Инфекционные детские болезни в детском саду

Инфекционные детские болезни в детском саду thumbnail

Елена Бочегова
Профилактика детских инфекционных заболеваний в ДОУ

Дошкольный возраст, или период первого детства, характеризуется интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка.

В последние годы наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков,за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось: снизилось количество детей 1-й группы здоровья (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось — детей 2-й группы, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и 3-й группы — c хроническими заболеваниями (с 15,9 до 17,3%). Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей.

С учетом изложенного проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Ясно, что состояние здоровья детей далеко не соответствует ни потребности, ни потенциальным возможностям нашего общества.

Важнейшим этапом в повышении качества здоровья детского населения и в снижении показателей заболеваемости является профилактика заболеваний в детских дошкольных учреждениях, профилактика инфекционных заболеваний в частности.

Оздоровительные мероприятия

Занятия физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должны занимать не менее 50% общего времени реализуемой образовательной программы (занятий). Объем лечебно-оздоровительной работы и коррекционной помощи детям (ЛФК, массаж, занятия с логопедом, с психологом и другие) регламентируют индивидуально в соответствии с медико-педагогическими рекомендациями.

Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.

Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм).

Работа по физическому воспитанию проводится с учетом состояния здоровья детей при регулярном контроле со стороны медицинских работников.

В общем комплексе профилактических мероприятий следует выделить вопросы выполнения режима дня, правильную организацию сна и бодрствования, питания, физического воспитания, закаливания.

Воздушный режим является едва ли не важнейшим элементом профилактики респираторных заболеваний. Доказано, что передача респираторно-вирусной инфекций облегчается с повышением температуры помещений, особенно при недостаточной вентиляции. Надо вести неустанную разъяснительную работу с персоналом учреждения и родителями в этом направлении, подчеркивая, что прохладный свежий воздух в помещении препятствует передаче инфекций, а не вызывает «простуду». Передача инфекций практически прекращается во время прогулок и сна в хорошо проветриваемом прохладном помещении, поэтому максимальное пребывание на свежем воздухе — наиболее действенный путь борьбы с распространением респираторной инфекций.

Правильная организация питания детей, соблюдение установленных нормативов калорийности и содержания основных питательных веществ в рационе ребенка, обогащение его витаминами, минеральными солями, микроэлементами имеет важное значение в повышении сопротивляемости организма ребенка. Особое внимание должно быть уделено борьбе с перекормом детей углеводистой пищей. Количество и качество пищи, получаемое в детском учреждении и дома, должно быть приведено в соответствие с потребностями ребенка. Серьезного отношения требуют также дети с проявлением пищевой аллергии, предрасположенные к заболеваниям вирусной инфекцией.

Физическое воспитание и закаливание детей также играет большую роль в профилактике острых респираторных заболеваний. Физическое воспитание оказывает благотворное влияние на все функции растущего организма, способствует развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем; играет большую роль в совершенствовании деятельности центральной нервной системы и развитии моторики ребенка, равномерному и своевременному развитию костно-мышечного аппарата, правильному формированию осанки. В этом и заключается огромное оздоровительное значение физического воспитания.

Система физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста включает в себя массаж и гимнастику для детей первого года жизни, физкультурные занятия для детей старше года, утреннюю гигиеническую гимнастику, подвижные игры, элементы спорта для детей дошкольного возраста.

Особое значение имеет дыхательная гимнастика.При проведении дыхательных упражнений надо соблюдать общее правило: создается спокойная обстановка, перед началом занятий ребенок опорожняет кишечник и мочевой пузырь, он должен быть в удобной одежде.

Особого внимания требует организация закаливания детей, являющаяся мощным средством профилактики так называемых «простудных» заболеваний. Система закаливающих воздействий направлена на повышение выносливости ребенка, сопротивляемости его организма вредным факторам внешней среды, улучшение приспособляемости к резким изменениям температуры, влажности, движению воздуха. Закаливание, как средство совершенствования защитных реакций, основывается на тренировке — систематическом повторении воздействия закаливающих факторов, начиная с кратковременных и слабых, с постепенным нарастанием по силе и длительности.

В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы: воздух, вода,солнечный свет — при непременном соблюдении следующих условий:

1. Учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания.

2. Комплексное использование всех природных факторов.

3. Постепенность в увеличении силы воздействия используемого фактора.

4. Систематичность.

5. Спокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающей процедуры.

Источник

Детские инфекционные заболевания — это большая группа болезней инфекционной природы, которые возникают в детском возрасте человека, характеризующиеся возможностью эпидемического распространения преимущественно аэрогенным способом.

Детские инфекционные заболевания выделяются в отдельную группу, так как особенности детского организма предопределяют и особенности их лечения.

Детские инфекционные заболевания: классификация

Существует несколько классификаций инфекционных заболеваний у детей, но мы выбрали одну из самых понятных и простых. Эта группа патологий делится на:

1. Инфекционные болезни кишечника у детей.

Характеризуется локализацией чужеродных агентов в кишечнике ребенка. К этому виду патологий относятся: полиомиелит, эшерихиоз, дизентерия, сальмонеллез, ботулизм…

2. Инфекционные заболевания дыхательных путей у детей.

Характеризуются локализацией чужеродных агентов в органах дыхания (бронхах, трахеи, гортани, легких…). Это такие заболевания, как скарлатина, ангина, грипп, ОРВИ…

3. Инфекционные заболевания крови у детей.

Эти болезни передаются с помощью насекомых (трансмиссионным путем) и возбудители в этом случае находятся в крови. К таким болезням относятся: арбовирусные энцефалиты, риккетсиозы, туляремия…  

4. Инфекционные заболевания наружных покровов у детей.

К ним относятся: бешенство, столбняк, трахома…

Детские инфекционные заболевания: причины

Самой основной причиной инфекционных заболеваний у детей является их контакт с инфицированным человеком. Путь заражения, как правило, воздушно-капельный. Причем заразно все: слюна, распространяющая при кашле и даже при разговоре, бронхиальная и носоглоточная слизь — все это является угрозой заражения ребенка.

Нужно сказать, что иммунитет ребенка формируется в 5 этапов. Самыми серьезными являются 1 и 2 этапы, которые длятся до 1.5 лет. Именно в этот момент ребенка «защищают» только материнские антитела, которые потом исчезают. Именно в этот момент необходимо особое внимание уделять гигиене ребенка. 

Начиная с 2-ух лет, у детей начинается бурное формирование механизмов иммунитета, которое продолжается, практически, до 16-тилетнего возраста.

Исходя из сказанного можно сделать простой вывод: причины детских инфекционных заболеваний  в заключаются в еще слабой иммунной системе ребенка, в том, что она только формирует свои механизмы действия.

С другой стороны, нужно понимать, что если ребенок будет расти в стерильных условиях, то у него никогда не будет сильного иммунитета, ведь иммунная система формируется только под воздействием внешних факторов, она «учится» давать отпор внешним чужеродным элементам только при столкновении с ними — таковы неписаные законы природы, и именно на этом факте базируется основная цель вакцинации — выработка искусственного иммунитета при введении в организм какого-либо возбудителя.

Детские инфекционные заболевания: особенности течения

В развитии всех детских патологий было выявлено четыре периода:

1. Инкубационный период (ИП).

Это период времени с момента первого контакта ребенка с источником инфекции до проявления первых симптомов болезни. Продолжительность инкубационного периода зависит от вида инфекции и от состояния иммунной системы ребенка.

Приведем примеры детских инфекционных заболеваний с инкубационными периодами:

— Ветрянка имеет ИП 11-24 суток

— Гепатит А имеет ИП от 7 до 45 суток

— Дизентерия — 1-7 суток

— Дифтерия — 1-10 суток

— Коклюш — 3-20 суток

— Корь — от 9 до 21 суток

— Краснуха — 11-24 суток

— Скарлатина имеет ИП от нескольких часов до 12 суток

— Полиомиелит — 3-35 суток

2. Продромальный период.

Этот период можно назвать началом болезни: он длится с момента проявления первого симптома и до «разгара» собственно самой болезни.

3. Период «разгара» детского инфекционного заболевания.

В принципе, это и есть «кульминация». В этот период проявляется весь симптоматический комплекс детской патологии. К примеру, коклюш проявляется спастическим кашлем при котором идет выделение слизистой мокроты, при этом лицо ребенка краснеет, а иногда возникает кровоизлияние по слизистую.

4. Реконвалесценция.

Это период затухания болезни — выздоровления. 

Самые распространенные инфекционные заболевания у детей

Конечно же, когда мы говорим о детских болезнях, то тут же возникают ассоциации с эпидемиологическими периодами, которые приходятся на осенне-зимнюю пору и характеризуются, в первую очередь, заболеваниями органов дыхания у детей. Детские инфекционные заболевания разнообразны: это и заболевания ЖКТ, и аллергические заболевания, имеющие аутоиммунную природу, и кожные патологии, но заболевания органов дыхания у детей являются самыми распространенными — это вам подтвердит любой педиатр.

Заболевания органов дыхания у детей

— Бронхиты различной этиологии.

Характеризуются воспалительными процессами в слизистой бронхов.

— Трахеит.

Характеризуются воспалительными процессами в слизистой трахеи.

— Ларингит.

Характеризуются воспалительными процессами в слизистой оболочке голосовых связок и гортани.

— Гайморит.

Характеризуется воспалительными процессами в носовых пазухах.

— Риниты различной этиологии.

Эти детские инфекционные заболевания являются, попросту говоря, насморком разной интенсивности: от легкой формы до полной заложенности носа.

— Ангина.

Эта болезнь характеризуется воспалениями небных миндалин и соседних с ними лимфатических узлов.

— Пневмония.

Это ни что иное, как инфекционное заболевание легких. 

— Гриппы различной природы.

Эти детские инфекционные заболевания, пожалуй, одни из самых распространенных и опасных, потому что чужеродные агенты, вызывающие эти патологии, постоянно мутируют и необходимо все время изобретать новые препараты для борьбы с ними.

Это, конечно, не все заболевания органов дыхания у детей, но основные из них.

Детские инфекционные заболевания: симптомы

Признаки патологии ребенка, конечно же, зависят от многих факторов: в первую очередь, от вида возбудителя, от состояния иммунной системы ребенка, от условий его жизни, и.т.д. Но все же есть общие симптомы детских инфекционных заболеваний:

1. Основным симптомом является фебрильная температура (38° и выше). У ребенка повышение температуры происходит, практически, при любых патологических процессах, потому что это является его единственным защитным механизмом — при таких температурах большинство чужеродных тел гибнут. 

2. Постоянная сонливость и вялость так же являются характерными симптомами детских инфекционных заболеваний — сказывается нехватка энергии (она уходит на борьбу с антигенами).

3. Головная боль и рвота.

4. Появление сыпи.

Диагностика инфекционных заболеваний у детей

Первоначальную диагностику болезни у ребенка проводит врач-педиатр. Он обязательно проводит внешний осмотр малыша, прослушивает его, выявляет характерную симптоматику, выясняет у родителей: были ли контакты ребенка с инфицированными людьми.

Детские инфекционные заболевания диагностируются после обязательных анализов крови, мочи, кала ребенка. Так же, при необходимости, прибегают к инструментальным методам: МРТ, УЗИ, рентгенография.  

Детские инфекционные заболевания: лечение

Комплексная терапия инфекционных заболеваний у детей должна решать четыре задачи:

1. Нейтрализацию возбудителя заболевания.

2. Поддержание нормальной функциональности основных систем детского организма.

3. Сохранение нормальных условий формирования детского иммунитета и его укрепление.

4. Предупреждение различных осложнений детских инфекционных заболеваний.

Именно поэтому назначение лекарственных препаратов должно быть осторожным. Антибиотики должны применяться только в особых случаях (при тяжелых и затяжных патологических процессах). Важно знать, что само по себе повышение температуры — это нормальный процесс борьбы организма с инфекционными возбудителями и нет нужды сразу же давать ребенку жаропонижающие и сбивать температуру, достаточно просто помочь организму хорошей дозой витамина С.

Применение антибиотиков имеет весьма негативные последствия, тем более для ребенка, у которого иммунная система находится в стадии формирования, и ни один врач не сможет сказать, как бездумная антибиотическая терапия может сказаться в будущем.

Весьма спорным (особенно в последнее время) является вопрос вакцинации. «Усредненная» доза введенных чужеродных агентов (для выработки иммунитета) по-разному сказывается на детях: в большинстве случаев помогает (это факт), но нередко возникают случаи, когда вакцинация делает из ребенка инвалида.

Так что же делать, как лечить заболевшего ребенка?

Первое, что следует уяснить: организм ребенка, в большинстве случаев, сам может справится с инфекционным заболеванием, ему в этом необходимо только помочь, и чем раньше это начинать делать, тем лучше. Помогать необходимо препаратами только на натуральной основе, включая в эту комплексную терапию иммуномодуляторы, антивирусные препараты, антибактериальные средства. Не спешите «сбивать» ребенку температуру, лучше чаще поите его чаем с лимоном.

Если у ребенка инфекционное заболевание тяжелой формы, то применяйте антибиотики с препаратами, нейтрализующими их негативный эффект. Лучшим таким препаратом является Трансфер фактор. Попадая в организм, он выполняет сразу несколько функций:

— восстанавливает функциональность иммунной системы, вследствие чего повышается иммунологическая реактивность (сопротивляемость инфекциям) детского организма;

— усиливает оздоровительное воздействие препаратов, в комплексе с которыми он принимался;

— являясь носителем иммунной памяти, этот иммунный препарат, «запоминает» все чужеродные микроорганизмы, вызвавшие то или иное инфекционное заболевание, и при их повторном появлении, дает сигнал иммунной системе на их нейтрализацию.

Обязательно в комплексной терапии детских инфекционных заболеваний применяйте пробиотики и пребиотики — препараты, которые восстановят и сохранят микрофлору ЖКТ ребенка — основного звена его иммунной системы. Для этого наиболее эффективными являются:

— Унибактер

— Санта Русь

— Ветом (все виды)

— Флоралдофилус

— ЮниФлора

Детские инфекционные заболевания: профилактика

После перенесенного заболевания, детский организм выходит более крепким. Во всяком случае так должно быть — это путь формирования иммунитета человека. Но это не значит, что к здоровью своего ребенка нужно относиться с пренебрежением. 

Профилактика детских инфекционных заболеваний должна заключаться в следующем:

— новорожденных обязательно надо кормить первым молоком — молозивом, потому что оно содержит в огромном количестве материнские антитела — первую «защиту» ребенка от чужеродных элементов;

— ни в коем случае нельзя отказываться от грудного вскармливания, пока есть молоко — кормите;

— огромное значение для ребенка имеет правильное питание, в его рационе должно быть как можно больше свежих фруктов и овощей;

— активный образ жизни — гарантия здоровья ребенка;

— для укрепления иммунитета необходимо заниматься закалкой с самого детства (контрастный душ и баня — прекрасные средства для этого);

детские инфекционные заболевания не будут страшны, если ребенок будет в полном объеме получать все, необходимые для его организма, полезные вещества: витамины, минеральные комплексы, аминокислоты…, поэтому обязательно регулярно давайте своему малышу соответствующие препараты. 

Источник

Елена Рудова
Консультация для родителей «Детские инфекционные заболевания — симптомы, профилактика и лечение»

Детские инфекционные заболевания –

симптомы, профилактика и лечение.

Некоторые инфекционные болезни часто называют детсадовскими, потому что многие дети не упускают возможности «познакомиться» с ними до 7 лет.

Почти все дети переносят инфекционные болезни до 10 лет, а пик заболеваемости приходится на возраст от 2 до 5 лет.Причина проста: малыши начинают активно общаться с другими детьми, ходить в детский сад, составляют компанию родителям в походе по магазинам. Вокруг ребенка оказывается очень много людей, и каждый может быть носителем вируса. Но этого не стоит бояться. При столкновении с новыми представителями патогенных микроорганизмов укрепляется иммунная система. После победы над ними защитные силы организма повышаются многократно.

Вирусные заболевания

Существует стандартный набор инфекционных вирусных заболеваний: ветряная оспа, краснуха, паротит, скарлатина и корь. И очень многие дети, а, следовательно, и родители с ними знакомы не понаслышке. Почти все из перечисленных заболеваний имеют вирусную природу.Исключение — скарлатина: ее носителями являются бактерии, которые боятся антибиотиков. Инфекции передаются воздушно-капельным путем через частички слизи, распространяющиеся при кашле и чихании. Заразиться можно при личном общении через грязные руки. Поэтому соблюдение гигиенических правил в детских садах особенно важно. Представители недугов остаются на предметах, к которым прикасался заболевший. Поскольку дети частенько тянут в рот самые разные вещи, попасть в их организм не составляет никакого труда.

Первые симптомы вирусных заболеваний

Первые симптомы инфекционных болезней могут быть похожи на простуду. Задача родителей — вызвать врача, если малыш вдруг стал раздражительным или плаксивым, потерял аппетит или у него немного поднялась температура. Если известно, что в окружении ребенка есть хоть один заразившийся человек (вне зависимости от его возраста, то, заметив даже самые незначительные изменения в самочувствии малыша, звоните педиатру. Важно вовремя поставить диагноз, тогда и болезнь пройдет без осложнений, и зараженных будет меньше.

Определение инфекционного заболевания на ранней стадии

Определить, чем именно заразился ребенок,порой непросто: на первых стадиях все болезни похожи друг на друга, но у каждой инфекции есть особый опознавательный симптом.

Ветряная оспа (ветрянка) — самое распространенное инфекционное вирусное заболевание у детей. Общие симптомы: озноб, головная боль, потеря аппетита, повышение температуры. Специфический симптом — характерная сыпь: на коже и слизистых оболочках образуются мелкие пузырьки с прозрачным содержимым. Одновременно резко (до 39-39,5°С) повышается температура.

Краснуха — вторая по частоте заболеваемости вирусная инфекция. Общие симптомы недуга те же, что и у ветрянки. Специфические симптомы — увеличение лимфатических узлов (особенно заднешейных и затылочных) и мелкоточечная розовая сыпь. Сначала она появляется на лице, затем распространяется по всему телу. Отдельные горошины со временем не сливаются в единое поле. Если воспаления зудят и чешутся, их прижигают зеленкой.

Эпидемический паротит (свинка) — ребенок испытывает общую слабость, снижение аппетита, у него повышается температура тела. Специфическими симптомами считаются болевые ощущения в области ушей, сухость во рту, припухлость в области шеи.

Скарлатина тоже имеет общие симптомы, сходные с проявлениями прочих вирусных инфекционных болезней. Специфический симптом один — это ярко-красный язык с хорошо выраженными сосочками и мелкоточечная сыпь.

Корь заявляет о себе высокой температурой (до 40,5°С, кроме того, часто воспалены слизистые оболочки полости рта и верхних дыхательных путей и развивается гнойный конъюнктивит. Сыпь при кори — это мелкие белесые пятнышки, окруженные красной каймой.Высыпают они поэтапно в течение 3-4 дней в таком порядке: голова, туловище, ноги.

Предупреждение вирусных заболеваний

Инкубационный период — отрезок времени от момента попадания вируса в организм до проявления первых симптомов недуга.

Если есть подозрения, что в окружении ребенка кто-то подхватил инфекцию, малыша нужно оградить от общения с носителем заболевания. Время изоляции соответствует инкубационному периоду болезни — он свой у каждой из них.

Ветряная оспа (ветрянка).Инкубационный период: до 14 дней. Ребенок заразен в последние дни инкубационного периода, то есть за 2-3 дня до первых высыпаний и спустя 3-4 дня после появления последних пузырьков.

Краснуха.Инкубационный период: до 21 дня. Ребенок заразен до исчезновения сыпи, то есть до 5-7-го дня болезни.

Паротит.Инкубационный период: от 11 до 23 дней (в среднем 8-10). Ребенок заразен с конца инкубационного периода (за 1-2 дня до клинических проявлений) и в течение первых 3-5 дней болезни.

Скарлатина.Инкубационный период: 2-7 дней. Ребенок заразен с 1-го дня болезни и до конца шелушения (около 6 недель).

Корь.Инкубационный период: 8-14 дней (редко до 17 дней). Ребенок заразен в последние 2-3 дня инкубационного периода и вплоть до 4-го дня высыпаний. С 5-го дня высыпаний считается незаразным.

Детсадовские инфекции чреваты осложнениями. Избежать опасности удастся, если реакция на недуг будет правильной. Специалисты обычно не назначают сильных препаратов. Даже жаропонижающие и противовоспалительные средства советуют давать только в случае очень высокой температуры, резко выраженного плохого самочувствия. Постоянно сбивая температуру, можно помешать иммунитету делать свою работу. Ведь именно значительное повышение температуры (до 38,5-39°С) — верный знак того, что организм борется с инфекцией.

Еще несколько десятилетий назад человек переносил ту или иную детскую инфекционную болезнь только 1 раз в жизни. К моменту выздоровления его организм вырабатывал специфические вещества (антитела, которые сохранялись на всю жизнь и не давали возбудителю развернуться во второй раз. В последнее время тенденция изменилась, и участились случаи повторного заражения уже перенесенным заболеванием. Модифицируясь, его носители обретают новые качества, с которыми прежние антитела не справляются.

Меры безопасности и гигиены

Если болезнь пришла в дом, потребуются усиленные меры гигиены. Их освоение сократит продолжительность болезни. Вирусы чувствительны к внешней среде и погибают под действием солнечных лучей. Это значит, что нужно регулярно (не менее 2-3 раз за инкубационный период) проводить влажную уборку в комнате малыша. Ежедневно меняйте ему постельное белье и несколько раз в день проветривайте помещение, в котором находится ребенок. Маленького пациента в это время в комнате быть не должно, сквозняк или переохлаждение легко спровоцируют в ослабленном организме респираторное заболевание. И нависнет угроза осложнения. В соответствии с законодательством РФ врач, поставивший диагноз ребенку (педиатр из районной поликлиники или коммерческого медицинского центра, должен сообщить о случае инфекционного заболевания в государственную санитарно-эпидемиологическую службу. Если в семье несколько детей разного возраста, и один из них заболел, остальных следует изолировать друг от друга на весь инкубационный период. Можно этого не делать, тогда все переболеют одновременно, и проблема решится на долгие годы. В любом случае дети из семьи, познакомившейся с недугом, не должны посещать детские учреждения до окончания инкубационного периода.

Профилактика детсадовских инфекций

Нужно ли усиленно заниматься профилактикой детсадовских инфекций, если они безобидны для детского организма. И даже, как убеждены иммунологи, приносят некоторую пользу, поскольку совершенствуют защитные силы организма? Мнение специалистов на этот счет неоднозначно. Большинство из них требуют усиленных мер профилактики, ссылаясь на редкие, но «меткие» осложнения. Предугадать, кому они выпадут невозможно, и поэтому надо подстраховаться — сделать прививку. В национальном Календаре вакцинации четко проставлены сроки каждой из них. Нет только процедуры,защищающей от скарлатины: бактериальная природа недуга исключает эту меру защиты.

Решение о проведении вакцинации родители должны принимать вместе с доктором, предварительно обсудив нюансы здоровья ребенка. Если есть опасения, что он недостаточно крепок, прививку следует перенести на месяц, полгода или даже год. При оформлении в детский садик вопрос о профилактике инфекций встает обязательно. Многие учреждения отказываются принимать малышей, не прошедших все этапы вакцинации, что неправильно. С 1998 года действует закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», объявивший все прививки делом добровольным. А в Постановлении сказано, что в любое детское учреждение кроху должны принять и без отметки о прививке в медицинской карте. Эти документы действительны по сей день. И помогут отстоять свои права родителям, сознательно отказавшимся от прививания малышей.

Источник