Экзамен по пропедевтике внутренних болезней ответы на экзамен

Экзамен по пропедевтике внутренних болезней ответы на экзамен thumbnail

2008-2009 Учебный год (лечебный факультет) Билет №1

  1. Анамнез
    жизни: основные разделы, их диагностическое
    значение.

  2. Синдром
    очагового уплотнения легочной ткани:
    причины, симптоматология, дополнительные
    методы диагностики.

  3. ЭКГ-
    диагностика инфаркта миокарда с зубцом
    Q
    в острой, подострой и рубцовой стадиях.

Крупноочаговый ИМ
развивается при остром нарушении
коронарного кровообращения, обусловленном
тромбозом или выраженным и длительным
спазмом коронарной артерии. Такое
нарушение кровообращения в сердечной
мышце приводит к формированию трех зон
патологических изменений: вокруг участка
некроза располагаются зоны ишемического
поражения и ишемии. Каждая из этих зон
участвует в формировании следующих
ЭКГ-изменений: 1. Зона некроза –
патологический зубец Q
и уменьшение амплитуды зубца R
или комплекс QS
и исчезновение зубца R.
2. Зона ишемического повреждения –
смещение сегмента RS-T
выше или ниже изолинии. 3. Зона ишемии –
коронарный зубец Т (равносторонний и
остроконечный).

ЭКГ изменяется в
зависимости от времени, пострадавшего
от начала формирования ИМ, в течение
которого различают: 1) острейшая – первые
часы, 2) острую стадию – от нескольких
часов до 2-3 нед, 3) подострую стадию,
длящуюся примерно до 4-8 нед от начала
ИМ, 4) рубцовую стадию (постинфиркный
кардиосклероз).

Острейшая
стадия монофазная кривая, выраженный
подъем сегмента ST,
сливающийся с увеличенным зубцом Т.
Острая стадия характеризуется
формированием патологического зубца
Q
или комплекса QS,
смещением сегмента RS
– T
выше изолинии и сливающегося с ним
вначале положительного, а затем
отрицательного зубца Т. Через некоторое
время сегмент RS-T
приближается к изолинии, а через еще
некоторое время становится изоэлектричеым.
Отрицательный коронарный зубец Т резко
углубляется и становится симметричным
и заостренным. В подострой стадии ИМ
регистрируется патологический зубец
Q
или комплекс QS
(некроз) и отрицательный коронарный
зубец Т (ишемия), амплитуда которого
начинается с 2-3- нед ИМ, постепенно
уменьшается. Сегмент RS-T
расположен на изолинии. Рубцовая стадия
ИМ характеризуется сохранением в течение
многих лет патологического зубца Q
или комплекса QS
и наличием слабоотрицательного,
сглаженного или положительного зубца
Т.

Билет №2

  1. Анамнез:
    основные разделы, их диагностическое
    значение. Роль Г.А.Захарьина в разработке
    учения об анамнезе.

Обследование
больного, которое слагается из двух
основных разделов: расспроса и объективного
исследования. Последнее, разделяется
на физикальное (производимое врачом с
помощью его органов чувств) и
лабораторно-инструментальное.

Расспрос
часто называют субъективным исследованием,
однако это не совсем правильно, т.к.
выявляемые путем расспроса симптомы
часто могут быть установлены врачом и
объективно, например, одышка, отеки,
кашель. Расспрос больного включает
выяснение: 1) жалоб; 2. истории
заболевания; 3) истории жизни. Крупный
вклад в совершенствование этого метода
внес профессор московского университета
Г.А.Захарьин (189 1897). Он довел этот метод
до высоты искусства. Здесь необходимы
выдержка, такт, знания и умение. Обычно
в начале расспроса больному предоставляется
возможность свободно высказаться. Для
этого врач задает общий вопрос: «Что
Вас беспокоит?» или «На что Вы
жалуетесь?». Постановка вопросов,
их форма и содержание должны быть
адаптированы к уровню общего развития
больного. Вопросы должны быть просты
и ясны, речь врача доброжелательной.
Г.А.Захарьин писал, что расспрос можно
считать достаточно полным, если по
окончании его больной ничего не может
добавить.
Осмотр это
метод диагностического обследования
больного, основанный на зрительном
восприятии врача. Осмотр лучше проводить
при дневном или при рассеянном
искусственном освещении. Осмотр
начинается с момента встречи врача с
больным. Вовремя беседы оценивается
внешний вид, манера поведения, осанка,
походка, выражение лица, сознание
больного и т.д. Различают общий и местный
осмотр. Первый касается всего больного
в целом, проводится
в начале всякого исследования. Местный
осмотр предусматривает осмотр отдельных
частей тела, органов и систем. Пальпация
клинический метод непосредственного
исследования больного с помощью осязания
для изучения физических свойств тканей
и органов, топографических соотношений
между ними, их болезненности. В
зависимости от преследуемых целей
применяют два вида пальпации:
поверхностную и глубокую. Поверхностная
пальпация кожи, суставов, грудной клетки,
живота применяется как общее,
ориентировочное исследование. Глубокая
пальпация служит для целей детального
изучения и более точной локализации
патологических изменений. Наиболее
полно разработана глубокая, скользящая
методическая пальпация живота.
Разновидностью глубокой является
проникающая пальпация, используемая
для определения болезненности в
определенных точках.  

Общие
правила пальпации. При проведении
пальпации необходимо соблюдать
определенные правила. Врач сидит справа
от больного, лицом к нему, наблюдая за
его реакцией. Руки врача должны быть
теплыми, сухими, с остриженными ногтями,
движения рук плавными, всякое усиление
давления постепенным. Больной лежит
на твердой постели, голова вместе с
плечами должна быть слегка приподнята,
находясь на подушке, руки свободно
расположены вдоль туловища, ноги
вытянуты или слегка согнуты в тазобедренных
и коленных суставах с упором под стопы
или подкладыванием валика под колени.
Пальпация может проводиться в положении
больного лежа на спине, лежа на боку
и в вертикальном положении.

Перкуссия
объективный метод исследования
больного, состоящий в выстукивании
участков тела и определении по характеру
возникающего при этом звука физических
свойств расположенных под перкутируемым
местом органов и тканей. Различают
высокие и низкие перкуторные звуки.
Высота звука прямо пропорциональна
плотности подлежащих сред. Ткани
человеческого тела неоднородны по
плотности. Перкуссия в области
расположения этих органов дает
непродолжительный, тихий, высокий или
тупой перкуторный звук. В зависимости
от силы перкуторного удара различают
громкую, тихую и тишайшую перкуссию. В
зависимости от целей выделяются два
вида перкуссии: топографическая и
сравнительная. При топографической
перкуссии определяют границы и размеры
органов или образований. Сравнительная
перкуссия имеет целью выявить наличие
патологических изменений в симметричных
участках легких, плевральных полостях,
брюшной полости.

Основные
правила перкуссии. Средний палец левой
руки, палец-плессиметр, прикладывают
плотно на всем протяжении без большого
давления. Другие пальцы не должны быть
к нему прижаты. Располагается плессиметр
параллельно искомой границе органа.
Перкуторный удар наносится движением
кисти в лучезапястном суставе средним
пальцем правой руки по средней фаланге
пальца-плессиметра, строго перпендикулярно
ей. Следует наносить два удара
(ориентировочный и оценочный). Удары
должны быть короткими и отрывистыми.
Перкуссию проводят всегда от ясного
звука к тупому. Границу органа следует
отмечать по наружному краю
пальца-плессиметра, обращенному к зоне
ясного звука.

Аускультация
выслушивание звуковых феноменов,
возникающих при механической работе
внутренних органов. Акт дыхания,
сокращения сердца, движения желудка и
кишок вызывают в тканевых структурах
упругие колебания, часть которых
достигает поверхности тела. Характер
воспринимаемого ухом звука зависит в
значительной степени от свойств тканей,
отделяющих ухо человека от звучащего
органа, а также от звукопроводимости.
Хорошо проводят звуки плотные,
однородные ткани, например, уплотненная
легочная ткань. Мягкие, воздушные ткани
обладают плохой звукопроницаемостью.
Труднее воспринимается слабый звук
вслед за сильным. В настоящее время
врачи пользуются и прямой, и непрямой
аускультацией. При первом способе звуки
воспринимаются без искажений. Но он
неприменим для аускультации определенных
областей. Непрямая аускультация более
гигиенична. Она позволяет выслушивать
более слабые и высокие звуки. Правила
и техника аускультации. Для получения
достоверных результатов при аускультации
необходима тишина в помещении, комфортная
температура воздуха, удобное положение
больного и врача. При густом волосяном
покрове участок кожи, где производится
выслушивание, можно смочить водой, чем
устраняется возникновение дополнительных
звуков. Аускультация является очень
важным методом для распознавания
различных заболеваний, особенно сердца,
легких. Для локализации патологических
изменений и проекции границ внутренних
органов на наружную поверхность тела
человека врач должен пользоваться
едиными ориентирами и знать  

наружную клиническую
топографию. Топографические линии и
образуемые ими области определяют по
естественным

опознавательным
пунктам человеческого тела. Этими
опознавательными пунктами являются:
1) ключицы; 2. ребра и реберные дуги;
3) грудина, ее рукоятка, тело и
мечевидный отросток; 4) угол Людовика;
5) остистые отростки позвонков.
Опознавательными вертикальными линиями
являются: 1) передняя срединная линия,
проходящая вертикально по середине
грудины; 2. грудинные линии, проходящие
по краям грудины; 3) срединно-ключичные
линии вертикаль, проходящая через
середину ключицы; 4) окологрудинные
линии по середине расстояния между
грудинной и срединно-ключичной линиями.
Горизонтальные опознавательные линии:
1) двуреберная, соединяющая нижние
концыреберных дуг; 2. двуподвздошная,
соединяющая верхние передние ости
подвздошных костей. Поверхность
живота делится на ряд областей: 1)
эпигастральная верхняя срединная часть
передней брюшной поверхности, ограниченная
сверху сходящимися к мечевидному
отростку реберными дугами, с боков
парастернальными линиями, снизу
двуреберной линией; 2. подреберные
области граничащие с эпигастральной
справа и слева по тем же линиям; 3)
мезогастральная или пупочная расположенная
в средней части живота, вокруг пупка,
ограниченная сверху двуреберной, с
боков парастернальными, снизу
двуподвздошной линиями; 4) боковые
области живота области живота справа
и слева от пупочной области.

  1. Синдром
    полости в легком: причины, симптоматология,
    дополнительные методы диагностики.

  2. Экстрасистолия:
    причины, патогенез, разновидности,
    клиническая диагностика, критерии на
    ЭКГ.

Экстрасистолия –
это внеочередное сокращение сердца.
Нарушение сердечного ритма – это
экстрасистолическая аритмия.

Причины:
1. Органические – разрушение клеточной
мембраны проводящей системы сердца,
патологические процессы (воспаление,
некроз); 2.Функциональные – нарушение
вегетативного обеспечения сердечной
деятельности; 3. Дистрофические –
электролитный дисбаланс, отравление
ядами и препаратами.

Классификация:
1.номотопные нарушения ритма (функция
синус узла сохранена);

2.гетеротопные
(дополнительный водитель ритма —
эктопический);

3. блокады;

4. комбинации трех
вышеперечисленных

Патогенез:
нарушение ритма сердца при котором
функцию водителя ритма берет на себя
источник не синусового узла (эктопический).
Механизм повторного входа: к кардиомиоцитам
электричество идет по волокнам Пуркинье.
Воспаление, некроз, склероз – нарушения
прохождение импульса. Преждевременные
сокращения сердца и отделов вызваны
импульсами из эктопического очага.

Жалобы:
чувство перебоя в работе сердца, комка,
подкатыв к горлу, одышка, головокружение.

Объективно:
при пальпации преждевременно возникающая
волна, которая меньше чем волны нормального
ритма, затем длительная пауза и снова
большая волна.

Аускультация:
преждевременное возникновение 1 тона
громче, чем предыдущий, пауза, нормальный
тон.

ЭКГ:
нормальный синусовый ритм, комплексы
узкие, высота не более 0,11 сек, деформация
зубца Р, узкие комплексы не отличаются,
пауза и нормальный ритм. Пауза после
экстрасистолии – неполная компенсаторная,
определяется QRS,
интервал RR,
между ними превышает норму. Сравнивают
с S
большим.

Желудочковая ЭС.
Наджелудочковая, QRS
в норме, на фоне нормального ритма
регистрируется преждевременное
сокращение (ширина комплекса больше
0,11 сек). У него дискордантные зубцы, т.е.
R
соответствует отрицательному Т, а r
– положительному Т, затем идет полная
компенсаторная пауза, возникает явление
аллоритмии (правильный характер ЭС).

Предсердная ЭС.
При ней изменяется процесс возбуждения
предсердий, т.к. импульс возникает не в
синусовом узле, а возбуждение желудочков
происходит обычным путем.

ЭКГ: 1. преждевременное
появление каротидного комплекса, 2.
сохранение зубца Р, который может
деформироваться и наслаиваться на
предыдущий зубец Т. 3. нормальной формы
желудочкового комплекса. 4. нерезко
выраженным удлинением диастолической
паузы (интервал ТR),
после экстрасистолическое сокращение.

Источник

Здесь будут находиться билеты по пропедевтике внутренних болезней, которые были на экзамене в 2017 году.

Просьба публикующих билеты:

1) Писать вопросы по порядку;
2) Нумеровать вопросы;
2) Не забывать про номер билета.

Опционально пишете дополнительные вопросы от экзаменаторов.

Билет 19.
1. Обследование костно-мышечной системы
2. Синдром нарушения всасывания
3. Очаговая пневмония. Этиология. Симптомы и синдромы. Диагностика. Лечение
4. Экг (острая фаза распространённого инфаркта миокарда)
5. Задачи. 1. Митральный стеноз при ревматическом заболевании с осложнением в фибрилляцию 2. Быстропрогрессирующий гломерулонефрит с осложнением на сердце (аг)

Билет 21.
1. Осмотр и пальпация области сердца
2. Синдром острой почечной недостаточности
3. Тиреотоксикоз. Клиника, диагностика, лечение
4. Экг (передний распространённый им)
5. Задачи: 1) пневмония; 2) перикардит

Билет 9
1.Расспрос и осмотр пациента с заболеванием жкт
2.синдром дыхательной недостаточности
3.В12 анемия
4.задачи:стенокардия.;хбп.
5.экг:фибрилляция предсердий

Билет 8

1 расспрос и осмотр больных с заболевание органов кроветворения
2 синдром острой сердечной недостаточности
3 язва желудка и 12 пк, этиология, патогенез, лечение

Задачи: гипертоническая болезнь, пневмония с экссудативным плевритом

Экг: инфаркт миокарда, нижняя стенка в острую стадию

Билет 28.
1. Шумы сердца. Механизм возникновения.
2. Остронефротический синдром.
3. БА. Патогенез, этиология, осложнения. Лечение.

Задачи
1. С циррозом печени, ведущие синдромы, диагностика
2. Им, передний распространённый, факторы риска, лечение

ЭКГ
Нормальная

Все билеты полностью совпадают с прошлогодними

Лилия Величко

Билет 26.
1. Причины и механизмы возникновения асцита
2. Метаболический синдром (+спрашивают цифры, лечение)
3. Нестабильная стенокардия и все о ней (клинические проявления, виды:впервые возникшая и т.д. диагностика, лечение,
Задачи: синдром раздраженного кишечника+лечение, бронхообструктивный синдром+бронхиальная астма+лечение
Экг: p-mitrale, гипертрофия ЛП (и ПЖ, так как высокий зубец R в правых отведениях V1-V3!)

Билет 7
1. Ожирение, конституциональные типы
2. Бронхообструктивный синдром
3. Циррозы
Задачи 1. Язва, перфорация
2. Стенокардия
ЭКГ — желудочковая экстрасистолия

Билет 12.
Общий осмотр
Синдром раздраженной толстой кишки
Инфаркт миокарда
Экг:желудочковая экстрасистолия
Задача 1 — экссудативный плеврит
2 — артериальная гипертония

13
Аускультация, перкуссия легких
Гипогликемия
Всё про митральную недостаточность
Нормальная ЭКГ
Задача 1 — гб криз, осложненный отеком легких
Задача 2 — мальабсорбция

31
1. Костно-мышечная система
2. Синдром полости в лёгком
3. Симптомотические артериальные гипертензии. Патогенез. Этиология.
Задача 1. В12 дефицитная анемия
Задача 2. Первичный билиарный цирроз
ЭКГ. Блокада правой ножки пучка Гиса

Кристина Простова

Билет #6
1. Патологические шумы лёгких
2.Острый коронарный синдром
3.Хронический гепатит
4.ЭКГ. ИМ нижней стенки
Задача 1.СД1 типа
Задача2.Ост.постстрепток. гломерулонефрит

Amina Alieva

ЭКГ и задачи (25 вариант)
1)Клинические и лаб проявления алкогольной интоксикации
2) Артериальная гипертония
3)болезнь Крона. Этиология и патогенез.Принцип лечения

Билет 3
1. Шумы сердца
2. Нефротический синдром
3. ХОБЛ
4. ЭКГ Блокада левой ножки пучка Гиса
5. Задачи: цирроз алкогольный и АГ 2 степени 2 стадии

Билет 26
1.Причины и механизмы развития асцита .
2.метаболический синдром
3. Нестабильная стенокардия
4.экг -гипертрофия левого предсердия
5 .задача с дыхат.системы .пациентки 18 лет .синдром бронхообст. Диагноз БА
6. Вторую задачу не знала ,но с пищеварения пациентки 48 лет

Билет 30.
1. Жалобы больного с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
2.Лимфопролиферативный синдром
3. Бронхиты. Основы этиологии и патогенеза. Симптомы и синдромы. Осложнения. Принципы лечения.
4) Задачи: (1) задача 9 из методички по жкт и печени (раздел печень)
(2) задача 17 из методички ССС 1 раздел.
5) ЭКГ. Наджелудочковая экстрасистолия

Билет 10
Осмотр и пальпация лёгких
Синдром портальной гипертонии
Железодефицитная анемия

ЭКГ норма

Билет 3
1)шумы сердца
2) нефротический синдром
3) хобл
Экг: блокада левой ножки
1 задача : цирроз печени
2 задача : артериальная гипертония

Дмитрий Шелаев

Билет 2
1, 2 вопросы не помню, 3- инфаркт
Задача 1 Железодефицитная анемия синдромы: анемический, циркуляторно- гипоксический, сидеропинеческий. Консультация гинеколога.
Задача 2
Острое повреждение почек.

Источник

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровская государственная медицинская академия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

для студентов, обучающихся по специальностям

060101 «Лечебное дело»

060103 «Педиатрия»

060105 «Медико-профилактическое дело»

Кемерово 2015

Методические рекомендации для подготовки к экзамену по пропедевтике внутренних болезней для студентов, обучающихся по специальностям 060101 «Лечебное дело», 060103 «Педиатрия», 060105 «Медико-профилактическое дело» разработаны к.м.н., доцентом кафедры пропедевтики внутренних болезней ГБОУ ВПО КемГМА МЗ РФ  Протасовой Т.В.

Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании кафедры протокол № ____ от «___»_____________2015 г.

Заведующий кафедрой:   ____________________________        Т.А. Раскина

Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании ФМК

протокол  № ___  __________2015 г.

Председатель  ФМК  ______________д.м.н., проф. Н.В. Фомина

Согласовано:

Декан лечебного факультета

«___»___________2015 г. _________________д.м.н., проф. С. В. Калентьева

ВВЕДЕНИЕ

Подготовка к экзаменационной сессии и сдача экзаменов является ответственейшим периодом в работе студента.

Основное в подготовке к сессии – это повторение всего материала  предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот успевает, кто умеет хорошо повторять материал, который был прослушан на лекциях, законспектирован и закреплен на практических и самостоятельных занятиях. Такое повторение предполагает обобщение, углубление, а в ряде случаев и расширение усвоенных за семестр знаний.

Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции либо слушал их невнимательно и не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал, который его товарищи усвоили серьезно, основательно и поэтапно в течение семестра. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом.

При подготовке к экзаменам необходимо помнить:

1. Готовиться к сессии надо с первых дней семестра: не пропускать лекций, работать над закреплением лекционного материала, выполнять все практические и лабораторные работы.

2. Приступать к повторению и обобщению материала необходимо задолго до сессии (примерно за месяц).

3. В случае какой-либо неясности следует получить у преподавателя необходимые разъяснения на консультациях, проводимых по графику в течение семестра и перед экзаменами.

4. Готовиться к экзамену рекомендуется каждый день в одном и том же помещении и на одном и том же рабочем месте, т.к. в этом случае устанавливается ассоциативная взаимосвязь между окружающей обстановкой и процессом переработки информации. Это дает возможность в дальнейшем на экзамене воспроизводить все мельчайшие детали этой обстановки (что сделать довольно легко), а через установившиеся ассоциативные связи – саму информацию, которую требовалось запомнить непосредственно для экзамена. Возможны и другие искусственные приемы для запоминания, которых великое множество и которые должны быть в арсенале у каждого студента. Но одно из важных условий укрепления памяти – это ее постоянная тренировка. Хотя мысль о том, что повторение – мать учения, не оригинальна, нельзя лишний раз не сказать, что именно это упражнение – самое действенное и результативное.

5. Начинать повторение следует с чтения конспектов. Прочитав внимательно материал по предмету, приступить к тщательному повторению по темам и разделам. На этом этапе повторения следует использовать учебник и рекомендованную преподавателем дополнительную литературу. Нельзя ограничиваться при повторении только конспектами, ибо в них все записано весьма кратко, сжато, только самое основное. Вузовские же дисциплины надо усвоить достаточно широко с учетом всей программы курса. Это можно сделать только с помощью учебника и дополнительной литературы.

6. Повторяя материал по темам, надо добиваться его отчетливого усвоения. Рекомендуется при повторении использовать такие приемы овладения знаниями:

а) про себя или вслух рассказывать материал;

б) ставить самому себе различные вопросы (как можно чаще) и отвечать на них (применять самоконтроль);

в) делать дополнительные записи, схемы, помогающие обобщить материал, синтезировать его;

г) рассказывать повторенный и усвоенный материал своим товарищам, отвечать на их вопросы и критически оценивать изложенное;

д) повторяя и обобщая, записывать в блокнот все непонятное, всякие сомнения, вновь возникающие вопросы и обязательно выяснить их на консультациях.

Повторение, в основном, надо закончить за день до экзамена, чтобы повторенный и закрепленный материал «отстоялся» в сознании и памяти. В этом случае останется некоторый резерв времени на доработку каких-либо упущений, а ответы на экзамене будут спокойнее, увереннее, без лишнего напряжения. Если студент приходит на экзамен, не прочитав целиком даже свой конспект, и продолжает «учить» у дверей аудитории, где его товарищи уже сдают экзамен, то он демонстрирует худший вид школярства, равнодушие к занятиям и безответственность.

В дни подготовки к экзаменам избегайте чрезмерной перегрузки умственной работой, придерживайтесь гигиенического режима, чередуйте труд и отдых.

Краткие паузы для отдыха устраивайте через 50-55 минут интенсивной работы. После 2-3 часов занятий сделай перерыв на 30-40 минут. В это время можно сделать гимнастику, выполнить хозяйственно-бытовые дела, проветрить помещение, выпить стакан сока, молока или чая.

После перерыва надо сосредоточенно позаниматься еще 2-2,5 часа.

Сразу после обеда (1-1,5 часа) заниматься не рекомендуется (труд малопроизводителен). Лучше сделать прогулку, выполнить какую-либо работу, не связанную с подготовкой к экзамену, либо поспать (если есть потребность — это самый лучший вариант). Затем надо опять напряженно позаниматься 2,5-3 часа и 1-2 часа после ужина.

Не засиживайтесь за полночь. Сохраняйте в комнате общежития тишину, чистоту и порядок. Во время своего отдыха не мешайте готовиться товарищам. Хорошо, если в комнате создана деловая обстановка, где все одновременно работают или отдыхают.

Старайтесь весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, и контролировать каждый день выполнения работы, старайтесь немного перевыполнить план. Тогда у вас всегда будет резерв времени.

В день, предшествующий экзамену, занимайтесь не более чем до 19 часов. Лучше до сна в этот день погулять где-нибудь в тихом месте (парк, лес), собраться с мыслями, но ни в коем случае не отвлекайтесь на посторонние дела. Утром обязательно позавтракайте.

После сдачи экзамена остаток дня посвятите отдыху, сходите на стадион или в кино.

Ни в коем случае не употребляйте спиртные напитки: даже в малых количествах они снизят твою работоспособность на несколько дней.

В период подготовки к экзаменам рекомендуется прием возбуждающих напитков (крепкий чай, кофе), но ни в коем случае нельзя применять различные фармакологические вещества (транквилизаторы, психостимуляторы, энергетики и пр.).

Не отчаивайтесь, если на экзамене получили не ту оценку, на которую рассчитывали. Несмотря на то, что экзамен в какой-то степени «лотерея», оценка, как правило, соответствует тому уровню знаний, который вы показали на экзамене.

Основой для определения оценки на экзамене служит уровень усвоения студентом материала, предусмотренного учебной программой дисциплины (критерии оценок – в Приложении 1).

ЭКЗАМЕН ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

Курс пропедевтики внутренних болезней изучается студентами на лечебном и медико-профилактическом факультетах в течение пятого и шестого семестра, на педиатрическом факультете – в течение четвертого и пятого семестров, на стоматологическом факультете – в течение четвертого семестра. По окончании курса на лечебном, педиатрическом и медико-профилактическом факультетах по названной дисциплине предусмотрен экзамен.

Экзамен проводится по экзаменационным билетам.

В каждом билете для лечебного  и медико-профилактического факультетов формулируются два теоретических вопроса (1 — синдром, 2 – симптоматика одного из распространенных заболеваний внутренних органов, протекающее в типичной форме, — представленная в виде ситуационной задачи), а также предлагается расшифровка одной ЭКГ и одного варианта лабораторных данных.

Для студентов педиатрического факультета в каждом билете формулируется один теоретический вопрос по семиотике заболеваний внутренних органов и одна ситуационная задача, а также предлагается расшифровка одной ЭКГ и одного варианта лабораторных данных.

Вопросы к экзамену для различных факультетов приводятся в данных методических указаниях (Приложения 2, 3, 4). Экзаменационные задачи аналогичны тем задачам, которые решались на практических занятиях (пример задачи представлен в Приложении 5).

Экзамены проводятся на базе ОКГВВ в экзаменационной аудитории (конференц-зале). Сменная обувь и халаты обязательны.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА

1. Организация экзамена

  1. Организация и проведение экзамена осуществляется в соответствии с Положением об организации учебного процесса (СМК-ОС-03-ПД-00.02-2013), Положением о системе контроля качества обучения (СМК-ОС-03-ПД-00.02-2013).
  2. Экзамен проводится в экзаменационной комнате на базе ОКГВВ (конференц-зал) в соответствии с утвержденным расписанием. Состав экзаменаторов утверждается на кафедральном совещании и фиксируется в протоколе кафедрального совещания.
  3. Студенты допускаются к сдаче экзаменов при наличии допуска, поставленного в зачётной книжке, заверенного подписью декана (зам. декана) факультета.
  4. При явке на экзамен студент обязан иметь при себе зачетную книжку, которою он предъявляет секретарю.
  5. Студент оглашает номер своего билета секретарю, получает листы ЭКГ, лабораторные данные и листы бумаги для подготовки плана и тезисов ответа. На подготовку к экзамену, который проводится в устной форме, студенту дается 45 минут.
  6. Секретарь вызывает студентов к экзаменаторам по мере завершения их работы с предыдущим студентом, при этом зачетная книжка студента остается у секретаря до окончания экзамена.
  7. Очередность студентов к экзаменаторам определяется получением экзаменационного задания. Возможность досрочного ответа согласовывается с зав.кафедрой (учебным доцентом) при отсутствии возражений у студентов, получивших билет раньше.
  8. После завершения ответа экзаменатор может задать студенту уточняющие и дополнительные вопросы. В случае наличия у студента пропусков лекций, экзаменатор может задать вопросы по пропущенным темам.
  9. Студент имеет право отказаться от ответа с получением оценки «неудовлетворительно».
  10. В случае несогласия студента с выставленной ему оценкой, по его письменному заявлению, заведующий кафедрой создает комиссию из 3-х утверждённых членов экзаменационной комиссии, которая принимает экзамен повторно в этот же день.
  11. По окончании экзамена экзаменаторы заполняют экзаменационные ведомости и зачетные книжки студентов. Успеваемость студентов определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Положительные оценки заносятся в экзаменационную ведомость и зачетную книжку. Неудовлетворительная оценка заносится только в ведомость, в зачётную книжку не проставляется.
  12.  Неявка на экзамен отмечается в экзаменационной ведомости словами «не явился» и заверяется подписью экзаменатора. Неявка на экзамен в назначенное время без уважительной причины засчитывается студенту как неудовлетворительная оценка.
  13. По окончании экзамена комплект билетов, ЭКГ и лабораторных данных возвращаются на кафедру, полностью заполненная экзаменационная ведомость передается в деканат.
  14. Зачетные книжки возвращаются студентам после подтверждения библиотекой отсутствия задолженности (по данной дисциплине).
  15. Зачетные книжки студентов, получивших «неудовлетворительно», возвращаются им секретарем сразу после получения оценки.
  16. Пересдача экзамена с неудовлетворительной оценкой осуществляется студентом по направлению деканата в рамках экзаменационной сессии до начала следующего семестра.
  17. Пересдача экзамена с положительной оценкой возможна по заявлению студента и разрешению проректора по учебной работе.
  18. Присутствие на экзамене посторонних лиц без разрешения ректора (проректора по учебной работе или декана факультета) не допускается.

2. Порядок проведения экзамена

  1. На подготовку к ответу студенту предоставляется 45 мин. с момента получения им билета и раздаточного материала.
  2. Экзамен проводится в устной форме (записи приветствуются).
  3. При подготовке к ответу студенту запрещается обсуждать полученные задания с окружающими, пользоваться любыми информационными ресурсами (шпаргалки, записи, электронные устройства, наушники и т.д.). При нарушении студентом данного требования к нему последовательно применяются дисциплинарные санкции: предупреждение, удаление с экзамена с выставлением в ведомость оценки «неудовлетворительно».
  4. Запрещается выносить из аудитории любые материалы, связанные с проводимым экзаменом.
  5. Исправления и помарки в билетах, бланках лабораторных данных и ЭКГ не допускаются.
  6. Порядок ответа на вопросы билета – на усмотрение студента. При ответе студент имеет право на свободное изложение материала в рамках вопросов билета. Дополнительные вопросы могут быть заданы после завершения студентом ответа на вопрос билета.
  7. При формировании заключения по ЭКГ студент обязан назвать критерии диагностики, обосновать заключение. При ответе рекомендуется сохранять последовательность протокола расшифровки ЭКГ (ритм, ЧСС, положение электрической оси (угол альфа), электрокардиографические синдромы).
  8. При интерпретации анализов студент обязан назвать критерии диагностики, обосновать заключение.
  9. Студенту предоставляется пересдача неудовлетворительной оценки до трёх раз. В третьем случае пересдача экзамена возможна только в письменной форме и комиссией в составе трёх утверждённых членов комиссии, назначенных заведующим кафедрой. Комиссия выносит окончательное решение по оценке знаний студента.

К вышесказанному можно лишь добавить, что преподаватель на экзамене ставит в качестве цели только оценить работу студента в течение всего периода изучения предмета, а не «завалить» его. Хорошо подготовленному студенту можно лишь невольно занизить оценку не более, чем на 1 балл, но поставить «неудовлетворительно» — невозможно.

Помните старое шутливое выражение: «На экзамене у студента нет большего врага, чем сам студент».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ВЫПИСКА

ИЗ «ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ»

СМК-ОС-03-ПД-00.02-013 (30.05.2013):

10. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ

10.1. Оценка «отлично» выставляется, если студент владеет знаниями предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает категории и проблемы дисциплины, самостоятельно и в логической последовательности излагает изученный материал, умеет выделять при этом самое существенное, свободно оперирует понятиями и фактами, четко формулирует ответы на поставленные опросы, свободно читает результаты анализов и других исследований, решает логические ситуационные задачи, показывая при этом определенный уровень клинического мышления и знакомство с основной учебной литературой по дисциплине.

10.2 Оценка «хорошо» выставляется, если студент владеет знаниями предмета почти в полном объеме с требованиями учебной программы, излагает материал без серьезных пробелов и ошибок, логично и правильно отвечает на поставленные вопросы, умеет решать ситуационные задачи, показывая способность и знания постановки диагноза и других лечебных и диагностических мероприятий, а также знакомство с учебной литературой.

10.3 Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент владеет основн