К ритуальным обрядам связанным с изгнанием духа болезни относилось

К ритуальным обрядам, связанным с изгнанием духа болезни, относится и трепанация черепа, известная по археологическим данным с XII тыс. до н.э. (мезолит), — ее стал производить лишь человек современного вида — Homo sapiens. Анализ многочисленных трепанированных черепов человека на терри¬тории Перу показал, что в большинстве случаев (около 70%) трепанации за¬канчивались успешно.

Причина трепанации — вопрос дискуссионный. Большинство ученых по¬лагает, что чаще она производилась в ритуальных целях.

В то же время существует и другая точка зрения, которая допускает, что трепанации в первобытную ару проводились главным образом после травма¬тического повреждения мозгового черепа и связаны с удалением костных осколков. Для истории медицины принципиально важен сам факт успешной (пережитой) трепанации, что свидетельствует о реальности удачных опера¬тивных вмешательств на мозговом черепе, которые имели место уже в перио¬ды поздней родовой общины и разложения первобытного общества.

Врачевание в эту эпоху продолжало оставаться по преимуществу коллектив¬ным. Накопление эмпирических знаний отражало коллективный опыт народа .

3. ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРИОД РАЗЛОЖЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА (X—V ТЫС. ДО Н.Э.)

Разложение первобытно-общинного строя началось в X-V тыс. до н.э. Основным содержанием этого процесса было зарождение частной собствен¬ности и частного хозяйства, классов и государств, поэтому этот этап истории первобытности определяется как эпоха классообразования. Разложение первобытного общества протекало в двух основных формах: 1) патриархата и 2) матриархата, которые развивались параллельно .

Патриархат был наиболее распространен и возникал там, где обществен¬ное неравенство формировалось при ведущей экономической и общественной роли мужчины. Это приводило к постепенной замене матрилинейного счета родства патрилинейным, матрилокального поселения — патрилокальным.

Матриархат был сравнительно редкой формой разложения первобытно-общинного строя и развивался, когда общественное неравенство формиро¬валось при сохранении ведущей экономической роли женщины и материнско-родового культа. Традиционные признаки матриархата долгое время со¬хранялись в крупных рабовладельческих государствах (древний Египет, Хет¬тское царство), где на протяжении всей их истории имело место высокое поло¬жение женщины, и престол передавался по женской линии (для того, чтобы стать правителем страны, фараон должен был жениться на своей сестре или дочери — женщине своего рода).

В период разложения первобытного общества закреплялись и развивались навыки и приемы лечения недугов, расширялся круг лекарственных средств, совершенствовалось родовспоможение, изготовлялись инстру¬менты для врачевания из металла (медь, бронза, железо), развивалась лечеб¬ная помощь раненым общинникам во время участившихся войн, стала приме¬няться ампутация конечностей (например, у захваченных в плен рабов). В синполитеиных племенах описаны ритуальное обрезание во время инициа¬ции, ампутации конечностей, и в редких случаях — кесарево сечение.

Внутриплеменное расслоение обусловило появление профессиональных слу¬жителей культа. Сфера их деятельности включала: сохранение и передачу поло¬жительных знаний, толкование обычаев и религиозные функции, врачевание, судопроизводство и т.п. Со временем культовые обряды становились все более таинственными и непонятными большинству членов общины. Однако культо¬вые обряды врачевания были явлением вторичным, — практика и эмпирический опыт, а не магия были той основой, из которой вырастали зачатки врачевания.

В наши дни в некоторых странах Азии, Америки, Африки, на островах Океании сохранились народные врачеватели — знахари. Называют их по-разному: в Южной Америке — курандеро, в некоторых районах Брази¬лии — паже, в странах Западной Африки — нгомбо, бабалаво, в Восточной Африке — мганга, на севере Африки и в странах Востока — хаким, табиб, в Индии — ведья и хаким, в Бангладеш — кобираз и т.д .

Первобытный знахарь был хорошо знаком с местной флорой и фауной. Он глубже своих соплеменников знал традиции племени, ведь в его обязанности входило хранение многовековых знаний и передача их по наследству. Поддержание авторитета требовало от знахаря понимания человеческой психики не менее, чем владения навыками траволечения и хирургии. Американский ученый Г. Райт пытался сделать вывод о деятельности первобытных целителей на примере изучения шаманских методов в современных племенах Америки и Океании. В книге «Свидетель колдовства» (1971) автор восхищенно описывал знахарей как людей «с высоким уровнем профессиональной подготовки. Все эти служители древнего искусства прекрасно владеют средствами контроля над настроением окружающих, которых не знает нынешняя наука… Знахарь принимается за лечение со всей энергией и мудростью. Он часто пользуется травами и снадобьями, целебные свойства которых сомнительны. Пользуясь ловкостью рук, он может „материализовать“ паука или ящерицу, причем работает он перед зрителями, среди которых скептиков нет. Он применяет гипноз и самовнушение. Он пользуется фетишами, чтобы внушить веру; создавая атмосферу страха, он не останавливается перед убийством».

Подготовка знахарей всегда проводилась в строжайшем секрете. Знания сохранялись только в избранном кругу, чаще передаваясь от родителей детям. Иногда тайной целительства владел наиболее способный член общины. В африканских племенах выбор кандидата на почетную должность знахаря начинался с тяжелых физических испытаний. Мальчик должен был пройти многократную проверку воли, до обморока находясь в задымленном помещении.

Второй ступенью являлось испытание терпения: ребенка ставили в воду по щиколотку и давали в руки большой кусок муравейника. Если учитывать размер африканских насекомых, можно представить, какую боль испытывал кандидат в знахари, выдерживая укусы муравьев в течение нескольких часов. В Индии ученичество народных лекарей не предусматривало жестокого физического экзамена. Будущие ведья с детства изучали растения, способы приготовления и применения лекарственных снадобий, постигали затейливую восточную философию, заучивая наизусть длинные тексты священных рукописей.

Несмотря на доминирование магических методов, первобытное врачевание нельзя назвать примитивным. Начавшаяся от инстинкта самосохранения и любви к ближнему народная медицина доисторической эпохи является точкой отсчета мировой науки и основой для последующего развития человеческой мысли.

Благодаря знаниям, накопленным первыми Homo sapiens, последующие поколения врачей имели представление о причинах некоторых заболеваний, о целебном действии растений, получили простейшие хирургические инструменты и навыки в психологии .

Конец первобытной эры совпадает с началом истории классовых обществ и государств, когда более пяти тысяч лет назад стали зарождаться первые циви¬лизации. Однако остатки первобытно-общинного строя сохранялись во все периоды истории человечества. Они продолжают оставаться и сегодня у пле¬мен, живущих на постоянно сужающейся периферии классовых обществ. На¬учное изучение врачевания в современных (синполитейных) обществах абори¬генов Австралии, Азии, Африки и островов Океании имеет важное значение, как для развития современной научной медицины (использование положитель¬ного наследия народного врачевания), так и для становления национальных систем здравоохранения в развивающихся странах (привлечение народных врачевателей к государственным программам здравоохранения) .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, болезни существовали еще в первобытном обществе и в любую эпо¬ху истории человечества представляли собой, с одной стороны, явление биоло¬гическое, так как развиваются они на почве человеческого организма в тесной связи с окружающей природой, а с другой — явление социальное, так как определяются конкретными условиями общественной жизни и деятельности человека.

Пройдя сложный путь развития, через несколько тысячелетий медицина подходит к истокам, все чаще обращаясь к народным методам врачевания. В современную практику постепенно возвращаются способы, известные еще с древнейших времен.

Некоторые черты магической медицины сохранились до настоящего времени. Колдуны, изгоняющие злых духов, практикуют на островах Полинезии, в Центральной Африке, среди аборигенов Австралии. Самой ранней профессией можно считать знахарство, рожденное магической медициной. Современные знания о первобытном целительстве получены на основе данных палеопатологии. Эта наука изучает болезненные изменения в растительных и животных организмах, в частности патологию скелета человека, обитавшего на Земле в доисторические времена. Многочисленные сведения получены в результате изучения жизни сохранившихся примитивных племен.

Источник

В период верхнего палеолита развитие первобытного коллективизма выра­зилось в возникновении общинно-родового строя — сначала в форме ранней первобытной общины охотников, собирателей и рыболовов, а затем — в форме более развитой поздней родовой общины земледельцев и скотоводов.

Наряду с первобытным коллективизмом одной из ведущих характеристик рода является однолинейный (унилинейный) счет родства. На ранних стадиях социогенеза кровное родство устанавливалось между потомками одной мате­ри, т.е. матрилинейно (матрилинейная организация рода). Это обусловило формирование материнско-родового культа — культа матерей-прародитель­ниц, охранительниц очага. Отсюда однако не следует, что в периоды ранней и развитой родовой общины женщина стояла во главе рода, — главой рода могли быть в равной степени и женщина, и вождь-мужчина, рожденный от женщины данного рода5. Высокое положение женщины, присущее развитой родовой общине, часто неправильно называют «матриархатом». В классической перво­бытности, которой свойственны уравнительные порядки, еще не было господ­ства одной части общества над другой. В научной исторической литературе термин «матриархат» (или «поздний матриархат») применяется для определе­ния особой, весьма редкой формы разложения первобытного общества (ел. ниже).

В эпоху ранней родовой общины врачевание было коллективным заняти­ем широкого круга общинников. Женщины занималисьим потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали по­мощь сородичам во время охоты или в борьбе с соседними коллективами.

Поздняя первобытная община земледельцев и скотоводов (мезолит, нео­лит) характеризуется прежде всего переходом от присваивающего хозяйства к производящему — земледелию (с IX—III тыс. до н.э.) и разведению домаш­них животных (с VIII—III тыс. до н.э.). Врачевание в этот бурный период ис­тории человечества (известный под названием «неолитическая революция») развивалось в тесном взаимодействии, как с рациональными, так и с фантасти­ческими (иррациональными) представлениями об окружающем мире.

5Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: Учеб. по спец. «История». — 5-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 1999. — С. 139—142.

Результатом рационального миросозерцания были положительные знания и приемы врачевания. Богатый материал дляих реконструкции дают исследо­вания традиционной медицины синполитейных обществ аборигенов Австра­лии, Америки, Океании, живших в недавнем прошлом, по археологической терминологии, в каменном веке.

Так, аборигены Австралии, широко используя флору и фауну своего кон­тинента, применяли для лечения нарушений пищеварения эвкалиптовую смо­лу, касторовое масло и луковицы орхидеи; останавливали кровотечение при помощи паутины, золы или жира игуаны; при змеиных укусах высасывали кровь и прижигали рану; при заболеваниях кожи делали промывание мочой и прикладывали местные глины, горячие и холодные компрессы, делали мас­саж, промывание кишечника и т.д.

Первобытные врачеватели обрабатывали раны лекарствами, приготовлен­ными из растений, минералов и частей животных; накладывали «шины» при переломах; знали опьяняющее и наркотическое действие некоторых природных средств и использовалиих для обезболивания; умели делать кровопускания, применяя изделия из камня, кости, рыбьей чешуи, колючки и шипы растений.

В то же время, бессилие перед природой порождало фантастические пред­ставления об окружающем мире. В период ранней родовой общины начали за­рождаться первые религиозные представления (тотемизм, фетишизм, ани­мизм, магия), которые отразились и на приемах врачевания.

Тотемизм (от алгонкинск. от—отем — его род) — вера человека в сущест­вование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животногоили растения (например, кенгуру или эвкалипт), которого считали «отцом», «старшим братом», защитником от бед и болезней.

Фетишизм (от португ. fetico — амулет, талисман) — вера в сверхъестест­венные свойства неодушевленных предметов. Фетиши стали изготовляться спе­циально в качестве культовых предметов и получили идеалистическое толкова­ние. Так появились амулеты и талисманы (от болезней, ранения в бою и т.п.).

Анимизм (от лат. anima, animus — душа, дух) — вера в души, духов и все­общее одухотворение природы. Эти представления связаны с ранними форма­ми культа умерших. Ритуалы, посвященные мертвым, и сегодня встречаются на островах Океании, в Австралии, Америке и Африке.

Магия (греч. mageia — колдовство) — вера в способность человека сверхъ­естественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Среди многочисленных разновидностей магии была и лечебная магия — врачевание ран и недугов, основанное на культовой практи­ке. Сначала культовая практика не составляла секрета: простые церемонии и ритуалы мог совершать каждый. Со временем круг лиц, способныхих усвоить резко сужался, и культовые действия стали совершаться старейшинами рода или наиболее умелыми общинниками.

Окончательно первобытная культовая практика оформилась позднее, в пе­риод развитой родовой общины, когда зооморфный тотемизм предков-живот­ных постепенно трансформировался в антропоморфный тотемизм и культ предков— людей — покровителей рода (предков—мужчин — при переходе к патриархату и предков—женщин — при переходе к матриархату)6.

Культ предков отразился и на представлениях первобытного человека о причинах болезней: возникновение недуга понималось, как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка. Стремление изгнать дух болезни из тела больного породило целое направление культовой практики — шаманство, которое сочетало в себе иррациональные ритуалы с применением рациональных средств и приемов врачевания.

К ритуальным обрядам, связанным с изгнанием духа болезни, относится и трепанация черепа, известная по археологическим данным с XII тыс. до н.э. (мезолит), —ее стал производить лишь человек современного вида — Homo sapiens. Анализ многочисленных трепанированных черепов человека на терри­тории Перу показал, что в большинстве случаев (около 70%) трепанации за­канчивались успешно.

Причина трепанации — вопрос дискуссионный. Большинство ученых по­лагает, что чаще она производилась в ритуальных целях.

В то же время существует и другая точка зрения, которая допускает, что трепанации в первобытную ару проводились главным образом после травма­тического повреждения мозгового черепа и связаны с удалением костных осколков. Для истории медицины принципиально важен сам факт успешной (пережитой) трепанации, что свидетельствует о реальности удачных опера­тивных вмешательств на мозговом черепе, которыеимели место уже в перио­ды поздней родовой общины и разложения первобытного общества.

Врачевание в эту эпоху продолжало оставаться по преимуществу коллектив­ным. Накопление эмпирических знаний отражало коллективный опыт народа.

Источник

Врачевание в этот бурный период истории человечества (известный под названием «неолитическая революция») развивалось в тесном взаимодействии как с рациональными, так и с фантастическими представлениями об окружа­ющем мире.

Результатом рационального миросозерцаниябыли положительные знания и приемы врачевания. Богатый материал для их реконструкции дают исследова­ния приемов врачевания в синполитейных обществах аборигенов Австралии, Америки, Океании, живших в недавнем прошлом по археологической терми­нологии, в каменном веке.

Так, аборигены Австралии, широко используя флору и фауну своего кон­тинента, применяли для лечения пищевых расстройств эвкалиптовую смолу, касторовое масло и луковицы орхидеи; останавливали кровотечение при по­мощи паутины, золы или жира игуаны; при змеиных укусах высасывали кровь и прижигали рану; при заболеваниях кожи делали промывание мочой и при­кладывали местные глины.

Аборигены Австралии и Америки в процессе врачевания широко исполь­зовали методы, которые сегодня называются физическими: паровая «баня» при простудах, горячие и холодные компрессы, массаж, промывание ки­шечника.

Первобытные люди владели также и приемами оперативного лечения: об­рабатывали раны средствами, приготовленными из растений, минералов и частей животных; накладывали «шины» при переломах; знали опьяняющее и наркотическое действие некоторых природных средств и использовали их для обезболивания; умели делать кровопускания, применяя в качестве игл изде­лия из камня, кости, рыбьей чешуи, колючки и шипы растений. В Новой Гви­нее, например, еще в прошлом столетии аборигены вскрывали вены при по-

мощи мелких стрел, которые они пускали с близкого расстояния из туго натя­нутого лука.

Однако эмпирические знания первобытного человека, полученные в ре­зультате практического опыта, были еще весьма ограниченными. Первобыт­ный человек не понимал многих явлений окружавшей его природы, не мог предвидеть или объяснить причины стихийных бедствий. Его бессилие перед природой порождало фантастические (иррациональные) представления об окружающем мире. На этой почве уже в период ранней родовой общины нача­ли зарождаться первые религиозные представления(тотемизм, фетишизм, ани­мизм, магия), которые отразились и на приемах врачевания.

Тотемизм (от алгонкинск. от-отем — его род) — вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения (например, кенгуру или эвкалиптом). Его считали «отцом», «старшим бра­том», защитником от бед и болезней. Тотемизм явился идеологическим отражением связи рода с окружающей естественной средой. Ранней родовой общине был свой­ствен главным образом зооморфный тотемизм, т. е. почитание животных.

Фетишизм (от португ. fetico — амулет, талисман) — вера в сверхъестественные свой­ства неодушевленных предметов. Сначала эта вера распространялась на орудия труда (например, особо удачное копье, плодоносящие деревья или полезные предметы обихо­да), т.е. имела вполне материальную основу. Впоследствии фетиши стали изготовляться специально в качестве культовых предметов и получили идеалистическое толкование. Так появились амулеты и талисманы (от ранения в бою, от болезней и т.п.).

Анимизм (от лат. anima, animus — воздух, дух, душа) — вера в души, духов и всеоб­щее одухотворение природы. Полагают, что эти представления связаны с ранними фор­мами культа умерших. Ритуалы, посвящен­ные мертвым, и сегодня встречаются на островах Океании, в Австралии, Америке и Африке.

Магия (греч. mageia — колдовство) — вера в способность человека сверхъесте­ственным образом воздействовать на дру­гих людей, предметы, события или явле­ния природы. Еще не понимая истинной связи событий и явлений природы и про­извольно истолковывая случайные совпа­дения, первобытный человек пытался с помощью специальных приемов (магичес­ких действий) получить желаемый резуль­тат — изменение погоды, удачу на охоте или выздоровление от болезни.

Среди многочисленных разновидно­стей магии была и лечебная магия — вра­чевание ран и недугов, основанное на культовой практике. Сначала культовая практика не составляла секрета: простые

церемонии и ритуалы мог совершать Рис4. Реконструкция изображений «колду-
каждый. Со временем развитие верова- На» в пещере Трех Братьев (территория
ний и усложнение ритуалов потребова- Франции). Поздний палеолит

болезней: возникновение недуга понималось
как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка — духа болезни (рис. 5). Подобные толкования оказали влияние и на приемы врачевания, целью которых стало удаление духа болезни из тела больного сначала путем уговоров (ритуалы), а потом и методами насильственного «из­гнания», которое в ряде случаев осуществлялось вполне естественными сред­ствами.
Так, аборигены Америки высасывали «дух болезни» при помощи полого рога буйвола (прототип современных банок). У многих народов было принято кормить больного горькой пищей, неприятной для «вселившегося духа» (в ее состав входили и лекарственные средства). Стремление изгнать дух болезни из тела больного породило целое направление культовой практики — шаманство, которое сочетало иррациональные ритуалы с применением рациональных средств и приемов врачевания.
К ритуальным обрядам, связанным с изгнанием духа болезни, относится и трепанация черепа, известная по археологическим данным с 12-го тысячеле­тия до н. э. (мезолит). Ее стал производить лишь человек современного вида — Homo sapiens.

Рис. 5. Дух болезни, «насылающий» сибирскую язву (изображена женщи­на). Высота фигуры — 103 см. Де­рево, маска из металла. Россия.

Энцы. Первая четверть XX в. Санкт-Петербург. Музей антрополо­гии и этнографии РАН

ли определенной специализации. Круг лиц, способных их усвоить, резко сужался; культо­вые действия стали совершаться старейшина­ми рода или наиболее умелыми общинни­ками.

В конце позднего палеолита в глубинах пе­щер стали создаваться специальные святили­ща, на стенах которых изображались и слу­жители культа.

Широкой известностью среди них пользу­ется небольшое полихромное изображение «колдуна» (как назвали его ученые) в пеще­ре Трех Братьев во Франции — полусогну­тая фигура с длинным хвостом, ногами че­ловека и лапами зверя, длинной бородой и оленьими рогами (рис. 4).

Окончательно первобытная культовая практика оформилась позднее, в период раз­витой родовой общины, когда зооморфный тотемизм предков-животных постепенно трансформировался в антропоморфный то­темизм и культ предков -людей — покрови­телей рода (предков -мужчин — при перехо­де к патриархату и предков-женщин — при переходе к матриархату)1.

Культ предков отразился и на представ­лениях первобытного человека о причинах

1 История первобытного общества: Эпоха первобытной родовой общины / Под ред. Ю. В. Бромлея. — М.: Наука, 1986. — С. 236.

Трепанация черепа

Первый трепанированный череп ископаемого человека на нашей планете был найден в Латинской Америке — в районе г. Куско (на территории Перу) в 1865 г. Анализ многочисленных трепанированных черепов человека на террито­рии Перу показал, что в большинстве случаев (около 70 %) трепанации закан­чивались успешно, о чем свидетельствует образование костной мозоли по пе­риметру трепанационного отверстия; отсутствие костной мозоли говорит о том, что человек умер во время или вскоре после операции (рис. 6).

Причина трепанации — вопрос до сих пор дискуссионный. Большинство ученых полагают, что чаще она производилась в ритуальных целях: отверстие, как правило, делалось в стереотипных зонах мозгового черепа. Возможно, пер­вобытный человек надеялся, что через отверстие в черепе дух болезни сможет легко покинуть тело больного.

В то же время существует и другая точка зрения, которая допускает, что трепанации в первобытную эру проводились главным образом после травмати­ческого повреждения мозгового черепа и связаны с удалением костных оскол­ков. Обе точки зрения имеют право на существование. Однако для истории медицины принципиально важен факт успешной (пережитой) трепанации, свидетельствующий о реальности удачных оперативных вмешательств на моз­говом черепе, которые имели место уже в периоды поздней родовой общины и разложения первобытного общества.

Врачевание в эту эпоху продолжало оставаться коллективным. Накопление эмпирических знаний отражало коллективный опыт народа. В то же время пре­вратное миросозерцание и фантастические верования становились основой лечебной магии и культовых ритуалов врачевания, которые укрепились позднее в период разложения первобытного общества.

Экономическое и социальное развитие человечества в период поздней ро­довой общины подготовило предпосылки для зарождения частной собствен­ности и разложения первобытно-общинного строя, начавшихся ранее всего в плодородных долинах крупнейших рек нашей планеты.

Рис. 6. Черепа первобытных людей (неоантропов): слева — переживших операцию тре­панации черепа, справа — погибшего вследствие ритуальной трепанации черепа.

Копенгаген. Национальный музей

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник