История болезни зощенко урок в 8 классе презентация

История болезни зощенко урок в 8 классе презентация thumbnail

Открытый урок по литературе в 8 классе по теме: Рассказ М.Зощенко «История болезни» — юмористический или сатирический,
весёлый или грустный?

Тип урока: Комбинированный.

Форма урока: Урок-исследование.

Цели урока:

Образовательные

  1. Анализ и восприятие художественного текста.

  2. Мотивация к чтению художественных произведений.

  3. Выделение смысловых частей литературного произведения.

Воспитательные

  1. Воспитание нравственных качеств и эстетического вкуса. Формирование гуманистических ценностей.

Развивающие

  1. Развитие навыков самостоятельного анализа текста, творческого воображения и ассоциативного мышления.

Образовательные

1) Воспринимать и анализировать художественный текс.

2)Развивать мотивацию к чтению художественных произведений.

3)Давать характеристику героев и выражать отношение к прочитанному.

4)Выделять и формулировать тему, идею и проблематику произведения.

Воспитательные

1) Воспитывать навыки самопознания и адаптации.

2)Формировать нравственную ориентацию

3)Формировать эстетические потребности.

Развивающие

1) Развивать образность мышления и воображения.

  1. Развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость.

  2. Развивать речь и культуру чувств.

  3. Развивать навыки и умения квалифицированного читателя.

Структура урока.

I.Организационный момент

II. Анализ текста

1.Проверка домашнего задания. Работа с таблицей по вопросам Блума.

2. Фишбоун. (причинно-следственная связь и мотивы поступков героев)

III. Сопоставление разновидностей комического

    1. Кластер

    2. Синквейны

    3. Анекдотические миниатюры

    4. Презентация

3. Выводы.

4. Домашнее задание.

5.Оценки за работу на уроке.

Методы обучения.

  1. По способу усвоения в соответствии с характером учебно-познавательной деятельности.

А) объяснительно иллюстративный.

Б) репродуктивный

В) проблемное изложение

Г) частично-поисковый

Д) исследовательский

2) По комбинированию разных признаков.

А) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Б) методы стимулирования и мотивации учащихся.

В) методы контроля и самоконтроля.

3) По сочетанию способов деятельности учителя и учащихся.

А) метод преподавания-объяснения

Б) метод научения

В) метод поисков

Виды учебной деятельности.

Рецептивная: чтение наиболее значимых фрагментов текста.

Репродуктивная: ответы на вопросы, художественный пересказ фрагментов.

Продуктивная, творческая: устное словесное рисование, творческая работа с кластерами, синквейны, составление фишбоуна, постановка миниатюр из анекдотов.

Поисковая: комментирование художественного текста, поиск ответов на проблемные вопросы, установление ассоциативных связей.

Исследовательская: анализ рассказа, формулирование цели и задач урока.

Внутрипредметные м межпредметные связи:

литература, русский язык (словарная работа), музыка

Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать: содержание рассказа, определение понятий «сатира», «ирония» , «юмор» «абсурд» и «гипербола».

Понимать: идейно-тематическую направленность произведения.

Уметь: анализировать произведение ; оценивать действия героев; находить в тексте описание героев и мест их пребывания; определять средства художественной выразительности в тексте; сопоставлять произведения; работать с ИКТ

Виды контроля.

Заполнение опорной таблицы по вопросам Блума. Заполнение таблицы фишбоун. Работа в группах по составлению кластеров и синквейнов по понятиям «Разновидности комического», «ирония», «юмор», «ирония». Лексическая работа с текстом по группам. Сопоставление видов комического ( рассказ, презентация, миниатюры) Выразительное чтение эпизодов по ролям.

ХОД УРОКА

Слайд 1

Понимать, что справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо,- вот цель разумной жизни.

(Платон)

Сформулируйте цель урока

Слайд 2

Тема урока: Рассказ М.Зощенко «История болезни» — юмористический или сатирический,
весёлый или грустный?

Слайд 3

Цель урока

Работа над вопросом: чего больше – грустного или смешного в рассказе (анализ текста) и определение разновидности комического в рассказе М.Зощенко «История болезни»

Слайд 4

Задачи урока

  • 1. Проанализировать текст:

  • А) ответы Блума (проверка домашней работы)

  • Б) фишбоун (причинно-следственная связь и мотивы поступков героев)

  • В) групповая работа (лексические особенности рассказа)

  • 2.Сопоставить разновидности комического

  • А) кластер

  • Б) синквейны

Слайд 5

Проверка домашнего задания

Ответы на вопросы Блума

КТО

главный

герой

ЧТО с

ним про-

изошло

ГДЕ происхо-дит действие

КОГДА

ПОЧЕМУ

автор об этом рассказал

Слайд 6

главный

герой

ЧТО с

ним про-

изошло

ГДЕ происхо-дит действие

КОГДА

ПОЧЕМУ

автор об этом рассказал

Петя (автор)

Заболел брюшным ти-фом

В больнице

В 1920-1930 гг

Чтобы показать все недостатки в больницах

Слайд 7

Причинно-следственные связи и мотивы поступков героя

Фишбоун

hello_html_3481267b.png

Слайд 8

Готовый фишбоун

Слайд 9

Работа в группах

1 группа: Выписать из текста все фразеологические обороты

2 группа: Выписать слова и выражения, которые следует пояснить

3 группа: Выписать смешные и необычные выражения.

Слайд 10

Чего больше в рассказе – грустного или смешного?

Слайд 11

Кластер

Разновидности комического

Слайд 12

Синквейны

  • 1 группа: Со словом «ЮМОР»

Юмор

Добрый, незлобный

Смеяться, улыбаться, хохотать

Юмор делает людей добрее

Смех

  • 2 группа: Со словом «САТИРА»

Сатира

Гневная, едкая

Задуматься, поменять, протестовать

Изобличение пороков, противоречащих нравственным законам

Осмеяние

  • 3 группа: Со словом «ИРОНИЯ»

Ирония

Легкая, незлобная

Улыбнуться, задуматься, понять

Употребление слов с противоположном значении

Насмешка

Слайд 13

К какому виду комического можно отнести рассказ Зощенко?

Слайд 14

  • К какому виду комического можно отнести миниатюры?

Слайд 15 – 29

Анекдоты современных больниц

Слайд 30

К какому виду комического можно отнести материалы презентации?

Слайд 31

Привести в соответствие

Юмор Рассказ

Ирония Презентация

Сатира Миниатюры

Слайд 32

Вывод

Юмор предполагает веселый доброжелательный смех. В рассказах Зощенко к смеху примешивается досада, грусть. Автор высмеивает нелепость жизни, изображает героя в карикатурном виде. Это признаки сатиры.

Слайд 33

Данные сатирика у вас – налицо, чувство иронии очень остро. И лирика сопровождает его крайне оригинально. Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого.

Источник

Тема урока: М. Зощенко. «История болезни». Осуждение бездушного, неуважительного отношения к людям в рассказе.

Цели:
Учебные: выявить те средства, с помощью которых писатель М.М.Зощенко реализует категорию комического в рассказе; определить вид комического в данном произведении, учить школьников анализу литературного произведения; выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства, в частности с театральным искусством;
Развивающие: развивать навыки аналитического чтения произведения; развивать умение выделять средства комического в художественном произведении; развивать творческие способности учащихся и устную речь; развивать навыки поисково – исследовательской деятельности учащихся; расширять кругозор посредством обогащения речи школьников новыми словами и понятиями.
Воспитательные: воспитывать любовь к литературе, уважение к воинской службе, воспитывать чувство прекрасного у учеников через чтение и анализ художественного текста; воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека.
Материальное обеспечение урока: учебник, презентация, рабочие тетради.
Методы работы: аналитическое чтение; объяснительно-иллюстративный; беседа по вопросам; частично-поисковый.
Формы работы: индивидуальная, общеклассная, групповая.
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль преподавателя.

Проверка подготовленности обучаемых к занятию.

  1. Рапорт.

  2. Настроение урока.

3 мин

Сдача рапорта, формирование эмоционального настроя урока.

2.

Объявление темы и целей урока.

Эпиграф к уроку:

Данные сатирика у вас – налицо, чувство иронии очень острое и лирика сопровождает его крайне оригинально. Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого…М. Горький

2 мин

Запись в тетради, формулирование целей.

3.

Изложение нового материала по вопросам:

  1. Слово учителя. Добрый день, займите свои места и позвольте зачитать мне своё официальное обращение к Вам.

Я, … Л. Ю., … учитель русского языка и литературы … СВУ… города Уссурийска пришла в ваш … взвод, чтобы провести … урок  литературы. Я рада приветствовать … гостей и счастлива видеть … лица учеников.

Что же это? Моё обращение суховато. Почему? (Нет прилагательных).
– А для чего нужны прилагательные? (Чтобы речь была яркой и выразительной).
– Помогите мне, пожалуйста, «разукрасить» обращение, используя следующие слова для справок:   наипрекраснейший, продвинутый, шикарный, досточтимый, хитренький, всемирно известный,  элитный, длиннюсенький-предлиннюсенький.

(Каждой группе выдается лист  с текстом обращения, куда необходимо вставить приведенные слова).

– Давайте прочитаем, что получилось. (Каждая группа представляет свой вариант приветствия).

Я, наипрекраснейшая Л. Ю.,  продвинутый учитель русского языка и литературы всемирно известного СВУ длиннюсенького-предлиннюсенького города Уссурийска пришла в ваш элитный взвод, чтобы провести  шикарный урок  литературы. Я рада приветствовать досточтимых гостей и счастлива видеть  хитренькие   лица учеников.

-Почему вы смеялись? Что вызвало смех?
Конечно же, в данном контексте присоединение таких прилагательных кажется смешным, т.к., во-первых, они не соответствуют ситуации в тексте; во-вторых, не соответствуют стилю текста.
Именно такое НЕСООТВЕТСТВИЕ (несогласованность, расхождение, противоречие, различие; противоестественность, неестественность, неправильность) и создает ситуацию комического.
— Давайте вспомним, что такое комическое. (Комическое – это средство раскрытия жизненных противоречий через осмеяние. В основе комического – несоответствие норме).

-Виды комического:

Добрый смех, незлобная насмешка – это…
Скрытая насмешка, создание комического эффекта от намеренного употребления слов со значением, противоположным тому, что желает сказать автор – это….
Изобличение и гневное осмеяние того, что противоречит нравственным законам – это…
Язвительная насмешка, едкая издевка – это…

-Давайте вернемся к тексту, который мы вместе с вами создали, и посмотрим, какой вид комического мы использовали (Конечно же, юмор)

-Итак, переходим к анализу рассказ, который носит интересное название – «История болезни».
– Какие ассоциации возникают у человека при слове «болезнь»?
– А что вызвало ваш смех после прочтения рассказа, что показалось смешным?
– Как же можно в одном рассказе сочетать комическое и трагическое? С помощью каких средств удается писателю заставить читателей улыбаться, смеяться? Вы можете ответить на этот вопрос?

Чтобы ответить на поставленные вопросы, проведем небольшое исследование, поработаем в группах, где у каждого из вас будет своя определенная роль.

2. Физкультминутка

10 мин

Введение в тему, анализ текста

Лексическая работа

Анализ произведения

4.

Самостоятельная работа обучающихся. Работа в группах.

  1. Выпишите фразы, предложения, словосочетания, характеризующие деятельность медицинского персонала, больницы.
    Например: плакат: «Выдача трупов от 3-х до 4-х»
    Определить, какое средство комического использует автор в произведении и для чего?

  2. Проанализируйте речь героев в данном отрывке. Выпишите просторечные, разговорные слова, слова-паразиты, пословицы, фразеологизмы.
    Например:  хворать, дома и солома едома.
    Определить, какое средство комического использует автор в произведении и для чего?

  3. Выпишите слова высокого стиля, канцеляризмы. 
    Например: предпочитаю, воззвание, тогда и критикуйте.
    Определить, какое средство комического использует автор в произведении и для чего?

  4. Обратите внимание на синтаксис, используемый автором в данном отрывке. Определите, какие предложения преобладают: простые или сложные, короткие или длинные? Выпишите эти короткие фразы. Посмотрите, есть ли вводные слова и словосочетания. Выпишите такие слова. Например: и тут сестричка подскочила.  Как говорится.
    Определить, какое средство комического использует автор в произведении и для чего?

  5. Обратите внимание на описание мимики, жестов героев. Выпишите слова, характеризующие их.
    Например:  закачался на ногах.
    Определить, какое средство комического использует автор в произведении и для чего?

PS!!! Средства комического записаны на лепестках ромашки. Группа выбирает свой лепесток. Остается 1 лепесток. Охарактеризовать после обсуждения работы в группах!!!

10 мин

Работа в группах

5.

Проверка самостоятельной работы. 1. Обсуждение работы в группах. Заполнение кластера.

( СРЕДСТВА КОМИЧЕСКОГО: запись на лепестках:
Мимика
Жесты
Несуразица
Несоответствие ситуации
Использование коротких фраз
Смешение стилей)

2.Просмотр видео по теме урока.

3. – Проанализировав средства создания комического в рассказе, давайте ответим на вопросы:
– Что или кого высмеивает Зощенко в этом рассказе?
– О какой болезни идет речь?
– Можем мы теперь определить: что использовал Зощенко в своем рассказе:  юмор, иронию или сатиру?

4. А теперь предлагаю вам посмеяться. Обратите внимание на вывески и объявления, которые мы нашли в наше время. Думаю, М.М.Зощенко обязательно бы нашел повод ПОСМЕЯТЬСЯ!

18 мин

Подведение итогов работы в группах

Составление кластера

Просмотр и обсуждение видео, подведение итогов анализа произведения

6.

Рефлексия.

Теперь я знаю и умею
Я сегодня научился
Для меня было новым

1 мин

Подведение итогов урока

7.

Задание на самоподготовку: Твардовский «Василий Теркин»

1 мин

Запись задания

Источник

Слайд 1

Ну можно ли представить мир без шуток?! Да он без шуток был бы просто жуток! Когда на сердце холод, мрак и тьма, Лишь юмор не дает сойти с ума!… Л.Филатов

Слайд 2

Сатира начала ХХ века. Михаил Михайлович Зощенко 1894-1958 — русский писатель сатирик Драматург

Слайд 3

О нем… Родился в Петербурге в небогатой интеллигентной семье. Отец-художник, мать –писательница. Сражался на фронтах Первой мировой войны, награжден Георгиевским крестом. В годы революции служил в Красной армии. 1920-21гг – первые рассказы

Слайд 4

Творчество К середине 20-х гг. XX в. Зощенко стал одним из самых популярных писателей в России.

Слайд 5

Из воспоминаний современников Сергей Есенин : «В нём есть что-то от Чехова и Гоголя. У этого писателя большое будущее» Юрий Олеша : «Его страшно любит публика. Когда председатель объявил его, выходившие с полпути вернулись… Люди стали пересаживаться ближе. Замечательный, поистине замечательный русский писатель Зощенко!» Иосиф Сталин :«Кто не хочет перестраиваться, например, Зощенко, пускай убирается ко всем чертям ….Разве этот дурак , балаганный рассказчик, писака Зощенко может воспитывать?..»

Слайд 6

Историческая справка “…в условиях, когда рабочий класс, когда партия и СССР осуществляет самокритику через партийные чистки, через действенный контроль масс… нужна ли сатира?” И в 1946 году Зощенко был заклеймен, как пошляк, “хулиган” и “ подонок литературы, глумящийся над советскими людьми”. Творчество Зощенко было запрещено. Лишь в конце 80-х годов XX века, в эпоху гласности его творчество было возвращено нам.

Слайд 7

Особенность творчества Краткость и понятный простому человеку язык (традиции А.П. Чехова) Сатирическое обличение действительности (традиции Н.В. Гоголя и М.Е. Салтыкова-Щедрина) Автобиографичность Добрый жизнеутверждающий смех

Слайд 8

На каком языке разговаривали герои ? Почему нам непонятны слова? Определите проблему урока.

Слайд 9

Сатира начала ХХ века. Проблема чистоты русского языка в рассказе М.Зощенко «Обезьяний язык». Назовите различие между юмором, сатирой, сарказмом.

Слайд 10

Юмор Смех лёгкий, весёлый; автор смеётся над нелепыми ситуациями, отдельными недостатками.

Слайд 11

Сатира Смех злой, жестокий; автор высмеивает пороки общества, взаимоотношения между людьми.

Слайд 12

Сарказм Один из видов сатиры. Характеризуется беспощадным и резким осмеиванием чего-либо. Часто используется в различных публицистических произведениях. Сарказм — это недобрая шутка, выражающая неодобрительное отношение к осмеиваемому объекту или явлению. Сарказм нехарактерен для юмористов, предпочитающих добрые и милые шуточки.

Слайд 14

Рассказ «Обезьяний язык». Прочтение рассказа. Понравился рассказ? Какие чувства вызвал? Какое произвел впечатление?

Слайд 15

Рассказ был написан в 1925 г. Это время, когда прошла революция 1917 года и Гражданская война. И, конечно же, наша страна претерпевала огромные изменения. Была царская Россия, стала новая Россия под названием СССР. Множество новых явлений, где появляются люди, которые не имеют образования, малограмотные. Отовсюду вылезли мещане, которые цепко присосались к новому строю и стремились быть на уровне времени.

Слайд 16

Рассказ «Обезьяний язык» Ответы на вопросы Блума КТО главный герой? ЧТО с ним про- изошло? ГДЕ происхо-дит дей-ствие? КОГДА? ПОЧЕМУ автор об этом рас-сказал?

Слайд 17

Рассказ «Обезьяний язык» Ответы на вопросы Блума КТО главный герой? ЧТО с ним про- изошло? ГДЕ происходит действие? КОГДА? ПОЧЕМУ автор об этом рассказал? Человек без высшего образования Услышал разговор соседей На пленарномзаседании На днях Хотел показать, насколько смешными и жалкими выглядят необразованные, неискренние, невысококультур-ные , с узкими интересами люди

Слайд 18

Пленарное заседание ( англ. Plenary session ) — заседание организаций ( общества , товарищества , ассамб-леи или парламента ), которое происходит с участием всех членов организации, независимо от группировок . Наиболее представительная часть конферен-ций , конгрессов и симпозиумов, на которую выносятся основные доклады, происходит отчет руководи-телей секций, принятие общих решений. Кворум — установленное законом, уставом организации или регламентом число участников собрания (заседания), достаточное для признания данного собрания правомочным принимать решения по вопросам его повестки дня.

Слайд 19

ПЕРМАНЕНТНО — беспрерывно, продолжительно, постоянно. Индустрия — важнейшая отрасль народного хозяйства. Фактически — подкреплено фактами, т. е. доказательствами. То, что реально, существует в действительности. Подсекция — отдел, являющийся частью секции. Президиум (от лат. praesidium — председательство) -постоянный руководящий орган государственных органов, партийных, научных и др. общественных организаций. Ора́тор — выступающий перед публикой человек, в арсенале которого есть развитое умение убеждать, актёрская игра и красноречие.

Слайд 20

Анализ рассказа «Обезьяний язык» Чья речь в рассказе подвергается осмеянию? Опишите говорящих. Каким вы представляете себе рассказчика? Найдите в тексте фразы рассказчика и нарисуйте его словесный портрет. Из каких речевых слоёв автор заимствует лексику? Как относится к своим героям писатель? В чём смысл названия рассказа? Существует ли в наше время проблема «обезьяньего языка»?

Слайд 21

«Я почти ничего не искажаю. Я пишу на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица. » (М. М. Зощенко) «Зощенко был создателем новой формы, совершенно нового мышления в литературе, показавшего новые возможности слова. » «Это не свидетель, а судья, судья времени. » ( Варлам Шаламов)

Слайд 22

Рефлексия Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось… Я смог… Я попробую… Мне захотелось…

Слайд 23

Домашнее задание: Сделать буктрейлер по любому рассказу Зощенко

Слайд 24

Буктрейлер — это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге.

Источник