Но чтобы название темы узнать, Надо вам запись расшифровать.

Готовят учебники, рабочие тетради, обдумывают информацию.

Актуализация знаний

10 мин

— Отгадайте слова:

— Первое слово: проникаем в суть чего-либо, понимаем.

— Второе слово: синоним слова «тайны».

— Третье слово: художественный прием, который использует Иван Бунин в стихотворной строке: «Лес точно терем расписной». 

Откройте учебник на с. 64 и проверьте себя.

Что же мы будем изучать?

  • Вспомните, что мы знаем о сказках о животных. 

  • Что предлагает нам Михаил Потапович? 

  • Прочитайте название первой сказки. 

  • Какой народ придумал эту сказку? 

  • Знаете ли вы, кто такие индейцы? 

  • Посмотрим по карте мира, откуда к нам пришла эта сказка.

  • По названию можно ли определить, о чем эта сказка? Прочитаем и узнаем, почему сказка так названа. Вы готовы? Тогда начинаем.

Постигаем.

Секреты.

Сравнение.

Дети читают: «Постигаем секреты сравнения».

В сказках о животных герои — животные; хитрец и проказник — главный герой; в более древних сказках побеждает хитрый, а в менее древних — благородный.

Читать сказки разных народов и делать интересные открытия.

Дети читают: «Откуда пошли болезни и лекарства».

Индейцы Северной Америки.

Индейцы — коренные жители Северной Америки.

Дети работают с картой мира.

Ориентировочный этап

Физкультминутка

10 мин

3 мин

  • Найдите условное обозначение, которое поможет определить, с чего мы начнем работу.

  • Узнайте значение слов «бурундук» и «исполосовали» в толковом словаре.

Читайте также:  Под глазами темные круги какая болезнь

(Учитель читает сказку на с. 64—67.)

  • Вам понравилась эта сказочная история? Чем?

  • В какие времена происходят события? Найдите подтверждение в тексте.

  • Когда же дружбе пришел конец?

  • Какой же выход придумали звери?

  • Прочитайте сказку самостоятельно и расскажите, что они придумали.

  • Кто вступился за человека? 

  • Какова его судьба? 

  • Посмотрите на изображение бурундука.

(Учитель выставляет рисунок.)

  • Кто решил помочь человеку? 

  • Как? Найдите отрывок, в котором об этом говорится, и прочитайте его. Расскажите своими словами.

  • Какие лекарственные травы вы знаете?

Дети работают с толковым словарём.

Дети работают с учебником.

Дети рассуждают.

Когда людей стало очень много, а зверям оставалось места на земле все меньше и меньше, и люди стали убивать зверей.

Собрались на совет, чтобы решить, как наказать людей.

Медведи предложили объявить войну.

Олени предложили наказывать охотников, которые не просили прощения у убитых животных.

Рыбы и пресмыкающиеся стали посылать людям недобрые сны.

Птицы, насекомые и мелкие зверьки начали придумывать разные болезни для людей.

Бурундук.

Его исполосовали когтями, эти следы он носит до сих пор.

Дети рассматривают рисунки животных.

Растения.

Дети работают с текстом, затем пересказывают.

Дети перечисляют лекарственные травы.

Поисково – исследовательский этап

10 мин

  • Чему же учит эта сказочная история? 

  • Эта сказочная история не только учит, но и объясняет причины появления у животных некоторых внешних признаков.

  • Особенности внешности каких животных объясняют нам индейцы Северной Америки? 

  • Прочитайте, как они это объясняют.

(Чтение текста на с. 67.)

  • Можно ли эту сказочную историю отнести к самым древним сказкам? Почему? 

  • А кто догадался, что еще объясняют индейцы в этой сказочной истории?

  • Перечитайте и расскажите, как они объясняют причину происхождения болезней.

Бережно относиться к миру природы.

Лягушки, бурундука.

Дети в тексте ищут информацию.

Да, мы нашли объяснение, почему животные имеют такой вид.

Происхождение болезней.

Рефлексивно – оценочный этап

Домашнее задание

8 мин

2 мин

  • Давайте определим, насколько комфортно вы чувствовали себя на уроке. Отразим в цветовой гамме свое состояние. Поднимите нужный флажок: желтый — радость, зеленый — спокойствие, синий — грусть, белый — затрудняюсь ответить.

  • Какую тему мы начали изучать?

  • С каким произведением познакомились?

  • Почему эту сказочную историю можно считать самой древней?

  • Вернемся к началу нашего урока. Почему же сказка так названа?

Пересказать сказочную историю от лица автора (учебник, с. 64-67).

СПАСИБО ЗА УРОК!

Дети отвечают на вопросы. Оценивают и комментируют работу друг друга.

«Постигаем секреты сравнения».

«Откуда пошли болезни и лекарства».

В ней объясняются причины происхождения болезней и лекарств; объясняются черты внешнего облика двух животных.

Источник

В давние времена все звери и птицы, рыбы и растения жили с людьми в мире и дружбе, но мало-помалу людей становилось все больше и больше, а бедным зверям оставалось места на земле все меньше и меньше. Дальше — и того хуже: люда придумали лук со стрелами, ножи, копья да рыболовные снасти и принялись охотиться на зверей. У тех, что побольше, брали шкуры и мясо, а живность помельче, лягушек да червей топтали ногами не считая.

Призадумались звери — как же им быть?

Сначала совет держали медведи. Решили они объявить человеку войну.

— Чем воюют с нами люди? Луком да стрелами. А если и мы сделаем то же?

Изготовили медведи лук со стрелами. Попробовал один натянуть лук, да запутался в тетиве когтями.

— Когти надо обрезать! — предложил кто-то. Но медвежий вождь не согласился:

— Длинные когти нужны нам, чтобы лазить по деревьям, без когтей мы умрем с голоду. Видно, не годится нам человеческое оружие.

Ничего не решили медведи и побрели в чащу.

А договорись они между собой, мы по сей день только бы и делали, что воевали с медведями. А так охотники даже не спрашивают у них разрешения, когда вздумают поохотиться.

Потом держали совет олени во главе со своим вождем Олененком и решили наказать тех охотников, кто истребляет оленей без разбора и не просит у них прощения. Они так и заявили индейцам:

— Плохие охотники обязательно заболеют. И теперь, едва охотник убьет оленя, вождь Олененок, невидимый и быстрый как ветер, тут как тут и тихонько спрашивает убитого оленя:

— Говорил ли тебе охотник слова прощения?

Если да — Олененок тотчас уходит, если нет — идет по следу охотника до самой хижины и насылает на него болезнь.

Вот почему ни один стоящий охотник не убьет оленя просто так — обязательно попросит у него прощения.

После оленей собрались на совет рыбы и пресмыкающиеся. Немало накопилось у них обид на людей, и решили они посылать людям недобрые сны. Пусть эти сны, словно змеи, обовьются вокруг человека и душат. Или пошлют сны о сырой и тухлой рыбе, чтобы отбить у людей аппетит и уморить голодом.

Вот отчего нам до сих пор иногда снятся рыбы да змеи.

Наконец собрали совет птицы, насекомые и мелкие зверьки, вождем они избрали Гусеницу.

Первой дали слово лягушке.

— Если не остановить человека, -заквакала она, -он всех нас сживет со света! Поглядите-ка, как он отделал меня! Все из-за того, что я, видите ли, некрасива на вид! Да от его битья у меня вся спина в синяках!

И лягушка показала всем пятнышки на шкурке. Потом выступила маленькая птичка:

— Виноват человек! Виноват человек! Он сажает птичек на вертел и жарит! Сажает и жарит!

И только бурундук осмелился сказать доброе слово о человеке.

Звери так рассердились, что набросились на бедного бурундука и исполосовали его когтями. Следы царапин он носит на спине и по сей день.

И тогда-то стали зверьки придумывать болезни, все новые и новые, и навыдумывали столько, что если бы у них, в конце концов, не иссякла фантазия, люди уже давно погибли бы. Гусеница слушала, слушала, и предложения зверей нравились ей все больше и больше.

Читайте также:  Диета при мочекаменной болезни почек у мужчин

— Вот хорошо-то! — проговорила она, — Ведь эти противные людишки стали что-то уж больно здоровыми да толстыми, топают куда попало, и вечно наступают на меня!

Тут Гусеница вся задрожала от радости да и упала на спину, а подняться уже не смогла. Она только извивалась всем телом. Так гусеницы ведут себя и сегодня.

А вот растения остались людям друзьями. Когда они услыхали, что задумали звери, то порешили расстроить их недобрые замыслы. Каждое дерево и кустик, каждая травка, все мхи договорились лечить человека.

— Я приду на помощь человеку, когда он позовет меня, — сказал каждый из них.

Вот так появились на свете лекарства. И если случится, что доктор не знает, какое лекарство прописать больному, духи растений тихонько-тихонько шепнут ему на ухо.

  • Следующая сказка → Откуда у койота хитрость
  • Предыдущая сказка → Нэпи и Нип

Читать сказку «Откуда пошли болезни и лекарства» на сайте РуСтих онлайн: лучшие народные сказки для детей и взрослых. Поучительные сказки для мальчиков и девочек для чтения в детском саду, школе или на ночь.

Источник

Тема: Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства»

Цели: — формировать представление о самых древних сказочных историях через анализ сказки; учить отличать самые древние сказочные сюжеты в сказках о животных, по признаку: они объясняют происхождение, природу и причины всего на земле — природу явлений, особенности внешнего вида животных, причины их поведения и взаимоотношений между собой.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки со словами.

Ход урока.

I.Орг. момент.

— Настраиваемся на урок…Помним:

— Не ошибается тот, кто ничего не делает.

II. Актуализация знаний.

— Мы закончили работу над первой главой. Как она называлась.

«Учимся наблюдать и копим впечатления»

Произведения прочитали,

В «Музейном Доме» побывали.

Мы впечатления копили впрок —

Теперь пора нам подвести итог.

— Вспомните, чтобы делать открытия, какими мы должны быть?

/ внимательными, наблюдательными/

— С какими литературными приемами мы знакомились, анализируя разные произведения? / сравнение, олицетворение, контраст, звукопись/

— Какое из прочитанных произведений вам понравилось больше всего и почему?

III. Работа над новым материалом.

Новую тему мы начинаем,

Что в ней таится, пока мы не знаем.

Но чтобы название темы узнать,

Надо вам запись расшифровать.

  1. Работа в группе.

В словах перепутаны буквы. Ваша задача расставить их по своим местам и получить слово.

1 группаПроникаем в суть чего-либо, понимаем.

потсиемга — /постигаем/

2 группа — Синоним слова«Тайны»

Сыеркет — /секреты/

3 группа – литературный прием

неавснеир — /сравнение/

2.- Составьте из получившихся слов тему новой главы.

Постигаем секреты сравнения

3.- Поставьте цели к новой главе.

/Будем раскрывать тайну, сравнивать….чем похожи и чем отличаются герои произведений/

4. — Что такое «ложь с намеком» и для всех людей с «уроком»? (сказка)

   -А что такое сказка?   / пока дети высказываются дежурные ищут в Толковом словаре/

  -Какие бывают сказки? (волшебные, бытовые, сказки о животных). Во втором классе знакомились с докучными сказками и сказками – цепочками.

 — А еще сказки бывают народные и авторские.

 -А чем же они друг от друга отличаются?

(Учитель читает текст на с. 64.)

Вспомните, что мы знаем о сказках, героями которых являются животные. (В сказках о животных герои — животные; хитрец и проказник — главный герой; в более древних сказках побеждает хитрый, а в менее древних — благородный.)

Что предлагает нам Михаил Потапович? (Читать сказки разных народов и делать интересные открытия.)

Прочитайте название первой сказки. («Откуда пошли болезни и лекарства».) /слайд 2/

Какой народ придумал эту сказку? (Индейцы Северной Америки.)

-Посмотрим по карте мира, откуда к нам пришла эта сказка./слайд 3-4/

Знаете ли вы, кто такие индейцы? (Индейцы — коренные жители Северной Америки.) /слайд 5/

-Предположите по названию о чем эта сказка.

5. -Найдите условное обозначение, которое поможет определить, с чего мы начнем работу.

Просмотрите текст и найдите слова, значение которых будем искать в словаре. / Работаем в паре. Первый вариант ищет слово «бурундук», 2-й вариант -«исполосовали»./

Б) Словарная работа.

-Прочитайте /шопотом/ слова с постановкой ударения на выделенных гласных. /слайд 6/

4.Учитель читает сказку на с. 64—67.

  • Вам понравилась эта сказочная история? Чем?

  • Мы знаем, что в русских сказках нет определенного времени и места. А в данной сказке, когда происходят события? Найдите подтверждение в тексте.

  • Когда же дружбе пришел конец? (Когда людей стало очень много, а зверям оставалось места на земле все меньше и меньше, и люди стали убивать зверей.)

  • Какой же выход придумали звери? (Собрались на совет, чтобы решить, как наказать людей.)

  • Прочитайте сказку самостоятельно и расскажите, что они придумали.

Примерный ответ.

  • Медведи предложили объявить войну.

  • Олени предложили наказывать охотников, которые не просили прощения у убитых животных.

  • Рыбы и пресмыкающиеся стали посылать людям недобрые сны.

  • Птицы, насекомые и мелкие зверьки начали придумывать разные болезни для людей.

  • Кто вступился за человека? Найдите ответ в тексте. (Бурундук.)

  • Какова его судьба? (Его исполосовали когтями, эти следы он носит до сих пор.)

  • Посмотрите на изображение бурундука./слайд 8/

  • Кто решил помочь человеку? (Растения.)

  • Как? Найдите отрывок, в котором об этом говорится, и прочитайте его.

Какие лекарственные растения вы знаете?

  • Чему же учит эта сказочная история? (Бережно относиться к миру природы.)

— Эта сказочная история не только учит, но и объясняет причины появления у животных некоторых внешних признаков.

  • Особенности внешности каких животных объясняют нам индейцы Северной Америки? (Лягушки, бурундука.)

  • Прочитайте, как они это объясняют.

(Чтение текста на с. 67.)

Можно ли эту сказочную историю отнести к самым древним сказкам? Почему? (Да, мы нашли объяснение, почему животные имеют такой вид.)

  • А кто догадался, что еще объясняют индейцы в этой сказочной истории? (Происхождение болезней.)

Читайте также:  Виноградов дифференциальный диагноз внутренних болезней 2 том

5. Работа по постановке мини-сценок по сказке. /совет медведей, совет оленей, мелкие зверьки/

IV.Итог урока.

  • Какую тему мы начали изучать?

  • С каким произведением познакомились?

  • Почему эту сказочную историю можно считать самой древней? (В ней объясняются причины происхождения болезней и лекарств; объясняются черты внешнего облика двух животных.)

V.Рефлексия.

— Оцените с помощью пальчиков свою работу на уроке.

VI.Домашнее задание.

Пересказать сказочную историю от лица автора (учебник, с. 64-67).

Источник

Здравствуй, молодой литературовед! Хорошо, что ты решил читать сказку «Откуда пошли болезни и лекарства (Индейская сказка)» в ней ты найдешь народную мудрость, которой назидаются поколениями. Ознакомившись с внутренним миром и качествами главного героя, юный читатель невольно испытывает чувство благородности, ответственности и высокой степени нравственности. Конечно же идея превосходства добра над злом не нова, конечно же о ней написано множество книг, но каждый раз убеждаться в этом все равно приятно. Все образы просты, обыденны и не вызывают юношеского непонимания, ведь мы сталкиваемся с ними ежедневно в нашем быту. В очередной раз перечитывая эту композицию, непременно открываешь для себе что-то новое, полезное и назидательное, существенно важное. В произведениях зачастую используются уменьшительно-ласкательные описания природы, делая этим представляющуюся картину еще более насыщенной. Сюжет прост и стар как мир, но каждое новое поколение находит для себя в нем нечто актуальное для себя и полезное. Сказка «Откуда пошли болезни и лекарства (Индейская сказка)» читать бесплатно онлайн однозначно стоит, в ней много добра, любви и целомудрия, что полезно для воспитания юной особи.

В давние времена все звери и птицы, рыбы и растения жили с людьми в мире и дружбе, но мало-помалу людей становилось все больше и больше, а бедным зверям оставалось места на земле все меньше и меньше. Дальше — и того хуже: люди придумали лук со стрелами, ножи, копья да рыболовные снасти и принялись охотиться на зверей. У тех, что побольше, брали шкуры и мясо, а живность помельче, лягушек да червей топтали ногами не считая.
Призадумались звери — как же им быть?
Сначала совет держали медведи. Решили они объявить человеку войну.
— Чем воюют с нами люди? Луком да стрелами. А если и мы сделаем то же?
Изготовили медведи лук со стрелами. Попробовал один натянуть лук, да запутался в тетиве когтями.
— Когти надо обрезать! — предложил кто-то. Но медвежий вождь не согласился:
— Длинные когти нужны нам, чтобы лазить по деревьям, без когтей мы умрем с голоду. Видно, не годится нам человеческое оружие.
Ничего не решили медведи и побрели в чащу.
А договорись они между собой, мы по сей день только бы и делали, что воевали с медведями. А так охотники даже не спрашивают у них разрешения, когда вздумают поохотиться.
Потом держали совет олени во главе со своим вождем Олененком и решили наказать тех охотников, кто истребляет оленей без разбора и не просит у них прощения. Они так и заявили индейцам:
— Плохие охотники обязательно заболеют. И теперь, едва охотник убьет оленя, вождь Олененок, невидимый и быстрый как ветер, тут как тут и тихонько спрашивает убитого оленя:
— Говорил ли тебе охотник слова прощения?
Если да — Олененок тотчас уходит, если нет — идет по следу охотника до самой хижины и насылает на него болезнь.
Вот почему ни один стоящий охотник не убьет оленя просто так — обязательно попросит у него прощения.
После оленей собрались на совет рыбы и пресмыкающиеся. Немало накопилось у них обид на людей, и решили они посылать людям недобрые сны. Пусть эти сны, словно змеи, обовьются вокруг человека и душат. Или пошлют сны о сырой и тухлой рыбе, чтобы отбить у людей аппетит и уморить голодом.
Вот отчего нам до сих пор иногда снятся рыбы да змеи.
Наконец собрали совет птицы, насекомые и мелкие зверьки, вождем они избрали Гусеницу.
Первой дали слово лягушке.
— Если не остановить человека, -заквакала она, -он всех нас сживет со света! Поглядите-ка, как он отделал меня! Все из-за того, что я, видите ли, некрасива на вид! Да от его битья у меня вся спина в синяках!
И лягушка показала всем пятнышки на шкурке. Потом выступила маленькая птичка:
— Виноват человек! Виноват человек! Он сажает птичек на вертел и жарит! Сажает и жарит!
И только бурундук осмелился сказать доброе слово о человеке.
Звери так рассердились, что набросились на бедного бурундука и исполосовали его когтями. Следы царапин он носит на спине и по сей день.
И тогда-то стали зверьки придумывать болезни, все новые и новые, и навыдумывали столько, что если бы у них, в конце концов, не иссякла фантазия, люди уже давно погибли бы. Гусеница слушала, слушала, и предложения зверей нравились ей все больше и больше.
— Вот хорошо-то! — проговорила она, — Ведь эти противные людишки стали что-то уж больно здоровыми да толстыми, топают куда попало, и вечно наступают на меня!
Тут Гусеница вся задрожала от радости да и упала на спину, а подняться уже не смогла. Она только извивалась всем телом. Так гусеницы ведут себя и сегодня.
А вот растения остались людям друзьями. Когда они услыхали, что задумали звери, то порешили расстроить их недобрые замыслы. Каждое дерево и кустик, каждая травка, все они договорились лечить человека.
— Я приду на помощь человеку, когда он позовет меня, — сказал каждый из них.
Вот так появились на свете лекарства. И если случится, что доктор не знает, какое лекарство прописать больному, духи растений тихонько-тихонько шепнут ему на ухо.

Источник