Я нахожу у себя страшные болезни

Я нахожу у себя страшные болезни thumbnail

2 мая 2016, 16:21

Вечером у меня закололо сердце, боль стала невыносимой, и я вызвала скорую. Врач померила давление, послушала пульс и строго сказала: «В вашем юном возрасте рано думать о болезнях сердца, вы типичный ипохондрик. Выпейте успокоительное и ложитесь спать, к утру все пройдет».
Ипохондрия — слово какое-то ругательное. Лезу в словари, чтобы выяснить, что оно означает. Оказывается, это расстройство, при котором люди постоянно ищут у себя болезни. Происходит термин ипохондрия от латинского «подреберье». Именно там, по мнению врачей древности, таились корни всех надуманных бед.
Больной человек постоянно находится в состоянии тревоги: то ему кажется, что он уже чем-то заболел, то — что с минуты на минуту очередная страшная хворь поразит его беззащитный организм. Кольнуло в боку? Непорядок с печенью! Заболела голова? Инсульт!
Насколько опасно состояние ипохондрии? За ответом на этот вопрос мы отправились к заведующему дневным стационаром областной психиатрической больницы им. Евграфова Алексею Кукушкину.
— Почему человеку начинает казаться, что он серьезно болен?
— Из­за стресса, трудных жизненных ситуаций, депрессии, особенностей характера. Причина может быть ситуативной: в прошлом человек сталкивался с серьезными проблемами в семье, на работе, из­за перенесенных болезней у себя или близких появляется тревога.
Достаточно появиться головной боли или кому в горле, как человек начинает искать признаки серьезной болезни. При этом когда специалисты неотложки или врачи в поликлинике говорят: «У вас все в порядке», — мнительный человек им не верит: начинает ходить от одного медицинского специалиста к другому.
А в Интернете сегодня такого начитаешься, что сразу представишь себя на смертном одре! И ведь симптомы все сходятся, ипохондрики их на разных сайтах проверяют. Таким образом мнимые больные находят у себя и туберкулез, и сахарный диабет, и сердечную недостаточность, и даже раннюю стадию болезни Альцгеймера!
Но это еще не все. Некоторые пензяки обращаются к экстрасенсам и целителям, чтобы те сняли сглаз и порчу. Увы, только в последнюю очередь они приходят к психотерапевту.
— Какие заболевания ищут у себя ипохондрики чаще всего?
— Первое место среди мнимых болезней занимают сердечно­сосудистые заболевания: инсульты, инфаркты.
На втором — онкологические заболевания, особенно если этим недугом болели ближайшие родственники. На третьем — заболевания кожи и внутренних органов. Например, проблемы с желудочно­кишечным трактом.
— В каком возрасте люди становятся рабами ипохондрии?
— Это состояние может овладеть любым человеком независимо от пола и возраста. Ко мне нередко обращаются люди трудоспособного возраста от 25 до 55 лет.
Недавно на прием приходила женщина 30 лет, которая похоронила свою мать. Пациентка долгое время ухаживала за ней, так как женщина страдала от онкозаболевания. После смерти близкого человека она стала проецировать болезнь на себя, находить якобы характерные признаки рака.
— Насколько опасным может стать ипохондрическое расстройство?
— У людей с мнимыми недугами могут развиться психосоматические заболевания. Если человек акцентирует внимание на каком-то отдельном органе, выискивает в нем болезнь, это может вызвать нарушение его работы.
Если ипохондрия мешает человеку жить и приходится об этом думать большую часть дня, нужно немедленно обращаться к врачу.
Кстати, даже если невротический диагноз не вызывает у врача сомнений, он обязан обследовать больного, чтобы исключить реальные заболевания внутренних органов.
— Какие болевые ощущения испытывают люди при невротических расстройствах?
— Боли могут быть в любых областях человеческого тела. Наиболее часто пациенты жалуются на головную боль, боли в спине, в области сердца, в животе.
Однако невротические расстройства проявляются не только болями. Человека могут беспокоить панические атаки, страхи, тревога, перепады настроения, подъемы артериального давления, нарушения сна и другие неприятные состояния. Поэтому при невротических расстройствах необходима психотерапия.
— А зависит ли болезнь от характера человека? Например, язва желудка любит вспыльчивых людей, а, скажем, людей обидчивых она обходит стороной.
— Прямой связи нет. Но организм человека может выбрать два пути развития болезни: невротический и органический. Невротический путь более характерен для людей эмоциональных, которые выплескивают свои эмоции. А для тех, кто сдерживает эмоции в себе, не способен их разрядить — для так называемых невозмутимых людей, более характерен органический путь развития болезни: инфаркты, инсульты и другие опасные болезни.
— Алексей Васильевич, а дети могут имитировать болезни?
— Могут. Например, если ребенок не получает в должной мере любви и внимания от родителей. Увидев однажды, как о нем заботились во время болезни, малыш будет стараться вновь заболеть или начнет имитировать эту болезнь.
Если такой способ добывания любви сработает, то человек, когда вырастет, продолжит использовать те же механизмы манипулирования.
— Что вы посоветуете тем, кто постоянно ищет у себя болячки, читает медицинские справочники в Интернете, бегает по врачам?
— Необходимо постоянно раскрывать в себе интересы, природные таланты и отдыхать активно. Найдите себе какое-нибудь занятие! Тогда вам просто некогда будет ходить по медцентрам. Очень часто пенсионеры, оказавшись не у дел, страдая от одиночества и невнимания со стороны близких, начинают искать у себя разнообразные болезни.
Не забывайте про хороший сон и активный отдых на природе. Нервная система является одним из основных координаторов деятельности наших органов и систем. И можно сколько угодно пить таблетки, делать уколы, но, пока вы не наладите работу нервной системы, здоровым не станете.Может кто себя узнает в этой информации.

Читайте также:  Лекарство от всех болезней у алхимиков

Источник

В нашем мире многое перевернуто с ног на голову. В обществе выпячивается и считается чуть ли не нормальным то, что совсем недавно было равным несчастью, а иногда даже поводом для стыда. Не обошла стороной эта тенденция и болезни.

Начиная с древних времен, здоровье было одной из важнейших составляющих благополучия. Здоровый человек гордо заявлял о том, что здоров, как бык. Здоровье девушек было почти необходимым условием их успешного замужества. В целом, здоровье шло рука об руку с возможностью человека и его рода жить и процветать. Увечье и болезнь почитались несчастьем. Больным людям сочувствовали, молились Богу, чтобы их самих беда обошла стороной. У больного человека было меньше шансов не только обеспечивать себя и семью, но выжить вообще.

При этом стоит отметить, что на Руси было особое отношение к тяжело больным. Отношение христианское — полное не только подлинного сочувствия, но и понимания особого пути к Богу человека, отмеченного недугом.

И здоровье, и болезнь, и, особенно, исцеление православными христианами благодарно принимается как Божий дар.

Но в XX веке отношение к болезни и больным претерпело множество изменений – не в последнюю очередь из-за выхолащивания духовного смысла болезни.

Наше время – это время расцвета медицинских технологий. За последние несколько десятилетий – ничтожный в историческом масштабе срок – многие болезни, которые раньше приводили к инвалидности и даже к смерти, стали излечимыми. И даже при неизлечимой болезни срок жизни заболевшего человека значительно увеличился. В наше время нередко больной человек проживает гораздо дольше, чем условно здоровый в старые времена. Вроде бы – относительный триумф! И ведь медицина не стоит на месте, нас ждут новые преодоления! В целом, лозунги о важности здоровья звучат со всех сторон. Популярны здоровый образ жизни, отказ от алкоголя и курения, диеты, спорт… На этой почве даже расцвели псевдонаучные и опасные движения йоги, вегетарианства, веганства.

Но вот парадокс. Если раньше здоровье, физическое благополучие в глазах обывателей полагалось желанным благом (при всём понимании полезности для души «узкого пути» даже православный человек обычно хочет избежать страданий), то теперь происходит некое расслоение представлений.

Христианское понимание болезни неразрывно связано с ожиданием Спасения, с темой греха, темой смерти. А современные люди, впавшие в маловерие и даже безверие, смерти боятся. Они бегут от этих тем. Смерть «перестает быть частью жизненных ожиданий». (Священник Александр Абрамов «Церковь и время», №2(23), 2003). Человек концентрируется на «гонке за здоровьем». Наряду с этим меняется эмоциональное отношение к болящим, вплоть до отторжения страданий и страдающих.

При этом на более частном, бытовом уровне наблюдается интересное явление. Вокруг нередко слышны споры «кто больнее», у кого страшнее и тяжелее болезнь. Или у кого больше разных «болячек». Эти споры сопровождаются всякими «вам меня не понять», «вам-то хорошо, а вот у меня…»… Это далеко от православного понимания и принятия страдания. В ряде случаев болезнь несется как знамя в борьбе за привилегии. Где-то – является поводом вызвать сочувствие. Случаев много, но их массовость и разнообразие сводятся к тому, что болеть стало в каком-то смысле модным. Вплоть до того, что люди находят у себя болезни, которых у них нет.

«Вам диагноз поставить или Вы со своим?»

Параллельно с визитами к врачам люди сами ставят себе диагнозы, сами назначают себе лечение. В помощь им – слухи и сплетни, реклама, непродуманный обмен опытом и страшный зверь интернет с мешаниной из противоречивых и зачастую недостоверных сведений, усугубляющих ситуацию. В целом, поступающая извне информация о болезнях провоцирует повышение уровня тревоги и некоторые люди не справляются с собственными эмоциями. Мнительность (повышенная тревожность) может доставить много страданий. Люди беспокоятся о многих вещах, но мнительность в отношении болезней занимает особое место среди человеческих страхов. Она погружает тревожного человека в угнетенное состояние (на фоне выматывающей суеты) вплоть до отчаяния. И выход этого страха иногда приобретает неожиданные формы.

Тревожные люди не только панически боятся заболеть, но и уверены – и уверяют окружающих — в том, что у них точно есть какое-то серьезное заболевание. То есть они не только испытывают страх перед заболеваниями, но и выискивают болезни у себя. Данное явление называют склонностью к ипохондрии. Если говорить упрощенно, то ипохондрия – это и есть навязчивое беспокойство по поводу возможности заболеть или же уверенность в наличии у себя тяжелого или даже смертельного заболевания (или нескольких заболеваний). Эта уверенность ложная, иррациональная, основанная на повышенной тревожности  — мнительности. Об ипохондрии говорят, когда человек подозревает у себя или приписывает себе не существующие у него болезни. Причем, в глазах таких тревожных людей даже самые простые симптомы, вроде насморка, приобретают характер признаков страшной болезни.

Читайте также:  Какие принимать травы при желчекаменной болезни

Когда тревожность в отношении болезней принимает формы мании, тогда речь идет об ипохондрии как медицинском психиатрическом диагнозе. Ипохондрия как заболевание — это серьезный комплекс симптомов, пронизывающих все слои жизни человека. Лечением ипохондрического расстройства занимаются психотерапевты и психиатры.

Ипохондрическая мнительность как таковая еще не означает наличие психического расстройства. В медицинской практике «истинная» ипохондрия встречается лишь у 3–13 % пациентов больниц.

Какие заболевания находит у себя мнительный человек?

Однако ипохондрические проявления  в той или иной степени могут быть в жизни любого человека. Нередко с ними сталкиваются студенты-медики: по мере прохождения тех или иных медицинских дисциплин, они находят у себя множество диагнозов.

«Я взял справочник и нашел там все, что мне было нужно, а потом от нечего делать начал перелистывать книгу, просматривая то, что там сказано о разных других болезнях…
я добросовестно перебрал все буквы алфавита, и единственная болезнь, которой я у себя не обнаружил, была родильная горячка». (Джером К. Джером).

Страх перед некоторыми болезнями столь силён и типичен, что выделяется в особые группы. Самыми распространёнными соматическими заболеваниями, которые выискивают (и находят) у себя люди, являются:

  • сердечно-сосудистые заболевания с риском инфаркта и инсульта;
  • аутоиммунные заболевания — такие, как рассеянный склероз;
  • различные заболевания, связанные с нарушениями памяти;
  • вирусные заболевания (ВИЧ и др.);
  • проблемы с щитовидной железой;
  • особо выделяется «рак» в целом (онко- или канцерофобия).

«Странное дело: стоит мне прочесть объявление о каком-нибудь патентованном средстве, как я прихожу к выводу, что страдаю той самой болезнью, о которой идет речь, причем в наиопаснейшей форме. Во всех случаях описываемые симптомы точно совпадают с моими ощущениями». (Джером К. Джером).

К услугам тех, кто не смог найти у себя какое-то физическое заболевание, огромный пласт нервно-психических болезней. На приеме у психологов огромное количество людей уверяют, что у них депрессия или невроз (порой это звучит как «нервоз»). Особо продвинутые знают термины «астено-невротический» и «астено-депрессивный синдромы». Еще одним распространенным диагнозом явлется «психосоматика». Также модно сейчас находить у себя детские и вообще психологические травмы. С распространением оккультного метода системных расстановок клиенты психологов нередко находят у себя и родовую травму — не от слова «роды», а от слова «род», это некий оккультный псевдодиагноз, по сути — модернизированное и облачённое в психологическую маску «родовое проклятье».

Ипохондрическое поведение нередко сочетается с патологическим возложением вины за собственное состояние на другого человека или явление. Например, приписывание себе нервных болезней сопровождается позицией «меня довели», «меня не жалеют» и т.п.

Для оправдания наличия у себя болезней используются утверждения: «ужасная экология» или «посмотрите, что мы едим». Есть и совсем нелепое оккультное обоснование болезней — как выдуманных, так и реальных, — «сглазили», «навели порчу».

Для ипохондрии характерно пренебрежительное отношение к врачам, которые не подтверждают наличие болезни. Это позиция: «врач, не понимающий, как я болен, – плохой врач». Мнительные люди нередко являются постоянными ходоками от специалиста к специалисту, надеющимися, что какой-то из докторов, наконец-то, подтвердит их собственный диагноз.

Психогенная мнительность

Казалось бы, как же так? Ведь человек тревожится именно потому, что боится заболеть? Почему же тогда ему так необходимо подтверждение болезни?

Не всегда дело в страхе как таковом. Приписывание себе какого-то заболевания может происходить из-за физиологических отклонений – обычно в работе центральной или вегетативной нервной системы (тут как раз случай «истинной» ипохондрии как медицинского диагноза).

Но чаще встречается психогенная мнительность. В таком случае тревожный поиск у себя заболевания является поведенческой стратегией, сопровождающей различные внутриличностные процессы. Такое поведение зачастую настолько глубоко укореняется на разных слоях психики, что становится частью личности – или даже психическим расстройством. Есть формулировка, хорошо передающая крайнюю степень такого срастания — «профессиональный страдалец».

Психологические причины ипохондрии разнообразны. Это и последствия воспитания, и реакция на социально-психологическую атмосферу, и «срыв» адаптационных механизмов в ситуации стресса, и др. К сожалению, под влиянием психики у человека могут возникнуть функциональные нарушения в работе организма, что закрепляет его убежденность в собственной болезни.

Духовные корни ипохондрии

Рассматривая повышенную тревожность в отношении болезней с духовной точки зрения, можно отметить несколько деструктивных установок  ипохондриков и ипохондриальных личностей.

В центре ипохондрии лежит страх. В каждом из нас в той или иной степени порой взаимодействуют страх жизни и страх смерти. Влияние этих двух страхов на состояние человека может быть разным.

Многие боятся смерти. Причём тут тоже есть варианты, например: страх мучительной смерти, страх небытия с той или иной степенью неверия в загробную жизнь, страх смерти без покаяния, страх посмертного наказания за грехи и т.д. Для боящихся смерти людей болезнь является признаком близости смертельного исхода. Такие люди панически боятся заболеть, но при этом словно бессознательно стремятся к подтверждению своей смертности (известный враг не так страшен, как воображаемый) и нередко концентрируются на болезнях, постоянно выискивая у себя мельчайшие признаки опасных недугов. Словно бегущая от возраста женщина, выискивающая у себя морщины и седые волоски. Существуют подобные страхи на основе искаженных представлений о Спасении, о смысле страданий, о Божием Промысле. Для ипохондрии вообще характерна концентрация «на прахе» – телесном, физическом. У ипохондриков выражен дисбаланс – уклон в сторону здоровья тела при игнорировании здоровья души.

Читайте также:  Крыжовник и его болезни чем опрыскивать

Парадоксально, но порой убежденность в наличии болезни усмиряет внутренние конфликты человека.

Страх жизни, в свою очередь, порождает у человека стремление иррационально уходить от каких-то сложных для него ситуаций и проблем. Тогда и может произойти «бегство в болезнь» с выискиванием у себя признаков заболеваний, концентрацией на своём состоянии, что позволяет переключить тревожность с реальной ситуации на мнимую болезнь — одновременно со снятием с себя ответственности. Ведь если ты болен, то у тебя есть оправдание твоему бессилию, твоему бездействию.

Нередко мнительность в отношении болезней выступает мощнейшим манипулятивным фактором во взаимоотношениях с близкими. В таких ситуациях базой ипохондрического поведения может быть страх ненужности и потери влияния на близких.

Так или иначе, духовной основой для тревожности и поиска у себя несуществующих болезней являются эгоцентризм, сверхценность себя самого, непомерное самомнение человека.

Как бороться с избыточной болезненной мнительностью?

Безусловно, первое, что надо сделать, это убедиться, что у человека действительно мнительность, а не реальное заболевание. К сожалению, уверенность в наличии болезни может быть оправданной. Порой внимание к симптомам, умение не проигнорировать какие-то тревожные признаки и вовремя обратиться к врачу может даже спасти человеку жизнь.
Но бывает и так, что обследование — и не одно — не подтверждает опасений. Однако, вместо того, чтобы успокоиться, что было бы естественным, мнительный человек продолжает тревожиться. Он уверяет, что болен, и то, что врачи не нашли признаков заболевания, говорит лишь об их некомпетентности или плохой диагностике, а не о том, что у него нет болезни. Мнительность иногда приводит к тому, что уставшие от навязчивого больного врачи, многократно убедившись в безосновательности жалоб, могут упустить момент, когда человек реально заболеет.

На самом же деле, если медицинское обследование не подтверждает наличия приписываемых заболеваний, то у человека, скорее всего, склонность к ипохондрии или даже ипохондриальное расстройство. Для определения этого используется критерии МКБ. Если ставится диагноз «ипохондриальное расстройство», то лечением занимаются психотерапевты, психиатры, в нашей медицинской практике – и неврологи.

Стоит отметить, что преимущественным выбором являются методы психотерапии. Лекарственная терапия при ипохондрии обычно является вспомогательной, иногда даже нежелательной. Необходима она лишь в крайних случаях.

Если же речь идет не о заболевании, а о личностной склонности к ипохондрии, то для коррекции эмоциональных состояний и поведения можно использовать методы когнитивно-поведенческой психотерапии. Многие из этих методов не требуют специального образования. Это, скорее, конструктивные поведенческие стратегии.

Например, максимально эффективными будут метод остановки мыслей и информационный детокс. Первый заключается в устранении пугающих мыслей, а следовательно – и рождаемых ими эмоций. Научиться ему может каждый, он достаточно прост по своей сути. Если кратко, он сводится к тому, чтобы тормозить, останавливать усилием воли негативные мысли КАЖДЫЙ РАЗ, когда понимаешь, что ты их думаешь, переключать сознание, закрепляя это волевое действие формированием рефлекса.

Однако на практике соблазн не пользоваться этим методом, продолжая страдать ради вторичных выгод, бывает столь силен, что «остановка мыслей» не срабатывает. К сожалению, деструктивные мысленные установки – это очень устойчивая система.

Информационный детокс тоже не является чем-то сверхъестественным. Тревожному человеку нужно избегать просмотра передач о медицине, чтения медицинских сайтов и форумов, рекламы и т.п.

Поскольку тревожные люди склонны примерять на себя чужие болезни, в ситуации, когда они слышат об очередном устрашающем случае, им могут помочь некоторые фразы, увеличивающие «дистанцию» между их здоровьем и услышанным, например: «бывает же такое!», «интересный случай», «чего только в жизни не бывает! и т.п.

«И брось забивать себе голову вещами, в которых ничего не смыслишь. Я последовал этим предписаниям, что привело к счастливому (во всяком случае, для меня) исходу: моя жизнь была спасена, и я до сих пор жив». Джером К. Джером

Укрепить дух и помочь в борьбе с тревожностью могут общие действия, направленные на сохранение жизненных сил: достаточный и здоровый сон, соблюдение режима, избегание избыточных стрессов.

Есть и более «специализированные» стратегии поведения. Например, избежать излишней концентрации на болезненных состояниях помогут ритуализированные самообследования: измерение давления, пульса, уровня сахара и т.п. по расписанию. Эти действия помогают структурировать заботу о собственном здоровье и позволяют снизить интенсивность тревожных переживаний в промежутках между этими обследованиями.

Однако максимально избавить человека от склонности к ипохондрии может лишь глубокое христианское мироощущение. Страх перед болезнями бессилен, если для человека основой повседневной жизни являются погружение в познание Бога и себя настоящего, в изменение ума через покаяние, молитву и величайшую радость Причастия.

«Ибо кто Бога поистине боится, тот никого и ничего не боится» (Святитель Тихон Задонский).

Психолог Наталья Ярасова

Источник