Как называется болезнь когда человек не любит
Мизантрóпия[1] (от др.-греч. μῖσος «ненависть» + ἄνθρωπος «человек»; «человеконенавистничество») — отчуждение от людей, ненависть к ним; нелюдимость[2]. Некоторыми исследователями рассматривается как патологическое психофизиологическое свойство личности[3].
Основные сведения[править | править код]
Мизантропия выступает как крайняя форма индивидуализма, противопоставления личности обществу. Связана с пессимизмом, недоверием, подозрительностью, нелюдимостью. Иногда мизантропия переходит в антропофобию (человекобоязнь)[4].
Мизантроп — человек, который избегает общества людей, нелюдим, страдает или наоборот наслаждается человеконенавистничеством (мизантропией). Данная склонность может являться основной жизненной философией. Слово получило особое распространение после комедии Мольера «Мизантроп».
Мизантропия и психические расстройства[править | править код]
Особенно к мизантропии склонны лица с расстройствами личности (конституциональными психопатиями), в характере которых преобладают замкнутость и чрезмерная обидчивость одновременно с подозрительностью, недоверчивостью и злобой[5]. Мизантропия может быть проявлением диссоциального (антисоциального) расстройства личности[6]. Она может наблюдаться и у паранойяльных больных с бредом преследования, которые мстят обществу за мнимые или действительные обиды, а также у лиц, перенёсших приступ(ы) шизофрении[5]. Шокирующие мизантропические идеи и высказывания встречаются также со стороны страдающих псевдопсихопатической (психопатоподобной) шизофренией[7]
. При паранойяльном развитии личности мизантропия может возникать по типу гиперкомпенсации собственной неполноценности или чувства отверженности[6]. Значительно реже мизантропия встречается у дистимических психопатов и у больных депрессией[5].
Формы[править | править код]
Мизантропия обычно неправильно истолковывается как индивидуализированная ненависть ко всем людям. Из-за этого термин часто ошибочно наделяется отрицательными коннотативными смыслами. Хотя мизантропы и проявляют общую неприязнь к человечеству в целом, но они, как правило, поддерживают нормальные отношения с определёнными конкретными людьми, но количество таких людей будет немногочисленным. Для мизантропов типичен тщательный выбор тех, с кем общаться и дружить. Здесь антипатия мизантропа проявляется особенно ярко, поскольку для них характерно презрение, доходящее порой до активного ненавистничества к распространённым человеческим ошибкам и слабостям, в том числе и к своим собственным.
Мизантропия нередко проявляется в форме упорного стремления причинять людям страдание и боль, мстить им всевозможными способами, вымещать на них злобу[6]. В повседневной жизни мизантропия может проявляться в форме неуважительного, циничного и унизительного отношения к окружающим людям, без учёта того, каковыми они являются на самом деле[6].
Часто мизантропия проявляется стремлением сочинять художественные, философские или психологические тексты, которые нацелены на дискредитацию образа человека и опорочивание самой его сущности[6]. При этом человечество описывается как ошибка природы.
Мизантропия может быть мотивирована чувством изоляции и социального отчуждения или презрением к характерным чертам, присущим большей части человечества. Определение мизантропического склада личности на практике бывает трудным: возможна её коррекция, в том числе из-за осознания социальной непрестижности.
В некоторых случаях мизантропия может быть избирательной: только в отношении мужчин (мизандрия), женщин (мизогиния) или детей (мизопедия)[5].
Мизантропия в философии и религии[править | править код]
В сатанизме (в том числе в сатанизме Ла-Вея) ядром идеологии является мизантропия[8].
В диалоге Платона «Федон» Сократ описывает, как может порождаться мизантропия:
Рассуждение-ненавидение и человеко-ненавидение происходят одним и тем же образом, а именно: последнее рождается в душе от сильного к кому-нибудь доверия, не основывающегося на искусной рассудительности, когда, то есть, мы почитали человека совершенно справедливым, искренним и верным, а потом, немного спустя, нашли его лукавым, неверным, и тому подобное. И кто испытывал это часто, особенно же от тех, которых считал самыми близкими и короткими друзьями, тот, многократно обманутый, наконец ненавидит всех и уверяется, что ни в ком нет искренности.
— «Федон». Из сборника «Сочинения Платона». Перевод В. Н. Карпова (1863)
Немецкий философ Артур Шопенгауэр имел репутацию мизантропа в том числе из-за его негативного отношения к воспроизведению потомства — антинатализма. Он считал человеческое существование «ошибкой», признавал горечь бытия и негативно оценивал опыт появления на свет.
В работах философа Фридриха Ницше присутствует множество мизантропических высказываний.
Мизантропия в музыке[править | править код]
Мизантропия часто воспевается в текстах такого экстремального направления музыки, как блэк-метал[9]. В нём часты призывы к убийствам, к уничтожению человечества.
См. также[править | править код]
- Мизология
- Гуманизм
- Филантроп
Примечания[править | править код]
- ↑ Мизантропия // Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение.
- ↑ Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: Св. 136000 словарных статей, около 250000 семантических единиц : В 2 т. — М.: Рус. яз., 2000. — (Библиотека словарей русского языка). — ISBN 5-200-02800-0.
- ↑ Мочалова А. С., Сафонова Т. Н. Подростковая мизантропия, её проявления и коррекция // Инновационная наука. — 2016. — № 4. — С. 109—111. — ISSN 2410-6070.
- ↑ Панфилов Е.Под редакцией Ф. В. Константинова. Мизантропия // Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия (рус.). — 1960—1970. Философская энциклопедия. В 5-х т. / Под ред. Ф. В. Константинова.— М.: Советская энциклопедия, 1960—1970.
- ↑ 1 2 3 4 Й. А. Стоименов, М. Й. Стоименова, П. Й. Коева и др. Психиатрический энциклопедический словарь. — К.: МАУП, 2003. — С. 536. — 1200 с. — ISBN 966-608-306-X.
- ↑ 1 2 3 4 5 Жмуров В. А. Мизантропия // Большая энциклопедия по психиатрии. — 2-е изд.
- ↑ Н. Н. Иванец, Ю. Г. Тюльпин, В. В. Чирко, М. А. Кинкулькина. Психиатрия и наркология: учебник. — М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2006. — С. 474. — 832 с. — ISBN 5-9704-0197-8.
- ↑ James R. Lewis. Violence and New Religious Movements (англ.). — Oxford University Press, 2011. — P. 368. — ISBN 978-0-19-983021-3.
- ↑ Keith Kahn-Harris. Extreme Metal: Music and Culture on the Edge (англ.). — Berg, 2007. — P. 40. — ISBN 978-1-84520-399-3.
Литература[править | править код]
На русском
- Корепанова Е. М., Korepanova E. M. Социопатия как феномен современности: проблема определения //Философия в XXI веке: вызовы, ценности, перспективы.—Екатеринбург, 2016. — 2016. — С. 296—299.
- Мочалова А. С., Сафонова Т. Н. Подростковая мизантропия, её проявления и коррекция //Инновационная наука. — 2016. — №. 4-5 (16).
На немецком
- Friedrich-Karl Praetorius. Reisebuch für den Menschenfeind. Die Freuden der Misanthrophie. Frankfurt am Main: Suhrkamp 1993. ISBN 3-518-38703-0. (нем.)
- Bernhard Sorg. Der Künstler als Misanthrop. Zur Genealogie einer Vorstellung. Tübingen: Niemeyer 1989 ISBN 3-484-32051-6 (zur Misanthropie als Motiv bei Shakespeare, Molière, Thomas Bernhard, Friedrich Schiller und Arno Schmidt). (нем.)
Источник
- 5 Сентября, 2018
- Психические расстройства
- Денис Дмитриев
Во все времена существовала категория людей, которые не любят общество во всех его проявлениях. Таких человеконенавистников назвали мизантропами, а болезнь — мизантропией. Подобные люди в последнее время стали популярны в культуре масс-медиа. Режиссеры и авторы книг выбирают людей с данной чертой характера в качестве главных героев фильмов и литературных произведений.
Кто такие мизантропы
Мизантроп — это синоним человеконенавистника в греческом языке, происходит соответственно от двух слов: «человек» и «ненависть». Мизантропы не проявляют обычного интереса к обществу, стараются при возможности избегать компании других людей, могут быть агрессивны в поведении.
Если рассматривать мизантропию в качестве болезни, то ее определение будет звучать как неприятие и чувство ненависти по отношению ко всему человечеству, моральным устоям, а также установленным в социуме правилам поведения. Данный термин достаточно емко выражает суть жизненной позиции человека, который не любит людей.
Отличия мизантропа от социофоба и социопата
Все личности с данными чертами характера находятся в разладе с обществом, однако приводят к этому совершенно разные причины. Социофобы боятся людей, в то время как при мизантропии человек, не любящий общество и людей, испытывает эти чувства в силу постоянной ненависти к ним, неприятия серой безликой массы, а не конкретных членов общества.
Кроме того, большая разница заключается в том, что социопатия — психическое отклонение, а мизантропией скорее можно назвать определенное душевное состояние и мировоззрение человека. Мизантропы не имеют клинических психиатрических признаков. В отличие от социопатов, которым неведомо чувство совести, мизантропы вполне способны к сопереживанию и сочувствию. Также они признают собственные ошибки, а социопаты обычно считают себя уникальными и безупречными во всем.
Причины возникновения мизантропии
Сформироваться подобное отношение к человечеству может еще в детском возрасте, когда сознание и мировосприятие находятся в зачаточном состоянии, а ребенок впитывает в себя все сведения об окружающей реальности. Разумеется, становление мизантропа допустимо и в зрелом возрасте. Для этого человеку достаточно найти ряд веских причин, которые нередко связаны с однократным или же многократным негативным опытом общения с людьми.
Человек, который не любит общество в целом, возможно, переносит на него увиденные в конкретных индивидах отрицательные черты. Часто к возникновению подобных чувств приводит лицезрение малоприятной деятельности людей, например, неадекватного поведения в общественном месте, политических войн, нанесения вреда окружающей среде или издевательства над животными.
Черты характера мизантропа
Как отличить человека, который не любит людей, от простого обывателя с единовременно дурным настроением, вызванным пробками на дороге или ссорой с любимой? Мизантропам присущи некоторые черты, на которые следует обратить внимание при общении:
- Не приемлют социальные, поведенческие или религиозные нормы. Не любят человечество в целом, негативно отзываются о людях.
- Зачастую в вызывающей и провокационной форме противопоставляют собственную личность обществу или всему человечеству.
- Прекрасно относятся к друзьям и близким людям, число которых исчисляется считанными единицами.
Заведению новых знакомств мизантропы предпочитают общение со старыми друзьями. Неприятие человеческих слабостей и недостатков не позволяет мизантропам полноценно общаться и производить благоприятное впечатление на малознакомых людей.
Общение с мизантропом
Ничего удивительного в том, что человек, который не любит людей, вызывает в основном аналогичные чувства со стороны других. Порой даже близким людям тяжело выдерживать негативные суждения о себе и всем человечестве. Завести дружбу с мизантропом легче всего тому, кто придерживается точно таких же взглядов на жизнь и разделяет негодование собеседника.
Близкие и друзья мизантропа, как правило, хорошо знают его привычки и манеру поведения, потому им легче общаться с таким человеком. Кроме того, сам мизантроп может быть с давно знакомыми людьми вполне приветливым и дружелюбным. В любом случае стоит проявлять признаки приветливости и дружелюбия в ответ, не надоедать и не лезть во внутренний мир мизантропа, а по возможности помочь ему в достижении каких-то личных целей.
Как помочь мизантропу
Психологи предполагают, что в корне изменить отношение к человечеству такие личности могут только с появлением в их жизни настоящей любви или собственного ребенка. Несмотря на никуда не ушедшую ненависть и презрение ко всем людям, инстинктивные отцовские или материнские чувства обязательно рано или поздно вырвутся наружу и, возможно, несколько смягчат отношение человека, не любящего общество и противопоставляющего себя ему.
Проживая совместно с такой личностью, многие пытаются как-то повлиять на мировоззрение мизантропа и исправить его характер. В некоторых случаях это действительно удается. Достаточно показать мизантропу то, что он не так уж сильно отличается от других людей, тоже имеет свои достоинства и недостатки, потребности и слабости.
Тем не менее некоторые черты характера, появившиеся еще в процессе формирования и становления личности, останутся с мизантропом, по всей вероятности, до конца его жизни. Примером таких черт являются гордыня, тщеславие, чванство и высокомерие. Важно помнить, что даже человек, который не любит людей, имеет право на счастье и умиротворение.
Источник
Анонимный вопрос · 2 ноября 2018
65,5 K
Человек с таким багажом жизненного опыта, который не даёт ему относится к людям так как они это хотят. Это тот кто видел людей в разных ситуациях и ипостасях.и знание это не в пользу людей. Потому как ведут они себя в большинстве своем в сложных ситуациях по скотски.
Забывая библейские истины.
Александр Грубер и Васильев Алексей (предыдущие комменты), каждый по-своему, дали правильные ответы. Но на мой… Читать дальше
В случае, если человек, именующий себя таковым, не симулянт, то мизантроп— человек, искренне ненавидящий себе подобных. Обычно такие являются законченными эгоистами и циниками.
Engineer — programmer ⚡⚡ Разбираюсь в компьютерах, технике, электронике, интернете и… · zen.yandex.ru/gruber
Мизантропия — это ненависть к человечеству. Она проявляется в нелюбви к массе людей, а не к каждому человеку в отдельности. Я бы сказал, что мизантроп ненавидит «серую массу», социальное общество, которое живет, по его мнению, по законам стада. Представляет собой крайнюю форму индивидуализма и является противоположностью гуманизма.
Для дефиниции «я бы сказал» — не довод. Существуют энциклопедии и словари, там всё понятно сказано: «Мизантропия —… Читать дальше
Религия – это бред?
кандидат философских наук, старший научный сотрудник международного центра…
Вопрос не настолько абсурдный, как может показаться на первый взгляд.
Согласно определению из последней версии DSM (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам), бред – это «убеждение, которое не поддается изменению даже в свете противоречащих ему доказательств». Под это определение хорошо подходят отдельные религиозные убеждения. Некоторые исследователи по этой причине прямо сравнивали бред с религиозными и политическими убеждениями. Например, такой аргумент можно найти в статье Брендона Майера «Anomalous experience in everyday life: its significances for psychopathology».
Кроме того, существует определенная проблема с тем, чтобы разграничить религиозный опыт и галлюцинации. В том же Диагностическом руководстве прямо оговаривается, что «в некоторых культурах галлюцинации религиозного содержания, например, когда человек слышит голос Бога, — это нормальная часть религиозного опыта», а не свидетельство психического расстройства. Получается, что нет четких формальных критериев, которые позволяли бы провести различие между человеком, который «слышит голоса», и человеком, который слышит голос Бога, помимо того, что в одном случае его опыт признается сообществом, а в другом – нет.
Значит ли это, что религиозный опыт – бред и галлюцинации? Нет. Но проблема, как четко разграничить религиозный опыт и бред религиозного содержания (в тех случаях, когда бред представляет собой достаточно систематизированные убеждения), действительно есть.
Предлагались разные варианты решения этой проблемы. Интересная версия выдвигается в исследовании греческого психолога Eugenie Georgaca, работавшей с пациентами, у которых был бред религиозного содержания. Она описывает пациента, которого преследовали «младшие демоны». На вопрос о том, почему он убежден в существовании «младших демонов», пациент отвечал, что «точно знает» и «точно видел» их. Основное отличие такого пациента от психически здорового человека, который убежден в существовании демонов в силу разделяемой им религиозной картины мира, не в том, во что именно верит тот и другой, а в том, как они представляют свой опыт окружающим. Психически здоровый человек понимает, в каком контексте он разговаривает и с какой аудиторией. Он будет описывать чудо как нечто действительно выходящее за рамки «нормальной» реальности, а свои религиозные убеждения именно как религиозные убеждения. И, конечно, в разговоре с психиатром он вряд ли будет утверждать, что существование демонов очевидно, потому что он это «точно знает».
Прочитать ещё 5 ответов
Почему сейчас так модно быть мизантропами, социофобами и интровертами?
Психолог, сертифицированный гештальт-терапевт. Telegram: @introvert172
А ещё я…
Это естественная реакция некоторых людей в ответ на современную «моду на позитив». Сейчас из любого утюга звучат слова «активный-позитивный-креативный», надо «достигать максимума», и «гнать из жизни весь негатив». Однако люди продолжают быть людьми — со своими страхами, смущением, усталостью. «Позитивное мышление» — это, по сути, игнорирование естественных чувств живых людей. Любой человек имеет право на любые чувства, в том числе злость, агрессию, тоску, скуку. Но, когда общество не принимает, то люди действуют различными способами. Одни становятся конформистами — делают вид, что у них всё хорошо, а «неправильные» чувства прячут или не замечают. А другие бросают обществу вызов, открыто заявляя «да, я мизантроп! да, я злой! не нравится — не общайтесь!» Это всего лишь заявление о собственной непохожести и праве быть таким, какой есть.
Все эти «социофоб», «мизантроп», «зануда» — это не клинические диагнозы, а ярлыки. Их навешивают на человека окружающие, или он сам. Это порой удобно. «Да, я зануда, и я люблю читать книги, а не ходить по клубам». «Да, я социофоб, и мне скучно в этой компании». Называйте как хотите, только не мешайте жить так, как нравится.
Прочитать ещё 3 ответа
Как жить в обществе, если ты мизантроп?
Пролетарий умственного труда.
кхм… я не понимаю проблемы)
допустим, вы ненавидите людей. отлично и?
вы устраиваетесь на работу, где либо работаете один, либо вообще по инету.
В магазин можно ходить по ночам ( там никого кроме заспанного касира нет, никто с вами разговаривать не будет) благо 24 часовые супермаркеты это позволяют.
Собственно — всё. все платы можно делать из дома и так далее.
Короче, человек даже в большом городе может свести контакты с людьми к минимуму, было бы желание.
можно неделями, месяцами с людьми в живую не пересекаться.
Уж пару дней то в месяц я думаю, можно потерпеть когда нужно куда-то сходить.
Какие доказательства на 100% подтвердят то, что я мизантроп?
психолог-консультант, бизнес-тренер, гештальт-терапевт, www.facebook.com/evgeny.yakovlev.3… · vk.com/id186672748
Вам придётся самой дать определение «мизантропа» и в зависимости от него себя определить.
Только определение должно быть очень конкретным.
Мизантроп — тот кто не любит людей постоянно или большую часть времени?
В какой-то период жизни или всю жизнь?
Если в период времени — то в сколь долгий, чтобы вы определили человека в мизантропы? Полчаса? День? Месяц? Год? Пять лет?..
Не любит — это как? Испытывает негативные чувства ко всем, каждому человеку на Земле? Ко всем, кого знает? А если к кому-то испытывает нейтральные — это уже мизантроп?
А это для вас вообще про эмоциональные переживания, или про философскую концепцию?
А возможно для вас, что философически людей не любите, а эмоционально вон тому, тому и той временами симпатизируете? Это ещё мизантроп, или ещё нет?
…Говорят, что не было бы 90% споров, если бы люди сперва договаривались об определениях.
Источник