Инфекционные болезни профилактика и меры борьбы

Инфекционные болезни профилактика и меры борьбы thumbnail

Инфекционные болезни людей — это заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами и передающиеся от зараженного человека (или животного)здоровому.

Основные пути передачи инфекции и воздействие на них

  • воздушно-капельный путь передачи(грипп, простудные заболевания, ветряная оспа, коклюш, туберкулез, дифтерия, корь, краснуха  и др.) – для профилактики  используются маски, проветривание, недопущение скопления большого количества людей в помещении;
  • алиментарный (пищевой) путь передачи (все кишечные инфекции, сальмонеллез, дизентерия, вирусный гепатит А) – важную роль играет личная гигиена, мытье рук, продуктов питания, отсутствие мух в помещениях;
  • половой (контактный) путь передачи (вирусный гепатит В, С, ВИЧ СПИД, генитальный герпес, сифилис, гонорея, папилломатоз) – важным моментом профилактики таких инфекций является отсутствие беспорядочной половой жизни с частой сменой партнеров и использование презервативов;
  • кровяной путь передачи (наиболее часто – вирусный гепатит В, ВИЧ СПИД) – в этом случае предотвратить инфекционные заболевания помогут стерильный хирургический инструментарий, отказ от татуировок (особенно в домашних условиях), то есть все усилия направлены на предотвращение нарушения целостности кожи и слизистых оболочек.

Профилактика инфекционных заболеваний

         Как и любые другие болезни, инфекционные заболевания проще не допустить, чем потом лечить. Для этого используется профилактика инфекционных заболеваний, которая позволяет предотвратить развитие инфекционного процесса.

         Выделяют общественную и индивидуальную профилактику. Индивидуальная профилактика предусматривает:прививки, закаливание, прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, правильное питание, соблюдение правил личной гигиены, отказ от вредных привычек, быта и отдыха, охрану окружающей среды. Общественная включает систему мероприятий по охране здоровья коллективов:создание здоровых и безопасных условий труда и быта на производстве, на рабочем месте.

         В целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней проводится иммунопрофилактика путем проведения профилактических прививок.Этот вид профилактики инфекционных заболеваний непосредственно связан с созданием в организме человека иммунитета (невосприимчивости) к определенной инфекции с помощью иммунизации и называется – специфическая иммунопрофилактика инфекционных заболеваний. Выделяют два основных вида иммунопрофилактики:

  • активная иммунизация (вакцинация) – после введения в организм человека вакцины (антиген возбудителя или живые ослабленные микроорганизмы) происходит образование специфических антител, которые даже при заражении препятствуют развитию инфекционного заболевания. В настоящее время проводится активная иммунизация против таких инфекционных заболеваний: столбняк, коклюш, дифтерия, вирусный гепатит В, полиомиелит, корь, краснуха, эпидпаротит («свинка»), туберкулез.
  • пассивная иммунизация – в организм вводятся готовые антитела к определенной инфекции, что используется для экстренной профилактики инфекционных заболеваний (экстренная профилактика столбняка).

Значение иммунопрофилактики

     Необходимо помнить: чем больше людей вакцинировано, тем выше коллективный иммунитет и барьер для инфекционных заболеваний. Победить инфекцию можно, если вакцинацией будет охвачено все население.

     Каким бы не был метод профилактики, его использование поможет предотвратить заболевание, что особенно важно при неизлечимых инфекциях, таких как ВИЧ СПИД, бешенство и вирусные гепатиты.

Источник

Îáùåå îïèñàíèå

Èíôåêöèîííûå áîëåçíèÈíôåêöèîííûå áîëåçíè («infectio» — çàðàæåíèå) — ýòî ãðóïïà çàáîëåâàíèé, êîòîðûå âûçûâàþòñÿ ïðîíèêíîâåíèåì â îðãàíèçì áîëåçíåòâîðíûõ (ïàòîãåííûõ) ìèêðîîðãàíèçìîâ. ×òîáû ïàòîãåííûé ìèêðîá, ïîïàâøèé â îðãàíèçì, ìîã âûçâàòü èíôåêöèîííûå áîëåçíè, îí äîëæåí áûòü ñïîñîáåí ïðåîäîëåâàòü ñîïðîòèâëÿåìîñòü ÷åëîâå÷åñêîãî îðãàíèçìà è îêàçûâàòü íà íåãî òîêñè÷åñêîå äåéñòâèå. Ýòè êà÷åñòâà ñïåöèàëèñòû íàçûâàþò âèðóëåíòíîñòüþ (ÿäîâèòîñòüþ). Íåêîòîðûå ïàòîãåííûå ìèêðîîðãàíèçìû âûñâîáîæäàþò òîêñèíû (ýíäîòîêñèíû), â ïðîöåññå ñàìîðàçðóøåíèÿ (áðþøíîé òèô, õîëåðà). Äðóãèå âîçáóäèòåëè èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé âûäåëÿþò òîêñèíû (ýêçîòîêñèíû) â ïðîöåññå ñâîåé æèçíåäåÿòåëüíîñòè (äèôòåðèÿ, ñòîëáíÿê).

Íà äîëþ èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé ïðèõîäèòñÿ 20-40% îò îáùåãî ÷èñëà âñåõ çàáîëåâàíèé ÷åëîâåêà. Èçó÷åíèåì, âîïðîñàìè ïðîôèëàêòèêè, äèàãíîñòèêè è ëå÷åíèÿ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé çàíèìàþòñÿ òàêèå ìèêðîáèîëîãè÷åñêèå è ìåäèöèíñêèå äèñöèïëèíû, êàê óðîëîãèÿ, âåíåðîëîãèÿ, ýïèäåìèîëîãèÿ, òåðàïèÿ, ãèíåêîëîãèÿ, ôòèçèàòðèÿ, èììóíîëîãèÿ, îòîëàðèíãîëîãèÿ, âèðóñîëîãèÿ è, êîíå÷íî, ðàçäåë ìåäèöèíû «èíôåêöèîííûå áîëåçíè».

Íà ñåãîäíÿøíèé äåíü ÷èñëî èçâåñòíûõ íàóêå èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé ïðåâûøàåò 1200, è ýòà öèôðà ïîñòîÿííî óâåëè÷èâàåòñÿ. ×åëîâåê íà ïðîòÿæåíèè âñåé ñâîåé æèçíè êîíòàêòèðóåò ñ íåñ÷åòíûì êîëè÷åñòâîì ìèêðîîðãàíèçìîâ. Òåì íå ìåíåå, ëèøü 1/30000 ÷àñòü ìèêðîáîâ ÿâëÿåòñÿ âîçáóäèòåëÿìè èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé. Ýòî ãðèáêè, áàêòåðèè, ðèêêåòñèè è âèðóñû, îáëàäàþùèå ïàòîãåííûìè ñâîéñòâàìè. Èíòåíñèâíîñòü ðàñïðîñòðàíåíèÿ èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé çàâèñèò, â îñíîâíîì, îò ñîöèàëüíî-áûòîâûõ ôàêòîðîâ: óñëîâèé òðóäà, ïèòàíèÿ, æèëèùíûõ óñëîâèé, êóëüòóðíîãî è ýêîíîìè÷åñêîãî óðîâíÿ íàñåëåíèÿ.

Ïðîöåññ ïðîòåêàíèÿ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé

Èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿÈíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ îòëè÷àþòñÿ îò íåèíôåêöèîííûõ òåì, ÷òî áîëåçíåòâîðíûé àãåíò è îðãàíèçì ïðè èíôåêöèîííûõ áîëåçíÿõ îáëàäàþò îïðåäåë¸ííîé áèîëîãè÷åñêîé àêòèâíîñòüþ. Ïàòîãåííûé ìèêðîîðãàíèçì ÿâëÿåòñÿ ìîùíûì ðàçäðàæèòåëåì, â ðåçóëüòàòå âîçäåéñòâèÿ êîòîðîãî íà îðãàíèçì âîçíèêàåò ñëîæíûé ïðîöåññ. Ñ ñàìîãî íà÷àëà ýòîãî ïðîöåññà â íåì âûäåëÿåòñÿ äâà îñíîâíûõ çâåíà — ôèçèîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå îðãàíèçìà è âîçáóäèòåëü èíôåêöèîííîãî çàáîëåâàíèÿ. Ñîîòíîøåíèÿ ìåæäó ýòèìè çâåíüÿìè â êàæäîì êîíêðåòíîì ñëó÷àå ìîãóò áûòü ðàçëè÷íûìè â çàâèñèìîñòè îò ýòàïà, ôàçû, ïåðèîäà ðàçâèòèÿ èíôåêöèîííîãî ïðîöåññà. Íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü, ÷òî íå òîëüêî áîëüíûå, íî è âûçäîðàâëèâàþùèå ïîñëå èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé ëþäè ìîãóò ñëóæèòü èñòî÷íèêàìè âîçáóäèòåëåé (ïðè êèøå÷íûõ èíôåêöèÿõ, äèôòåðèè è íåêîòîðûõ äðóãèõ). Íåêîòîðûå ëþäè ìîãóò ÿâëÿòüñÿ íîñèòåëÿìè èíôåêöèè, íå çàáîëåâàÿ ñàìè.

 ðàçâèòèè ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà âûäåëÿþò íåñêîëüêî îñíîâíûõ ñòàäèé:

  • ìîìåíò çàðàæåíèÿ — ïðîèñõîäèò ïðîíèêíîâåíèå áîëåçíåòâîðíûõ ìèêðîáîâ â îðãàíèçì;
  • èíêóáàöèîííûé (ñêðûòûé, ëàòåíòíûé) ïåðèîä — äëèòñÿ ñ ìîìåíòà èíôèöèðîâàíèÿ äî ïðîÿâëåíèÿ ïåðâûõ ñèìïòîìîâ çàáîëåâàíèÿ;
  • ïðîäðîìàëüíûé ïåðèîä (ïðåäâåñòíèê çàáîëåâàíèÿ) — ñîïðîâîæäàåòñÿ íåáîëüøèì ïîâûøåíèåì òåìïåðàòóðû, ãîëîâíîé áîëüþ, ÷óâñòâîì ðàçáèòîñòè, îáùèì íåäîìîãàíèåì;
  • ïåðèîä íàðàñòàíèÿ çàáîëåâàíèÿ — ïðîèñõîäèò ïîñëåäîâàòåëüíîå ïîÿâëåíèå ïðèçíàêîâ, õàðàêòåðíûõ äëÿ îïðåäåëåííîé áîëåçíè;
  • ðàçãàð áîëåçíè — âðåìÿ ÿðêî âûðàæåííîãî ïðîÿâëåíèÿ âñåõ ñïåöèôè÷åñêèõ äëÿ çàáîëåâàíèÿ ñèìïòîìîâ;
  • ïåðèîä óãàñàíèÿ çàáîëåâàíèÿ — ñîïðîâîæäàåòñÿ èñ÷åçíîâåíèåì êëèíè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ çàáîëåâàíèÿ ñ áûñòðûì (êðèçèñ) èëè ìåäëåííûì (ëèçèñ) ïàäåíèåì òåìïåðàòóðû;
  • ïåðèîä âûçäîðîâëåíèÿ — ïðîäîëæèòåëüíîñòü çàâèñèò îò îáùåãî ñîñòîÿíèÿ îðãàíèçìà, óñëîâèé, â êîòîðûõ íàõîäèòñÿ ïàöèåíò, òÿæåñòè ïåðåíåñåííîãî çàáîëåâàíèÿ.

Äëÿ ìíîãèõ èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé ÷åëîâåêà (îñïà, òèô, ãðèïï, ñêàðëàòèíà, äèôòåðèÿ è äð.) õàðàêòåðíî ðàçâèòèå îñëîæíåíèé â ïåðèîä áîëåçíè. Ïîñëå ïåðåíåñåííîé èíôåêöèîííîé áîëåçíè ÷åëîâåê íà íåêîòîðîå âðåìÿ èëè íàâñåãäà ñòàíîâèòñÿ íåâîñïðèèì÷èâûì ê âîçäåéñòâèþ åå âîçáóäèòåëåé (ïðèîáðåòàåò èììóíèòåò).

Êëàññèôèêàöèÿ èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé

Èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ ÷åëîâåêà, â çàâèñèìîñòè îò îïðåäåëåííîãî ìåõàíèçìà ïåðåäà÷è è ìåñòà ïðåèìóùåñòâåííîé ëîêàëèçàöèè ïðîöåññà äåëÿòñÿ íà ñëåäóþùèå ãðóïïû:

  • êèøå÷íûå — ñàëüìîíåëëåç, õîëåðà, äèçåíòåðèÿ, ïàðàòèôû À è Â, ïèùåâûå òîêñèêîèíôåêöèè, ýøåðèõèîç, áðþøíîé òèô;
  • èíôåêöèè äûõàòåëüíûõ ïóòåé — âåòðÿíàÿ îñïà, ÎÐÂÈ, êîðü, ãðèïï, ìèêîïëàçìåííàÿ ðåñïèðàòîðíàÿ èíôåêöèÿ;
  • òðàíñìèññîâûå, èëè êðîâÿíûå, èíôåêöèè — ìàëÿðèÿ, ÷óìà, âîçâðàòíûé è ñûïíîé òèô, ÂÈ×-èíôåêöèÿ;
  • èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ íàðóæíûõ ïîêðîâîâ — ñòîëáíÿê, ñèáèðñêàÿ ÿçâà;
  • èíôåêöèè ñ ìíîæåñòâåííûìè ïóòÿìè ïåðåäà÷è — èíôåêöèîííûé ìîíîíóêëåîç, ýíòåðîâèðóñíûå èíôåêöèè.

Ïî ïðèðîäå âîçáóäèòåëåé èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà:

  • âèðóñíûå — êîðü, ãðèïï, ïàðàãðèïï, ÂÈ×-èíôåêöèÿ, âèðóñíûå ãåïàòèòû, ìåíèíãèò, öèòîìåãàëîâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ;
  • ïðèîííûå — ôàòàëüíàÿ ñåìåéíàÿ áåññîííèöà, êóðó, áîëåçíü Êðåéòöôåëüäà-ßêîáà;
  • ïðîòîçîéíûå — êðèòîñïîðèäèîç, àìåáèàç, èçîñïîðèàç, áàáåçèîç, òîêñîïëàçìîç, áëàñòîöèñòîç, ìàëÿðèÿ, áàëàíòèäèàç;
  • áàêòåðèàëüíûå — õîëåðà, ÷óìà, äèçåíòåðèÿ, ñòàôèëîêîêêîâàÿ è ñòðåïòîêîêêîâàÿ èíôåêöèè, ñàëüìîíåëëåç, ìåíèíãèò;
  • ìèêîçû (ãðèáêîâûå èíôåêöèè) — ýïèäåðìîôèòèÿ, àñïåðãèëë¸ç, êàíäèäîç, ìóêîðìèêîç, êðèïòîêîêêîç, õðîìîìèêîç.

Èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ ïîäðàçäåëÿþòñÿ òàêæå íà çîîíîçíûå è àíòðîïîíîçíûå. Ê çîîíîçàì îòíîñÿòñÿ áîëåçíè æèâîòíûõ, âîçáóäèòåëè êîòîðûõ ìîãóò ïîïàäàòü â îðãàíèçì ÷åëîâåêà è çàðàæàòü åãî (áåøåíñòâî, ñèáèðñêàÿ ÿçâà, òóëÿðåìèÿ, ÿùóð, áðóöåëëåç, ëåïòîñïèðîç, ëèñòåðèîç). Àíòðîïîíîçû ÿâëÿþòñÿ èñêëþ÷èòåëüíî ÷åëîâå÷åñêèìè áîëåçíÿìè è ïåðåäàþòñÿ ìåæäó ëþäüìè (êîðü, òèô, õîëåðà, äèçåíòåðèÿ, íàòóðàëüíàÿ îñïà, áðþøíîé òèô, äèôòåðèÿ). Âûçûâàåìûå ïàðàçèòàìè (âîçáóäèòåëÿìè æèâîòíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ — íàñåêîìûìè, ïðîñòåéøèìè, êëåùàìè) çàáîëåâàíèÿ íàçûâàþò ïàðàçèòàðíûìè, èëè èíâàçèîííûìè.

Ñðåäè âñåõ èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé âûäåëÿþò ðÿä îñîáî îïàñíûõ èíôåêöèé, íàçûâàåìûõ êàðàíòèííûìè. Îíè õàðàêòåðèçóþòñÿ ñêëîííîñòüþ ê áûñòðîìó ðàñïðîñòðàíåíèþ, âûñîêîé ñòåïåíüþ çàðàçíîñòè, òÿæåëûì ýïèäåìè÷åñêèì òå÷åíèåì è áîëüøèì ðèñêîì áûñòðîãî ëåòàëüíîãî èñõîäà. Âñåìèðíîé îðãàíèçàöèåé çäðàâîîõðàíåíèÿ ê ýòîé ãðóïïå îòíåñåíû íàòóðàëüíàÿ îñïà (ñ÷èòàåòñÿ èñêîðåíåííîé â ìèðå ñ 1980 ãîäà), ÷óìà, æåëòàÿ ëèõîðàäêà (è ñõîäíûå ñ íåé ïî ýïèäåìèîëîãèè ëèõîðàäêè Ìàðáóðã è Ýáîëà), õîëåðà.  Ðîññèè îñîáî îïàñíûìè èíôåêöèîííûìè çàáîëåâàíèÿìè ñ÷èòàþòñÿ òàêæå ñèáèðñêàÿ ÿçâà è òóëÿðåìèÿ.

Ñïîñîáû èíôèöèðîâàíèÿ, ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé

Ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèéËå÷åíèå èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé îáû÷íî ïðîâîäèòñÿ â ñïåöèàëèçèðîâàííûõ îòäåëåíèÿõ ñòàöèîíàðîâ, â ëåãêèõ ñëó÷àÿõ âîçìîæíî ëå÷åíèå â äîìàøíèõ óñëîâèÿõ. Ñòðîãîå ñîáëþäåíèå ïðîòèâîýïèäåìè÷åñêîãî ðåæèìà ÿâëÿåòñÿ îáÿçàòåëüíûì óñëîâèåì. Ñîâðåìåííàÿ ìåäèöèíà ñîçäàëà è óñïåøíî èñïîëüçóåò áîëüøîå ÷èñëî ýôôåêòèâíûõ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ. Ýòî àíòèáèîòèêè, âàêöèíû (ïðèìåíÿþòñÿ äëÿ ïðîôèëàêòèêè èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé), èììóíîãëîáóëèíû ðàçëè÷íîãî ðîäà, áàêòåðèîôàãè è ò.ä.

Ïðîôèëàêòèêà èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé íå ìåíåå âàæíà, ÷åì ëå÷åíèå èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé. Áîëüøîå çíà÷åíèå ïðèäàåòñÿ âîñïèòàíèþ ÷èñòîïëîòíîñòè ó ëþäåé. Îáûêíîâåííîå ìûòüå ðóê ïîñëå ïîñåùåíèÿ óáîðíîé, âûïîëíåíèÿ ãðÿçíîé ðàáîòû, ïåðåä åäîé óæå ìîæåò óáåðå÷ü îò ìíîãèõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé. Êðîìå òîãî, èñòî÷íèêîì èíôåêöèè ìîãóò áûòü íå òîëüêî ìåñòà îáùåãî ïîëüçîâàíèÿ, íî è äåíüãè, ïîðó÷íè â òðàíñïîðòå, ïîâåðõíîñòü ïðèëàâêîâ è ìíîãîå äðóãîå. Êóïëåííûå ôðóêòû è îâîùè ìîãóò áûòü èñòî÷íèêîì ãåëüìèíòîâ è äðóãèõ îïàñíûõ ìèêðîáîâ, ïîýòîìó èõ îáÿçàòåëüíî íóæíî òùàòåëüíî âûìûâàòü ïåðåä óïîòðåáëåíèåì. Èíôåêöèîííûìè íîñèòåëÿìè ÿâëÿþòñÿ òàðàêàíû è ãðûçóíû, äëÿ áîðüáû ñ êîòîðûìè ïðîìûøëåííîñòü ïðîèçâîäèò ðàçíîîáðàçíûå ñðåäñòâà, êîòîðûìè íåîáõîäèìî îáðàáàòûâàòü ìåñòà èõ ñêîïëåíèÿ è ðàñïðîñòðàíåíèÿ. Íåëüçÿ ñáðàñûâàòü ñî ñ÷åòîâ êîìàðîâ è êëåùåé. Ýòè íàñåêîìûå îñîáåííî îïàñíû, òàê êàê ïåðåíîñÿò íå òîëüêî ýíöåôàëèò è ìàëÿðèþ, íî è ÑÏÈÄ âìåñòå ñ êðîâüþ èíôèöèðîâàííîãî ÷åëîâåêà. Äëÿ çàùèòû îò êëåùåé è êîìàðîâ ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî êðåìîâ è àýðîçîëåé äëÿ íàíåñåíèÿ íà îäåæäó, à òàêæå ôóìèãàòîðîâ è îòïóãèâàòåëåé.

Источник

Инфекционные болезни профилактика и меры борьбы

БИБЛИОТЕКА

МАНИПУЛЯЦИИ

ЗАБОЛЕВАНИЯ

БАЗОВЫЕ ВОПРОСЫ

КУРОРТОЛОГИЯ

ССЫЛКИ

О САЙТЕ

28. Понятие об инфекционных болезнях

Инфекционные болезни отличаются от всех других заболеваний тем, что они вызываются определенным, живым возбудителем, передаются от зараженного организма здоровому и способны к массовому (эпидемическому) распространению. Этими возбудителями являются микробы — бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, а также грибки и простейшие.

Бактерии — группа одноклеточных микроорганизмов, имеющих форму палочек (возбудители брюшного тифа, паратифов А и В), шара (стрептококки, стафилококки), извитых нитей (спириллы) или изогнутых палочек (холерный вибрион) (рис. 24).

Рис. 24. Бактерии: а — е — кокковые формы; ж — и — палочковидные формы; к — вибрионы; л — спириллы; м — спирохеты

К вирусам относятся мельчайшие микроорганизмы, видимые только в электронный микроскоп (возбудители гриппа, ящура, полиомиелита, натуральной оспы, энцефалитов, кори и др.). Промежуточное положение между бактериями и вирусами занимают риккетсии (возбудители сыпного тифа, лихорадки Ку и др.). Спирохеты имеют форму тонких, штопорообразных, активно изгибающихся микроорганизмов (возбудители возвратного тифа). Кроме того, некоторые инфекционные заболевания вызываются грибками (глубокие микозы, парша и др.).

Ряд микробов могут находиться в организме, не причиняя ему вреда (кишечная палочка, стафилококки, протей), — это условно-патогенные микроорганизмы. При снижении защитных сил организма они могут вызывать заболевания (фурункулез, холецистит, пиелонефрит и др.). Некоторые виды болезнетворных микроорганизмов выделяют ядовитые вещества — токсины, значительно утяжеляющие течение инфекции.

Причиной возникновения инфекционного заболевания является проникновение болезнетворного микроорганизма в восприимчивый организм в достаточном количестве и специфическим для него путем, через так называемые входные ворота инфекции. При этом источником заразного начала может быть только зараженный человек или животное.

Непрерывную цепь следующих друг за другом заражений и заболеваний принято называть эпидемическим процессом, который может развиваться при наличии трех обязательных условий: источника инфекции, механизма передачи инфекции, восприимчивых к заболеванию людей.

Массовое распространение одноименных инфекционных заболеваний, связанных общими источниками инфекции, называется эпидемией, а эпидемии, охватывающие несколько стран или материков, — пандемией.

Механизм передачи инфекции неодинаков при различных заболеваниях и находится в прямой зависимости от локализации возбудителя в живом организме. Например, грипп, корь, скарлатина передаются здоровому человеку воздушным путем с капельками слизи, выделившимися из организма больного при кашле, чиханье, разговоре (рис. 25). Холера, брюшной тиф, дизентерия могут распространяться водным путем или через пищевые продукты, загрязненные руками больных, мухами и др. Элементы внешней среды, играющие специфическую роль в переносе возбудителей, принято называть факторами передачи возбудителей заразных болезней.

Рис. 25. Распространение капелек слизи и слюны, содержащих возбудителей инфекционных заболеваний, при кашле и чиханье больного

При всех инфекционных заболеваниях от момента заражения до проявления первых видимых признаков заболевания проходит определенное время, называемое инкубационным периодом, в течение которого человек остается внешне здоровым. Длительность этого периода при различных инфекциях неодинакова — от нескольких часов до нескольких месяцев; каждая болезнь характеризуется инкубационным периодом определенных пределов. От продолжительности инкубационного периода зависит срок установления карантина, изоляции лиц, бывших в контакте с заболевшим, и др.

В зависимости от общих характерных признаков инфекционных болезней, связанных с локализацией возбудителя в организме человека, и механизма передачи инфекции все инфекционные заболевания подразделяются на четыре основные группы.

Таблица 1

По данным иностранной печати, в войне, развязанной капиталистическими государствами, могут быть использованы наиболее вирулентные*, устойчивые во внешней среде микробы в качестве бактериальных средств для поражения людей, животных и сельскохозяйственных растений. К их числу относятся прежде всего возбудители различных инфекционных болезней, входящих в группу так называемых особо опасных инфекций. Это — натуральная оспа, чума и холера. В результате их преднамеренного распространения возникает очаг особо опасных инфекций, называемый очагом бактериологического поражения.

* ()

Под очагом бактериологического поражения следует понимать города, населенные пункты (места временного размещения населения) или объекты народного хозяйства, которые подверглись заражению бактериальными средствами. Границей очага поражений в этих случаях будут границы городов, населенных пунктов или объектов народного хозяйства.

Особенности течения особо опасных инфекций, возникших в результате их искусственного распространения, заключаются в возможном сокращении сроков инкубационного периода, высокой заразительности, продолжительности действия, тяжести развивающегося у людей инфекционного процесса, трудности распознавания возникших заболеваний.

Опасность заноса инфекционных заболеваний из других государств и особенности течения особо опасных инфекций заставляют проводить систематические мероприятия по профилактике этих заболеваний, разрабатывать вопросы их ранней диагностики и лечения.

Вопросы. 1. Чем характеризуются инфекционные болезни? 2. В чем заключается механизм передачи инфекции дыхательных путей? 3. Каковы особенности течения особо опасных инфекций?

лечение купероза лазером в Москве лечение купероза лазером

Источник

На Земле вряд ли найдется человек, который ни разу не болел. В эпоху процветания вирусов и инфекций человек научился не только распознавать многих из них, но также успешно с ними бороться. Профилактика вирусных инфекций сегодня является важным этапом в жизни каждого гражданина, так как подхватить инфекцию возможно в любое время года. Принимая меры по повышению собственного иммунитета, для многих взрослых становится невыполнимой задача по укреплению его же для своих взрослых и новорожденных детей. Детский организм сегодня слаб и любое повиновение воздуха чревато заболеванием.

Вирусные заболевания: характеристика и особенности.

Вирусные заболевания (или просто вирусы) – это молекулы-паразиты, которые вне органической клетки находятся в «спящем» состоянии, а при вторжении в организм человека они питаются человеческими клетками, убивая их тем самым.

Выделяют 2 вида вирусов:

  1. Передающиеся от собратьев наших меньших животного происхождения.
  2. Передающиеся только между представителями человеческой расы.

Как вирус может попасть в организм? В основном вирусные заболевания легче проникают в организм детей и новорожденных, нежели взрослых по ряду причин: у детей низкий и еще не выработавшийся иммунитет, не окрепший организм.

Вирус может попасть в благоприятную человеческую среду через:

  • еду (гепатит);
  • кровь (ВИЧ, ВПЧ);
  • по воздуху (грипп, ОРВИ).

По классификации вирусные заболевания могут быть:

  1. Инфекционными — быстро поражают иммунную систему, сопровождаются поднятием температуры, вялостью и ознобом. В данном случае помогут рекомендации от доктора и препараты быстрого реагирования, которые остановят действие вируса.
  2. Латентными — данные заболевания могут не заявлять о своем существовании длительное время, либо протекают скрытно от человека. Но с ослаблением иммунитета они проявляют себя. Если не принимать меры, то велик шанс превращения данных вирусов в инфекционную форму.
  3. Хроническими – такие заболевания носят длительный характер, при котором человек больший промежуток жизни борется с вирусной инфекцией, поработившей его организм. Обычно попытки изгнать вирус не заканчиваются успехом, а организм человека подвергается кардинальным изменениям в худшую сторону.

Признаки заболевания как первый звонок в адрес ослабленного организма.

Организм человека – сложный механизм, который способен противостоять многим болезням, атакующим его извне. Но сегодня обилие вирусных заболеваний настолько велико, что с каждым днем рождаются новые виды вирусов, которые поражают иммунную систему человека довольно легко. Всевозможные препараты, направленные на уничтожение вирусов, не справляются с ними, так как последние эволюционируют и подстраиваются под их меры.

Так как вирусы являются внутриклеточными паразитирующими микроорганизмами, а их сфера распространения измеряется всеми органами человека, то и влиять на процесс жизнедеятельности органов они могут по-разному. Антибиотики в данном случае использовать нет смысла.

Вирусные заболевания взрослых носят следующий общий характер:

  • повышенная температура (до 38,5);
  • отек слизистой гортани;
  • насморк;
  • боль в горле;
  • лихорадка;
  • общее недомогание;
  • головные боли.

Атака вируса на организм человека включает 4 этапа:

  • Когда вирус только «попал» в организм и бездействует.
  • Общее нарушение физического и психологического состояния организма человека.
  • Повышение температуры (выше 39,5 градусов).
  • Острые головные боли.

В данном случае рекомендации от врачей следующие: в первую очередь, следует сдать кровь на анализ (на выявление основной причины недомогания). Если будет выявлено, что моноцитов меньше чем лимфоцитов, то признак вирусного заболевания на лицо.

Лечение вирусных заболеваний.

Вирусные заболевания, как у взрослых, так и новорожденных часто носят внезапный характер – достаточно иммунитету ослабеть, организму перегреться и резко охладиться – как человек получает высокую температуру. Инкубационный период составляет порядка 2-5 дней, после которых вирус вступает в свою финальную стадию развития.

Часто источником заражения служит один человек, который воздушно-капельным путем заражает всех тех, кто с ним контактирует.

Существует множество способов и средств, благодаря которым организм начинает бороться и в итоге побеждает вирус. Специалисты дают рекомендации по выбору следующих средств. Итак, это должны быть:

  • препараты, которые направлены на ограничение распространения и размножения вирусов. В этом случае отлично подойдет «Ремантадин», который следует принимать по 300 мг за полные сутки;
  • препараты на основе аскорбиновой кислоты, кальция и против аллергии, воздействующие на укрепление и реновацию сосудистых стенок;
  • препараты, призванные сбить жар и температуру;
  • средства от кашля.

Стоит помнить, что вирусу, попавшему в ослабленный организм, свойственно меняться, так сказать, прогрессировать в новой и благоприятной обстановке. Зачастую неопытные врачи не могут определить точно, что за вирус и как его лечить. Поэтому следует обратиться к опытным профессионалам своего дела, которые сделают полный анализ и дадут рекомендации по лечению.

Помимо этого стоит также уделить внимание своему иммунитету – укрепить его помогут различные спортивные упражнения, здоровый образ жизни и правильный рацион питания, включающий получение организмом полного комплекса витаминов.

Профилактика у взрослых: о чем нужно знать.

Профилактика (иногда называемая подготовкой ко встрече с опасными вирусами) вирусных заболеваний еще со школы помнится многим взрослым – только при повышении иммунитета, правильном питании и занятии спортом можно закалить свой организм, и подготовить его к различного рода агрессивным сторонам.

Хотя взрослых зачастую тяжело уговорить на принятие комплексных профилактических мер, все же помимо этого следует периодически выполнять следующие процедуры:

  • Вакцинация – то есть активная профилактика иммунной системы человека, позволяющая при помощи введения в организм «живых вакцинных препаратов» создавать антитела, которые будут противостоять вирусам.
  • Принятие стимулирующих препаратов для укрепления иммунной системы – данные рекомендации от врачей позволяют организму быть на чеку при внезапной атаке вирусов.

Также помимо вышеперечисленного следует более бережно относиться к своему организму, исключая переохлаждения. Можно взять за должное регулярно посещать баню, которая благоприятно сказывается на общем состоянии здоровья организма – недаром еще в средние века на Руси баня была в почете.

Кроме этого следует пересмотреть свой ежедневный приме пищи – следует добавить больше фруктов, овощей и молочной продукции, так как полезные витамины и минералы вряд ли находятся в фаст-фуде или пицце.

Спасибо,что дочитали до конца,крепкого Вам здоровья,не болейте!

Источник