Эпидемиология изучает болезни на популяционном уровне

Эпидемиология изучает болезни на популяционном уровне thumbnail

1.На каком уровне организации жизни эпидемиология изучает болезни?
а) организменном
б) + популяционном
в) клеточном
г) тканевом

2.Что такое механизм передачи?
а) + эволюционно выработанный механизм, обеспечивающий паразиту смену индивидуальных организмов специфического хозяина для поддержания биологического вида
б)перенос возбудителя из одного организма в другой с помощью элементов внешней среды
в) перенос возбудителя из одного организма в другой в конкретных условиях эпидемической обстановки с помощью элементов внешней среды или их сочетания

3.Что такое путь передачи?
а) эволюционно выработанный механизм, обеспечивающий паразиту смену индивидуальных организмов специфического хозяина для поддержания биологического вида
б) перенос возбудителя из одного организма в другой с помощью элементов внешней среды
в) + варианты совокупностей элементов внешней среды, которые осуществляют перенос возбудителя из одного организма в другой в конкретных условиях эпидемической обстановки

4.Что такое факторы передачи?
а) +элементы внешней среды, обеспечивающие перенос возбудителя из одного организма в другой
б)биотические факторы внешней среды, в которых происходит накоплениевозбудителя
в)абиотические факторы внешней среды, в которых происходит накопление возбудителя заболевания

5.Основные положения учения об эпидемическом процессе (по Громашевскому):
а) соответствие механизма передачи основной локализации возбудителя в организме хозяина
б)способность некоторых возбудителей существовать вне зависимости от человека в природных очагах
в)+неразрывная связь источника инфекции, механизма передачи и восприимчивого организма
г)фазность развития эпидемического процесса

6.Какие условия необходимы для существования природного очага?
а)циркуляция возбудителя в популяции животных
б)+биоценотические связи между возбудителями, переносчиками и популяцией восприимчивых животных
в) возможность инфицирования кровососущими членистоногими
г)трансовариальная передача возбудителя у кровососущих членистоногих
д)преобразование природы и воздействие антропогенного характера

7.Что понимается под эффективностью противоэпидемических мероприятий?
а) соответствие своевременности и полноты выполнения мероприятий нормативным требованиям
б) соответствие используемых средств национальным (международным) стандартам
в) предотвращение морального ущерба
г) + достижение необходимого результата за счет реализованного мероприятия

8.Дату чего необходимо знать для определения времени возможного заражения?
а) + заболевания
б) обращения за медицинской помощью
в) госпитализации
г) дезинфекции

9.Что будет теоретической основой эпидемиологического надзора за инфекциями:
а) ретроспективный анализ
б) оперативный анализ
в) структура системы противоэпидемической зашиты населения
г) +теория механизма передачи, теория саморегуляции и теория природной очаговости

10.При каких нозоформах человек не будет являться источником инфекции?
а) +сибирская язва
б) чума
в) +туляремия
г) +пептоспироз
д) лихорадка Ласса

11.При чем синантропные грызуны могут быть источниками инфекции?
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
а) + иерсиниозе
б) легионеллезе
в) + сальмонеллезе
г) бруцеллезе
д) + туляремии

12.Отметьте то, что будет апронозами:
а)энтеробиоз
б) эшерихиоз
в) + синегнойная инфекция (псевдомоноз)
г) + легионеллез
д) пищевая токсикоинфекция, вызванная стафилококком

13.Противоэпидемическими мероприятиями является совокупность научно-обоснованных рекомендаций, которые обеспечивают…
а) +предупреждение инфекционных заболеваний среди отдельных групп населения
б) +снижение заболеваемости совокупного населения инфекционными болезнями
в) снижение заболеваемости совокупного населения неинфекционными болезнями
г) +ликвидацию отдельных инфекций

14.Отметьте активную форму выявления источников инфекции:
а)+ обследование пищевиков в плановой порядке и по эпидпоказаниям
б) + медицинский осмотр и обследование врачей, младшего и среднего медперсонала при поступлении на работу
в) посещение больного на дому по вызову
г) + выявление бактерионосителей или антигеноносителей перед плановой госпитализацией

15.Отметьте противоэпидемические мероприятия лечебно-профилактические проводимые учреждениями:
а) + изоляцию
б) +дезинфекцию
в) + иммунопрофилактику
г) дератизацию

16.Отметьте основнойпредмет эпидемиологии:
а) популяция человека
б) здоровье населения
в) заболеваемость инфекционными болезнями
+г) заболеваемость любыми болезнями

17.В чем сущностьэпидемиологическкогоподходак изучению болезней человека?
а) изучение патологии человека в качестве основного предмета
б) изучение популяции человека в качестве основного предмета
+в) выявление особенностей распределения заболеваемости (проявлений заболеваемости) с учетом времени, места возникновения случаев заболеваний и индивидуальных характеристик заболевших
г) применение статистических методов изучения

18.На каком уровне организации жизни эпидемиологический подход предполагает изучение патологии человека?
а) клеточном
б) органном
в) организменном
+г) популяционном

19.Отметьте высказывания, касающиеся эпидемиологии инфекционных и эпидемиологии неинфекционных болезней:
а) являются самостоятельными наукам
+б) являются разделами одной науки
в) такое разделений недопустимо, так как эпидемиологияизучает только инфекционные болезни

20.Отметьте то, что будет являться целью госпитальной эпидемиологии:
+а) профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи
б) оптимизация процесса диагностики, лечения и профилактики в отношении конкретного пациента на основе результатов оценки лечебно-диагностического процесса с использованием данных эпидемиологических исследований
в) профилактика инфекционных и неинфекционных болезней

21.Отметьте то, что будет являться целью клинической эпидемиологии:
+а) оптимизация процесса диагностики, лечения и профилактики в отношении конкретного пациента на
основе результатов оценки лечебно-диагностического процесса с использованием данных эпидемиологических исследований.
б) профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи
в) профилактика инфекционных болезней
г) профилактика неинфекционных болезней

22.Отметьте то, что будет обозначатьпонятие«клиническаяэпидемиология»:
+а) использование эпидемиологического метода для изучения различного рода клинических явлений и
научного обоснования врачебных решений в клинической медицине
б) использование эпидемиологического метода и биостатистики при изучении патологических процессов на популяционном уровне
в) оценка существующих стратегий профилактики соматических болезней
г) оценка деятельности медицинских учреждений и программ
д) разработка и применение таких методов клинического наблюдения, которые позволяют получать достоверные выводы, исключая возможные систематические ошибки+

23.Цели эпидемиологии предусматривают:
+а) описание заболеваемости
+б) выявление причин возникновения и распространения болезней
+в) разработку концепции (основные направления, профилактические программы и др.) борьбы с распространением отдельных и групп болезней
г) разработку различных средств борьбы с распространением болезней (например, вакцин, сывороток, дезинфицирующих средств, оборудования для стерилизации и т.п.)
д) оценку потенциальной и фактической эффективности средств и способов борьбы с распространением болезней+

24.Что входит в предметнуюобластьэпидемиологии?
а) заболеваемость инфекционными и неинфекционными болезнями+
б) здоровье населения
+в) явления, отражающие различные исходы болезни (смертность, летальность, временную утрату
трудоспособности и др.)
г) заболеваемость только инфекционными болезнями

25.Автор первогоэпидемиологического исследования, целью, которого было описать заболеваемость, объяснить ее причины и принять меры по их устранению:
а) Роберт Кох
+б) Джон Сноу
в) Данила Самойлович
г) Л.В.Громашевский
д) Тирион Ланистер

26.Характеристики современного этапа развития эпидемиологии:
а) Созданием эпидемиологических школ Л.В. Громашевского, В.А. Башенина, Е.Н. Павловского
б) Очаговым уровнем изучения заболеваемости
в) Открытием кафедр эпидемиологии в медицинских институтах большинства стран мира
+г) Формированием эпидемиологии как «диагностической дисциплины общественного здравоохранения»

27.В чьих трудах изложены первые обобщения о признаках эпидемий?
+а) Гиппократа
б) Аристотеля
в) Галена
г) Теофраста

28.Кем была выдвинута идея о ликвидации инфекций:
а) Р. Кох
б) И. И. Мечников
в) Л. Пастер
+г) Ф. Ф. Эрисман

29. Какая должна быть причина,приотсутствиикоторой невозможновозникновениеи/или
распространение болезни?
+а) необходимая
б) дополнительная
в) косвенная
г) опосредованная

30.Показатели, используемые в эпидемиологии для измерения риска возникновения нового случаяболезни в конкретных группах населения:
+а) интенсивные
б) экстенсивные
в) наглядности
г) как интенсивные, так и экстенсивные

31.Какие показатели необходимы для измерения частоты встречаемости болезни в конкретных группах населения?
+а) интенсивные
б) экстенсивные
в) наглядности
г) как интенсивные, так и экстенсивные

32.Какие показатели позволяют описать структуру изучаемого явления?
а) интенсивные
+б) экстенсивные
в) наглядности
г) как интенсивные, так и экстенсивные

33.Синонимом, какого показателя являетсятермин«показательинцидентности»?
+а) заболеваемости
б) распространенности
в) превалентности
г) наглядности

34.Синонимом, какого показателя являетсятермин«показательпревалентности»?
а) заболеваемости
+б) распространенности
в) инцидентности
г) наглядности

35.Какой показатель возможно рассчитать, имея данные о количестве больных какой-либо хронической болезнью, в одной группе Б населения с известной численностью?
а) инцидентности
+б) превалентности
в) отношения шансов
г) относительного риска

36.Какой показатель можно рассчитать, имея данные о количестве заболевших заопределенный период какой-либо болезнью, в одной группе населения с известной численностью?
+а) инцидентности
б) превалентности
в) отношения шансов
г) относительного риска

37.Что такое показатель заболеваемости (инцидентности) или кумулятивный показатель заболеваемости?
+а) показатель, отражающий долю людей, которые заболели определенной болезнью в какой-либогруппе населения за определенный отрезок времени
+б) показатель, учитывающий новые случаи заболеваний определенной болезнью в какой-тогруппе населения за определенный отрезок времени
+в) показатель, отражающий риск заболеть определенной болезнью лиц, относящихся к какой-либогруппе
населения в течение определенного времени
г) показатель, отражающий риск быть больным определенной болезнью лиц, относящихся к какой- либо группе населения в течение определенного времени

38.Чем является показательпревалентности (распространенности, болезненности)?
а) разновидностью показателя заболеваемости, отражающего риск распространения инфекции среди лиц, контактировавших с больным какой-либо инфекцией
+б) разновидностью показателя заболеваемости, учитывающего в какой-либогруппе населения за
определенное время на данной территории все случаи какого-либозаболевания независимо от времени его возникновения
в) разновидностью показателя заболеваемости, предназначенного для определения риска заболеть хроническими инфекциями (например, туберкулезом)
г) показателем, отражающим за определенное время долю больных каким-либозаболеванием на данной территории среди всех больных независимо от этиологии болезней

39.Выберите корректно представленную информацию:
а) заболеваемость дизентерией населения г. Н. составила 85,20/0000
б) заболеваемость школьников в г. Н. в 2007 г. составила 32,50/000
+в) заболеваемость стенокардией лиц старше 50 лет в городе Н. в 2007 г. составила 18,1%
г) общая смертность от новообразований в России в 2007 г. составила 320,20/0000+
д) доля случаев артериальной гипертензии у мужчин в возрасте 20-55лет, в среднем по крупным городам России в 1990-2007г.г составила 25,3

40.Какие величины применимы с целью оценки вклада отдельных групп населениявструктурузаболеваемость совокупногонаселения?
а) интенсивный показатель
+б) экстенсивный показатель
в) одновременно интенсивный и экстенсивный показатели
г) абсолютное число заболевших
д) численность отдельных групп

41.По какому показателю идет оценка риска заболеваемости?
+а) инцидентности
б) превалентности
в) экстенсивному
г) наглядности

42.По какому показателю идет оценка риска заболеваемости?
а) инцидентности
+б) превалентности
в) экстенсивному
г) наглядности

43.Наличие, какой информации предполагает корректноепредставлениеотносительныхвеличин,которые отражаютзаболеваемость
населения?
+а) нозологической форме, заболеваемость которой измеряется
б) времени, когда была зарегистрирована заболеваемость+
+в) территории, на которой была зарегистрирована заболеваемость
г) группе населения, в которой была зарегистрирована заболеваемость
д) типе эпидемиологического исследования, при котором были получены данные о заболеваемости

44. Выберите определение классической эпидемиологии?
а) наука, изучающая распределение в конкретных популяциях состояний здоровья и болезни, а также факторы, обусловливающие их и применение полученных знаний для борьбы с патологическими состояниями
б) + наука об объективных закономерностях, лежащих в основе возникновения, распространения прекращения инфекционных болезней в человеческом коллективе, и методах профилактики и ликвидации этих болезней
в) наука, изучающая причины, условия и механизмы формирования заболеваемости населения путем анализа ее распределения по территории, среди различных групп населения и во времени и использующая эти данные для разработки способов профилактики заболеваний
г) теория и практика эпидемиологических исследований, профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на охрану здоровья населения, как от инфекционных, так и не инфекционных болезней
д) взаимообусловленная изменчивость свойств популяции возбудителя и хозяина

45.Что входит в понятие «эпидемическая заболеваемость»?
а) эндемию
б) + эпидемию
в) +пандемию
г)+эпидемическую вспышку

Источник

Эпидемиология (др.-греч. ἐπιδημία — на народ; λόγος — учение) — общемедицинская наука, определяющая закономерности возникновения и распространения заболеваний различной этиологии с целью разработки контроля и профилактических мероприятий. Изучает случаи заболеваемости на определённой территории в определённое время среди определённых групп населения.[источник не указан 91 день]

Эпидемиология сформировалась как наука по мере развития микробиологии, международную координацию и статистику исследований осуществляет Всемирная организация здравоохранения[1].

Предмет и методы[править | править код]

Цель эпидемиологии заключается в выявлении закономерностей возникновения, распространения и прекращения болезней человека и разработке мер профилактики и борьбы с ними[2].

Задачи эпидемиологии сводятся к следующим[2]:

  • определению медицинской и социально-экономической значимости болезни, её места в структуре патологии населения;
  • изучению закономерностей распространения болезни во времени (по годам, месяцам и т. п.), по территории и среди различных групп населения (возрастных, половых, профессиональных и т. д.);
  • выявлению причин и условий, определяющих наблюдаемый характер распространения болезни;
  • разработке рекомендаций по оптимизации профилактики;
  • разработке прогноза распространения изучаемой болезни.

Объектом эпидемиологии инфекционных болезней является эпидемический процесс, закономерности его развития и формы проявления.

Предметом эпидемиологии являются:

  • процесс возникновения и распространения любых патологических состояний среди людей (в популяции);
  • состояние здоровья (невозможность возникновения и распространения патологических состояний).

Эпидемиологический метод — специфическая совокупность приёмов и способов, предназначенных для изучения причин возникновения и распространения любых патологических состояний в популяции людей (включает наблюдение, обследование, историческое и географическое описание, сопоставление, эксперимент, статистический и логический анализ).

История[править | править код]

Основоположником учения о эпидемиологии считается Гиппократ. До наших дней дошли сочинения Гиппократа «Семь книг об эпидемиях», «О воздухе, водах и местностях» и др. В. А. Башенин в своём учебнике по общей эпидемиологии писал: «В течение почти 2000 лет по эпидемиологии не было высказано более оригинальных научных взглядов, чем взгляды Гиппократа». Со времен Гиппократа, то есть около 2400 лет назад, под словом «эпидемия» понимали массовые заболевания среди людей, которые могли включать болезни инфекционной и неинфекционной природы.

Конечно, в древние и средние века эпидемии в основном являлись результатом распространения заразных заболеваний, хотя представления о том, что такое зараза и как она проникает в организм, были различными. Ещё в древности возникли две теории развития эпидемии. Первая теория, выдвинутая Гиппократом, предполагала, что причиной эпидемий является проникновение в организм людей неких веществ — миазмов, находящихся в космосе или в почве, в частности, в болотистых местах. Согласно этому представлению, вдыхание миазм большим количеством людей приводит к возникновению массовой заболеваемости. Эта точка зрения обосновывалась на наблюдениях, когда возможность заражения пострадавших от других больных проследить не удавалось. По-видимому, не случайно и упоминание о болотистых местах: вполне вероятно, что речь шла о наблюдениях в очагах малярии, при которой невозможно проследить заразность больного — непосредственной угрозы для окружающих он не представляет (больной как бы «не контагиозен»).

Вторая теория предполагала, что причиной развития эпидемий является распространение среди людей живого болезнетворного агента. Эту точку зрения высказал величайший философ Греции Аристотель (IV в. до н. э.), в дальнейшем она нашла последователей в Древнем Риме. Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н. э.) назвал этого агента «Contagium vivum». По существу, как показал исторический опыт, эта гениальная догадка предопределила весь ход развития эпидемиологии, базировалась она на очевидной заразности больных при имевших в те времена широкое распространение нозоформах, таких как чума, оспа и некоторые другие.

Возрождение и Новое время

В эпоху Возрождения контагионистская гипотеза получила развитие в трудах итальянского врача Фракасторо. Он опубликовал книгу «Siphilides Libris III» (откуда и название болезни — сифилис), в которой сформулировал положение о заразности больного для других. Поскольку при венерических заболеваниях проследить контакты с больным не трудно, в книге были представлены неопровержимые доказательства в пользу контагионистской теории. Надо отметить, что это была важнейшая веха в понимании сути эпидемий.
Последовательным сторонником этой гипотезы был основоположник отечественной эпидемиологии Д. С. Самойлович (1724—1810). Труды Самойловича по чуме были признаны всеми учеными Европы, и он был избран членом различных иностранных Академий.

Д. С. Самойлович первый в мире пытался применить микроскоп для обнаружения предполагаемого возбудителя чумы. Разрешающая способность имевшегося микроскопа и техника микроскопирования не позволили получить положительного результата.

Нет сомнения, что постоянная дискуссия контагионистов и сторонников миазматической теории послужила основой дальнейшего развития науки.

Микробиологические исследования

Следующим, причём решающим этапом в познании внутренней сущности эпидемии стали великие микробиологические открытия и достижения второй половины XIX в., которым предшествовало открытие микробов (А. Левенгук, 1632—1723). Исследования Л. Пастера (1822—1895), Р. Коха (1843—1910) и их многочисленных учеников определили не только торжество контагионистской теории, но и привели к разработке множества практических мер в борьбе с заразными заболеваниями (современная диагностика заболеваний, использование дезинфекции, разработка и введение в широкую практику специфической профилактики с помощью вакцин и сывороток и т. д.).

Английский врач Джон Сноу известен своим расследованием причин эпидемии холеры в XIX веке.

Целью эксперимента, проведённого Сноу, было выяснение путей передачи холеры. Он обратил внимание, что две разные компании снабжали водой один и тот же район Лондона. Обе водопроводные компании забирали воду из Темзы в тех местах, которые могли подвергаться заражению из городской канализации.

Но в 1892 г. после эпидемии холеры, одна из этих компаний, «Ламбет компани», перенесла свою водоочистительную систему выше по течению, туда, где не было лондонской канализации. Другая, «Саутуорок энд Воксхолл компани», оставила всё как было. Обе компании поставляли питьевую воду в один и тот же район города. Часто отдельный дом пользовался источником водоснабжения, которым не пользовались соседние дома. Между людьми, получающими воду из источников различных компаний, нет никакой разницы ни в положении, ни в профессии.

Оригинальная карта доктора Джона Сноу, показывающая распределение случаев заболевания холерой эпидемии в Лондоне (в 1854 году)

Данные эксперимента оказались грандиозными. Не менее 300 000 людей обоих полов, всех возрастов и профессий, всех уровней и общественных положений — от знати до самых бедных слоев — были разделены на две группы без их ведома и воли.

Одна группа получала воду с примесью лондонской канализации и со всем, что могло попасть в неё от больных холерой, другая же группа получала воду, совершенно свободную от такого загрязнения. Нужно было только выяснить источник снабжения водой каждого отдельного дома, в котором могла произойти фатальная вспышка холеры. Выполнение этой задачи требовало свести воедино информацию двух типов: случаи холеры и источник водоснабжения.

Смертность в домах, обслуживаемых «Саутуорк энд Воксхолл компани», оказалась в девять раз выше, чем в домах, обслуживаемых «Ламбет компани». Более того, последующие эпидемии холеры чётко подтвердили значимость питьевого источника.

История эпидемиологии в России[править | править код]

Первая мировая война, последовавшие затем две революции, гражданская война, экономическая разруха, голод привели к невиданному до тех пор распространению различных эпидемий. Так, по далеко не полным данным, заболеваемость (инцидентность) только сыпным тифом в 1919 г. составила 2743, в 1920 г. — 2550 на 100 000 населения.

Именно в этих условиях в 1920 г. в Одессе (Новороссийский университет) была создана первая в мире кафедра эпидемиологии. Её организатор — Д. К. Заболотный ещё до войны осуществлял неоднократные и весьма успешные исследования в очагах чумы. Он открыл наличие природных очагов этой болезни, написал первый учебник по эпидемиологии.

В 1963 году Постановлением Совета Министров СССР был создан Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии для разработки научных основ противоэпидемического обеспечения населения страны.

Научные направления[править | править код]

Эпидемиология инфекционных болезней[править | править код]

Эпидемиология инфекционных болезней — это система знаний о закономерностях эпидемического процесса и методах его изучения, а также совокупности противоэпидемических мероприятий и организации их проведения с целью предупреждения заболеваемости инфекционными болезнями отдельных групп населения, снижения показателей заболеваемости совокупного населения и ликвидации отдельных инфекций. По мнению некоторых авторов (Беляков В. Д., Яфаев Р. Х., 1989 г.), предметом изучения эпидемиологии инфекционных болезней является эпидемический процесс, закономерности его развития и формы проявления.

Эпидемиология неинфекционных болезней[править | править код]

Эпидемиология неинфекционных болезней — это наука, изучающая причины и условия возникновения и распространения неинфекционной заболеваемости среди населения для разработки и применения профилактических мероприятий. В эпидемиологии неинфекционных заболеваний выделяются, в зависимости от временной протяженности причинно-следственных связей, обуславливаемых реактивностью и компенсаторными механизмами, пространственное (хорологическое) и пространственно-временное (хронологическое)направления. Эти направления достаточно существенно отличаются своими аналитическими системами и используемыми показателями. Пространственное направление эффективно используется в онкологии, сердечно-сосудистой патологии, эндокринологии и др. сферах. Хроноэпидемиологическое направление как методология и метод фазовопространственного анализа впервые разработано и использовано в психиатрии (В. П. Исхаков, 1972—2010).

Фармакоэпидемиология[править | править код]

В последнее время получила развитие область знаний, происшедшая от объединения фармакологии и эпидемиологии — фармакоэпидемиология. Последняя наука является теоретической и методической основой фармаконадзора, проводимого в РФ, в ЕС и США, а также по всему миру.

Военная эпидемиология[править | править код]

Военная эпидемиология — это раздел эпидемиологии и военной медицины, изучающий вопросы теории и практики противоэпидемического обеспечения войск в мирное и военное время. Военная эпидемиология изучает особенности возникновения и развития эпидемического процесса в организованных воинских коллективах с учётом своеобразия их комплектования, возрастного состава, деятельности и быта, разрабатывает методы эпидемиологических обследований и систему войск. Военная эпидемиология тесно связана с общей эпидемиологией, организацией и тактикой медицинской службы, военной гигиеной и военно-полевой терапией (Акимкин В. Г.).

Цель военной эпидемиологии — обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия войск.

Задачи военной эпидемиологии:

  • предупреждение заноса инфекционных заболеваний в войска;
  • предупреждение распространения инфекционных заболеваний среди личного состава войск;
  • предупреждение выноса инфекционных заболеваний из войск;
  • биологическая защита войск.

Разделы военной эпидемиологии:

  • учение об эпидемическом процессе и особенностях его развития среди личного состава войск;
  • средства и методы противоэпидемической защиты войск;
  • эпидемиологическая диагностика (ретроспективный и оперативный эпидемиологический анализ, эпидемиологическое обследование очагов инфекционных заболеваний, санитарно-эпидемиологическая разведка и наблюдение);
  • организация мероприятий по противоэпидемической защите войск в мирное и военное время;
  • частная эпидемиология;
  • биологическое оружие и защита от него.

Экологическая эпидемиология[править | править код]

Экологическая эпидемиология — это отрасль общественного здоровья, изучающая экологические условия и опасности, представляющие риск для здоровья человека.

Экологическая эпидемиология:

  • выявляет и измеряет воздействие экологических загрязнителей, проводит оценки рисков и связи;
  • обеспечивает медицинское обследование и наблюдение неблагоприятных для здоровья последствий,
  • также научно обосновывает уровни воздействия таких загрязнителей.

По мнению ряда авторов (Олейникова Е. В., Зуева Л. П., Нагорный С. В., 2009) термин «экологическая эпидемиология» сформулирован в последние два десятилетия на Западе, вначале — как ветвь эпидемиологии неинфекционных заболеваний, затем — как особое научное направление, посвященное изучению, анализу и доказательству зависимости здоровья населения от состояния окружающей среды под названием «environmental epidemiology».

Предметом экологической эпидемиологии являются массовые экологически обусловленные болезни среди населения. Следовательно, экологическая эпидемиология являются частью науки эпидемиологии, а не «самостоятельной наукой», и не «методологией гигиены» или «экологии», или «общественного здравоохранения», как формулируют её ряд авторов (Ревич Б. А. и др., 2004; Привалова Л. И. и др., 2003).

Ландшафтная эпидемиология[править | править код]

Геоинформационная система (ГИС)

Одним из современных направлений эпидемиологии является ландшафтная эпидемиология (Landscape epidemiology).

Ландшафтная эпидемиология происходит из области ландшафтной экологии.
Так же, как ландшафтная экология связана с анализом структуры и происходящих в экосистеме процессов (во времени и пространстве), ландшафтная эпидемиология может быть использована для анализа факторов риска и их моделирования.
Это основывается на теории, что большинство переносчиков, их хозяев и возбудителей заболеваний, обычно связаны с ландшафтом, а экологические факторы контролируют их распределение и количество.
С появлением новых компьютерных технологий, (в частности, ГИС), концепция ландшафтной эпидемиологии была применена для анализа различных инфекционных и паразитарных болезней.

См. также[править | править код]

  • День работников санитарно-эпидемиологической службы
  • Гигиена
  • Санитария
  • Социальная гигиена и организация здравоохранения
  • Профилактическая медицина

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Частная эпидемиология: Для войсковых врачей и врачей-эпидемиологов / В. М. Берман, А. М. Левитов, И. И. Рогозин; Под общ. ред. проф. В. М. Бермана. — М.: Медгиз, 1941. — 554 с. — 5000 экз. (в пер.)
  • Кац-Чернохвостова Л. Я. Эпидемиология : Учеб. пособие для мед. училищ. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Медгиз, 1957. — 368 с. — 70 000 экз.
  • Беляков В. Д., Яфаев Р. Х. Эпидемиология: Учебник. — М.: Медицина, 1989. — 416 с.: ил. — (Учеб. лит. для студ. мед. ин-тов). ISBN 5-225-01513-1
  • Зуева Л. П., Яфаев Р. Х. Эпидемиология: Учебник. — СПб.: ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2005. — 752 с.: ил.
  • Исхаков В. П. К методологии эпидемиологического изучения эндогенных психозов. Журн. Невропат. и психиатр. им. С. С. Корсакова, 1986, т. 86, в. 8, с. 1180—1186.
  • Исхаков В. П. О причинно-временном направлении в эпидемиологии и многолетних циклах рождения больных эндогенными психозами. Журн. Невропат. и психиатр. им. С. С. Корсакова, 1989, т. 89, в. 4, с. 110—118.
  • Исхаков В. П. О причинном фазово-пространственном анализе заболеваний в педиатрии. Матер. V съезда педиатров Республики Узбекистан. Ташкент., 2004, с 128—129.
  • Жариков Н. М., Исхаков В. П. К методике и некоторым аспектам эпидемиологических исследований в психиатрии. Сб. Шизофрения. Москва, 1977, с. 23—31.
  • Олейникова Е. В., Зуева Л. П., Нагорный С. В. Экологическая эпидемиология — одно из важнейших направлений эпидемиологической науки // Проблемы современной эпидемиологии. Перспективные средства и методы лабораторной диагностики и профилактики актуальных инфекций: труды Всероссийской научной конференции 19-20 ноября 2009 года. — СПб., 2009. — 370 с.
  • Руководство по эпидемиологии инфекционных болезней: В 2 т. Т. I / В. М. Болотовский, А. М. Зарицкий, А. М. Кондрусев и др. Под ред. В. И. Покровского. — М.: Медицина, 1993. — 464 с.: ил.
  • П. М. Лернер Записки эпидемиолога. Израиль, 2010. — 140 с.
  • Громашевский Л. В. Избранные труды / Под ред. А. Ф. Фролова. — Киев: Здоров’я, 1987. — Т. 1, 2, 3.
  • Военная гигиена и военная эпидемиология / Мельниченко П. И., Огарков П. И., Лизунов Ю. В. // Учебник для медицинских ВУЗов. М.: Медицина, 2006. — 400 с. ISBN 5-225-04849-8
  • Эпидемиология рака лёгких. (недоступная ссылка) Пер. с англ. Н. Д. Фирсова (2017).

Ссылки[править | править код]

  • Официальный сайт ФБУН Центрального НИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора
  • Эпидемиолог.ру.
  • Военная эпидемиология.
  • Эпидемии и Пандемии Эпидемии и Пандемии: прошлое и настоящее.
  • Все о прививках и вакцинации.
  • Основы Эпидемиологии: Обучающий фильм.
  • Журналы по эпидемиологии неинфекционных заболеваний на английском языке — по подписке и в свободном доступе.
  • Эпидемиология и инфекционные болезни (журнал)
  • Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)
  • Официальный сайт ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора
  • Официальный сайт Федерального медико-биологического агентства России (ФМБА).

Источник