Инфекционные болезни и их лечение в древнем мире египет
Медицинская практика древних египтян была настолько совершенной, что достижения врачей тех времен европейцы не могли превзойти на протяжении многих веков. Египетские врачеватели считали, что болезнь нужно лечить с помощью изготовленных специальным образом лекарственных средств, признавали целительную силу массажа и благоуханий и понимали важность гигиены при лечении больных.
Сегодня ни для кого не секрет, что болезни и инфекции вызваны бактериями, и можно подумать, что об этом люди знали всегда. Но на самом деле, понимать причину болезни человек стал совсем недавно, только в XIX веке, когда французский ученый Луи Пастер выдвинул микробную теорию болезней, которую позже на опыте подтвердил английский хирург Джозеф Листер.
Еще за несколько десятков лет до этого открытия венгерский врач-акушер Игнац Земмельвайс (1818-1865) предложил медицинскому сообществу совершенно удивительную для того времени идею: мыть руки раствором хлорной извести. Именно такая гигиена, по мнению врача, могла бы сократить уровень смертности в больницах. Предложение Земмельвайса было встречено научным миром с настороженностью. Многие восприняли эту идею как смехотворную и даже обвинили Земмельвайса в антинаучном шарлатанстве. Врачи не видели ничего плохого в том, чтобы не мыть руки во время приема родов, перед и после хирургических операций, вскрытий. Увы, в то время науке еще не было известно ни о каких теориях болезнетворных организмов. Игнаца Земмельвайса в 1865 году обманом поместили в психиатрическую лечебницу, где он и умер.
Фото: wikipedia.org/ Венгерский врач Игнац Земмельвайс
Древние египтяне приняли бы совет Игнаца Земмельвайса на ура, и не потому что они имели кое-какое представление о микроорганизмах, а потому что были приверженцами чистоты. По мнению американского профессора философии Джошуа Марка, уровень смертности в Древнем Египте после медицинских процедур был намного ниже, чем в любой европейской больнице начала XX века (только в 50-х годах прошлого века гигиена и стерилизация инструментов в больницах стала обычной практикой).
Египтолог Барбара Ваттерсон отмечает:
Медицинская система Древнего Египта была относительно продвинутой, и египетские врачи, в основном это были мужчины (хотя известны исключения, когда врачами становились и женщины), были мастерами своего дела
Фото: egyptopedia.info/ Египетский врач XVIII Династии принимает больного (реконструкция)
Однако, хоть в Египте и умели аккуратно извлекать органы человека и бальзамировать тело так, что оно сохранялось на протяжении сотен лет, у египетских врачевателей все же было слабое представление о работе внутренних органов. Кроме того, зачастую лекари связывали причины болезни с вмешательством сверхъестественных сил.
РАНЫ И ЗАБОЛЕВАНИЯ
Как лечить раны, древнеегипетские врачи знали лучше, чем как лечить болезни. Доктора легко устанавливали причину возникновения травмы и понимали, каким образом человеку можно помочь, сделать то же самое с болезнью было намного сложнее.
Если врачи не могли объяснить заболевание, они ссылались на “демона, засевшего в теле больного”. И главной задачей врача было изгнать этого демона. По симптомам устанавливалось, какой конкретно злой дух виноват в болезни, а затем с помощью магических заклинаний и лекарств его пытались изгнать. Египтолог Барбара Ваттерсон отмечает, что самыми первыми докторами были жрецы. Египтяне верили, что болезнь была вызвана нечистой силой, проникшей в организм, и что жрецы обладают знанием, способным прогнать демонов.
Фото: Marie-Lan Nguyen/ Защитный амулет глаз Гора VI-й IV-й век до н.э. (Лувр, Париж)
В те далекие времена египтяне страдали от тех же самых заболеваний, от которых сегодня страдаем и мы: трахома (инфекция глаз), малярия, дизентерия, оспа, пневмония, рак, болезни сердца, туберкулез и т.д. Если магические заклинания и лекарства не помогали, египтяне использовали амулеты, благовония, татуировки и даже специальные статуэтки, призванные отгонять демонов или умилостивить богов, пославших болезнь. Статуэтки, впрочем, использовались в качестве профилактической меры. “Лечебные” заклинания записывались на папирусных свитках и держались под строгим секретом, врачи-жрецы боялись, что если текст попадет в руки непосвященному, то будет неправильно истолкован, что обернется карой богов.
МЕДИЦИНСКИЕ ПАПИРУСЫ
К сожалению, до наших дней дошли лишь немногие “медицинские папирусы”, но даже их достаточно, чтобы у ученых сложилось представление о том, как египтяне видели болезни и о древних методах лечения. Все известные папирусы названы в честь людей — первых владельцев, либо в честь города, где они хранятся.
Медицинские папирусы Честера Битти, датированные 1200 годом до н.э., посвящены лечению коноплей аноректальных (связанных с прямой кишкой) заболеваний. Возможно, это самое раннее упоминание применения конопли в медицинских целях.
Берлинский медицинский папирус, также известный как папирус Бругша, датируемый 1570 — 1069 г.г. до н.э. (эпоха Нового царства), содержит знания о контрацепции, об овуляции и фертильности, определении беременности по цвету глаз, лица и женских грудей.
Папирус Эберса (ок. 1550 г. до н.э.) рассказывает о частной патологии. В нем описывается более 200 заболеваний и около 1000 способов лечения, среди которых есть методы лечение рака, сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета и даже депрессии.
Папирус Эдвина Смита (ок. 1600 г. до н.э.) является старейшей работой по хирургическому мастерству. В нем рассматриваются различные виды травм (около 50), а также описывается их лечение.
Лейдонский магический папирус (приблизительно III век до н.э.) посвящен магическим приемам врачевания. В нем приводятся и рациональные методы лечения, например, лечение куриной слепоты бычьей печенью, богатой витамином А.
Фото: Jeff Dahl/ Папирус Эдвина Смита является старейшей работой по хирургическому мастерству. В тексте (на фото) говорится о челюстно-лицевой травме
Папирус Херста (был написан во времена Нового Царства) описывает способы лечения инфекций мочевых путей и пищеварительной системы.
Медицинский Кахунский папирус (ок. 1800 г. до н.э.) посвящен вопросам беременности и зачатия.
Лондонский медицинский папирус (ок. 1782-1570 до н.э.) предлагает способы лечения ожогов, глазных заболеваний.
Дошедшие до нас папирусы, по словам египтологов, представляют собой копии очень древних медицинских трактатов. Древность источников подтверждается отсылками в текстах.
ВРАЧ, АКУШЕРКА, МЕДСЕСТРА, СТОМАТОЛОГ
Врачами в Древнем Египте могли быть как мужчины, так и женщины (правда, значительно реже). Ученые полагают, что первым египетским врачом, который после смерти был обожествлен и почитался как бог врачевания, был Имхотеп (ок. 2667-2600 до н.э.). Он также известен в истории как архитектор первой ступенчатой пирамиды Джосера в Саккаре. Имхотепа знают и по его трактатам, в которых он неоднократно утверждал, что болезни имеют естественные причины, а не являются наказанием богов.
Фото: Remih/ Фрагмент барельефа храма Гора в Эдфу, на котором изображены хирургическая пила и нога. IV—I века до н. э.
Первой женщиной-врачом, полагают историки, была Мерит Птах, которая жила в Древнем Египте около 2700 г. до н.э. Об этой женщине известно из таблички, находящейся в гробнице ее сына — верховного жреца Древнего Египта, на которой указано, что Мерит Птах была “главным врачом” (где именно, неизвестно).
Песешет (ок. 2500 г. до н.э.) — другая женщина-врач, которую часто называют «великой начальницей всех женщин-врачей». По мнению историков, она возглавляла медицинскую школу в городе Саисе, где находился храм, посвященный богине-целительнице Нейт. Со школой, возглавляемой Песешет, связана легенда об Агнодике Афинской (IV век до н.э.). Легенда гласит, что однажды в Афинах жила женщина, которая очень хотела стать врачом, но в Афинах рабам и женщинам было запрещено изучать медицину, поэтому Агнодика долго выдавала себя за молодого человека, чтобы посещать лекции врача Герофила. Когда обман был раскрыт, женщина убежала в Египет, где нашла приют в медицинской школе в Саисе.
Врачи Древнего Египта должны были быть не только грамотны, но и чисты духом и телом. От врачевателей требовалось, чтобы они тщательно соблюдали ритуальную чистоту, личную гигиену и принимали ванну так же часто, как жрецы высших санов. У каждого доктора была своя специальность: профессиональные врачи назывались “swnw”, главные врачи ”wr swnw”, врачи-маги ”sau”. Врачам постоянно помогали массажисты, медсестры, и провидцы. Интересно, что роды врачи-мужчины не принимали, вместо них это делали акушерки.
Египтолог Каролин Грейвс-Браун пишет:
Акушерство в Древнем Египте было только женской профессией. Это подтверждается древними медицинскими текстами, в которых рассказывается о гинекологии. Мужчины никогда не участвовали в процессе родов
Ни в одном найденном древнеегипетском документе не говорится, что акушерки когда-либо проходили медицинскую подготовку. Они рассматривались не в качестве медицинских работников, а лишь как временные помощники. Акушерками становились лишь на время родов. Это были женщины, которые жили в доме роженицы: родственницы или служанки, иногда соседки.
К медицинскому персоналу египтяне относили медсестер, хотя, как и в случае с акушерками, нет никаких свидетельств о профессиональной подготовке этих работников. Некоторые ученые полагают, что медсестрами в Древнем Египте назывались кормилицы, к которым относились с признательностью и огромным уважением. Грейвс-Браун отмечает:
В Древнем Египте была высокая материнская смертность, и кормилицы играли важную роль
Женщины часто умирали во время родов, поэтому обычно между семьей и кормилицей заключались юридические соглашения по уходу за новорожденным в случае смерти матери.
Фото: Remih/ Часть барельефа храма в Ком-Омбо: беременная богиня Исида сидит на родильном стуле. IV—I века до н. э.
Стоматология в Древнем Египте не была широко распространена. Хотя египтяне часто страдали от проблем с зубами, дантистов в то время было очень мало, и историки пока не знают, почему. Первым в истории Египта стоматологом был Геси-Ре (около 2600 г. до н.э.), живший во время правления Джосера. Как утверждают некоторые специалисты, Геси-Ре был личным врачом фараона, который постоянно страдал от проблем с зубами, возможно, из-за рациона питания: к столу часто подавали хлеб грубого помола и пищу, в которую попадал песок. Египтолог Маргарет Бансон пишет:
У египтян всегда были ужасные зубы. Они постоянно страдали от разрушения зубов и пародонтоза. Дантисты старались помогать людям травами, возможно, чтобы остановить инфекцию или облегчить боль. Интересно, что мы обнаружили некоторые мумии с просверленными отверстиями в зубах. Видимо, таким древним хирургическим вмешательством людям лечили абсцесс. Что еще нас поразило, так это вставные золотые зубы. Мы пока не знаем, ставили ли их при жизни или уже после смерти, в процессе бальзамирования
Самым известным примером жителя Древнего Египта, который умер от проблем с зубами, была Царица Хатшепсут (1479-1458 до н.э.). Женщина умерла от абсцесса. Врачеватели того времени полагали, что кариес и другие зубные проблемы вызваны зубным червем, которого можно изгнать с помощью магических заклинаний. Маргарет Бансон считает, что такое убеждение впервые возникло в Месопотамии у Шумеров, где были обнаружены клинописные надписи на глиняных табличках с заклинаниями против зубного червя, а затем каким-то образом это убеждение перекочевало в Египет.
ЛЕЧЕНИЕ. ЛЕКАРСТВО. ИНВЕНТАРЬ
Как и другие врачи, стоматологи сперва использовали магические заклинания, чтобы прогнать зубного червя, а затем давали пациенту лекарства. Врачи и дантисты в лечебных целях часто прибегали к травам и специям. Например, чтобы избавиться от неприятного запаха изо рта (во время заболевания полости рта), больному давали медовый жевательный шар, корицу, или ароматическую смолу мирру. Существуют доказательства, что при удалении зубов и при установке искусственных в качестве анестетика использовался опиум.
Фото: Jeff Dahl/ Часть барельефа храма в Ком-Омбо с изображением медицинских инструментов. IV—I века до н. э.
Вера египтян в магию была не только фундаментом их культуры, но и считалась вполне нормальным и естественным явлением их жизни. Врачевание рассматривалось как одна из форм магии, а Бог медицины Хека обычно изображался в виде человека с двумя извивающимися вокруг него змеями. Этот символ позднее был заимствован греками и ассоциировался у них с богом медицины Асклепием, только змеи теперь обвивали не самого бога, а его посох. Кстати, обвитый змеей жезл Асклепия и сегодня используется как медицинский символ.
Кроме трав и специй, древнеегипетские медики использовали и фармацевтические препараты собственного творения. Маргарет Бансон пишет:
Снадобья древних египетских жрецов-врачей содержали антациды, медную соль, живицу, квасцы, вяжущие средства, карбонаты кальция и магния, различные антиспазматические, мочегонные и слабительные средства. В медицинских папирусах были прописаны рецепты с указанием дозировки и времени приема, уточнялось даже, чем какое лекарство нужно закусывать или запивать
В Египте хирургические операции были вполне обычным явлением. За последние несколько веков было найдено множество инструментов древних хирургов, и любопытно, что этот медицинский инвентарь очень похож на тот, который сегодня используется в больницах. Среди найденного: металлический скальпель, стоматологические щипцы, пилы для распиливания костей, катетеры, пинцеты, зажимы для остановки кровотока, металлические рефлекторы, ножницы, ланцеты, бинты и т.д. Древнеегипетские хирурги выполняли сложнейшие операции на головном мозге человека, после которых пациент выздоравливал и продолжал жить долгое время, об этом свидетельствуют исследования некоторых мумий. Также были обнаружены хорошо сохранившиеся деревянные протезы частей тела, что говорит о том, что в Древнем Египте было развито протезирование.
Фото: Osama Shukir Muhammed Amin/ Этот протез пальца был частью ноги мумии и является одним из первых примеров протезирования в Древним мире. 1070-664 гг. до н.э. (Британский музей, Лондон)
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Правда, не все медицинские практики в Древнем Египте были успешными. Например, религиозный ритуал обрезания (переход от мальчика к мужчине), который проводили юношам в возрасте от 10 до 14 лет с помощью кремниевого ножа и магических заклинаний, часто заканчивался инфекционными заболеваниями. Так как природа инфекции древним врачам была неизвестна, заболевание считалось результатом сверхъестественного вмешательства. Решать проблему со здоровьем пытались магией, что, скорее всего, не помогало и приводило к смерти многих молодых людей.
Проблемы с глазами древние врачи разрешали с помощью крови летучих мышей. Доктора прошлого были уверены, что раз летучие мыши хорошо видят в темноте, то эта способность будет передана пациенту после втирания крови животного в больной глаз. Вряд ли это было эффективно.
Фото: livejournal.com/ обряд обрезания на стенах некрополя в Саккаре. 2350-2000 гг. до н.э.
Хотя бальзамировщики Египта хорошо знали, как устроены и где расположены органы человека, они никогда не исследовали внутреннее строение тела и не делились с врачами знаниями анатомии. Считалось, что эти две профессии совершенно разные и никак не связаны друг с другом. Именно по этой причине египтяне плохо представляли анатомическое устройство человека и не знали функций многих органов.
Несмотря на то, что египетские лекари немного разбирались в сердечно-сосудистой системе, то есть приблизительно понимали работу сердца, они считали этот орган, прежде всего, центром эмоций и интеллекта, органом мышления. Когда проходил процесс бальзамирования, сердце оставалось нетронутым, в то время как мозг извлекали из тела умершего — вытягивали через нос. Древние египтяне считали сердце самой важной частью тела, а мозг — бесполезной.
Тем не менее, докторов в Древнем Египте очень уважали за их мастерство и знания. Особенно медициной страны пирамид восхищались греки, которые заимствовали очень много лечебных методов у этого народа. Позже известные врачи Рима и Греции, такие как Гален и Гиппократ («отец современной медицины») изучали египетские тексты и символы и смогли сохранить некоторые медицинские знания того времени, которые дошли до наших дней.
Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник