Инфекционная детская болезнь с нарушением нервной системы

Инфекционная детская болезнь с нарушением нервной системы thumbnail
  • Главная
  • Заболевания
  • Болезни нервной системы

Нервную систему подразделяют на центральную (ЦНС) и периферическую. Ее деятельность отвечает за работу всего человеческого организма и обеспечивает взаимосвязь всех систем и органов. Благодаря нервным окончаниям обеспечивается чувствительность тела человека и его способность к движению.

важноКак показывает медицинская практика, не существует таких детских болезней, которые не отражались бы на нервной системе. Чем младше пациент, тем более своеобразно реагирует и нервная система.

Реакция может быть разной: от нарушения дыхания и кровообращения до поражения мозга и его оболочек. Нервная система детей уязвима настолько, что даже самые малые ее патологии ведут к серьезным заболеваниям.

Виды заболеваний

  • Наследственные или хромосомные (например, синдром Дауна) вызывают нарушения в работе опорно-двигательного аппарата и эндокринной системы.
  • Травматические возникают вследствие полученных травм, ушибов и сотрясений головного мозга. Для этих заболеваний характерны головокружение, тошнота, рвота, потеря сознания.
  • Инфекционные проявляются на фоне вирусов, бактерий и паразитов. У ребенка наблюдается головная боль, помутнение сознания, повышение температуры тела, рвота. Примерами такого рода заболеваний являются корь, менингит, малярия, микроцефалия.
  • Сосудистые заболевания являются, как правило, следствием родовой травмы. У маленьких детей вызвать поражение нервной системы может гипертоническая болезнь. Это ведет к нарушениям кровоснабжения мозга и сосудисто-мозговой недостаточности. К основным симптомам относят головную боль, ухудшение двигательной активности и снижение чувствительности.
  • Хронические заболевания, такие как миастения, являются следствием индивидуальных особенностей строения нервной системы, а также нарушением процессов обмена в организме ребенка.

Распространенные заболевания нервной системы у детей

Далее описаны наиболее часто встречающиеся у ребенка болезни нервной системы.

Аффективно-респираторные приступы (задержка дыхания)

Когда ребенок плачет, происходит задержка дыхания, в легких не хватает воздуха, отмечается покраснение, затем посинение, и малыш перестает дышать. В таком случае возможно кислородное голодание, а иногда и судороги.

Лечение: предоставить доступ свежего воздуха, перевернуть ребенка так, чтобы запавший язык не препятствовал дыханию.

информацияМожно умыть ребенка холодной водой, но не предлагать пить, потому что малыш во время приступа не может глотать.

Чтобы не допустить задержку дыхания, нужно отвлечь ребенка и избегать конфликтных ситуаций. В этом случае нужно проконсультироваться с врачом во избежание эпилепсии и нарушения ритма сердца.

Нарушения сна

  • Ночные кошмары. Возникают при нарушениях дыхания (астма, заложенность носа, аллергия), травмах, если в помещении душно или жарко. Такие нарушения случаются в возрасте 8-9 лет.
  • Страхи: малыш просыпается с криками, не узнает окружающих, его трудно успокоить, у него учащенное сердцебиение, расширены зрачки, искажено выражение лица. Через пару минут ребенок успокаивается и сам засыпает. Проявляются в 4-7 лет.
  • Лунатизм (хождение во сне, сомнамбулизм): ребенок поднимается с кровати, ходит по комнате, разговаривает, может сходить в туалет и снова укладывается спать в свою или другую постель.

Лечение: при ночных страхах, снохождении и кошмарах необходимо успокоить ребенка, уложить в кроватку, но не будить. Необходима консультация врача, который назначит легкие успокоительные препараты. Не допускайте, чтобы перед сном малыш смотрел фильмы или сказки, которые могут испугать его, не оставляйте открытыми двери и окна, придерживайтесь режима дня. Все активные и подвижные игры оставьте на утро, вечером почитайте сказку, послушайте спокойную музыку.

Неловкость

Все малыши слегка неловки, что проявляется, когда ребенок учится самостоятельно одеваться, ходить держать ложку и т.д. Но когда неудачи ребенка вызывают у него раздражительность и беспокойство, родителям следует обращаться к специалистам: невропатологу и психологу с целью определить причину и характер нарушений как можно раньше. В случае если обнаружено поражение мозга, не стоит отчаиваться, т.к. существует множество способов коррекции и лечения таких нарушений.

Повышенная возбудимость

Характеризуется не только подвижностью, но и беспокойством ребенка. Таким детям трудно сконцентрироваться, они совершают много лишних движений, когда что-то делают, у них происходит быстрая перемена настроения, случаются частые приступы гнева.

Читайте также:  Язвенная болезнь желудка и дпк этиология патогенез

важноОчень важно провести коррекцию такого поведения как можно раньше, т.к. оно может стать причиной антисоциальных поступков в более взрослом возрасте.

Аллергия может стать причиной для подобного расстройства. При необходимости можно обратиться за помощью к психиатру, невропатологу или аллергологу.

Основные причины заболеваний нервной системы

  • Наследственность: когда в близком окружении ребенка есть случаи алкогольной или наркозависимости, психические расстройства, болезни нервной системы.
  • Экология: большое значение имеет та экологическая обстановка, в которой находится будущая мама малыша.
  • Инфекционные заболевания, перенесенные женщиной в период беременности и в раннем возрасте ребенка.
  • Психоэмоциональные потрясения, недосыпание.
  • Воздействие ядов и токсических веществ.
  • Различного рода опухоли.
  • Недостаток витаминов и питательных веществ.
  • Слабый иммунитет, что характерно для маленьких детей.
  • Психотип ребенка: у легковозбудимых детей случаи расстройства нервной системы отмечаются намного чаще.

Профилактика

Самой лучшей профилактикой болезней является укрепление НС детей. Разработан эффективный комплекс способов, использование которого не только успокоит вашего ребенка, но и улучшит его психическое, эмоциональное и нервное состояние. Эти методы ориентированы на вызов положительных эмоций, включают расслабляющий массаж, правильное питание, корректировку режима сна и отдыха для маленьких пациентов, лечебную физкультуру.

Чтобы ваше чадо было эмоционально уравновешенным и психически здоровым, наблюдайте за малейшими изменениями в его поведении и вовремя консультируйтесь со специалистами. Как известно, ранняя диагностика заболевания — залог успешного исхода его лечения.

Источник

Наиболее опасным заболеванием для ребенка является воспаление оболочек головного мозга – менингит. Вопреки распространенному мнению, что менингиты вызываются хождением без шапки, они могут возникнуть и у правильно и тепло одетых малышей.

Кроме того – менингитов очень много, ведь возбудителями инфекционных заболеваний нервной системы являются различные множество бактерий (стафилококк, менингококк и т.д.) или вирусы, которые объединяются клинически в общее понятие «нейроинфекций». Часто нервная система может страдать вторично в результате перехода воспалительного процесса из разных отделов организма на нервную систему или за счет интоксикации ядами, выделяемыми микробами. Воспаление в различных отделах нервной системы может переходить на периферические нервы, вызывая расстройства слуха, зрения, речи. Непосредственное поражение вещества мозга может вызвать различные интеллектуальные расстройства, затрудняющие обучение и воспитание детей в условиях общеобразовательных дошкольных и школьных учреждений. В связи с этим большое значение имеет ранняя диагностика больных, выявление бациллоносителей, профилактика болезненных состояний, методы воспитания и обучения детей после перенесенной болезни.

Менингиты

Различают первичные и вторичные менингиты. К первичным менингитам относятся менингококковый цереброспинальный гнойный менингит. Первичным он называется потому, что возбудитель — менингококк, попадает на слизистую носа ребенка от бациллоносителей (родители или родня) при плохих санитарно-гигиенических условиях (родители берут грудных детей в свою постель, пользуются общим полотенцем и т. п.). Менингококк со слизистой носа проникает по оболочкам обонятельного нерва в мозговые оболочки, вызывая их воспаление «менингит». Кокки (менингококки) всегда дают гнойный процесс. Цереброспинальный менингит называется потому, что воспаляется мягкая мозговая оболочка, покрывающая головной и спинной мозг.

Заболевание чаще всего наблюдается в раннем детском возрасте, когда у детей нет защитных реакций. Начало болезни острое: рвота, отказ от груди, высокая температура, расстройство сознания, сыпь на коже, беспокойство или головная боль у детей старшего возраста.

При обследовании выявляются все менингеальные симптомы: головка заброшена кзади, за счет напряжения затылочных мышц — ригидности, руки приведены к груди, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах, повышенная кожная чувствительность, светобоязнь, пульсация родничка.

На высоте заболевания у ребенка могут возникнуть судорожные приступы, указывающие на вовлечение процесс самого вещества мозга. Инфекционный процесс может переходить с мозговых оболочек на периферические нервы: зрительный, слуховой, лицевой и др. Уже на высоте острой симптоматики заболевания появляется гипертензионный синдром (увеличение количества спинномозговой жидко¬сти как защитная реакция организма).

Читайте также:  Что нельзя есть при мочекаменной болезни у кошек

В связи с накоплением спинномозговой жидкости (ликвора) в межоболочечном пространстве увеличивается окружность головы, расходятся черепно-мозговые швы, особенно у маленького ребенка. У старших детей, когда кости черепа уже срослись, окружность головы не увеличивается, а гипертензионный синдром нарастает, растягивается паутинная оболочка, что проявляется в головных болях. Давление жидкости на вещество мозга приводит к нарушению высших психических функций разной степени выраженности. В связи с этим в стационаре больному делают несколько раз пункцию (чтобы снизить внутричерепное давление), а после выписки из стационара в домашних условиях проводят несколько раз в году лечебные курсы дегидратационной терапии.

Что делать?

Больной должен быть госпитализирован в специальное отделение больницы и чем раньше, тем лучше возможный исход. В стационаре больному делают пункцию, выводят спинномозговую жидкость (5 мл) для анализа, снижения внутричерепного давления и возможности введения в спинномозговой канал лекарственных препаратов (антибиотики). Спинномозговая жидкость вначале заболевания мутная, в дальнейшем, если больной не лечен, жидкость становится густой желтой массой за счет погибших лейкоцитов. Кроме этого антибиотики вводят и внутримышечно для общих защитных реакций. Продолжительность острого периода обычно 1—2 недели и заканчивается выздоровлением или смертью. В связи с применением антибиотиков сократилось время течение болезни, резко уменьшилась смертность и менее выражены остаточные (резидуальные) явления.

После перенесенного заболевания наблюдаются остаточ¬ные (резидуальные) явления: гипертензионный синдром, минимальная мозговая дисфункция (ММД), трудности поведения, задержка психического развития. В ряде случаев сохраняется судорожный синдром как следствие спаечного процесса (спайки между оболочками и веществом мозга).

Вторичные менингиты

Они возникают при воздействии рядом располагающегося очага воспаления (гнойное заболевание среднего уха — гнойный отит) — отогенный менингит, или других воспалительных процессов, как, например, вирусное воспаление околоушных желез (паротит — свинка), паротитный менингит; туберкулезный и сифилитический менингит при заболевании всего организма.

Так, отогенный менингит развивается в возрасте 3—5 лет и старше на фоне хронически текущего рецидивирую¬щего отита, вызываемого стрептококком или стафилококком. Клиническая картина соответствует всем симптомам заболевания, требует стационарного лечения. После перенесенного менингита остаются остаточные (резидуальные) симптомы в форме гипертензионного синдрома, вестибуляр¬ных расстройств, снижения слуха, зрения, задержки рече¬вого и психического развития.

Паротитный менингит проходит на фоне острого заболевания паротитом (свинкой). Заболевание вирусного происхождения, болеют дети в дошкольных учреждениях и в начальной школе. Чаще болеют мальчики. Заболевание начинается остро и характеризуется всеми симптомами менингита. Детей стационируют в специализированные отделения. При пункции спинномозговая жидкость прозрачная.

Течение болезни 1—2 недели, затем выздоровление, но остаются резидуальные явления в виде гипертензионного синдрома, вестибулярных расстройств, астенических (астения — утомление) реакций.

Туберкулезный менингит возникает вследствие переноса туберкулезных палочек (палочка Коха — возбудитель туберкулеза), из основного очага поражения током крови в мозговые оболочки. Заболевание начинается исподволь, субфебрильной температурой, головными болями, сонливостью. Симптоматика болезни нарастает медленно; когда не было стрептомицина, отмечалась 100% смертность к третьей неделе. Когда больных начали лечить стрептомицином, количество смертельных исходов резко уменьшилось. В случаях, когда ребенок оставался жив, у него отмечался ряд неврологических расстройств, обусловленных локализацией поражения — на основании мозга (базальный лентоменингит): парезы, параличи, расстройство слуха, зрения и др. Перенесшие туберкулезный менингит дети нуждаются в постоянном наблюдении фтизиатра и невропатолога.

Сифилитический, менингит вызывается бледной спиро¬хетой, которая проникает внутрь человека половым или бытовым путем через поврежденную слизистую или кожу. В организме человека заболевание проходит три фазы, что связано с постепенным накоплением и распространением бледной спирохеты по всем органам и тканям организма.

Последствия перенесенных менингитов

В клинике нервных болезней в качестве последствия перенесенных заболеваний описывают микроцефалию и гидроцефалию, интеллектуальную недостаточность (олигофрению), расстройства зрения, слуха, речи, моторики и другие психопатологические расстройства.

Микроцефалия

Микроцефалия является следствием пе¬ренесенного внутриутробного менингоэнцефалита или ме-нингита в первые месяцы жизни ребенка. Обычно при микроцефалии наблюдаются тяжелые формы олигрофрении. Характерными чертами являются малые размеры черепа и самого мозга, особенно выражено недоразвитие больших полушарий. Вес мозга очень маленький, около 200—400 г. Со стороны физического развития наблюдается непропорциональность телосложения, рост существенно отстает от средневозрастной нормы. Характерна походка — больные ходят, согнувшись вперед. Дети-микроцефалы подвижны, однако эта подвижность дефектна, здесь много лишних нецелесообразных движений, отсутствует устойчивость. Характерна общая гипотония, разболтанность суставов.

Читайте также:  Паркинсона болезнь и продолжительность жизни лечение

Характерны и психические изменения в виде тяжелого слабоумия, обычно в форме имбицильности или дебильности. Такие малыши имеют веселый, добродушный характер, но обычно недоразвитую речь и ограниченные навыки. Однако, такими малышами занимаются врачи и психологи, они обучаются в специальных школах, у них формируются навыки, позволяющие осуществлять достаточно активную жизнь.

Гидроцефалия

Гидроцефалией называется заболевание, при котором происходит патологическое значительное увеличение объема цереброспинальной (спинно-мозговой) жидкости в области желудочков мозга и в области подоболочечного пространства. Иногда это состояние еще именуют водянкой головного мозга. Чаще всего такое состояние возникает после воспаления головного мозга или его оболочек, токсических поражений нервной системы, которые повреждают мозг или его оболочки внутриутробно или в раннем детстве. Наиболее частыми причинами являются менингит, сифилис. Кроме того, играет роль и травма головного мозга в родах или последующей жизни. В последнее время подчеркивается патологическая роль родовых травм при естественных родах и КС. Указанными патологиями вызывается раздражение сосудов и их сплетений в области желудочков мозга, которые и продуцируют спинномозговую жидкость, из-за чего и происходит увеличение ее объемов. Вместе с тем затруднен отток жидкости в связи с закрытием в результате воспаления межжелудочковых сообщений или ликворовсасывающих аппаратов. Таким образом, жидкость скапливается в замкнутом пространстве и, не имея выхода, начинает оказывать давление на мозг, который, в свою очередь, передает это давление костям черепа.

У детей первого года жизни швы черепа еще не окостенели, поэтому достаточно подвижны, давление изнутри, со стороны мозга приводит к расхождению швов и увеличению внутренних объемов ликворосодержащих полостей. Поэтому резко увеличивается объем головки ребенка. Из-за скопления избытков жидкости, нарушения ее нормальной циркуляции, происходит патологическое влияние на работу мозговых клеток. Признаки гидроцефалии выражаются в прогрессирующем увеличении черепа в своеобразных нейропсихических изменениях.

Со стороны нервной системы часто отмечают ряд патологичес¬ких симптомов, характеризующих работу черепно-мозговых нервов. Могут отмечаться снижения остроты зрения и слуха, потому что поражается слуховой и зрительный нервы, возможны парезы и параличи.

Отмечаются и своеобразные изменения со стороны психики. Такие дети хорошо умеют подражать взрослому и производят впечатление очень развитых. У некоторых избирательно развиваются музыкальные или художественные способности. Своеобразные особенности наблюдаются со стороны речи — особая манера разговаривать, сопровождать свою речь рифмованием, остротами, шутками.

Обычно признаки гидроцефалии выражены не сильно, тогда обычно говорят о гидроцефальном синдроме. Который может формироваться не только из-за перенесенных нейроинфекций, но и являться следствием травматических процессов или родовой черепно-мозговой травмы. В этих случаях при обследовании детей отмечается некоторое увеличение размеров черепа, развитая сосудистая сеть под кожей головы, указывающая на застойные явления в сосудах головного мозга и ликворной системе. В неврологическом статусе выявляется рассеянная неврологическая симптоматика в общей и артикуляционной моторике. Дети жалуются на головные боли в период учебной нагрузки, головокружения, повышенную утомляемость и истощаемость. Некоторые дети с явлениями гидроцефального синдрома становятся неусидчивыми, беспокойными. Отмечается нестойкость активного внимания, его истощаемость, память приобретает механический характер. Логическое мышление недостаточно, что затрудняет обуче¬ние по школьной программе. Некоторые дети после умственной нагрузки становятся вялыми, бездеятельными, что также затрудняет обучение.

Таким образом, мы проследили течение различных по причинам менингитов, некоторые из них могут сочетаться с поражением вещества мозга, тогда говорят о менингоэнцефалите.

Источник