История нашей страны это история болезни

История нашей страны это история болезни thumbnail

На этой странице читайти стихи «История болезни» русского поэта Владимира Высоцкого, написанные в 1976 году.

Вдруг словно канули во мрак
Портреты и врачи,
Жар от меня струился как
От доменной печи.

Я злую ловкость ощутил —
Пошел как на таран,-
И фельдшер еле защитил
Рентгеновский экран.

И — горлом кровь, и не уймешь —
Залью хоть всю Россию,-
И — крик: «На стол его, под нож!
Наркоз! Анестезию!»

Я был здоров, здоров как бык,
Здоров как два быка, —
Любому встречному в час пик
Я мог намять бока.

Идешь, бывало, и поешь —
Общаешься с людьми,
Вдруг крик: «На стол его, под нож!
Допелся, черт возьми…

«Не надо нервничать, мой друг,-
Врач стал чуть-чуть любезней,-
Почти у всех людей вокруг
Истории болезней».

Мне обложили шею льдом —
Спешат, рубаху рвут,-
Я ухмыляюсь красным ртом,
Как на манеже шут.

Я сам себе кричу: «Трави! —
И напрягаю грудь.-
«В твоей запекшейся крови
Увязнет кто-нибудь!»

Я б мог, когда б не глаз да глаз,
Всю землю окровавить,-
Жаль, что успели медный таз
Не вовремя подставить!

Уже я свой не слышу крик,
Не узнаю сестру,-
Вот сладкий газ в меня проник,
Как водка поутру.

Цветастый саван скрыл и зал
И лица докторов,-
Но я им все же доказал,
Что умственно здоров!

Слабею, дергаюсь и вновь
Травлю,- но иглы вводят
И льют искусственную кровь —
Та горлом не выходит.

«Хирург, пока не взял наркоз,
Ты голову нагни,-
Я важных слов не произнес —
Послушай, вот они.

Взрезайте с богом, помолясь,
Тем более бойчей,
Что эти строки не про вас,
А про других врачей!..

Я лег на сгибе бытия,
На полдороге к бездне,-
И вся история моя —
История болезни.

Очнулся я — на теле швы,
Медбрат меня кормил.
И все врачи со мной на «вы»,
И я с врачами мил.

«Нельзя вставать, нельзя ходить.
Молись, что пронесло!»
Я здесь баклуш могу набить
Несчетное число.

Мне здесь пролеживать бока
Без всяческих общений —
Моя кишка пока тонка
Для острых ощущений.

Сам первый человек хандрил —
Он только это скрыл,-
Да и создатель болен был,
Когда наш мир творил.

У человечества всего —
То колики, то рези,-
И вся история его —
История болезни.

Все человечество давно
Хронически больно —
Со дня творения оно
Болеть обречено.

Вы огорчаться не должны —
Врач стал еще любезней,-
Ведь вся история страны —
История болезни.

Живет больное все бодрей,
Все злей и бесполезней —
И наслаждается своей
Историей болезни.

Другие стихи Владимира Высоцкого

» Из Канатчиковой дачи

Дорогая передача! Во субботу чуть не плача,
Вся Канатчикова Дача к телевизору рвалась.
Вместо, чтоб поесть, помыться, уколоться и забыться,
Вся безумная больница у экрана собралась….

» Иноходец

Я скачу, но я скачу иначе,
По полям, по лужам, по росе…
Говорят: он иноходью скачет.
Это значит иначе, чем все….

» Истома ящерицей ползает в костях…

Истома ящерицей ползает в костях,
И сердце с трезвой головой не на ножах,
И не захватывает дух на скоростях,
Не холодеет кровь на виражах….

» Их восемь — нас двое…

Их восемь — нас двое. Расклад перед боем
Не наш, но мы будем играть!
Сережа! Держись, нам не светит с тобою,
Но козыри надо равнять….

» К 10-летию театра на Таганке

Легавым быть — готов был умереть я,
Отгрохать юбилей — и на тот свет!
Но выяснилось: вовсе не рубеж десятилетье,
Не юбилей, а просто — десять лет….

» К 50-летию Плучека

В Москву я вылетаю из Одессы
На лучшем из воздушных кораблей.
Спешу не на пожар я и не на премьеру пьесы —
На всеми долгожданный юбилей….

» К вершине

Ты идешь по кромке ледника,
Взгляд не отрывая от вершины.
Горы спят, вдыхая облака,
Выдыхая снежные лавины….

Владимир Высоцкий

Владимир Высоцкий

Источник

Для начала позволим себе ради более откровенного разговора заимствование у великого Шекспира: «Искусство актера — это зеркало, в котором отражается правдивый, неприкрашенный мир». Именно таким актером был Владимир Высоцкий. По его ролям в театре и кино, стихам и песням потомки составят полное представление о том, что такое была советская Россия второй половины ХХ века. Высоцкий остро чувствовал выпавшее на его долю непростое время и сумел мастерски отобразить его в своем многогранном творчестве. И, конечно, художник был своего рода индикатором того, что в государстве не все в порядке…

Вы огорчаться не должны —
Для вас покой полезней,
Ведь вся история страны —
История болезни.

Вся история страны… Одним из первых начал избавлять ее от недугов Столыпин. Но его реформы забуксовали и лишь привели страну к распаду и революции. Более позднему реформатору Алексею Косыгину тоже не дали довести задуманное до конца.

Как черт из табакерки, явился народу другой реформатор «с отметиной», который под нежным приглядом дорогой Раисы Максимовны «заболтал» перестройку и сдал державу со всеми потрохами злорадствующему Западу…

Поскольку мы хронологии не придерживаемся, обратимся к правителю, который своим «секретным» докладом на съезде партии сделал первый серьезный шаг к распаду СССР, окончательно расколов общество на два лагеря. Я бы даже сказал — на три. Некоторые любопытные от политики интересуются: а кто третьи? А это те, кому все по фигу. Их до удивления много, может, половина, а может, даже больше. Так что — «Живут, между прочим, по-разному — товарищи наши по разуму»…
Так вот — о Хрущеве, нареченном в народе «кукурузником». Хитрости природной хватило ему на долгие годы.

Удивительно, как мог этот малообразованный шут и балагур с гармошкой убаюкать бдительность самого Сталина. На пенсионера союзного значения Высоцкий в 1968 г. написал беззлобный фельетон — «Жил-был добрый дурачина-простофиля»:

Но был добрый этот самый простофиля —
Захотел издать Указ про изобилье…
Только стул подобных дел не терпел:
Как тряхнет — и, ясно, тот не усидел…

После «простофили» долгое время зализывали душевные раны. Но мало что удалось…

Брежневу, хоть и крутил он при случае свою любимую «Охоту на волков», тоже доставалось от Высоцкого:

«Да я осилить мог бы тонные груза! Но, видимо, не стоило таскать — мою страну, как тот дырявый кузов, везет шофер, которому плевать».

При первом президенте России еще не то пришлось людям пережить. ЕБН странно рулил страной, по существу так же, как тот «шофер, которому плевать». Зато многие (в основном, холуи) приобщились к теннису: нельзя было отставать от президента-теннисиста. Не одобрит. И взгляд у него — неприятно хмурый. Зато теперь — «страна дрожит от радостного стона: ну, вот мы и дождались бадминтона!».

Высокие люди при спорте даже предлагают включить экзотический вид в программу Олимпиады. А там и до Кубка Кремля ракеткой подать. Думается, надо протащить в олимпийский Лондон еще и перетягивание каната. А что? Здесь нам равных не будет! Интеллекты разные у нас…

Но вернемся к незабвенному кремлевскому клоуну. «Боитесь вы, что — реваншисты в Бонне, что — Вашингтон грозится перегнать, — но сам Хрущев сказал еще в ООНе, что мы покажем кузькину им мать!»

Читайте также:  Крыжовник обработка весной от болезней и вредителей

Исторических выкрутасов у Никиты не перечесть. Он удивлял ими и свой народ, и матерых западных «ястребов». Обратимся только к некоторым из его «подвигов». Они как метастазы на больном организме. И никуда не деться от этой «истории болезни». Ее не переписать, только извлечь уроки. При этом надо помнить, что по сравнению со Сталиным Никита был просто пигмеем. Отсюда и деяния его. Именно на Сталина взвалил он, обеляя себя, вину за репрессии на Украине, провал Харьковской операции весной 1942 года. Это под знаком той десталинизации началась реальная травля Шолохова, который публично заявил: «Ну да, был культ личности… Так ведь и личность была!»

А это вообще явилось сущим шоком для страны — расстрел рабочей демонстрации в Новочеркасске. «Никита, дай мяса, верни зарплату!» В итоге — 16 убитых, более сорока раненых… Далее — сокращение армии, уничтожение боевых кораблей (Высоцкий в популярной песне тогда еще верил, что «сжигать корабли скоро выйдет из моды…»).

А царский жест — передача в подарок Украине Крыма?.. Этого мало?

Живет больное все бодрей,
Все злей и бесполезней —
И наслаждается своей
Историей болезни…

А болезнь прогрессировала… Пришла пражская весна 68-го…

«И я не отличался от невежд, а если отличался — очень мало, занозы не оставил Будапешт, а Прага сердце мне не разорвала». Советским танкам удалось сохранить конфигурацию из стран социалистического лагеря — только и всего. Политологи считают, что проморгали момент — постепенно перейти на китайский вариант развития — усилить роль государства при цивилизованном рынке, не разрушать все до основания… Но время было упущено. Коммунистический Китай впоследствии старались как бы не замечать. С подобострастием чиновники всех рангов взирали на Запад. Правда, Ельцин однажды сподобился посетить Поднебесную, но не для налаживания дружеских связей с могучим соседом, а исключительно ради своего здоровья — с помощью чудодейственной восточной медицины… омолодиться. На радость народу…

А на горизонте уже призывно замаячила деградация. И поскольку «времена у нас предынфарктные», все завершилось этим самым инфарктом. Обширным… Да, конечно,  речь — о развале державы. Империи — назовите, как хотите, но земля под ногами в тот миг действительно зашаталась… Вот мнение публициста, писателя Сергея Кара-Мурзы об этом скорбном событии: «Утрата СССР — это поражение в войне цивилизаций, которое русскому народу никак не следовало допускать. Это была ошибка, народ проявил неполное служебное соответствие»…

Но если совершена ошибка, необходимо сделать соответствующие выводы. Однако никаких уроков из трагедии и не пытались извлечь. Более того, «эскулапы» запустили болезнь, громоздили все новые ошибки — и в лечении, и в прогнозах. «Бабочки перестройки» (типа бойких комсомольцев недавнего прошлого) бредут по «реформам», как сквозь джунгли. И раз уж мы перешли на медицинскую терминологию — используют совсем не те лекарственные средства. «Черт опять ругнулся и сказал: «И там не тот товарищ правит бал!»

А «товарищи» эти со своей некомпетентностью натворили очень много бед. За годы пресловутой перестройки ушли  из жизни миллионы наших соотечественников. «Лукоморья больше нет, от дубов простыл и след. Дуб годится на паркет, — так ведь нет: выходили из избы здоровенные жлобы, порубили те дубы на гробы». Поэму «Лукоморья больше нет» Высоцкий написал в 1967 г. Произведение вызвало неоднозначное к себе отношение. Школьники весело распевали песню. Но многие взрослые укоряли автора за «глумление» над «солнцем нашей поэзии». Ну еще бы: «Лукоморья больше нет, — все, про что писал поэт, это — бред». Это, мол, пародия на Пушкина и его творчество. А ведь в «Лукоморье»… каждое слово отражает нынешнюю реальность. Что там «дубы на гробы»? Погубили тысячи гектаров лесов, сплавляя высокопородную древесину за кордон, набивая собственные карманы. «Ободрав зеленый дуб, дядька ихний сделал сруб, с окружающими туп стал и груб. И ругался день-деньской бывший дядька их морской, хоть имел участок свой под Москвой».

Когда же у нас научатся беречь человеческую жизнь? В ХХ веке Россия во всяких катаклизмах — революциях, войнах — потеряла треть своего населения. Начиная с 1612 года, страна могла бы уже несколько раз, как говорится, почить в бозе. Ученые подсчитали, что сейчас в России (читай — в СССР) могли бы счастливо жить 800 миллионов человек! Одним из главных заветов великого русского ученого Михаила Ломоносова был этот — о размножении и сохранении российского народа.

Сотни лет минули… И что у нас? Втянулись в Афганистан — ничему не научил… Потребовалась своя территория — Чеченская республика. «Лучший министр обороны всех времен и народов» махнул рукой, и влилась стальная колонна в узкие улицы Грозного. Потом он будет повторять: «пацаны умирали, улыбаясь»… И даже в голову «полководцу» не приходило, насколько это цинично…

На Кавказе по-прежнему гибнут люди — гражданская война и не кончалась. Вряд ли наши правители читали стихи Лермонтова об этой свободолюбивой земле, рассказы А. Толстого, того же «Хаджи Мурата»… Все время диву даешься: откуда берутся эти посредственности и пустословы, как им удается пролазить к вершинам власти?

Высоцкий посещал Грозный в 70-х годах, выступал там с несколькими концертами. «Из детства помню детский дом в ауле в республике чечено-ингушей. Они нам детских душ не загубили, делили с нами пищу и судьбу». Тогда еще дружно жили все кавказские народы, общались с русскими семьями, вместе отмечали праздники…

Так кто же натворил столько бед? А они все, так сказать, на слуху. Один разрушил лучшее в мире образование. В разных интервью он прямо заявляет: мы готовим успешных людей. В его понятии «успешные» — это  умеющие делать деньги. Словом, готовит потребителей. Перефразируя известного персонажа Кузьмича, вспомним: у нас таких дураков на двести лет припасено. Или другой товарищ, правда, с генеральскими погонами, такой разговорчивый, у него на все вопросы есть заранее заготовленные ответы. А тем временем лихие 90-е уже благополучно перекочевали в лихие нулевые и дальше («Воровали все и даже — прокурор»). В обиход вошло явление, о котором мы раньше и слыхом не слыхивали, — рейдерство. Расширяется наш лексикон. Нелишне пояснить: захват силой госсобственности. Вожделенные объекты не какие-то там парикмахерские или бани, а целые предприятия, среди них — уникальные оборонные, даже НИИ с грифом «секретных». А тут еще новая напасть — нашествие педофилов. «Реформированная» правоохранительная система никак не может остановить невесть откуда обрушившийся на страну вал этих «отморозков»…

Не перестает удивлять своими сомнительными новациями министр обороны, которого удобнее именовать министром разоружений. В августе восьмого он «расписался в полном неумении», устроив по существу «41-й год в миниатюре»…

Я в тайну масок все-таки проник,
Уверен я, что мой анализ точен:
Что маски равнодушья у иных —
Защита от плевков и от пощечин.

Словари поясняют: элита — это лучшие, отборные. И что же наши «отборные»? Они уже превратились в тормоз развития, заботятся лишь о сохранении кормушки. И есть еще опасность, что чиновничья верхушка может перекрашиваться, при этом не перестанет заниматься своим излюбленным действом — пиаром. Тогда просто происходит вороватая подмена вывески — на «патриотизм». Как верно уловил кто-то из писателей, «того и гляди, Познер со Сванидзе запоют с телеэкрана «Я люблю тебя, Россия, дорогая наша Русь»…

Читайте также:  История болезни перелом акромиального конца ключицы

Народу уже изрядно поднадоела эта «ликующая гламурная челядь», сопровождаемая различными пошлыми телешоу типа «Смеяться разрешается». А грудасто-аполитичные телезвезды развязно вещают: нам нечего  хотеть, у нас все есть. Именно к таким крутым деткам обращены слова Пушкина: «Человек, у которого нет ничего святого».

«Только в грезы нельзя насовсем убежать: краткий век у забав — столько боли вокруг! Попытайся ладони у мертвых разжать и оружье принять из натруженных рук».

«Краткий век у забав — столько боли вокруг!» Сейчас страна остро нуждается в новой элите. Это должны быть истинные творцы-энтузиасты, лучшие представители нации, которые будут обладать важнейшим даром — слушать и слышать голос народа. И не отворачиваться от слов правды, не пренебрегать ими. Еще Достоевский в свое время призывал власти: «Позовите серые зипуны и спросите их сами об их нуждах, и они скажут вам правду, и мы все, в первый раз, может быть, услышим настоящую правду»… Да, это был бы интересный момент в нашей истории, началось бы долгожданное выздоровление страны…

Многие задаются вопросом: а как бы мы жили, не будь всех этих раковых недугов? Конечно, до той идиллии из Высоцкого — «Грузчики в порту, которым равных нет, отдыхают с баснями Крылова»… — нам, в силу российского менталитета, не дотянуть. Так что остается слыть оптимистами, к чему и поэт призывал всем своим творчеством: «из худших выбирались передряг!..» И поможет Маркс — на какой-то странице его бессмертного «Капитала» есть строка: «Человечество, смеясь, расстается со своим прошлым»…

Источник

Добрый день, уважаемые читатели, меня зовут Анна, спасибо, что заглянули на мой Дзен!

В последнее время мне не дает покоя один простой (или сложный) вопрос — почему Владимир Высоцкий был так популярен? Почему он стал своего рода народным идолом? Почему до сих пор его личность и творчество так неистово защищают поклонники, стоит лишь кому-то написать что-то негативное в адрес самого известного барда страны? Вероятно, было в нем что-то волшебное, обезоруживающее.

Конечно, скажете вы: талант, горение, страсть! Он всего себя отдавал сцене, песне, театру, кино. Вкалывал, как проклятый. Он был правдив и резок. Он не уехал из страны, хотя мог это сделать и не раз. За это уважали?

Но все же, мне, как человеку, который не жил в то время, хочется погрузиться в тему чуть глубже. Посмотреть, как исторические факторы, политическая обстановка и менталитет народа повлияли на возвеличивание этого артиста. Что послужило тем «триггером», в чем секрет? И почему сейчас многие Высоцкого, мягко говоря, терпеть не могут.

Даже читая комментарии здесь на Дзене, я нашла кучу негатива в адрес Владимира Семеновича. В основном претензии можно разделить на такие категории:

  1. Он алкоголик и наркоман
  2. Как человек, он был ужасен. Отменял спектакли, так как ему приспичило махнуть с друзьями куда-то в горы
  3. Разъезжал на иномарке и вообще жил в свое удовольствие (постоянно отбывал за границу, давал «левые концерты»)
  4. Стал популярен лишь благодаря тому, что его ущемляла власть.
  5. Был либералом, но прикрывался показным патриотизмом
  6. Как актер он и яйца выеденного не стоил, просто удачно попал в образ сотрудника МУР. А все остальные роли — лишь жалкие попытки стать актером.

Эти обвинения выглядят дико, и мне даже не хочется в них копаться. Ну и что, что алкоголик и наркоман? Сколько у нас в стране наркоманов и алкоголиков? Можем ли мы рассказать о них что-то хорошее?

Отменял спектакли? Да имел право на срывы! Тем более ближе к концу жизни, он осознал болезненные отношения и зависимость от зрителя (я напишу об этом позже) и, возможно, не всегда находил моральные силы выставлять себя напоказ.

Разъезжал на иномарке и вообще жил в свое удовольствие? А кто бы отказался от этого? Тем более, если бы заслуживал. Про ущемление властями и популярность — я отчасти согласна, ниже напишу почему.

Бал либералом? Ну и что? И так было ясно, что он — не такой, как все. Он всегда хотел что-то изменить. Просто раньше этого было нельзя.

Насчет актерского таланта — я на стороне Высоцкого. Разве гениальное исполнение своих же песен — не достаточное доказательство таланта? Каждая песня — маленький спектакль!

В общем, хватит о негативе. Меня больше интересует секрет успеха Владимира Высоцкого. Давайте об этом и поговорим.

Владимир Высоцкий и Марина Влади

Я решила углубиться в тему: прочитала книгу Марины Влади (в которой, кстати, выдаются не самые лицеприятные факты об артисте), работу Владимира Новикова в серии «ЖЗЛ», посвященную Владимиру Семеновичу. Последнюю книгу я считаю лучшим, что написано о Высоцком. Конечно же я полазила по форумам и здешним статьям.

В итоге я вывела для себя 7 основных причин всенародной любви к Владимиру Семеновичу. Возможно, я не буду оригинальной, но все же изложу:

Причина популярности Высоцкого №1:

Я думаю, один из главных секретов бешеной популярности Высоцкого — актуальность его песен. Он работал с тем, чем «горели» люди его поколения: эхо войны, политика, цензура. Причем, чтобы правильно «считать» его намеки и полунамеки, нужно было жить именно тогда, знать, чем «дышит» страна.

Современному человеку просто невозможно «проникнуть» в его песни так, как это делили те, кто застал Высоцкого при жизни. Это все равно, что русскому пытаться понять украинский — общий смысл ясен, но в чем «цимес», не доходит.

Причем, тематика песен варьировалась от серьезных до самых ерундово-развлекательных, поэтому с Высоцким никогда не было скучно. Владимир Семенович занял очень правильную позицию, за которую его уважала вся советская интеллигенция: он писал о том, чем увлекались думающие, но все-таки немного наивные, люди того времени. Сейчас бы сказали, что он процветал на «хайпе».

Он подхватывал все новшества, проникающие в светские беседы, иронизировал над ними, доносил до широкой аудитории, которая тоже начинала чувствовать себя причастной и «умной». Говорящие дельфины, Бермудский треугольник, переселение душ, инопланетяне. Ни одна интеллектуальная мода или паранормальная глупость не прошла мимо него незамеченной.

А уж как он писал про спорт! И этим привлек широчайшие массы поклонников. Ведь у советского человека было не так уж много развлечений: ни тебе поездок за границу, ни интернета, ни компьютерных игр, ни азартных. А спорт был неотъемлемой частью культурной жизни страны. Гордостью.

Причина популярности Высоцкого №2:

Высоцкий очень точно уловил и передал в своих песнях то общепризнанное представление о положении дел в стране: да, сейчас мы не в самой лучшей форме, даже в упадке, но у нашей страны такое прошлое, что из него можно бесконечно черпать патриотизм, а верой в светлое будущее утолять боль настоящего.

То, как Владимир Семенович «рисовал» действительность успокаивало людей. Слушая его песни понимаешь, сейчас тяжело всем хорошим людям: «Траву кушаем, век на щавеле, скисли душами, опрыщавели, да еще вином много тешились, разоряли дом, дрались, вешались…» Но это такой период, и скоро все обязательно наладится! Верил ли в это сам бард? Сложно сказать, но он сам торопился жить здесь и сейчас, это точно.

Прощание с Владимиром Высоцким

Читайте также:  По каким болезням человек не годен к армии

Причина популярности Высоцкого №3:

Естественно, это талант. Его умение подмечать мельчайшие детали, делать «слепки», зарисовки времени. Вспомнить хотя бы его песни «Москва – Одесса» или «Через десять лет» про ставшие привычными для советского человека задержки и отмены рейсов.

«В который раз лечу Москва — Одесса…
Опять не выпускают самолёт.
А вот прошла вся в синем стюардесса, как принцесса,
Надёжная, как весь гражданский флот.»

А «Диалог у телевизора»ну чем не точный портрет советской семьи со всеми ее конфликтами, стереотипами, увлечениями? И как центр притяжения — «голубой экран», который играл исключительно важную роль в жизни каждого человека.

Свои «эскизы» Высоцкий пропускал через себя, и сквозь неприкрытую иронию и сатиру часто сочится отвращение интеллектуала, переживающего за свой народ и страну. Так, тем кто попроще — было над чем посмеяться, а тем, кто поумнее, было над чем задуматься.

Причина популярности Высоцкого №4:

Высоцкий писал свои песни просто: без формализма и звукового совершенства так, что их мог подхватить любой работяга. Прямота, внятная фабула, энергичность, точность метафор и, конечно же, яркая кульминация. Песни его, в основном, длинные, такие же, как русские дороги, как долгие разговоры на ночных кухнях за рюмочкой, четко соответствовали широте русской души.

Был у него и неповторимый стиль, полный несовершенства, но от этого еще более близкий. Он даже выходил из себя, когда его гитару пытались настроить «правильно». Хриплый голос, «острые» рифмы делали его песни эдакими генераторами энергии, заряжали.

Слушая его можно было дольше работать без устали, справляться с трудностями, даже превозмогать боль. Если провести аналогию с современной музыкой, то песни этого барда были сродни металлу. Заметили, как «качки» трудятся в спортзалах именно под громкую, ревущую музыку, подхлестывающую? В СССР таким «хлыстом» был Владимир Высоцкий.

Причина популярности Высоцкого №5:

Конечно же, артистизм. Не забывайте, ведь Высоцкий был выпускником Школы-студии МХАТ. Каждая песня — это целая психологическая миниатюра в стихах. Героев своих произведений он умел не только описать двумя словами, но и обозначить интонацией, жестом. Поэтому люди валом валили на его концерты, а уходили, полные впечатлений и благодарности.

Причина популярности Высоцкого №6:

Высоцкий, как ни крути, был идеальным образом настоящего советского рубахи-парня. В нем любили, скорее, не его самого, а свои черты, воплощенные в нем. Он был свой, простой. Он с одинаковой отдачей выступал и в концертных залах и в домашней обстановке, для своих.

Главный герой его песен — сильный человек, которого сковывают обстоятельства. А если развить мысль — сильная страна, знававшая лучшие времена. Такими люди хотели себя ощущать: сильными, просто невезучими. Да что там! Такими сильными, что, зачастую, не могли ужиться в обществе слабаков.

Эта тема неизменно присутствует у Высоцкого что в иронических песнях – таких как «Я был душой дурного общества», и в самых что ни на есть серьезных исповедях, вроде «Кони привередливые». Здесь прослеживаются параллели с Шекспировским Гамлетом: гений, опередивший время, умеющий думать но не умеющий выживать.

Владимир Высоцкий в роли Гамлета

Такова и Россия в песнях Высоцкого: мы умеем воевать, но не умеем жить. Нас сковали по рукам и ногам, не дают дышать.

«Вот по жизни я иду загипсованный, каждый член у мене расфасованный.» — «Баллада о гипсе «

Причина популярности Высоцкого №7:

Он был вечно гонимым, запрещенным артистом. А запретный плод всегда сладок.

Высоцкого душили. Его не принимали ни в Союз писателей, ни в Союз композиторов, не печатали его книги со стихами. Пластинки тоже были редкостью. Чаще слушали перезаписи с концертов на магнитофон.

Было, правда, 4 миньона с песнями из кинофильмов, но ни одного диска-гиганта! Один был выпущен и тут же запрещен к продаже в СССР. Привозили этот диск из Болгарии, а в СССР выпустили лишь в 82-м году, «слегка» подкорректировав.

А если артиста не любит власть — его любит народ, это непреложная истина.

Что касается кино, то режиссёров, осмелившихся взять его на роль, тоже было немного! На телевидение не пускали. Было сделано лишь несколько съёмок на региональных телестудиях, которые не вышли в эфир и одна «Кинопанорама», которая была показана спустя 8 лет после его смерти.

В 1974 году композицию Владимира Семеновича номинировали на песню года, вот только исполнял ее другой артист, пока Высоцкий сидел в зале, как зритель. Это был плевок к лицо артисту. (Эту информацию я тоже нашла в комментариях, если вы знаете, какая это была песня, напишите пожалуйста.)

Для политика, актёра, художника или писателя, запрет — лучший пиар. Но совсем его не «затыкали», давали, как я где-то прочла в комментариях, «стравливать пар с котла недовольства общества». Может быть, надеялись, что, в конце концов, сам уедет из России? Но он не уехал, хотя мог (насколько я поняла, на это имел право любой гражданин, женатый на иностранке).

Заключительные мысли:

И здесь возникает вопрос: был бы Высоцкий так же популярен, если бы его признали, включили в Союз писателей и композиторов? Сразу вспоминается история с Ельциным: выбрали бы его в президенты, если бы его не «душили» и давали высказаться? А Бродский? Он не знал такой всенародной любви, потому что испугался судьбы вечно гонимого и уехал.

Так что, как я поняла, Высоцкий всю жизнь был раздираем этими противоречиями. Он любил одну сторону народной любви, но ненавидел другую — когда нужно было подсаживать к столикам начальства и развлекать его. Он устал от постоянной гонки, хотел реализоваться, как режиссер (мечтал снять фильм «Зеленый фургон»), как прозаик. Но вот беда — востребован он был лишь в образе народного певца, любимого Володи.

Получилась такая большая клетка, где у него было больше свободы, чем у других, но не той свободы, которой ему хотелось. Это была рабская зависимость от аудитории, которая привела, в итоге, к такой же зависимости, только наркотической. Слава его была больная, болела и вся страна, ее «разъедало» изнутри. Этот внутренний конфликт Высоцкий прекрасно выразил в песне » История болезни«:

Вы огорчаться не должны,
для вас покой полезней,   
– Ведь вся история страны 
– история болезни…
У человечества всего 
то колики, то рези, 
И вся история его 
– история болезни.
Живет больное все бодрей,
все злей и бесполезней 
И наслаждается своей
историей болезни.

Мой вывод таков: Высоцкий сам сделал свою популярность, своим трудом, своим талантом. Да, без гонений, наверное, не было бы такой бескрайней народной любви, но и его жизнь, возможно, не сгорела бы, как спичка.

Он — безусловный гений, который мог позволить себе выпивать с Юрием Гагариным и петь песню про Хрущёва, сидя с ним за одним столом! Де Ниро и Лайза Минелли плакали от его песен, хотя не понимали ни одного слова! Интересно, кем бы он был в наше время? Борцом-бунтарем или преуспевающим бизнесменом, как многие современные «рэперы» и «рокеры»?

Источник