Исследовательская работа на тему аллергия болезнь цивилизации

Исследовательская работа на тему аллергия болезнь цивилизации thumbnail

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Муниципальное образование «Селенгинский район»

МБОУ Иройская средняя общеобразовательная школаhttps://ic.pics.livejournal.com/vse_horosho/2981827/314175/314175_original.jpg

Районная научная конференция школьников

«Шаг в будущее»

Секция «Биология и медицина»

«Болезнь цивилизации»

Исполнитель: Намсараева Арюна

ученица 9 «а» класса

Руководитель: Жугдурова Туяна Сергеевна

учитель начальных классов

hello_html_119b74bc.png

Ташир

2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………..…3

  1. Теоретическая часть……………………………………………………………………………….4

    1. Аллергия: причины, симптомы, аллергены…………………………………………………………4

    2. Главные причины стремительного распространения аллергических заболеваний…………4

    3. Аллергия и аллергические заболевания………………………………………………………..5

    4. Общие вопросы диагностики и лечения аллергии…………………………………………….6

  2. Практическая часть………………………………………………………………………………..7

    1. Анкетирование……………………………………………………………………………………7

    2. Выводы……………………………………………………………………………………………8

Заключение…………………………………………………………………………………………9

Литература………………………………………………………………………………………..10

Приложение ………………………………………………………………………………………11

Введение

Весна — это пора пробуждения природы, время цветения самых разнообразных растений! А также суровое испытание для множества аллергиков. В это время года мы встречаем множество беспрестанно чихающих и сморкающихся лиц со слезящимися глазами. Не очень приятна эта пора и для астматиков, зачастую провоцируя у них приступы изматывающего кашля и даже удушья. Итак, аллергия. Почему она возникает? Почему сотня человек может с удовольствием наслаждаться запахами цветущих растений, а сто первый будет в ужасе бежать от них, постоянно чихая и протирая слезящиеся глаза? Почему множество людей могут без проблем гладить собак, кошек, держать их у себя дома, а многие не переносят даже их вида, сразу начиная кашлять и задыхаться? Почему десятки детей едят шоколад без всяких последствий, а некоторые обязательно после этого обзаведутся сыпью, покраснением и даже отечностью кожи? Что же представляет собой аллергия?

Аллергия – одна из самых распространенных и в то же время загадочных болезней XXI века. Пожалуй, нет ни одного человека, который в той или иной степени не сталкивался бы с аллергией или аллергическими проявлениями. Симптомы этого коварного заболевания могут проявиться всего один раз и не давать о себе знать больше никогда, а могут преследовать человека всю жизнь. Симптоматика аллергических заболеваний очень разнообразна – от безобидных на первый взгляд кожных реакций в виде сыпи до опасного для жизни анафилактического шока. Неумолимо растет и количество аллергенов – этому способствует развитие химической и пищевой промышленности, наводнение рынка консервантами и химическими добавками.[3]

Аллергию называют «чумой третьего тысячелетия», «болезнью цивилизации».

40% жителей нашей планеты страдают различными аллергическими проявлениями. Аллергия занимает третье место среди всех болезней. Причем ученые дают пессимистический прогноз – заболеваемость будет увеличиваться. Однако любую аллергию можно обуздать и победить. [4]

Целью данной работы является изучение заболеваемости аллергиями среди учащихся нашей школы.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Составить литературный обзор по проблеме аллергии.

  2. Разработать методику исследования (анкетирование).

  3. Провести исследование по школе.

  4. Обработать полученные данные и сделать выводы по теме исследования.

Актуальность данной проблемы в том, что аллергические заболевания в последнее время становится очень распространенными, особенно среди детей различных возрастов.

Глава 1.Теоретическая часть

    1. Аллергия: причины, симптомы, аллергены.

Что же такое аллергия? Это реакция организма на различные вещества – аллергены, которые в норме у обычных людей не вызывают никакой реакции. [3]

Если не углубляться в научные дебри, а разобраться на обывательском уровне, то выглядит это примерно так. При попадании какого-либо чужеродного вещества в организм, иммунная система тут же распознает его и уничтожает. Это происходит почти круглосуточно, так как человек постоянно контактирует с внешней средой. Но, к сожалению, с каждым годом состояние этой внешней среды оставляет желать лучшего. Химизация, радиационный фон и другие экологические проблемы, нарушения нормального образа жизни: переедание и злоупотребление определенными продуктами питания, неконтролируемый прием лекарств, нарушения двигательного режима, отсутствие естественной стимуляции иммунитета — все это приводит к сбоям в работе иммунной системы. В результате на обычный «раздражитель» иммунная система начинает реагировать слишком бурно, в организме вырабатывается слишком много определенных веществ, которые и приводят к развитию симптомов аллергии. «Раздражитель» в этом случае принято называть аллергеном, а такую бурную реакцию — аллергической.

Наиболее распространенные аллергены хорошо известны: шоколад, цитрусовые, рыба, домашняя пыль, шерсть животных и другие. Но в качестве аллергенов могут выступать и совершенно безобидные продукты, даже гречневая крупа! Например, известен случай, когда ребенок, страдающий аллергией на гречку, испытывал тяжелейший бронхоспазм, просто находясь в кухне, где мама перебирала гречневую крупу. То есть аллергия может возникнуть на любое вещество и даже на его запах. В основе такой повышенной чувствительности лежат нарушения иммунитета.

    1. Главные причины стремительного распространения аллергических заболеваний.

Чем объясняется стремительный рост этой патологии, когда всего 30 лет назад диагноз аллергии встречался крайне редко? Существует много гипотез, указывающих на тот или иной фактор, спровоцировавший возникновение эпидемии аллергии. Медики всего мира склонны принять одну из двух лидирующих гипотез. Сторонники первой утверждают, что резкий рост числа аллергических заболеваний вызван, улучшением санитарно-эпидемиологической ситуации. Благодаря появлению антибиотиков и проведению вакцинопрофилактики меньше стало инфекционных заболеваний. В ответ на снижение нагрузки на иммунную систему произошло изменение реактивности организма в сторону аллергических проявлений. Вторая лидирующая гипотеза имеет большее число сторонников. Причина всплеска аллергии, по их мнению, кроется в изменении характера питания значительной части населения. Вместо натурального сливочного масла на столе современного человека прочное место занял маргарин. Консервантами и красителями изобилуют гастрономические и кондитерские изделия, продукты долгого хранения и быстрого приготовления…

Среди прочих гипотез есть и такие: эпидемия аллергии — это следствие западного образа жизни или ответная реакция человеческого организма на ухудшение экологии. [1]

Чтобы установить истинную причину стремительного распространения аллергических заболеваний, ученые всего мира считают, что необходимо активизировать проведение ряда фундаментальных исследований. Для этого нужны большие дополнительные средства. Европейская ассоциация аллергологов и клинических иммунологов обратилась в Европарламент с предложением ввести аллергию в разряд основных болезней. Придание данной патологии более высокого статуса означает приоритетное финансирование для проведения исследований, разработки фармацевтических препаратов и новых методик лечения.

    1. Аллергия и аллергические заболевания

Возникают при непосредственном воздействии на кожу веществ, способных вызвать аллергическую реакцию замедленного типа.

Является своеобразным аллергическим процессом, где необходимо «включение» солнечных, в частности ультрафиолетовых лучей. В качестве аллергенов выступают лекарственные средства; вещества, входящие в состав губных помад, моющих средств, эфирные масла, в составе одеколона, духов.

Фитодерматиты («фито» – растение)

Причина – химические вещества, содержащиеся в млечном соке листьев и стеблей, а также в пыльце ядовитых растений (к ним относятся лютиковые, лилейные, молочайные), в частности при их применении в виде компрессов для лечения поясничных и суставных болей. Поражения возникают на открытых участках тела и представлены стойким покраснением, волдырями, пузырями и другой сыпью.

Аллергический ринит

Воспаление слизистой оболочки носа и его полостей в ответ на внедрение аллергенов.

Развитие заболевания во многом зависит как от количества, так и от качества содержащегося в воздухе аллергена. Решающее влияние на клиническую картину оказывают метеорологические факторы, (сухая теплая погода способствует, а влажная и прохладная препятствует выделению пыльцы), время суток (выделение пыльцы растениями наиболее значительно между 5 и 8 часами утра).

Профилактика: Исключение контакта с аллергеном (избегать прогулок по полям и лугам, закрывать на ночь форточки, уезжать в другую климатическую зону на период цветения и т.д.).

Астма бронхиальная

Заболевание дыхательных путей, характеризуется повышенной чувствительностью бронхов к различным раздражителям – аллергенам, сигаретному дыму или возбудителям инфекции. Бронхи в ответ на раздражение резко суживаются, что препятствует прохождению воздуха и затрудняет дыхание. Аллергические реакции в типичных случаях возникают на пыльцу растений, плесень, домашнюю пыль и перхоть животных. Сигаретный дым настолько опасен, что больные астмой ни в коем случае не должны подвергаться его действию. Симптомы: Кашель, особенно по ночам, чаще всего после вирусной инфекции или физического напряжения. Могут быть свистящее дыхание, хрипы в грудной клетке, одышка, загрудинные боли, утомляемость, раздражительность и потеря аппетита. У страдающих аллергией отмечаются – зуд в носу, глазах и ушах, чихание, насморк.

Аллергия пищевая

Аллергическая реакция на действие пищевых аллергенов, может возникнуть при употреблении цельного молока, яичного белка, рыбы, раков, крабов, злаков, бобовых, земляники, орехов, цитрусовых, шоколада и других продуктов.

Поллинозы – самое распространенное заболевание,возникающие в результате аллергии на пыльцу растений. К их числу относятся: сенная лихорадка, конъюнктивит, ринит и др. В развитии заболевания важное значение имеет наследственная предрасположенность к аллергическим реакциям. Характеризуется воспалением края и слизистой века, слизистой носа, нарушениями сна, повышенной потливостью и раздражительностью.

    1. Общие вопросы диагностики и лечения аллергии.

При любом аллергическом проявлении или заболевании необходимо пройти диагностическое обследование. Оно нужно не только для установки диагноза, но и для установки аллергенов, оценке общего состояния иммунитета, состояния пораженных органов, а также выработке комплексного лечения и методов профилактики обострений заболевания.

Все это возможно сделать только при комплексном диагностическом обследовании, и невозможно – при одном анализе крови или одних кожных пробах.

Аллергия-это хроническое заболевание, от которого невозможно избавиться. Однако поддерживать длительную ремиссию (состояние вне приступов), практически надолго забыв о своей болезни, вполне возможно. Во время аллергических обострений у больных страдает иммунитет, провоцируя развитие инфекционных заболеваний, которые в свою очередь вновь ведут к обострению приступов аллергии. Чтобы избавиться от порочного круга, необходимо постоянно наблюдаться у аллерголога, следить за динамикой своего состояния и не отказываться от профилактического лечения и других методов профилактики. Лечение аллергии начинается после тщательного диагностического обследования. После снятия острого состояния врач подбирает основную лекарственную терапию. [2]

Глава 2. Практическая часть

Анкетирование

Для исследования аллергической ситуации в школе, мною было проведено анкетирование по теме «Аллергия» среди учащихся, учителей, работников столовой и техническими работниками (Приложение 1).

Было опрошено 59 человек. Из них 43 человека 10-17 лет, 9 человек составили группу от 23 лет до 40 лет, от 40 до 55 лет – 7 человек.

Полученные данные мною были подсчитаны и преобразованы в диаграммы.

40% опрошенных являются аллергиками. Больше всего аллергиков оказалось в возрастной категории 10-17 лет – 18 человек, что составляет 42 %. По-моему мнению это потому, что в этом возрасте многие не задумываются о гигиене, здоровье и об окружающей среде в целом.

Данные показали, что в группе 23-40 лет меньше всего аллергиков – 2 человека – 22%. Почему? Я думаю это из-за того, что их детство прошло в условиях благоприятной экологии и, тем самым, был заложен крепкий иммунитет. 43% опрошенных респондентов 40-55 лет – аллергики – 3 человека. Думаю, что это обусловлено образом жизни: загруженностью на работе, стрессами, плохой экологией, неправильным питанием и, как следствие, пониженным иммунитетом (Приложение 2).

Благодаря данной практической работе я узнала много новых аллергенов. Но больше всего меня удивили такие, как: клубника, мед, солнце и даже укус осы!!! Такие случаи встречаются редко. Чаще всего респонденты всех возрастных категорий страдают аллергией на шерсть животных, цветы и травы, лекарственные средства, тополиный пух, цитрусовые и пыль. Единичные случаи аллергии на хлорку, рыбу, холод. Вообще аллергенов очень и очень много и это доказывают таблицы классификаций аллергенов, приведенные в теоретической части (Приложение 3).

Одним из самых главных вопросов в изучении аллергии я считаю борьбу с этим заболеванием. В группе опрошенных 10-17 лет чаще всего аллергики никак не борются со своей проблемой. Я считаю, что они плохо осведомлены о данном заболевании и возможных последствиях и осложнениях. Нужно информировать подростков о симптомах, лечении и профилактике аллергии. Люди же, которым небезразлично их собственное здоровье, принимают противоаллергические препараты. Есть единичные случаи использования капель в нос и ингаляций. 44% респондентов 23-40 лет никак не борются с аллергией. Зато половина использует противоаллергические средства. Этим же спасаются и самые взрослые опрошенные аллергики. Но лучшим методом лечения аллергии принято считать полное прекращение контакта с выявленным аллергеном. Этот ответ присутствовал во всех возрастных группах и составил 22% от общего числа опрошенных аллергиков (Приложение 4).

Выводы:

В результате проделанной работы следует сделать следующие выводы:

  1. Людей, страдающих аллергией, очень много;

  2. Появляется все больше новых аллергенов;

  3. Каждый аллергик борется со своей аллергией в зависимости от индивидуальных особенностей организма;

  4. Молодым людям 10-17 лет требуется больше информации о лечении и, возможных осложнениях, при не лечении аллергии;

  5. Ослабленный иммунитет может стать причиной аллергического заболевания.

Заключение

Каков аллерген, такие и меры

Аллергия — это повышенная чувствительность организма к различным веществам — аллергенам, проявляющаяся симптомами аллергического заболевания. До 25% населения индустриальных районов страдает каким-либо аллергическим заболеванием. Число случаев аллергии и ее тяжести неуклонно растет во всем мире.

Признавая, что современная медицина способна влиять на аллергическую заболеваемость, ученые все же считают, что главный способ решения этой проблемы — создание экологически чистых зон, а в случаях загрязнения окружающей среды — элиминация неблагоприятных факторов, в том числе и аллергенных.

Последнее слово науки в аллергологии еще не сказано. Нужно отметить, что аллергические заболевания в отличие от многих других хронических заболеваний начинаются в молодом возрасте. Ребенок, страдающий бронхиальной астмой и экземой, лишен многих радостей в детстве и дальнейшей жизни.

Смертельные исходы при укусах насекомых или введении аллергенного медикамента в настоящее время нередки.

Необходимо отметить, в начале XX века такие заболевания, как  аллергический ринит, бронхиальная астма, сезонная аллергия,  считались относительно редкими патологическими состояниями. В настоящее время,  по современным эпидемиологическим данным, бронхиальная астма в странах Европы и США  выявляется у 10-15% подростков. В некоторых странах эти показатели  еще выше. В отношении аллергического ринита известны те же данные. Отмечается, что каждые 10  лет  заболеваемость этими состояниями удваивалась. И сегодня аллергия рассматривается медицинской общественностью как «эпидемия». Наиболее адекватная теория, объясняющая распространенность аллергических заболеваний, это гигиеническая, которая в первую очередь связывает возникновение аллергии с определенным образом жизни человека. Так называемый «западный образ жизни» с высоким уровнем санитарии, а также частое раннее начало искусственного вскармливания, бесконтрольное применение антибиотиков приводит к тому, что, в том числе, нарушается формирование собственной микрофлоры организма, закрепляются особые механизмы  иммунного реагирования, которые лежат в основе развития аллергии. 

В настоящее время достигнуты успехи в лечении многих аллергических болезней, и это позволяет оптимистически смотреть в будущее.

Список литературы:

  1. Галиев Р.С. Пешком от аллергии.- Тольятти: Издательство Волжского университета им. Татищева, 2002. – 158 стр.

  2. Кородецкий А.В. Аллергия. Профилактика, диагностика и лечение/ А.В.Кородецкий, Е.В.Воробьева.-М.: Эксмо, 2008.-224 с.

  3. Левитина Т.П., Левитин М.Г. Общая биология: словарь понятий и терминов. – СПб.: Паритет, 2002.

  4. Интернет-ресурсы. Людмила Ариничева, газета «Московская правда». Аллергия неизлечима, ап-чхи!

  5. Интернет-ресурсы. Дмитрий Заикин. Аллергия или кто не любит запахи растений.

  6. Пыцкий В.И. Аллергические заболевания. / В.И. Пыцкий, Н.В. Адрианова, А.В. Артомасова. – М.: Медицина, 1991.  Издание: 2-е изд, перераб. и доп. 368 стр.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://med-service.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Анкета «Аллергия»

1.Есть ли у Вас аллергия? (да/нет)

2.Если есть, то на что?___________________________________________________

3.Как Вы боритесь с ней?________________________________________________

_______________________________________________________________________

4.Укажите Ваш возраст? _________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Вопрос 1: Есть ли у вас аллергия?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Вопрос 2: На что у вас аллергия?

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Вопрос 3: Как вы боритесь с аллергией?

Методы борьбы с аллергией

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 41

ИМЕНИ АКСАКОВОЙ ОЛЬГИ ГРИГОРЬЕВНЫ СЕЛА АКСАКОВО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЕЛЕБЕЕВСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Научно-исследовательская работа

«Аллергия – болезнь XXI века»

Подготовили: ученицы 4А  класса  

                                                                                   Мурзина Ю.Ю., Добрусина К.Д.

                                                                              Руководитель: Тарадайко Н.А.

                                                            Белебей, 2019

Оглавление

Введение ……………………………………. …………………………………………3

Основная часть        

1. Теоретическая часть.

1.1. Из истории заболевания……………………………………………………………5

1.2 Виды аллергических заболеваний…………………………………………………6

1.3 Методы диагностики заболевания у детей ………………………………………..7

2. Практическая часть.

2.1 Анкетирование по выявлению осведомлённости и уровня заболевания среди учащихся…………………………………………………………………………………9

2.2 Диагностика наличия аллергенов в крови ………………………………………..9

2.3 Исследование воздуха на содержание твёрдых примесей и наличие  пылевых клещей в кабинетах школы…………………………………………………………….9

3.Заключение…………………………………………………………………………..11

Список литературы……………………………………………………………………12

Введение

  Международная статистика свидетельствует, что количество аллергиков в мире постоянно растет и к 2020 году почти у половины землян будет воспалительная реакция на тот или иной раздражитель.

Распространенность аллергии напоминает эпидемию. За последние 20 лет она увеличилась в 3-4 раза и охватывает в разных странах мира от 10 до 30% населения, причем заболевание часто протекает в тяжелой форме. Что касается Российской Федерации, то в нашей стране на первом месте по заболеваемости находится бронхиальная астма: ею у нас болеет каждый 12-й житель, затем следуют аллергический ринит и дерматит.

С чего всё начинается? Как правило, врагами становятся домашняя пыль, пыльца растений, плесень, шерсть домашних животных, некоторые виды пищевых продуктов и т.д. Они становятся так называемыми аллергенами и возникает аллергия.

Актуальность исследования: Аллергия по праву считается болезнью XXI века. Наибольшее количество, страдающих этим заболеванием, – это дети. Особое место среди множества аллергенов принадлежит пыли. Так как большее количество времени учащиеся проводят в школе, нас заинтересовал вопрос содержания пыли в кабинетах нашей школы.

 Цель исследования: Дать оценку степени запыленности  школьного пространства  с помощью пылевых ловушек и вывести рекомендации по снижению содержания пыли в воздухе.

Для этого потребовалось решить следующие задачи:

— изучить научную литературу по вопросу истории возникновения заболевания аллергия, познакомиться с видами аллергии и методами её диагностики;

 -систематизировать материал исследования;

 — диагностировать предрасположенность к этому заболеванию у себя;

— исследовать воздух на содержание твёрдых примесей и наличие  пылевых клещей в кабинетах школы.

При подготовке были использованы следующие методы:

  • Теоретические (нами была изучена и проанализирована литература по данной теме, проведено обобщение и систематизация полученных сведений).
  • Эмпирические (проведено анкетирование среди учащихся 3-4 классов).
  • Математические (статистический учет данных, полученных в результате анкетирования и моделирование ответов).

Объект исследования: учащиеся 3-4 х классов.

Предмет исследования: аллергические заболевания учащихся 3-4 классов.

Выдвигаемая гипотеза исследования – самым распространённым видом аллергии среди детей является аллергия на пыль.

Данная исследовательская работа содержит следующие этапы исследования:

-выбор темы;

-постановку цели и задач;

-сбор материла;

-обобщение полученных данных;

— выявление закономерности, подведение итогов работы.

1. Основная часть

1.1 Из истории заболевания

Изначально, для определения точного значения термина  «аллергия», мы обратились к различным словарям. По толковому словарю Ожегова, аллергия – это изменённая реактивность организма, вызываемая какими-нибудь чуждыми организму веществами и выражающаяся различными болезненными состояниями. В словаре иностранных слов мы нашли следующее определение: аллергия – это необычные, ненормальные реакции организма на раздражения.  Наиболее полное и точное определение термина аллергия можно встретить в медицинской энциклопедии: аллергия – это (allergia; греч. allos другой + ergon действие) повышенная чувствительность организма к воздействию некоторых факторов окружающей среды (химических веществ, микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности, пищевых продуктов и др.).

Первые упоминания о болезни, схожей с аллергией, можно найти у известного древнегреческого врача Гиппократа. У некоторых своих пациентов он обнаружил странное заболевание, сопровождающееся отечностью лица, губ, горла, рук. При этом возникало покраснение кожных покровов и слизистых оболочек, а также появлялись зудящие волдыри; одновременно наблюдалось расстройство желудка. При выяснении причин такого необычного заболевания Гиппократ установил, что оно возникает в большинстве случаев после приема самых обычных пищевых продуктов. После многолетних наблюдений детей Гиппократ написал в своем медицинском трактате: «Человек рождается здоровым, но все болезни приходят с продуктами».

Другой знаменитый врач, ученый и философ Востока Авиценна в своем «Трактате по гигиене» также описал необычное заболевание, часто наблюдавшееся у детей и подростков из семей баев и ханов, вызываемое потреблением некоторых продуктов питания, таких как мед, арахисовая халва, хлопковое масло и др.

В средневековой Руси подобное заболевание, возникавшее у детей и подростков из дворянских и семей, было названо сенной лихорадкой.

Такое название аллергия на Руси получила потому, что заболевание появлялось после того, как коровы поедали сено, в котором попадались в небольшом количестве ядовитые травы вроде живокости, вследствие чего молоко становилось причиной возникновения сенной лихорадки  или аллергии.

Впервые сам термин «аллергия» употребил австрийский педиатр Пирке в 1906 году.

1.2 Виды аллергических заболеваний

Изучив некоторую медицинскую  литературу по вопросам нашего исследования, мы определили наиболее часто встречающиеся пять видов аллергических заболеваний. Ниже рассмотрим данные виды аллергии и дадим краткую характеристику.

Респираторная аллергия. Вызвана очень мелкими аллергенами, присутствующими в воздухе (пыльца растений, частицы шерсти и перхоти животных, споры плесневых грибов, фрагменты клещей домашней пыли и тараканов, другие аллергены). Эти аллергены вызывают чихание, постоянный насморк, бронхит и удушье, при этом текут слёзы и зудят веки. Поллиноз, аллергический ринит и бронхиальная астма – основные  проявления респираторной аллергии.

Кожная аллергия. Может быть вызвана металлами, латексом, лекарственными, косметическими средствами, средствами бытовой химии, пищевыми продуктами. При этом наблюдаются заболевания кожи, известные как аллергодерматозы. В этом случае кожа зудит и чешется, покрывается сыпью по типу крапивницы (волдыри, отёки, жжение) или экземы (шелушение, сухость, изменение рисунка кожи).

Пищевая аллергия. Возникает не только при употреблении некоторых видов пищевых продуктов, но даже в процессе приготовления из них пищи. Проявляется по-разному. Это могут быть экзема, тошнота и боли в животе, отёк Квинке и крапивница, мигрень, иногда даже анафилактический шок. Наиболее известные и частые виды пищевой аллергии – аллергия на коровье молоко, яичный белок, курицу, морепродукты и рыбу.

Инсектная аллергия. Возникает при контакте с насекомыми (осы, пчёлы, тараканы, моль, комары и т.д.), при вдыхании частиц их тел или продуктов жизнедеятельности, при укусах. Аллергия на укусы ос, пчёл, может проявляться в виде отёка и большого количества общих реакций, таких как слабость, головокружение, снижение давления, удушье и крапивница. Может развиться анафилактический шок — состояние резко ухудшается, появляются слабость, рвота, боли в животе, отёк гортани. Если не принять меры, человек может умереть.

Аллергия на лекарства. Чаще всего развивается на антибиотики, витамины обезболивающие. Проявления лекарственной аллергии могут быть самыми разнообразными – от лёгкого зуда и приступов удушья до тяжёлых поражений кожи, внутренних органов (почек, сердца, печени) и анафилактического шока.

1.3 Методы диагностики заболевания у детей

Диагностические методы пpи определении аллергии достаточно обширны. В различных источниках информации можно встретить множество их классификаций. Многие из них пока не понятны нам,  ввиду нашего возраста. Наиболее близкой нам для восприятия оказалась классификация, которую нам дали работники клиники «Медиалаб». Она включает в себя следующие самые распространённые у нас в городе методы:

  • Подробный расспрос;
  • Лабораторные исследования;
  • Аллергологические кожные пробы.

Кратко рассмотрим каждый из них.

Подробный расспрос. Является одним из первых этапов диагностики. На данном этапе врач собирает полную информацию о проявлении заболевания: наличие аллергии и других членов семьи, зависимость проявления симптомов от времени года, что могло повлиять на проявления аллергии.

Лабораторные исследования. После расспроса, доктор проводит осмотр и назначает лабораторные исследования: анализы мочи, крови, рентгенологическое исследование органов грудной клетки и пазух носа.

Аллергологические кожные пробы. Их производят на коже руки или спины, обработанной спиртовым раствором. Во время выполнения аллергопроб делаются уколы или царапины кожи, но кровеносные сосуды не повреждаются, эти методы бескровные. На место царапин наносятся аллергены. Спустя некоторое время после начала теста возможно развитие покраснения кожи и образование волдыря, что предполагает аллергическую реакцию. Однако, такие пробы подходят не всем детям.

2. Практическая часть.

2.1 Анкетирование по выявлению осведомлённости и уровня заболевания среди учащихся

Нами  были составлены вопросы анкеты. Всего было опрошено 78      учащихся 3-4 классов МАОУ СОШ № 41 имени Аксаковой О.Г. с. Аксаково. Текст анкеты прилагается (см. приложение 1).

Проанализировав результаты анкетирования, мы можем констатировать:

1) 61  учащийся  информированы об аллергии;

2) среди  опрошенных аллергия имеется у 40 человек, у родственников — 23 человека

3) среди представленных видов аллергии, у опрошенных ребят присутствует:

аллергия на пищу – 10 человек;

аллергия на пыль — 24 человека;

аллергия на пыльцу —   6 человек;

4) все учащиеся, у кого есть аллергия обращались к врачу. Наиболее распространённое лечение – приём лекарственных средств (супрастин, тавегил, виброцил).

5) в качестве мер профилактики аллергии были перечислены следующие:

влажная уборка; исключение из пищи продуктов, которые вызывают аллергию; обращение к врачу.

    Выводы:

— аллергия – заболевание прогрессирующее;

—  наиболее часто встречающиеся виды аллергии, которые присутствуют у опрошенных детей – это аллергия на пыль и пищевая аллергия.

2.2 Диагностика наличия аллергенов в крови

В ходе выполнения нашего исследования отметим, что у нас внешних проявлений аллергии не наблюдается. Однако, среди близких родственников, есть примеры данного заболевания. На основании данных фактов и результатов опроса, мы посчитали необходимым провести лабораторную диагностику крови на наличие аллергенов пыли у нас. Для этого мы с родителями отправились в клинику «Медиалаб» для забора крови из вены. Кровь сдавалась  нами натощак.

Выводы: В ходе проведенной лабораторной диагностики, было установлено, что уровень общего IgE в крови повышен. Это означает, что аллергия на пыль присутствует, но пока не проявила себя. Расшифровка данных результатов анализов требует дополнительной консультации с врачом аллергологом.

2.3  Исследование воздуха на содержание твёрдых примесей и наличие  пылевых клещей в кабинетах школы

Оборудование:  «ловушки для пыли», микроскоп.

Методика проведения эксперимента.

Сконструировать «ловушки для пыли»: для этого вырезать из плотной бумаги прямоугольник размером 10*10см, в его центре – прямоугольник размером 6*6см, заклеить «окошко» липкой лентой.

Прикрепить «ловушки для пыли» в  нескольких точках школы: в столовой, кабинете  английского языка, спортзале, в актовом зале. В каждой точке оставить по одной  ловушке. В конце учебного дня   собрать образцы и оценить качество воздуха вначале визуально, а затем при помощи микроскопа, по числу твёрдых частиц на каждом образце выявить места наибольшего скопления пыли. Все данные были  занесены в таблицу (см. приложение 3)

Выводы.

Согласно полученным в ходе исследования результатам, можно сделать следующие выводы:

1) воздух всех кабинетов школы  насыщен пылью;

2) максимальное количество твердых пылевых частиц было обнаружено в актовом зале и спортивном зале школы;

 3) минимальное количество – в столовой.

Заключение

Таким образом, нами было изучено заболевание аллергия, которое так актуально в наши дни. Нами было выяснено, откуда берёт своё историческое начало это заболевание. Мы рассмотрели наиболее распространённые виды аллергических заболеваний, определили основные методы определения проявления аллергии.  

     В практической части исследовалась распространённость аллергических заболеваний среди учащихся 3-4 классов МАОУ СОШ № 41 им. Аксаковой О.Г. с. Аксаково, все данные были нами обработаны, проиллюстрированы графиком.  В целом, процент заболеваемости аллергией среди учащихся 3-4  классов составляет 76 %. На наш взгляд, это очень высокий показатель.

    Сформулируем основные выводы по работе:

  • аллергия – заболевание прогрессирующее;
  • наиболее часто встречающиеся виды аллергии, которые присутствуют у опрошенных детей – это аллергия на пыль и пищевая аллергия, что подтвердило нашу гипотезу;
  • в ходе лабораторной диагностики было доказано, что у нас тоже присутствует аллергия на пыль, однако её проявления пока не было замечено;
  • воздух кабинетов школы  насыщен пылью;
  • максимальное количество твердых пылевых частиц было обнаружено в актовом зале и спортивном зале школы.

По итогам проделанной работы, нами был составлен список рекомендаций  по предупреждению пылевой аллергии, а также по снижению проявления ее признаков в школе:

  • учащимся тщательно следить за чистотой своей второй и спортивной обуви, так как малейшие частички пыли и грязи могут спровоцировать аллергию;
  • контролировать уровень влажности в классе и еженедельно делать генеральную уборку;
  • осуществлять систематическое проветривание помещений;
  • максимально озеленить запылённые помещения школы разрешёнными растениями (хлорофитум, аспарагус, мирт).

Список литературы.

  1. https://na4alodnja.ru
  2. https://www.gardenia.ru/pages/zdor002.htm
  3. https://www.zlatina.ru/materialyi
  4. Балаболкин И.И. Пищевая аллергия у детей и подростков Рос. аллергологический журнал. — 2011. — № 3. — С. 44-52.
  5. Булыко, А.Н. Большой словарь иностранных слов, М., 2006.
  6. Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка, М., 2015.
  7. Паттерсон Р., Аллергические болезни. Диагностика и лечение. — М.:ГЭОТАР, 2000.
  8. Популярная медицинская энциклопедия. Гл. ред. В.И. Покровский. — 5-е изд. — М.: «Издательский Дом Оникс», Альянс, 1998.
  9. Проблемы аллергии // Медицинская помощь, № 1-6, 2003.

Приложение 1

Анкета для учащихся начальной школы

1. Знаком ли Вам термин «аллергия»?

2. Страдаете ли Вы или Ваши родственники от аллергии?

3. На что проявляется Ваша аллергия? (обведи нужный вариант)

А) на пыльцу растений;

Б) на пыль;

В) на животных;

Г) другое (напишите)

4. Обращались ли Вы к врачу? Какое лечение принимаете?

5. Какие, на Ваш взгляд, меры профилактики аллергии можно использовать?

Приложение 2

Источник