Это латентный скрытый период болезни или стадия функциональной

Это латентный скрытый период болезни или стадия функциональной thumbnail
Лекции.Орг

Компоненты здоровья

Первый уровень — биологическое здоровье связано с организмом и зависит от динамического равновесия всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды.

Второй уровень — психическое здоровье связано с личностью и зависит от развития эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер личности, от развития самосознания личности. К компонентам психического здоровья относят нравственное здоровье — система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Третий уровень — социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье — мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности. Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.д. и отражает социальные связи, ресурсы, межличностные контакты.

Предболезнь, болезнь

Переход от здоровья к болезни не является внезапным. Между этими состояниями имеется ряд переходных стадий, которые не вызывают у человека выраженного снижения социально-трудовой активности и субъективной потребности в медицинской помощи.

Здоровье — это динамический процесс. При снижении его количества развивается третий уровень здоровья (преморбидный период или предболезнь) — состояние, при котором возможно развитие патологического процесса без изменения силы действующего фактора вследствие снижения резервов адаптации.

Предболезнь — это латентный, скрытый период болезни или стадия функциональной готовности организма к развитию определенного заболевания.

«Тело здоровое, но не до предела; тело не здоровое, но и не больше», так отзывался Авиценна об этом периоде, то есть это еще не болезнь, но уже и не здоровье. И.И. Брехман определил третье состояние, характеризуя его как неполное здоровье, в котором организм может находиться длительное время и из которого он может перейти как в здоровье (первое состояние), так и в болезнь (второе).

Выделяют четыре состояния организма:

▪ с достаточными адаптационными возможностями;

▪ донозологическое, когда адаптация реализуется за счет более высокого, чем в норме, напряжения регуляторных систем;

▪ преморбидное со снижением функциональных резервов;

▪ срыв адаптации со снижением функциональных возможностей организма — это уже состояние, при котором ставится клинический диагноз.

Другая классификация переходных состояний здоровья:

▪ условное здоровье;

▪ функциональные отклонения;

▪ пограничные состояния;

▪ хронические заболевания;

▪ инвалидность;

▪ полная утрата функций;

▪ смертельный исход.

Признаки (индикаторы) предболезни: общее недомогание, снижение аппетита, переедание, изжога, запор/понос, отрыжка, тошнота, нарушение менструального цикла, спазмы, головные боли, неприятные ощущения в области сердца, мышечные судороги, обмороки, повышенная потливость, нервный тик, подергивания, слезливость без видимой причины, боль в спине, ощущение общей слабости, головокружения, тревожность, беспокойство, постоянное чувство усталости, бессонница, сонливость, хроническая раздражительность.

Здоровье и болезнь — раз­личные, но взаимосвязанные формы жизнедеятельности организма в окру­жающей его среде — физической и социальной. Для здоровья характерны: а) анатомическая и функциональная целостность организма, т. е. отсутствие повреждений; б) достаточная приспособляемость живого существа к окру­жающей среде; в этом отношении важны количественные показатели: так же как отмечают тяжесть заболевания, так же оценивают и слабое или крепкое здоровье, которое измеряется величиной морфофункциональных резервов ор­ганов и систем, точностью регуляций функций, состоянием гомеостаза и др.; взаимообусловленность организма и среды является основой их единства; в) хорошее самочувствие (однако нужно помнить, что такой субъективный при­знак, как эйфория, не исключает наличия болезни).

Болезнь не есть только анатомическое или функциональное нарушение в результате действия патогенного или чрезвычайного раздражителя и не сум­ма их, а единство этих изменений, возникших опосредованно из происшедших повреждений. Изменение организма в ответ на раздражение или повреждение обозначается термином «реакция» и проявляется в функциональных и морфо­логических процессах. Однако в чистом виде болезнь, в которой можно легко различить и повреждение, и реакцию на него, встречается не так часто: напри­мер, травма, острая инфекция и др. Клиницист, имея дело с больным, особен­но хроническими заболеваниями, видит сложный комплекс вторичных, тре­тичных и прочих фаз и стадий повреждений и реакций.

Первым существенным признаком болезни является повреждение организ­ма (нарушение анатомической целости или функционального состояния ткани, органа или части тела, вызванное внешним воздействием). К повреждениям относятся и отсутствие ферментов или других веществ, недостаточность механизма гомеостаза и др.

Вторым существенным признаком болезни является реакция организм-различные повреждения. Повреждение и реакция на него — признаки необходимые и в то же время достаточные для основного определения болезни. Болезнь — не сумма, а единство существенных признаков, т. е. болезнь можно рассматривать как реакцию организма на его повреждение. Необходимо подчеркнуть, что реакция (или цепь реакций) живого организма на внешний этиологический фактор (физический, химический и др.) опосредована через реакцию на повреждение, на изменение структуры и функций самого организма вы­званные болезнетворной причиной. Реакция эта зависит не только от воспри­нимающего аппарата (рецепторов), но и всей реагирующей системы. Это со­ответствует биологической закономерности: внешние условия среды видоиз­меняются организмом и превращаются в его внутренние условия. В физиологическом аспекте стимул или раздражение через изменения тканей вызывает или тормозит ту или иную функцию; при этом качество функции в основном зависит не от качества раздражителя, а от основных свойств тка­ни или органа (мышечная, железистая, нервная ткань), их функционального состояния в момент стимуляции и от интенсивности раздражителя.

Повреждение обусловливает ту или иную реакцию тканей или системы и целого организма по типу цепной реакции, когда возникает ответная актив­ность первого, второго и т. д. порядка с вовлечением ряда систем. Так, на­пример, феномен боли возникает при повреждении ткани в результате дей­ствия главным образом брадикининов, образовавшихся из этих тканей, на соответствующие рецепторы; воспалительная реакция ткани связана с дей­ствием веществ-медиаторов из поврежденных клеток.

Хорошо из­вестно, что реакции организма на повреждение очень часто способствуют лик­видации дефекта и обусловливают выживаемость, т. е. являются приспособительными. Эта особенность — результат «опыта» многих миллионов поколе­ний живых существ. Часто больные выздоравливают без специального лечения; перенесенная болезнь (например, корь, ветряная оспа) нередко пре­дохраняет его от такого заболевания в будущем, т. е. оставляет повышенную спе­цифическую и неспецифическую сопротивляемость патогенным факторам.

Однако реакция на повреждение не всегда может оцениваться как приспособительная. Иногда такие реакции представляют опасность для здоровья и даже жизни, например при аутоаллергии; карциному невозможно рассма­тривать как приспособительную реакцию на раздражитель, повреждающий сложный аппарат клетки, и т. д. Повреждение также может быть опосредованным или вторичным, например при язвенной болезни дефект слизистой оболочки желудка может рассматриваться как повреждение, опосредованное влиянием нервной системы, нарушенной какими-либо факторами.

Определение болезни указывает на исходные, самые общие и простые ее признаки, но для нас они основные. Нет необходимости доказывать, что болезнь человека — не только биологическое, но и социальное явление, что болезнь не только соматическое, но и психическое страдание.

Более детальное определение болезни, согласно классификации ВОЗ, сле­дующее: «болезнь — это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при мобилизации его компенсаторно-приспособителъных механизмов. Болезнь характеризуется общим или частичным снижением приспособительности к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного».

Исторически сложившиеся требования к полноте распознавания болезней, т. е. к выявлению в каждом конкретном случае симптомов, морфологических и функциональных изменений организма, причины и патогенеза заболевания, могут быть сведены к обобщенным представлениям об отдельных болезнях, или нозологических единицах.

Существующая классификация болезней опре­деляется двумя основными признаками: происхождением болезни и местом поражения (локализацией). В соответствии с этим различают следующие группы болезней: 1) болезни с вполне определенной этиологией делятся по этиологическому принципу, например острые и хронические инфекционные за­болевания, травмы и т. д.; нередко необходимы указания на главное место поражения, например абсцесс печени; 2)другую группу болезней различают «по органам» (по локализации), особенно если этиология неясна или не имеет большого практического значения, например язвенная болезнь желудка, цир­роз печени, колит, панкреатит и т. п.; 3) есть болезни, при которых ведущее значение имеет патогенез, а не причина, которая может быть неизвестна, на­пример аллергическая сенсибилизация; 4) наконец, выделяют еще болезни, объединенные совершенно особыми анатомо-функциональными свойства­ми,— опухоли.

Следует помнить, что болезнь является общей реакцией организма, регу­лируемой нервной и гуморальной системой; поражение отдельного органа — местное, наиболее выраженное проявление реакции целостного организма; особенности локализации процесса зависят как от причинного фактора, так и от предшествующего состояния организма. При каждом заболевании в бо­лезненный процесс вовлекается весь организм, например, при пневмонии ос­новные изменения локализуются в легких, но одновременно происходит нару­шение деятельности сердечно-сосудистой системы и многих других органов.

В одних случаях болезнь начинается внезапно и продолжается сравни­тельно недолго – ее называют острой. Болезни хронические характеризуются длительным течением и периодически могут обостряться. При возникновении не нового, иногда тяжелого заболевания, например, прорыв (перфорация) язвы желудка в брюшную полость вызывает острое воспаление брюшины. Такое новое поражение называется осложнением болезни. У больного может быть не одно, а два заболевания, например, у страдающего язвенной болезнью желудка может быть одновременно бронхит. В таких случаях 6олее серьезная болезнь называется основной, а вторая – сопутствующей. Если человек, помимо основной тяжелой болезни, болен также и другим серьезным заболеванием, то второе заболевание носит название конкурирующего. Болезнь может окончиться выздоровлением или переходом в хроническое состояние. Исходом болезни может быть также смерть.

Для успешного лечения необходимы правильное распознавание болезни («кто хорошо диагностирует, тот хорошо лечит») и ее причины, определение особенностей организма больного и течения заболевания, знание действия различных лечебных средств.

Дата добавления: 2016-11-03; просмотров: 1734 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Мало кто знает, но любая болезнь подступает к человеку далеко не внезапно, а зреет в его организме задолго до этого. В промежутке между стадиями, когда человек ощущает себя полностью здоровым, а когда – больным, есть целый ряд переходных этапов, которые в совокупности называются предболезнью. Предболезнь – это своего рода скрытый период самой болезни, во время которого происходят первые изменения в организме человека.

легкое головокружение

Что такое предболезнь

В медицине существует следующее объяснение термина «предболезнь». Это понятие включает в себя подготовку организма к развитию определенного состояния.

Когда-то это явление пытался объяснить великий лекарь Авиценна, характеризуя его как третье состояние. Он считал, что в этот период организм человека вмещает и заключает в себе две противоположности – здоровье и болезнь. Принято считать, что эта стадия необязательно является признаком скорого наступления заболевания, а, скорее, шансом его избежать. Если здоровьем называют нормальное физическое и эмоциональное самочувствие человека, а болезнью — отклонения и нарушения, то предболезнь – это что-то среднее между двумя данными состояниями.

Симптомы предболезни

Само название «латентный период» происходит от латинского слова latens, что в переводе означает «скрытый». Именно поэтому на данной стадии болезни диагностировать ее крайне сложно, а иногда невозможно вовсе. Если речь идет о предболезни, то задача вдвойне усложняется, ведь в современное время медики устанавливают только два диагноза – «болен» или «здоров».

Однако у предболезни все же есть несколько симптомов, по которым можно ее распознать. К основным относятся:

  • общее недомогание;
  • переедание или снижение аппетита;
  • понос, запор;
  • тошнота и изжога;
  • нарушения менструального цикла;
  • головные боли;
  • повышенное беспокойство;
  • излишняя потливость;
  • сонливость или бессонница;
  • усталость;
  • легкое головокружение.

Во время третьей стадии болезни у человека есть время, чтобы пересмотреть свои привычки и образ жизни, изменив их в лучшую сторону. Если этого не будет сделано, организм растратит все ресурсы на борьбу с внешним возбудителем и скрытый период заболевания плавно перетечет в основной.

скрытый период болезни

Как начинается болезнь

У процесса перехода от предболезни к болезни есть свои дополнительные этапы, каждый из которых характеризуется определенными состояниями организма. В целом таких стадий выделяют четыре:

  • адаптивная – когда организм обладает достаточными функциональными возможностями;
  • донозологическая, во время которой функции организма реализуются при более высоком, чем обычно, напряжении регуляторных систем;
  • преморбидная – латентный период болезни, который сопровождается снижением адаптивных резервов;
  • стадия срыва адаптации – наступление болезни.

К сожалению, современная медицина не предполагает принятия никаких мер для поддержки организма во время первых двух стадий. Очень зря, ведь предболезнь — это шанс человека избежать дальнейшего развития заболевания, однако большинство врачей либо не замечают этого перехода, либо просто не принимают его во внимание ввиду загруженности пациентами с уже наступившими изменениями в организме.

предболезнь это

Валеология

В прошлом лекари уделяли латентному периоду болезни особое внимание. Ведь в этот период заболевание еще можно остановить. Целью большинства было понять, как начинается болезнь, и дать ей отпор до того, как адаптивная стадия перехода не перетечет в стадию срыва. Со временем этим вопросом стали интересоваться все больше людей, начала появляться новая информация, а затем и целое направление в познании жизнедеятельности человека, которое получило название «валеология».

Термин «валеология» произошел от латинского слова valeo, которое переводится как «здравствовать». Впервые упоминание об этой науке появилось в 80-х годах. Тогда о необходимости коррекции и сохранения функций человеческого организма в целях избежать болезни заговорил доктор Брехман.

Со временем копилка знаний о человеке начала пополняться новой информацией, которая в перспективе могла бы позволить проводить диагностику организма, руководствуясь данными о физическом, биологическом и психологическом состоянии человека. Благодаря совокупности всех этих понятий появилась наука валеология, основной целью которой является предупреждение болезней.

как начинается болезнь

Как предотвратить предболезнь

Процесс лечения организма, когда болезнь пребывает в латентной стадии и только готовится развиваться, называют будущим медицины. В настоящее время во всем мире существует множество клиник и лабораторий, изучающих такую возможность. Специалисты проверяют огромный спектр проблем, начиная от скрытых физиологических процессов, заканчивая последними стадиями рака.

Это необходимо для того, чтобы определить норму того или иного органа. Только выявив разницу между состоянием во время стадии срыва адаптации и при донозологической и премобридной стадии, удастся диагностировать наступление предболезни. Сделать это не так просто, ведь организм каждого человека уникален, и для вычисления нормы всегда используются индивидуальные данные, включая генофонд, пребывание в определенной окружающей среде, образ жизни и многие другие факторы.

Также стоит помнить о более традиционных методах предотвратить скрытый период болезни, о которых говорили гениальные медики прошлого. Речь идет о серьезной смене образа жизни при ощущении первых симптомов латентной стадии заболевания, которыми могут быть головная боль, усталость, бессонница, легкое головокружение и многое другое. Если до этого человек много трудился на работе и практически не отдыхал, при этом часто пропускал завтраки и ужины, ему необходимо взять отпуск и нормализовать питание.

предболезнь это

Почему возникают болезни

В некоторых случаях таких действий бывает недостаточно для того, чтобы противостоять болезни, ведь ее возникновение и развитие в организме зависит от множества факторов. Все они имеют свою природу и различные степени воздействия. К механическим факторам, влияющим на здоровье индивида, следует отнести ушибы, растяжения, трения, сдавливания и удары. К физическим – звуки, изменение температуры, давления и гравитации, ионизирующее и электромагнитное излучение, электрический шок. Биологические факторы – это различные микроорганизмы, токсины и аллергены. К психогенным стоит отнести все вышеперечисленные факторы, которые воспринимаются мозгом в качестве патогенной информации.

Источник

Понятие предболезни, болезни. Адаптационные возможности организма. Основные факторы риска развития не инфекционного заболевания. Целевые программы предупреждения заболевания(государственные и региональные). Понятие предболезни и болезни Предболезнь – это латентный, скрытый период болезни или стадия функциональной готовности организма к развитию определенного заболевания. «Тело здоровое, но не до предела; тело не здоровое, но и не больше», так отзывался Авиценна об этом периоде, то есть это еще не болезнь, но уже и не здоровье. В логико-диалектическом рассмотрении третье состояние, по сути, вмещает в себе и выдерживает единство противоположности здоровья и болезни.

Признаки (индикаторы) предболезни: общее недомогание, снижение аппетита, переедание, изжога, запор/понос, отрыжка, тошнота, нарушение менструального цикла, утрата сексуального желания, спазмы, головные боли, неприятные ощущения в области сердца, мышечные судороги, обмороки, повышенная потливость, нервный тик, подергивания, слезливость без видимой причины, боль в спине, ощущение об- щей слабости, головокружения, тревожность, беспокойство, постоянное чувство ус- талости, бессонница, сонливость, хроническая раздражительность и др.

Болезнь-это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов; болезнь характеризуется снижением приспособляемости к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного.

Согласно другому определению болезнь – это жизнедеятельность организма, которая выражается в изменении функции, а также в нарушении строения органов и тканей и возникающая под влиянием чрезвычайных для данного организма раздражителей внешней и внутренней среды организма.

По продолжительности течения болезни разделяются на острые и хрониче- ские. Первые продолжаются недолго, а хронические занимают более продолжительный промежуток времени и затягиваются на многие месяцы, годы, десятилетия.

Адаптационные возможности организма.

Адаптационные возможности организма являются одним из фундаментальных свойств живой системы. Здоровье как определенный уровень адаптационных возможностей организма (адаптоспособность, или адаптационный потенциал) включает в себя и понятие гомеостаза, который следует рассматривать в качестве конечного результата деятельности многочисленных функциональных систем, как целевую функцию многоуровневого иерархического управления в организме. 

Возможные медико-социальные проблемы семьи.

1. Хронические заболевания членов семьи

2. Наличие в семье ребенка — инвалида от рождения

3. Планирование беременности

4. Невынашивание беременности, мертворождения

5. Частые аборты в анамнезе

6. Неполная семья

7. Многодетная семья

8. Рождение первенца у юной матери или у женщины старше 35 лет

9. Низкие доходы и образовательный уровень, неблагоприятные условия жизни.

10. Нездоровый образ жизни

11. Низкое качество материнского ухода за детьми.

Планирование беременности. Контрацепция.

Супругам, планирующим беременность, следует знать:

Благоприятный возраст женщины для деторождения 19-35 лет, оптимальный интервал между рождением детей составляет не менее 2 лет.

Зачатие допустимо только через 2 месяца после перенесенного супругами острого инфекционного заболевания и.

У женщины, страдающей хроническим соматическим заболеванием, беременность допустима лишь при наступлении стойкой ремиссии и отсутствии обострения в течение 1-5 лет (в зависимости от характера заболевания)

При работе во вредных условиях труда беременность можно планировать после 1-2 лет работы на производстве, т.е. после развития адаптации. Зачатие рекомендуется во время отпуска, либо за 2 месяца до зачатия необходимо перейти на другую работу, исключающую воздействие вредных производственных факторов.

Чтобы подготовиться к беременности, Вам придётся отказаться от привычек и пристрастий, которые не только вредят лично Вам, но и могут серьёзно повлиять на здоровье Вашего будущего ребёнка (и даже привести к его гибели), – необходимо отказаться от курения, употребления алкоголя и наркотических веществ. Кроме того, нужно будет изменить диету и позаботиться о защите от опасных для плода инфекций.

Если Вы принимали противозачаточные гормональные средства либо пользовались внутриматочными средствами, посоветуйтесь с акушером-гинекологом женской консультации о наиболее приемлемых сроках для беременности после прекращения контрацепции.

Постарайтесь следовать этим несложным советам – c их помощью Вы успешно подготовитесь к беременности и сможете избежать ненужных проблем. Месяцы ожидания ребёнка будут для Вас тем, чем они должны быть – радостью, одним из самых счастливых периодов Вашей жизни.

Школа здоровья материнства.

Занятие 1

I. Анатомо — физиологические изменения в организме

матери во время беременности

1. Краткие сведения о строении и функционировании половой системы.

2. Женские и мужские половые клетки.

3. Развитие внутриутробного плода.

3.1. Оплодотворение.

3.2. Первые признаки беременности.

3.3. Развитие плода по месяцам беременности, его реакции на внешние раздражители.

3.4. Роль плаценты и амниотических вод в жизнеобеспечении плода.

3.5. Физиологические изменения в организме женщины, периоды беременности.

4. Факторы риска беременности.

4.1. Что такое факторы риска?

4.2. Влияние здоровья родителей на здоровье будущего ребенка.

4.3. Роль наследственности.

4.4. Алкоголь, курение, прием наркотических и токсических веществ родителями как вредный фактор риска патологии плода.

4.5. Влияние других неблагоприятных факторов на плод (производственных, инфекционных, лекарственных, радиационных и др.).

4.6. Осложнения беременности.

5. Медицинское наблюдение.

5.1. Важность раннего обращения беременной в женскую консультацию.

5.2. Частота посещений врача акушера — гинеколога, акушерки.

5.3. Необходимость выполнения обязательного объема медицинского обследования во время беременности.

5.4. Знакомство с современными инструментальными методами слежения за состоянием здоровья матери и плода.

5.5. Обучение беременных некоторым тестам для оценки развития беременности и состояния плода.

Занятие 2

II. Гигиенические правила в период беременности:

1. Изменение образа жизни.

1.1. Рекомендации по режиму труда, в т.ч. домашней работы. Законодательные права беременной.

1.2. Режим дня.

1.3. Половая жизнь.

2. Питание.

2.1. Понятие о калорийности пищи и сбалансированном рационе продуктов питания.

2.2. Прием жидкости.

2.3. Роль витаминов и микроэлементов для здоровья матери и плода.

2.4. Особенности питания при патологических состояниях (ранний токсикоз, запоры, гипертензия, заболевание почек и др.).

3. Личная гигиена.

3.1. Значение соблюдения чистоты тела (уход за кожей, зубами, молочными железами, половыми органами и др.).

3.2. Одежда, обувь, белье.

3.3. Роль грудного вскармливания до 6 месяцев жизни ребенка.

3.4. Использование природных факторов для закаливания и оздоровления организма женщины.

4. Роль гигиенической гимнастики в период беременности.

4.1. Обучение комплексу физических упражнений в зависимости от срока беременности.

4.2. Обучение умению расслабляться («быстрый отдых»).

5. Особенности психоэмоционального состояния беременной.

5.1. Психологическая адаптация женщины к беременности.

5.2. Роль семьи в психологической и физической поддержке женщины во время беременности, родов и после рождения ребенка.

Занятие 3

III. Подготовка к «родам без страха»

1. Календарные сроки наступления родов.

2. Предвестники родов.

3. Подготовка к поступлению в родильный дом.

4. Периоды родов и их продолжительность.

5. Поведение во время родов.

5.1. Значение правильного и спокойного поведения женщины в родах.

5.2. Роль партнерства в родах.

5.3. Доверие к медицинскому персоналу и необходимость выполнения всех его рекомендаций.

5.4. Обучение различным способам дыхания для благополучного течения родов.

5.5.Обучение приемам обезболивания родов.

5.6. Аутотренинг и точечный самомассаж для укрепления психоэмоционального состояния в родах.

6. Первые часы после родов. Значение раннего прикладывания ребенка к груди в родильном зале.

7. Лечебная гимнастика в послеродовом периоде.

8. Контрацепция после родов.

9. Законодательные права материнства.

Источник