Как написать правильно свою болезнь врачу
Однажды ко мне в кабинет зашла рыдающая женщина. Она рассказывала о непереносимых болях в ногах, которые мешают ей спать, жить и говорить. Осмотр и обследования не подтвердили серьезных опасений: с ее ногами все было в порядке, однако субъективные ощущения женщины совсем не совпадали с увиденным врачами. Она рассказывала о том, как проснулась ночью от судорог в ногах, мышцы сильно сводило и боль постепенно нарастала, пока пациентка «не потеряла сознание». Описанные симптомы могли указывать на серьезную болезнь. Поэтому женщина получила желанную порцию сочувствия, а также направления на дообследование.
Через два дня пациентка снова оказалась в кабинете невролога, разгневанная. Оказалось, она собирается поехать в санаторий через неделю, а терапевт ее «не пускает». Разумеется, никаких обследований пациентка не собиралась проходить – ей нужно было лишь сочувствие врача, и она его получила. Боли ее уже не беспокоили, а про то, что она теряла сознание, дама и вовсе не припоминала. Однако факт обморока был записан в ее амбулаторной карте, а потому в санаторий она поехать не могла – до тех пор, пока не пройдет все рекомендованные неврологом обследования. И это нарушало ее планы: она собиралась ходить по магазинам в поисках купальника и шляпы от солнца, а ее поставили перед необходимостью бегать по больницам и обследоваться.
Мораль этой истории такова: эмоции усложняют диагностический поиск. Хотя врач и обладает навыком отделять чувства пациента от объективной картины болезни, преувеличения и вранье, которые применяются для повышения градуса сочувствия, все же не способствуют быстрой постановке диагноза. Зато могут усложнить жизнь пациенту.
Не скрывайте хронических болезней
Есть определенная категория пациентов, которая обожает играть с врачами в угадайку. Такие больные приходят на консультацию с загадочным лицом, и на вопрос врача «Что беспокоит?» отвечают возмущенно: «Вы же доктор, вот вы и определяйте, что меня беспокоит!»
Некоторые ведут игру тоньше. Они честно сообщают врачу о своих жалобах, однако результаты важных исследований предпочитают утаивать.
Например, был у меня пациент с опухолью оболочки спинного мозга, которая не требовала операции, однако подразумевала постоянное наблюдение врача. Он последовательно обошел всех неврологов и нейрохирургов в городе в надежде, что хоть один специалист «угадает» его диагноз с ходу, не направляя на МРТ
Разумеется, никто из врачей не угадал опухоль, потому как симптомы практически отсутствовали. Пациент злорадствовал и рассказывал о неграмотности моих коллег – меня он выбрал в качестве исповедника лишь по той причине, что я уже знала его диагноз.
«Медицинская угадайка» – веселая и увлекательная игра. Но лишь до тех пор, пока вы не захотите получить адекватную медицинскую помощь. Поэтому лучше не утаивать от врача информацию о ваших хронических болезнях, препаратах, которые вы регулярно принимаете, и прочие сведения, которые могут оказаться полезными в назначении лечения.
Другой причиной ненужного молчания является стыд. Однако для врача не может быть «неудобной» информации – профессиональная этика не позволяет ему делать суждений о тех или иных поступках пациента. К тому же большинство историй, которые кажутся больному «неприглядными», с точки зрения врача оказываются типовыми – все-таки человеческая психика работает по одним и тем же законам, а потому люди совершают примерно одинаковый набор ошибок, который приводит к болезням.
Суть индивидуального подхода в лечении пациента и состоит в том, что врач учитывает максимум информации о пациенте. Поэтому, если вы расскажете доктору все как есть и предоставите данные предыдущих обследований, шансы на назначение подходящего именно вам лечения значительно возрастут.
Расскажите, что не лечитесь
Некоторые пациенты не решаются принимать назначенное врачом лечение. Причины могут быть разными: например, страх, что антидепрессанты вызывают необратимые изменения личности и привыкание; уверенность в ужасных побочных эффектах, которые указаны в инструкции (доктор-то, поди, и не знает!), а иногда и вовсе отсутствие финансовых возможностей приобрести лекарства.
Такие больные продолжают ходить на прием к врачу в надежде, что он назначит другое лечение. И доктор, как правило, догадывается, что пациент попросту игнорировал его назначения. Но вытащить из него признание «Я ничего не делал из назначенного» порой требует огромных усилий.
Например, пациентка с головной болью напряжения, которая прошла все круги отечественной медицины: и «капалась» в стационаре, и получала курсы дарсонваля на волосистую часть головы, и разнообразные токи на шею, и пользовалась услугами массажистов, остеопатов и мануальных терапевтов, – никак не может справиться с болью.
Врач назначает антидепрессанты – стандартную эффективную схему лечения этой болезни. Пациентка читает инструкцию, возмущается тем, что ее «сочли за сумасшедшую», и, разумеется, ничего не принимает. Голова продолжает болеть. Пациентка вновь приходит в надежде получить направление на очередные «процедурки». И нет этой истории конца
Врач догадывается, что больная не пьет таблетки, убеждает ее в том, что они необходимы – речь не о сумасшествии, а об устранении причин боли, которые таятся в особенностях ее реакции на стрессы… Но все тщетно. Голова продолжает болеть, бесполезные «токи», «массажики» и «грязи» продолжают скрашивать жизнь пациентки…
Сомнения, страх, тревоги, неуверенность – это нормальная реакция на назначенное врачом лечение. Вы не обязаны доверять специалисту всецело, особенно если видите его в первый раз и взволнованы проявлениями собственной болезни. Однако заявить о своих сомнениях вслух – самое разумное, что вы можете сделать в данной ситуации. Возможно, врачу удастся развеять ваши сомнения, и убедить лечиться, и сократить тем самым время, проведенное в общении с «товарищами по несчастью» в интернете или в поисках «оптимального» варианта для самолечения.
Источник
Обращение к врачу с новой, не диагностированной ранее проблемой может быть пугающим. Пациенты часто испытывают трудности, пытаясь объяснить свои симптомы доктору эффективным образом, а терапевту нужно собрать всю нужную информацию от пациента, не упустив ничего важного. И все это должно произойти во время медицинского осмотра, который в среднем будет длиться менее 10 минут. Вы можете извлечь максимум пользы от посещения, давая доктору всю необходимую информацию в простой, краткой форме, подобно тому, как их учили в медицинском институте.
Шаги
1
Принесите с собой на осмотр общую медицинскую анкету с последними данными. Можете сделать такую, обобщив все данные о болезнях на одной странице. Включите даты, а также причины госпитализации и операций. В конечном итоге, вам может не понадобится обратиться к ней, но если вдруг возникнут вопросы о вашем прошлом, имея таковую максимизирует время, которое вы проведете обсуждая вашу текущую проблему(ы) со здоровьем. Захватите с собой и упаковки препаратов, которые вы в настоящее время употребляете, содержащие название и информацию о дозировке, включая растительные добавки, если они применяются.
2
Опишите основную причину посещения одним или двумя предложениями. Большинство врачей начнет осмотр примерно с таких слов: «Что привело вас сюда?» Заранее подготовленный ответ на этот вопрос окажет помощь в обращении. Некоторые распространенные симптомы включают: боль, слабость, тошнота, рвота, диарея, запор, озноб, спутанность сознания, затрудненное дыхание, или головная боль .
3
Вспомните, когда появляются и сколько длятся симптомы. Включая их начало, остановку и частоту. («Я испытываю ужасную боль между менструальными периодами, и длится она около трех дней.») Будьте готовы назвать даты и время, если возможно. («Впервые, я помню, это ощущение появилось 15-го числа. Как правило, становится хуже поздно вечером, но иногда я чувствую это и по утрам тоже.»)
4
Объясните, что усиливает или уменьшает боль. Обратите внимание на любое движение, что обостряет боль («Мой палец не болит, если я не сгибаю его к ладони, тогда я чувствую острую боль.») или уменьшает ее («Мне кажется, что боль отступает, когда я лежу на боку»). Четко объясните, если какие-либо продукты, напитки, положения тела, занятия или лекарства ухудшают или облегчают симптомы. («Озноб прошел, когда я принял тайленол, но через 2 часа появился снова.»)
5
Используйте прилагательные для более полного описания ваших симптомов. Не вся боль одинаковая. Она может быть острой, ноющей, непосредственно на поверхности тела, глубоко внутри, и так далее. Пример: «Когда у меня кружится голова, это не просто ощущение, что я сейчас упаду в обморок; это больше похоже на то, будто мир постоянно вращается влево!». Без излишней поэтичности старайтесь объяснить, что делает это ощущение отличным от других видов боли, что вы уже чувствовали ранее.
6
Укажите местоположение ваших симптомов. Включая детали, если боль перемещается с места. («Сначала боль была прямо вокруг пупка, но сейчас, кажется, она перешла сюда, к правому бедру»).
7
Оцените тяжесть своих симптомов. Используя шкалу от 1 до 10, где 1 будет означать, что вы почти ничего не чувствуете, а 10 – наихудшая из возможных, что вы только можете себе представить. Будьте честны, не преуменьшайте и не преувеличивайте. Боль силой «десять из десяти» (в глазах медицинских специалистов) привела бы человека к неспособности владеть речью или другим действиями, например, есть или читать. («Я сидел, обедал, и вдруг почувствовал такую головную боль, хуже которой я никогда не испытывал в своей жизни, из ниоткуда. Она была настолько сильной, что я чуть не потерял сознание. Определенно 9 или 10.»)
8
Опишите обстановку и ваше состояние в тот момент, когда появились симптомы. Где вы находились? Что вы делали? Что было необычного в обстановке и занятиях, отличались ли они от ваших обычных? Что вы делали непосредственно перед тем, как появились симптомы и ранее в тот день?
9
Перечислите другие вещи, происходящие в одно и тоже время с появлением симптомов. («В течение трех недель , когда я испытывал эти приступы, моя супруга также заметила, что я выглядел очень бледным, стул был темного цвета и я похудел на 4,5 кг хотя ем в точности как и раньше»).
10
Далее ожидайте, что врач осмотрит вас в соответствии с симптомами, о которых вы рассказали, и назначит несколько анализов или пробное лечение.
Советы
- Не бойтесь рассказать доктору о симптоме, каким бы он не казался неловким. Чем быстрее вы расскажете, тем быстрее вас вылечат.
- Рассмотрите возможность взять с собой на осмотр друга или члена семьи, если вы не уверены, что сможете правильно объяснить физическую проблему, если вы забывчивы или легко теряетесь.
- Возьмите с собой написанные подсказки с тем, о чем вам хотелось спросить. Многие люди, столкнувшись с врачом, забывают все! Также пригодится ручка, чтобы записать, что говорит доктор. Многие пациенты часто вспоминают о вещах, о которых они хотели спросить врача после того, как визит завершен, и потом стесняются перезвонить и переспросить об этом.
- Не ждите окончания осмотра, чтобы сказать: «… и, кстати, у меня есть еще и другая проблема». Это ужасно неудобно врачу, поскольку то, что, по вашему мнению, может казаться мелочью, может полностью поменять его план лечения. Сообщите ему обо всех симптомах заранее и прежде, чем он начнет ставить вам диагноз.
- Составьте список вопросов, которые у вас имеются к доктору. В большинстве случаев из-за временных ограничений, Вы забудете спросить, о чем предполагали, поэтому важно иметь список.
- Ключом является честность. Врачи несут обязательство неразглашения. Если ваше дальнейшее здоровье находится под угрозой, вы можете также рассказать все до мельчайших подробностей.
- Соответствуйте образу. Если вы жалуетесь на ужаснейшую боль всей вашей жизни, вы не можете сидеть, попивая кофе, перелистывая журнал и отвечая на телефонные звонки. Если вы жалуетесь на боль в пальце ноги, не допускайте, чтобы врач вошел в кабинет и увидел вас лежащим на кушетке в медицинском халате.
- Подумайте о симптомах и их природе перед тем, как окажетесь у врача, чтобы сэкономить и свое, и его время, а также выражая их диагностически яснее для него.
- Знайте свое состояние здоровья. Это очень раздражает обоих, и пациента, и доктора встретиться лицом к лицу и затем начать собирать по кусочкам историю.
- Необходимость в активном выполнении этих шагов может отпасть, если, кажется, что врач уже задает вопросы в логической последовательности и попадает в точку. Хорошо обученный профессионал на самом деле должен быть в состоянии понять, в чем дело, даже не задумываясь об использовании шагов.
Предупреждения
- Начните разговор с врачом с ваших симптомов, а не с того, какой вы думаете у вас диагноз (если только вы не в абсолютной уверенности). Ответ типа «Я думаю, у меня рассеянный склероз» может показаться средством экономии большого количества времени для вас, но на практике, как правило, обострит отношение с большинством врачей и сведет на нет разговор. Вместо этого, начните беседу фразой типа: «Мои руки и ноги действительно слабеют в последнее время, и сейчас я едва ли могу ходить».
- Если в ходе беседы с доктором вам кажется, что вы не получаете удовлетворительных ответов, то более эффективным будет продолжить выражать обеспокоенность и тревогу, и гораздо менее полезным – расстроиться или разозлиться. Вы же не хотите, чтобы вас отметили как «проблемного пациента» или потенциально ждущего судебного разбирательства (что-то, что может переноситься и на ваши будущие визиты к врачу, или даже просочиться к коллегам доктора). В таких случаях, может лучше будет попробовать в другой раз или искать второе мнение.
- Эта схема наиболее полезна, когда имеете дело с тем, кто никогда не видел вас ранее, и особенно тогда, когда заболевание встречается у вас впервые. Она не так много даст, если вы обсуждаете хроническое заболевание с вашим собственным семейным врачом.
Об этой статье
Эту страницу просматривали 10 316 раз.
Была ли эта статья полезной?
Источник
Ïðèâåò! Ñåãîäíÿ ìû îáñóäèì, êàê ïðàâèëüíî ðàçãîâàðèâàòü ñ âðà÷îì, ÷òîáû çà î÷åíü íåáîëüøîå âðåìÿ ïðèåìà äîíåñòè äî íåãî ìàêñèìóì èíôîðìàöèè î âàøåé áîëåçíè.
1.Íà÷èíàéòå ñ ïåðå÷èñëåíèÿ îñíîâíûõ æàëîá íà ìîìåíò áåñåäû ñ âðà÷îì, à íå ñ ðàññêàçà î òîì, êàê íà÷àëîñü çàáîëåâàíèå (òî åñòü íå íà÷èíàéòå ñ àíàìíåçà — èñòîðèè çàáîëåâàíèÿ).
Ïðèìåð, êàê íàäî íà÷èíàòü: ñåé÷àñ ìåíÿ áåñïîêîèò ãîëîâíàÿ áîëü, íàñìîðê, è ææåíèå â ëåâîé ïÿòêå. Ïðèìåð, êàê íå íàäî íà÷èíàòü: ×åòûðå ìåñÿöà íàçàä ó ìåíÿ íà÷àëèñü ãîëîâíûå áîëè è ÿ ñòàë ïðèíèìàòü ïàðàöåòàìîë, íî îí íå ïîìîã (îá ýòîì âû òîæå îáÿçàòåëüíî ðàññêàæåòå, íî ÷óòü ïîçæå).
Ïî÷åìó èìåííî òàê? Âî-ïåðâûõ, òàê âðà÷ ñðàçó ïîëó÷èò èñ÷åðïûâàþùèé ñïèñîê ñèìïòîìîâ, êîòîðûõ ìîæåò áûòü äîâîëüíî ìíîãî è êîòîðûå ìîãóò áûòü î÷åíü âàæíûìè. Íàîáîðîò, åñëè íà÷àòü ñ ðàññêàçà î òîì, êàê íà÷àëàñü áîëåçíü, êàêèå-òî ñèìïòîìû âû ìîæåòå óïóñòèòü. Âî-âòîðûõ, ïîñëå ñáîðà æàëîá ó âðà÷à â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ñêëàäûâàåòñÿ ïðàâèëüíîå ïðåäñòàâëåíèå î òîì, êàêîå ó âàñ çàáîëåâàíèå, è äàëüøå îí ñìîæåò ïðèöåëüíî óòî÷íèòü âàæíûå ìîìåíòû èç âàøåãî àíàìíåçà ïî õîäó äàëüíåéøåãî ðàññêàçà.
2.Ïåðåä ïðèåìîì õîðîøåíüêî ïîäóìàéòå íàä òåìè ñèìïòîìàìè, êîòîðûå âû ñ÷èòàåòå âàæíûìè è ïîñòàðàéòåñü îòâåòèòü ñåáå íà ñëåäóþùèå âîïðîñû: ÷åì ñèìïòîì âûçûâàåòñÿ/ â êàêèõ îáñòîÿòåëüñòâàõ îí ïîÿâëÿåòñÿ/ ÷òî åãî óñèëèâàåò, áåñïîêîèò ëè ñèìïòîì ïîñòîÿííî èëè ïðèñòóïàìè, â ïîñëåäíåì ñëó÷àå ñêîëüêî äëèòñÿ ïðèñòóï, ÷åì åãî ìîæíî ñíÿòü èëè îáëåã÷èòü.
Çà÷åì ýòî íóæíî? Äîïóñòèì, ïàöèåíòà áåñïîêîÿò áîëè çà ãðóäèíîé. Åñëè áîëè âîçíèêàþò ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå è ñíèìàþòñÿ íèòðîãëèöåðèíîì, òî ýòî ïî÷òè íàâåðíÿêà áîëèò ñåðäöå. Åñëè áîëè âîçíèêàþò ïîñëå åäû è ñíèìàþòñÿ ãëîòêîì âîäû, òî, ñêîðåå âñåãî, ïðîáëåìà â ïèùåâîäå. Åñëè áîëè âîçíèêàþò ïðè âäîõå èëè âûäîõå, ïðè÷èíó ìû áóäåì èñêàòü â ëåãêèõ èëè ãðóäíîé êëåòêå. Âîîáùå óòî÷íåíèå ôàêòîðîâ, êîòîðûå ïðîâîöèðóþò ïîÿâëåíèå òîãî èëè èíîãî ñèìïòîìà èìååò ïðèíöèïèàëüíîå çíà÷åíèå äëÿ ïîñòàíîâêè ïðàâèëüíîãî äèàãíîçà è çà÷àñòóþ íåñåò ãîðàçäî áîëüøå èíôîðìàöèè, ÷åì ëàáîðàòîðíûå èëè èíñòðóìåíòàëüíûå ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ.
Ïðèâåäó åùå îäèí ïðèìåð. 34-ëåòíþþ ïàöèåíòêó áåñïîêîÿò ïðèñòóïû ñóõîãî êàøëÿ. Âñå àíàëèçû, ðåíòãåíîãðàôèÿ ãðóäíîé êëåòêè, ñïèðîìåòðèÿ íå ïîêàçûâàþò íèêàêèõ îòêëîíåíèé. Íè îäíî ëåêàðñòâî íå ïîìîãàåò. Ïðè áîëåå òùàòåëüíîì ðàññïðîñå âûÿñíÿåòñÿ, ÷òî êàøåëü ïîÿâëÿåòñÿ èñêëþ÷èòåëüíî, êîãäà ïàöèåíòêà íàõîäèòñÿ â ñâîåì àâòîìîáèëå. Äàëåå ïî ðåêîìåíäàöèè âðà÷à ïàöèåíòêà ïåðåòðÿõèâàåò àâòîìîáèëü è îáíàðóæèâàåò ïðîòåêàþùèé ïåðöîâûé áàëëîí÷èê. Äàëüíåéøåå ëå÷åíèå î÷åâèäíî
3.Åñëè âàñ áåñïîêîèò áîëü èëè êàêèå-òî íåïðèÿòíûå îùóùåíèÿ, îáÿçàòåëüíî ïîêàæèòå ðóêîé íà ñåáå, ãäå ýòè íåïðèÿòíûå îùóùåíèÿ èëè áîëü íàõîäÿòñÿ.
Ïî÷åìó ýòî íàäî äåëàòü? Ïðèâåäó ïðèìåð: ïàöèåíò ãîâîðèò «Ó ìåíÿ áîëèò ïîäæåëóäî÷íàÿ æåëåçà.». Íà ïðîñüáó óòî÷íèòü, ãäå èìåííî îíà ó íåãî áîëèò, íàø áîëüíîé êàê ïðàâèëî ïîêàçûâàåò íà ëåâîå ïîäðåáåðüå. Íî äåëî â òîì, ÷òî îáû÷íî òàì áîëèò æåëóäîê. Íà ýòè óòî÷íåíèÿ òðàòèòñÿ äðàãîöåííîå âðåìÿ ïðèåìà (äàæå íåñêîëüêî ñåêóíä ïðè 12-ìèíóòíîé êîíñóëüòàöèè — ýòî óæå íåìàëî).
Òàêæå, åñëè áåñïîêîèò áîëü, òî ïîäóìàéòå, êàêîãî îíà õàðàêòåðà (îñòðàÿ/òóïàÿ/æãó÷àÿ/äàâÿùàÿ/íîþùàÿ/ñèëüíàÿ/ñëàáàÿ) îòäàåò ëè îíà êóäà-òî?
Èäåàëüíàÿ æàëîáà çâó÷èò òàê: ó ìåíÿ íîþùèå íå î÷åíü ñèëüíûå áîëè çà ãðóäèíîé (ïîêàçûâàåì ðóêîé, ãäå èìåííî), îòäàþò â ëåâóþ ðóêó, âîçíèêàþò ïðè ïîäúåìå íà 2-3 ýòàæ èëè áûñòðîé õîäüáå, äëÿòñÿ 15-20 ìèíóò, åñëè ïîñòîÿòü è îòäûøàòüñÿ, òî ñüàíîâèòñÿ ëåã÷å, ëåêàðñòâà ïðèíèìàòü íå ïðîáîâàë. Íà ýòó ôðàçó ó ïàöèåíòà óéäåò ìåíüøå ìèíóòû, íî â öåëîì äèàãíîç ïðàêòè÷åñêè î÷åâèäåí — ïî÷òè íàâåðíÿêà ýòî ñòåíîêàðäèÿ íàïðÿæåíèÿ. Íåïëîõî, ïðàâäà?
4.Ïîñëå òîãî, êàê âû èçëîæèëè ñâîè æàëîáû, à âðà÷ çàäàë âñå èíòåðåñóþùèå åãî âîïðîñû, ïåðåõîäèòå ê ðàññêàçó îá èñòîðèè ñâîåãî çàáîëåâàíèÿ. Íà÷íèòå ñ òîãî ìîìåíòà, êîãäà âïåðâûå ïî÷óâñòâîâàëè ñåáÿ áîëüíûì. Åñëè áîëåçíü íà÷àëàñü íåäàâíî, ìîæíî íàçâàòü êîíêðåòíóþ äàòó, åñëè äàâíî — ïðèáëèçèòåëüíóþ, íàïðèìåð, óêàçàòü ïðèìåðíûé ãîä. Ðàññêàæèòå, êàêîé ñèìïòîì ïîÿâèëñÿ ïåðâûì, â êàêîì ïîðÿäêå ïîÿâëÿëèñü äðóãèå ñèìïòîìû è êàê îíè ìåíÿëèñü âî âðåìåíè: íàðàñòàëè, óìåíüøàëèñü èëè îñòàâàëèñü íà îäíîì óðîâíå.
Ïåðåä ïðèåìîì îáÿçàòåëüíî ïîäóìàéòå, ÷òî, íà âàø âçãëÿä, ìîãëî ñïðîâîöèðîâàòü íà÷àëî áîëåçíè (ñúåëè ÷òî-òî íåîáû÷íîå, ñúåçäèëè â äðóãîé ãîðîä èëè â äðóãóþ ñòðàíó, ïåðåíåñëè ñòðåññ, âûïèëè ìíîãî ñïèðòíîãî, ïîäíÿëè ÷òî-òî òÿæåëîå, ïåðåíåñëè ïåðåä ýòèì êàêóþ-òî äðóãóþ áîëåçíü è ò. ä.). Îñîáåííî âàæíî âñïîìíèòü, íå ïðèíèìàëè ëè âû ïåðåä ïîÿâëåíèåì ïåðâûõ ñèìïòîìîâ êàêèå-òî ïðåïàðàòû, â òîì ÷èñëå ðàñòèòåëüíûå.
Ïîÿñíþ ïîñëåäíèé ïóíêò. Î÷åíü ÷àñòî ñàìûå ðàçíûå ñèìïòîìû íà ñàìîì äåëå âîçíèêàþò èç-çà ïîáî÷íîãî äåéñòâèÿ ïðèíèìàåìûõ ïðåïàðàòîâ. Ïðèìåð: ïàöèåíòêó áåñïîêîèò ïîñòîÿííàÿ òîøíîòà ïîñëåäíèå 2 ìåñÿöà. Âî âðåìÿ áåñåäû âûÿñíÿåòñÿ, ÷òî 3 ìåñÿöà íàçàä ïàöèåíòêà íà÷àëà ïðèíèìàòü îðàëüíûå êîíòðàöåïòèâû. Ñìîòðèì èíñòðóêöèþ ê ïðåïàðàòó, êîòîðûé ïðèíèìàåò íàøà ïàöèåíòêà — ÷àñòûì ïîáî÷íûì ýôôåêòîì ÿâëÿåòñÿ òîøíîòà. Îòìåíÿåì ïðåïàðàò — òîøíîòà èñ÷åçàåò.
Äðóãîé ïðèìåð: 19-ëåòíèé ïàöèåíò ïðèõîäèò ñ æàëîáàìè íà áîëè â æèâîòå, ðâîòó ñúåäåííîé ïèùåé, çàòåì ïîíîñ è òåìïåðàòóðó, âñå ýòî ïîÿâèëîñü â÷åðà, à óæå ñåãîäíÿ íàø áîëüíîé ÷óâñòâóåò ñåáÿ ëó÷øå. Ðàíüøå òàêèõ ñòìïòîìîâ íå áûëî. Ïîÿâëåíèå ñèìïòîìîâ ñâÿçûâàåò ñ óïîòðåáëåíèåì íàêàíóíå âå÷åðîì íå î÷åíü ñâåæåãî ñàëàòà èç êóëèíàðèè. Ñ÷èòàåò, ÷òî ó íåãî íà÷àëñÿ ïàíêðåàòèò. Äóìàþ, íàñòîÿùèé äèàãíîç äëÿ áîëüøèíñòâà ÷èòàòåëåé î÷åâèäåí (ïî÷óâñòâóéòå ñåáÿ âðà÷îì — íàïèøèòå â êîììåíòàðèÿõ, ÷åì áîëåí ýòîò òîâàðèù).
Äàëåå ïî õîäó ñâîåãî ðàññêàçà îáÿçàòåëüíî óêàæèòå, ïðèíèìàëè ëè âû êàêèå-òî ëåêàðñòâà ñàìè èëè ïî íàçíà÷åíèþ äðóãèõ âðà÷åé, åñëè ïðèíèìàëè, òî áûë ëè êàêîé-òî ýôôåêò è â ÷åì îí çàêëþ÷àëñÿ. Äåëàëè ëè âû êàêèå-òî èññëåäîâàíèÿ: îáùèé àíàëèç êðîâè, ÝÊÃ, ðåíòãåíîãðàôèþ è ò. ä. Åñëè äåëàëè, òî ïîêàæèòå ðåçóëüòàòû ýòèõ èññëåäîâàíèé.
Åùå ðàç ïîä÷åðêíó — â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïîêàçûâàòü ðåçóëüòàòû àíàëèçîâ è èíñòðóìåíòàëüíûõ è÷ñëåäîâàíèé ñëåäóåò èìåííî íà ýòîì ýòàïå áåñåäû ñ âðà÷îì, à íèêàê íå â ñàìîì íà÷àëå, ïîñêîëüêó ýòè ðåçóëüòàòû îáû÷íî èìåþò ïî ñðàâíåíèþ ñ ñóáúåêòèâíûìè æàëîáàìè âòîðîñòåïåííîå (!) çíà÷åíèå. Èñêëþ÷åíèåì ÿâëÿþòñÿ ñëó÷àè, êîãäà âàñ ñóáúåêòèâíî íè÷åãî íå áåñïîêîèò, íî ïðè ïðîôèëàêòè÷åñêîì îáñëåäîâàíèè áûëè âûÿâëåíû êàêèå-òî îòêëîíåíèÿ â àíàëèçàõ.
Åñëè ó âàñ õðîíè÷åñêîå çàáîëåâàíèå, òî ïîñòàðàéòåñü âñïîìíèòü, ñ êàêîé ÷àñòîòîé ïðîèñõîäÿò îáîñòðåíèÿ, íàïðèìåð, 2 ðàçà â ãîä èëè 1 ðàç â 10 ëåò. Òàêæå ïîäóìàéòå, ÷åì ïðîâîöèðóþòñÿ ýòè îáîñòðåíèÿ.
5. Êîãäà âû ðàññêàçàëè î áîëåçíè âñå, ÷òî õîòåëè, âðà÷à áóäåò èíòåðåñîâàòü òàê íàçûâàåìûé àíàìíåç æèçíè, òî åñòü îñíîâíûå ìîìåíòû, íå îáÿçàòåëüíî èìåþùèå íåïîñðåäñòâåííîå îòíîøåíèå ê òåêùåìó çàáîëåâàíèþ: ïðîôåññèÿ, âðåäíûå ïðèâû÷êè è ò.ä. Äëÿ ýêîíîìèè âðåìåíè ïîñòàðàéòåñü çàðàíåå âñïîìíèòü, êàêèå åùå ó âàñ èìåþòñÿ çàáîëåâàíèÿ, êàêèå ëåêàðñòâà (â òîì ÷èñëå ðàñòèòåëüíûå è äàæå òå, êîòîðûå âû ñ÷èòàåòå àáñîëþòíî áåçîáèäíûìè) âû ïðèíèìàåòå ïîñòîÿííî èëè ïåðèîäè÷åñêè (ïîìíèòå ïðî ïîáî÷íûå ýôôåêòû îò ïðåïàðàòîâ? Òàêæå ýòî âàæíî ïîòîìó, ÷òî ýòè ïðåïàðàòû ìîãóò âçàèìîäåéñòâîâàòü íåæåëàòåëüíûì îáðàçîì ñ ëåêàðñòâàìè, êîòîðûå íàçíà÷èò âðà÷ â êîíöå áåñåäû). Åñëè çàïîìíèòü íàçâàíèå ëåêàðñòâ ñëîæíî, ïîñòàðàéòåñü çàðàíåå íàïèñàòü ñïèñîê ïðåïàðàòîâ è ïîêàæèòå åãî âðà÷ó. Çàðàíåå âñïîìíèòå, áûëè ëè ó âàñ îïåðàöèè, åñëè áûëè, òî êîãäà è êàêèå. Ïîäóìàéòå, åñòü ëè ó âàøèõ áëèæàéøèõ ãåíåòè÷åñêèõ ðîäñòâåííèêîâ êàêèå-òî ñåðüåçíûå çàáîëåâàíèÿ, âêðàòöå ïåðå÷èñëèòå èõ âðà÷ó. Íå çàáûâàéòå ãîâîðèòü âðà÷ó î ñâîåé áåðåìåííîñòè, åñëè òàêîâàÿ èìååòñÿ (ïàðàäîêñàëüíî, íî ôàêò — íåêòîðûå ïàöèåíòêè ïî÷åìó-òî íå ãîâîðÿò î ñâîåé áåðåìåííîñòè, åñëè èõ îá ýòîì îòäåëüíî íå ñïðîñèòü).
Âîò, ïîæàëóé, è âñå. Ïîìíèòå, ÷òî ïðàâèëüíî èçëîæåííûå æàëîáû è èñòîðèÿ áîëåçíè â áîëüøåé ÷àñòè ñëó÷åâ ïîçâîëÿþò ïîñòàâèòü ïðàâèëüíûé äèàãíîç óæå âî âðåìÿ ïåðâîé âñòðå÷è ñ âðà÷îì (èëè ïîçâîëÿþò î÷åðòèòü êðóã íàèáîëåå âåðîÿòíûõ äèàãíîçîâ). Ïîíÿòíî, ÷òî óòî÷íåíèå âñåõ ìîìåíòîâ, î êîòîðûõ íàïèñàíî âûøå, ÿâëÿåòñÿ îáÿçàííîñòüþ âðà÷à, à íå ïàöòåíòà. Íî åñëè ïðàâèëüíî ïîäãîòîâèòüñÿ ê ïðèåìó, ýòî ïîçâîëèò ñóùåñòâåííî ñýêîíîìèòü âðåìÿ è âðà÷, íàïðèìåð, ñìîæåò âûäåëèòü ëèøíþþ ïàðó ìèíóò íà áîëåå ïîäðîáíîå îáúÿñíåíèå î òîì, êàê áóäåò ïðîõîäèòü ëå÷åíèå, êàêîâ ïðîãíîç, óñïååò ïîñëóøàòü ëåãêèå èëè ñåðäöå, ïðîïàëüïèðîâàòü æèâîò è ò.ä. Êîðî÷å, è âðà÷ó õîðîøî, è ïàöèåíòó ïðèÿòíî. Íå áîëåéòå!
Источник