К врачу приходит не болезнь а больной человек его индивидуальность

К врачу приходит не болезнь а больной человек его индивидуальность thumbnail

В наше время повышение профессионального уровня врача
обеспечено законом, созданы институты и факультеты усовершенствования. Однако
рост профессионализма врача зависит прежде всего от него самого. Большое
значение следует придавать не только самообразованию, но и самовоспитанию
врача, о чем хорошо написано в книге Е.А. Вагнера и А.А. Росновского «О
самовоспитании врача» .

Известный русский ученый В. А. Манассеин приводит еще одно
качество врача: «Хороший врач — всегда исследователь. Он
исследователь, если не в лаборатории, то у постели больного». Академик
И.В. Давыдовский развивает эту мысль: «…К врачу приходит не болезнь, а
больной человек. Его индивидуальность представляет собой чрезвычайно
причудливое, всегда особое преломление болезни: один случай непохож на
другой, так же, как нет одинаковых пальцев… Ни один учебник, ни один
гениальный ученый не в силах предусмотреть все разнообразие человеческой
индивидуальности. И эта трудность остается у врача до конца его жизни».

Академик А.Ф. Билибин заметил, что врачу необходимо иметь
качества, характеризующие творческое начало: воображение, вдохновение,
импровизацию, интуицию, — которые необходимы для правильной трактовки научных
данных .

Современник Гиппократа греческий философ Ксенофонт высоко
ценил качества врача, умеющего использовать все, чтобы распознать конкретного
больного. Он писал: «Врач весь — видение, весь — слух и мышление».

Еще в Древней Греции система воспитания предусматривала
сочетание умственного, нравственного, эстетического и физического. Знаменитый
Гален, который, кроме практической врачебной деятельности, занимался
философией и естествознанием, в свое учение внес гуманистическое начало.

Эпоха Возрождения ознаменовалась не только великими
открытиями, в том числе и в области медицины, таких известных ученых, как
Гарвей, Везалий, Левен- гук, но и важными гуманными заветами, оказавшими
влияние на воспитание многих поколений врачей. Они нашли выражение в трудах
Яна Амоса Коменского; известного французского писателя-врача Рабле,
переведшего Гиппократа; великого реформатора медицины Парацельса, которому
принадлежит известное каждому медику изречение: «Сила врача — в его
сердце, величайшая основа лекарства — любовь…»

Кто-то обратил внимание и подсчитал, что в Ветхом Завете
слово «сердце» встречается 851 раз!

Замечательны строки русского поэта А. Майкова. Он, отдавая
должное профессиональным знаниям врача, обращает внимание на его духовность:

До знаний жадны, верой скупы,

Понять вы тщитесь бытие,

Анатомируете трупы —

А сердце знаете свое?

Не менее важно и другое качество врача выразившееся в
поговорке: «Самый ценный инструмент, которым располагает врач, находится
на его плечах».

Истина, по-видимому, в объединении душевной и
интеллектуальной характеристик врача.

Голландский врач Гульпиус на основе сложившегося в
эпоху Возрождения гуманистического представления о враче предложил эмблему
профессии — горящую свечу и девиз: «Светя другим, сгораю сам!»

Известный многими крупными открытиями в области медицины
Ибн-Сина (Авиценна), который обессмертил свое имя «Каноном врачебной
науки», более пятисот лет служившим обязательным руководством всех
европейских и восточных университетов, считал: «Врач должен обладать
глазом сокола, руками девушки, мудростью змеи».

Исторически сложившиеся качества, которыми должен обладать
врач, всегда высоко ценились в обществе. Среди многочисленных характеристик
врача на первый план наряду с профессионализмом выдвигались гуманистические
требования: доброта, чуткость, внимательность, терпимость, спокойствие и
многие другие. В целом они обобщены в латинской пословице: «Хороший врач
должен быть хорошим человеком».

Профессия врача — это трудная работа. Врач
постоянно среди больных, страдающих, а иногда и умирающих людей. Ему
приходится вести разговоры с безнадежными больными или извещать о смерти
близких умершего человека.

Работа врача нередко имеет неприятные стороны. Он обязан
оказывать помощь больным, страдающим сифилисом или туберкулезом, грязным,
завшивленным и безобразно пьяным; переносить запах гноя, проводить
исследования кала и мочи, присутствовать при вскрытии септических трупов. В
основе любви к своей профессии, помогающей преодолевать эти и другие
трудности, лежат способность к состраданию и сочувствие к больному.

Милосердие, сострадание являются обязательными качествами
врача. Это подчеркивалось во все времена и у всех народов.

Основатель отечественной терапии М.Я. Мудров писал:
«Врожденное человеку побуждение к вспомоществованию в сострадании к себе
подобным было и должно быть первым источником врачебного искусства».

Замечательный петербургский врач Ф.П. Гааз призывал
коллег: «Спешите делать добро» — и всю жизнь сам оставался верен
этой заповеди.

В часто цитируемом высказывании А.П. Чехова, начинающемся
словами: «Профессия врача — это подвиг», хочется обратить внимание
на повторяющиеся требования к нравственным качествам: «Надо быть чистым
нравственно… профессия врача требует самоотверженности, чистоты души,
чистоты помыслов».

Следует отметить, что большинство бесспорных положений
морали вообще, в том числе и в области медицины, опираются на религиозные
толкования мудрости. Церковь всегда была центром гуманитарных учений и
действий, признавая неразрывную связь между духовным и физическим. Церковь признавала
и благословляла развитие медицинских знаний и деятельности врача. В Библии
(кн. Сирах, 38) сказано: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо
Господь создал его и от Высшего врачевание». Мудрый Соломон говорил:
«Врача, сын мой, не отвращай. Ибо от Бога искусство его. Но прежде чем
прийти к врачу, помолись. Да благословит Господь его руки и да дарует через
его знания и через его врачевание исцеление тебе. Не пренебрегай
врачом».

Отмечая, что в наше время очевидны явления дегуманизации
медицины, деперсонализации больных, снижения авторитета врача, Ф.И. Комаров и
А.В. Сучков приводят качества, которые следует развивать в себе каждому
врачу.

По их мнению, врач должен:

—          быть профессионально сильным, что требует
постоянного усовершенствования знаний, мышления, логики, памяти,
наблюдательности, ответственности, профессионального честолюбия (но без
зазнайства), умения действовать быстро, но без поспешности;

—          быть милосердным (показательно, что милосердие
ставится на второе место после профессионализма, в отличие от вышеприведенных
слов М.Я. Мудрова, который считал милосердие первым источником врачебного
искусства. Все-таки век нынешний сдвинул милосердие на второе место, даже в
мыслях его приверженцев. — Примеч. авт.);

—          обладать психологической и психотерапевтической
культурой, быть гуманитарно образованным, владеть словом;

—          постоянно воспитывать в себе стойкость и
выносливость, т. е. элементы стоицизма, помнить о таких моральных категориях,
как долг, терпимость, терпение;

—          быть смелым, уметь принимать решения, от
которых зависят здоровье и жизнь больных, с одной стороны, и врачебная честь,
совесть и ответственность — с другой;

—          быть оптимистом, любить жизнь, людей;

—          успешно пропагандировать здоровый образ жизни;

—          активно участвовать в жизни того учреждения
здравоохранения, где он работает, быть хорошим организатором и воспитателем;

—          стремиться быть научным работником, что
расширяет возможности для творчества;

—          иметь внешний облик, манеры, поведение, речь,
отражающие вышеуказанные качества.

С такими правилами нельзя не считаться. Быть идеальным
врачом действительно трудно, но важно хранить и поддерживать в себе
стремление к этому идеалу до конца дней своих.

ние клиента и его
вера во врача и личностные качества врача.
В любых тесных или интимных отношениях доверие становится основным.
элементом.

Также и образование
слоев в свертывающейся крови придавало мысли врача такое же
Четырем сокам соответствуют и четыре основных качества: теплое,
холодное, сухое…

Источник

«Партнер» №2 (185) 2013г.

Многие читатели в своих письмах «жалуются» на то, что немецкие врачи, по их мнению, прежде всего ориентируются на данные аппаратного обследования. О разных подходах к лечению болезни или больного и о роли аппаратных средств диагностики рассказывает доктор Рудольф Воробьёв.

Д-р Рудольф Воробьёв (Карлсруэ)

К врачу приходит не болезнь а больной человек его индивидуальностьИзвестный врач М.Мудров в XIX в. провозгласил лозунг (правда, он не был первым): «Лечить больного, а не болезнь». В «Слове о способе учить и учиться медицине практической или деятельному врачебному искусству у постели больного», произнесенном им в Клиническом институте, Мудров заявил: «…врачевание не состоит ни в лечении болезней, ни в изучении причин… , врачевание состоит в лечении самого больного. Не должно лечить самой болезни». По логике Мудрова, любая болезнь поражает организм больного целиком. Весь организм действительно поражается, например, при обширных ожогах, прямом попадании бомбы … Но это особые, экстремальные случаи.

Среди российских медиков, да и широкой публики, особенно в советское время, этот призыв Мудрова был весьма популярен. В советской медицине в результате извращения физиологического учения И. Павлова под «теорию» Мудрова была подведена «научная» база. И здесь, в Германии, бывшие российские медики исповедуют лозунг «лечить больного, а не болезнь». Этот постулат относится к одной из актуальных проблем медицины – взаимосвязи общего и местного в патологии. Верное решение проблемы во многом определяет стратегию и тактику лечения.

Каково должно быть отношение врача к призыву Мудрова, если исходить из позиций современной медицины? Ответ на этот вопрос станет ясен при дальнейшем изложении.

Прежде всего подчеркну: болезни вообще не существует, это — абстрактное биологическое понятие. Человек всегда страдает конкретным заболеванием, так как, согласно учению одного из основоположников современной медицины Р.Вирхова о целлюлярной (клеточной) патологии, любой патологический процесс материален и, будучи локализован, «прописан» в определенном месте в организме, там, «где сидит болезнь», по выражению Вирхова. Следовательно, у каждого больного необходимо выявить конкретное заболевание, поражение определенного органа, ткани, системы. Интересно, что Вирхов уже  в XIX веке считал «анахронизмом поднимать вопрос об общей болезни» всего организма.

В самом деле, достаточно удалить воспаленный аппендикс или больной зуб, чтобы вернуть пациенту радость бытия, при этом лечить весь организм вовсе не требуется.

Так как патологический процесс протекает в едином организме, то заболевания некоторых органов способствуют поражению других органов. Ангина, например, осложняется (не всегда) ревматизмом – поражением суставов и сердца, а также нефритом, который может возникнуть и после скарлатины. Холецистит порой вовлекает в патологический процесс поджелудочную железу. Однако уши, глаза, прямая кишка и другие органы и ткани при этом не поражаются и поэтому в лечении не нуждаются.

К врачу приходит не болезнь а больной человек его индивидуальностьВирхов в своем учении опирался на эволюционное учение Ч.Дарвина, в соответствии с которым локализация патологического процесса и дестабилизирующих организм болезнетворных факторов служит одним из приспособительных механизмов, возникших и отшлифованных в процессе эволюции. Организмы, у которых не выработалась способность локализовать патогенные факторы и процессы, реагируют всеми своими структурами генерализованно; такая система обладает незначительной устойчивостью и выбывает из жизни в процессе естественного отбора. Локализация патологического процесса обеспечивается системным строением и функционированием организма.

Вопреки Мудрову, считавшему, будто любой патологический процесс распространяется по всему организму, в действительности в нормальных условиях всё происходит наоборот. При возникновении патологического очага в организме мобилизуются соответствующие механизмы – иммунные и др., ликвидирующие болезненный очаг и компенсирующие нанесенный организму урон – анатомический и функциональный (физиологический). Например, при кровотечении активизируется кроветворение и в результате сложных химических реакций образуются тромбы, закупоривающие кровоточащий сосуд. Образовавшийся дефект ткани усиливает регенерацию путем деления клеток и дефект ликвидируется. Однако клетки нервной системы, в том числе головного мозга, и сердечной мышцы (миокарда) делением не размножаются. Но это не означает, что нервная система и сердце не способны восстанавливать свои функции при гибели нервных клеток или клеток миокарда. Регенерирует их внутриклеточная структура.

К врачу приходит не болезнь а больной человек его индивидуальностьУказанные и иные компенсаторные и защитные реакции не допускают распространения заболевания по всему организму. И.Мечников, разработавший теорию воспаления с эволюционных позиций в аспекте учения Дарвина, доказал на первый взгляд кажущееся невероятным явление: воспалительный процесс – не только патология, но и защитная реакция организма, способствующая его избавлению от болезнетворных микробов. В современной медицине эти мысли Мечникова получили дальнейшее развитие. Академик медицины Д.Саркисов пишет: «Проблема компенсации нарушенных функций – это прежде всего проблема работы организма как единого целого…» В то время как одни органы повреждены, другие развертывают компенсаторные реакции… Это следует называть не «страданием», а, наоборот, мобилизацией ресурсов организма на борьбу с болезнью». Следовательно, болезнь – явление двуединое: противоборство патологического процесса и защитных сил организма. Одна из задач врача – способствовать восстановлению статус-кво в организме, усилив его защитные реакции. Итак, болезнь – не чуждое организму «демоническое» явление, которое следует всеми силами изгонять из тела больного, как шаманы «изгоняют духов». Болезнь необходимо, согласно учению Дарвина, рассматривать как естественный (относительно!) приспособительный процесс. Поэтому считать болезнь страданием всего организма и призывать лечить здоровые органы и системы – абсурд! Таким образом, требование лечить больного, а не болезнь, несколько отдающее демагогией, теоретически несостоятельно и практически бесперспективно. За подобными рассуждениями нередко скрываются неумение диагностировать конкретное заболевание или незнание, как его лечить.

Против официально принятой в СССР формулировки «лечить больного, а не болезнь», которой медики со студенческой скамьи обязаны были следовать, осмелился выступить академик медицины И.Кассирский, настаивавший на лечении диагностированной у конкретного больного определенной болезни, но отнюдь не всего организма.

К врачу приходит не болезнь а больной человек его индивидуальностьУченый утверждал: надо самым тщательным образом обследовать больного, установить точный диагноз, что нередко представлет сложную проблему. Ведь врач имеет дело с самым сложным и изменчивым объектом в природе – человеком, да еще больным, у которого нарушены те или иные функции, в результате он нередко подавлен, скверно себя чувствует и потому у него плохое настроение, в той или иной степени нарушена психика, вплоть до развития стресса. Неудивительно, что клиническое течение одной и той же болезни часто протекает по-разному, в зависимости от индивидуальных – анатомических и иных особенностей больного. Ибо абсолюто идентичных людей, кроме однояйцовых близнецов, в природе не существует.

 Отношение больного к болезни во многом определяется не только и даже не столько тяжестью заболевания, сколько характером больного, его мнительностью и др.

Успешность врачевания обусловлена в значительной мере личностью врача: уровнем его интеллекта, объемом специальных знаний, врачебным талантом, профессионализмом, умением подмечать малейшие подробности во время собирания анамнеза (при опросе) больного и в клинической картине с учетом лабораторных данных, физического состояния и психического статуса пациента.

Врач должен положительно влиять на настроение больного, на что обратил внимание академик В.Бехтерев: «Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач».

Конечно, одного только обаяния врача для успешного врачевания недостаточно.

Прав Мечников: «…врач, преисполненный величайшей симпатией к больным, но без необходимых знаний, может принести им огромное зло».

К сожалению, в последние годы наблюдается дегуманизация медицины. Кассирский, полемизируя с теми, кто преувеличивает значение техники для медицины, отмечал, что напрасно воинствующие «инструменталисты» иронически относятся к понятиям «интуиция» и «врачебный опыт», рекомендуя «кибернизировать» медицину. Ибо даже самая совершенная машина никогда не заменит головной мозг человека в умственных операциях, ведь компьютер – творение человеческого интеллекта.

Внедрение в медицину технических средств, безусловно помогающих врачу диагностировать болезнь, сократило общение врача с пациентом, воздвигнув «берлинскую стену» между ними. Врачу не остается времени тщательно клинически обследовать больного, благотворно воздействовать на его психику. И не машина оказывает психологическое влияние на больного, а врач!

Техника, которой насыщена современная медицина: томографы, компьютеры, электронные микроскопы и др. – предназначена лишь помогать врачу обследовать больного, но не подменять врача. Правда, эта истина не всеми осознается. Техника повышает возможности врача диагностировать заболевание, но порою и даже часто превращается в свою противоположность, если врач, уповая на многочисленные обследования пациента, иногда ненужные, а порой вредные, перестает активно мыслить.

Врач, диагностировав болезнь, лечит ее, учитывая, повторяю, индивидуальные особенности больного. Саркисов, много внимания уделявший изложенной в статье проблеме, совершенно обоснованно утверждает: необходимо «лечить данную болезнь у… конкретного больного» и предлагает положить это правило «в основу воспитания современного медицинского работника».

Источник