Интегрированному ведению болезней детского возраста в казахстане

Интегрированному ведению болезней детского возраста в казахстане thumbnail

ИВБДВ – Интегрированное ведение болезней детского возраста, является стратегией разработанной ВОЗ и ЮНИСЕФ, которая в настоящее время используется в более чем 100 странах мира.
 
«Одно из многих достоинств стратегии, заключается в том, что она учит нас как сократить дистанцию между доктором и пациентом», говорит Полина Слугина. «Когда я получала медицинское образование, нас только учили, как ставить диагноз и лечить болезнь, в то время как очень многое зависит от того, как мы  общаемся с родителями и пациентами».

Целями ИВБДВ являются сокращение числа случаев смерти, болезней и инвалидности и содействие улучшенному росту и развитию детей в возрасте до пяти лет. ИВБДВ включает как профилактические, так и лечебные элементы и обращает внимание на улучшение навыков медицинских работников, а также на улучшение оздоровительных практик, осуществляемых семьями.  В противовес более распространенному методу раздельной диагностики, ИВБДВ является комплексным подходом в охране здоровья детей, принимающим во внимание разнообразие факторов, которые могут угрожать здоровью ребенка. Такой подход основан на наблюдении, что в странах с ограниченными ресурсами дети обычно страдают более чем от одного заболевания в одно и то же время.

Казахстан был первой из стран бывшего Советского Союза, начавшей внедрение ИВБДВ в 1999 г. Карагандинская область начала внедрение стратегии год спустя, являясь одной из двух первых областей. На сегодняшний день стратегия применяется в 5 из 14 областей Казахстана, и примерно 15 — 20% медицинских сотрудников страны прошли обучение ИВБДВ без отрыва от работы.  В 2008 г. Министерство здравоохранения решило принять ИВБДВ в качестве интегрированной национальной политики.  

Осуществляемый в настоящее время проект Министерства Здравоохранения Республики Казахстан, ЕРБ ВОЗ и ЕС “Поддержка охраны здоровья матери и ребенка в Казахстане”, занимается последующим внедрением стратегии в трех регионах, обращая особое внимание на усиление поддержки осуществляемой системой здравоохранения и обеспечение качественного ухода во время беременности, в родах  и детском возрасте.

Руслан закончил процедуру. Махая рукой медсестре и врачу и держась другой рукой за маму, он покидает больницу с радостным выражением на лице.  Полина Слугина комментирует, что далеко не со всеми пациентами удается достигнуть такого хорошего взаимопонимания. «Многие из моих пациентов очень удивлялись, когда я начинала свою консультацию. Зачастую они соглашались со всем мною сказанным, а потом шли домой, и поступали также как и всегда».

Для решения этой проблемы Полина Слугина решила обратить внимание на старшее поколение. «Я поняла, что сначала мне предстояло убедить бабушек, так как они обладают огромным влиянием в семьях. Как только мне удавалась подружиться с бабушками, я знала, что остальные члены семьи будут слушать то, что они говорят».

Полине Слугиной также пришлось постараться, чтобы убедить некоторых своих коллег в преимуществах ИВБДВ. Она чувствует, что есть врачи, которые не проявляют ни малейшего интереса спуститься с вершины своего авторитета (дословно: со своего высокого коня) и объяснить сложные предметы простым языком своим пациентам. «Благодаря отличным преподавателям, обучившим меня ИВБДВ, я стала понимать, что кажущаяся простота подхода есть только внешняя оболочка, а внутри сосредоточены столетние знания. Медицинский сотрудник должен располагать достаточными знаниями и глубокой душой, чтобы просто объяснить сложные вещи». 

Источник

Интегрированное ведение болезней детского возраста

Ежедневно миллионы родителей обращаются в больницы, центры здравоохранения, аптеки, к врачам и народным целителям за медицинской помощью для своих больных детей. Результаты обзоров свидетельствуют о том, что эти поставщики медико-санитарных услуг не оценивают надлежащим образом состояние многих больных детей, не предоставляют им надлежащего лечения и не дают их родителям правильных советов. В медицинских учреждениях первого уровня в странах с низким уровнем дохода диагностическая поддержка, такая как лабораторные услуги, является минимальной или отсутствует вообще, а лекарства и оборудование часто имеются в крайне незначительном количестве. Ограниченное количество средств, материалов и оборудования в сочетании с нерегулярным потоком пациентов оставляет врачам на этом уровне немного возможностей для проведения сложных клинических процедур. Вместо этого они часто полагаются на историю, признаки и симптомы болезни для определения хода ведения пациента, что позволяет наилучшим образом использовать имеющиеся ресурсы.

Эти факторы способствуют тому, что предоставление качественной помощи больным детям становится серьезной проблемой. Для ее решения ВОЗ и ЮНИСЕФ разработали стратегию под названием Интегрированное ведение болезней детского возраста (ИВБДВ).

Что такое ИВБДВ?

ИВБДВ является комплексным подходом к охране здоровья детей, в центре которого находится здоровье ребенка в целом.

Целями ИВБДВ являются сокращение числа случаев смерти, болезней и инвалидности и содействие улучшенному росту и развитию детей в возрасте до пяти лет. ИВБДВ включает как профилактические, так и лечебные элементы, осуществляемые как семьями и общинами, так и медицинскими учреждениями.

Стратегия включает три основных компонента:

1) улучшение навыков ведения больных у медицинского персонала путем предоставления руководств по интегрированному ведению болезней детского возраста, адаптированных к местным условиям, и проведения мероприятий по пропаганде их использования;

2) общее улучшение системы здравоохранения, необходимое для эффективного ведения болезней детского возраста;

3) улучшение практики ведения больных в семье и обществе.

Принципы ИВБДВ следующие:

1. Все больные дети должны быть обследованы на наличие «общих признаков опасности», которые указывают на необходимость срочного направления или приема на стационарное лечение. Степень чувствительности и специфичности определяет диагностическую ценность клинического признака по сравнению с так называемым золотым стандартом, который по определению имеет 100% чувствительность и 100% специфичность.

2. Всех больных детей следует рутинно оценивать по основным симптомам (для детей в возрасте от 2 месяцев до 5 лет: кашель или затрудненное дыхание, диарея, лихорадка, проблемы с ухом; для младенцев в возрасте от 1 недели до 2 месяцев: бактериальная инфекция и диарея). Также необходимо   других возможных проблем у детей.

3. Одним из основных компонентов руководств ИВБДВ является консультирование людей, ухаживающих за детьми, по вопросам ведения больных на дому, включая вопросы кормления, приема жидкостей, а также то, когда следует вернуться в медицинское учреждение.

Процедура проведения оценки для ребенка в возрасте от 2 месяцев до 5 лет включает несколько важных этапов, которые должны быть выполнены медицинским работником:

1) сбор анамнеза и общение с ухаживающим за ребенком по проблеме у ребенка;

2) проверка на наличие общих признаков опасности;

3) проверка на наличие основных симптомов;

4) проверка статуса питания;

5) оценка кормления ребенка;

6) проверка прививочного статуса;

7) оценка по другим проблемам.

Проверка на признаки опасности больного ребенка в возрасте от 2 месяцев до 5 лет:   

1) судороги;

2) летаргия/без сознания;

3) не может пить/сосать грудь;

4) рвота.

Оценка основных симптомов:

1) кашель/затрудненное дыхание;

2) диарея;

3) лихорадка;

4) проблема с ушами.

Например, для оценки больного ребенка с кашлем или затрудненным дыханием используются следующие три клинических признака:

1) частота дыхания, которая позволяет отличить детей с пневмонией от детей, у которых нет пневмонии;

2) втяжение нижней стенки грудной клетки, которая указывает на тяжелую пневмонию;

3) стридор, который позволяет выявить больных с тяжелой пневмонией, нуждающихся в приеме на стационарное лечение.

Термин «втяжение нижней стенки грудной клетки» обозначает движение вовнутрь костной структуры стенки грудной клетки во время вдоха и является важным признаком тяжелой пневмонии. Этот признак более специфичен, чем «межреберное втяжение», который включает только втяжение мягких тканей между ребер без участия костной структуры стенки грудной клетки. У ребенка втяжение грудной клетки определяется только тогда, когда этот признак постоянно наблюдается в покое. Возбужденное состояние, заложенный нос или сосание груди, — все это может вызвать временное втяжение грудной клетки.

Стридор — это хрипящий звук при вдохе ребенка. Дети со стридором в покое подвержены повышенному риску обструкции и должны быть направлены в стационар. У некоторых детей с легким крупом стридор наблюдается только тогда, когда они плачут или возбуждены. Это не должно служить причиной для неоправданного направления таких детей в стационар. В некоторых случаях при выдохе ребенка (когда ребенок выдыхает) слышен астмоидный звук, это не стридор.

Основываясь на сочетании перечисленных выше признаков, детей с кашлем или затрудненным заболеванием можно классифицировать по трем следующим категориям:

1. Дети, нуждающиеся в направлении в стационар с возможной тяжелой пневмонией или очень тяжелым заболеванием. Эта группа включает детей с любым общим признаком опасности, или втяжением нижней стенки грудной клетки, или стридором в покое. Дети с тяжелой пневмонией или очень тяжелым заболеванием, вероятнее всего, инфицированы инвазивными бактериальными организмами и страдают заболеваниями, которые могут представлять опасность для жизни. Это оправдывает использование инъекционных антибактериальных препаратов.

2. Дети, нуждающиеся в амбулаторном лечении с помощью антибактериальных препаратов вследствие высокой вероятности наличия у них бактериальной пневмонии. Эта группа включает всех детей с учащенным для своего возраста дыханием. Признак учащенного дыхания, как  считает ВОЗ, позволяет выявить около 80 % детей с пневмонией, которые нуждаются в лечении с помощью антибактериальных препаратов. Было доказано, что лечение, основанное на данной классификации, снижает смертность [6].

3. Дети, у которых просто кашель или простуда и которые не нуждаются в лечении с помощью антибактериальных препаратов. Такие дети могут нуждаться в лечении с помощью безопасного средства для того, чтобы облегчить кашель. Ребенок с кашлем или простудой обычно выздоравливает через одну или две недели. Однако ребенок с хроническим кашлем (более 30 дней) нуждается в дополнительной оценке (и если необходимо, в направлении в стационар) для того, чтобы исключить наличие туберкулеза, астмы или другой проблемы.

Пероральные лекарственные препараты. Всегда начинайте лечение с лекарственного препарата первого ряда. Эти препараты, обычно менее дорогостоящие, более доступные в данной стране, и их легче назначать больным. Используйте лекарственный препарат второго ряда (обычно более дорогостоящий и менее доступный) только в тех случаях, если лекарственный препарат первого ряда отсутствует или заболевание ребенка не реагирует на лечение с помощью препарата первого ряда. Медицинский работник должен также обучить мать или ухаживающего за ребенком, как давать оральные лекарственные препараты на дому.

Безопасное средство для лечения кашля и простуды. Не существует фактов, доказывающих, что коммерческие средства для лечения кашля и простуды являются более эффективными, чем простые домашние средства для облегчения кашля или смягчения воспаленного горла. Нежелательно пытаться подавить кашель, поскольку кашель — это физиологический рефлекс для выведения выделений из нижней части дыхательных путей. Грудное молоко само по себе является эффективным средством для смягчения горла.

Консультирование матери или ухаживающего за ребенком. Осмотренный в медицинском учреждении ребенок нуждается в продолжении лечения, кормления и приема жидкостей на дому. Очень важно наладить эффективное общение с матерью или лицом, ухаживающим за ребенком. Мать или ухаживающий за ребенком должны уметь определять, улучшается состояние ребенка или ухудшается. Успех проведения лечения на дому зависит от того, насколько хорошо мать или ухаживающий за ребенком умеют проводить лечение, понимают его важность и знают, когда следует вновь посетить медицинского работника. Некоторые советы очень простые; другие рекомендации включают обучение матери или ухаживающего за ребенком тому, как выполнять определенные действия. При обучении матери лечению ребенка используйте три основных этапа обучения: предоставьте информацию; покажите пример; предоставьте матери возможность попрактиковаться.

В заключение очень важно проверить, как мать или ухаживающий за ребенком поняли ваши объяснения. Содержание конкретных рекомендаций будет зависеть от состояния ребенка.

Ниже перечислены основные элементы, которые необходимо включить в процесс консультирования матери или ухаживающего за ребенком.

1. Дайте совет продолжать кормление и увеличить объем потребляемых жидкостей во время болезни.

2. Обучите, как давать оральные лекарственные препараты или как лечить местную инфекцию.

3. Консультируйте по проблемам кормления (если есть).

4. Дайте совет, когда следует вновь посетить медицинское учреждение.

В последние годы в республике, в связи с внедрением ИВБДВ, программ по борьбе с ОРИ/диареей, охране, поддержке и поощрению грудного вскармливания, постепенно уменьшаются младенческая и детская смертности.

 
Врач педиатр: Жуламанова Гуля Идрисовна

Источник

ИВБДВ – Интегрированное ведение болезней детского возраста, является стратегией разработанной ВОЗ и ЮНИСЕФ, которая в настоящее время используется в более чем 100 странах мира.
 
«Одно из многих достоинств стратегии, заключается в том, что она учит нас как сократить дистанцию между доктором и пациентом», говорит Полина Слугина. «Когда я получала медицинское образование, нас только учили, как ставить диагноз и лечить болезнь, в то время как очень многое зависит от того, как мы  общаемся с родителями и пациентами».

Целями ИВБДВ являются сокращение числа случаев смерти, болезней и инвалидности и содействие улучшенному росту и развитию детей в возрасте до пяти лет. ИВБДВ включает как профилактические, так и лечебные элементы и обращает внимание на улучшение навыков медицинских работников, а также на улучшение оздоровительных практик, осуществляемых семьями.  В противовес более распространенному методу раздельной диагностики, ИВБДВ является комплексным подходом в охране здоровья детей, принимающим во внимание разнообразие факторов, которые могут угрожать здоровью ребенка. Такой подход основан на наблюдении, что в странах с ограниченными ресурсами дети обычно страдают более чем от одного заболевания в одно и то же время.

Казахстан был первой из стран бывшего Советского Союза, начавшей внедрение ИВБДВ в 1999 г. Карагандинская область начала внедрение стратегии год спустя, являясь одной из двух первых областей. На сегодняшний день стратегия применяется в 5 из 14 областей Казахстана, и примерно 15 — 20% медицинских сотрудников страны прошли обучение ИВБДВ без отрыва от работы.  В 2008 г. Министерство здравоохранения решило принять ИВБДВ в качестве интегрированной национальной политики.  

Осуществляемый в настоящее время проект Министерства Здравоохранения Республики Казахстан, ЕРБ ВОЗ и ЕС “Поддержка охраны здоровья матери и ребенка в Казахстане”, занимается последующим внедрением стратегии в трех регионах, обращая особое внимание на усиление поддержки осуществляемой системой здравоохранения и обеспечение качественного ухода во время беременности, в родах  и детском возрасте.

Руслан закончил процедуру. Махая рукой медсестре и врачу и держась другой рукой за маму, он покидает больницу с радостным выражением на лице.  Полина Слугина комментирует, что далеко не со всеми пациентами удается достигнуть такого хорошего взаимопонимания. «Многие из моих пациентов очень удивлялись, когда я начинала свою консультацию. Зачастую они соглашались со всем мною сказанным, а потом шли домой, и поступали также как и всегда».

Для решения этой проблемы Полина Слугина решила обратить внимание на старшее поколение. «Я поняла, что сначала мне предстояло убедить бабушек, так как они обладают огромным влиянием в семьях. Как только мне удавалась подружиться с бабушками, я знала, что остальные члены семьи будут слушать то, что они говорят».

Полине Слугиной также пришлось постараться, чтобы убедить некоторых своих коллег в преимуществах ИВБДВ. Она чувствует, что есть врачи, которые не проявляют ни малейшего интереса спуститься с вершины своего авторитета (дословно: со своего высокого коня) и объяснить сложные предметы простым языком своим пациентам. «Благодаря отличным преподавателям, обучившим меня ИВБДВ, я стала понимать, что кажущаяся простота подхода есть только внешняя оболочка, а внутри сосредоточены столетние знания. Медицинский сотрудник должен располагать достаточными знаниями и глубокой душой, чтобы просто объяснить сложные вещи». 

Источник

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания

Я принимаю Условия обслуживания

Продолжить

Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 19 декабря 2008 года № 656
О внедрении метода интегрированного ведения болезней детского возраста и развития детей раннего возраста в Республике Казахстан

Утратил силу в соответствии с приказом Министра здравоохранения РК от 10 декабря 2018 года № 696

В целях реализации статьи 7 Закона Республики Казахстан «О системе здравоохранения» и внедрения в медицинских организациях Республики Казахстан метода интегрированного ведения болезней детского возраста и развития детей раннего возраста, рекомендованного Всемирной организацией здравоохранения и Детским фондом Организации Объединенных Наций, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый Порядок внедрения метода интегрированного ведения болезней детского возраста и развития детей раннего возраста.

2. Начальникам управлений здравоохранения областей, городов Астана и Алматы (по согласованию) принять к руководству и исполнению настоящий приказ и обеспечить:

1) внедрение и мониторинг внедрения метода интегрированного ведения болезней детского возраста и развития детей раннего возраста в организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь детям в возрасте до 5 лет;

2) составление и утверждение графиков обучения медицинских работников на курсах повышения квалификации;

3) назначение регионального координатора из числа медицинских работников, прошедших обучение методу интегрированного ведения болезней детского возраста и развития детей раннего возраста.

3. Директору Республиканского государственного казенного предприятия «Институт развития здравоохранения» Министерства здравоохранения Республики Казахстан (Шоранов М.Е.) при разработке периодических протоколов диагностики и лечения обеспечить включение элементов метода интегрированного ведения болезней детского возраста и развития детей раннего возраста.

4. Республиканскому государственному казенному предприятию «Научный центр педиатрии и детской хирургии» Министерства здравоохранения Республики Казахстан (Диканбаева С.А.) обеспечить функционирование в структуре Научного центра педиатрии и детской хирургии Республиканского центра интегрированного ведения болезней детского возраста.

5. Комитету по контролю в сфере оказания медицинских услуг Министерства здравоохранения Республики Казахстан (Каирбекова С.З.) обеспечить контроль внедрения метода интегрированного ведения болезней детского возраста и развития детей раннего возраста в медицинских организациях.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра здравоохранения Республики Казахстан Т.А. Вощенкову.

7. Настоящий приказ вступает в силу со дня подписания.

Утвержден

приказом Министра здравоохранения

Республики Казахстан

от 19 декабря 2008 года № 656

Порядок

внедрения метода интегрированного ведения болезней детского возраста

и развития детей раннего возраста

Источник