Эпидемиологический подход к изучению болезней это

Эпидемиологический подход к изучению болезней это thumbnail

Эпидемиологический
метод — специфическая совокупность
приемов и способов, предназначенных
для изучения причин возникновения и
распространения любых патологических
состояний в популяции людей (включает
наблюдение, обследование, историческое
и географическое описание, сопоставление,
эксперимент, статистический и логический
анализ).

Эпидемиологический
метод включает
:

1) оценку состояния
здоровья населения в показателях
заболеваемости, пораженности, смертности,
временной утраты трудоспособности и
инвалидности;

2) оценку
распространенности заболеваемости по
территории, среди различных групп
населения и во времени;

3) формулирование,
оценку и обоснование гипотез о
причинно-следственных связях между
заболеваемостью и определяющими ее
факторами (факторами риска);

4) доказательство
гипотез о факторах риска и оценку
эффективности мер по профилактике
заболеваний и лечению больных. Применение
эпидемиологического метода в практическом
здравоохранении называют эпидемиологической
диагностикой.

Эпидемиологический
метод включает следующие разделы
методических приемов
:

1. Дескриптивные
(описательно-оценочные) методы.

2. Аналитические.

3. Экспериментальные.

4. Математическое
моделирование.

3. Вирусные гепатиты
А и Е. Этиология. Эпидемиология.
Профилактика.

2 Эпидемиологические
особенности эпидемий кишечных инфекций
в зависимости от преобладающего пути
передачи возбудителя.

3. Вирусные гепатиты
А и Е. Этиология. Эпидемиология.
Профилактика.

Гепатит А
(болезнь Боткина) вызывается РНК-вирусом
семейства Picornaviridae. Заболевание передаётся
фекально-оральным путём. Вирус попадает
в организм человека с загрязненными
продуктами питания, водой, предметами
обихода. Основным источником инфекции
служат больные с безжелтушными формами
болезни (протекают без желтухи). Вирус
выделяется с калом больного в инкубационный
период и в начале болезни.

Гепатит Е
провоцирует симптомы схожие с симптомами
гепатита А, хотя иногда может принимать
фульминантное развитие, в особенности
у беременных женщин. По способам передачи
гепатит Е близок к гепатиту А. Он может
передаваться через зараженную вирусом
воду, пищу, а кроме того — через кровь.

Тяжелые исходы в
виде фульминантного гепатита, приводящего
к смерти, при гепатите Е встречаются
значительно чаще, чем при гепатите А и
остром гепатите В.

Наиболее часто
гепатит Е встречается в Центральной
Азии и странах Африки.

Вирусы гепатитов
А и Е
не
оказывают прямого повреждающего действия
на печень. Гепатит – воспаление печени
– возникает оттого, что вирусы проникают
в клетки печени, вызывая тем самым
реакцию защитных клеток крови против
измененной печеночной ткани.

Гепатит А – одна
из самых распространенных инфекций в
мире. Многие переболевают этой болезнью
в детстве, что связано с большей
распространенностью гепатита А в детских
учреждениях, в условиях закрытого
коллектива. Дети переносят инфекцию
значительно легче, чем взрослые, многие
переносят бессимптомную форму гепатита
А и приобретают пожизненный иммунитет.
У взрослых чаще встречаются тяжелые
формы гепатита, требующие госпитализации,
что скорее всего связано с различными
сопутствующими заболеваниями.

Наибольшее
распространение вирусный гепатит А
приобрел в странах с теплым климатом и
неудовлетворительными санитарными
условиями.

Гепатит Е распространен
в странах Юго-Восточной Азии, Африке,
Центральной Америке. В наших широтах
гепатит Е встречается намного реже.

Вирус гепатита А

Вирус гепатита А
крайне устойчив к внешним воздействиям
и долго может сохраняться в окружающей
среде.

Источником инфекции
является больной человек, который
выделяет вирусы в окружающую среду с
калом. Вирусы, попадая в воду, продукты
питания, проникают в организм здорового
человека и могут вызвать заболевание.

Менее распространенный
механизм передачи инфекции – через
зараженную кровь. Это происходит при
переливании крови, использовании
наркоманами общих шприцев, а также при
гомосексуальных контактах.

Профилактика
вируса гепатита А и Е

Меры общей
профилактики сводятся к элементарным
принципам общей гигиены. Необходимо
мыть руки перед едой, мыть фрукты и овощи
водой, в чистоте которой нет сомнений.
Не употреблять недостаточно обработанное
мясо, рыбу, особенно морепродукты.

Иммуноглобулин

С помощью нормального
человеческого иммуноглоболина достигается
так называемая пассивная иммунизация,
т.е. человеку вводят уже готовые антитела
(защитные белки) против вирусов гепатита
А. Длительность действия этих антител
составляет 2 месяца. При введении
препарата в начале инкубационного
периода он предотвращает развитие
заболевания. Иммуноглобулин может быть
использован у людей, которые тесно
контактировали с заболевшим, не позднее,
чем через 2 недели после предполагаемого
заражения; а также у людей, находящихся
в эндемичном регионе. Иммуноглобулин
безопасен, хорошо переносится; заражение
ВИЧ-инфекцией через него невозможно,
поскольку вирус инактивируется при
изготовлении препарата.

БИЛЕТ №7

Соседние файлы в папке экзамены 6 курс зима_1

  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Эпидемиология как наука возникла из изучения распространения инфекционных болезней. Это объясняется тем, что инфекционным болезням присуще быстрое внезапное распространение, привлекающее внимание и, очевидным образом, ставящее проблемы популяции впереди проблемы отдельного больного. Катастрофические эпидемии чумы, проказы, холеры оказали глубокое влияние на все аспекты человеческой культуры, а не только на медицину. Успехи вакцинации, антимикробной терапии и улучшение условий жизни уже в первой половине XX века привели к снижению смертности от основных инфекционных болезней в экономически благополучных странах. Неинфекционные болезни (сердечнососудистые болезни, рак, язвенная болезнь) после Второй мировой войны прочно заняли 1-е место в структуре смертности-Распространению неинфекционных болезней обоснованно дали на звание эпидемий. Так, эпидемиология включила в круг изучаемых вопросов неинфекционную и неэпидемическую заболеваемость-Эпидемиология определяется как наука, изучающая причины, условия и механизм формирования заболеваемости населения путем анализа ее распределения по территории, среди различных групп и коллективов, а также во времени и у субъектов с различающимися характеристиками. Эпидемиологи последовательно разделяют болезнь как явление, наблюдаемое у индивидуального организма, и заболеваемость. Под заболеваемостью понимают совокупность заболеваний в популяции. Заболеваемость проявляется в статистических показателях, используемых эпидемиологами, — показателях частоты, отражающих различные стороны распространения болезней в популяции. Как болезнь отражает состояние здоровья чело века, так показатели заболеваемости отражают состояние здоровья популяции.

эпидемиология интенсивно использует статистические методы. Это

объясняется тем, что все явления в популяции людей или животных воспроизводимы в деталях, а каждый случай не идентичен другому. Соответственно, использование статистических методов позволяет открыть в наблюдаемом разнообразии закономерности и использовать эти закономерности в новых условиях. Методы статистики были привнесены в медицину и эпидемиологию из сельскохозяйственного эксперимента и технического контроля качества. Это наложило отпечаток на применение статистических методов. Сегодня врачу доступны не только более широкий круг статистических методов, но и мощные средства вычислений — компьютеры. Появилась возможность сделать акцент на правильном применении более широкого круга статистических методов, отказаться от большей части вычислительных упражнений при изучении эпидемиологии. У изучающих медицину и эпидемиологию специалистов общественного здоровья и организаторов медицинской помощи появились новые информационные инструменты — огромные массивы информации в Интернете. Это не толь ко электронные версии документов, ранее доступных только в виде книг, но и базы данных по заболеваемости, данные о геноме человека и других живых существ, статистические программы и мн. др. Хотя доступ в Интернет еще не стал возможным для каждого, в этом учебнике приводятся ссылки на наиболее надежные и важные источники информации, программы и алгоритмы. Упоминание в учебнике компьютерных программ и иных продуктов не означает, что именно они рекомендуются для использования, если об этом не сказано специально.

Врач применяет разные методы анализа ситуации и разные способы действий. Традиционным для изучения медицины и практики является дедуктивный метод. Применяющий дедукцию врач основывает свои конкретные действия на теоретических знаниях о механизмах болезней и механизмах действия лекарства или операции. Так, в начале XX века хирурги лечили ишемическую болезнь сердца шейной симпатэктомией, объясняя страдание сужением сосудов под действием симпатических нервов. Эмпирический метод основан на использовании! опыта — личного или чужого. Обычно врач действует с пониманием механизмов заболевания и действия лекарств, но обосновывает свои действия результатами клинических испытаний, подтвердивших действенность лекарственного средства. Именно на основании исследований эффективности вмешательств из практики лечения язвенной болезни почти исчезла ваготомия, а антибиотики прочно утвердились как наиболее эффективное средство. Дедуктивный и эмпирический методы анализа составляют естественнонаучный компонентмедицинской практики. Не менее важным является гуманистический компонентмедицинской практики, состоящий в понимании пациента как дружественного человеческого существа. Этот компонент тесно связан с этическим компонентоммедицинской деятельности, состоящим в применении принципов и норм этики. Эпидемиологические методы позволяют анализировать не только естественнонаучные, но и многие гуманистические и этические аспекты медицинской деятельности, поскольку действия врача, их субъективные основания и по следствия, страдания пациента и исходы болезней могут быть зарегистрированы и изучены.

Специфика эпидемиологической деятельности

Эпидемиология — одна из наиболее быстро развивающихся областей медицины. С одной стороны, в ней появляются новые гипотезы и теории, призванные объяснить вновь накапливаемые факты. С другой стороны, намечается тенденция к расширению границ эпидемиологии и вовлечению в её сферу новых объектов. Так, в последние годы в разных странах мира интенсивно развивается популяционный подход в частных медицинских науках: онкологии, кардиологии, эндокринологии, психиатрии и др. Сумму таких подходов стали называть неинфекционной эпидемиологией. Несколько лет назад эпидемиологию неинфекционных болезней рассматривали как некую совокупность методических приёмов, заимствованных из традиционного опыта эпидемиологии. Сегодня термин «не инфекционная эпидемиология» прочно вошёл в обиход не только за рубежом, но и у нас в стране, и ни у кого не вызывает возражений.

Эпидемиологический метод, сформировавшийся в недрах эпидемиологии инфекционных болезней, применён и оказался эффективным при изучении закономерностей распространения среди населения болезней неинфекционной природы.

Эпидемиологический подход,выявляющий закономерности распределения заболеваний во времени, территориально и среди различных групп населения, позволяет сконцентрировать профилактические мероприятия на времени, пред шествующем подъёму заболеваемости, на территории, где вероятность её возникновения наиболее высока, и, наконец, на группах населения, подверженных наибольшему риску заболевания. Многие авторы вполне обоснованно называют эпидемиологию диагностической дисциплиной общественного здравоохранения.

Эпидемиологическую информацию следует использовать для укрепления и охраны здоровья общества. Основные цели каждой из существующих на сегодня систем здравоохранения — охрана, укрепление и восстановление здоровья населения с учётом влияющих на него факторов. Новая концепция развития здравоохранения в России также подчёркивает сохранение и восстановление здоровья населения страны.

Различают индивидуальное здоровье (здоровье личности, отдельного человека), здоровье отдельных групп людей, объединённых каким-либо признаком (возрастом, профессией, местом проживания и т.д.), и общественное здоровье — понятие более высокого (социального) уровня, характеризующее состояние здоровья населения страны, региона, определённой административной территории.

ПОКАЗАТЕЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ

• Индекс здоровья населения— соотношение болевших и неболевших лиц (или доля неболевших лиц за определённый период времени в общей численности населения).

•Потенциал здоровья— мера количества и качества здоровья, измеряемых комплексом показателей. Прежде всего к ним относят уровень заболеваемости — инфекционной, неинфекционной, онкологической, профессиональной, внутрибольничной, травматизма. Помимо этого, каждую из названных категорий заболеваемости оценивают по тяжести течения (и исхода) как заболеваемость с временной утратой трудоспособности,заболеваемость со стойкой утратой трудоспособности, или инвалидность,и заболеваемость со смертельным исходом, или летальность.

•Наряду с заболеваемостью важнейшими показателями, характеризующими общественное здоровье, служат демографические и медико-демографические коэффициенты: рождаемость, смертность, естественный прирост (убыль) на селения, а также младенческая смертность и смертность по причинам и возрастно-половым группам.

В последние годы, помимо названных критериев, для оценки здоровья населения используют частоту и характер состояний, предшествующих развитию патологии. Донозологическая диагностика как метод исследования и оценки адаптации организма к негативному воздействию различных факторов среды должна стать основой прогнозирования здоровья населения, базирующейся на изучении иммунного, психического статуса, функционального состояния систем биохимической защиты, состояния сердечнососудистой и респираторной систем, желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и др. Для выявления людей с ранними стадиями заболеваний (до обращения за медицинской помощью) предназначены скрининговые исследования.

Источник

Замечание 1

Эпидемиология – наука из раздела профилактической медицины, которая изучает причины и закономерности возникновения и распространения заболеваний и возможности предотвращения и ликвидации заболеваний.

Эпидемиологические исследования характеризуются определенными нюансами в построении их дизайна и являются источником фактов, которые затем подвергаются анализу — эпидемиологическому творчеству. Цель этого творчества — логическое обобщение сведений и выдвижение гипотез, объясняющих этиологию и закономерности распространения различных болезней.

История эпидемиологических исследований

Примерно до середины $19$ века исследования в области заболеваемости были основаны на приблизительных субъективных оценках, однако, несмотря на это, многие гипотезы тех времен стали основой наших современных представлений о природе заболеваний, механизмах их передачи и распространения среди населения. Так, еще Гиппократ заметил многие особенности распространения заразных болезней и еще в 4 веке до нашей эры сформулировал гипотезу о миазмах – испарениях земного происхождения, которые в сочетании с человеческим темпераментом определяют то, какие особенности болезни будут наблюдаться у каждого конкретного человека.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

По мере накопления новых знаний у ученых сложилось представление о контагиях, которые определяют распространение заразных болезней. Именно с этим связано зарождение представлений о противоэпидемических мероприятиях, таких как изоляция, карантин и дезинфекция. Ученым, впервые попытавшимся обобщить информацию о контагиях был Фракасторо, написавший три книги: «О контагиях», «О контагиозных болезнях» и «О лечении контагиозных болезней».

Предмет эпидемиологии

Представления о предмете современной эпидемиологии – заболеваемости и исходах болезней, зародились лишь в $17$ веке.

Замечание 2

Тогда в $1603$ году в Лондоне была введена система регистрации смертей. В национальном масштабе она была введена только в $1837$ году. Кроме факта смерти в реестр также вносилась причина смерти больного.

Только после этого, то есть во второй половине $19$ века стало возможно провести количественный анализ полученных данных о заболеваемости и смертности. При этом до середины $20$ века эпидемиологические исследования ограничивались лишь инфекционными болезнями. После появления эффективных методов профилактики и лечения инфекционных заболеваний мощный толчок был дан для развития эпидемиологии неинфекционных болезней.

Цели эпидемиологических исследований

По мере развития науки сформулировались основные цели эпидемиологических исследований:

  • описать заболеваемость населения
  • выяснить причины и закономерности в заболеваемости в зависимости от внешних и внутренних факторов
  • определить причинно-следственную связь между предполагаемой причиной и болезнью
  • изучить причины эпидемических ситуаций (вспышек, эпидемий и т.д.)
  • определить прогноз заболеваемости
  • дать оценку качества противоэпидемических мероприятий и эффективности лечения

Современные эпидемиологические исследования

Эпидемиологические исследования в наше время являются одним из самых сложных направлений в современной медицинской науке и в то же время именно они помогают реально оценить достижения практической медицины и ее вклад в развитие общества. В связи с разнообразностью задач эпидемиологии исследования можно поделить на разнообразные типы исходя из цели, метода, объема информации, специфики, времени и места проведения исследования.

Замечание 3

Большое разнообразие типов исследований позволяет получать данные о конкретных заболеваниях, их сочетаниях и в конце концов о цельной картине эпидемиологической обстановки в различных регионах и по всему миру.

Существенную помощь в организации эпидемиологических исследованиях оказывает Всемирная организация здравоохранения.

Источник

Эпидемиологический
метод — специфическая совокупность
приемов и способов, предназначенных
для изучения причин возникновения и
распространения любых патологических
состояний в популяции людей (включает
наблюдение, обследование, историческое
и географическое описание, сопоставление,
эксперимент, статистический и логический
анализ).

Эпидемиологический
метод включает
:

1) оценку состояния
здоровья населения в показателях
заболеваемости, пораженности, смертности,
временной утраты трудоспособности и
инвалидности;

2) оценку
распространенности заболеваемости по
территории, среди различных групп
населения и во времени;

3) формулирование,
оценку и обоснование гипотез о
причинно-следственных связях между
заболеваемостью и определяющими ее
факторами (факторами риска);

4) доказательство
гипотез о факторах риска и оценку
эффективности мер по профилактике
заболеваний и лечению больных. Применение
эпидемиологического метода в практическом
здравоохранении называют эпидемиологической
диагностикой.

Эпидемиологический
метод включает следующие разделы
методических приемов
:

1. Дескриптивные
(описательно-оценочные) методы.

2. Аналитические.

3. Экспериментальные.

4. Математическое
моделирование.

3. Вирусные гепатиты
А и Е. Этиология. Эпидемиология.
Профилактика.

2 Эпидемиологические
особенности эпидемий кишечных инфекций
в зависимости от преобладающего пути
передачи возбудителя.

3. Вирусные гепатиты
А и Е. Этиология. Эпидемиология.
Профилактика.

Гепатит А
(болезнь Боткина) вызывается РНК-вирусом
семейства Picornaviridae. Заболевание передаётся
фекально-оральным путём. Вирус попадает
в организм человека с загрязненными
продуктами питания, водой, предметами
обихода. Основным источником инфекции
служат больные с безжелтушными формами
болезни (протекают без желтухи). Вирус
выделяется с калом больного в инкубационный
период и в начале болезни.

Гепатит Е
провоцирует симптомы схожие с симптомами
гепатита А, хотя иногда может принимать
фульминантное развитие, в особенности
у беременных женщин. По способам передачи
гепатит Е близок к гепатиту А. Он может
передаваться через зараженную вирусом
воду, пищу, а кроме того — через кровь.

Тяжелые исходы в
виде фульминантного гепатита, приводящего
к смерти, при гепатите Е встречаются
значительно чаще, чем при гепатите А и
остром гепатите В.

Наиболее часто
гепатит Е встречается в Центральной
Азии и странах Африки.

Вирусы гепатитов
А и Е
не
оказывают прямого повреждающего действия
на печень. Гепатит – воспаление печени
– возникает оттого, что вирусы проникают
в клетки печени, вызывая тем самым
реакцию защитных клеток крови против
измененной печеночной ткани.

Гепатит А – одна
из самых распространенных инфекций в
мире. Многие переболевают этой болезнью
в детстве, что связано с большей
распространенностью гепатита А в детских
учреждениях, в условиях закрытого
коллектива. Дети переносят инфекцию
значительно легче, чем взрослые, многие
переносят бессимптомную форму гепатита
А и приобретают пожизненный иммунитет.
У взрослых чаще встречаются тяжелые
формы гепатита, требующие госпитализации,
что скорее всего связано с различными
сопутствующими заболеваниями.

Наибольшее
распространение вирусный гепатит А
приобрел в странах с теплым климатом и
неудовлетворительными санитарными
условиями.

Гепатит Е распространен
в странах Юго-Восточной Азии, Африке,
Центральной Америке. В наших широтах
гепатит Е встречается намного реже.

Вирус гепатита А

Вирус гепатита А
крайне устойчив к внешним воздействиям
и долго может сохраняться в окружающей
среде.

Источником инфекции
является больной человек, который
выделяет вирусы в окружающую среду с
калом. Вирусы, попадая в воду, продукты
питания, проникают в организм здорового
человека и могут вызвать заболевание.

Менее распространенный
механизм передачи инфекции – через
зараженную кровь. Это происходит при
переливании крови, использовании
наркоманами общих шприцев, а также при
гомосексуальных контактах.

Профилактика
вируса гепатита А и Е

Меры общей
профилактики сводятся к элементарным
принципам общей гигиены. Необходимо
мыть руки перед едой, мыть фрукты и овощи
водой, в чистоте которой нет сомнений.
Не употреблять недостаточно обработанное
мясо, рыбу, особенно морепродукты.

Иммуноглобулин

С помощью нормального
человеческого иммуноглоболина достигается
так называемая пассивная иммунизация,
т.е. человеку вводят уже готовые антитела
(защитные белки) против вирусов гепатита
А. Длительность действия этих антител
составляет 2 месяца. При введении
препарата в начале инкубационного
периода он предотвращает развитие
заболевания. Иммуноглобулин может быть
использован у людей, которые тесно
контактировали с заболевшим, не позднее,
чем через 2 недели после предполагаемого
заражения; а также у людей, находящихся
в эндемичном регионе. Иммуноглобулин
безопасен, хорошо переносится; заражение
ВИЧ-инфекцией через него невозможно,
поскольку вирус инактивируется при
изготовлении препарата.

БИЛЕТ №7

Соседние файлы в папке экзамены 6 курс зима

  • #
  • #
  • #
  • #

Источник