Как называется болезнь когда не любишь своего ребенка

Как называется болезнь когда не любишь своего ребенка thumbnail

Известно, что ошибки, допущенные родителями в воспитании ребёнка, способны кардинально изменить маленькую личность и преследовать на протяжении всей жизни: могут не складываться отношения, постоянно преследовать тревога и напряжение, хроническая усталость и эмоциональные блоки. Кто такие недолюбленные дети и что скрывает за собой «синдром недолюбленности»? Какие последствия могут преследовать таких детей уже к подростковому возрасту и как им помочь?

Синдром недолюбленного ребёнка возникает из-за недостатка любви и внимания со стороны значимых для ребёнка взрослых и может начать формироваться ещё на стадии внутриутробного развития. Каждому ребёнку для гармоничного развития нужна родительская любовь, эмоциональный контакт с мамой, что заложено на инстинктивном уровне как потребность сформировать привязанность с тем, кто поможет выжить в этом мире. Вот только удовлетворить своё желание ребёнок может не всегда, с чем связан ряд причин:

  • неумение проявлять чувства со стороны родителей – нередко мама и папа просто не умеют правильно проявлять свою любовь, задаривая ребёнка последними трендами в мире игрушек и дорогими гаджетами, включая мультики и оставляя его один на один с часовыми мультсериалами вместо того, чтобы прочитать с малышом книгу или полепить из пластилина. Такие дети чисты и опрятны, управляются с мобильным телефоном не хуже взрослых, но явно испытывают дефицит внимания, ласки и обыкновенного тактильного контакта.
  • индивидуально-личностные особенности ребёнка – все дети разные и объём родительской любви для каждого может быть крайне различен: кому-то хватит единичного объятия при утреннем подъёме, а кто-то готов купаться в них до самого вечера. Знаете ли вы, сколько сиюминутных нежностей хватит вашему малышу для внутренней гармонии?
  • появление сиблинга – с появлением братьев и сестёр, родительская любовь становится все более «рассеянной» и, нередко, старших начинают обделять заботой и лаской. Психологи отмечают, что с появлением второго ребёнка поведение первенца изменяется – если первенец старше четырёх лет, он старается привлечь больше внимания к себе в этот период, играет роль младенца и постоянно просит запеленать его, покачать на ручках, пытаясь напитаться любовью.
  • нелюбовь – назовём этот пункт как одноименный фильм А. Звягинцева. Возможно получить любовь ребёнок не может оттого, что его не любят вообще – такое бывает при незапланированных беременностях, отсутствии личной жизни родителей, психологической неготовности к появлению ребёнка и т.п. При таком исходе родителям сложно скрыть отсутствие любви, которое ребёнок чувствует на интуитивном уровне.

Какие же последствия ожидают детей, неспособных напитаться родительской любовью и лаской?

Недолюбленного в детстве, во взрослой жизни можно легко узнать по определённым ключевым признакам.

Как любить своих детей и не навредить им

Расскажем, как правильно любить своих детей и не навредить им, что такое созидающая, разрушающая и требовательная любовь и какие могут быть последствия в будущем. Читать дальше

Ключевые признаки «синдрома недолюбленности» во взрослой жизни

1. Недоверие к людям – если в детстве у ребёнка не было стабильного и благоприятного эмоционального окружения, скорее всего ему сложно будет научиться доверять людям, что гарантирует трудности в будущей семейной и сексуальной жизни.

2. Неспособность управлять эмоциями – в формировании эмоционального интеллекта значимую роль играет семья. Недолюбленный ребёнок, неспособный контролировать и понимать свои негативные эмоции, в будущем обретает стойкое эмоциональное давление и блоки.

3. Страх совершить ошибку – у недолюбленных детей часто возникают проблемы с осознанием чувства собственного достоинства, на протяжении всей жизни преследует «синдром отличника», нерешительность и сильный страх совершить ошибку.

4. Обострённая ранимость – страх быть отвергнутыми преследует тех, кто не получил достаточно любви и внимания от близких и значимых для него людей. Неуверенность в себе, низкая самооценка, склонность проявлять повышенную чувствительность к критике и замечаниям напрямую связано с осознанием ненужность в детстве.

5. Проблемы с собственными детьми – есть большая доля вероятности, что как бы не старался в осознанном возрасте «недолюбленный ребёнок» избежать подобной участи для своих детей, он неосознанно, бессознательно будет копировать манеру поведения своих родителей или диаметрально противоположную – чрезмерно баловать, задаривать и возводить малыша в ранг поклонения.

Последствия недолюбленности и ключевые признаки данного синдрома во взрослой жизни как минимум – заставляют задуматься, а как максимум – проанализировать своё поведение, и понять, хватает ли любви ребёнку на данном этапе?

10 признаков, что вы слишком строги с ребенком

Как понять, что вы слишком строгий родитель? Читать дальше

Признаки того, что ваш ребёнок недолюблен:

  • отсутствие доверительных отношений со взрослым, негативное восприятие советов родителей;
  • наличие поведения, способного привлечь к себе ваше внимание (чаще в негативном ключе);
  • проблемы с интеллектуальной и познавательной сферой личности;
  • возможное наличие в анамнезе синдрома дефицита внимания и гиперреактивности, логопедических диагнозов и задержки психического развития;
  • сниженная мотивация, нежелание обучаться, безынициативность;
  • чрезмерный эгоцентризм, высокомерие вследствие низкой самооценки, отсутствии уверенности в своих силах;
  • непринятие собственной гендерной принадлежности;
  • восприятие окружающего мира как угрозу, чрезмерное количество детских страхов;
  • замкнутость, застенчивость, тревожность.

Отсутствие родительской любви в детстве часто делает человека несчастным на всю жизнь, а синдром недолюбленности легче профилактировать, чем устранять существующий. Поэтому отложите все дела и просто обнимите вашего ребёнка сказав, какую ценность он представляет для вас!

Источник

Массовая вакцинация очень сильно изменила наш мир в лучшую сторону. Болезни, которые раньше уносили миллионы жизней взрослых и детей, сейчас практически не встречаются. Мир без халеры, оспы, полиомиелита для нас такой же обыденный, как и отопление в домах, наличие санузла в квартире и свежие продукты на полках магазинов.

Благодаря столь благоприятным, мирным и уютным условиям современной жизни многие люди начинают рассуждать, так ли хорошо делать прививки, или может быть я не буду делать прививку своему ребенку, если в детском саду всем детям уже сделали прививки?

Некоторые идут дальше и сочиняют конспирологические теории о том, что «врачи придумали вакцины, чтобы убивать людей», или «Билл Гейтс финансирует изобретение вакцины от ковид-19, чтобы чипировать население России», или мое любимое — «вирусы придумывают и выпускают фарм-компании, чтобы продать нам всем вакцину и заработать на этом».

При этом прививки и вакцины сегодня доступны далеко не во всем мире. Во многих бедных странах до сих пор умирают взрослые и дети от болезней, которые в развитых странах давно побеждены. Все потому, что правительства этих стран не могут или не хотят заниматься приобретением вакцины.

Сегодня я хочу рассказать, каким был мир до изобретения вакцин и как вакцинация продлила шансы на долгое существование людей на плане.

Ежегодно вакцинация спасает от 2 до 3 миллионов смертей путем вакцинации от дефтерии, столбняка, кокшлюша и кори. А до 1.5 миллионов людей погибают, хотя прививка могла бы их спасти, но в их странах эти прививки недоступны.

На нижнем графике показано, на сколько уменьшилась смертность детей за последние 27 лет. Цветами показана смертность от различных болезней, которые возможно предотвратить. Серым цветом показана смертность от других причин, не связанная с заболеваниями.

За 27 лет детская смертность от заболеваний снизилась вдвое, с 12 миллионов в год до 6 миллионов. Все благодаря вакцинам и прививкам. Наибольший вклад в это внесли 2 вакцины: АКДС и КПК.

От коронавируса сейчас умерло около 300 тысяч заболевших, а от одной только кори до изобретения вакцины умирало почти 2.5 млн человек в год! Вы только представьте эти цифры:

Сегодня от кори в мире в год умирает около 95 тысяч человек. Благодаря вакцине, смертность уменьшилась в 26.5 раз!

В 1988 году от столбняка погибло 787 тысяч новорожденных детей. А в 2013 году 49 тысяч — в 16 раз меньше! Но дети продолжают умирать от столбняка в бедных странах, которые по каким-то причинам до сих пор не могут обеспечить свое население вакциной. В развитых странах эти болезни практически полностью побеждены.

Тем, у кого нет мозга и они считают, что вакцины это плохо, советую посмотреть документальный фильм BBC, который называется «Вакцина, которая изменила мир». Этот фильм про полиомиелит — вирусное заболевание, которое может поражать центральную нервную систему и вызывать паралич мышц, и лечения от него нет до сих пор! Заболеть можно в любом возрасте, однако чаще всего заболевали дети.

Кадры из фильма BBC

Болезнь вызывала паралич мышц. В лучшем случае, дети оставались обездвижены на всю жизнь, а в худшем, если болезнь поражала дыхательные мышцы, дети просто умирали.

На графике показан всплеск заболеваемости в США в 30е годы прошлого века и как он быстро закончился к 60м годам — именно тогда изобрели вакцину.

Когда выяснилось, что вакцина работает, это был праздник для всего населения США: Люди и дети праздновали, как победу в войне:

Кадры из фильма BBC

Сегодня, в благополучное время, когда большинство самых опасных болезней уже побеждены и жизни детей ничего не угрожает, многие яжематери в свои 20 лет начинают верить в теории заговоров и считать, что они умнее науки и прогресса.

В действительности, когда привито 86% населения мира, один непривитый ребенок, даже в случае болезни, попросту не сможет передать болезнь другим детям. Благодаря вакцине, эти болезни не смогут превратиться в эпидемию даже в случае локальных появлений у нескольких непривитых детей, и за это мы благодарны врачам и ученым.

Но тенденция отказа от прививок начинает поглощать умы необразованных граждан, и они, с полной уверенностью, начинают подвергать жизни своих детей опасности.

Интересно, что сегодня, в период пандемии коронавируса, те же самые граждане будут первыми, кто выстроится в очередь за вакциной от ковид-19, чтобы иметь возможность поскорее выйти из изоляции, начать работать и зарабатывать деньги, чтобы прокормить свою семью.

Источник


Подписывайтесь на канал, если вы считаете, что вакцины изменили наш мир в лучшую сторону и пишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу:

Источник

На первый взгляд родительская нелюбовь кажется чем-то из ряда вон выходящим. Ведь как отец и мать могут не любить своего родного ребенка? Но в условиях средств массовой информации ясно, что подобная проблема существует во многих семьях, просто раньше об этом не принято было говорить. Людей, которых в детстве не любили родители, видно сразу. Они отличаются следующими особенностями поведения:

Изображение marcisim с сайта Pixabay

1. Недоверие окружающим.

Поскольку ребенка не любили самые близкие люди — родители, то откуда у него возьмется способность верить чужим? Он уверен в том, что все желают ему зла. Кстати, на подобную мысль могут натолкнуть сами родители при помощи внушения о том, что ребенок никому кроме них не нужен, что над ним все смеются. Этим они подавляют зачатки дружбы.

2. Частые депрессии.

Нелюбимый человек постоянно находится в состоянии прострации, ему ничего не нужно и не интересно. Он регулярно меняет работу, потому что нигде не может ужиться, а иногда и вовсе машет рукой на себя и закрывается в четырех стенах. В одиночестве ему не так страшно.

3. Перфекционизм.

Знаменитый «синдром отличника» — это типичный признак недолюбленного ребенка. Иногда это может выражаться буквально — в стремлении получать «пятерки» по всем предметам. Часто причины отличной учебы намного глубже — родители просто вынуждают ребенка так учиться, угрожая ему остракизмом или даже побоями.

4. Инфантильность.

Нелюбимые дети — это вечные дети, которые никогда не смогут повзрослеть. Они не умеют строить правильные отношения со своим партнером, потому что видят в нем отца или мать, но не мужа или жену. Если случится чудо, то несчастному повезет и он встретит того, с кем ему будет комфортно (психотип «партнера-покровителя»). Выстроить равноправные отношения у него не получится никогда.

5. Ранимость.

Если родители не любят ребенка, то они часто обижают его, называют оскорбительными словами, игнорируют, насмехаются. Неудивительно, что вырастает закомплексованная и неуверенная в себе личность, которая находится в состоянии хронической обиды на весь мир. Такому человеку нельзя сказать слово, чтобы он не обиделся и не расстроился, он все принимает близко к сердцу, подолгу и часто плачет.

6. Плохие отношения со своими детьми (равнодушие или гиперопека).

Не разобравшись до конца со своими особенностями, нельзя создавать семью. Ведь такой человек никогда не будет любить собственных детей. Он просто не умеет этого делать, потому что сам не испытывал любви. Здесь неизбежны ошибки — от повторения родительского сценария до сверхзаботы. Ни то, ни другое не идет на пользу.

Изображение Kimberly Bonioli Kim с сайта Pixabay

7. Низкая самооценка.

Недолюбленные люди не зря предпочитают одиночество. Они настолько себя не ценят, что искренне уверены в плохом развитии отношений: измены, расставания, рукоприкладство, равнодушие, оскорбления. Им даже в голову не приходит мысль о том, что их можно полюбить.

8. Сложности в отношениях с людьми.

Кроме вышеуказанного недоверия имеются и другие трудности: отвержение общества, раздражительность, быстрая усталость от общения, частые и резкие перепады настроения, неуравновешенность, нервные срывы.

Мало кто сможет выдержать человека с таким набором душевных качеств и особенностями характера.

И в детском, и во взрослом возрасте люди всегда чувствуют плохое отношение родителей к себе. Это выражается в следующем:

1. Дискомфорт при общении с отцом и матерью.

Иногда это ощущается на подсознательном уровне. Внешне все может выглядеть вполне прилично: обеспеченная семья, большой достаток. Но ребенку холодно и неуютно рядом с самыми близкими людьми.

2. Понимание того, что любовь надо заслужить.

Если родители внушали такой подход, это ярко подчеркивает отсутствие теплых чувств к ребенку. Любят всегда просто так, а не за хорошие оценки или примерное поведение.

3. Умаление достижений ребенка, оскорбления, неуважение его желаний.

Здесь и так все понятно — любящие родители так себя не ведут.

Таким образом, можно заметить, что многие современные люди испытали дефицит родительской любви. Не всем удается выкарабкаться из этого порочного круга и разрешить себе жить и радоваться жизни. В основном это хмурые и мрачные индивиды, которые притворяются холодными и бесчувственными истуканами. Но под этой маской скрываются ранимые и хрупкие сердца, отчаянно стремящиеся к теплу.

Рекомендую прочитать статьи: 10 признаков, что мужчина любит вас и настроен решительно и 4 причины женского одиночества

Дорогие друзья, если вам понравилась эта статья, то поделитесь ею со своими друзьями в соцсетях! Не забудьте поставить лайк или дизлайк( и подписаться на мой канал. Я выпускаю интересные и полезные статьи каждый день.

Источник

От автора: «Синдром Мюнхаузена»(факцисиозное расстройство) – что это? Простыми словами – это искусственное вызывание у себя заболевания с целью привлечения внимания сотрудников медицинского персонала. Данный феномен описан разными авторами и известен уже достаточно давно. Если же симптомы вызываются не у себя, а у «другого», то это носит название «Синдром Мюнхаузена-прокси»(факцисиозное расстройство прокси).
С 1994 года «Синдром Мюнхаузена-прокси» введен в DSM-VI для описания проявлений, когда человек умышленно вызывает заболевание у «другого» человека.

Как называется болезнь когда не любишь своего ребенка

Первые упоминания о подобном расстройстве датируются 1800-ми годами. Но название «Синдром Мюнхаузена» первым использовал доктор Ашер в 1951 году, когда наблюдал пациентов, которые сознательно вызывали у себя симптомы и болезни с главной целью – привлечь внимание медицинского персонала.

Формулировка и подробное описание термина «Синдром Мюнхаузена-прокси» (или факцисиозное заболевание прокси) датируется 1976 годом, когда британский профессор педиатрии Сэр Рой Мидоу наблюдал два случая, в которых матери вызывали симптомы болезни у своих детей:

  • Мать первого ребенка добавляла на протяжении времени в пищу своего ребенка чрезмерное количество поваренной соли, вызвав тем самым, гипернатриемию. Ребенок умер. Мать в последствии признала вину в совершении этого преступления лечащему ее врачу-психиатру;

  • Мать второго ребенка вызывала воспалительный процесс в почках своего дитя. Ребенка удалось вылечить после обнаружения причин и помещения матери на лечение в психиатрическую клинику.

После описанных Сэром Мидоу случаев в 1976 году Роджерс и Трип с соавторами опубликовали статью об умышленном отравлении ребенка, зарегистрированного в условиях больничного стационара [1].

В приведенных случаях «Синдром Мюнхаузена прокси» — это форма насилия над ребенком. Рой Мидоу назвал этот синдром как «закулисное насилие над ребенком», совершаемое человеком, чаще всего матерью (реже – отцы), кто осуществляет непосредственную заботу о нем.

Также Рой Мидоу обратил внимание, что матери имеют следующие особенности поведения в условиях стационара:

  • Вежливое и довольно приветливое отношение к медицинскому персоналу, проводящему диагностику, наблюдение и лечение пострадавших детей;
  • Производят внешне положительное впечатление «идеальных» родителей, проявляя заботу о детях;
  • Демонстрируют максимальную готовность к сотрудничеству в условиях медицинского учреждения (естественное и комфортное пребывание в стационаре);
  • Желание быть в центре внимания медицинского персонала;
  • Демонстрация наличия знаний о болезни, ее клинических проявлениях и динамике, которую они вызывали у ребенка (мать постоянно совершенствует знания о заболевании, которое стремиться вызвать);
  • Когда ребенку становилось лучше, они прибегали к хитростям и уловкам, чтобы усилить проявления заболевания у ребенка.

Особенности течения «Синдрома Мюнхаузена-прокси» и варианты проявления. По описанию исследователей данного синдрома обычно указывают на хроническое течение. Реже бывает вариант эпизодического течения, с различными временными интервалами между эпизодами.

Степень тяжести наносимого вреда также бывает различной. Описаны варианты:

  • Действия, непосредственно угрожающие жизни: удушение, отравление, кровопускания, голодание, провоцирование аллергических реакций;
  • Усиление уже имеющихся болезненных проявлений или фальсификацией симптомов с целью ошибочной диагностики;
  • Целенаправленное прекращение назначенного врачами лечения для ухудшения состояния ребенка;
  • Формирование ложных убеждений у окружающих людей о наличии у ребенка заболевания.

При угрозе разоблачения мать может попытаться возложить вину на кого-нибудь из членов медицинского персонала.

Важно отметить, что «Синдром Мюнхаузена-прокси» может проявляться в причинении вреда не только физическому, но и психическому здоровью ребенка.

В этом случае:

  • Создается ложное убеждение у окружающих о наличии психического расстройства у ребенка (как правило этот имидж формируется постепенно и с раннего детства ребенка);
  • Заранее изучается специфика заболевания, клинические проявления, динамика и т.д. в литературе, по рассказам родственников детей с психической патологией и др.;
  • Возможно манипулирование знакомыми или состоящими с ними в родстве специалистами в области психического здоровья детей, и, прежде всего, детскими психиатрами и клиническими психологами.

Содержание данного варианта течения синдрома включает в большей степени не стремление вызвать психическое расстройство как таковое, а преувеличение элементов поведения, не достигающих уровня психического расстройства, а также распространение ложных сведений о наличии психической патологии у ребенка.

Некоторые специалисты считают, что «Синдром Мюнхаузена-прокси» может выражаться в ложных утверждениях о совершении сексуального насилия над детьми, с неоднократными обращениями в полицию.

Мать воспринимает ребенка не как личность, а как объект, который помогает установить отношения с персоналом.

 За 40 лет изучения данного синдрома было получено описание «изнутри». В 2003 году вышла книга английского врача-психиатра  Джулии Грегори (Julie Gregory) «Sickened», в которой она описывает свое детство как жертва данного синдрома, рассказывая о поведении родителей, воспитании и жизни в стационарах.

 Клиника. Насилие над ребенком в рамках синдрома начинается, как правило, очень рано, буквально с младенческого возраста и первых лет жизни. По данным исследований средний возраст жертв синдрома составлял 20 месяцев (1,5 года).

Дети, ставшие жертвами синдрома, предъявляют разнообразные жалобы, наиболее частыми из которых являются боли в области живота, диарея, приступы удушья. Часто наблюдаются значительная потеря веса, припадки, кровотечения, необъяснимые повышения температуры, постоянная сонливость [2].

Симптомы нарушений возникают исключительно в присутствии матери и ослабевают в случае ее отсутствия. В тех случаях, когда результаты анализов и данные обследования не подтверждают наличия ожидаемой матерью патологии, она обращается в медицинское учреждение другого района или уезжает в другой город.

В полной семье, другие ее члены, в том числе и отец, обычно не принимают активного участия в совершении насилия над ребенком. Правильность действий матери сомнению не подвергается.

Матери способны убеждать взрослых сиблингов, которые могут заподозрить вред со стороны матери, в правильности своих действий. Даже жертв синдрома заставляют подтверждать именно ту информацию о болезни, которая выгодна матери. Дети боятся противоречить матери из-за страха утратить эмоциональную связь с ней. Также на детей действует убеждение, что верить будут взрослой матери, а не маленькому ребенку. Также страх того, что мать будет «мстить», если ребенок скажет свое мнение или правду [3].

Если мать начинает свои инсинуации в младенческом периоде и продолжает в дальнейшем, у ребенка может сформироваться убежденность, что все действия матери нормальны и правильны. Мать воспринимается дитем в этом случае как идеальный объект, вне зависимости от того объективного вреда, который она причиняет здоровью ребенка [3].

По различным данным, от 9 до 31% детей в случаях «Синдрома Мюнхаузена-прокси» погибают от рук агрессора. Это говорит о необходимости распознавания этого.

 Что мешает распознавать синдром. Ранее считалось, что эта патология довольно редкое явление. В настоящее время нарастает уверенность в том, что недостаточность диагностики связана с неосведомленностью специалистов в области данного расстройства (и внешней «идеальности» и заботливости родителей).

Большой промежуток времени между началом дебюта синдрома и его распознаванием объясняется рядом факторов, которые препятствуют его ранней диагностике. К ним относятся:

  • Неосведомленность у медицинских специалистов (и психологов) о «Синдроме Мюнхаузена-прокси» и отсутствие в практике подобных случаев;
  • Доверчивость специалистов к информации, которую предъявляет внешне очень заботливый родитель – как правило, мать;
  • Убедительность матери и ее осведомленность о заболевании ребенка, которое она вызывает;
  • Вовлечение в диагностику врачей, которые подтверждают анализами и заключениями правильность собственной позиции матери.

Диагностика «Синдрома Мюнхаузена-прокси» (рекомендации). Рой Мидоу рекомендует следующие меры по диагностике и профилактике обсуждаемого:

  • Сбор и качественная проверка (верификация) данных медицинского и социального анамнезов;
  • Проведение интервью с отцом и другими членами семьи в обязательном отсутствии матери для «объективизации» информации;
  • Госпитализация ребенка (как в случае вызывания соматических патологий, так и психических) с целью адекватного наблюдения за характером взаимоотношений между ребенком и матерью, а также для выявления закономерности между появления симптомов и присутствием матери;
  • Разделение ребенка и лица, подозреваемого в наличии «Синдрома Мюнхаузена-прокси» для подтверждения факта, что в отсутствии агрессора симптомы провоцируемой болезни уменьшаются (исчезают);
  • Скрытое видеонаблюдение за системой взаимоотношений между матерью и ребенком в случае совместной госпитализации.

Также автор указывает, что при сборе анамнеза особое значение имеет наличиеотсутствие в семье случаев внезапной смерти, которая может быть связана с «Синдромом Мюнхаузена-прокси» и диагностирована как «синдром внезапной смерти».

Дети, ставшие жертвой «Синдрома Мюнхаузена-прокси» своих матерей, во взрослой жизни испытывают проблемы с пищевым поведением, проявляют признаки психической травматизации и склонны сами к проявлению синдрома.

Этиология. На данный момент нет однозначных данных о причинах появления данного расстройства. Но следует выделить коморбидные синдрому расстройства: послеродовая депрессия, психическое расстройство психотической направленности, личностное расстройство, патология гистрионического спектра.

Психотерапия при «Синдроме Мюнхаузена-прокси» обязательна, но как указывают врачи, занимавшиеся терапией данного расстройства указывают на ее неэффективность.

    1. Rogers, D., Trip, J., Bentovim, A. et al. (1976) Non-Accidental Poisoning: An Extended Syndrome Of Child Abuse. Br. Med. J. 703-796.
    2. Bools, C., Neale, B., Meadow, S. (1992) Co-Morbidity Associated With Fabricated Illness (Munchausen Syndrome By Proxy) Arch..Dis. Child.Januar 67(1): 77-79.
    3. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. «Психологические и психические нарушения в постмодернистском мире». – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009, 174-186

Источник