Этапы развития представлений о сущности болезни

Этапы развития представлений о сущности болезни thumbnail

Понимание
болезни на разных этапах развития
медицины

Представления
человека о сущности болезни всегда
зависели от общего взгляда людей на
окружающую действительность, от их
мировоззрения и уровня общей культуры.

Так,
в результате широко распространенного
в древнюю эпоху анимистического
(от
лат. cmima

душа) взгляда,
одухотворяющего
силы природы, возникло так называемое
онтологическое
(от
греч.

ontos

сущее) представление о сущности болезни.
Согласно этим взглядам, болезнь является
следствием проникновения в организм
злого духа. Исцеление же больного
возможно лишь чтением молитв, заклинаниями,
заговорами, якобы способствующими
изгнанию из тела злого духа. С проявлениями
«первобытного анимизма» мы встречаемся,
к сожалению, и в наши дни. Достаточно
вспомнить публичные (в том числе
телевизионные) выступления современных
«целителей», колдунов, шаманов, знахарей;
массовые самоистязания изгоняющих из
себя дьявола членов различного рода
религиозных сект и др.

Первым,
кто, хотя и в наивной форме, высказал
материалистическое
воззрение
на
сущность болезни, был ученик Пифагора
— врач Алкмеон
из
Кротона (конец VI — начало V в. до н.э.). Им
была создана так называемая пневматическая
система
медицины
(пневматика),
суть
которой сводится к следующему: человеческий
организм, как и вся природа, состоит из
воздуха, наделяющего человека
противоположными свойствами (силами),
— «…влажного и сухого, холодного и
теплого, горького и сладкого и пр.». По
Алкмеону, человек сохраняет здоровье,
когда на головной и спинной мозг, кровь
(место возникновения болезней) действует
соразмерное смешение (symmetra
krasis)
этих
сил, господство же (monarchia)
любой
одной из них приводит к болезни.

Гениальный
греческий врач Гиппократ
(около
460-377 гг. до н.э.) явился основоположником
гуморального
(от
лат. humor

жидкость) направления
в
учении о болезни. Первоосновой всего
живого он считал жидкость, которая в
организме существует в четырех формах:
кровь, слизь, желтая желчь и черная
желчь. Нормальный состав этих жидкостей
и их пропорциональное содержание
(кразис) определяют состояние здоровья.
Неправильное же их смешение, нарушение
пропорции в их соотношении (дискразия)
являются причинами болезней.

Основоположником
солидарного
(от
лат. solidus

плотный) направления
в
учении о болезни считается римский
ученый Асклепиад
(128-56
гг. до н.э.). Согласно его воззрениям,
тело человека состоит из бесчисленного
количества атомов и образующихся между
ними «пор». Отклонения объема «пор» от
обычного, нормального состояния в
сторону сужения (status
staretus)
или
расширения (status
laxus)
приводят
к возникновению заболевания.

Начало
ятрохимическому
направлению
в
учении о болезни было положено швейцарским
химиком, биологом и врачом Парацель-

сом
(1493-1541).
По его учению, тело человека состоит из
трех химических элементов — ртути, соли
и серы. Свойствами этих веществ управляет
особая духовная сила, высшее начало —
архей. Когда в организм попадает чуждый
ему дух (враждебный архей), баланс и
свойства химических элементов нарушаются,
возникает болезнь. Система взглядов
Парацельса, как и многих других
ученых-философов средневековья,
представляет собой определенный
компромисс между материализмом и
идеализмом с преобладанием последнего.
Но, с другой стороны, великого алхимика
прошлого справедливо называют прародителем
современной био- и патохимии.

Весьма
прогрессивным было в свое время и
анатомическое
(органолокалистическое)
направление
в
изучении сущности болезни, основоположником
которого считается итальянский врач и
анатом Д.
Морганьи
(1682-1771).
В своем знаменитом трактате «О
местонахождении и причинах болезней,
выявленных анатомом» он впервые указал,
что каждая болезнь имеет свою локализацию
(locus
morbi),
связав
таким образом сущность болезни со
структурными изменениями в органах.

Было
бы непростительной ошибкой предавать
забвению первоначальные медицинские
учения на том основании, что сейчас они
не несут никакой практической пользы.
Действительно, и гуморальное, и солидарное
направления учения о болезни имели в
свое время колоссальное прогрессивное
значение, они явились, по сути,
фундаментальной основой материалистического
воззрения на сущность болезней (от
гуморалистической теории болезней
Карла Рокитанского до современной
молекулярной патологии).

Первым
строго научным
учением о сущности болезни
была
теория
целлюлярной патологии
выдающегося
немецкого патолога Рудольфа
Вирхова
(1821-1902)
(рис. 1-1). В опубликованной им в 1858 г. книге
«Целлюлярная патология» Р. Вирхов
утверждал, что болезнь
— это повреждение клеток,
от
которых «…зависит жизнь, здоровье,
болезнь и смерть». Он полагал, что
организм — это всего лишь

сообщество
клеток («клеточная федера-

Этапы развития представлений о сущности болезниция»),
в котором каждая отдельная клетка
принципиально равнозначна организму,
а болезнь — это местный процесс или сумма
изменений клеточных территорий.

Таким
образом, взгляды: Р. Вирхова на роль
местного и общего в развитии болезни
были сугубо механистическими, он
недооценивал роль нарушения регуляторных
механизмов и защитноприспособительных
процессов в возникновении и развитии
болезней.

Тем
не менее учение Р. Вирхова совершило
настоящий переворот в медицине, поскольку
с этого времени она начала постепенно
превращаться из искусства в науку. И не
случайно, отдавая дань гениальности Р.
Вирхова, во всем мире медицину делят на
медицину «довирховского» и «послевирховского»
периода.

В
то же время некоторые современники Р.
Вирхова (Ю. Конгейм и др.), рассуждая о
сущности болезни, утверждали, что в
каждом конкретном случае должна быть
проведена четкая грань между последствиями
повреждающего действия патогенного
фактора и изменениями, обусловленными
развертыванием приспособительных
реакций организма в ответ на это
повреждение. Наиболее четко эта мысль
была сформулирована И.П.
Павловым
(1849-1936):
«И в общей медицине бывают затруднения,
когда вы должны в картине болезни
отличить, что в ней есть результат
повреждения и что есть результат
противодействия организма данному
повреждению. Эти две категории явлений
очень спутываются. Дело науки и
талантливого врача разделить их и
понять, что есть истинная болезнь и что
есть физиологическая
мера против болезни».
По
И.П. Павлову, болезнь имеет две стороны:

1. Повреждение
структур и связанные с этим функциональные
нарушения («полом»), т.е. то, о чем,
собственно, говорил Р. Вирхов.

2. «Физиологическая
мера против болезни» — развитие
защитноприспособительных реакций,
имеющих, как правило, рефлекторный
характер и возникающих вследствие
воздействия болезнетворного фактора
на тканевые рецепторы.

Академик
И.В.
Давыдовский
(1887-1968)
и ряд его единомышленников (В.П. Петленко,
А.Д. Степанов) явно переоценивали роль
компенсаторно-приспособительных
механизмов в развитии болезни и определяли
болезнь
только
как
приспособление
и
даже как фактор прогрессивной эволюции.
Неправильность такого подхода очевидна,
ибо, согласившись с точкой зрения И.В.
Давыдовского,

логично
поставить вопрос: «А нужно ли вообще
лечить больного, если его заболевание
— всего лишь приспособление?»

Современные
взгляды на сущность болезни

Можно
утверждать, что первичными
и основными процессами в развитии каждой
болезни являются повреждение, разрушение,
дезорганизация структур и функций
заболевшего организма.
Все
реактивные, защитные, компенсаторные,
приспособительные процессы всегда
являются вторичными, развивающимися
вслед за повреждением при воздействии
болезнетворных факторов на организм.

Следует
подчеркнуть, что в
процессе развития любой болезни
приспособительные и компенсаторные
процессы могут стать вредными для
больного
и
тяжело отразиться на его состоянии. В
качестве примера можно привести выделение
мочевины слизистой оболочкой желудка
и кожей (потовыми железами) при уремии,
тяжелые лихорадки и другие состояния.

Ганс
Селье
подчеркивал,
что перенапряжение приспособительных
систем организма при болезни вредно и
может ухудшить ее течение (см. раздел
4.1).

Таким
образом, сущность болезни нельзя свести
только к приспособлению, хотя
приспособительные, компенсаторные
процессы участвуют в жизни больного
организма и являются обязательными для
жизни здоровых существ во всех ее
проявлениях.

Примером
упрощенного толкования сущности болезни
в плане молекулярной патологии можно
назвать концепцию Ляйнуса
Полинга
о
«больных молекулах». На самом деле нет
больных молекул, а есть болезни, при
которых появляются молекулы необычного
для здорового организма состава и
свойства. В широком смысле слова все
болезни являются молекулярными, но
закономерности молекулярных процессов
опосредуются у животных в биологическом
плане, а биологические процессы у
человека — и в социальном.

У
человека, как существа социального,
важнейшим и обязательным звеном в
поддержании здоровья и развитии болезни
является опосредование биологических
(физиологических) процессов социальными
факторами.
Значительное
влияние на эти процессы оказывает
трудовая
деятельность
человека,
отличающая его от животных.

Важнейшая
роль социальных факторов в развитии
патологических процессов становится
очевидной при изучении действия любых
болезнетворных причин на организм
человека. По суще-

ству,
все они действуют на организм человека
опосредованно через окружающие его
социальные процессы.

Действительно,
хорошо известно влияние социальных
факторов на возникновение эпидемических
процессов (например, внутрибольничные,
водопроводные, военные, голодные
эпидемии). Существует много профессий,
социально опосредующих возможность
возникновения различных заболеваний,
предупреждение которых требует особых
мер защиты и режима труда работающих.
Тяжелой формой социального опосредования
массовой гибели и заболеваемости людей
являются войны. Действие на организм
человека физических и химических
болезнетворных факторов (тепло, холод,
электроэнергия, ядовитые вещества и
др.), за редким исключением (поражение
молнией, отравление ядовитыми грибами,
замерзание неподвижного человека на
холоде и т.п.), также опосредовано
социальными факторами — одеждой, жильем,
электроприборами и пр. При этом целый
ряд источников ионизирующей радиации,
электроэнергии и др., способных вызвать
в организме тяжелые повреждения, создан
трудом человека. Возникающие в результате
этого повреждения патологические
процессы также являются социально
опосредованными.

Важно
подчеркнуть, что болезнь

это
качественно новый жизненный процесс,
при
котором хотя и сохраняются функции,
присущие здоровому организму, но
появляются новые изменения. Например,
у здорового человека количество вновь
образующихся клеток в организме строго
равно числу погибших (в результате
завершившегося жизненного цикла) клеток.
У больных с опухолями появляется клон
клеток, обладающих высоким потенциалом
к размножению, но при этом сохраняются
и нормально функционирующие клеточные
системы. На уровне целого организма
новое качество — это снижение
приспособляемости и трудоспособности.

Резюмируя
все вышеизложенное, можно дать следующее
определение болезни: болезнь
— это сложная общая реакция организма
на повреждающее действие факторов
внешней среды, это качественно новый
жизненный процесс, сопровождающийся
структурными, метаболическими и
функциональными изменениями разрушительного
и приспособительного характера в органах
и тканях, приводящими к снижению
приспособляемости организма к непрерывно
меняющимся условиям внешней среды и
ограничению трудоспособности.

Соседние файлы в папке Патофизиология

  • #

    24.03.20164.8 Mб88Адо Патологическая физиология.djvu

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Болезнь существует давно — со времени возникновения че­ловека. На сей счет имеются доказательства двоякого рода: априорные, т.е. не основанные на фактах, а базирующиеся на суждениях и умозаключениях; фактические (данные археологии и палеопатологии -изучение костей древнего человека и бальзамированных трупов
с обнаружением переломов, костных опухолей и т.д.).
Целый ряд племен в настоящее время еще находится на уровне развития каменного века и которые также имеют древние представления о болезни, включающие три компонента:
Магический (колдовство).
Религиозный. Болезнь — это результат действия раз­гневанного божества.
Эмпирический. Наблюдения и некоторые факты при­нимаются за существо болезни. Так возникло онтологическое представление о сущности болезни, которая
вызывается проникшим в организм человека каким-то существом.
Оно характеризовалось некоторой наукообразностью (счет чисел, расположение светил и т.п.). В период рабовладения болезнь связывали с неблагоприятным расположением светил, цифрой 13 и т.д. и считали, что болезнь является результатом разгневанного божества. Так, до настоящего времени сохранился термин «сглазить».
По мере развития культуры, особенно в древней Греции, письменности появляется новое представление о сущности болезни — гуморальное, основоположником которого явился Гиппократ. В основе его взглядов лежит философское учение Пифагора и Эпидокла. Они считали, что весь мир состоит из 4 элементов: воды, огня, земли и воздуха.
Гиппократ утверждал, что тело человека состоит из твердых частей (кости, жилы, сосуды) и жидких влаг(кровь, слизь, желчь черная и желчь желтая). Последние, передвигаясь и смешиваясь в теле человека, определяют все жизненные проявления и воздействуют на них. Он считал, что в строении человеческого тела существует незримая гармония, выражающаяся в правильном смешивании жидких влаг (кразис) организма, что характерно для здоровья. Нарушение правильного смешивания влаг (дискразия) приводит к болезни. Он считал, что человек обладает естественными силами, способными бороться против болезни. Природа, по мнению Гиппократа, стремится подавить болезнь, поэтому он призывал врача прежде всего помогать природе.
Положительное в учении Гиппократа:
Сохранилась до наших дней терминология, предложенная Гиппократом, (нефрит, пневмония и др.). Сохранились некоторые принципы лечения: кровопус­кание, дача слабительных, потогонных. Особое место в учении Гиппократа занимали его морально-этические установки — «клятва Гиппократа».
Канадский невропатолог и нейрохирург Пенфилд (1891-1976) издал книгу о Гиппократе, назвав ее «Факел». Одновременно с этим появилось другое направление, пред­ставители которого происхождение болезни ставили в связь с из­менением плотных составных частей человеческого тела. Его наз­вали солидарным. Оно возникло на основе атомистического учения Демокрита, по мнению которого, все тела, составляющие природу, включая и человека, состоит из атомов — мельчайших частиц. Болезнь же возникает как от изме­нения формы атомов, так и от неправильного расположения их. Безусловно, что приведенные взгляды на болезнь прими­тивны. Они не могли раскрыть сущность болезни и способствовать разработке эффективного лечения больных. Важно, что пред­ставители гуморального и солидарного направления связывали развитие болезни с материальными изменениями тела человека.
Известный римский врач и естествоиспытатель Гален (II век н.э.) создал новую теорию медицины, взяв самое существенное от Гиппократа и других видных медиков прошлого. Носителем жизни Гален считал пневму — жизненное начало, поступающее в организм с воздухом и проявляющееся в виде трех пневм: психической, находящейся в мозгу, жизненной в сердце и физической — в печени. Признавая 4 влаги по Гиппократу, Гален главное значение в возникновении болезни придавал изменениям крови. Он считал, что между структурой органа и его функциями имеется предустановленная гармония (элемент теологии), которая и нарушается при болезни. Эти взгляды на болезнь сохранялись на протяжении последующих 15 веков.
В период средневековья господствовали виталистические взгляды на болезнь, развивавшиеся на основе схоластических рассуждений, согласно которым особый вид жизненной силы «Архей», находящийся в желудке, — определяет борьбу организма с изменениями, вызванными болезнями. Медицина средневековья, вооруженная идеалистическими установками и оторванными от жизни представлениями, основанными на умозрительных рас­суждениях, оказывалась совершенно беспомощной в борьбе с различными заболеваниями.
Материалистические взгляды на болезнь в то время разви­вал выдающийся представитель медицины Востока Абу-Али Ибн-Сина — АВИЦЕННА (980-1037). У него были самые значитель­ные к тому времени труды по медицине и главным среди них был «Канон медицины», охватывавший вопросы анатомии, биоло­гии, физиологии, микробиологии и т.д. Он отдавал предпочте­ние наблюдению и опыту, проводя эксперименты, признавал влияние на организм факторов внешней среды. Он утверждал, что причинами ряда заболеваний являются мельчайшие не­видимые существа. Авиценна большое значение придавал типу телосложения человека и требовал индивидуального подхода к каждому больному, так как каждый человек, по его мнению, обладает своей особой природой.
Научное развитие медицины, и в частности нозологии, на­чалось в эпоху Возрождения. На прогресс медицины и формиро­вание представлений о болезни начинает сказываться влияние естественных наук; сначала химии, затем физики, а позднее ана­томии и физиологии. Тогда же возникают два направления в медицине:
1) ятрохимическое,
2) ятрофизическое.
Однако представления о сущности болезни оставались еще наивными. Родоначальник ятрохимического направления Парацельс развивал учение о химических элементах, которые он считал основой всего органического мира. Организм че­ловека, по его мнению, — это смесь различных химических веществ. Если соотношение их нормальное, то организм здоров; нарушение же химического равновесия вызывает болезнь.
По мнению представителей ятрохимического направления, болезни возникают вследствие изменения химического состава соков организма, в первую очередь, пищеварительных соков и крови. Ятрохимики, исходя из своих представлений о болезни, широко применяли химические вещества для лечения больных.
Представители ятрофизического направления развивали, механистические взгляды на болезнь. Они усматривали опреде­ленное сходство в работе машин и органов и систем человека. Например, работу сердца они сравнивали с работой насоса, легог с кузнечными мехами, пытаясь на основании законов физики объяснить состояние здоровья и болезни. Возникновение болезни они объясняли ограничением движения органов.
Исследования Везалия (1514-1564) в области анатомии, [боты Гарвея (1578-1657) по кровообращению и Мальпиги 628-1694) по капиллярному кровообращению оказали существенное влияние на развитие патологии и объяснение сущности болезни. Появилось анатомическое направление в изучении сущности болезни. На основании результатов анатомирования трупов людей, умерших от различных заболеваний, итальянский атом Морганьи (1728-1771) высказал мысль о связи болезней с атомическими изменениями, обнаруженными в органах. Свои взгляды на сущность болезни он изложил в книге «О сидалищах и причинах болезни» (т.е. о локализации и причинах болезней), Морганьи по существу является родоначальником современной патологической анатомии, поскольку связывал сущность болезни структурными изменениями в органах.
Его учение продолжил Биша (1771 -1802), достаточно подробно для того времени описавший патологоанатомические и микроскопические изменения органов людей, умерших от различных болезней. Установление связи между болезнью и морфологическими изменениями в органах для того времени было весьма прогрессивным. Эти работы явились началом органолокалистического направления в медицине.

Другие новости по теме:

    Автор: Admin | Добавлено: 13-09-2012, 13:57 | Комментариев (0)

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Источник